Гордон, Патрик

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис
англ. Patrick Leopold Gordon of Auchleuchries
Гравюра Гордона в «Собрании портретов» П. Бекетова с гравюры «Осада Азова в 1696 г.» А. Шхонбека
Гравюра Гордона в «Собрании портретов» П. Бекетова с гравюры «Осада Азова в 1696 г.» А. Шхонбека
Дата рождения 31 марта (10 апреля) 1635
Место рождения Абердиншир, Шотландия
Дата смерти 29 ноября (9 декабря) 1699
Место смерти
Род деятельности писатель, военнослужащий
Принадлежность  Шотландия
Швеция
Речь Посполитая
Флаг России Русское царство
Годы службы Флаг России 1661—1699
Звание
Командовал Бутырский полк
Сражения/войны Северная война (1655—1660)
Русско-польская война
Чигиринские походы
Крымские походы
Азовские походы
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Па́трик Леопо́льд Го́рдон оф Охлухрис (англ. Patrick Leopold Gordon of Auchleuchries), в России известен как Пётр (или Па́трик) Ива́нович Го́рдон (31 марта (10 апреля) 1635, поместье Охлухрис, Абердиншир, Шотландия — 29 ноября (9 декабря) 1699, Москва, Россия) — шотландский и российский военачальник, генерал (1687) и контр-адмирал (1694) русской службы.

Почти всю жизнь провёл на службе иностранным коронам; верно служа России, оставался ревностным католиком и якобитом и до самой смерти считал себя подданным свергнутой британской династии Стюартов.

На российской военной службе состояли также его сыновья Джон (Иван), граф Джеймс (Яков), Теодор (Фёдор) и родственники Александер Гордон оф Охинтул, Томас Гордон и другие.

Незадолго до кончины принял на католической конфирмации имя Леопольд[2].

Происхождение

[править | править код]

Представитель одного из древнейших (с XII века) и знатнейших кланов Шотландии (ветвь Хэддо-Охлухрис). В 1320 году его прямой предок, сэр Эдам Гордон оф Стрэтбоги, вручил папе Римскому Иоанну XXII манифест независимости Шотландии, будучи послом короля Скоттов Роберта I Брюса.

Служба вне России

[править | править код]

В 16 лет покинул охваченную гражданской войной родину и поступил в Браунсбергскую иезуитскую коллегию (Бранево, Королевская Пруссия, ныне Польша), не окончив которой, в июле 1655 года записался рядовым рейтаром в конный полк герцога Саксен-Лауэнбургского в составе шведской армии короля Карла Х и храбро бился в Северной войне 1655—1660 годов. Взятый в плен после битвы под Варшавой, перешёл под знамёна Польши, сражался с русскими и татарами и был произведён в капитан-лейтенанты. С отличием действовал против русских как командир лейб-драгун князя Ежи Любомирского в Чудновской кампании 1660 г. Русский посол в Варшаве З. Ф. Леонтьев узнал о способностях Гордона и уговорил его перейти в царскую службу.

На русской службе

[править | править код]

2 сентября 1661 года Патрик Гордон вместе с другими шотландскими офицерами (включая Пола Мензиса) прибыл в Москву и был записан в Иноземском приказе в чине майора в солдатский полк своего земляка Д. Крофорда (Краферта) (как раз вернувшегося в Россию из польского плена). С 1664 года — подполковник, в феврале 1665 года произведён в полковники, а в 1666 году послан с царской грамотой в Англию.

После возвращения много лет прослужил на юге России (1667—1685 годы), особенно в Севске, принимая участие в военном управлении краем. В 1671 году ходил с полком на усмирение бунтующих казаков в Новый Оскол. В 1676 году участвовал в военных действиях против П. Дорошенко.

Чигиринские походы

[править | править код]

В 1677 году во главе драгунского полка участвовал в Первом Чигиринском походе и, следуя в русском авангарде, устроил укрепление при Бужинской переправе.

Особенно прославился при героической обороне Чигирина от огромной Османской армии во Втором Чигиринском походе: ещё в апреле 1678 года во главе своего драгунского полка прибыл в Чигирин, во время осады, после гибели 3 августа воеводы И. И. Ржевского, возглавил гарнизон, лично поджег пороховой магазин и покинул крепость одним из последних, за что 20 августа 1678 года произведён в генерал-майоры[3].

После оставления Чигирина получил назначение в Киев и занялся его укреплением, будучи одним из лучших в России военных инженеров. В 1683 году произведён в генерал-поручики.

Вскоре вызвал неудовольствие князя В. В. Голицына своим ходатайством об отъезде на родину, за что ему пригрозили разжалованием в прапорщики, хотя эта угроза не осуществилась.

