Дамат Ибрагим-паша

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дамат Ибрагим-паша
босн. Damat Ibrahim-Paša Novošehirlija
тур. Damat İbrahim Paşa
Флаг
Османский губернатор Египта
1583 — 1585
Предшественник Хадым Хасан-паша
Преемник Дефтердар Синан-паша
Флаг
Великий визирь Османской империи
4 апреля — 27 октября 1596
Предшественник Коджа Синан-паша
Преемник Юсуф Синан-паша
Флаг
Великий визирь Османской империи
5 декабря 1596 — 3 ноября 1597
Предшественник Юсуф Синан-паша
Преемник Хадым Хасан-паша
Флаг
Великий визирь Османской империи
6 января 1599 — 10 июля 1601
Предшественник Джеррах Мехмед-паша
Преемник Йемишчи Хасан-паша

Рождение 1517(1517)
Смерть 10 июля 1601(1601-07-10)
Место погребения
Супруга Айше-султан
Отношение к религии Ислам, суннитского толка

Дамад Ибрагим-паша (тур. Damad İbrahim Paşa, босн. Damat Ibrahim-Paša Novošehirlija; 1517—1601) — османский государственный деятель боснийского происхождения, занимавший должность великого визиря три раза (первый раз с 4 апреля по 27 октября 1596; второй раз с 5 декабря 1596 года по 3 ноября 1597 и в третий с 6 января 1599 по 10 июля 1601[1]). Он известен как покоритель Канижи.

Он также носил титул дамат («зять»), так как его супругой была Айше-султан, одна из дочерей султана Мурада III.

Биография[править | править код]

Происхождение Ибрагима-паши первоисточники указывают по-разному. Ибрагим Печеви называл его боснийцем, венецианские байло писали, что он славянской нации (di nazione schiavone) или «Герсего» («из Герцеговины»). Минадои описывал Ибрагима-пашу "славянской нации, из места под названием Кьяничии, в нескольких днях езды от Рагузы". Эта информация была им получена от «Христофоро де Бони», переводчика венецианского консула в Сирии Джованни Микеле и тоже славянского происхождения из того же региона недалеко от Рагузы. Де Бони познакомился с Ибрагимом-пашой, когда последний действовал против ливанских друзов в 1585 году[2]. Есть мнение, что он был боснийцем[3].

Нет данных о дате рождения Ибрагим-паши, однако Минадои около 1588 года оценивал возраст Ибрагима-паши примерно тридцать два года. Из отчетов стамбульских байло можно сделать вывод, что Ибрагим-паша родился около 1550 года[2].

По девширме Ибрагим-паша попал в эндерун. Он дослужился до должности рикабдара (тур. rikâbdâr — главный стременной), а в 1574 году, после восшествия на трон Мурада III, стал силахдаром (тур. silahdar — оруженосец), а в 1580 году агой янычар. Он был назначен бейлербеем Румели в 1582 году и принимал большое участие в организации двухмесячных празднествах, устроенных Мурадом III летом того же года по случаю сюннета своего сына, будущего Мехмеда III. В том же году состоялась помолвка Ибрагима-паши с Айше, дочерью Мурада III, и его повышение до звания визиря. В 1583 году Ибрагим-паша был назначен бейлербеем Египта[2][3].

Есть упоминания о нем как о пятом визире в 1583 году, о четвертом визире в 1585 году, третьем визире в 1585 году. Но нет данных о датах занятия этих постов[2].

В 1585 году Ибрагим-паше было поручено подавить восстание друзов в Ливане. Благодаря помощи бейлербеев Дамаска и Триполи и правителей Аравии он подавил восстание мятежного эмира друзов Маноглу Фахреддина. Он погрузил египетские сокровища, золотой и украшенный драгоценностями трон, который он построил во время своей службы там, добычу и пленников, которых он получил в Ливане, во флот под командованием капитана Кылыча Али-паши и отправил их в Стамбул. Ибрагим-паша, прибывший в Стамбул в сентябре 1585 года, за свои успешные заслуги был произведен в третьи визири, а также за ним был закреплен дворец Макбула Ибрагима-паши в Атмейдани[3].

