НТВ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
НТВ
ОАО «Телекомпания НТВ»
NTV logo 2003.svg
Страна

РоссияFlag of Russia.svg Россия

Зона вещания

РоссияFlag of Russia.svg Россия,БелоруссияFlag of Belarus.svg Белоруссия как НТВ-Беларусь

Время вещания

круглосуточно (с 12 октября 2004 года)[1][2]

Язык вещания

Русский

Центр управления

РоссияFlag of Russia.svg Россия, Москва

Формат изображения

16:9 (SDTV) — для цифрового кабельного и спутникового вещания; 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей

Дата начала вещания

10 октября 1993 года — вещание в Санкт-Петербурге (как телекомпания), 17 января 1994 года — вещание в Москве (как телеканал)

Заменил

4-й канал Останкино (17 января 1994 года)
Российские университеты (11 ноября 1996 года)
Флаг Украины Интер (в Крыму и Севастополе, 7 марта 2014)

Свидетельство о регистрации СМИ

Эл № 77 — 4516 от 19 апреля 2001[3]

Основатель

Владимир Гусинский
Олег Добродеев
Евгений Киселёв
Игорь Малашенко

Владелец

Группа Мост (1993—1997)
Медиа-Мост (1997—2001)
Газпром-Медиа (2001—настоящее время) 35%; ООО "Аура-Медиа" 51%; ООО "ПРТ-1" 14%

Руководители

Владимир Кулистиков — генеральный директор, Татьяна Миткова — заместитель генерального директора

Родственные каналы

Флаг России 2х2
Флаг России Закон ТВ
Флаг Белоруссии НТВ-Беларусь
НТВ Мир
Флаг России НТВ-Плюс
Флаг России Пятница!
Флаг Казахстана СТВ
Флаг России ТВ3
Флаг России ТНТ
Флаг России Comedy TV

Голос канала

Олег Форостенко (1994—2000)
Любовь Германова (1997—1998)
Константин Кошкин (1997—настоящее время)
Борис Миронов (2000—2001)
Дмитрий Бобров (10.09.2001—лето 2002, совместно с К.Кошкиным)
Виктор Бохон (2002—2005, заменял Константина Кошкина в летнее время)
Александр Яцко (2006—2008, заменял Константина Кошкина в летнее время)
Станислав Климушкин (2007, заменял Константина Кошкина в летнее время)
Алексей Соколов (2009—настоящее время)

Сайт

ntv.ru

НТВ — общероссийский телеканал, начавший вещание в 1993 году. НТВ круглосуточно вещает из Москвы, из телецентра «Останкино». Помимо территории России, вещание НТВ распространяется за пределы России. Охват телеканала «НТВ Мир» включает страны СНГ и Балтии, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Океанию. Телеканал НТВ входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России. Телеканал имеет временные дубли для трансляции на регионы России через спутник.

История[править | править вики-текст]

1993—1997 годы: основание и получение частоты[править | править вики-текст]

Весной 1993 года журналисты 1-го канала Останкино Олег Добродеев и Евгений Киселёв, работавшие в Информационном телевизионном агентстве канала над созданием выходившей на нём программы «Итоги», чувствовали неудовлетворение от своей работы. Канал, по их мнению, в сложившейся ситуации политического кризиса в России всё больше работал в интересах президента Бориса Ельцина, а агентство испытывало острый недостаток средств. Они опасались, что в череде увольнений сотрудников (Егора Яковлева, председателя телерадиокомпании «Останкино», и Игоря Малашенко, его первого заместителя) главный редактор агентства Добродеев будет следующим, а «Итоги» будут закрыты. Киселёву удалось выйти на бизнесмена Владимира Гусинского, владельца акционерного общества «Группа Мост» и газеты «Сегодня», через его секретаря Сергея Зверева. Журналисты изначально предлагали Гусинскому финансировать производство «Итогов». Однако тот развил идею и предложил создать независимую телекомпанию.

В июне 1993 года Малашенко, Добродеевым и Киселёвым была создана ТОО «Итоги», которое с 10 октября 1993 года стало производить программы «Итоги» и «Сегодня», выходившие в эфир на Пятом телевизионном канале. В июле 1993 года «Мостбанк», «Столичный», «Национальный кредит» и телекомпания «Итоги» учредили ТОО «Телекомпания НТВ» (зарегистрирована 14 июля 1993 года), 20 % акций принадлежало ТОО «Итоги», остальные 80 % принадлежали «Мостбанку», «Столичному» и «Национальному кредиту», но вскоре два последних вышли из состава акционеров.

Название «НТВ» придумал первый директор канала Игорь Малашенко, аббревиатура изначально не означала ничего.[4]

« НТВ не расшифровывается вообще никак. Когда-то я придумал эту аббревиатуру для нового телевидения, кто-то предложил расшифровать как «независимое», но все дружно заявили, что это безумно претенциозно. Предлагали другие варианты — «негосударственное», «наше», в результате твёрдо договорились не расшифровывать вообще никак… »

Президентом и генеральным директором телекомпании НТВ стал, по совету Киселёва и Добродеева Гусинскому, Игорь Малашенко, вице-президентом телекомпании и главным редактором её службы информации — Олег Добродеев, вице-президентом и председателем совета директоров телекомпании — Евгений Киселёв. Сразу после основания НТВ начал борьбу за получение частоты для вещания канала.

