Мальтузианская ловушка

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мальтус опасался, что производство пищи может не справиться с быстрым ростом населения

Мальтузианская ловушка (англ. Malthusian trap) — типичная для доиндустриальных обществ периодически повторяющаяся ситуация, в результате которой рост населения в конечном счёте обгоняет рост производства пищевых продуктов, ограниченного плодородием почвы (земельными ресурсами)[1].

Мальтузианство

[править | править код]

В доиндустриальных обществах в долгосрочной перспективе не происходит ни роста производства продуктов питания на душу населения, ни улучшения условий существования подавляющего большинства населения, а напротив — оно остаётся на уровне, близком к уровню голодного выживания[2]. Более того, при достижении критической плотности, население, как правило, прореживается катастрофическими депопуляциями, такими как войны, эпидемии или голод.

В доиндустриальных обществах, ещё не имеющих государственности, — родо-племенных объединениях, потолок ёмкости среды не достигался за счёт того, что население гибло в бесконечных междоусобных войнах, набегах на соседние племена и в результате кровной вражды[3]. Известны, например, ритуальные войны папуасов — аборигенов Новой Гвинеи[4]. Оседлость и скученность населения приводили к распространению инфекционных заболеваний и возникновению эпидемий из-за антисанитарии и слабого развития медицины.

В Высоком Средневековье избыточные массы безземельной бедноты, подгоняемые голодом и ведомые жаждущими наживы рыцарями-крестоносцами, отправлялись в Крестовые походы, где, в попытках завоевания новых земель на востоке, большинство их погибало.

У кочевых народов потолок ёмкости среды и критическое демографическое давление достигались очень быстро, несмотря на то, что количество имеющего короткий жизненный цикл скота может расти ещё быстрее, чем численность населения. Происходило это в силу ограниченности площадей природных пастбищ, которых для прокорма животных нужно очень много (из-за чего кочевое скотоводство могло прокормить гораздо меньше людей на единицу площади, чем земледелие). Это приводило к периодическим волнам кочевых нашествий на земледельческие регионы, где гонимым перспективой голода кочевникам, в первую очередь, были нужны новые пастбища для скота[источник не указан 1349 дней].

Современный пример катастрофической депопуляции — геноцид в Руанде[5], перенаселённой аграрной африканской стране, где жертвами «этнических чисток» в 1994 году стали около миллиона человек (погибло 20 % населения страны и ещё больше стали беженцами). Примеры последствий аграрного перенаселения на постсоветском пространстве — беспорядки в Оше в 1990 году[6] и, там же, в 2010 году, в Ферганской долине (Киргизия)[7], с тысячами погибших и сотнями тысяч беженцев.

Относительный рост потолка ёмкости среды (в результате волны технологических инноваций или социально-демографического коллапса) в этих условиях ведёт лишь к временному улучшению условий жизни большинства населения, что, в свою очередь, приводит к резкому ускорению темпов демографического роста. Так как в доиндустриальных обществах эти темпы всегда в конечном счёте оказывались значительно более высокими, чем темпы технологического роста (а значит, и роста производства продуктов питания), производство продуктов питания на душу населения достаточно быстро (за период порядка 25 лет) понижалось до уровня голодного выживания[8].

В последние десятилетия площадь сельхозугодий на душу населения в развивающихся странах постоянно уменьшается вместе с ростом их населения. В XXI веке в мире фактически произошла стабилизация площади пахотных земель, распашка новых, менее удобных площадей может привести к удорожанию производства сельхозпродукции и отрицательным последствиям для окружающей среды — опустыниванию, как это происходит в Африке[9].

Карта мира по среднему количеству детей, рождëнных женщиной в течение жизни, с учётом средних показателей для женщин всех возрастов, данные 2020 года (подробнее см. Список стран)[10]

«Мальтузианской ловушкой» это явление названо потому, что оно было впервые замечено и достаточно строго описано Томасом Мальтусом в 1798 году. Хотя те же выводы можно встретить в работе Роберта Уоллеса (1753 год) и у Адама Смита в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», выпущенной в 1776 году, 22 годами ранее.

Пути преодоления

[править | править код]

Выход из мальтузианской ловушки возможен, если темпы роста производства продуктов питания либо темпы роста ВВП постоянно выше темпов роста населения. Стабильный выход из мальтузианской ловушки может осуществиться только в процессе или результате модернизации общества (например, в ходе промышленной революции в Европе конца XIX века или в ходе догоняющей индустриализации в раннем СССР). При этом могут возникнуть другие — «модернизационные» ловушки — кризисы перепроизводства, безработица, углубление социального неравенства в процессе накопления капитала, которые также могут привести к социальным конфликтам, революциям и гражданским войнам («марксова ловушка»[3], по аналогии с «мальтузианской»)[3][11]. Выход из мальтузианской ловушки для отдельной страны может занять несколько десятилетий.