В 1686 году король Англии и Шотландии Джеймс (Яков II (VII)) пожаловал Гордона рангом чрезвычайного британского посланника в России, но назначение не было утверждено царским правительством, поскольку он оставался на русской военной службе. В 1687 году он назначен командиром 2-го выборного Московского (позже — Бутырского) полка.

Под началом В. В. Голицына участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годов, несмотря на неудачу первого похода, 9 сентября 1687 года получил чин полного генералa[3].

В царствование Петра I

[править | править код]

Блестящий смотр, произведённый юным Петром I Бутырскому полку 3 февраля 1687 года[3], зародил в нём симпатии к Гордону.

События 1689 года, приведшие к падению царевны Софьи, поставили Гордона в близкие и даже дружеские отношения с царём. 4 сентября в Иноземскую слободу пришла царская грамота, в которой Петр приказывал иноземным генералам и офицерам прибыть к нему в Троице-Сергиеву лавру. Гордон, как старший из иностранных офицеров, счёл необходимым идти в Лавру, вопреки воле царевны и князя Голицына. Но, принимая такое решение, Гордон в то же время уведомил о царском указе князя Голицына и просил его согласия для следования в Лавру. Смущённый Голицын ответил, что покажет грамоту царю Ивану и царевне и тогда скажет, что делать. Гордон возразил, что когда царю и его семейству грозит опасность, начальник должен исполнять долг присяги, хотя бы и не получив приказа от вышестоящего начальства. Не дождавшись до вечера ответа Голицына, Гордон во главе иноземных офицеров отправился в Лавру, куда прибыл на следующий день. Во многом благодаря этому Пётр одержал победу без кровопролития, что побудило его с особой признательностью относиться к Гордону. После Троицкого похода Гордон становится руководителем всех военных занятий Петра, хотя гипотеза о командовании им также 1-м выборным Московским полком[3] в дневнике самого Гордона не подтверждается.

Гордон обладал зрелым умом, большими военными познаниями, имел богатый боевой опыт, умел держать войсковые части в строгой дисциплине, был распорядителен и храбр, но в то же время предусмотрителен, осторожен и скромен. Свои военные практические знания Гордон поддерживал и освежал изучением лучших военных сочинений по артиллерии, фортификации, устройству и образу действий войск в различных государствах. Обладая во всех отношениях высокими нравственными качествами, Гордон был любим и уважаем не только обитателями Иноземской слободы в Москве, но и многими из русских.

Ещё в 1688 году десятки хорошо обученных гордоновых бутырцев пополнили ряды рождавшегося Преображенского полка. Шотландец стал «крёстным отцом» российской гвардии, впервые применив этот термин к петровским «потешным» в своём Дневнике 8 августа 1689 года, и многое сделал для их превращения в боеспособные регулярные части. Первые командиры преображенцев и семёновцев: Ю. фон Менгден, А. Шарп (Шарф) и И. И. Чамберс — ставленники Гордона, причем последние двое — тоже из шотландцев.

Начиная с января-февраля 1690 года он постоянно ездит в Преображенское и почти неразлучен с младшим царём. О значении этого человека говорит тот факт, что первый в истории визит русского царя к иноземцу состоялся 30 апреля 1690 года, когда Пётр I со свитой пожаловал именно в дом Гордона в Иноземской слободе. Их долгие и доверительные беседы касались всевозможных вопросов европейской политики, устройства, содержания и вооружения войск.

Отныне Гордон руководил войсковыми учениями, стрельбами, полевыми фортификационными работами, устройством военных лагерей, отработкой способов построения. Он обращал особое внимание на стрельбу в цель и действия гренадеров, из которых он впервые в России составил особую роту в своём полку. Учения отдельных полков перешли в общевойсковые, отдельные упражнения пехоты — в баталии пехоты и конницы. Венцом занятий Гордона с Петром были манёвры.

Предполагаемая могила Патрика Гордона на Введенском кладбище. Перенесена в 1877 из бывшей Немецкой слободы.

В 1694 году Гордон в ранге первого русского контр-адмирала (шаутбенахта) участвует в поездке Петра в Архангельск и на Белое море и переводит на английский первый свод русских морских сигналов, а чуть позже он уже главный руководитель Кожуховского похода. Знающий, уравновешенный и осторожный Гордон много способствовал развитию у царя выдержки и осмотрительности при решении военных и политических вопросов.

В 1695 и 1696 годах он был одним из русских военачальников в Азовских походах, наряду с А. М. Головиным и Ф. Лефортом, причем руководил осадными работами, исполняя обязанности инженер-генерала. Гордон был главным инициатором взятия этой крепости с помощью «подвижного» земляного вала в 1696 году.

В 1698 году под формальным начальством боярина А. С. Шеина он разгромил мятежных стрельцов под Воскресенским Новоиерусалимским монастырём, после того как дважды, рискуя жизнью, ездил в стан бунтовщиков.

