Украина.ру

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Украина.ру
Изображение логотипа
Страна  Россия
Тип интернет-издание
Владелец МИА «Россия сегодня»
Главный редактор Искандер Хисамов (2016—н. в.)
Дата основания 2014 год
Адрес редакции Россия, г. Москва, ул. Пятницкая, 25, стр.1
Язык русский, английский
Веб-сайт ukraina.ru

Украина.ру — российское государственное интернет-издание, начавшее работу 18 июня 2014 года. Принадлежит информационному агентству «Россия сегодня». Транслирует официальную позицию РФ в вопросах Украины.

История[править | править код]

14 мая 2014 года МИА «Россия сегодня» сообщило о скором запуске информационно-аналитического издания «Украина.ру», презентация которого состоялась 18 июня 2014 года[1]. СМИ возглавила украинская журналистка Алёна Березовская[2].

29 октября 2014 года была открыта англоязычная версия издания[источник?].

В мае 2016 года главным редактором сайта стал российский журналист Искандер Хисамов, до этого проработавший в ряде украинских СМИ (местная версия Эксперта, издания Мультимедиа-инвест групп, сайт Страна.ua[3]).

Редакция[править | править код]

К моменту запуска в Украине.ру работало 10 человек. С изданием в разное время сотрудничали журналисты Марина Ахмедова, Андрей Бабицкий, Юрий Кот и Александр Чаленко[4][5].

Свои колонки на сайте публиковали чиновники во времена президентства Виктора Януковича (вроде Елены Лукаш, Александра Клименко, Николая Азарова), представители Оппозиционного блока, Партии Регионов и Союза левых сил.

Редакционная политика[править | править код]

Украина.ру транслирует официальную позицию РФ в вопросах Украины[6]. Перепечатывает негативно описывающие Украину новости российских СМИ[7]. В своем Телеграм-канале унижает украинцев, в том числе женщин-жертв насилия. Репостил призывы вешать защитников Мариуполя на улицах, «прикрепив им на грудь таблички «Я бандеровец» - так, как поступали фашисты с советскими партизанами[8]. Политика сайта позиционировалась как «альтернативная точка зрения о ситуации на Украине, кардинально отличающаяся от той, которая доминирует в украинских и западных СМИ», которые руководство Украины.ру обвиняло в «однобокости и необъективности». Также были обещаны дискуссии и обмен мнениями об Украине[1] в связи с произошедшим там политическим кризисом. Особое внимание уделялось вооружённом конфликту на востоке страны[9]. Также издание заявляло целями «укрепить нашу дружбу, наши народы, возродить нашу историю и действительно вернуть то, что нас объединяет[1]».

Аудитория[править | править код]

К октябрю 2014 года среднее количество ежедневных просмотров сайта равнялось 200 тысячам, аудитория составляла 40 тысяч. человек, а в социальных сетях было 24 тыс. подписчиков[источник?].

Оценки[править | править код]

Другие СМИ[10][11][12][7][13][14], а также фактчекинговые сайты[15][16] многократно уличали «Украину.ру» в распространении фальшивых новостей и использовании языка вражды в своих материалах. Кроме того, изданием «Радио Свобода» было отмечено, что несмотря на то что «Украина.ру» позиционирует себя украинским СМИ и содержит слово «Украина» в своем названии, оно было создано и принадлежит российскому государственному агентству «Россия сегодня», а его деятельность в основном направлена на дискредитацию Украины[7]. Такую же оценку работе «Украины.ру» дает и «The Insider»[17].

Санкции и ограничения[править | править код]

16 сентября 2015 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введение в действие решения СНБО, которое, среди прочего, предусматривает заморозку всех активов Алёны Березовской, являющейся на тот момент главным редактором «Украины.ру»[18].

4 января 2020 года издание «Украина.ру» было внесено в спам-лист английской Википедии с формулировкой «спонсируемый государством сайт, распространяющий фальшивые новости и дезинформацию»[19][20].

23 марта 2021 года президент Украины Владимир Зеленский ввёл в действие решение СНБО, которое предусматривает блокировку украинскими интернет-провайдерами доступа к «Украине.ру» и ряду других ресурсов, придерживающихся аналогичной редакционной политики[21].

Инциденты[править | править код]

29 января 2015 года «Украина.ру» опубликовала колонку Михаила Пасичныка о связи президента Украины Петра Порошенко с Сатаной, с которым политик подписал договор. Материал был удалён после проявления к нему интереса со стороны других СМИ[22].

21 марта 2019 года сотрудниками СБУ была задержана гражданка Молдовы и России Маргарита Бондарь. Девушка проживала в Киеве, работала координатором в «Группе мониторинга прав национальных меньшинств» и публиковалась в изданиях «Нігіліст  (укр.)» и «Спільне». Однако в течение 2018 года также публиковалась в «Украине.ру» под псевдонимом «Рима Войсток», её последним материалом стала статья «Вам не страшно? Нацисты XXI века прошли маршем по улицам Киева». Согласно заключению Министерства культуры Украины, содержание её публикаций «способствует инспирации межнациональной и межэтнической розни, дестабилизации общественно-политической обстановки». Своё сотрудничество с «Украиной.ру» Бондарь объяснила финансовыми проблемами. 27 марта 2019 года Маргарита Бондарь была выдворена из Украины с запретом на въезд сроком на три года[23][24][25].

