Ипатьевская летопись

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси.

Списки[править | править вики-текст]

Сохранилось два основных и четыре восходящих к Хлебниковскому списка летописи:

  • Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов её цитирования — по данному делению). Датируется концом 1420-х гг.[1]. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 г. она была найдена в Библиотеке Академии Наук историографом Карамзиным [2]. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. В настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук.[3]
  • Хлебниковский список (Несторовский список). Датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Ряд листов в нем перепутаны, другие утрачены и восстановлены по более древнему списку. Обнаружен среди рукописей купца П. К. Хлебникова в 1809 году Н. М. Карамзиным и введен в научный оборот [4].
  • Погодинский список. Датируется примерно 1620 годом.
  • Список Яроцкого. Датируется 1651 годом.
  • Ермолаевский список. Датируется 1710-ми годами, предположительно изготовлен в Киеве для князя Д. М. Голицына. Этот список в текстологическом отношении восходит к Хлебниковскому, но имеет более яркие лексические признаки украинского происхождения и множество разночтений, напечатанных в издании 1908 года отдельно, в особом Приложении (ПСРЛ, т. II, 1908, с. 1—84 отдельной пагинации). Сопоставление с Хлебниковским списком показывает, что большинство разночтений Ермолаевского списка появились в результате банальных ошибок переписчика, который был очень невнимателен и к тому же плохо понимал древнерусский текст.
  • Краковский список. Был изготовлен для польского историка Нарушевича около 1795-1796 гг. Это копия Погодинского списка, который для удобства заказчика переписан был латинскими буквами. Представляет ценность как источник реконструкции нескольких фрагментов Погодинского списка, утраченных после 1796 г.

В ПСРЛ летопись напечатана по Ипатьевскому списку с вариантами по Хлебниковскому и Погодинскому.

Состав[править | править вики-текст]

Общепризнанным в науке является разделение свода на три основных части (в свою очередь, каждая из этих частей имеет весьма сложную структуру):

  • Предшествует тексту Перечень киевских князей от Аскольда и Дира до взятия Киева Батыем. Лист 2 (стб.1-2).
  • «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г. (Листы 3-106 об. — по изданию в ПСРЛ: т. II, стб. 2-285)
  • Киевская летопись XII века — летописание событий 11181198 гг. (Листы 106об.-245 — стб. 285—715). Особенно подробно изложены события 1146—1152 годов (Листы 118—167 — стб. 319—465).
  • Галицко-Волынская летопись (о событиях до 1292 г.). Листы 245—307 (стб. 715—938)

Согласно концепции Б. А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146—1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». Они изложены в среднем в двадцать раз подробнее, нежели события предшествующих тридцати лет.

Подробно описан поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году [5], это описание считают особой повестью.

По мнению А. А. Шахматова, в летописи использован общерусский свод начала XIV в. Современные ученые не считают это обязательным. Таким образом, вероятно, летопись составлена в конце XIII в.[6]

По мнению известного современного филолога А.Н. Ужанкова, первая часть Галицко-Волынской летописи создавалась как совершенно самостоятельное литературное произведение - жизнеописание князя Даниила Романовича Галицкого[7]. Согласно концепции А.В. Горовенко, являющейся развитием построений Ужанкова, «Жизнеописание Даниила Галицкого» было присоединено к Киевской летописи вскоре после 1268 г. во Владимире Волынском по заказу князя Владимира Васильковича. Другими словами, «галицкая» часть будущей Галицко-Волынской летописи присоединена была к Киевской летописи прежде, чем появилась «волынская» часть - продолжение с описанием позднейших событий. Это продолжение составлено было другим книжником во Владимире Волынском много позже, в 1288-1290 гг.[8]

А.В. Шеков предположил, что некоторые сведения Ипатьевской летописи восходят к черниговскому летописанию[9].

Особенности редакции ПВЛ[править | править вики-текст]

Текст ПВЛ в составе Ипатьевской летописи содержит некоторое число сведений, отсутствующих в Лаврентьевской [10]. Помимо ряда мелких различий в одно-два слова, в ней указано:

  • Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге [11]Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван Новгород [12]).
  • Святослав Игоревич родился в 942 году [13]. В Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ нет.
  • Владимир Святославич крестился в церкви Софии в Херсонесе [14] (по Лаврентьевской — в церкви св. Василия, по Радзивиловской — в церкви св. Богородицы [15], по Н1Л — в церкви «св. Василиска» [16], по Н4Л, С1Л, НикЛ и ВоскрЛ — в церкви св. Иакова [17]).
  • Указано, что Ярослав Владимирович был 18 лет к 1016 году [18] (та же цифра в С1Л [19]), что явно ошибочно, и в других летописях указано 28 лет.
  • Под 1050 годом указана дата смерти княгини Ирины — 10 февраля [20] (в С1Л дата 14 февраля [21]). Нет даты в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1076 годом указано рождение Мстислава Владимировича [22]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1086 годом сообщается об основании Всеволодом Ярославичем церкви св. Андрея [23], и о походе Всеволода к Перемышлю в 1087 году [24]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1088 годом указаны дополнительно имена трех епископов [24]. Есть в Н4Л [25], нет в Н1Л, С1Л и НикЛ.
  • Под 1098 годом указано на закладку Владимиром церкви св. Богородицы в Переяславле и Остёрского городка [26]. Нет в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1099 годом указание на небесное знамение в апреле во Владимире [26]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1101 годом указано на заложение церкви св. Богородицы в Смоленске [27]. Есть в Н4Л, НикЛ [28]. Нет в Н1Л, С1Л.
  • Под 1102 годом указано на рождение сына Андрея у Владимира Мономаха, и на смерть Владислава Польского [29]. В НикЛ указано только первое [30], в Н1Л, Н4Л, С1Л ничего.
  • Под 1105 годом указано на поход Боняка зимой против торков и берендеев [31]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Указано на солнечное затмение в августе 1106 года [32], однако отсутствует упоминание Збигнева (которое есть в Лаврентьевской). Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1110 годом указано на поход половцев к Переяславлю летом [33]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.

Издания[править | править вики-текст]

  • ПСРЛ. Т. II. СПб, 1843. (издание не включало текст ПВЛ до 1111 года, ибо он был опубликован в виде разночтений к I тому ПСРЛ)
  • Летопись по Ипатскому списку. СПб, 1871.
  • ПСРЛ. Т. II. 2-е изд. СПб, 1908. СПб, 1998. См. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ.

На современный русский язык переводились отдельно первая и третья части летописи (то есть третья редакция ПВЛ и Галицко-Волынская летопись), но не переводилась Киевская летопись. Существуют переводы ПВЛ по Ипатьевской летописи на украинский язык, Киевской летописи на польский язык и переводы Галицко-Волынской летописи на украинский и английский языки.

Важнейшие исследования[править | править вики-текст]

  • Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд.-во АН СССР, 1963.
  • Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — с. 209—237.
  • Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.
  • Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X—XIII вв. СПб, 2003.

См. также статьи Киевская летопись и Галицко-Волынская летопись:

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Анализ водяных знаков показывает, что использованная для данной рукописи бумага была изготовлена между 1404 и 1428 гг.: Клосс Б.М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. Т. II. М.: Языки русской культуры, 1998. - Стр. F
  2. Составители Комментированного списка источников и литературы, использованных Н.М. Карамзиным в "Примечаниях", утверждают без ссылки на какой-либо источник, что в научный оборот Ипатьевский список был введён благодаря А. И. Тургеневу, который будто бы обнаружил эту рукопись в Библиотеке Академии Наук около 1807 года и сообщил об этой находке историографу (см. академическое издание: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М.: Наука, 1989. - С. 333). Однако Карамзин вполне определённо приписывает честь открытия рукописи самому себе (там же, с. 25, ****)
  3. О списках
  4. О.Иванов. Важнейшая находка
  5. ПСРЛ, т. II, стб.637-651
  6. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (XI-первая половина XIV в.) Л., 1987. С.236
  7. Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб.1. - С.247-283.
  8. Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. - С. 209—237. Хронологическая таблица предполагаемых этапов формирования текста Ипатьевской летописи на с. 236-237.
  9. Шеков А. В. Заметки о черниговском летописании XII в. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 125–126.
  10. они пунктуально рассмотрены в исследованиях А. А. Шахматова и комментарии Д. С. Лихачёва к изданию ПВЛ
  11. ПСРЛ, т. II, стб.14
  12. ПСРЛ, т. III, стр.106, т. IV, ч.1, стр.11, т. VI, вып.1, стб.14
  13. ПСРЛ, т. II, стб.34
  14. ПСРЛ, т. II, стб.97
  15. ПСРЛ, т. I, стб.111 и сноска 25
  16. ПСРЛ, т. III, стр.152
  17. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.82, т. VI, вып.1, стб.96, т. VII, стр.308, т. IX, стр.54
  18. ПСРЛ, т. II, стб.129
  19. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.129
  20. ПСРЛ, т. II, стб.143 и сноска 22, в Хлебниковском списке текст отсутствует
  21. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.181
  22. ПСРЛ, т. II, стб.190
  23. ПСРЛ, т. II, стб.197, причем в Лаврентьевской это сообщение пропущено, и смерть Ярополка передвинута на год ранее — в 1086 год
  24. 1 2 ПСРЛ, т. II, стб.199
  25. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.135
  26. 1 2 ПСРЛ, т. II, стб.248
  27. ПСРЛ, т. II, стб.250
  28. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.138 (под 1100 годом), т. IX, стр.137
  29. ПСРЛ, т. II, стб.252
  30. ПСРЛ, т. IX, стр.138
  31. ПСРЛ, т. II, стб.257
  32. ПСРЛ, т. II, стб.258
  33. ПСРЛ, т. II, стб.260

Ссылки[править | править вики-текст]