Японцы на Маршалловых островах
Необходимо проверить качество перевода, исправить содержательные и стилистические ошибки. |
Японское поселение на Маршалловых островах было стимулировано японской торговлей в Тихоокеанском регионе. Первые японские исследователи прибыли на Маршалловы острова в конце XIX века, хотя постоянные поселения не создавались до 1920-х годов. По сравнению с другими микронезийскими островами Южных морей, на островах поселилось меньше японцев. После капитуляции Японии в 1945 году японское население было репатриировано в Японию, хотя люди смешанного японско-маршалловского происхождения остались. Они составляют значительное меньшинство среди населения Маршалловых Островов и хорошо представлены в корпоративном, государственном и политическом секторах страны[1].
История
[править | править код]Ранний контакт (XIX век)
[править | править код]Самый ранний контакт Японии с Маршалловыми островами датируется 1884 годом, когда во время обратного рейса из Австралии группа ныряльщиков за жемчугом сбилась с курса на атолл Матаива. Считалось, что ныряльщики за жемчугом были убиты: «Ада», британское торговое судно, проплывшее мимо Маршалловых островов, обнаружило останки ныряльщиков за жемчугом[2]. Когда новости о предполагаемом убийстве достигли японского правительства, два японских посланника — Гото Такетаро (сын Гото Сёдзиро) и Судзуки Цуненори — были отправлены на Маршалловы острова. Сообщается, что посланники исследовали некоторые из близлежащих атоллов, прежде чем нанести визит Лабону Кабуа, одному из главных вождей Маршалловых островов. Перед тем, как Гото и Судзуки вернулись в Японию, они убедили Кабуа поднять японский флаг над его домом в Айлинглаплапе. Правительство Японии впоследствии приказало двум посланникам вернуться на остров, чтобы спустить флаг по их возвращении. Во время немецкой колониальной эпохи время от времени поступали сообщения о том, что японские рыбаки выходили на берег атолла, и был, по крайней мере, ещё один инцидент, когда японские рыбаки также были убиты островитянами. В отчёте, опубликованном немецким исследователем Хамбрухом в 1915 году, упоминалось, что три японских рыбака были убиты маршалловцами на атолле Матаива в 1910 году[3].
Японская администрация (1914—1944)
[править | править код]Военная администрация была создана, когда Япония захватила Маршалловы острова у Германии в 1914 году. Японское правительство впоследствии направило на Маршалловы острова несколько администраторов. Между 1915 и 1918 годами несколько японских бизнесменов из торговой компании Южных морей (Nanyo Boeki) отправились на Маршалловы острова и открыли несколько торговых станций в Ронгронге, Талабе и деревне Маджуро. Тайфун обрушился на Маджуро в 1918 году, и бизнесмены переместили свои торговые посты в Джалуит[4]. На острове Джабат была создана гражданская администрация, которая заменила военную администрацию в 1922 году. Был создан небольшой филиал государственного управления, а местные японские поселенцы открыли на острове небольшую плантацию копры[5].
В начале 1920-х японский торговец поселился в Эниветаке и выдвинул ложные заявления о том, что он получил разрешение от правительства на разработку кокосовых рощ. Туземцы изначально работали на трейдера, но сопротивлялись, осознав ложные утверждения трейдера. На Эниветаке и Уджеланге не было постоянного должностного лица, но корабль из Понпеи время от времени посещал острова[6]. Японские торговцы избегали Маджуро до 1926 года, хотя японские корабли время от времени останавливались на атолле. Японский моряк поселился на Маджуро и открыл магазин в 1926 году, а в течение 1930-х годов возникли ещё три независимых предприятия, а две торговые компании — Nanyo Boeki и Kaneko — открыли филиал в деревне Маджуро[4]. Количество японских предприятий оставалось небольшим на протяжении всей японской колониальной эпохи, поскольку гражданская администрация испытывала трудности с приобретением неиспользуемых земель у вождей Маршалловых островов[7]. Первые окинавские рыбаки прибыли в Джалуит в 1920-х годах, и Джалуит испытал постоянный приток японских поселенцев с Кюсю и Окинавы[8].с 1930-х гг. В начале 1930-х годов Маршалловы острова сообщили о большом количестве японских и корейских рабочих в Джалуите, которых наняли для строительства дорог и магазинов[9]. Региональный штаб был переведен в Джалуит из Джабата. К 1939 году Джалуит превратился в небольшой городок, в котором проживало несколько сотен японских поселенцев и около двух тысяч маршалловцев в пригородных районах[10].