После женитьбы на Айше Султан в мае 1586 года его стали называть «Дамад»[3].

Хотя он был назначен капуданом-пашой вместо Кылыча Али-паши, умершего в 1587 году, он пробыл на этой должности недолго[2][3].

В 1589 году после восстания янычар, получившего название инцидента с бейлербеем, он был уволен вместе с великим визирем того периода Сиявушем-пашой и некоторыми другими визирями[3].

Янычары восстали в знак протеста против оплаты службы испорченной серебряной монетой, которая тогда наводнила империю. Большинство современных событиям авторов сходятся во мнении, что восстание было организовано соперничавшими с фаворитом султана, Доганджи Мехмедом-пашой визирями (среди которых был и Ибрагим-паша), чтобы избавиться от могущественного фаворита султана[4][5]. Мурад понял, в чём дело. Он был разгневан[6] и жалел, что не передал всех врагов фаворита палачу[7]. В тот же вечер султан снял с должностей муфтия, визирей Ибрагима-пашу и Джерраха Мехмеда-пашу, казначеев и нишанджы, всех офицеров сипахов и других более мелких чиновников. Вместе с остальными под подозрение попал и великий визирь Канижели Сиявуш-паша, который был смещён с этого поста[8][5].

С приходом к власти султана Мехмеда III в 1595 году Ибрагим-паша он снова вошел в диван в качестве третьего визиря, а затем получил звание второго визиря[3][2]. В это время Османская империя была вовлечена в войну (1593-1606 года) с Австрией. Отправление великого визиря Ферхада-паши в кампанию против Валахии в апреле 1595 года привело к тому, что Ибрагим-паша как второй визирь исполнял обязанности великого визиря в Стамбуле. После смерти великого визиря Коджа Синана-паши в апреле 1596 году Ибрагим-паша был возведен в сан великого визиря. Он занимал этот пост чуть менее семи месяцев[2]. За этот короткий период времени османы захватили у христиан важную крепость Эгер (Эрлау) в Венгрии (сентябрь-октябрь 1596 года). Ибрагим-паша, которому во время пребывания в должности великого визиря было присвоено звание сераскера, в июне того же года отправился в поход на Эгер вместе с Мехмедом III. 24 сентября 1596 года Эгер, богатый залежами полезных ископаемых замок между Австрией и Трансильванией, был осажден пятью орудиями и захвачен в течение нескольких недель[3].

разгромили войска императора Рудольфа II в Керестецкой битве в октябре 1596 года[2][3].

Между тем он не смог сразу добиться ожидаемой им должности визиря, так как сыграл роль в несправедливом убийстве Ферхада-паши, с которым у него была тайная вражда. Однако после смерти Коджа Синан-паши в апреле 1596 года он был назначен великим визирем[3].

Поскольку Чигалазаде Синан-паша внес особый вклад в победу, он был назначен великим визирем по рекомендации Саадеддина[3].

Началось соперничество Ибрагим-паши и Синан-паши. Синан-паша не смог добиться значительных результатов на фронте, Ибрагим-паша ожидал, что Синана-пашу уволят, а его назначат. Но печать, которую ждал Ибрагим-паша, была передана Лале Мехмету-паше, который умер девять дней спустя. Должность занял опять Синан-паша[5].

Ибрагим-паша заявил, что Синан-паша некомпетентен, стар и не может служить великим визирем, на что Синан ответил:

«Они называли меня старым и слабым. Если Авраам так думает, пусть придет на дворцовую площадь, встретимся, сразимся на копьях». Они встречаются. Синан-паша «хватает Ибрагим-пашу за пояс и выводит из покоев султана»[5].


Отставка Ибрагима-паши продлилось всего сорок пять дней[3]. Когда армия возвращалась после Керестецкой битвы, Валиде Сафие-султан попросила снова назначить ее зятя великим визирем, и 5 декабря 1596 года он занял пост второй раз[3].

Он сослал Чигалазаде Синана-пашу, который выступил против него, когда он стал великим визирем, в Акшехир.

