Эстремадурцы
эстремадурцы | |
---|---|
estremeñus | |
Тип | этническая/региональная общность |
Этноиерархия | |
Группа народов | романские народы |
Подгруппа | испанцы |
Общие данные | |
Язык | испанский, эстремадурский (астуро-леонский), эстремадурский (южнокастильский[исп.]), фала |
Письменность | эстремадурская[астур.] |
Религия | католицизм |
В составе | испанцев |
Родственны | астурийцам, кантабрийцам, леонцам[англ.], мирандцам |
Современное расселение | |
Испания (Эстремадура) свыше 1 млн чел. (2008)[1] |
|
Медиафайлы на Викискладе |
Эстремаду́рцы (эстр. estremeñus, исп. extremeños) — романоязычная этническая/региональная общность[~ 1], населяющая территорию автономного сообщества Эстремадура в Испании, в центральной и юго-западной частях Пиренейского полуострова на границе с Португалией[1]. Проживают также в других областях Испании и в латиноамериканских странах. Говорят на испанском языке, в сельских районах пользуются местными говорами разных диалектных групп[англ.], большинство из которых относится к говорам южнокастильского диалектного ареала[исп.].
По данным Большой российской энциклопедии, к 2008 году в Испании проживало свыше 1 млн эстремадурцев[1].
В составе эстремадурцев выделяется небольшая по численности этнолокальная группа урдано, населяющая горные районы Лас-Урдес на севере Эстремадуры[3].
История
[править | править код]Сохранение местных диалектов, этнографического своеобразия и традиционного экономического уклада в Эстремадуре, как и в других областях Испании, было следствием ослабления политических и экономических связей внутри страны, начавшегося с XVI века. На рубеже XVI—XVII веков в стране начался экономический кризис, сопровождавшийся политическим кризисом, в том числе из-за последствий Англо-испанской войны и Нидерландской революции. В дальнейшем сохранению региональных различий способствовало территориальное деление Испании[исп.] на провинции с широкими правами самоуправления — одной из таких провинций была Эстремадура[4].
В 1983 году Эстремадура получила права автономного сообщества.
Региональное движение в Эстремадуре представляют две партии — Коалиция Эстремадуры (eXtremeños)[англ.] и Объединённая Эстремадура[англ.]. Электоральная поддержка этих партий в настоящее время остаётся сравнительно небольшой[5].
Идентичность
[править | править код]По данным социологических исследований, опубликованным в 2006 году, эстремадурцы имеют высокий уровень региональной идентичности (как и в большинстве регионов Испании), которая сосуществует с общеиспанской идентичностью (75,3 %). Доля тех, кто осознаёт себя только эстремадурцем (1,9 %) или больше эстремадурцем, чем испанцем (13,4 %) относительно невелика, как и тех, кто считает себя только испанцем (3,3 %) или больше испанцем, чем эстремадурцем (5,6 %)[6].
Традиционные занятия
[править | править код]Основный традиционный тип хозяйственной деятельности, как и в остальной Испании — пашенное земледелие. На богарных землях выращивается пшеница, ячмень и овёс. Традиционно, как и в Андалусии, распространено выращивание бобовых. Развита отрасль хлопководства (в долине реки Гвадианы). Как и в других регионах страны возделывают оливки и виноград. В животноводстве ведущую роль играет разведение свиней. До второй половины XX века в Эстремадуре сохранялись пути (каньядос), по которым скот перегоняли с летних на зимние пастбища. Первый путь (Висана) начинался от летних пастбищ южных склонов Кантабрийских гор, второй (Леонский) — от летних пастбищ в горах Астурии и Сантандера. Оба пути заканчивались на зимних пастбищах Эстремадуры. Дольше, чем в других регионах Испании, вплоть до середины XX века в Эстремадуре, как и в сельских районах Кастилии и Андалусии, широко был распространён вьючный скот (мулы и ослы)[1][2][7].
Традиционным занятием эстремадурцев было производство керамической посуды. Современным центром художественной керамики в Эстремадуре является селение Сальватьерра-де-лос-Баррос. Гончарные изделия отличаются здесь наибольшей «чистотой» народного стиля, не затронутого влиянием профессионального искусства. Наиболее распространёнными изделиями в Сальватьерра-де-лос-Барросе являются ботихос и кувшины с одной ручкой из пористой терракоты. Наиболее часто встречаемый орнамент — цветы и листья, обозначенные тщательной шлифовкой. Также широко была распространена в Эстремадуре ковка железа. Регион стал известен как центр оригинальной испанской ковки с XVII века. Наиболее распространён эстремадурский стиль «витого железа» с основным мотивом волюты, который со временем был заимствован в Саламанке, Саморе и Андалусии. Для данного стиля характерно вплетение в общую цепь «завитков» фигур животных, фантастических химер, сказочных персонажей и т. п. Ремесленные мастерские ковщиков, работающие по традиционным технологиям, сохранялись в Эстремадуре до середины XX века[1][8].
Тип поселения и жилища
[править | править код]Сельские поселения эстремадурцев (пуэбло), насчитывающие до нескольких тысяч дворов, схожи с ла-манчскими и северноандалузскими поселениями. Расстояния между пуэбло, как правило, сравнительно большие — до 15—20 километров. Преобладающий тип поселений — кучевые. Дома строили в основном из сырцового кирпича на каменном фундаменте с двух- или четырёхскатной черепичной крышей, иногда с каркасным верхним этажом, и так же, как и в Ла-Манче, стены домов белили. Хозяйственные постройки образовывали замкнутый двор за домом[1][9].