К началу вещания телеканалу удалось собрать большую команду журналистов: вместе с Малашенко, Добродеевым и Киселёвым на НТВ перешли ведущие Татьяна Миткова и Михаил Осокин, корреспонденты Владимир Лусканов, Владимир Ленский, Ирина Зайцева, Эрнест Мацкявичюс[5], Елена Курляндцева, Александр Хабаров, Александр Герасимов, Владимир Кара-Мурза, Михаил Светличный, Александр Зараелян, Александр Шашков, Алексей Бурков,[6] Василий Уткин, Елена Масюк. Ставка при наборе персонала делалась на молодых, энергичных и талантливых людей. Например, у Павла Лобкова и Николая Николаева[7], также взятых на работу на НТВ, вообще не было журналистского образования.

За неимением альтернатив руководство канала обратилось к мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку с просьбой о предоставлении НТВ эфирного времени на петербургском Пятом канале. 16 сентября 1993 года телекомпания заключила договор с Государственной телерадиокомпанией «Петербург — Пятый канал». На его основании программы, производимые НТВ, стали выходить в эфир на пятом канале: по будням — получасовая новостная программа «Сегодня», по субботам — «Намедни» Леонида Парфёнова, а по воскресеньям — «Итоги» Евгения Киселёва. 10 октября 1993 года в 21:00 вышли «Итоги» — первая программа, произведённая ТОО «Телекомпания НТВ»,[8] а днём позже в то же время Пятый канал транслировал первый выпуск «Сегодня» с Татьяной Митковой.

По указу президента России[9][10] от 22 декабря 1993 года, с 17 января 1994 НТВ в качестве эксперимента получила вечернее время (с 18:00 до 00:00) на четвёртом телевизионном канале, а Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» было предложено войти в состав акционеров НТВ, при этом председателю совета директоров Евгению Киселёву была предложена должность председателя «Останкино». Однако Киселёв отказался от этого предложения, ссылаясь на отсутствие у него опыта в управлении, а «Останкино» так и не стала акционером НТВ. На тот момент существовало только две частные телекомпании[11] — 2×2 и ТВ-6, обе развлекательного характера, в то время как НТВ с самого начала имела общественно-политическую направленность, создала свою службу новостей и провозгласила слоган «Новости — наша профессия». Основной упор в информационной политике телекомпании делался на корреспондентах, которые должны были обязательно, в отличие от существовавшей в то время практики, появляться в кадре, чтобы зритель знал их в лицо.

На момент получения эфирного времени на пятом канале телекомпания НТВ производила только информационные программы — «Сегодня», «Итоги» и «Намедни». К ним в 1994 году добавилась сатирическая программа «Куклы». После получения четвёртого канала телекомпания стала производить также собственные кинопрограммы. Кроме того, на телеканале до 1997 года продолжили выход в эфир ток-шоу, ранее выходившие в эфир на 4-м канале Останкино и производившиеся телекомпанией АТВ. Также канал впервые ввёл так называемое линейное программирование сетки вещания: в одно и то же время в разные дни транслировались программы одного типа. Кроме того, одним из условий предоставления телекомпании 4-го телеканала было наличие спортивных программ, у истоков создания которых стоял Алексей Бурков, а эротические передачи НТВ стала производить одной из первых в России. Большую роль в формировании рейтингов играли показываемые телеканалом голливудские фильмы, ранее недоступные массовой аудитории из-за высокой стоимости видеомагнитофонов.[12] Закупками прав на показ кинофильмов, телесериалов, телепередач и прочей телевизионной продукции занимался лично Малашенко.[13] В мае 1995 года телекомпания НТВ стала единственной российской телекомпанией, аккредитованой на шоу «World Music Awards 1995» — вручении музыкальных наград самым популярным музыкантам минувшего сезона, проходившем в Монте-Карло (княжество Монако). Репортаж с фестиваля вел ведущий программы «Намедни» Леонид Парфенов[источник не указан 104 дня].

В 1995 году телекомпанию НТВ покидает один из ведущих тележурналистов телекомпании Александр Поклад. Он переходит на телеканал «ТВ-6» и становится руководителем первой информационной программы канала «6 Новостей». В сентябре 1995 года, после закрытия программы «Версии» телекомпании «REN-TV» на телеканале ОРТ, телеканал НТВ отдал своё эфирное время этой программе и её ведущему Сергею Доренко[14].

В октябре 1995 года на телеканале НТВ вышла новая программа «Герой дня». Её стали вести автор программы «Намедни» Леонид Парфёнов и автор программы «Итоги» Евгений Киселёв.[15] Затем к ним присоединились комментаторы НТВ Павел Лобков, Александр Герасимов и Александр Шашков[источник не указан 104 дня].