Высокоурбанизированные индустриальные и постиндустриальные сообщества имеют достаточно низкую рождаемость (до уровня простого замещения поколений), а возможность создавать сельскохозяйственную технику, удобрения, сложные ирригационные комплексы и т. д. существенно повышает эффективность сельского хозяйства и увеличивает производство пищи («зелёная революция»). В настоящее время в развитых странах 3−4 % сельского населения могут прокормить всю страну[12]. Система социальной защиты населения и прочие меры, принятые в развитых странах, позволяют смягчить социальную напряжённость в обществе.

Поэтому к настоящему времени большинству стран мира удалось выйти из мальтузианской ловушки (исключение пока составляют некоторые страны третьего мира, прежде всего в Тропической Африке[13])[14]. Демографический взрыв в странах третьего мира Африки и Ближнего Востока, и вызванные им нехватка сельскохозяйственных земель, массовая безработица среди молодёжи являются одними из основных причин локальных конфликтов и революций в этих регионах[1], а также причиной Европейского миграционного кризиса, считает демограф Анатолий Вишневский[15][16]. Выход из данной ситуации он видит в политике ограничения рождаемости и повышении уровня образования в развивающихся странах, особенно среди женщин[17][18].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Ловушка на выходе из ловушки. К математическому моделированию социально-политической дестабилизации в странах мир-системной периферии // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / Ред. Ж. Т. Тощенко. М.: РОС, 2012. C. 1483—1489 Архивная копия от 4 июля 2021 на Wayback Machine; «Проекты и риски будущего. Концепции, модели, инструменты, прогнозы» / Ред. А. А. Акаев — М.: Красанд/URSS, 2011. С. 45—88. Глава 2: «Ловушка на выходе из ловушки? О некоторых особенностях политико-демографической динамики модернизирующихся систем»
  2. См., например: Гринин Л. Е., Малков С. Ю., Гусев В. А., Коротаев А. В. Некоторые возможные направления развития теории социально-демографических циклов и математические модели выхода из мальтузианской ловушки // История и Математика: процессы и модели / Ред. С. Ю. Малков, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. М.: Либроком/URSS, 2009. С. 134—210.
  3. 1 2 3 Л.Е. Гринин. Модернизационные (постмальтузианские) ловушки // История и Математика: социально-экономические процессы. — Высшая школа экономики, 2014. — С. 98—127. Архивировано 12 сентября 2017 года.
  4. "Традиции и "Кока-кола" помогли папуасам остановить клановые войны". РИА Новости. 2012-09-28:02:38. Архивировано 31 августа 2017. Дата обращения: 30 августа 2017. {{cite news}}: Проверьте значение даты: |date= (справка)
  5. Даймонд, Джаред. Мальтус в Африке: геноцид в Руанде Архивная копия от 11 сентября 2016 на Wayback Machine // Коллапс. Почему одни общества выживают, а другие умирают[англ.]
  6. Аграрное перенаселение как одна из причин ошского конфликта | Центр стратегической конъюнктуры. conjuncture.ru. Дата обращения: 19 сентября 2016. Архивировано 13 января 2017 года.
  7. История межэтнических отношений в Киргизии. Справка. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.
  8. Тим Блэк. Прав ли был Мальтус? www.mn.ru. Дата обращения: 4 ноября 2016. Архивировано 4 ноября 2016 года.
  9. Глобальная продовольственная проблема. demoscope.ru. Дата обращения: 4 ноября 2016. Архивировано 8 декабря 2016 года.
  10. Total fertility rate. ЦРУ (США). Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 4 марта 2014 года.
  11. Гринин Л. Е. Из мальтузианской ловушки в ловушку модернизации. К прогнозированию динамики политической нестабильности в странах мир-системной периферии. // Проекты и риски будущего. Концепции, модели, инструменты, прогнозы / Отв. ред. А. А. Акаев, А. В. Коротаев, Г. Г. Малинецкий, С. Ю. Малков. — М.: Красанд, 2010. С. 337—356
  12. Наука и жизнь, журнал. "Рост населения земли и его математическая модель". Архивировано 7 декабря 2016. Дата обращения: 15 апреля 2017.
  13. «Ловушка на выходе из ловушки? …» цит."Вместе с тем заметная часть стран Тропической Африки до сих пор находится в мальтузианской ловушке.[1] Архивная копия от 15 октября 2009 на Wayback Machine "
  14. Демографическая бомба Нигерии. www.demoscope.ru. Дата обращения: 18 января 2020. Архивировано 23 января 2020 года.
  15. А. Вишневский. Миграции в глобальном контексте // Высшая школа экономики. — 2016. Архивировано 15 августа 2021 года.
  16. Анатолий Вишневский: «То, что происходит, напоминает миграции китов, которые выбрасываются на берег» | Economy Times. economytimes.ru. Дата обращения: 18 января 2020. Архивировано 26 января 2020 года.
  17. Иванов Сергей Феликсович. Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 15, вып. 4. — ISSN 1813-8691. Архивировано 26 марта 2020 года.
  18. Анатолий Вишневский: Размножение человечества вышло из-под контроля. hbr-russia.ru. Дата обращения: 18 января 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.