Пятый канал (Украина)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
5 канал
Logo 5 Channel.svg
Страна

УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина

Зона вещания

УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина

Время вещания

Круглосуточно

Язык вещания

Украинский, русский

Центр управления

КиевFlag of Kyiv Kurovskyi.svg Киев

Тематика канала

Информационная

Дата начала вещания

1 сентября 2003 года[1]

Заменил

Флаг Украины НБМ

Свидетельство о регистрации СМИ

НР № 0305-м, НР № 0405-м, НР № 1369-м[2]

Доля аудитории

3,84% (2014, itk.ua)

Владелец

Порошенко, Пётр Алексеевич

Слоган

«Новини народжуються тут»

Сайт

5.ua

«5 канал» — всеукраинский телеканал. Отличительной особенностью являются ежечасные выпуски новостей и гостевые студии.

Созданный в 2003 году, наибольшую популярность (третье место в рейтинге, оставив впереди только «Интер» и «1+1») канал приобрёл во время президентских выборов 2004 года. Это был единственный телеканал, предоставлявший эфирное время оппозиции. Тогда же он перешёл в режим круглосуточного вещания, транслируя в прямом эфире ход событий Оранжевой революции. В феврале 2005 года «5 канал» стал позиционироваться как «первый информационный канал»: из эфира были полностью исключены художественные фильмы и музыкально-развлекательные передачи, остались новости, аналитические программы, публицистика и документальное кино.

Владельцем канала с момента начала его вещания является Пётр Порошенко[3][4].

История[править | править вики-текст]

В 1995 году в Черновцах была основана телерадиокомпания «НБМ». Основными направлениями деятельности компании в то время был региональный телеканал «НБМ» и западноукраинская радиосеть «Нико FM» (укр. Ніко FM). Впоследствии компания получила лицензии на вещание в 12 областях и вышла на спутник. С августа 2002 года канал начал транслироваться и в Киеве.

В феврале 2001 года в общеукраинском эфире появилась телерадиокомпания «Экспресс-информ» (Експрес-інформ), основанная в 1993 в Киеве как студия экономических новостей. В 2003 году телерадиокомпании «НБМ» и «Экспресс-информ» создали «5 канал».

Идея и концепция «5 канала» принадлежит журналистам Андрею Шевченко, Роману Скрыпину и Евгению Глибовицкому, которые из-за цензуры покинули телеканалы «Новый», «СТБ» и «1+1» соответственно. Со времени своего основания «5 канал» позиционировал себя как «канал честных новостей». В том же 2003 году журналисты, руководители и владельцы канала подписали соглашение о принципах работы, которые запрещали владельцам вмешиваться в процесс производства новостей, и приняли принципы редакционной политики.

Создан по стандартам «Би-би-си»[5]

Во время президентских выборов 2004 года «5 канал» был единственным телевизионным каналом, который предоставлял своё эфирное время как власти, так и оппозиции. Сотрудники канала жаловались на давление со стороны власти и провластных политиков. 7 октября владелец «5 канала» Пётр Порошенко подверг резкой критике и обвинил в «выполнении сценария Банковой» Владимира Сивковича, председателя парламентской комиссии по делу об отравлении Виктора Ющенко[6]. Через неделю по иску Сивковича «О защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального ущерба»[7] были заблокированы банковские счета канала[8], после чего журналисты канала объявили голодовку и счета были разблокированы[9].

Во время Оранжевой революции «5 канал» перешёл в режим круглосуточного информационного вещания и в прямом эфире транслировал события на Майдане в Киеве и других «горячих» точках столицы Украины. Благодаря этому рейтинг канала достиг рекордных показателей — по аудитории «5 канал» занимал третье место в стране, оставив впереди только «Интер» и «1+1», которые имели большой охват национальной сети телевещания.

В феврале 2005 года было заявлено об изменении формата канала — канал объявил себя «первым информационным» каналом. С 14 марта 2005 года из эфира были убраны развлекательные и музыкальные программы, художественные фильмы и прочее, остались только новости, документальные фильмы, аналитические и публицистические программы, передачи о туризме. В то же время «5 канал» оставил руководитель службы новостей Андрей Шевченко, которого на этом посту сменил Роман Скрыпин.

В мае 2006 года с «5 канала» ушёл и Роман Скрыпин, заявив об отсутствии развития канала, а также о том, что на канале разрушена схема принятия решений — в частности, назначение нового шеф-редактора новостей состоялось без обсуждения с ним как с шеф-редактором канала[10][11].

