Укиё-э

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кацусика Хокусай. «Южный ветер. Ясный день». Цветная гравюра на дереве. 1823—1831. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи».
Тосюсай Сяраку. Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя. 1794. Из серии «Портреты актёров трёх театров Эдо».

Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо.

Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви».

Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века.

Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу[1].

Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»).

Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.

Для укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки (якуся-э)[2]. Позднее стала популярной пейзажная гравюра.

Стиль укиё-э зародился на волне урбанизации конца XVI века, что привело к появлению класса торговцев и мелких ремесленников, которые начали писать рассказы или повести и оформлять их рисунками. Подобные сборники носили название эхон (яп. 絵本  — «книга картинок»).

Одним из примеров подобного искусства является издание 1608 года «Исэ-моногатари» («Повесть об Исэ») Хонами Коэцу. В подобных книгах широко использовались укиё-э в качестве иллюстраций.

Позднее гравюры стали печатать как самостоятельные произведения — какэмоно (яп. 掛け物  — свиток с картиной или изречением) и афиши для театра кабуки.

В середине XVIII века была разработана технология получения многоцветных отпечатков, которые получили название нисики-э (яп. 錦絵  — «парчовые картинки», также известны как эдо-э).

Известными художниками этого периода были Утамаро, Хокусай, Хиросигэ и Тосюсай Сяраку. Изучая европейское искусство, японские художники переняли технику изображения перспективы на рисунке, также в гравюре развились пейзаж и другие жанры. Хокусай на своих гравюрах изображал в основном пейзажи и природу. В 1831 году был издан его знаменитый сборник «Тридцать шесть видов Фудзи (Хокусай)» (яп. 富嶽三十六景).

Влияние на европейскую и русскую живопись

[править | править код]
В. ван Гог. «Портрет папаши Танги». Холст, масло. 1887—88. Музей Родена, Париж. Пример влияния укиё-э на западное искусство

После революции Мэйдзи в 1868 году и открытия границ в Японию завозились достижения западной цивилизации.

Укиё-э постепенно выходит из моды, заменяясь фотографией. В то же время гравюры в стиле укиё-э стали очень популярны в западной Европе и Америке, их начинают массово скупать искусствоведы.

Увлечение укиё-э охватывает во второй половине XIX столетия всю Европу. Японские гравюры стали источником вдохновения для европейских художников, работавших в стиле кубизма, импрессионизма, а также художников-постимпрессионистов. Винсент ван Гог в письме к брату Тео пишет: «Изучая искусство японцев, мы одновременно чувствуем в их вещах умного философа, который тратит время на <...> просто на созерцание травинки. Но эта травинка даёт ему возможность рисовать любые растения, времена года, ландшафты, животных и, наконец, человеческие фигуры. … Мне думается, изучение японского искусства неизбежно делает нас более веселыми и радостными, помогает нам вернуться к природе, несмотря на наше воспитание, несмотря на то, что мы работаем в мире условностей».[3]

Это влияние называют японизмом, который определяется как феномен сильнейшего визуального влияния японской культуры на западную, рамки которого определяются исследователями в пределах 1860–1910-х годов.

В России этот интерес особенно усилился после состоявшейся в Петербурге выставки японских гравюр из коллекции Сергея Китаева — считается, что именно с неё начался «японский выставочный бум». Александр Бенуа писал о японских художниках: «Их чудесное искусство, вся их <...> культура <...> полюбилась настолько, что многие из нас обзавелись коллекцией японских эстампов, а Хокусаи, Хиросиге, Куниоси, Утамаро стали нашими любимцами».[4] Игорь Грабарь сетовал брату, что не может перестать покупать гравюру, а в 1902 году писал: «Без японцев нельзя представить появление Клода Моне, Дегаса [Дега], Уистлера, и всего, что связано с этими тремя именами, т. е. в сущности добрую половину современного искусства...»[5]

В первую очередь художников поражали композиционные приемы, совершенно непривычные для европейской живописной традиции. Неожиданные, зачастую неестественные с точки зрения линейной перспективы ракурсы в сочетании с фрагментарной композицией сейчас кажутся обыденностью в картине, закономерными и даже стандартными в фотографии и кинокадре, однако во многом такие приемы в живописи — это результат диалога разных культур на рубеже XIX и XX веков: европейской, русской и японской.

