Эта статья входит в число добротных статей

Ганус, Феодосий Григорьевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Феодосий Григорьевич Ганус
Дата рождения 1912(1912)
Место рождения с. Сенокосное, Акмолинский уезд, Акмолинская область, Российская империя
Дата смерти 21 января 1943(1943-01-21)
Место смерти около хутора Новая Надежда, Городищенский район, Сталинградская область, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск бронетанковые войска
Годы службы 19411943
Звание
Сержант
Часть 91-я отдельная танковая бригада
Сражения/войны
Награды и премии
Герой Российской Федерации
Связи
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Феодо́сий Григо́рьевич Га́нус (1912 — 21 января 1943) — советский танкист, участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации (1996).

В годы Великой Отечественной войны — заряжающий орудия тяжёлого танка КВ 344-го танкового батальона (91-я отдельная танковая бригада, Донской фронт), сержант. В составе экипажа отличился 21 января 1943 года на завершающем этапе Сталинградской битвы в ходе боёв за немецкий аэродром «Питомник» у хутора Новая Надежда (Сталинградская область). Когда у танкистов кончился боезапас, немцы облили подбитый танк бензином и подожгли. Весь экипаж погиб. Для Ф. Г. Гануса это был его первый и последний бой в составе этого танкового экипажа.

После освобождения хутора весь экипаж был похоронен рядом с местом гибели, а его члены были представлены к званию Героя Советского Союза. Однако Феодосий Ганус был вычеркнут из списка награждённых. В описании подвига танкистов в литературе не всегда можно встретить даже упоминания о наличии пятого члена экипажа. Не было его имени и на обелиске, установленном на месте подвига уже после войны. Хотя похоронены были все вместе — пятеро. Предположительно, свою роль сыграла национальность — немец. Благодаря усилиям энтузиастов из Липецка, Волгограда, журналистов газеты «Труд», помощи многих работников Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в 1996 году сержанту Феодосию Григорьевичу Ганусу было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Родился в 1912 году в селе Сенокосное Акмолинской области Российской империи (ныне Осакаровский район Карагандинской области Республики Казахстан). Немец. Его родители, немцы по национальности, жили в Российской империи уже на протяжении нескольких поколений, приехав в казахские степи в качестве землемеров[1]. Сам же Феодосий позднее говорил о себе: «Ну какой я немец, я по рождению — азиат, степняк!»[2].

По окончании школы Феодосий Ганус по комсомольской путёвке уехал на строительство Сталинского металлургического комбината (ныне Новокузнецкий металлургический комбинат). Там он встретил Клавдию Козлову, направленную на стройку липецким комсомолом. Они поженились и после рождения первенца, в 1933 году, переехали к родителям Клавдии в Липецк. Принимал участие в строительстве, а затем работал на Новолипецком металлургическом заводе слесарем в отделе капитального строительства Новолипецкого металлургического комбината[2][1].

В 1936 году был призван в РККА. Службу проходил в авиационной части в городе Улан-Удэ. В 1938 году демобилизовался и вернулся на НЛМЗ, работал бригадиром слесарей в механическом цехе[2].

Начало Великой Отечественной войны

[править | править код]

С началом Великой Отечественной войны в сентябре 1941 года вновь призван в армию. Прошёл краткосрочные курсы танкистов и прибыл на фронт. В экипаж танка КВ лейтенанта А. Ф. Наумова прибыл в январе 1943 года. В состав экипажа также входили командир орудия младший сержант П. М. Норицын, механик-водитель старшина П. М. Смирнов и радист младший сержант Н. А. Вялых[2].

Бой у Новой Надежды

[править | править код]

В январе 1943 года на завершающем этапе Сталинградской битвы снабжение окружённых немецких войск в Сталинграде осуществлялось через последний оставшийся аэродром «Питомник». Для перекрытия этого канала снабжения генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский ввёл в бой 91-ю отдельную танковую бригаду полковника И. И. Якубовского. При подготовке атаки на «Питомник» танкистам 344-го танкового батальона было приказано овладеть высотой Безымянная и хутором Новая Надежда (Сталинградская область), лежавшими на подступах к немецкому аэродрому. 21 января 1943 года за пять часов беспрерывного боя экипажем тяжёлого танка КВ лейтенанта А. Ф. Наумова было уничтожено 5 вражеских танков, 24 автомашины с пехотой, 19 пушек и минометов, 15 пулеметных точек противника, 5 дзотов, истреблено до сотни солдат и офицеров[2][1].