Несмотря на расширение кругозора, главным приоритетом НТВ оставалась информационная деятельность. Несколько съёмочных групп канала освещали события первой чеченской войны, главным образом штурм Грозного, ведя репортажи как из стана российских вооружённых сил, так и из стана чеченских сепаратистов. Альфред Кох, один из председателей совета директоров НТВ, вспоминал следующее:[16]

Я прекрасно помню, как в разгар первой чеченской войны в 1995 году НТВ практически неприкрыто поддерживал чеченских боевиков, показывая зверства федеральных властей, но замалчивая зверства моджахедов, которых было, по меньшей мере, не меньше, и начались они значительно раньше, ещё до открытой фазы конфликта.

Как вспоминает бывший начальник службы безопасности Бориса Ельцина Александр Коржаков, когда в декабре 1994 года Ельцину не понравилось как НТВ показывало войну в Чечне, то тот приказал ему разобраться с владельцем телекомпании Владимиром Гусинским. После этого в офис к Гусинскому (бывшее здание СЭВа напротив Белого дома) нагрянули сотрудники Главного управления охраны РФ из спецподразделения по охране президента и Гусинскому пришлось ненадолго уехать в Лондон[17][18]. Факт давления на телекомпанию со стороны ельцинского Кремля подтверждает в своих воспоминаниях и сам Гусинский[19].

11 октября 1996 года корреспонденты и операторы телекомпании, работавшие из Чечни (Илья Канавин, Борис Кольцов, Аркадий Мамонтов, Максим Ушанов, Александр Хабаров, Виктор Щербаков) были награждены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.[20] Однако государство оценивало присутствие НТВ в Чечне не только с положительной стороны. Летом 1995 года Елене Масюк удалось в Чечне взять интервью у Шамиля Басаева, который, по заверениям властей, находился в тот момент за границей. После этого интервью Генпрокуратура Российской Федерации завела дела на телеканал и на журналистку.

В 1995 году НТВ начала борьбу за передачу ей всего эфирного времени четвёртого телевизионного канала, возник конфликт с владельцем «Российских университетов» в лице ВГТРК, а также Олега Попцова и Игоря Малашенко.[21] В начале июня 1996 года группа «Мост» продала тридцать процентов акций ТОО «Телекомпания НТВ» «Газпрому». В ходе избирательной кампании президентских выборов 1996 года НТВ активно поддерживал Бориса Ельцина, выдвигавшегося на второй срок. Гендиректор телекомпании Игорь Малашенко вошёл в предвыборный штаб Ельцина, а корреспонденты Вадим Глускер и Алим Юсупов занялись созданием позитивного имиджа кандидата. В «награду» за обеспечение победы Ельцина на выборах телекомпании обещали выделить всё эфирное время четвёртого канала, а Малашенко получил приглашение возглавить администрацию президента, от которого отказался.

С 11 ноября 1996 года по указу Президента России № 1386 «О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и телекомпании НТВ»[22][23] всё эфирное время 4-го телевизионного канала перешло телекомпании НТВ с сохранением просветительских программ, производимых ВГТРК (вскоре эти программы были закрыты). 14 ноября Председатель правительства России В. Черномырдин заявил, что часть 4-го канала была отдана телекомпании НТВ «не просто так», что он не знает, поступили ли деньги в государственнный бюджет, но он добьётся, чтобы они поступили[24]. В связи с предоставлением телекомпании всего 4-го канала НТВ стало производить большое количество новых разноплановых программ[25][26][27]. После получения 4-го канала в полном объёме аудитория канала резко увеличилась,[28] а часовой блок «Российские университеты» был убран из эфира телеканала из-за низких рейтингов (его смотрели 0,4 % зрителей).

1997—2000 годы: завоевание позиций[править | править вики-текст]

Тесная связь НТВ с властью оказалась кратковременной. В начале 1997 года Владимир Гусинский, считавший главу администрации президента Анатолия Чубайса своим близким другом, попросил его и вице-премьера Альфреда Коха оказать ему содействие в приобретении телекоммуникационной компании «Связьинвест», в чём оба ему отказали. В ответ телеканал НТВ в своём эфире рассказал о гонораре в 90 тысяч долларов, который Кох и Чубайс получили от швейцарского издательства за ещё не написанную ими книгу «История российской приватизации», таким образом запустив «писательское дело».

Вещание НТВ с января 1997 года распространилось на Западную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. В этом же году был создан НТВ-Холдинг, объединивший НТВ, ТНТ, «НТВ-Плюс» (каналы «Наше кино», «Мир кино», «НТВ+ Спорт», «Детский мир», «Музыка»), «Эхо Москвы», «НТВ-Дизайн», «НТВ-Профит», «НТВ-Кино», «НТВ-Интернешнл», издательский дом «Семь дней» и Бонум-1.[29] Генеральным директором НТВ-Холдинга стал Игорь Малашенко, генеральным директором телекомпании НТВ — Олег Добродеев, главным редактором службы информации НТВ — Владимир Кулистиков.

10 мая 1997 года корреспондент НТВ Елена Масюк, чьи репортажи пользовались в Чечне большой популярностью, была похищена там вместе со своей съёмочной группой.[30] После полутора месяцев переговоров руководства телекомпании с боевиками и Шамилем Басаевым последние запросили на Масюк выкуп в 2 миллиона долларов. В итоге группа была освобождена 17 августа.

