Абдрахманов, Юсуп Абдрахманович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Юсуп Абдрахманович Абдрахманов
кирг. Жусуп Абдрахман уулу Абдрахманов
Флаг
1-й Председатель Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР
Флаг
12 марта 1927 — 27 сентября 1933
Предшественник должность учреждена
Преемник Баялы Исакеев
Флаг
Председатель «Национального оргбюро»
Флаг
16 сентября 1924 — 21 октября 1924
Предшественник

должность восстановлена; Абдыкерим Сыдыков (как председатель Кара-Киргизского оргкомитета)

Джайнак Садаев (как Председатель Пишпекского уездного исполкома)
Преемник должность упразднена; Иманалы Айдарбеков (как Председатель Ревкома)

Рождение 28 декабря 1901(1901-12-28)
Смерть 3 ноября 1938(1938-11-03) (36 лет)
Таш-Дёбё, Кантский район, Киргизская ССР, СССР
Место погребения
Отец Абдрахман Балапанов
Супруга Гульбахрам Абдрахманова
Дети Анвар, Алибек, Аида, Раиса, Ленина
Партия
Награды
Принадлежность  РСФСР
Сражения
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Заявление Ю.Абдрахманова из НКВД

Юсуп Абдрахманович Абдрахманов (кирг. Жусуп Абдрахман уулу Абдрахманов; 28 декабря 1901, Пржевальский уезд, Семиреченская область — 3 ноября 1938, Таш-Дёбё, Кантский район, Киргизская ССР) — кыргызский советский государственный и политический деятель, первый председатель Совета народных комиссаров Киргизской АССР. Герой Кыргызской Республики (2021, посмертно).

Родился 21 декабря 1901 года в с. Чиркей Кунгей — Аксуйской волости[К 1] Пржевальского уезда Семиреченской области в обеспеченной семье манапа. Отец — Абдырахман[К 2] Балапанов — манап, бий, волостной управитель.

Окончил 3-х классную русско-туземную школу тринадцатилетним подростком поступил в с. Сазановка (ныне село Ананьево). С 1914 продолжил учёбу в Каракольском высшем начальном училище, которую не окончил из-за восстания 1916 года, в котором принимал участие[2]. С началом восстания 1916 года семья вынуждена, как и многие киргизские семьи, бежать в западный Китай. Отец умер от тифа, а мать и 7 ближайших родственников были убиты в декабре 1916 г. казаками в местности Чон Капкак, что между Нарынкол и Каркыра. Оставшись сиротой в 15 лет, вместе с младшим братом Токо (ок. 1909 г.р.) Юсуп вернулся на родину, где работал конюхом, дворником у офицеров Каракольского гарнизона. И занимался другим тяжёлым ручным трудом.

Служил в Красной Армии, сражаясь на Семиреченском фронте. Стоял у истоков киргизского комсомола, являлся делегатом знаменитого III съезда ВЛКСМ (1920), где был избран в состав президиума. В 1922 разгорелась групповая борьба по поводу горной области и её вхождении КАССР, где Ж.Абдрахманов отстаивал идею о входе области в состав РСФСР. Затем работал в аппарате ЦК РКП(б). В 1924 году окончательно определил границы современной Киргизии.

Поставив целью претворение на деле идеи свободного самоопределения народа, Юсуп Абдрахманов совместно с Абдыкеримом Сыдыковым, Ишеналы Арабаевым и другими ещё в начале 20-х годов выдвинул предложение о создании в составе Туркестанской республики Горной области. Выступал с грандиозным проектом по созданию Каракиргизско-Каракалпакской автономии от Иссык-Куля до Аральского моря со столицей в Джалал-Абаде.[3]

12 марта 1927 года в 26 лет был назначен председателем Совета народных комиссаров Киргизской АССР. На посту главы исполнительной власти республики проводил необычайно смелую, независимую от центра политику. В письмах Сталину от ноября 1929 года и от апреля 1930 года отстаивал идею преобразовать Киргизскую АССР в союзную республику, прекратить наносящую ущерб практику тройственного подчинения республики союзному Центру, РСФСР и Средазбюро. Впоследствии данная позиция была оценена как национализм.