В начале июня 2010 года суд удовлетворил требования группы телеканалов «Интер», аннулировав принятое за полтора года до этого решение Нацсовета о выделении «5 каналу» и «ТВі» частот на вещание[12]. Журналисты этих телеканалов заявили о влиянии на судебное решение руководителя СБУ Валерия Хорошковского, который одновременно являлся владельцем группы «Интер»[13].

25 августа 2011 года телевизионный марафон «5 канала» «Украинская независимость» (Українська незалежність), который вели Татьяна Даниленко и Павел Кужеев, установил новый мировой рекорд по продолжительности — 52 часа непрерывного эфира[14]. В октябре телемарафон был зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса[15].

Во время массовых антиправительственных выступлений на Украине 2013—2014 года, продолжал поддерживать оппозицию. 18 февраля 2014 года эфирное, аналоговое и цифровое вещание канала было прекращено по всей территории Украины на сутки[16].

По данным Натальи Лигачёвой, шеф-редактора медиа-портала «Телекритика», канал смотрят «все кто активны в бизнесе и политике», но в целом аудитория составляет около 10 % от населения[3].

В апреле 2014 года Петр Порошенко, будучи кандидатом в президенты Украины, заявил о том, что он не будет продавать телеканал в отличие от других своих компаний, и отметил, что 5-й канал сыграл большую роль и во время Оранжевой революции, и во время Евромайдана.[3]

Структура собственности телеканала[править | править вики-текст]

Пётр Порошенко является практически единоличным владельцем «5 канала»[17]. Собственниками канала являются две компании с ограниченной ответственностью: "ПII ТОВ «ТРК НБМ» и "ТРК «Експрес-Информ». В "ПII ТОВ «ТРК НБМ» единственным акционером выступает инвестфонд «Prime Assets Capital», владельцем которого является Порошенко. В "ПII ТОВ "ТРК «Експрес-Информ» инвестфонд «Prime Assets Capital» владеет 90 % акций, а остальные 10 % принадлежат топ-менеджеру «5 канала» Владиславу Лясовскому.

Программы[править | править вики-текст]

  • «Время новостей» (Час Новин) — свежие новости — ежечасно.
  • «Время. Итоги дня» (Час. Підсумки дня)[18] — ежедневное аналитическое ток-шоу.
  • «Время. Итоги недели» (Час. Підсумки тижня) — главное за неделю.
  • «РесПублика с Анной Безулик» (РесПубліка з Анною Безулик)[19] — еженедельное общественно-политическое ток-шоу.
  • «„Портреты“ с Сергеем Дорофеевым» («Портрети» з Сергієм Дорофеєвим) — интервью-портрет в прямом эфире.
  • «В кабинетах» (В кабінетах) — эмоциональное интервью.
  • «Мастер-класс с Натальей Фицич» (Майстер-клас із Наталкою Фіцич) — программа о народных ремеслах и мастерах Украины.
  • «Энергонадзор» (Енергонагляд) — специализированный информационно-аналитический проект.
  • «АгроКонтроль» (АгроКонтроль) — информационно-аналитический тележурнал.
  • «Окно в Европу» (Вікно в Європу) — информационно-аналитический еженедельник.
  • «Большая политика» (Велика політика) — анализ главного политического события недели.
  • «Жизнь интересна» (Життя цікаве) — лёгкий обзор происходящего в мире.
  • «Время спорта» (Час спорту) — все спортивные события в одной программе.
  • «Киевское время» (Київський час) — новости Киева.
  • «Бизнес-время» (Бізнес Час) — экономика, финансы, статистика; товарные и фондовые рынки; законодательные изменения и их последствия.
  • «5 элемент» (5 елемент) — практические советы специалистов всех сфер жизни.
  • «Погода на Украине» (Погода в Україні) — прогноз погоды во всех регионах страны.
  • «Машина времени» (Машина часу) — «убийства правителей и рождения гениев, государственные перевороты, изобретения, которые изменили мир, неожиданные ракурсы ключевых событий».
  • «Погода в мире» (Погода у світі)
  • «Погода на курортах» (Погода на курортах)
  • «Арсенал» (Арсенал) — история оружия и вооружения армий и народов.
  • «Рекламная кухня» (Рекламна кухня) — о законах рекламы.
  • «Своими глазами» (Своїми очима) — о путешествиях.
  • «Press-обзор» (Press огляд) — обзор прессы.
  • «Сильные люди» (Сильні люди) — о бизнесменах, учёных, деятелях культуры и искусств.
  • «Не первый взгляд» (Не перший погляд) — субъективный взгляд на ту или иную страну.
  • «ТрансМиссия» (ТрансМісія) — новости и аналитика автомира.
  • «Акцент» (Акцент) — журналистские расследования социальных проблем современной Украины.
  • «Автопилот-новости» (Автопілот-новини) — об автомобилях.
  • «Автопилот-тест» (Автопілот-тест) — тест-драйвы автомобилей.
  • «ДМБ» (ДМБ) — примеры доблести, мужества и благородства.
  • «Достичь цели» (Досягти Мети)
  • «Драйв» (Драйв) — обзоры чемпионатов по авторалли.
  • «Феерия путешествий» (Феєрія мандрів)
  • «Игра судьбы» (Гра Долі) — сериал документальных фильмов об украинцах.
  • «Мотор-ТВ» (Мотор-ТВ) — об автомобилях.
  • «Технопарк» (Технопарк) — о современной электронной технике.
  • «Территория закона» (Територія закону) — раскрытие резонансных преступлений и методы противодействия правонарушителям.
  • «Здоровые истории» (Здорові історії)
  • «Фактор безопасности» (Фактор безпеки) — о мировой безопасности.
  • «Закрытая зона» (Закрита зона) — проект журналістких розлідувань.
Параметры спутникового вещания[20]
Спутник Орбитальная позиция Частота Поляризация Символьная скорость FEC
Astra 4A
5 градусов восточной долготы 12283,70 MHz вертикальная
27500 Мсимв/с
3/4