В то же время споры в обществе вызвал показ на телеканале неоднозначного фильма известного режиссёра Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Изначально он планировался к показу на НТВ 27 апреля 1997 года, но вскоре после приезда на телеканал представителя Патриархии и решения Госдумы, кинолента была убрана из сетки вещания и заменена фильмом другого содержания.[31] Фильм Скорсезе удалось показать в эфире спустя несколько месяцев — 9 ноября 1997 года[24]. Это во многом сказалось на дальнейшем отношении верующих к телеканалу.[32]

В сентябре 1997 года программа «Времечко» переместилась на канал «ТВ Центр», а вместо неё стала выходить аналогичная программа «Сегоднячко», а программы «Сегодня днём», «Сегодня утром» и «Сегодня вечером» были переименованы в «Сегодня». Новые ведущие Елена Ханга («Про это») и Светлана СорокинаГерой дня») способствовали росту популярности своих передач. 10 марта 1998 года ТОО «Телекомпания НТВ» было переименовано в ОАО «Телекомпания НТВ». В 1998 году у НТВ и «НТВ-Плюс» появились собственные сайты.[33] Однако для продолжения существования в условиях экономического кризиса телекомпании пришлось влезть в долги. На взятые кредиты в 1999 году была построена большая студия НТВ (11-я студия Останкино)[34], так называемая «студия-трансформер», аналогов которой в те годы не было ни у одного канала в России.[35]

Освещение НТВ второй чеченской войны наметило раскол в руководстве телекомпании. Игорь Малашенко заподозрил, что Олег Добродеев пустил в эфир телеканала материалы, являвшиеся частью пропагандистской подготовки к началу войны. Его опасения в телефонном разговоре подтвердил сам Добродеев, сославшись на просьбу о таком освещении от министра внутренних дел Владимира Рушайло. В результате подобных разногласий в январе 2000 года Добродеев ушёл с НТВ и 31 января был назначен председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании[36], а Кулистиков — председателем правления новостного агентства «РИА Новости». Новым генеральным директором телекомпании НТВ стал Киселёв, а главным редактором службы информации — Григорий Кричевский.

Уход Добродеева из телекомпании не мог не найти отголоски и в творческом коллективе НТВ. Весной 2000 года канал покинула группа корреспондентов, работавших над репортажами в информационных программах. Наиболее видными из ушедших журналистов были Аркадий Мамонтов и Елена Масюк.[37]

С 27 августа по 1 сентября 2000 года в связи с пожаром на Останкинской телебашне вещание канала на Москву и область было прервано, а программа «Сегодня» выходила на ТНТ. С 1 по 3 сентября 2000 года канал вещал совместно с телеканалом «Культура».[38] На совместном канале транслировались передачи и того, и другого канала.

2000—2001 годы: смена собственника[править | править вики-текст]

Отношения с новой властью и новым президентом Владимиром Путиным у НТВ складывались плохо. Чиновники стали избегать НТВ, перестали давать интервью и приходить на программы; Владимир Жириновский предлагал лишить телеканал лицензии на вещание.[39] В эфире Первого канала, владельцем которого был поддерживавший Путина и фракцию «Единство» Борис Березовский, стали появляться программы Сергея Доренко, в которых он выставлял в неблаговидном свете Владимира Гусинского. По некоторым данным, у Гусинского и Путина возникли личные разногласия: Гусинский якобы заявил в одном из разговоров Путину, что без поддержки НТВ президентом он стать не сможет.

НТВ тем временем всячески осуждал боевые действия в Чечне, заявлял о невозможности решения проблемы силовым путём. Телекомпания отказалась поддерживать какие-либо партии и каких-либо кандидатов на парламентских выборах 1999 года и на президентских выборах 2000 года.[40] Симпатии НТВ на тех выборах отдавались только блоку ОВР и «Яблоку».[41]В апреле 2000 года газеты «Коммерсантъ» и «Ведомости» посвящают первополосные статьи конфликту между РАО «Газпром» и группой «Медиа-МОСТ». 11 мая 2000 года сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ и ФСНП России произвели обыски в центральных офисах холдинга Гусинского «Медиа-Мост»[42] в связи с уголовным делом, возбуждённым в отношении холдинга 26 апреля по статьям 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), 138 (нарушение тайны переписки) и 181 (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну) Уголовного кодекса РФ.[43] 16 мая 2000 года в связи с обысками был создан Общественный совет НТВ, возглавленный Михаилом Горбачёвым.[44]

13 июня 2000 года Владимир Гусинский был задержан[45] Генеральной прокуратурой РФ как подозреваемый в мошенничестве, в котором фигурировали холдинг Гусинского «Медиа-Мост», ООО «Русское видео — 11-й канал» и ФГУП «Русское видео». «Медиа-Мост» был в то же время вовлечён в спор о займе, полученном от «Газпрома».[46]

16 июня Гусинский был отпущен на свободу и в тот же день выступил в программе «Глас народа», где рассказал, что ему предлагали компромисс с властью, заключавшийся, в частности, в закрытии «Кукол» и замене Киселёва на Добродеева. Вскоре он покинул Россию, переехав в Испанию.[47] По утверждению Гусинского (косвенного подтверждаемому решением ЕСПЧ[48]), он был выпущен в обмен на подписание некого документа («протокол № 6») с министром печати Михаилом Лесиным.[49][50] По этому соглашению Гусинский должен был продать «Медиа-Мост» «Газпрому» по установленной последним цене. «Медиа-Мост» отказался подчиниться соглашению.

