Лекианоба: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[непроверенная версия][непроверенная версия]
м откат правок 109.252.22.24 (обс.) к версии Q-bit array
Метка: откат
м Защитил страницу Лекианоба: повторяющиеся неконсенсусные правки ([Редактирование=только автоподтверждённые] (истекает 14:36, 7 июля 2019 (UTC)) [Переименование=только автоподтверждённые] (истекает 14:36, 7 июля 2019 (UTC)))
(нет различий)

Версия от 14:36, 7 июня 2019

Дж. Кеннан, Возвращение лезгин с набега (Returen of Lezghians from a raid), 1870 г.

Лекианоба (груз. ლეკიანობა) — термин, который использовали грузины для обозначения спорадических набегов горцев Дагестана в Грузию с XVI по XIX вв. Термин происходит от слова леки, так грузины называли дагестанские народы, с суффиксом аноба, который обозначает контрибуцию. Ссылки на эти набеги появляются в эпической поэзии аварцев; имена правителей, которые проводили самые разрушительные атаки, Умма-хана, Нурсал-бека и Маллачи, упоминаются в грузинских источниках[1][2].

История

Главными организаторами набегов на Грузию были Джаро-Белоканские общества и Илисуйский султанат. Нападения начались с распада Грузинского царства и последующего снижения обороноспособности его государств-преемников, по причине ведущихся непрестанно оборонительных войн против Персидской и Османской империй. В конце XVI века пограничная часть Кахетинского царства, позже известная как Саингило, была отдана персидским шахом Аббасом I во владения своим дагестанским союзникам.

О постоянных набегах горцев Дагестана, отказываясь присягать России и прекращать набеги на грузин и других соседей, например кюринские лезгины ответили так:

Мы к воровству родились, в сим состоят наши пашни и сохи и все наше богатство, которое деды и прадеды нам оставили и тому учили; сим оные сыты бывали, и мы также питаемся и сыти бываем; и что имеем, то все краденое. И иного промысла мы не имеем. И ежели нам от того отстать, то нам под российскою властью с голоду умереть, и мы в том присягать не станем и принуждены будем себя оборонять…[3]

Несмотря на небольшие масштабы, эти нападения были достаточно частыми и разрушительными, горцы захватывали заложников и разоряли пограничные поселения. Время от времени эти атаки превращались в крупные военные операции с участием многотысячных отрядов местных Аварских феодалов и Вольных обществ, часто в союзе с турками или персами. От набегов наиболее пострадали восточные грузинские царства Кахетия и Картли. Часто застигнутые врасплох, грузины не могли создать эффективный механизм защиты против набегов в значительной степени из-за постоянных внутренних войн и соперничества между грузинскими феодалами. И.-Г. Гербер пишет о совершении объединенных грабительских набегов пяти вольных обществ Самурской долины в Грузию[4]. Кроме того, дагестанские наёмники часто использовались грузинскими царями и князьями в своих междоусобицах[5]. В 1723 году кахетинский царь Константин, известный также под именем Махмед-Кули-хан, взял Тбилиси именно с помощью дагестанских горцев[6]

В 1720 году, лезгины, под предводительством имама Хаджи-Давудa восстали против Ирана[7]. Картлийский царь Вахтанг VI, который был вассалом иранского шаха, пользовался поддержкой русского императора. Он вёл двойную игру, результатом которой должна была стать независимость Грузии[8]. Весной 1722 года Хаджи-Давуд осадил Гянджу, после чего Вахтанг VI выступил на помощь городу. Узнав об этом, Хаджи-Давуд воздержался от сражения с войском Вахтанга VI и на двенадцатый день снял осаду с Гянджи. Вахтанг VI не стал его преследовать, несмотря на то, что имел неоднократные приказы от шаха выступить на Шемаху[9][10][11]. В 1722 году Вахтанг VI решил присоединить свои силы к войскам царя Петра I и мобилизовал большую армию. Пётр I вскоре заключил мир с персами, и Вахтанг VI отозвал свои войска. Грузия, оставшись одна, пала под ударами Османской и Персидской империй, два последующих десятилетия страна была практически беззащитна, и набеги горцев усилились.

В 1744 году Теймураз II и его сын, Ираклий II, возродили царства Картли и Кахетия и объединили свои силы, чтобы совместными усилиями отражать набеги. С 1750 по 1755 они трижды успешно отбили крупные набеги из Дагестана. В 1774 году Ираклий II создал регулярное войско мориге, во главе которого стоял сын Ираклия II царевич Леван, мориге стало эффективной силой против набегов. В 1754/1755 годах в битве при Мчадиджвари и в битве у Кварели Ираклий II одержал победу над вторгшимися в Грузию аварским ханом Нурсал-бегом. Тем не менее, из-за внутреннего кризиса в Грузии Ираклий II не смог окончательно устранить внешнюю угрозу.