Языки
[править | править код]Помимо стандартного испанского языка среди эстремадурцев (в основном сельских жителей) по всей территории региона, исключая его северо-западную часть, распространены эстремадурские говоры, близкие южнокастильским говорам[исп.] ла-манчского и андалузского диалектов[10]. На северо-западе Эстремадуры сохраняются эстремадурские говоры, относящиеся к астуро-леонскому языковому ареалу. Со второй половины XX века на основе данных говоров предпринимаются попытки выработки литературной нормы эстремадурского языка[1]. Помимо этого, в трёх селениях комарки Сьерра-де-Гата на северо-западе Эстремадуры сохраняется галисийско-португальский диалект фала, испытавший эстремадурское влияние. В некоторых населённых пунктах на границе с Португалией (Оливенса, Седильо, Эррера-де-Алькантара) представители старшего поколения владеют португальским языком.
Особенности культуры
[править | править код]По различию в культурно-бытовых чертах Эстремадура делится на два региона — северный, относящийся к центральному этнографическому ареалу Испании вместе с Кастилией и Леоном, Кастилией и Ла-Манчей, а также Мадридом, и южный, относящийся к южному этнографическому ареалу вместе с Андалусией[1][2].
Эстремадурский музыкальный фольклор на севере близок к музыке Кастилии и Леона, на юге — к музыке Андалусии[1].
Для женского традиционного костюма Эстремадуры характерны филигранные украшения, богатая вышивка шёлком, золотом и серебром[1]. В Эстремадуре народные костюмы были повседневной одеждой длительное время — вплоть до второй половины XX века[11].
Примечания
[править | править код]Комментарии
- ↑ Среди жителей современной Испании преобладает региональное самосознание. Население, говорящее на испанском языке, не противопоставляет себя как единая этническая общность с общим самосознанием и общим самоназванием носителям каталанского и галисийского языков, и даже носителям нероманского баскского языка. Этноним «испанцы» принято относить ко всем гражданам Испании, говорящим на коренных языках страны. А под термином «народы Испании» подразумевают как басков, каталонцев, галисийцев, так и арагонцев, канарцев, кастильцев[англ.], валенсийцев и другие региональные общности в тех или иных исторических областях страны. Для ряда региональных общностей характерен переход от территориальной идентичности к этнической. В разных частях Испании существуют общественные движения, поддерживающие и распространяющие идеи признания своей региональной общности отдельным народом, а своего диалекта[англ.] — самостоятельным языком, например, региональное движение астурийцев, считающих астурийский язык отдельным от испанского. Чаще всего у жителей Испании отмечается сочетание общегосударственного и регионального самосознания: «кастилец и при этом испанец», «андалусиец и при этом испанец», «баск и при этом испанец» и т. п.[2]
Источники
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Испанцы : [арх. 3 сентября 2022] / Кожановский А. Н., Садомская Н. Н. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 81. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9. (Дата обращения: 23 сентября 2022)
- ↑ 1 2 3 Кожановский А. Н. Испанцы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. редактор В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артёмова (отв. секретарь), С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 199. — ISBN 5-85270-155-6. Архивировано 10 апреля 2022 года. (Дата обращения: 23 сентября 2022)
- ↑ Кабицкий М. Е. Конструирование образа «Чужого»: этнокультурные группы в Южной Европе // Европа меньшинств — меньшинства в Европе. Этнокультурные, религиозные и языковые группы / Отв. редакторы и составители М. Е. Кабицкий, М. Ю. Мартынова. — М.: ИЭА РАН, 2016. — С. 76—77. — 302 с. — ISBN 978-5-4211-0156-7. Архивировано 2 октября 2021 года. (Дата обращения: 23 сентября 2022)
- ↑ Садомская, 1964, с. 427—428.
- ↑ Pridham G. Securing Democracy: Political Parties and Democratic Consolidation in Southern Europe / Edited by Geoffrey Pridham. — Oxon, New York: Routledge, 2016. — P. 165. — 242 p. — ISBN 978-1-317-35171-9.
- ↑ Schrijver F. Regionalism After Regionalisation: Spain, France and the United Kingdom. — Amsterdam: Amsterdam University Press[англ.], 2006. — P. 98. — 434 p. — ISBN 978-90-5629-428-1.
- ↑ Садомская, 1964, с. 433—434, 436—437.
- ↑ Садомская, 1964, с. 488, 490.
- ↑ Садомская, 1964, с. 441, 443—444.
- ↑ Нарумов Б. П. Испанский язык // Языки мира. Романские языки / редакционная коллегия тома И. И. Челышева, Б. П. Нарумов, О. И. Романова. — М.: Academia, 2001. — С. 457. — 720 с. — ISBN 5-87444-016-X.
- ↑ Садомская, 1964, с. 459—460.
Литература
[править | править код]- Садомская Н. Н. Испанцы // Народы зарубежной Европы / под общей редакцией С. П. Толстова, под редакцией С. А. Токарева, Н. Н. Чебоксарова. — М.: Наука, 1964. — Т. I. — С. 467. — 1001 с. — (Народы мира. Этнографические очерки).