Сослан (нарт)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фонтан «Танцующий Сослан на чаше Уацамонга», Владикавказ
Ресторан Саусерыко в Нальчике

Сослан, другой вариант — Сосруко (абх. Сасрыҟәа, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, ингуш. Сеска-Солса, карач.-балк. Соcурукъ) — богатырь из Нартского эпоса, один из главных героев во всех его вариациях. Был рождён из камня, который был от пастуха, воспылавший страстью к Шата́не (Сатаней). На берегу широкой реки стирала Шатана белье. Глядела она, глядела на прозрачную воду реки и захотелось ей искупаться. Закончила она стирку, разделась и вошла в воду. А на другом берегу пас стадо молодой пастух. Красива была Шатана, сверкало на солнце ее белое тело. Увидел пастух Шатану, и такая страсть охватила его, что пошел он к ней через реку. Но владела Шатана тайной силой, направила она на себя реку, и вода скрыла ее. А пастух в изнеможении опустился на камень.

Шатана видела все это. Приметила она камень и стала считать дни. Когда пришло время, привела Шатана на берег реки небесного кузнеца Курдалагона и попросила его разбить своим тяжким молотом камень. Только раз ударил молотом Курдалагон, треснул камень — и вынули оттуда новорожденного младенца. Дала ему Шатана имя Сослана, что значит «из утробы камня рожденный».

Этимология[править | править код]

Имя Сослан имеет карачаево-балкарское происхождение[1], где сос — «гранит», а лан — словообразующий аффикс, также «сын» (например, аслан «лев», каплан «тигр», таулан «сын гор», мужское имя). Также, к примеру, в ногайском языке встречается слово suslan «иметь грозный вид», suslə «хмурый, грозный». У ногайцев Северного Кавказа Нартский эпос сохранился в фрагментарном виде.

Имя Сосруко (кабард.-черк. Сосрыкъуэ) с кабардино-черкесского языка буквально переводится как «сын Соса», где Сос — это имя личное, а къуэ — «сын» или «потомок». В адыгском Нартском эпосе Сосрыкъуэ является таким же именем, как и у других нартов, как Бадынокъо, Шъэбатынокъо, Бэтэкъо и др., где имена происходят от имени отца, с прибавлением слова къо «сын».

Мифология[править | править код]

Осетинская мифология[править | править код]

В осетинских сказаниях Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту — Уастырджи или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатане дала ему имя и вырастила его.

Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона она оказалась короткой), наполненную волчьим молоком. Тело Сослана до колен превратилось в чистый булат, а колени остались уязвимы.

Однажды, спасая нартские стада от гибели, он перегнал их во владения великана-уаига Алдара Мукары. Встретившись с этим великаном, Сослан убил его.

Семь лет Сослан сватался к красавице Бедухе (по другому варианту — Агунде, Азаухан) и каждый раз получал отказ. Тогда он взял её силой, убив отца Бедухи, но девушка совершила самоубийство. После её смерти он решил жениться на дочери Хура (солнца) — Ацырухс, которая жила в семиярусном замке уаигов и воспитывалась там ими. Однако за неё уаиги потребовали у Сослана большой выкуп, а главное — достать листья растущего в стране мёртвых дерева Аза. После долгого путешествия Сослан встретил в стране мёртвых Бедуху. Она выпросила у Барастыра листья и предупредила Сослана, чтобы на обратном пути он не брал никаких сокровищ. Но Сослан поднял на дороге шапку и сунул её за пазуху. Это был обратившийся в шапку Сырдон, который узнал из разговора Сослана со своим конём о тайне их смерти. Конь Сослана погиб от стрел, пущенных из-под земли чертями, которых подговорил Сырдон, а сам Сослан погиб в схватке с мифическим существом — Колесом Балсага, которое, после нескольких неудачных попыток, перерезало колени Сослана.

У Сослана был юный друг Арахцау, который помог ему завладеть Агундой.

Черкесская мифология[править | править код]

В мифологии и верованиях черкесов существует несколько персонажей с именем Сос-Соз. Сосым — персонаж адыгского нартского эпоса, к которому обращаются нарты следующими словами:

Уэ езыхэри нызэупщIыжщ:

Уэ, Имыс, мафIэ уиIэ?

Уэ, Сосым, мафIэ уиIэ?

