Званый ужин (Джуди Чикаго)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джуди Чикаго
Званый ужин. 1974—1979
The Dinner Party
Бруклинский музей, Нью-Йорк
(инв. 2002.10[1])
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Зва́ный у́жин» (англ. The Dinner Party) — художественная композиция арт-феминистки Джуди Чикаго, созданная в 1974—1979 годах и посвящённая выдающимся женщинам разных эпох. Её составной частью является так называемый «Этаж наследия».

Описание и история создания[править | править код]

«Званый ужин» был задуман с целью положить конец принижению и забвению роли женщин в истории человечества. Основу композиции представляет банкетный стол на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин в истории западной цивилизации и отмечено её именем и символами её достижений. Для каждой персоны выложена салфетка, блюдо, приборы, а также бокал или чаша. На многих тарелках имеются скульптурные изображения цветов или бабочек, символизирующих вагину. «Званый ужин», будучи плодом совместного творчества многих разных художников — мужчин и женщин, воздаёт дань таким художественным формам, как текстиль (ткачество, вышивка, шитьё) и роспись фарфора, традиционно считавшимся женскими видами искусства и относимым скорее к ремёслам, нежели к изящным искусствам, в которых всегда наблюдалось господство мужчин. Сам стол выполнен в виде равностороннего треугольника с длиной стороны в 14,63 метра и установлен на белом изразцовом полу, треугольные плитки которого содержат имена ещё 999 известных женщин[2].

На создание работы ушло 6 лет и 250 000 долларов США, не считая трудового вклада добровольцев[3]. Проект начинался под названием «Двадцать пять женщин, которые были заживо съедены» (англ. Twenty-Five Women Who Were Eaten Alive). Он позволял Джуди Чикаго реализовать придуманный ею образ «бабочки-вагины», а также свой интерес к росписи по фарфору в антураже высокого искусства[3]. Идея вскоре расширилась до тридцати девяти имён, разбитых на три группы по тринадцать человек. Форма имеет особое значение, поскольку треугольник издавна считался символом женщины. Кроме того, это равносторонний треугольник, символизирующий равенство, а 13 — это число присутствовавших на Тайной вечери, что было особенно важно для Чикаго, так как все тринадцать были мужчинами[3].

Первые три года Чикаго работала одна; в последующие три года над «Званым ужином» работало более 400 человек, преимущественно волонтёры. 125 из них были признаны «участниками проекта». Проект был организован в соответствии с так называемой «доброжелательной иерархией» и «неиерархическим руководством», так как Чикаго разрабатывала многие аспекты работы и принимала окончательные решения[3].

39 пластин образуют поднимающуюся плоскость в знак постепенного приобретения независимости современными женщинами, ещё не полностью, впрочем, свободными от социальных ожиданий[4].

«Званый ужин» был показан широкой публике впервые в Музее современного искусства Сан-Франциско в 1979 году, что привлекло более 100 000 посетителей за три месяца. Работа, несмотря на сопротивление со стороны художественной общественности, гастролировала в 16 местах в 6 странах на 3 континентах, охватив зрительскую аудиторию в 15 миллионов человек. С 2007 года находится в постоянной экспозиции в Бруклинском музее (Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки).

Имена женщин, включённых в экспозицию[править | править код]

Ещё 999 имён, отобранных специальной комиссией, написаны на изготовленных вручную керамических плитках, образующих пол внутри треугольной инсталляции. Он носит имя «Этаж наследия».

Критика[править | править код]

Работа была по-разному оценена критиками. Известная защитница феминистского искусства, писательница и арт-критик Люси Липпард назвала композицию превосходным образцом феминистских устремлений[3], выразив своё отношение словами:

«Моё личное первое восприятие было сугубо эмоциональным… Чем дольше я вникала в это произведение, тем сильнее меня пленила тонкость деталей и скрытый смысл».

Её точку зрения разделяли и многие другие критики, восхвалявшие работу Джуди Чикаго[5].