В то же время НТВ очень жёстко выступало по взрыву в Пушкинском переходе и трагедии подводной лодки «Курск»,[51] чем президент Владимир Путин был недоволен.[52][53]

3 апреля 2001 года на собрании акционеров телекомпании НТВ в здании «Газпрома» произошла смена руководства телекомпании. Генеральным директором телекомпании НТВ стал Борис Йордан, председателем совета директоров — Альфред Кох, главным редактором — Владимир Кулистиков.[54][55] В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. Ряд ведущих журналистов во главе с Киселёвым (Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза, Михаил Осокин, Марианна Максимовская) отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Владимира Путина, которое часто было объектом критики НТВ.[56] На протяжении нескольких дней они не допускали в студию НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки вещания все программы, кроме информационных, а также рекламы[57] (весь день вместо обещанных передач транслировались просто пустые коридоры и студии).[58][59] В поддержку протестующих журналистов прошёл митинг, организованный партией «Яблоко».[60] Другая часть сотрудников, в том числе Татьяна Миткова, Леонид Парфёнов, Лев Новожёнов и Алексей Пивоваров, не поддержали их и не вышли на работу.

В ночь с 13 на 14 апреля 2001 года представители «Газпрома» заменили охрану на восьмом этаже, занимаемом НТВ, и аннулировали старые пропуска, допустив в помещение только сотрудников, признавших новое руководство. На НТВ в это время не было генерального директора Евгения Киселёва, который встречался в Испании с Владимиром Гусинским, а впереди было два выходных дня, что затрудняло обращение в суд.[61].

16 апреля 2001 года был создан редакционный совет НТВ. В него вошли Миткова, Кулистиков, Леонид Парфёнов, ведущие новостей телеканала Кирилл Поздняков и Пётр Марченко, корреспонденты НТВ Вячеслав Грунский, Юрий Липатов, Борис Кольцов, Владимир Кондратьев, Алексей Пивоваров, Александр Зиненко, Александр Колпаков, Александр Хабаров, шеф-редактор программы «Криминал» Владимир Золотницкий.[62] Парфёнов возглавил канал в качестве генпродюсера.[63] Кредиты «Газпрома» после смены руководства были реструктуризированы, все обвинения с Гусинского были сняты.

Многие ведущие журналисты покинули компанию и перешли вместе с Киселёвым сначала на ТНТ,[64][65] а через месяц — на ТВ-6 по приглашению владельца канала Бориса Березовского. Бо́льшая часть передач перешла на шестую кнопку, а некоторые телепередачи перешли на Первый канал. По словам гендиректора НТВ Бориса Йордана, потеря основного программного и сериального продукта, проданного на телеканал ТВ-6 весной 2001 года, вызвала большие проблемы в вещании телеканала.[66][67][68][69][70]

Параллельно, у телеканала истекли права на показ ряда зарубежных кинофильмов[71], часть программ «старого» НТВ после смены руководства возобновила выход в эфир с оригинальными выпусками[72] и затем в разное время были окончательно закрыты.[73][74][75] Оформление старого НТВ с 14 апреля по 9 сентября 2001 года оставалось в силе.

После ухода с НТВ некоторых ведущих их место в информационной программе «Сегодня» заняли оставшиеся на НТВ сотрудники[76] (в основном — бывшие корреспонденты информационных программ), среди которых были Антон Хреков[77], Александр Хабаров,[78] Евгений Борковский, Денис Солдатиков, Юрий Липатов, Наталья Забузова.[79]

После ликвидации ТВС (так стал называться шестой телеканал с июня 2002 года) в июне 2003 года ряд сотрудников канала перешли на другие телеканалы (Первый канал, «Россия», РЕН ТВ, RTVi и другие), на «Эхо Москвы», а кто-то даже вернулся на НТВ.[80]

Евгений Киселёв считает, что журналистской команде отомстили за организацию дебатов о взрывах жилых домов.[81] На дебатах выдвигалась точка зрения, согласно которой ФСБ причастна к организации попытки теракта в Рязани в то же время и по тому же сценарию, что и в Москве.[82] Называются и другие причины, например, выпуск программы «Куклы», в котором Путин представлен не в лучшем свете.[83]

2001—2004 годы: новый облик канала[править | править вики-текст]

Леонид Парфёнов

В результате собрания коллектива телеканала 25 апреля 2001 года новым главным редактором телеканала стала Татьяна Миткова, которую поддержали журналисты НТВ и снявший свою кандидатуру с голосования бывший главный редактор Владимир Кулистиков.[84] 13 июля был переизбран Совет директоров НТВ, в который вошли Рем Вяхирев, Вячеслав Шеремет, Альфред Кох, Александр Казаков, Александр Резников, Евгений Киселёв, Сергей Скворцов, Владимир Кулистиков и Леонид Парфёнов.[85] Однако дочерняя структура «Газпром-медиа» Leadville Investment Ltd. подала иск о признании недействительным собрания акционеров.[86] 17 сентября вместо Киселёва и Скворцова в состав Совета директоров вошли Владилен Арсеньев и Михаил Шмушкович,[87] и Совет вернулся к составу, избранному на собрании 3 апреля,[85] а 20 сентября был удовлетворён иск Leadville Investment.[88]