Японский флот создал военные базы на атоллах в первые годы Второй мировой войны[11]. За это время военные привлекли несколько тысяч японских, окинавских и корейских рабочих для строительства военных объектов[12]. Некоторые маршалловцы и корейцы сообщили о жестоком обращении со стороны японских властей, и был по крайней мере один случай восстания обеих групп в Джелбоне на атолле Мили, в результате которого были убиты сотни японских мирных жителей и солдат[13]. Когда американские войска атаковали Маршалловы острова в период с января по апрель 1944 года, японские войска эвакуировали с атоллов многих японских поселенцев и корейских рабочих. Некоторые из них, как сообщается, были убиты в ходе последовавших за этим воздушных налётов, а другие, оставшиеся позади, были захвачены в плен в качестве военнопленных после того, как американцы захватили атоллы вместе с некоторыми японскими солдатами[14].
После войны (1945 — настоящее время)
[править | править код]После капитуляции Японии японское население островов было депортировано обратно в Японию. Люди смешанного японско-маршалловского происхождения обычно оставались в стороне, хотя некоторым из них была предоставлена возможность выбора, если они были старше 16 лет[15][1]. Японцы-маршалловцы быстро ассимилировались с маршалловцами в послевоенные годы. Многие из них стали политиками и бизнесменами, а в 1970-е годы люди смешанного японско-маршалловского происхождения контролировали большинство частных предприятий в государстве[16]. Японско-маршалловские политики в целом придерживались критического мнения об испытаниях ядерного оружия, проведенных Соединенными Штатами в ходе операции «Перекресток». По крайней мере, один этнолог Грег Дворак предположил, что общий опыт ядерной войны Японии и Маршалловых Островов сформировал критические взгляды японско-маршалловских политиков. Начиная с 1990-х годов, японские политики Маршалловых Островов, включая Джеймса Матайоши и Хироши Ямамура, часто выступали против Соединенных Штатов, требуя денежной компенсации жертвам радиоактивных осадков[17].
Когда Маршалловы Острова обрели независимость в 1986 году, потомки японцев и маршалловцев во втором и третьем поколении образовали японско-маршалльскую ассоциацию (также известную как Маршалл Никкейджин Кай по-японски) и оказали помощь семьям японских солдат, погибших во время войны на Тихом океане. Хотя ассоциация пользовалась ограниченным покровительством со стороны молодого поколения маршалловцев японского происхождения, она сыграла важную роль в лоббировании правительства с целью налаживания более тесных культурных и экономических связей с Японией[18]. Японские фирмы, которые базировались на Маршалловых островах с 1960-х годов, активно искали совместные предприятия с местными компаниями с 1980-х годов, в основном в секторе рыболовства. Экспатрианты обычно состояли из окинавских рыбаков, базировавшихся в Маджуро, где японские компании построили помещения для копчения и консервирования, чтобы облегчить переработку улова тунца[19].
Демография
[править | править код]Население
[править | править код]Маршалловы острова оставались малонаселенными японскими поселенцами по сравнению с другими подмандатными микронезийскими островами. Первая довоенная перепись населения Маршалловых островов насчитала 490 японцев среди 10 000 маршалловцев[20], и количество японских поселенцев увеличилось до 680[21], которые были разбросаны по всем 33 атоллам в 1940 году. В течение того же года общая численность японского населения на подмандатных островах составляла 77 000 человек[22]. В крупнейших городах Маршалловых островов, Джалуит и Джабор, проживало по тысяче японцев в каждом, в то время как на самых изолированных атоллах японское население составляло не более нескольких человек[23]. Корейские рабочие также были признаны японцами в официальной статистике[24] и составляли ещё 1200 человек, которые были доставлены на Маршалловы Острова во время войны[8]. Было значительное меньшинство людей смешанного японского и маршалловского происхождения, что было более обычным явлением в поселениях с меньшим японским населением. В официальной переписи люди со смешанным японско-маршалловым наследием идентифицируются по маршалловскому наследию начиная с 1945 года[25]. Посол Маршалловых Островов в Соединенных Штатах Банни де Брам в 2006 году сообщил, что около 6000 человек, или около 10 % всех жителей Маршалловых островов, имели какое-то японское происхождение[26][fn 1].