Ибрагим-паша предотвратил вмешательство Ходжи Садеддина-эфенди в государственные дела и выдворил из Стамбула некоторых других государственных сановников, уволил австрийского сердара Хасана-пашу и назначил на его место Сатырджи Мехмед-пашу. Однако из-за своих неудач и убийства крымского хана Фетих-Герая он снова впал в немилость султана.

Кроме того, к его увольнению привели его неспособность выплатить деньги своей тёще Сафие Султан (он перестал присылать ей подарки, игнорировал ее мнение при назначениях) и даже увольнение некоторых её ставленников. 3 ноября 1597 года его сменил Хадым Хасан-паша, имевший привычку подкупать Валиде Султана[3].

6 января 1599 года Ибрагим-паша был назначен великим визирем в третий раз, заменив Джерраха Мехмед-пашу. Тогда же он был назначен сердаром в Венгрию и в мае того же года отправился в Уйварскую экспедицию. Он отремонтировал замки и мосты на дорогах, по которым должна была пройти армия, и направился к Буде. Когда мирные попытки не дали никаких результатов, были совершены набеги на район Уйвар и даже на город Печ. Паша, отступивший с армией в Белград с приближением зимы, за время своего пребывания здесь сумел вновь расположить местное христианское население к османской администрации и даже сформировал из них роты. Он даже послал эти войска против бандитов-хайдуков , которые совершали набеги и грабили замки вдоль границ и разрушали их[3].

В июне 1600 года к Кание прибыл Ибрагим-паша, захвативший Бобофчу. Здесь шли ожесточенные бои с австрийцами, и даже главнокомандующий, сражавшийся лично, едва спасся жизнью. Наконец, 23 октября 1600 года замок Канье был захвачен. Ибрагим-паша немедленно отремонтировал замок, разместил в нем кади, смотрителя, охрану, зерно и боеприпасы, а охрану передал бейлербею Тирьяки Хасану-паше. Тем временем были завоеваны замки Кишкомар, Берзенце и многие другие вплоть до границы с Печем. В Стамбуле проводились фестивали по случаю завоевания Кание. Ибрагим-паше были сделаны ценные подарки, и ему была послана султанская грамота, гарантирующая, что он останется великим визирем, пока он жив[3].

Ибрагим-паша, позже вернувшийся в Белград, предпринял попытки заключения мира с Австрией, а также готовился к экспедиции. Однако он заболел недалеко от Эсека и умер в Белграде 10 июля 1601 года после четырех-пятидневной лихорадки. Его тело сначала было временно перевезено в мечеть Байрамбей в Белграде, затем в Стамбул и похоронено на кладбище мечети Шехзаде.

Ибрагим-паша был проницательным, умным, осторожным, старательным и щедрым визирем, а также успешным полководцем. Его осторожность в войнах приводила к тому, что войска, находившиеся под его командованием, не бывали разгромлены даже в самых опасных ситуациях. Он относился дружелюбно, сострадательно, милосердно, справедливо к своим подданным. Его доброжелательное обращение даже с немусульманами, облегчило попадание австрийских подданных вдоль границ под османское влияние. С другой стороны, он действовал жестоко по отношению к своим противникам и никогда не колебался проливать кровь[3].

построил объекты социального назначения, такие как караван-сарай, имарет, хан (гостиница) и фонтан в Татарпазарджиги[3].



После битвы Чигалазаде Синан-паша был назначен великим визирем, но несколько недель спустя, в декабре 1596 года, эта должность была снова передана Ибрагим-паше. Он был уволен во второй раз из Великого визиря в ноябре 1597 года и повторно назначен на него в третий раз, в январе 1599 года, и занимает этот пост до своей смерти два с половиной года спустя[2].