Летом 2001 года «Газпром» пытался продать канал,[89] содержание которого обходилось в 7 миллионов долларов в месяц.[90] На покупку акций НТВ претендовали «Дойче банк», «Альфа-Групп», Международный промышленный банк.[91]

10 сентября 2001 года на канале начался новый сезон под слоганом «НТВ — Новое Теле Видение».[92] Были изменены не только графическое оформление и студийные декорации, но и практически вся сетка вещания. Облик и тематика канала значительно изменились.[93][94] На смену ушедшим с НТВ программам «Итоги», «Глас народа» и «Независимое расследование» пришли альтернативные программы — «Намедни» Леонида Парфёнова, «Свобода слова» Савика Шустера и «Внимание, розыск!» Олега Черткова. В сезоне 2001—2002 годов появилось большое количество новых телепроектов НТВ,[95] запущенных при непосредственном участии Александра Олейникова (ранее работал на ТВ-6) и Сергея Шумакова (ранее был продюсером просветительских программ ОРТ).[96] В феврале 2002 года подверглось серьёзным изменениям утреннее вещание.

При новом собственнике «лицом» канала стал Леонид Парфёнов.[97][98][99] Под его руководством на канале был выпущен целый ряд документальных программ, посвящённых истории России — «Намедни 1961—2003: Наша эра» (продолжение программы «Намедни 1961—1991», ставшая её полной версией), «Российская Империя», «Живой Пушкин». Программы были отмечены премиями ТЭФИ.

В октябре 2001 года Альфред Кох ушёл с поста президента «Газпром-медиа», и его место занял Борис Йордан, который совместил пост генерального директора НТВ с постом президента «Газпром-медиа».[100]

В 2001—2002 годах из-за финансовых затруднений телеканал был на грани закрытия,[101] в результате чего канал отказался от производства новогоднего шоу,[102][103] а некоторые программы, запущенные в предыдущих телесезонах, были закрыты.[104] В то же время канал испытывал проблемы с заключением нового контракта для трансляции матчей футбольной Лиги Чемпионов,[105] который был заключён ещё при старом руководстве в 1997 году — телеканал ссылался на низкие рейтинги трансляций[106] и заявлял, что условия нового контракта для него кабальные.[107][108][109] Впоследствии телеканалу удалось договориться, однако на менее выгодных для телеканала условиях.[110]

Одновременно телеканал также испытывал проблемы с продлением лицензии на осуществление телевизионного вещания — телеканалу было вынесено несколько предупреждений из Минпечати, среди которых было предупреждение, относящееся к событиям апреля 2001 года, когда канал вместо объявленных по программе передач показывал пустые коридоры и студии. Также за телеканалом числилось предупреждение за несвоевременный показ эротических фильмов.[111][112][113] Также среди возможных причин упоминается сюжет из программы «Намедни» о книге Строуба Тэлботта о Ельцине.[114] В июне 2002 года лицензия НТВ была продлена — эфир был сохранён на пять лет.[115]

Сезон 2002—2003 для телеканала стал переломным.[116] В этот период канал начал более активный показ телесериалов.[117] Вместо вечернего десятичасового выпуска программы «Сегодня» стала выходить в эфир программа «Страна и мир», а программа «Сегодня» стала выходить в эфир каждый час.[118][119]

В январе 2003 года Борис Йордан был уволен и из НТВ, и из «Газпром-медиа», а его два поста 22 января занял Николай Сенкевич.[120] Его назначение было встречено в штыки коллективом телеканала. Через восемь дней после назначения Сенкевича правление телекомпании НТВ (рабочий орган, состоявший из директоров служб телеканала и его ведущих журналистов) выразило недоверие новому руководителю,[121] что не было принято во внимание руководством канала,[122] и, по некоторым сообщениям, опровергнутым Парфёновым, ультимативно потребовало назначить гендиректором НТВ Владимира Кулистикова.[123] Отторжение сотрудников телекомпании вызвало и первое кадровое решение Сенкевича, согласно которому заместителем гендиректора по вещанию стал близкий Первому каналу Алексей Земский и которое было названо Парфёновым «вопиющей некомпетентностью», поскольку Земский «не имеет к информации никакого вообще отношения».[124] Правление обратилось с открытым письмом к «Газпрому» и к министру печати России Михаилу Лесину,[125] всячески настаивая на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.[126] После встреч с Лесиным и Миллером в отпуск на три месяца ушёл Парфёнов и весь коллектив программы «Намедни».[127] После отказов Митковой и Григория Кричевского, первого заместителя гендиректора ТВС, занять пост Земского на эту должность был назначен работавший на НТВ с 1993 по 2001 годы Александр Герасимов.[128]