По одной версии[2], танкисты оторвались от пехоты, и их танк был подбит на окраине хутора Новая Надежда. Потеряв манёвренность, экипаж продолжал вести огонь. По воспоминаниям маршала И. И. Якубовского[3], высота Безымянная и хутор Новая Надежда уже были очищены от противника, и танкистам бригады была поставлена задача отразить очередную немецкую контратаку на этом участке. Во время контратаки КВ-1 лейтенанта А. Ф. Наумова, находясь в засаде, получил серьёзные повреждения. У экипажа была возможность эвакуироваться в тыл для ремонта материальной части, однако танкисты не покинули поле боя, решив помочь другим танковым экипажам соединения[3].

Когда боезапасы иссякли, немцы предложили экипажу сдаться в плен, но никто из экипажа не покинул танк. Тогда немцы облили танк бензином и подожгли. По рации командование бригады слышало, как танкисты, погибая, пели «Интернационал»[2].

На помощь экипажу А. Ф. Наумова устремились другие подразделения бригады. Вскоре немцы были отброшены на этом участке. Но было поздно: все 5 членов экипажа сгорели заживо. Для Ф. Г. Гануса это была его первая и последняя совместная атака в составе этого танкового экипажа[2].

Из показаний пленного немецкого обер-лейтенанта из артиллерийского дивизиона[4]:

Когда ваш «KB» был отсечен от остальных русских машин и подбит, наш дивизион получил приказ его уничтожить. Однако сделать это не удалось. Танкисты уничтожили четыре наших орудия, 17 артиллеристов и капитана. Командир полка посылал три группы добровольцев с гранатами, динамитом и горючей смесью. Все группы были расстреляны пулеметами русского танка. Его огонь достигал центра населенного пункта, косил солдат и офицеров. Сколько убито, я не могу сказать. Тогда командование поручило полку тяжелой артиллерии расправиться с русскими. Мы видели прямые попадания в машину. На какое-то время танкисты замолчали. Взводу гренадер приказали взять документы убитых. Однако танк вдруг ожил и опять открыл огонь. Вновь потери. Потом у русских, наверное, вышли все боеприпасы. Гренадеры подошли к машине, вместе с ними и я. Танкистам предложили сдаться в плен. Они ответили: «Мы русские и фашистам в плен не сдадимся». Переводчик несколько раз повторил наше предложение. И столько же раз получил отказ. Тогда солдаты подкатили к «KB» две бочки бензина, облили им танк и подожгли…

По воспоминаниям маршала И. И. Якубовского[3]:

Не было границ ярости воинов, увидевших обгоревшие, бездыханные тела друзей. Советские воины погибли в бою, но не сдались врагу, повторив на суше известный подвиг русских матросов крейсера «Варяг»

…Тогда, зимой сорок третьего, на этом клочке сталинградской земли, изрытой снарядами и ещё не остывшей от недавнего боя, состоялся траурный митинг. Он был коротким: впереди ожидали новые бои. Однополчане, выстроившись у сгоревшего танка, с воинскими почестями проводили в последний путь своих боевых товарищей.

Героическая гибель экипажа Алексея Наумова всколыхнула весь личный состав бригады, и он отомстил мощным ударом по врагу. 22 января бригада выбила противника из хутора; Новая Надежда и, развивая наступление на Каменный Буерак, Гумрак, Городище, Разгуляевку, к исходу 28 января во взаимодействии с 233-й стрелковой дивизией овладела посёлком Красный Октябрь, вышла на северо-западную окраину Сталинграда.