(Сами спрашивают себя:

О Имес, есть ли у тебя огонь?

О Сосем, есть ли у тебя огонь?)

Один из второстепенных черкесских богов Созрэш (Соусэрэш) является покровителем стихий, а также посредником между людьми и великим богом Тхьэ.

Дюбуа де Монпере, швейцарский француз в своем шеститомном труде «Путешествие вокруг Кавказа», изданном в 1839—1843 г.г. в Париже, писал:

«Сеосерес (адыгейское souzeref — пророк, посредник между богом и людьми) — большой любитель путешествий, и ему подчиняются ветры и воды; его особенно почитают шапсуги и натухаджи».[2]

Западно-черкесские общества (адыгейцы, шапсуги) произносят имя главного героя нартского эпоса как Сэусырыкъо, в то время как Сосрыкъуэ является лишь восточно-черкесским (кабардино-черкесским) вариантом произношения.[3]

Генерал Николай Дубровин в своей книге «Черкесы» также описывает Созериса, которого почитают черкесы:

«Почти в одно время с нашим праздником Рождества Христова черкесы совершали празднование в честь Созериса — божества, покровительствующего хлебопашцам, обилию и домашнему благосостоянию. Пришествие Созериса ожидалось и ожидается до сих пор с особенным благоговением, и существует поверье, что он отправился пешком по морю, и точно так же возвратится. Олицетворением этого божества служил деревянный обрубок с семью сучьями, вырубленный непременно из дерева, известного под именем гамшут. Обрубок этот в течение целого года тщательно сохранялся в амбаре каждого дома и, кроме того, был ещё общий, принадлежавший всему селению.»[4]

Центральным сюжетом в сказаниях о Сэусыркъо/Сосрыкъуэ является возвращение им огня. Данный эпический цикл основан на общеевропейском мифе о Прометее, который, так же, как и Созрэш/Соусериш и Саусыркъо, являются защитниками людей, и персонажами, которые связаны со священным огнём. Если Саусырыкъо вернул огонь нартам, то символом Созрэш, так же, как и в случае с Прометеем, является палочка. Имя Прометей также могло возникнуть в греческом языке из-за неправильного прочтения санскритского слова प्रमन्थ (pramantha IAST), то есть палочка для добывания огня, которую он якобы изобрёл.

Саусрыкъо/Сосрыкъуэ, вернувший нартам огонь, имеет чёткую связь с адыгским второстепенным богом Соусеришем — богом, пророком и заступником людей, символом которого является, как и в случае с Прометеем, палочка. Из этого можно предположить, что общечеркесское окончание имён и фамилий Къо/Къуэ («сын, потомок») в данном случае означает «сын Саусера», бога Соусериша, который является аналогом греческого Прометея.[5]

Параллели[править | править код]

Этот сюжет имеет отдалённое сходство с греческим Ахиллом и германским Зигфридом и, возможно, восходит к общеиндоевропейскому мифу.

Примечания[править | править код]

  1. Эпический текст: перспективы изучения. mith.ru. Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 11 марта 2019 года.
  2. Фредерик Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа. Cухуми, 1937. apsnyteka.org. Дата обращения: 22 августа 2020. Архивировано 3 августа 2021 года.
  3. Берсиров Батырбий Махмудович, Анчек Сурет Хазретовна. НЕКОТОРЫЕ ДИАЛЕКТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ АДЫГСКОГО ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА "НАРТЫ" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — Вып. 6—2. — С. 316–320. — ISSN 1997-2911. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  4. ДУБРОВИН Н.. ЧЕРКЕСЫ . DrevLit.Ru - библиотека древних рукописей. drevlit.ru. Дата обращения: 22 августа 2020.
  5. Прометей // Википедия. — 2020-07-06.

Литература[править | править код]

  • Гуриев Т. А. Рассказ о том, как Сослан исторический стал нартом // Наследие скифов и алан: Очерки о словах и именах. — Владикавказ: «Ир», 1991. — С. 51—76. — ISBN 5-7534-0286-0.
  • Дзиццойты Ю. А. К вопросу о мифологической природе образа нарта Сослана // Вопросы осетинской филологии. — Цхинвал: Республика, 2017. — Т. I. — С. 295—303.

Ссылки[править | править код]