Мемормиальная доска в Оренбурге

Наблюдая экономические трудности в Киргизской АССР начала 1930-х гг., стал высказывать скептическое отношение к сталинским мероприятиям. Отказался выполнять установленные высокие планы по хлебозаготовкам, с чем связывают отсутствие голода в Киргизской АССР в те годы, когда в масштабах СССР он имел массовый характер. В своей объяснительной на имя заместителя председателя Президиума ЦКК ВКП(б) Юсуп Абдрахманов писал: «…Лучше пускай нас снимут за невыполнение плана, чем за то, что мы довели республику до положения Казахстана»[источник не указан 321 день].

В Киргизской АССР тогда нашли спасение сотни тысяч беженцев с Казахстана, ранее с Украины и Поволжья. В 1990 годах на запрос Республики Казахстан о количестве беженцев от голода в Киргизскую ССР, из всех соседних республик только Кыргызская Республика дала более точное количество беженцев[источник не указан 321 день].

В сентябре 1933 года был снят с занимаемой должности, а через месяц — исключён из партии «за непартийное поведение, выразившееся в том, что он под влиянием группы троцкистов, неискренне защищая решения партии, на деле их извращал». Обращения в ЦК с апелляцией к результату не привели.

Арестован 4 апреля 1937 года. Ему вменялась в вину связь с руководством вымышленного «пантюркистского центра (с 1923 г.) Рыскуловым, Ходжаевым, Асфендияровым, Ходжановым», а также принадлежность к никогда не существовавшей «антисоветской террористической диверсионно-предательской Социал-Туранской партии, действовавшей в блоке с правотроцкистской организацией, которая ставила своей целью свержение Советской власти, отторжение Киргизии от СССР и создание буржуазно-националистического государства с ориентацией на Англию».

В допросах Турара Рыскулова говорится, что Абдрахманов один из активных деятелей Социал-Туранской партии.

К опальному деятелю применяли особые меры воздействия и, доведя его до невменяемого состояния, принудили подписаться под ложными показаниями. Позже Абдрахманов написал заявления на имя генпрокурора СССР Вышинского и главы НКВД Ежова, в которых отказался от показаний в протоколах. Цитата из письма:

Допрашивавший меня следователь гр. Зеликман Н. П., применив ко мне специальные меры и доведя меня почти до невменяемого состояния, принудил к подписи под т. н. протоколами допроса, составленными им самим без всякого допроса… Всё это ложь, ни в каких контр-революционных организациях я не состоял. Кроме того, в этих протоколах указаны многие лица, которых как будто бы я знал как участников контр-революционных организаций. А между тем, многих из этих лиц я совершенно не знаю и о них впервые узнал со слов Зеликмана. В силу вышеизложенного я отказываюсь от своих подписей под протоколами допросов, составленных Оренбургским управлением НКВД и прошу, что если будет суд над указанными лицами в протоколах, то мою подпись не считать как доказательство их виновности.

Смерть. Реабилитация.

[править | править код]

Расстрелян 3 ноября 1938 года. Реабилитирован в 1958 году[источник не указан 1405 дней]. В партийном отношении реабилитирован в 1989 г.

В 1991 г. тела погибших были найдены благодаря признанию одного из бывших сотрудников НКВД Киргизии. Отец Бубуры Кыдыралиевой, находясь при смерти в 1980 году, рассказал дочери тайну расстрела во время сталинских репрессий.

После смены власти и развала СССР, она предала эту тайну огласке. Тела были сброшены в печь для обжига кирпича на Чон-Таше: мусульман, христиан, буддистов, иудеев. Среди них — основатели киргизского советского государства, первые наркомы.

При раскопках было обнаружено пространство размером 4×4 м на глубине 40 см, в котором находилось 137 скелетов людей, при некоторых были личные документы. После эксгумации тела перевезли на кладбище «Ата-Бейит» («Пантеон отцов») в 100 м от раскопок. 30 августа 1991 года состоялась государственная траурная церемония перезахоронения останков жертв сталинских репрессий, найденных на Чон-Таше. На следующий день, 31 августа 1991 года, была провозглашена независимость суверенного Кыргызстана.