Признание и память

[править | править код]

Весь экипаж был представлен командующим Донским фронтом генералом армии К. К. Рокоссовским к званию Героя Советского Союза. Однако высокое звание получили только четверо: командир танка лейтенант Алексей Наумов, механик-водитель старшина Павел Смирнов, командир орудия младший сержант Пётр Норицын и радист младший сержант Николай Вялых, а заряжающий орудия сержант Феодосий Ганус был вычеркнут из списка награждённых[2]. 18 декабря 1943 года и 7 января 1944 года командование бронетанковых войск сделало повторные запросы по поводу представления Ф. Г. Гануса к званию Героя, но безуспешно[5]. В описании подвига танкистов в литературе не всегда можно встретить даже упоминания о наличии пятого члена экипажа. Не было его имени и на обелиске, установленном на месте подвига уже после войны. Хотя похоронены были все вместе — пятеро[2].

Предположительно, свою роль сыграла национальность — немец. Ведь приказом Народного комиссара обороны от 8 сентября 1941 года предписывалось «Изъять из частей…военнослужащих… немецкой национальности…»[2].

После освобождения хутора весь экипаж похоронили рядом с местом гибели. В 1968 году над могилой танкистов был установлен каменный монумент в исполнении скульптора А. В. Голованова. Жена Клавдия Александровна Козлова работала санитаркой в областной больнице Липецка и за погибшего мужа не получала солдатского пособия[6].

Благодаря усилиям энтузиастов из Липецка, Волгограда, журналистов газеты «Труд», помощи многих работников Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в 1995 году истина наконец восторжествовала. На обелиске полноправно появилось имя пятого члена экипажа КВ — Феодосия Григорьевича Гануса.

Указом Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 года № 948[7] «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» сержанту Ганусу Феодосию Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации[2].

По инициативе ветеранов Новолипецкого металлургического комбината, на котором до войны работал Ф. Г. Ганус, была изготовлена точная копия медали, которая вместе с наградной книжкой была передана в музей «Сталинградская битва», где она экспонируется в зале № 6 на стенде, посвящённом подвигу героев-танкистов[8].

В Волгограде на Мамаевом кургане установлена мемориальная доска из чёрного мрамора, на которой высечено его имя.

В Липецке у проходной Новолипецкого металлургического комбината Ф. Г. Ганусу установлен памятник[2]. Его именем названа средняя общеобразовательная школа № 72 г. Липецка.

Награды и звания

[править | править код]

К 1941 году в семье Ганусов уже было четверо детей, но с началом Великой Отечественной войны и уходом главы семьи Феодосия на фронт, жена Клавдия осталась одна с малолетними детьми, семья вела нищенское существование. Умерли от недоедания дочь Людмила и сын Станислав, средний сын Владимир ослеп. Долгое время он находился в Елецком интернате для незрячих, умер в 1990-х годах[5]. И только младший, Олег преодолел тяжёлое военное детство. Получив профессию электромонтажника, всю жизнь проработал в «Липецкэнерго». Сын Олега Игорь отслужил в армии, женился. Работает на Новолипецком металлургическом комбинате, который до войны строил его дед Феодосий[1].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 Синицина, 23 апреля 2005.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Каргапольцев С. В. Феодосий Григорьевич Ганус. Сайт «Герои страны».
  3. 1 2 3 Якубовский И. И. Глава первая. Вставай, страна огромная! // Земля в огне. — М.: Воениздат, 1975. — С. 104—107. — 567 с.
  4. Уфаркин Н. В. Наумов Алексей Фёдорович. Сайт «Герои страны».
  5. 1 2 Комбат Сапрыкин не вышел из боя Архивная копия от 8 июня 2020 на Wayback Machine. Эд. Поляновский Известия, 12 сентября 1997
  6. Забвение Архивная копия от 8 июня 2020 на Wayback Machine. Эд. Поляновский Известия, 22 июня 2001
  7. Собрание законодательства РФ от 1 июля 1996 года, № 27, ст. 3241.
  8. Вержба Михаил. У безымянной высоты. Труд (4 января 2003). Дата обращения: 6 января 2015. Архивировано 6 января 2015 года.

Литература

[править | править код]