Язык
[править | править код]Японский язык широко использовался для повседневного общения в колониальную эпоху как японцами, так и маршалловцами, но после капитуляции Японии был заменен на маршалльский. Японский язык по-прежнему предпочитается в качестве второго языка по сравнению с английским среди языков смешанного японско-маршалловского происхождения, и островитяне иногда принимают японские заимствования для определённых терминов в маршалльском языке[27].
Религия
[править | править код]По крайней мере, один синтоистский или буддистский храм был найден в каждом поселении с многочисленным японским населением. В Джалуите, Вотье, Кваджалейне, Эниветаке и Малоэлапе в течение 1930-х годов было построено несколько синтоистских святилищ. Когда американцы вторглись на Маршалловы острова в 1944 году, все существующие синтоистские святыни были либо разрушены в результате воздушных налётов, либо были снесены[28]. Люди смешанного японско-маршалловского происхождения впоследствии приняли христианство вместо буддизма или синтоизма после капитуляции Японии[4].
Межнациональные отношения в обществе
[править | править код]По сравнению с другими микронезийскими островами, большинство маршалловцев переняли японские обычаи в течение первых нескольких лет правления Японии. Австралийский журналист, путешествующий на пароходе Burns Philp, отметил, что в октябре 1918 года большинство маршалльских женщин носили кимоно вместо традиционной набедренной повязки (лавалава по-маршалловски).[29] Межэтнические отношения между японскими поселенцами и государственными служащими с маршалловцами были дружественными, но между японцами и микронезийцами в рабочей силе и в сфере образования насаждалась расовая сегрегация. По сравнению с микронезийцами с других островов, маршалловцы в целом сохранили больше аспектов своего традиционного образа жизни по сравнению с небольшим японским населением на островах[30]. В отличие от японских поселений на других подмандатных островах, поселенцы состояли в основном из одиноких мужчин, и смешанные браки с маршалловскими женщинами были гораздо более частыми. Японские песни, такие как Masaharu Gunto, были написаны в 1930-х годах и отражали романтические ассоциации между японскими мужчинами и женщинами Маршалловых островов[8]. Этническая подозрительность и ненависть маршалловцев к японским поселенцам возникли во время Второй мировой войны, поскольку японское гражданское правительство уделяло повышенное внимание милитаризму и насильственно привлекало многих маршалловцев к чёрным работам во время Второй мировой войны[31]. Незадолго до окончания войны несколько маршалловцев вели независимые и изолированные атаки на японских военнослужащих везде, где это было возможно[32].
Известные личности
[править | править код]- Амата Кабуа, бывший президент и школьный учитель
- Кунио Лемари, бывший политик и президент
- Джеймс Матайоши, мэр
- Кессай Ноут, бывший президент
См. также
[править | править код]- ↑ See also: 1973 census of Marshall Islands (p. 24). Especially in Majuro, census results reflects a sizeable number (about 3,000) islanders of part-Japanese ancestry.
Примечания
[править | править код]- ↑ 1 2 Crocombe (2007), p. 103
- ↑ Peattie (1988), p. 9
- ↑ Tobin (2002), p. 121
- ↑ 1 2 3 Spoehr (1949), p. 37
- ↑ Peattie (1988), p. 186
- ↑ Devaney (1987), p. 20
- ↑ Hezel (2003), p. 190
- ↑ 1 2 3 Visualizing Japan’s Pacific Past (недоступная ссылка), Greg Dvorak, The Australian National University: Centre for Cross-Cultural Research, 2 July 2007
- ↑ Poyer et al. (2008), p. 53
- ↑ Connell (2002), p. 24
- ↑ Spoehr (1949), p. 33
- ↑ Hezel (2003), p. 218—220
- ↑ Poyer et al. (2008), p. 154-5
- ↑ Peattie (1988), p. 271
- ↑ Komai (2001), p. 32
- ↑ Porter et al. (1983), p. 144
- ↑ Pacific Islands Monthly: PIM., Volume 68 (1998), p. 12
- ↑ 旧南洋群島における混血児のアソシエーションーパラオ ・サクラ会 Архивная копия от 26 августа 2021 на Wayback Machine, Iitaka Shingo, University of the Ryukyus Repository. Retrieved October 17, 2009.