Похоронен в мемориальном комплексе «Ата-Бейит»[4][неавторитетный источник]. Надгробный памятник с его именем и именем жены, умершей в 1978 году, также установлен на Ала-Арчинском кладбище.

Краткая хронология

[править | править код]
  • 1910—1915 — Учился в Сазановской (ныне с. Ананьево) русско-туземной школе.
  • 1915—1916 — Продолжал учёбу в Каракольском городском высшем начальном училище.
  • 1916—1917 — Вместе с родственниками после подавления национально-освободительного восстания находился в Китае.
  • 1917—1918 — Работал батраком по найму у офицеров Каракольского гарнизона, один из которых увёз его с собой в город Верный (ныне Алма-Ата)
  • 1918—1919 — Участвовал в вооружённой борьбе против белоказаков на Северном Семиреченском фронте.
  • 1919 — Вступил в ряды РКП(б), избран членом райкома Верненского гарнизона. Избран также членом Семиреченского областного организационного бюро комсомола и членом Президиума Туркестанского бюро РКСМ.
  • 1920 — Участвовал в работе 1 съезда РКСМ Туркестана, избран членом исполнительного бюро Семиреченского обкома комсомола, а также председателем комиссии «по работе среди туземной молодёжи» и представителем обкома РКСМ в обкоме партии. Участвовал в работе 3 съезда РКСМ в Москве, беседовал с В. И. Лениным.
  • 1920—1921 — Ответсекретарь Алма-Атинского уездно-городского комитета КПТ (Компартии Туркестана).
  • 1921 — Секретарь Талды-Курганского уездно-городского комитета КПТ.
  • 1921—1922 — Секретарь Каракольского уездно-городского комитета КПТ.
  • 1922—1923 — Заведующий орготделом Пишпекского уездно-городского комитета КПТ.
  • 1923—1924 — Заведующий орготделом Джетысуйского (Семиреченского) областного комитета КПТ.
  • 1923 — Избран кандидатом в члены ЦИК СССР и кандидатом в члены ВЦИК РСФСР, а также 7 съездом КПТ — членом Центральной Контрольной Комиссии Компартии Туркестана.
  • 1924 — Избран членом Президиума ЦИК Туркестанской Республики, назначен ответсекретарем Туркестанского ЦИКа.
  • 1924 — председатель «Национального оргбюро», созданного ЦК Компартии Туркестана для создания Киргизской автономной области.[5][6]
  • 1924—1925 — Ответственный секретарь Киргизского Облпартбюро.
  • 1925 — Зам. зав. организационно-распределительным отделом Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б).
  • 1925 — Член комиссии УКК-НРК РКИ СССР. Командирован в г. Мешхед (Персия).
  • 1925—1926 — Инструктор организационно-распределительного отдела ЦК ВКП(б).
  • 1926—1927 — Первый заместитель председателя облисполкома Киргизской автономной области, а также член Президиума Среднеазиатского экономического совещания (СредЭКОСО), избран членом бюро Киргизского обкома партии.
  • 1927—1933 — Председатель Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР[7] . С 1927 г. Член ВЦИК РСФСР, кандидат в члены Президиума ЦИК СССР и кандидат в члены Средазбюро ЦК ВКП(б).
  • 1933—1935 — Заместитель заведующего управлением животноводства Средне-Волжского краевого земельного отдела (г. Самара).
  • 1935—1937 — Заместитель заведующего областным земельным отделом по животноводству Оренбургского облисполкома.
  • 1937 — Арестован по обвинению в антисоветской деятельности.
  • 1938 — Репрессирован.
  • 1958 — Гражданская реабилитация.
  • 1989 — Партийная реабилитация.

Дружба с Л. Брик и В. Маяковским

[править | править код]

В своём дневнике Абдрахманов откровенно пишет о высоких чувствах к известной футуристке и троцкистке Марии Яковлевне Натансон. В 1927 г. Мария Натансон была исключена из партии за то, что была ярой сторонницей низвергнутого Льва Троцкого, и направлена во Францию Здесь она работает в промсекции Госплана и в силу профессионализма очень скоро становится ведущим экономистом. Здесь же происходит её знакомство с председателем республиканского Совета Народных Комиссаров Юсупом Абдрахмановым[8], переросшее в большое и сильное чувство. Натансон знакомит Юсупа с семьей[9]. С тех пор Абдрахманов становится частым гостем в квартире в Гендриковском переулке, где собиралась творческая интеллигенция.