23 сентября 2020 года в Алматы по подозрению в совершении правонарушения по статье 174 Уголовного кодекса Казахстана был задержан блогер Ермек Тайчибеков. Поводом для задержания стало интервью Тайчибекова «Украине.ру» от 28 мая 2020 года, в котором он уничижительно высказывался о казахах и Казахстане, критиковал государственную языковую политику, а также возлагал на казахстанские власти ответственность за межэтнические конфликты в стране[26]. 19 августа 2021 года cуд Ауэзовского района Алматы приговорил Ермека Тайчибекова к семи годам колонии строгого режима. Это стало второй его судимостью по данной статье[17].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 „Россия Сегодня“ запускает информационный ресурс „Украина.ру“Ведомости“, 14.05.2014
  2. "Россия сегодня" и Киселев запустили сайт об Украине.
  3. Медиа-Искандеры не смеются: «Вести», UBR, Strana.UA и «Украина. РУ» как лобби Москвы «Детектор Медиа», 12.02.2017
  4. Илья Шепелин. Дмитрий Киселёв: «Теперь Украина — виртуальная страна, а наш портал настоящий!» // Слон.ру, 15.05.2014
  5. Светлана Павлова, Владимир Ивахненко. Кот, «Олень» и другие «спасители» Украины «Радио Свобода», 03.08.2015
  6. Медиа-Искандеры не смеются: «Вести», UBR, Strana.UA и «Украина.РУ» как лобби Москвы (укр.). detector.media (12 февраля 2017). Дата обращения: 26 июля 2022.
  7. 1 2 3 Ивахненко, Владимир. "Фашисты", "русофобы", "марионетки". Словарь российских новостей об Украине, «Радио Свобода» (29 мая 2018). Дата обращения 30 сентября 2021.
  8. «Идейный цинизм» как следствие российской пропаганды. Крым.Реалии. Дата обращения: 26 июля 2022.
  9. Портал «Украина.ру» запускает англоязычную версию «РИА Новости», 29.10.2014
  10. Скляревская, Гала. «Концлагеря для русских на Украине»: кто поставляет информацию для роспропаганды, «Детектор медиа» (30 марта 2016). Дата обращения 30 сентября 2021.
  11. СМИ распространили фейк о якобы уменьшении размера награды украинским олимпийцам (укр.), «Радио Свобода» (22 липня 2016). Дата обращения 30 сентября 2021.
  12. Деза дня: Киевлянам могут повысить тариф на электроэнергию в связи с Евровидением (укр.), «Радио Свобода» (17 лютого 2017). Дата обращения 30 сентября 2021.
  13. Сидоренко, Сергей. Фейк об "отмене" безвиза: что стоит за новостями о новых ограничениях для Украины, «Европейская правда» (11 марта 2019). Дата обращения 30 сентября 2021.
  14. Медиа массово распространили фейк о побеге Яценюка из страны (укр.), «Детектор медиа» (4 червня 2019). Дата обращения 30 сентября 2021.
  15. Анализ материалов «Украины.ру» на официальном фактчекинговом сайте ЕС «EUvsDisinfo» (англ.). «EUvsDisinfo». Дата обращения: 30 сентября 2021.
  16. Анализ материалов «Украины.ру» на украинском фактчекинговом сайте «StopFake». «StopFake». Дата обращения: 30 сентября 2021.
  17. 1 2 Сторонника «русского мира» из Казахстана приговорили к семи годам за интервью о «русофобской идеологии», «The Insider» (20 августа 2021). Дата обращения 30 сентября 2021.
  18. Указ президента Украины №549/2015 (укр.) (16 сентября 2015). Дата обращения: 30 сентября 2021.
  19. Спам-лист английской Википедии.
  20. Архив правок спам-листа английской Википедии за январь 2020 года.
  21. Указ президента Украины №109/2021 (укр.) (23 марта 2021). Дата обращения: 30 сентября 2021.
  22. Дочерний проект МИА «Россия сегодня» рассказал о связи Порошенко с Люцифером, «Meduza» (29 января 2015). Дата обращения 30 сентября 2021.
  23. Кириленко, Ольга. Правозащитница Бондарь заявила, что ее задерживала и допрашивала СБУ: служба отрицает (укр.), «Громадское ТВ» (26 березня 2019). Дата обращения 30 сентября 2021.
  24. Лащук, Тереза. Активистка Рита Бондарь писала статьи про «украинских нацистов» для российского сайта. Потом сказала, что за ней пришли из СБУ, и порвала свой российский паспорт. Что происходит?, «Бабель  (укр.)» (26 марта 2019). Дата обращения 30 сентября 2021.
  25. СБУ подтвердила выдворение из Украины российской журналистки, «Украинская правда» (27 марта 2019). Дата обращения 30 сентября 2021.
  26. В Казахстане арестовали блогера, который назвал государственную политику русофобской, «The Insider» (27 сентября 2020). Дата обращения 30 сентября 2021.

Ссылки[править | править код]