Корчеватель (статья)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

«Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности» — название квазинаучной статьи, написанной программой-генератором квазинаучных англоязычных текстов, переведённой машинным переводчиком и принятой в 2008 году к публикации в российском научном журнале из списка признанных государством научных журналов.

История[править | править вики-текст]

Коллектив газеты «Троицкий вариант» во главе с М. С. Гельфандом составил статью, опираясь на русский перевод англоязычной статьи «Rooter: A Methodology for the Typical Unification of Access Points and Redundancy», сгенерированной программой SCIgen[1]. Исходная статья содержала правдоподобно выглядящий, но слабосвязный и бессмысленный текст и ранее уже использовалась в сходных целях[2]. Под названием «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности»[3] и от имени несуществующего аспиранта Михаила Жукова из несуществующего Института информационных проблем РАН эта статья была отправлена для публикации в «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов»[4]. После оплаты услуги публикации в размере 4500 рублей статья была принята к печати, получив положительный отзыв рецензента (являющегося сотрудником одного из московских институтов) о том, что «статья принята с небольшими замечаниями»[5]. Публикация получила широкое освещение в СМИ[6][7][5][8][9] и вызвала скандал в научном сообществе. На волне скандала журнал был исключён из списка ВАК[10].

Главный редактор «Журнала научных публикаций аспирантов и докторантов» Владимир Иванов подтвердил, что статья «Корчеватель» была опубликована в его журнале, но попытался объяснить это ошибками, допущенными рецензентом института, куда посылались на проверку поступавшие в редакцию материалы: «Журнал заключил соглашение с одним из московских институтов и посылал туда статьи на рецензии. На эту статью мы получили в целом положительную рецензию. Были сделаны замечания, но не было ничего сказано о том, что статья в целом бредовая»[9][11].

М. С. Гельфанд отмечал, что в статье было поставлено большое количество т. н. «предостерегающих флажков», таких, как благодарность лично ему, Гельфанду, за привлечение внимания заявленного автора к проблеме публикации случайных текстов. Кроме того, в списке литературы присутствовали авторы по фамилии Gayson (с англ. — «сын гея») и Softporn (с англ. — «мягкое порно»). Были использованы нелепые единицы измерения, с помощью которых внимательный читатель мог бы понять всю несуразность написанного, например, отношение сигнал/шум измерялось в нанометрах, а время — в цилиндрах[9][12].

Иванов пытался добиться отмены решения ВАК об исключении его журнала через суд, но 27 февраля 2009 года Арбитражный суд г. Москвы отклонил иск редакции «Журнала научных публикаций аспирантов и докторантов» к Министерству образования и науки России. Суд посчитал, что ВАК вправе управлять списком по своему усмотрению и что исключение журнала из списка ВАК не ограничивает право учредителей журнала на литературное, художественное, научное, техническое и другие виды творчества и не является препятствием для реализации задач и достижения целей, определённых учредительными документами. Данное решение было оставлено без изменения и вышестоящей судебной инстанцией[13][14].

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Jeremy Stribling, Daniel Aguayo and Maxwell Krohn Rooter: A Methodology for the Typical Unification of Access Points and Redundancy
  2. Учёные приняли белиберду за чистую монету // Русская служба Би-би-си. — 15.04.2005.
  3. Ерунда // Троицкий вариант. — 30.09.2008. — № 13 (839). — С. 1.
  4. 1 2 Емельяненков, 29.10.2008.
  5. Компьютерная программа обманула научный журнал с помощью корчевателя. Lenta.ru (1 октября 2008 года). Проверено 12 августа 2010. Архивировано 20 марта 2012 года.
  6. ВАКовский «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» попался на ерунде // Полит.ру. — 30.09.2008.
  7. Щепетнёв В. Голый Корчеватель // Компьютерра. — 02.12.2008. — № 45.
  8. 1 2 3 Учёные «шутят» // НТВ. — 07.10.2008.
  9. Опубликовавший псевдонаучную статью журнал исключен из списка ВАК. Lenta.ru (22 октября 2008 года). Проверено 12 августа 2010. Архивировано 20 марта 2012 года.
  10. Научный журнал напечатал бессмысленную статью, написанную компьютером // РИА Новости. — 01.10.2008.
  11. Якутенко И. Слегка упорядоченные размышления о науке, религии и чайниках // Lenta.ru. — 18.06.2009.
  12. Арбитражный суд Москвы отклонил иск псевдонаучного журнала к ВАКу // Полит.ру. — 04.03.2009.
  13. Постановление ФАС МО от 27.05.2009 г. № КА-А40/4587-09. Картотека арбитражных дела на сайте ВАС РФ. Проверено 7 июля 2014.

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]