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Телевизионная Украина. Телеспутник (10 октября 2004). — «1 сентября прошлого года телеканала НБМ не стало. Вместо него появился „5 канал“»  Архивировано из первоисточника 28 июня 2012.
  2. 5 канал на сайте Нацсовета  (укр.)
  3. 1 2 3 Ресурс Порошенка, або Навіщо президенту ″5 канал″ | Україна // Deutsche Welle, 09.07.2014
  4. 5 канал. Корреспондент. Проверено 22 июля 2012. Архивировано из первоисточника 7 августа 2012.
  5. http://www.5.ua/about5/item/329664-istoriia
  6. Реалити-шоу "Предвыборный голод", Lenta.ru (29 октября 2004). Проверено 22 июля 2012.
  7. Счета Порошенко и „5 канала” арестованы, Комментарии (18 октября 2004). Проверено 17 ноября 2014.
  8. СЧЕТА "5 КАНАЛА" АРЕСТОВАНЫ. ИЗ-ЗА… СИВКОВИЧА, Украинская правда (18 октября 2004). Проверено 22 июля 2012.
  9. Суд Киева отменил арест счетов "5 канала", Корреспондент (2 ноября 2004). Проверено 22 июля 2012.
  10. Роман Скрипін йде з 5 каналу (укр.), Телекритика (22 мая 2006). Проверено 22 июля 2012.
  11. Роман Скрипін: Моє бачення розвитку каналу не тотожне поглядам топ-менеджменту (укр.), Телекритика (22 мая 2006). Проверено 22 июля 2012.
  12. 5 КАНАЛ і ТВі ЗАЛИШИЛИ БЕЗ ЧАСТОТ (укр.), Українська правда (8 июня 2010). Проверено 21 июля 2012.
  13. Віктор Міняйло. У «5 каналу» і ТВі відібрали частоти: розвиток медіа бізнесу чи тиск на свободу слова (укр.), Радіо Свобода (8 июня 2010). Проверено 21 июля 2012.
  14. Тетяна Даниленко і Павло Кужеєв встановили рекорд: 52 години телемарафону (укр.), Телекритика (25 августа 2011). Проверено 22 июля 2012.
  15. Телемарафон 5-го каналу зареєстрували в Книзі рекордів Гіннеса (укр.), Телекритика (28 октября 2011). Проверено 22 июля 2012.
  16. Вещание «5 канала» прекращено по всей Украине – редакция. Интерфакс-Украина (18 февраля 2014). Проверено 25 февраля 2014.
  17. "5 канал" признался, что Порошенко владеет им без офшоров (скриншот). Украинские новости. ukranews.com (6 апреля 2016).
  18. На «5 каналі» - новий проект «Час. Підсумки дня» (укр.). МедіаБізнес (24 февраля 2012). Архивировано из первоисточника 28 июня 2012.
  19. 5 канал запустить лінійку ток-шоу і проект Анни Безулик (укр.). МедіаБізнес (2 февраля 2012). Архивировано из первоисточника 28 июня 2012.
  20. http://www.5.ua/satelit

Ссылки[править | править вики-текст]