В 10 час. вечера поехал к Брикам. Повидал Аграновых, познакомился с Златой. У неё много общего с Лилей. Вит, как и вчера, ухаживает за собачкой Л. — отвратительно. Лиля убеждена, что Вит её очень глубоко любит, и она тоже его любит, но не очень, не так, как Вит. Более того, она считает возможным без боли для себя разрыв с Витом, если он не перестанет ревновать её к прошлому и не поймёт её отношение к Оське. В общем отзывается о Вите сдержанно лестно, но не совсем похвально. Л. почему-то не хочет, чтоб я об этих вещах рассказал родненькой. Она, видимо, не знает, что у меня нет и не будет никакого секрета от Мусеньки.

Из Дневников Ю.Абдрахманова. От 29 ноября 1930 года

Абдрахманов вместе с Маяковским и Бриками часто выезжают в музеи и устраивают литературные вечера. Юсуп дарит Лиле вышитое сюзане (узбекское цветастое панно), а Владимиру Маяковскому — драгоценного барашка — символ процветания республики. Среди подарков, преподнесённых Юсупу великим советским поэтом были: чернильный набор, мраморный письменный набор и привезённый из поездки в США бритвенный набор фирмы «Gillette», невиданная по тем временам роскошь. В кругу литераторов Абдрахманов чувствует себя в своей стихии. В своей книге «Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг» шведский литературовед-русист Бенгт Янгфельдт пишет о ретроспективной выставке Маяковского «20 лет работы», прошедшей 30 декабря 1929 года в квартире Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке:

Поскольку столовая в Гендриковом была всего четырнадцать квадратных метров, стол вынесли, а на полу вдоль стен разместили тюфяки и подушки. На стенах развесили фотографии и плакаты Маяковского, а с потолка свисал длинных плакат, на котором большими буквами была написана фамилия виновника торжества: М-А-Я-К-О-В-С-К-И-Й. Мейерхольд привёз с собой костюмы: жилетки, парики, шляпы, шали, накладные бороды, маски и прочую театральную бутафорию — и взял на себя обязанности костюмера. Среди гостей были в основном коллеги-лефовцы, представители «компетентных органов», в их числе Горб (прим.- Моисей Горб), Сноб (прим.- Лев Эльберт), Горожанин и Яня с жёнами, а также люди с которыми Маяковского объединяли более сложные эмоциональные связи: Наташа Брюханенко, Нора Полонская (с мужем), Лев Кулешов и его жена Александра Хохлова. Присутствовала и дочь Краснощекова Луэлла . К разряду неожиданных гостей принадлежали молодой турецкий поэт Назым Хикмет и высокопоставленный партийный деятель Юсуп Абдрахманов.. Что же касается Лили, женщины, которую Маяковский любил больше всех, она на протяжении вечера беззастенчиво флиртовала с высокопоставленным партийцем, последним её завоеванием. Из всех поклонников Лили Юсуп Абдрахманов (1901—1938) — фигура наиболее загадочная.. Из письма Осипа Жене (прим.- Жемчужная Евгения Гавриловна) ясно, что Юсуп провёл несколько дней вместе с Лили в Ленинграде в конце июня 1929 года.. Молчание вокруг его имени не означает, что его присутствие осталось незамеченным, — напротив, экзотическая внешность, тюбетейка — всё это резко выделяло его из сплочённого круга писателей и художников. Замалчивание скорее объясняется тем, что сам факт его приглашения воспринимался как неловкость для Маяковского, который был вынужден на собственном юбилее наблюдать, как неотступно находившаяся рядом с Юсупом Лили периодически берёт трубку у него изо рта, вытирает её носовым платком и делает несколько затяжек сама. Реакция Маяковского на подарок Юсупа — деревянная овечка с запиской на шее, в которой содержалась просьба написать что-нибудь о разводимых в Киргизии овцах, — говорит сама за себя: вместо того чтобы поместить овечку на отведённый для подарков стол, Маяковский отложил её в сторону, даже не взглянув.

