The Times

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
«Таймс»
TheTimes.png
Газета с приложениями
Оригинальное название

The Times

Тип

ежедневная газета

Формат

компактный


Владелец

News Corporation

Страна

Великобритания

Редактор

Джеймс Хардинг

Основана

1785

Политическая принадлежность

центристская

Язык

английский

Цена

£1 (Пн—Пт)
£1.50 (Сб)
£2.00 (Вс)

Главный офис

Лондон

Тираж

440 581[1]

ISSN

0140-0460


Сайт: timesonline.co.uk

«Таймс» (англ. The Times) — ежедневная газета в Великобритании, одна из самых известных мировых газет. Выходит в печать с 1785 года. В настоящее время «Таймс» издаётся в Times Newspapers Limited и целиком принадлежит медиакорпорации News Corporation, главой которой является Руперт Мёрдок. Воскресным вариантом газеты является The Sunday Times.

Многие газеты позаимствовали название у The Times, например, американская The New York Times, индийская The Times of India и другие.

«Таймс» была основана Джоном Уолтером (англ.) в 1785 году и называлась тогда The Daily Universal Register («Ежедневный перечень новостей»), редактором стал сам же Уолтер. 1 января 1788 года, после появления 940 выпусков, название сменилось на The Times.

История[править | править вики-текст]

С 1785 по 1890 год[править | править вики-текст]

Основателем газеты был Джон Уолтер (англ. John Walter) (1738-1812). Ранее он работал в страховой компании, но после урагана на Ямайке та компания была вынуждена выплачивать непосильные для неё страховые суммы, в результате чего в конце 1784 году она обанкротилась, Уолтер остался без работы и решил создать своё дело. Так он стал основателем и первым редактором газеты, которая первоначально называлась «Ежедневный универсальный регистр» (англ. The Daily Universal Register). В то же самое время Хенри Джонсон изобрёл логографию — новую систему типографской печати, которая позволяла печатать с большей скоростью и точностью (правда, три года спустя выяснилось, что реальная эффективность такой системы значительно меньше заявленной). Уолтер купил патент на это изобретение и решил открыть собственную типографию, которая могла бы ежедневно выпускать печатные листы с объявлениями.

1 января 1785 года был издан первый номер «Ежедневного универсального регистра Великобритании» (англ. The Daily Universal Register in Great Britain). Но такое название оказалось слишком длинным и неудобным; люди в разговорной речи всегда пропускали слово «универсальный». Выпустив 940 номеров, Эллиас (англ. Ellias) решил переименовать газету, и 1 января 1788 года она была напечатана под заголовком The Times (буквально с англ. — «Времена»), под которым она выходит с тех пор и до настоящего времени[2].

В 1803 году Уолтер передал управление и редактирование в руки своего сына, тоже Джона Уолтера (1776-1847)ruen. Наследник пострадал за свою журналистскую деятельность — провёл шестнадцать месяцев в Ньюгетской тюрьме за публикацию пасквиля в «Таймсе», но благодаря его усилиям по добыванию новостей из континентальной Европы, особенно из Франции, газета заслужила хорошую репутацию в высших политических и финансовых кругах. Среди авторов публикаций в The Times стали появляться видные деятели политики, науки, литературы и искусства. В ранний период своей деятельности газета почти не испытывала конкуренции и была очень прибыльным предприятием, а потому могла выплачивать своим авторам и источникам информации гораздо бо́льшие гонорары, нежели другие издания.

С 1814 года газета стала печататься на новом паровом цилиндрическом печатном прессе (нем. Zylinderpresse или Zylinderdruckmaschine), изобретённом Фридрихом Кёнингом (нем. Friedrich Koenig)[3] и доставляться по железной дороге на поездах с паровой тягой во многие стремительно растущие города Великобритании, что ещё повысило рентабельность и популярность издания[4]. К 1815 году тираж газеты достиг 5000[5].

В 1817 году главным редактором The Times становится Томас Барнс (англ. Thomas Barnes). В том же году умирает Джеймс Лоусон (James Lawson), владелец типографии, в которой печатается газета, и его предприятие переходит к сыну — Джону Джозефу Лоусону (John Joseph Lawson, 1802–1852). При Томасе Барнсе и при следующем главном редакторе, Джоне Тадеусе Делане (англ. John Thadeus Delane) (с 1841 года), газета становится всё более влиятельной в Сити. Известные журналисты Питер Фрайзер (Peter Fraser) и Эдвард Стерлинг (Edward Sterling) дали «Таймсу» помпезное сатирическое прозвище «Выступатель» (англ. The Thunderer), по её слогану «на днях мы выступили со статьёй о социальной и политической реформе».[прим. перев. 1][4]

Раненый британский офицер читает в The Times новость об окончании Крымской войны. (Картина «Мир заключён», Дж. Э. Милле, 1856 г.)