Не менее непреклонными были и негативные отзывы. Хилтон Крамер  (англ.) писал, что работа использует самоповторение «с настойчивостью и вульгарностью, более подходящими скорее для рекламной кампании, нежели произведению искусства»[6], подчеркнув, что это не просто китч — это «низкопробное искусство… провальное искусство,… искусство, погрязшее в слепом следовании цели настолько, что не способно обрести собственную независимую художественную жизнь»[6].

Роберта Смит заявила, что «исторический смысл и социальное значение инсталляции могут превышать её эстетическую ценность»[7].

Морин Мулларки предположила, что Чикаго просто использовала женщин-добровольцев, поставив, таким образом, под вопрос иерархический принцип работы над проектом[8] (впрочем, Чикаго никогда и не отрицала, что несёт ответственность за каждую деталь получившейся инсталляции). Мулларки также раскритиковала ряд тарелок, особенно — Эмили Дикинсон, Вирджинии Вулф и Джорджии О’Киф; согласно её взглядам, работа антифеминистична по целому ряду причин, включая излишний акцент на поле в «негендерных» профессиях, изображения «вагин» в нарушение личного пространства, и пр.[8] Вообще идея «бабочек-вагин» подвергалась критике как, по выражению конгрессмена Боба Дормана, «керамическая 3-D порнография», так и, по мнению ряда феминисток, как символ пассивного начала. Впрочем, это вполне в русле феминистического движения 1970-х, сконцентрированном на теле. Другие феминистки не согласны с данной работой, так как она представляет собой видение мира женского опыта, в котором не представлены многие аспекты — например, в работе плохо представлены женщины, не относящиеся к белой расе и традиционной сексуальной ориентации[9].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Бруклинский музей — 1897.
  2. Chicago, 10.
  3. 1 2 3 4 5 Lippard, Lucy. «Judy Chicago’s Dinner Party.» Art in America 68 (April 1980): 114—126.
  4. Koplos, Janet. «The Dinner Party Revisited.» Art in America 91.5 (May 2003): 75-77.
  5. Caldwell, Susan H. «Experiencing The Dinner PartyWoman’s Art Journal 1.2 (Autumn 1980-Winter 1981): 35-37.
  6. 1 2 Kramer, Hilton. «Art: Judy Chicago’s Dinner Party Comes to Brooklyn Museum.» The New York Times. October 17, 1980.
  7. Smith, Roberta. «Art Review: For a Paean to Heroic Women, a Place at History’s Table.» New York Times. September 20, 2002.
  8. 1 2 Mullarkey, Maureen. «The Dinner Party is a Church Supper: Judy Chicago at the Brooklyn Museum.» Commonweal Foundation, 1981.
  9. Jones, Amelia. «The ‘Sexual Politics’ of The Dinner Party: A Critical Context.» Reclaiming Female Agency. Eds. Norma Broude and Mary D. Garrard. Berkeley: University of California Press, 2005. 409—433.

Литература[править | править код]

  • Chicago, Judy. The Dinner Party: From Creation to Preservation. London: Merrell (2007). ISBN 1-85894-370-1.
  • Chicago, Judy. The Dinner Party: A Symbol of our Heritage. New York: Anchor (1979). ISBN 0-385-14567-5
  • Chicago, Judy. Through The Flower: My Struggle as A Woman Artist. Lincoln: Authors Choice Press (2006). ISBN 0-595-38046-8
  • Jones, Amelia. Sexual Politics: Judy Chicago’s Dinner Party in Feminist Art History. Berkeley: University of California Press (1996). ISBN 0-520-20565-0

Документальный фильм[править | править код]

  • Right Out of History: Judy Chicago, Phoenix Learning Group (2008) (DVD)

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • The Dinner Party exhibition website from the Brooklyn Museum, including a searchable database of all the women represented.
  • The Dinner Party from Chicago’s non-profit organization, Through the Flower.