Герой Киргизской Республики («Кыргыз Республикасынын Баатыры») — Указ Президента Кыргызстана от 31 августа 2021 года, (посмертно), за выдающиеся заслуги перед государством и народом Кыргызстана и в связи со 120-летием со дня рождения[10]

Памятник Юсупу Абдрахманову
  • К 100-летию со дня рождения Ю. Абдрахманова в его родном селе Жаркынбаев Иссык-Кульского района установлен бюст[источник не указан 1405 дней].
  • К 110-летию со дня рождения Юсупа Абдрахманова, в культурно — этнографическом центре «РУХ ОРДО» на берегу озера Иссык-Куль установлен памятник Юсупу Абдрахманову как основателю кыргызской государственности[11].
  • В мае 2018 года в Оренбурге состоялось открытие мемориальной доски в доме по улице Набережная, 18, где Юсуп Абдрахманов жил в 1935—1937 годах. В областном центре Оренбуржья он работал заместителем заведующего областным земельным отделом по животноводству Оренбургского облисполкома[12].

Примечания

[править | править код]

Комментарии

[править | править код]
  1. Центр волости — нынешнее Ананьево[1] в Иссык-Кульском районе Иссык-Кульской области.
  2. Абдрахман — образованная форма от имён двух братьев — Абдыраман и Ыраман.
  1. См. на карте 1919 года
  2. Анатолий Валюженич. Муся Натансон и другие // ЦГПБ им. В. В. Маяковского. — СПб., 2018. — С. 24. Архивировано 23 апреля 2021 года.
  3. pressa Ж.Абдрахманов. официальный сайт мэрии г.Кара-Балта (29 апреля 2021). Дата обращения: 27 июня 2023. Архивировано 27 июня 2023 года.
  4. И. Абдуразаков.
  5. АБДРАХМАНОВ Юсуп Абдрахманович | ЦентрАзия. centrasia.org. Дата обращения: 19 мая 2023. Архивировано 19 мая 2023 года.
  6. Руководители Киргизии (1922-2000г.) » FOTO.KG - Проект "КЫРГЫЗСКИЙ ФОТОАРХИВ". FOTO.KG - Проект "КЫРГЫЗСКИЙ ФОТОАРХИВ". Дата обращения: 19 мая 2023. Архивировано 19 мая 2023 года.
  7. ПЕРВЫЕ СЕКРЕТАРИ ЦК КОМПАРТИИ КИРГИЗИИ. Дата обращения: 22 февраля 2012. Архивировано 16 августа 2016 года.
  8. Ш.Громан, 2001.
  9. Возвращение к Лиле Брик. Дата обращения: 25 ноября 2011. Архивировано 23 августа 2021 года.
  10. Жусупу Абдрахманову присвоена высшая степень отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры». Дата обращения: 31 августа 2021. Архивировано 31 августа 2021 года.
  11. 110-летие со дня рождения Юсупа Абдрахманова. Дата обращения: 22 февраля 2012. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  12. В Оренбурге открыта памятная доска одному из основателей киргизской государственности. www.orenburg-gov.ru. Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано 31 мая 2018 года.

Литература

[править | править код]
  • Абдрахманов Ю. Дневники
  • Ваксберг А. Загадка и магия Лили Брик. — АСТ, 2007. — 464 с. — 10000 экз. ISBN 5-17-020743-3
  • Ваксберг А. Пожар сердца. Кого любила Лиля Брик. — Астрель, 2009. — 512 с. — 6000 экз. ISBN 978-5-271-22450-8
  • Громан Ш. Диаспора в миниатюре (К выходу книги А. П. Яркова «Евреи в Кыргызстане») // Вести. — 2001. — 7 октября.
  • Верный сын Кыргызстана // Моя столица.
  • Катанян В. В. Лиля Брик. Жизнь. — 2014. — 288 с. ISBN 978-5-8159-1311-0
  • Протокол № 11 заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х гг., с приложениями. — 1990. — 29 мая.
  • Янгфельдт Б. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг / Пер. со шв. А. Лавруши и Б. Янгфельдта. — 2009. — ISBN 978-5-389-00417-7
  • [1] Юсуп Абдрахманов Дневники письма Сталину 1916. Фрунзе Киргизия — 1991