Шагал, Марк Захарович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Russian avant-garde (обсуждение | вклад) в 13:27, 23 апреля 2014 (→‎Литература: дополнение). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Марк Шагал
фр. Marc Chagall
англ. Moishe Zakharovitch Chagalov
чеш. Moishe Zakharovitch Chagalov
Фото 1941 г.
Фото 1941 г.
Имя при рождении Моисей Хацкелевич Шагал
Мовша Хацкелевич Шагал
фр. Moïche Zakharovitch Chagalov
Псевдонимы Shagal, Moishe[2]
Дата рождения 6 июля 1887(1887-07-06)
Место рождения Витебск, Витебская губерния, Российская империя (ныне Витебская область, Республика Беларусь)
Дата смерти 28 марта 1985(1985-03-28) (97 лет)
Место смерти Сен-Поль-де-Ванс, Прованс (Франция)
Гражданство  Российская империя
 Франция
Супруга Белла Розенфельд[1], Вирджиния Хаггард[d] и Валентина Бродская[d]
Жанр художник и поэт
Учёба
Стиль уникальный стиль под влиянием примитивизма, кубизма, экспрессионизма
Награды Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона
Сайт marcchagall.com (фр.)​ (англ.)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Марк Заха́рович Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎‎; 6 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Республика Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — белорусский, русский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века[4].

Биография

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Сегал, или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в еврейской семье на окраине Витебска. Значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

С 1900 по 1905 год Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юдаля Пэна, затем переехал в Петербург.

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 19091911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

Автопортрет, 1914

В 1911 году Шагал на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу. Летом 1914 года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но начинается Первая мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.

В сентябре 1915 года Шагал уезжает в Петроград, поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марком Шагалом открывается Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского.Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. В 1937 году Шагал получает французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В августе 1944 года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Война близится к концу, и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Но буквально через несколько дней, 2 сентября 1944 года, Белла умирает от сепсиса в местной больнице. «Всё покрылось тьмой». Художник совершенно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал возвращается во Францию. Через три года Вирджиния неожиданно сбегает от него с любовником и забирает с собой сына.

12 июля 1952 года Шагал женится на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.

Дача, 1917. Национальная картинная галерея Армении

С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё здравствующего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 — первая выставка художника в Беларуси.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.[5]

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.[5]

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Шагал в кинематографе

Год Страна Название Режиссёр В роли Шагала Примечание
2007  Россия Страсти по Шагалу[6] Андрей Мельников Анимационный фильм
2012  Россия Глаз Божий Иван Скворцов
Сергей Нурмамед
Владимир Этуш Телевизионный проект Леонида Парфёнова
2013  Россия Шагал – Малевич Александр Митта Леонид Бичевин Художественный фильм, выход намечен на апрель 2014 года

Шагал в театре

Год Страна Название Автор Режиссёр В роли Шагала
2013  Россия Полёты с ангелом. Шагал Зиновий Сагалов Сергей Юрский Сергей Юрский

О М. Шагале

  • Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.[7]
  • Google Doodle[8]

Память

Книги и альбомы

  • Марк Шагал. альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • Марк Шагал. альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • Шагал. Возвращение мастера / С вступительным словом Андрея Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с.
  • Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., комментар., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4.
  • Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3.
  • Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9.

Литература

Галерея

Примечания

См. также

Ссылки