The Times стала первой газетой, которая отправила собственного военного корреспондента в зону боевых действий, чтобы непосредственно освещать конфликт. Этим военкором был Уильям Говард Рассел, отправившейся вместе с британской армией на Крымскую войну[8].

С 1890 по 1981 год[править | править вики-текст]

В 1890 году The Times, владельцем которой в то время был Артур Фрейзер Уолтер (англ. Arthur Fraser Walter), столкнулась с серьёзными финансовыми трудностями. Но благодаря энергичности и предприимчивости Чарльза Фредерика Моберли Белла (англ. Charles Frederic Moberly Bell), занимавшего пост главного редактора и исполнительного директора с 1890 по 1911 год, газета была спасена. Кроме издания газеты, предприятие в то время активно занималось продажами энциклопедии «Британника» — с использованием агрессивных американских методов маркетинга, предложенных Хорасом Эвереттом Хупером (англ. Horace Everett Hooper) и его менеджером по рекламе, Генри Хакстоном (Henry Haxton). Между двумя владельцами «Британники» — Хупером и Уолтером Монтгомери Джексоном (англ. Walter Montgomery Jackson) шли юридические разбирательства, в результате в 1908 году The Times прекратила отношения с ними и была куплена Альфредом Хармсвортом, который то время был начинающим газетным магнатом, а позднее стал лордом Нортклифф.

29 и 31 июля 1914 года главный редактор The Times Викхам Стид (англ. Wickham Steed) выступил в поддержку участия Британской империи в Первой мировой войне[9].

8 мая 1920 года The Times, главредом которой оставался Стид, в колонке редактора на передовице «Протоколы сионских мудрецов» в качестве подлинного документа (позднее большинство серьёзных исследователей признали их антисемитской мистификацией и плагиатом); в той же колонке редактора евреи были названы самыми опасными в мире. В статье под названием «Еврейская опасность, тревожный памфлет: нужно разобраться» (англ. The Jewish Peril, a Disturbing Pamphlet: Call for Inquiry) Стид написал о «Протоколах сионских мудрецов»[10]:

«Протоколы» — что это такое? Подлинные ли они? Если да, то какое же злобное сборище могло состряпать подобные планы и с такой радостью их излагать? Или это подделка? Если так, то откуда в ней взялось такое необъяснимое предсказание — предсказание, которое частично уже сбылось, и всё идёт к тому, чтобы оно осуществилось полностью?

Но уже в следующем году Филипп Грейвс (англ. Philip Perceval Graves), тогда корреспондент The Times в Константинополе (ныне Стамбул), разоблачил «Протоколы сионских мудрецов» как подлог, и The Times опровергла прошлогоднее заявление редактора.

В 1922 году снова сменился владелец газеты. Альфред Хармсворт продал её Джону Джейкобу Астору Пятому.

В 1930 годах газета выступала в поддержку политики умиротворения нацистской Германии; редактор Джеффри Доусон (англ. George Geoffrey Dawson) был тесно связан со сторонниками такой политики в британском правительстве, в том числе с премьер-министром Невиллом Чемберленом.

Советский двойной агент Ким Филби работал корреспондентом газеты в Испании во время гражданской войны, в конце 1930-х годов. Тогда он прославился своими смелыми репортажами с фронтов этого кровавого конфликта. Затем, уже во время Второй мировой войны, Филби поступил на работу в МИ-6; после войны он занимал высокие должности в этой спецслужбе, пока не сбежал в Советский Союз в 1963 году[11].

Британский историк Эдуард Халлетт Карр, человек с левыми политическими убеждениями, был заместителем главного редактора The Times с 1941 по 1946 год, и был известен своей просоветской позицией, излагаемой в его публикациях в редакторской колонке[12]. В декабре 1944 года, когда в Афинах шла борьба между прокоммунистической Народно-освободительной армией Греции и Британской армией, Карр в редакторской передовице выступил в поддержку греков-коммунистов, после чего премьер-министр Уинстон Черчиль, выступая перед Палатой Общин, публично осудил Карра[13]. После выхода таких передовиц в «Таймс» многие люди прозвали газету «„Дейли Уокером“ за три пенни» (в то время газета британской компартии Daily Worker (сейчас Morning Star) стоила 1 пенни, а The Times3 пенни).[14]

До 3 мая 1966 года на первой странице The Times печатались дорогие рекламные объявления, после там снова стали размещаться новости.

