Дючеры

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Предположительные районы проживания дауров, дючеров и гогулей в середине XVII в

Дючеры или дучеры — русское название народа, жившего в XVII веке на берегах Амура, приблизительно от устья Зеи до устья Уссури, и несколько ниже по течению[1][2].

Описание, история[править | править код]

Сведения[править | править код]

По сообщениям русских землепроходцев XVII века, дючеры, как и родственные им гогули, а равно и их северо-западные соседи дауры, были народами, занимающиеся землепашеством и скотоводством. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, гречиху, полевой горох и коноплю. Разводили лошадей, крупный рогатый скот и особенно много свиней[1]. В качестве тягловой силы они использовали преимущественно быков. В хозяйстве применялась керамическая посуда бохайского и чжурчжэньского гончарства.

Один из сохранившихся археологических памятников дючерского присутствия на территории современной Амурской области — Гродековское городище, находящееся у села Гродеково на Амуре, к югу от г. Благовещенска и устья реки Зеи. Об этом поселении Ерофей Хабаров писал в 1652 году воеводе Якутска Д. Францбекову: «С усть Зии по Амуру вниз ехать на коне половина дни все лугами и старыми пашнями до того города, а город земляной, иноземцы его зовут Айтюн»[1]. Название, данное Хабаровым как Айтюн, соответствует форме «Айгун», известной по отношению к маньчжурской крепости, существовавшей там в более поздний период (1680-е гг.).

По данным археологов, эта крепость была основана предположительно в конце I — начале II тысячелетий нашей эры и просуществовала до середины XVII века[1].

Русские казаки XVII века собирали дань с дауров и дючеров, но начиная с 1654 г. цинское правительство переселило земледельческое население края в другие части Маньчжурии[1].

Происхождение[править | править код]

Дучеры на среднем Амуре

Существуют различные мнения о том, каким народностям более ранних или поздних времён соответствовали дючеры XVII века. С археологической точки зрения, дючерская культура хронологически выделяется со второй половины XIII в., являясь наследницей ранее существовавшей в этих краях культуры амурских чжурчжэней[1].

По мнению БСЭ, потомки дючеров входят в состав нанайцев, ульчей, и других народностей региона[3]. Известный историк Дальнего Востока Б. П. Полевой отождествлял дючеров (по крайней мере живших ближе к Сунгари и Уссури) с нанайцами[4], в противоположность авторам XIX в, полагавшим, что нанайцы (гольды) лишь постепенно заселили дючерские края после выселения дючеров вглубь Маньчжурии в 1650-х гг.[2]

По другому мнению, дючеры были частью чжурчжэней (маньчжуров)[5] и после переселения с Амура на Сунгари и Хурху слились с другими частями маньчжурского народа.

Некоторые авторы считают, что само название «дючеры», которое в русских источниках XVII в. известно в разных вариантах: чючар, джучар, жучер, дючан, родственно названию чжурчжэней[6], самоназвание которых записывалось как jušen.

Л.И. Шренк, Б.О. Долгих характеризовали дючеров как этнографическую группу маньчжуров[7][8]. В.А. Туголуков, отрицая единство групп дючеров и гогулей, относил последних к эвенкам-солонам и орочонам[9]. Существует мнение, что дючеры, исходно являясь группой северных тунгусов, испытали сильное воздействие маньчжурских культурных традиций[10].

Историческая судьба[править | править код]

Военная уязвимость дючеров предопределила в итоге судьбу этого народа в XVII веке. Они не смогли противостоять в XVII в. военной тактике, основанной на применении огнестрельного оружия, и отстоять свою независимость от пришедших в Приамурье отрядов русских первопроходцев. Е. П. Хабаров так описывает один трагический эпизод военного присоединения дючерской территории Приамурья:

«… И плыли вниз по Амуру и плыли два дня да ночь, и улусы громили, все улусы, а юрт по штидесят и по семидесят в улусе, и мы в тех улусах многих людей побивали и ясырь имали, и плыли семь дней от Шингалу Дючерами, все улусы болшие юрт по семидесят и осьмидесят, и тут все живут Дючеры, а всё то место пахотное и скотное, и мы их в пень рубили, а жён их и детей имали и скот …». Дючеры утратили в жестоких конфликтах опору своего существования и вскоре канули в небытие[11].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 Амурская область: История НАРОДЫ АМУРСКОЙ ЗЕМЛИ. Дата обращения: 6 апреля 2009. Архивировано 18 июля 2011 года.
  2. 1 2 Дючеры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Дючеры Архивная копия от 28 октября 2011 на Wayback Machine в БСЭ
  4. Б. П. Полевой, О ПОДЛИННОМ МЕСТОПОЛОЖЕНИИ КОСОГОРСКОГО ОСТРОГА 50-X гг. XVII ВЕКА Архивная копия от 25 июля 2011 на Wayback Machine
  5. Бурыкин А. А., Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык» Архивная копия от 20 апреля 2002 на Wayback Machine
  6. А.М.Пастухов. [ihtik.lib.ru/2012.03_ihtik_no.big.razd/2012.03_ihtik_no.big.razd_2658.rar К вопросу о характере укреплений поселков приамурских племен середины XVII века и значении нанайского термина «гасян»].  (недоступная ссылка с 01-02-2014 [3728 дней])
  7. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. I. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1883. — С. 162.
  8. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — С. 590.
  9. Туголуков В.А. Эвенки // Этническая история народов Севера / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — 1982. — С. 133.
  10. Варламов А.Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирск: Наука, 2022. — С. 284-285.
  11. Беляков А. О., Воронина А. С., Завадская Е. А. и др. Народы и религии Приамурья. Коллективная монография / под ред. А. П. Забияко. — Благовещенск, 2017. — С. 44, 45. — 424 с. — ISBN 978-5-93493-272-6.