Хуацяо

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Свадьба хакка, Восточный Тимор, 2006 год.

Хуаця́о (кит. трад. 華僑, упр. 华侨, пиньинь Huáqiáo) — выходцы из Китая, проживающие в других странах. К ним относятся как граждане КНР, временно проживающие за границей, так и потомки китайских эмигрантов более ранних волн, являющиеся гражданами стран, в которых они проживают. По данным на 2012 год, численность этнических китайцев населения, живших за пределами Китая превышала 50 миллионов человек, при этом 70% (более 30 миллионов) жила в государствах Юго-Восточной Азии[1].

Ворота чайна-тауна в Монреале

В переводе с китайского хуацяо буквально означает «китайский эмигрант», «эмигрант из Китая» (хуа — Китай, цяо — эмигрант, человек, проживающий вдали от родины). В китайской и западной литературе их также часто называют «заморские китайцы» (англ. Overseas Chinese, кит. трад. 海外華人, упр. 海外华人, пиньинь hǎiwàihuàrén, палл. хайвайхуажэнь).

В традиционном китайском сознании гражданство не имеет решающего значения, гораздо важнее происхождение предков: уже за то, что в Китае родился ваш прадед, вас будут считать китайцем. Поэтому традиция не отторгает хуацяо, китайцы воспринимают их как своих соотечественников, волей судьбы находящихся вдали от родины. Этим объясняется и психологический феномен чайнатауна: там, где есть китайцы, есть и Китай. Китайские эмигранты, как правило, образуют компактные поселения, на протяжении многих поколений сохраняют свою культуру, язык, поддерживают прочные социальные и экономические связи внутри диаспоры и с родиной. Возвращение китайца на родину, даже через несколько поколений, воспринимается как счастливое воссоединение с семьёй.

В историческом китайском районе Малакки

В Юго-Восточной Азии живёт от 20 до 30 млн китайцев. Массовая миграция китайцев в Сиам и колонии европейских государств в Юго-Восточной Азии началась в середине XIX века. Китайские крестьяне, спасавшиеся от нищеты и голода, становились рабочими на рудниках и плантациях, но постепенно многие из них занялись предпринимательством. В настоящее время китайцы являются наиболее богатой и образованной частью населения стран Юго-Восточной Азии, занимают ведущие позиции в местной экономике. Обособленность, закрытость для «чужаков» (принимающего народа) и нежелание ассимилироваться или полноценно интегрироваться неоднократно были причиной преследований, межнациональной розни и погромов[2].

По данным на 2012 год, китайцы контролировали 70 % накопленного богатства в Юго-Восточной Азии, составляя там лишь 6 % общего населения. В начале XXI века суммарное состояние бизнесменов китайского происхождения из стран Юго-Восточной Азии оценивалось в 1,5 трлн. долларов США, а к 2012 году достигло 4 трлн. Из 200 богатейших людей мира 16 были представителями китайской диаспоры Юго-Восточной Азии[1]. Так, бизнесмен китайского происхождения из Малайзии Роберт Куок[англ.], по данным на 2023 год, был богатейшим человеком в Малайзии и 96-м по богатству человеком в мире[3][4], филиппинский миллиардер китайского происхождения Лусио Тан[англ.] создал компании по производству пива и выпечки, а Таксин Чиннават, ставший премьер-министром Таиланда, создал в этой стране целую телекоммуникационную империю[5]. По данным на 2012 год, в Таиланде этнические китайцы контролировали более 80% компаний, акции которых котировались на фондовой бирже, в Малайзии — 62%, на Филиппинах — более 50%. В Индонезии этническим китайцам принадлежали 17 из 25 крупнейших компаний и 70% корпоративных активов в стране[6].

Одной из причин китайского экономического чуда называют инвестиции хуацяо, как правило, осуществляемые в регионы, выходцами из которых они являются, активно используя родственные связи. С 1990 по 2002 годы бизнесмены Таиланда, Малайзии, Сингапура, Индонезии и Филлипин инвестировали в КНР 90 миллиардов долларов США, из которых подавляющая часть принадлежит китайской диаспоре этих стран[5].

С хуацяо также обычно связывают деятельность китайской мафии[1].

Наибольшую долю населения «заморские китайцы» составляют в Сингапуре (78 %)[7] и Малайзии (24,6 %)[8].

По степени ассимиляции и положению в обществе можно выделить неассимилировавшиеся китайские диаспоры (Индонезия и Малайзия), ассимилировавшиеся (Таиланд, Филиппины, Вьетнам) и занимающие доминирующее положение в стране (Сингапур). В Таиланде и на Филиппинах этнические китайцы могли достичь высших политических постов, а в Индонезии это невозможно. В Индонезии, с ее традиционным недоверием к местным китайцам, в 1966 году произошли массовые гонения на этнических китайцев, закончившиеся гибелью более чем полумиллиона из них, а во время погромов китайских кварталов в 1998 году погибли более 2 тыс. человек. После этих погромов множество китайцев покинуло Индонезию и перебралось в Сингапур, увезя с собой 80 млрд долларов США. В разное время антикитайские выступления и гонения происходили также в Малайзии, Вьетнаме и Мьянме[6].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 Китайская бизнес-диаспора в Юго-Восточной Азии
  2. Китайцы в странах Юго-Восточной Азии. Дата обращения: 19 сентября 2012. Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года.
  3. Forbes Billionaires 2021: The Richest People in the World. Forbes. Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 4 января 2019 года.
  4. Robert Kuok still Malaysia's richest man. New Straits Times. Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из оригинала 3 января 2015 года.
  5. 1 2 Китайская диаспора в Юго-Восточной Азии
  6. 1 2 Китайские диаспоры и «Новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии
  7. Ханна Ник. Сингапур и Малайзия. Путеводитель. — Thomas Cook Publishing, «Издательство «Файр», 2010. — С. 13. — 56 с. — [Архивировано 21 января 2022 года.]
  8. Malaysia Архивировано 28 марта 2012 года.