В 1967 году семья Асторов продала газету The Times канадскому медиамагнату Рою Томсону (компания Thomson Corporation). Он же на имя той же компании купил воскресную британскую газету The Sunday Times и объединил обе газеты в одно коммерческое предприятие: Times Newspapers Ltdruen

В 1978 году из-за трудового спора с сотрудниками руководство The Times решило временно закрыть газету, и почти год (с 1 декабря 1978 г. по 12 ноября 1979 г.) она не выходила[15]. После этого менеджерам Thomson Corporation было крайне сложно сохранить издательский бизнес в условиях разразившегося тогда энергетического кризиса и при возросших требованиях профсоюзов. Не оставалось другого выбора, кроме как искать нового покупателя, которые сможет гарантировать сохранение обеих газет и будет обладать достаточными ресурсами, чтобы внедрить более современные методы печати. Интерес к этой сделке проявил ряд крупных предпринимателей, в том числе Роберт Максвелл, Тини Роулендruen и Вир Хармсвортruen; однако только один из них оказался в состоянии выполнить такие условия — австралийский медиамагнат Руперт Мёрдок.

После 1981 года[править | править вики-текст]

В 1981 году компания Thomson продала The Times и The Sunday Times компании News International (ныне News UKruen), принадлежащей Руперту Мёрдоку[16]. Перед тем, как эта сделка состоялась, уполномоченным представителям компании-покупателя — Джону Коллье (англ. John Collier) и Биллу О'Нилу (англ. Bill O'Neill) — пришлось три недели торговаться и вести напряжённые переговоры с представителями профсоюзов.

За сменой владельца последовала замена редактора газеты The Times[17]. Уильям Рис-Могг (англ. William Rees-Mogg), проработавший 14 лет в этой должности, по распоряжению Руперта Мёрдока был уволен и заменён Гарольдом Эвансом (англ. Harold Evans).[18]

Далее новый владелец газет занялся внедрением современных полиграфических технологий и критериев эффективности. Мёрдоку удалось договориться с профсоюзами работников полиграфической промышленности, и в марте-мае 1982 года линотипы, на которых номера «Таймс» печатались ещё с XIX века, были заменены фотонабором и компьютерной вёрсткой. Это позволило сократить штат наборщиков The Times и The Sunday Times почти вдвое: с 375 до 186 человек. Но, несмотря на внедрение персональных компьютеров с текстовыми редакторами и настольными издательскими системами, в то время ещё не получилось усадить за них журналистов самим набирать свои тексты; их по-прежнему набирали с рукописных. Так продолжалось до «Скандала в Ваппинге» (англ. Wapping dispute) в 1986, во время которого The Times переехала с площади Принтинг Хауз (англ. Printing House Square) в новый офис в лондонском районе Ваппинг (англ. Wapping), на Грейс-Инн-Роад (англ. Gray's Inn Road) (недалеко от Флит-стрит).[19]

Роберт Фиск[20], семикратный обладатель титула «Британский международный журналист года» (англ. British International Journalist of the Year[21], работавший иностранным корреспондентом The Times, в 1988 году со скандалом ушёл из газеты, потому что посчитал, что его статья о гражданском самолёте, сбитом американскими военными над Персидским заливом в июле того года, подверглась политической цензуре; он также обвинил The Times в том, что она занимает явно произраильскую позицию[22].

В сентябре 2015 года Немецкая волна опровергла сообщение «Таймс» о связях президента РФ Путина с «российской мафией»[23].

Электронная версия газеты[править | править вики-текст]

Газеты The Times и The Sunday Times с марта 1999 года доступны в Интернете: сначала они размещались на веб-сайтах the-times.co.uk и sunday-times.co.uk соответственно, потом на одном сайте timesonline.co.uk[24], затем снова на разных: thetimes.co.uk — ежедневные выпуски, thesundaytimes.co.uk — еженедельные воскресные выпуски. Сайты обоих газет также поддерживают мобильные версии, поддерживающие просмотр на iPad-ах и на планшетных компьютерах с ОС Android.

В апреле 2009 года посещаемость сайта timesonline составляла 750 тыс. читателей в день[25].

С июля 2010 года бесплатный доступ к полному содержимому предоставляется только подписчикам печатных изданий газет, а для остальных посетителей сайтов его стоимость составляет два фунта стерлингов в неделю[26]. Когда компания News UKruen ввела эту плату, посещаемость сайта снизилась на 87 %: с 21 млн. уникальных посетителей в день до 2,7 млн.[27]

В октябре 2011 года было около 111 тыс. подписчиков платных электронных версий The Times.[28]

Имеется также оцифрованный архив всех номеров The Times, изданных с 1785 по 2008 год, размещённый в базах данных издательства Galeruen, удалённо доступный читателям библиотек, оформивших подписку на него.