Жанры гравюр укиё-э

[править | править код]
  • бидзин-га — изображение красавиц
  • якуся-э — портреты популярных актёров театра
  • сюнга — эротические гравюры
  • йокогама-э — изображение иностранцев
  • гига-э — юмористические картинки
  • мэйсё-э — изображения знаменитых мест
  • окуби-э — изображения больших голов
  • сумо-э — изображения сумоистов
  • сини-э — посмертные картины
  • омотя-э — картинки-игрушки
  • уки-э — изображения с прямой перспективой (чаще помещения)
  • катё-га — «цветы и птицы»
  • фукэй-га — пейзажи
  • муся-э — изображения знаменитых самураев
  • утива-э — изображения на веерах утива.

Процесс создания

[править | править код]
Печатная форма в процессе изготовления

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник[6]. Укиё-э изготовлялись следующим образом. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из вишни, груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок. Потом делалось несколько черно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону. Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру[7].

Известные художники и школы укиё-э

[править | править код]

Школа Хисикава:

Школа Кайгэцудо:

Школа Тории:

Театральная гравюра:

Школа Хосода:

Школа Миягава:

Школа Кацукава:

Школа Хокусай:

Школа Китао:

Судзуки Харунобу. «Две женщины на веранде». Цветная гравюра на дереве. Ок. 1750

Школа Нисимура/Исикава:

Школа Сэкиэн:

Школа Утагава:

Огата Гэкко. «Дракон, поднимающийся к небу». Набросок. 1897

Прочие:

Театральная гравюра

[править | править код]

Примечания

[править | править код]
  1. М. В. Успенский. Японская гравюра. — Санкт-Петербург: «Аврора», «Янтарный сказ», 2004. — 64 с. — («Библиотека Авроры»). — 5000 экз. — ISBN 5-7300-0699-3.
  2. В 1840-е гг., в эпоху, когда власти были обеспокоены состоянием нравов горожан и хотели воспрепятствовать их увлечению театром Кабуки, художник Утагава Кунисада показал знаменитых актёров под видом воинов — участников процессии владетельного князя даймë.(Варшавская Е. Ю. В обход цензурных запретов: актёры под видом воинов и воины под видом актёров в гравюре укиë-э // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 597—607. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-06-47)
  3. Ван Гог В. Письма к брату Тео. — М.: Эксмо, 2023. — 318 с. — (Библиотека искусствоведа). — ISBN 978-5-04-167107-5.
  4. Бенуа А. Н. Глава 42 // Мои воспоминания: В 5 книгах / отв. ред. Д. С. Лихачёв. — 2-е изд. — М.: Наука, 1990. — Т. 2. Кн. 4, 5. — С. 396. — 743 с.
  5. Грабарь И. Э. Японцы // Мир искусства : журнал. — 1902. — № 2. — С. 32.
  6. Катасонова Е.Л. Мангамания // Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2. — С. 70—81.
  7. Брижит Кояма-Ришар Сохраняя традиции: японская гравюра укиё-э в наши дни Архивная копия от 1 сентября 2023 на Wayback Machine / Современный взгляд на Японию, nippon.com, 09.04.2014

Литература

[править | править код]
  • Укийо-Е // Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М.: Советский художник, 1961. — С. 174. — 190 с. — 15 000 экз.
  • Укийо́-Е // Ужи — Фидель. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 62. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).
  • А. Савельева. Мировое искусство. Мастера японской гравюры. — «Кристалл», 2007. — 208 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-9603-0033-8.
  • М. В. Успенский. Японская гравюра. — Санкт-Петербург: «Аврора», «Янтарный сказ», 2004. — 64 с. — («Библиотека Авроры»). — 5000 экз. — ISBN 5-7300-0699-3.