Ибрагим-паша в качестве великого визиря и сердара, то есть главнокомандующего, принял командование османскими армиями, участвовавшими в венгерской войне. Кампания 1008/1599 года имела среди своих основных целей ремонт и укрепление приграничных крепостей и включала также меры по привлечению местного венгерского населения, сильно пострадавшего в ходе длительной войны, к более благосклонному отношению к османам. . Ибрагим-паша, перезимовавший в Белграде, повел свои войска в 1600 году против христианской крепости Канижа [см.] и после непродолжительной осады принял ее капитуляцию в октябре 1600 года. Однако этот заметный успех ознаменовал фактически конец его карьеры. Он умер в Земуне, недалеко от Белграда 10 июля 1601 года. Ибрагим-паша описывается в источниках как человек красивой внешности (Альбери, iii, 241-2; Минадои, 266: «bello di sembianti»), щедрый (Альбери, III, 432), тонкий интеллектом, но лживый (Альбери, III, 290 — ср. также Печеви, II, 229-231) и даже «leggiero di cervello e vario» (Альбери, II, 231) 357), не был ни прозорливой фигурой, ни подходящей для высшего командования (Альбери, III, 432: «non e riputato prudente, ne atto a supermo commando» — сообщение Маттео Зане, датированное 1594 годом), — хотя его неоспоримый успех в венгерской войне кампании 1596, 1599 и 1600 годов, казалось бы, поставили под сомнение это последнее суждение Маттео Зане[2].

Мечеть Дамата Ибрагим-паши в стамбульском районе Фатих.

в 1596 году. В июне того же года османская армия выступила в поход против Габсбургов. Целью войны был захват крепости Эгер, расположенной на северо-востоке от Будапешта, между Австрией и Трансильванией[9]. Кампания закончилась успешно, а Ибрагим-паша получил от султана титул «покорителя Эгера». Султан, который вопреки традиции своих последних предшественников возглавлял османскую армию, после Керестецкой битвы оставил командование Ибрагим-паше, а сам вернулся в Стамбул[10]. Ибрагим-паша же и сам неохотно принял на себя эту роль. Он не был сторонником активных боевых действий против австрийцев, что дважды приводило его к отставке с поста великого визиря. в 1596 и 1597 годах.

Ибрагим-паша вновь был назначен великим визирем в 1599 году при условии, что он начнёт военную кампанию против Австрии. Он начал свою кампанию, изображая угрозу Вене, на самом направляясь к Эстергому (завоёванному Сулейманом Великолепным в 1543 году и потерянным османами в 1595 году), но взять город не удалось и зиму войска Ибрагим-паши провели в Белграде. Затем он продолжил военную кампанию против Габсбургов в южном направлении, осадив замок Канижа. Турецкие рабы в замке взорвали пороховые погреба, чем очень сильно повредили его стены. Но крепость не пала, а на помощь осаждённым подошла армия в 20 000 солдат под командованием Филиппа Эммануэля де Меркёра. Османская армия победила обе армии и замок сдался. Тирьяки Хасан-паша был назначен бейлербеем вновь завоёванного города.

Канижа стала центром начала новых османских атак в Центральной Европе. В сентябре 1601 года попытка большой австрийской армии вернуть замок была отбита наместником Тиряки Хасан-пашой. Дамат Ибрагим-паша умер в том же году. Эстергом был вновь занят Османской империей в 1605 году.

Примечания[править | править код]

  1. İsmail Hâmi Danişmend, Osmanlı Devlet Erkânı, Türkiye Yayınevi, İstanbul, 1971 (Turkish)
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Parry, 1986.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Aykut, 1993.
  4. Danişmend, 1972, pp. 111—113; Börekçi, 2014, p. 13; Uzunçarşılı, 1988; Börekçi, 2010, p. 192.
  5. 1 2 3 4 Tektaş, 2002.
  6. Danişmend, 1972, pp. 111—113; Börekçi, 2014, p. 13; Uzunçarşılı, 1988; Börekçi, 2010, p. 192; Şimşirgil, 2013, pp. 141—143.
  7. Hammer-Purgstall, 1829, S. 193—194; Şimşirgil, 2013, pp. 141—143.
  8. Danişmend, 1972, pp. 111—113; Hammer-Purgstall, 1829, S. 193—194; Börekçi, 2014, p. 13; Uzunçarşılı, 1988; Fleischer, 2014, pp. 133—135; Börekçi, 2010, p. 193; Şimşirgil, 2013, pp. 141—143.
  9. К. Финкель. История Османской империи. Видение Османа. — АСТ, 2010. — 242 с.
  10. К. Финкель. История Османской империи. Видение Османа. — АСТ, 2010. — 243 с.

Литература[править | править код]