Владельцы[править | править вики-текст]

Редакторы[править | править вики-текст]

Журналисты и ведущие отдельных колонок[править | править вики-текст]

Примечания переводчика[править | править вики-текст]

  1. Оригинально на английском слоган звучал так: «We thundered out the other day an article on social and political reform». Thunder out — фразеологизм, означающий «выкрикивать, скандировать»[6], а не «гром» или «грохот»; потому thunderer, употреблённое в сатирическом смысле, переведено как «выкрикиватель», а не буквальным «громовержец», «погремушка» или «трещётка».[7]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. ABCs: National daily newspaper circulation June 2011 (англ.). guardian.co.uk (23.07.2011). Проверено 11 июля 2011. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
  2. Encyclopædia Britannica Online, <http://www.britannica.com/EBchecked/topic/596228/The-Times>. Проверено 31 декабря 2012. 
  3. W. David Sloan, Lisa Mullikin Parcell. American Journalism: History, Principles, Practices: An Historical Reader for Students and Professionals. — McFarland & Co, 2002. — ISBN 0-7864-1371-9.
  4. 1 2 Lomas, Claire. "The Steam Driven Rotary Press, The Times and the Empire"
  5. D. J. R. Bruckner. How the Earlier Media Achieved Critical Mass, The New York Times (20 November 1995). «the circulation of The Times rose from 5,000 in 1815 to 50,000 in the 1850s.».
  6. thunder out // Словари ABBYY Lingvo
  7. thunderer // Словари ABBYY Lingvo
  8. Knightley, Philip. The First Casualty: The War Correspondent as Hero, Propagandist, and Myth-maker from the Crimea to the Gulf War II
  9. Ferguson, Niall (1999). The Pity of War London: Basic Books. p. 217. ISBN 978-0-465-05711-5
  10. Friedländer, Saul (1997). Nazi Germany and the Jews. New York: HarperCollins. p. 95. ISBN 978-0-06-019042-2
  11. Cave Brown Anthony. Treason in the blood: H. St. John Philby, Kim Philby, and the spy case of the century. — London: Robert Hale, 1995. — ISBN 978-0-7090-5582-2.
  12. Beloff, Max. "The Dangers of Prophecy" pages 8–10 from History Today, Volume 42, Issue # 9, September 1992 page 9
  13. Davies, Robert William. "Edward Hallett Carr, 1892–1982" pages 473–511 from Proceedings of the British Academy, Volume 69, 1983 page 489
  14. Haslam, Jonathan. "We Need a Faith: E.H. Carr, 1892–1982" pages 36–39 from History Today, Volume 33, August 1983 page 37
  15. http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/november/13/newsid_2539000/2539795.stm
  16. The History of the Times: The Murdoch years, 1981–2002. — HarperCollins, 2005. — P. 45. — ISBN 0-00-718438-7.
  17. Stewart, p 45
  18. Stewart, p 51
  19. Hamilton, Alan. "The Times bids farewell to old technology". The Times, 1 May 1982, p. 2, col. C.
  20. Fisk Robert. The Great War for Civilisation: The Conquest of the Middle East. — London: Fourth Estate, 2005. — P. 329–334. — ISBN 1-84115-007-X.
  21. Viewpoint: UK war reporter Robert Fisk, BBC News (3 December 2005). Архивировано из первоисточника 8 декабря 2005.
  22. Robert Fisk, Why I had to leave The Times, The Independent, 11 July 2011.
  23. В Испании не нашли связей Путина с «русской мафией»
  24. Timesonline.co.uk Site Info. Alexa. Проверено 22 июля 2010.
  25. Hindle, Debbie. Times Online travel editor insight. BGB (6 April 2009). Проверено 11 февраля 2015. Архивировано из первоисточника 3 марта 2013.
  26. (ранее он предоставлялся всем пользователям Интернета)Times and Sunday Times websites to charge from June, BBC News (26 March 2010).
  27. Times and Sunday Times readership falls after paywall, BBC News (2 November 2010). Проверено 2 ноября 2010.
  28. News International (14 October 2011). Digital subscribers to The Times and The Sunday Times continue to grow. Пресс-релиз. Архивировано из первоисточника 14 ноября 2012. Проверено 11 February 2015.

Ссылки[править | править вики-текст]