Будучи ревностным католиком, Гордон в 1684 году добился у царей разрешения основать в Москве первый в России постоянный католический храм, чему доселе категорически противилось как православное духовенство, так и протестантское большинство обитателей московской Немецкой слободы. Деревянная часовня была построена к 1687 году, но в 1705 году сгорела. Каменная церковь на её месте была возведена в 1706 году[4].

На надгробном памятнике на Введенском кладбище в Москве (участок № 11, на границе с участками № 9 и № 15) надпись на немецком языке сообщает, что здесь покоятся останки полковника Гордона, современника Петра Великого и Лефорта, перенесённые сюда в 1877 году из бывшего дома вблизи Немецкой улицы. Оригинальная надгробная плита хранится в собрании Государственного исторического музея (латинская надпись на его надгробии гласит: «Sacrae Tzareae Majestatis / Militiae Generalis / Patricius Leopoldus Gordon / Natus Anno Domini 1635 / die 31 Martii / Denatus Anno Domini / 1699 die 29 Novembris / Requiescat in pace»).

Был дважды женат, оба раза на нидерландках, живших в московской Новой Немецкой слободе[5]:

1-я жена (с 26.01.1665) — Катарина фон Бокховен (1650—1671), дочь генерал-майора русской службы Филиппа Альберта ван Бокховена

  • Кэтрин Элизабет (1665—1739)
    • первый муж (с 1680) — полковник русской службы Рудольф (Родион) Страсбург
    • второй муж (с 15 февраля 1698 года) — генерал-майор русской армии Александер Гордон оф Охинтул (1669—1751)
  • Джон (1667—1712), прапорщик русской службы, затем поселился в Шотландии
  • Джеймс (Яков Петрович) (1668—1722), после смерти отца в 1699—1705 годах полковник Бутырского полка[6], с 1701 граф Священной Римской Империи, затем бригадир[7]

2-я жена — Элизабет Ронаэр. Все дети от второго брака, кроме Мэри и Теодора, умерли в детстве.

  • Мэри (1673 — после 1698)
  • Теодор (Фёдор Петрович) (1681—1734) — полковник русской службы, в годы Северной войны командовал Киевским драгунским полком, отстранён от командования в 1712 году после того, как его полк понёс тяжёлые потери в столкновении с поляками при Пыздрах 1/12.06.1712[10][11].
  • Джордж (1-й)
  • Джордж (2-й)
  • Питер
  • Дженет[5]

Дневник Гордона

[править | править код]

Гордон оставил после себя уникальный по подробности и широте сведений дневник на английском языке, охватывающий почти всю жизнь автора (оканчивается 31 декабря 1698 года) и почти половину европейского пространства за полстолетия. Он дошёл до нас не полностью: 1668—1676 и 1679—1683 годы утеряны. Этот памятник хранится в РГВИА в Москве, частичная копия (1684—1698) — в РНБ в Петербурге. Ныне завершено первое полное научное издание «Дневника» как в подлиннике, так и в русском переводе.

Изучая описания мест, которые посетил генерал, историки могут судить об их состоянии на конец XVII века. Так, благодаря краткому описанию Дивногорского мужского монастыря, была вынесена гипотеза о более раннем существовании обители. Особенно много даёт труд Гордона для истории войн с Речью Посполитой, Турцией и Швецией, военного устройства, личности Петра Великого, общественного и хозяйственного быта того времени.

В культуре

[править | править код]

Примечания

[править | править код]
  1. Гордон Патрик // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга вторая. Сооружение первого католического храма в Москве // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — С. 445. — 462 с.
  3. 1 2 3 4 П. О. Бобровский. История лейб-гвардии Гренадерского Эриванского Его Величества полка. Часть 1. — СПб. 1892.
  4. Станислав Козлов-Струтинский, Павел Парфентьев. Глава VII. Латиняне на Руси в XIV-XVII веках // История Католической Церкви в России. — СПб.: Белый камень, 2014. — С. 224. — 740 с. — ISBN 978-5-98974-014-7.
  5. 1 2 Славянская энциклопедия. XVII век : в 2 т. / Авт.-сост. В. В. Богуславский. — М. : Олма-пресс, 2004. — ISBN 5-224-02249-5.
  6. М. Д. Рабинович. Полки петровской армии 1698—1725. — М, 1977.
  7. Станков К. Н. Джеймс Гордон: якобит и бригадир русской армии. // Военно-исторический журнал. — 2021. — № 9. — С.94—102.
  8. Гордон П. Дневник. 1690-1695. — С. 29.
  9. Гордон П. Дневник. 1690-1695. — С. 135.
  10. Разгром Киевского драгунского полка при Пыздрях 1 (12) июня 1712. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  11. Немного о Киевском драгунском полку. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.

Литература

[править | править код]