Неприятная профессия Джонатана Хога

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Неприятная профессия Джонатана Хога
The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag
Жанр научная фантастика
Автор Роберт Хайнлайн
Язык оригинала английский
Дата первой публикации 1942

«Неприятная профессия Джонатана Хога» (англ. The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag) — повесть Роберта Хайнлайна, впервые опубликованная в октябрьском выпуске журнала Unknown Worlds в 1942 году под псевдонимом Джон Риверсайд. Она посвящена теме иллюзорности мира и контролирующим его тайным организациям, подобные мотивы уже встречались в произведениях Хайнлайна, в рассказе «Они» и в «Утраченном наследии». Также здесь заметно влияние романа «Земляные фигуры» Джеймса Кейбелла[1]. В 1959 году повесть переиздавалась в составе одноимённого сборника.

Джонатан Хог, проживающий в Чикаго, не помнит, чем занимается в течение дня на работе и в чём вообще заключается его работа. По вечерам у него под ногтями появляется грязь, напоминающая засохшую кровь, что наводит его на мрачные размышления о характере своей работы. Чтобы выяснить эту тайну, он нанимает частных детективов, семейную пару Эдварда (Тедди) и Синтию Рэндалл.

Детективы начинают слежку за Хогом в дневное время, однако вскоре сталкиваются со странными, необъяснимыми явлениями, в частности, Тедди и Синтия по-разному помнят некоторые события слежки. Также Тедди снится очень реалистичный сон, в котором его переносят через зеркало в странный офис, где люди, поклоняющиеся некой Птице и называющие себя Сынами Птицы, угрожают ему, чтобы тот прекратил следить за Хогом.

Тедди не внимает этим угрозам, и в очередном сне Сыны Птицы выдавливают во флакон душу Синтии из её тела. Когда Тедди просыпается, то обнаруживает Синтию в бессознательном состоянии с едва заметными жизненными функциями. Он вызывает доктора Потбери, с которым познакомился во время расследования дела Хога, тот советует Тедди сидеть и следить за женой, никуда не отлучаясь пока она не очнётся. Он уже начинает верить в реальное существование Сынов Птицы, и когда на следующее утро Потбери снова навещает Синтию, Тедди разоблачает доктора как одного из них. Он запирает сопротивляющегося Потбери в ванной и вызывает Хога к себе в квартиру, но Потбери за это время сбегает через зеркало в ванной.

Прибывший Хог не может ничего пояснить, но находит саквояж доктора, в котором находится флакон с душой Синтии. Когда они его открывают, Синтия оживает. Вместе детективы допрашивают Хога с применением скополамина и тот вспоминает, кто он и чем занимается, однако не раскрывает этого им сразу, а просит накупить различных деликатесов и встретиться с ним позже в условленном месте за городом. Когда Рэндаллы исполняют его поручение, они вместе устраивают своеобразный пикник, где Хог всё же даёт им разъяснения.

Известная Тедди и Синтии вселенная является в своём роде произведением искусства одного творческого народа. Чтобы оценить это творение, в нём поселяются Критики, принимающие облик обычных людей, чтобы в полной мере воспринимать все его преимущества и недостатки. Критики обычно не помнят, кем являются, и Хог — один из них. Так называемые Сыны Птицы — ранняя ошибка художника, по недоразумению они продолжают тайно править этим миром. Именно их на самом деле детективы видели днём в образе Джонатана Хога. Грязь под ногтями Хога — кровь Сынов Птицы, нанесённая туда, чтобы они его боялись. Теперь настало время полностью избавить вселенную от них, и Хог готовится провести перестройку мира для этого.

Хог советует Тедди и Синтии немедленно отправиться подальше от города, не открывая по пути окна автомобиля, и после полностью замирает, как будто умер. Они уезжают подальше, но когда вопреки совету Хога пытаются рассказать полицейскому об оставленном теле, обнаруживают за окном вместо привычного мира лишь серый пульсирующий туман. В состоянии шока Тедди как можно быстрее продолжает вести машину прочь от города.

В эпилоге Рэндаллы живут в неназванной отдалённой сельской местности на побережье. Они всё делают вместе, в их доме нет ни одного зеркала, и каждую ночь перед сном они приковывают себя друг к другу наручниками.

Приём критиков

[править | править код]

Алексей и Кори Паньшины описали повесть как «последняя и странная из историй, которыми Роберт Хайнлайн внёс вклад в Золотой век, прежде чем перестал писать во время Второй мировой войны»[2]. Рецензент Galaxy Флойд Гейл определил её как «разновидность фентезийного детектива, что может шокировать современных [1961] любителей Хайнлайна»[3].

Литература

[править | править код]
  • William H. Patterson Jr. Robert A. Heinlein: In Dialogue with His Century: Volume 1: 1907-1948: Learning Curve. — Tor Books, 2010. — 624 с. — ISBN 978-0765319609.  (англ.)

Примечания

[править | править код]
  1. Patterson, 2010, “AND PUT ASIDE CHILDISH THINGS …”.
  2. Alexei and Cory Panshin, SF in Dimension, Advent:Publishers, 1980, стр. 394
  3. «Galaxy’s 5 Star Shelf», Galaxy Science Fiction, февраль 1961, стр. 141