Сезон 2003—2004 годов начался для телеканала неудачно. Некоторые передачи, запущенные в новом сезоне, не показали достаточно большого зрительского интереса,[129] и НТВ начал теснить ближайший конкурент в лице развлекательного телеканала СТС.[130][131] Отношения между коллективом НТВ и его руководством также оставались напряжёнными. В феврале 2004 года был серьёзно (50-70 человек) сокращён штат службы информации канала, что СМИ связывали с подготовкой НТВ и других активов «Газпром-Медиа» к продаже[132][133] или же с нежеланием ссориться с властями в дальнейшем.[134] Сенкевичем была введена служба дежурных редакторов, которые, по сообщениям, определяли информационную политику канала и осуществляли его самоцензуру.[135]

Назревал конфликт между вернувшимся из отпуска Леонидом Парфёновым и новым руководством. В июле 2003 года «Страна и мир» авторства Парфёнова была неожиданно отправлена в отпуск и чуть не закрылась.[136] В ноябре из «Намедни» Николаем Сенкевичем был изъят сюжет о книге «Байки кремлёвского диггера» Елены Трегубовой, о чём журналист объявил прямо в эфире программы.[137][138][139][140] Похожая история произошла в мае 2004 года, когда ведущий поставил в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов издал приказ, запрещающий транслировать этот сюжет, уже увиденный азиатской частью страны, в европейском эфире, по просьбе российских спецслужб, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ».[141][142] Там же был опубликован полный текст интервью.[143] В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики, и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ.[144][145][146]

2004 год — настоящее время[править | править вики-текст]

Вскоре после увольнения Леонида Парфёнова сам Николай Сенкевич был назначен на пост генерального директора «Газпром-медиа» и покинул НТВ.[147] Его место занял Владимир Кулистиков.[148][149] После некоторых раздумий Кулистикова[150][151] была закрыта передача «Свобода слова» Савика Шустера,[152] который возглавил воссозданную дирекцию документального кино,[153][154] и «Личный вклад» Александра Герасимова, ушедшего с телеканала.[153] Должность заместителя гендиректора НТВ по информационному вещанию, освобождённую Герасимовым, заняла Татьяна Миткова,[155][153] однако перед ней было поставлено условие: она покинет эфир телеканала.[156]

Заместителем главного редактора службы информации был назначен Пётр Орлов (занимал одну из руководящих должностей на Первом канале). Программным директором телеканала стал Евгений Кучеренко, ранее работавший на аналогичной должности в ВГТРК. Был освобождён от должности заместителя гендиректора по производству Алексей Земский.[157] Главным продюсером канала стал Александр Левин[158], занявший место Кирилла Набутова, оставшегося работать на НТВ.[159] Также на НТВ вернулся Юрий Шалимов, который возглавил дирекцию правового вещания канала (ранее был ведущим программы «Криминал» и руководил программой «Вести. Дежурная часть»), заменив на этой должности Владимира Золотницкого.[160] В октябре 2004 года канал перешёл на круглосуточное вещание.[161] Также в 2004 году возобновился выход программы «Сегодня в полночь», её постоянным ведущим стал Евгений Борковский.

Сетка вещания НТВ, процесс формирования которой, по требованию Кулистикова, потребовал «заморозки» почти всех информационных проектов,[153][162] была серьёзно обновлена.[163][164][165] Программа «Страна и мир» в декабре 2004 года временно лишилась одного из своих ведущих Алексея Пивоварова, который позволил себе саркастические комментарии в адрес руководства канала по поводу назначения Леонида Парфёнова главным редактором «Русского Newsweek».[166] После возвращения Пивоварова программа была переименована в «Сегодня в 22.00»[167] и в 2005 году была закрыта, 7-часовой вечерний выпуск программы «Сегодня» стали вести те же ведущие, что и программу «Страна и мир», а остальные выпуски стали идти каждые три часа, с 2005 года появилась «Итоговая программа».

Через год работы на НТВ Левин подал в отставку, и руководство канала приняло решение упразднить должность главного продюсера и передать управление телевизионными проектами Кучеренко.[168] Появлялись сообщения о разногласиях Татьяны Митковой с ведущими новостных программ.[169] Михаила Осокина, который вёл выпуски «Сегодня» в 19:00, сначала «передвинули» в ночной эфир,[170][171] а в январе 2006 года стало известно, что канал вообще убирает из сетки вещания ночной выпуск новостей,[172][173] несмотря на достаточно хорошие рейтинги.[174][175] После переговоров с Кулистиковым[176][177][178] Осокин принял решение уйти с НТВ и продолжить работать на канале RTVi.[179][180][181][182]

В сезоне 2005—2006 годов, по мнению «Коммерсанта», НТВ «сделал основную ставку на трэш и криминал».[183][184] Тому доказательством явились высокие рейтинги программ «Чистосердечное признание», «Чрезвычайное происшествие», «Профессия — репортёр» и новой «Программы максимум».[185][186][187] Впоследствии факт изменения концепции вещания[188] и общего качества продукции также отмечался как телевизионными критиками[189][190], так и бывшими сотрудниками телеканала.[191]