В 1785 году аварский нуцал Умма-хан V вторгся в Грузию и разорил Картли-Кахетинское и Имеретинское царство, затем опустошил Лори и Гянджинское ханство и вернулся в Дагестан. Грузинский царь Ираклий II и гянджинский хан были вынуждены вступить в переговоры c аварцами и обязались уплачивать им ежегодную дань, с тем лишь условием, что они не будет больше грабить их владения. Несмотря на этот уговор, аварцы под тем или иным предлогом вторгались в Грузию и в другие закавказские государства[12][13] В 1796 году, после вхождения в подданство России и введения в Тифлис царских войск Ираклий отказался платить дань.

Аварцы в ответ разграбили Кахетию и сожгли дотла 6 деревень, а жителей и скот увел с собой в горы. В 1800 году они вновь атаковали Грузию, но были разбиты объединенными русско-грузинскими войском на реке Иори. Попытка повторить атаку провалилась из-за нехватки продовольствия. В начале следующего года аварцы собрали 3-х тысячное войско для вторжения в Ширван. Российские власти в Грузии, обеспокоенные этим, стали укреплять границы Кахетии, перебросив туда несколько воинских подразделений.

Присоединением Грузии к Российской империи в 1801 году не остановило набеги дагестанцев[14] на грузинские земли[15]. В 1802 году Чар-Белаканские аварцы поддержали анти российское восстание царевичей Вахтанга и Теймураза, в котором также участвовала кахетинская знать и имеретинский царь. В 1803—1806 годах русские войска предпринимают ряд карательных экспедиций в Джарское общество, которое считалось «разбойничьим гнездом», чтобы наказать его за постоянные набеги. Во время Кавказской войны, в 1854 году войска имама Шамиля, возглавившего движение сопротивления российскому империализму, вторглись в Кахетию, пытаясь соединиться с войсками Османской империи, но, узнав об отступлении последней, вернулись в горы, успев разорить богатое селение Цинондаль, захватить в плен семейство его владетеля князя Давида Чавчавадзе и разграбить несколько церквей. Это нападение считается последним набегом из Дагестана на территорию Грузии.

Примечания

  1. Akhzakov, Alikhadji. Dagestanskiĭ filial Akademii nauk SSSR, In-t istorii, i︠a︡zyka, i literatury im. G. T︠S︡adasy, 1968, p. 37.
  2. Macharadze, Valerian. Posol’stvo Teĭmuraza II V Rossii͡u, 1960. p. 152.
  3. Курукин И. В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722—1735)
  4. Алиев Б. Г. Сведения И. Г. Гербера о «лезгинских» союзах сельских общин самурской долины
  5. M.R Khalidova, Gamzatov, Hadji. Folk literature of Avars, Mkhachkala: Institute of Literature and Art, 2004, p. 192.
  6. Мераб Вачнадзе, Вахтанг Гурули, Михаил Бахтадзе История Грузии (с древнейших времен до наших дней). Дата обращения: 24 июня 2018.
  7. «Лекианоба» – 2. Дата обращения: 3 августа 2014.
  8. Ризванов З., Ризванов Р. Освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Борьба против Надир-шаха. // История лезгин (краткий научно-популярный очерк). — Махачкала, 1990.
  9. Левиатов В. Н. Очерки из истории Азербайджана в XVIII в. Баку: Изд. АН Аз. ССР. 1948. С.74.
  10. Алиев Ф. М. Антииранские выступления и борьба против турецкой оккупации в Азербайджане в первой половине XVIII в. Баку: Элм. 1975. С.35.
  11. Маркова О. П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в. М.: Наука, 1966. С.104.
  12. Алексеев В. В. История наказывает за невежество // Кто есть кто. — М. : Русский биографический институт, 2008. — № 1—6.
  13. Андроникашвили Б. Б. Надежд питомцы золотых: история русско-грузинских отношений с середины XVII века до 1801 года. — М.: Мысль, 1992. — 304 с. — ISBN 5-244-00520-0.
  14. Материалы круглого стола "Оценка политики России по отношению к Чечне и Московских властей по отношению к приезжим" (2 декабря 1999).
  15. Ш. А. Гапуров и др. Дагестан в кавказской политике России в первой четверти ХIХ века. Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2008.