- ↑ Doulman (1987), p. 7
- ↑ Rottman (2004), p. 12
- ↑ Poyer et al. (2001), p. 24
- ↑ Peattie (1988), p. 160
- ↑ Peattie (1988), p. 186, 188
- ↑ Peattie (1988), p. 220
- ↑ Spoehr (1949), p. 60
- ↑ Pacific Islands President, Bainbridge Lawmakers Find Common Ground Архивировано 16 июля 2011 года. (Copy Архивировано 3 декабря 2010 года.), June 10, 2006, Kitsap Sun, Rachel Pritchett. Retrieved October 4, 2009.
- ↑ McMurray et al. (2001), p. 57
- ↑ Trumbull (1959), p. 109
- ↑ Hiery (1995), p. 138
- ↑ Petrosian-Husa (2004), p. 12
- ↑ Poyer et al. (2001), p. 200
- ↑ Poyer et al. (2001), p. 131-2
Библиография
[править | править код]- Christiansen, Henrik, World War Two Artifacts in the Republic of the Marshall Islands: Volume 4 of World War Two Artifacts in the Republic of the Marshall Islands, Republic of the Marshall Islands, Ministry of Internal Affairs, Historic Preservation Office, 1994
- Connell, John; Lea, John P., Urbanisation in the Island Pacific: Towards Sustainable Development-Volume 3 of Routledge Pacific Rim Geographies, Routledge, 2002, ISBN 0-415-24670-9
- Crocombe, R. G., Asia in the Pacific Islands: Replacing the West, 2007, ISBN 982-02-0388-0
- Devaney, Dennis M.; Reese, Ernst S.; Burch, Beatrice L., The Natural History of Enewetak Atoll, U.S. Department of energy, 1987, ISBN 0-87079-579-1
- Doulman, David J., Options for U.S. Fisheries Investment in the Pacific Islands region-Issue 8 of Research Report Series, Pacific Islands Development Program, East-West Center, 1987
- Hezel, Francis X., Strangers in Their Own Land: A Century of Colonial Rule in the Caroline and Marshall Islands (Issue 13 of Pacific Islands Monograph Ser. 13), University of Hawaii Press, 2003, ISBN 0-8248-2804-6
- Hiery, Hermann, The Neglected War: The German South Pacific and The Influence of World War I, University of Hawaii Press, 1995, ISBN 0-8248-1668-4
- Komai, Hiroshi, Foreign Migrants in Contemporary Japan: Japanese Society series, Trans Pacific Press, 2001, ISBN 1-876843-06-3
- McMurray, Christine; Smith, Roy Hugh, Diseases of Globalization: Socioeconomic Transitions and Health, Earthscan, 2001, ISBN 1-85383-711-3
- Peattie, Mark R., Nanʻyō: The rise and fall of the Japanese in Micronesia, 1885—1945, University of Hawaii Press, 1988, ISBN 0-8248-1480-0
- Pacific Islands Monthly: PIM., Volume 68, Pacific Publications, 1998
- Petrosian-Husa, Carmen, Traditional Marshallese Tools: Alele Report, Republic of the Marshall Islands Historic Preservation Office, 2004
- Porter, Tim; Nakano, Ann, Broken Canoe: Conversations and Observations in Micronesia, University of Queensland Press, 1983, ISBN 0-7022-1684-4
- Poyer, Lin; Falgout, Suzanne; Carucci, Laurence Marshall, The Typhoon of War: Micronesian Experiences of the Pacific War, University of Hawaii Press, 2001, ISBN 0-8248-2168-8
- Poyer, Lin; Falgout, Suzanne; Carucci, Laurence Marshall, Memories of War: Micronesians in the Pacific War, University of Hawaii Press, 2008, ISBN 0-8248-3130-6
- Rottman, Gordon L., The Marshall Islands 1944: Operation Flintlock, the Capture of Kwajalein and Eniwetok-Volume 146 of Campaign Series, Osprey Publishing, 2004, ISBN 1-84176-851-0
- Spoehr, Alexander, Majuro: A Village in the Marshall Islands, Chicago Natural History Museum, 1949
- Tobin, Jack A., Stories from the Marshall Islands: Bwebwenato Jān Aelōn̄ Kein, University of Hawaii Press, 2002, ISBN 0-8248-2019-3
- Trumbull, Robert, Paradise in Trust: A Report on Americans in Micronesia, 1946—1958, W. Sloane Associates, 1959
Дальнейшее чтение
[править | править код]- (яп.) 東京財団研究報告書, 日本とミクロネシア諸国との関係強化に向けた総合研究松島泰勝, 東海大学助教授, October 2005 (HTML version)