Также, в январе 2006 года в эфире НТВ появился телесериал под названием «Зона», вызвавший противоречивые отзывы среди зрителей и общественности.[192] В частности, 15 февраля 2006 гда на выступлении в Государственной Думе РФ министр обороны Сергей Иванов заявил, что «„Зона“ — это романтизация уголовного быта, которая разлагает армию и порождает дедовщину». Критиковалась также излишняя детальность сериала, погружавшая зрителей в тюремный быт.[193] Первые серии «Зоны» прошли в эфире НТВ в прайм-тайм с понедельника по пятницу — с рейтинговыми показателями, значительно опережавшими другие проекты канала.[194] Месяц спустя, в феврале 2006 года, на волне общественного резонанса и огромного количества претензий со стороны телезрителей, сериал переместили на поздний вечер воскресенья без дневных повторов.[195]

В 2006 году были закрыты программы «Сегодня в полночь» и «Сегодня в 22:00». Канал покинули Юлия Панкратова, Василий Арканов,[196] Евгений Борковский, Алексей Суханов, Ольга Волкова, Анна Шнайдер, Асет Вацуева и Павел Лобков.[197] Из новостных программ ушёл Антон Хреков, которому было поручено возглавить новую дирекцию праймового вещания.[198] Таким образом, из четырёх человек (Алексей Пивоваров, Хреков, Панкратова, Вацуева), начинавших работать в программе «Сегодня» при приобретении ей формата «Страны и мира», в эфире в начале сезона 2006—2007 годов остался только Пивоваров,[197] который слухи о своём увольнении опроверг.[199] Асет Вацуеву чуть позже заменила Лилия Гильдеева.[200]

В сезоне 2006—2007 годов продолжились снятия с эфира сюжетов журналистов НТВ. Новая программа Антона Хрекова «Главный герой» уже во втором выпуске лишилась сюжета о детстве Романа Абрамовича,[201] а чуть позже — рассказа об убитом Магомеде Евлоеве,[202][203] в «Русских сенсациях» не был показан сюжет о Владимире Жириновском,[204] не появился на экранах авторский фильм-репортаж Андрея Лошака «Теперь здесь офис» о застройке Москвы.[205][206] Продолжились трудности с показом репортажей Лошака и в 2009 году: его сюжет о московских гастарбайтерах был сочтён руководством низкорейтинговым, и его съёмки были приостановлены.[207][208]

Весной 2007 года НТВ и ТНТ покинули состав учредителей Академии российского телевидения, её членами также перестали быть Татьяна Миткова и Владимир Кулистиков. Таким образом, НТВ потерял право выдвигать своих сотрудников в номинанты премии «ТЭФИ».[209][210] За год до этого телекомпания не получила «ТЭФИ» ни за одну произведённую ей программу.[211] Уход из Академии канала и свой личный уход Кулистиков не обосновал, а Миткова покинула её из-за, по её мнению, проявленной академиками недобросовестности при предварительном отборе номинантов премии.[212]

Тем не менее, журналисты НТВ дважды — в ноябре 2006 года и в июне 2007 года — оказывались в числе награждённых президентом Владимиром Путиным государственными наградами «за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную работу». Среди прочих, орден Почёта получил Владимир Кулистиков, ордена Дружбы — Татьяна Миткова, Владимир Кондратьев, Оксана Пушкина и Владимир Соловьёв, многие сотрудники канала получили медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней.[213][214][215][216][217]

В июне 2007 года Кулистиков заявил о том, что НТВ в течение 2004—2007 годов постоянно увеличивал свою прибыль[218] и самостоятельно покрывает свои долги, благодаря чему не нуждается в постоянном финансировании «Газпром-медиа» и планирует возвести собственный телецентр в Останкино.[219] Проектное предложение по 15-этажному зданию было одобрено в январе 2009 года,[220] а прибыль телекомпании в 2008 году оказалась равной 716,5 миллионам долларов.[221] Постройка здания телецентра канала была вновь разрешена правительством Москвы в апреле 2012 года.[222]

В декабре 2007 года Союз журналистов России пожаловался на программу «Реальная политика» Глеба Павловского, в которой было сатирически показано, как Михаил Касьянов выбирает Союз журналистов как источник покупки им голосов для президентских выборов.[223] После выборов «Реальная политика» и «Воскресный вечер» Соловьёва закрылись как выполнившие свои задачи в предвыборном году,[224][225][226] хотя официально НТВ не участвовал в агитации (то есть не предоставлял партиям и кандидатам эфирного времени) ни перед президентскими, ни перед парламентскими выборами.[227] При этом Павловский заранее заявил о своём уходе после инаугурации нового президента.[228]

В июне 2009 года заместителем гендиректора НТВ Александром Нечаевым было объявлено о переходе канала к содержательному дневному вещанию,[229] и его слова подтвердились запуском нескольких новых передач.[230][229][231][232][233][234] По итогам сезона руководители пяти телеканалов похвалили работу НТВ, особо отметив успех сериала «Глухарь», который Константин Эрнст назвал лучшим телесериалом сезона.[235] Владимир Кулистиков выделил на своём канале работы вернувшегося в 2008 году[236] Павла Лобкова и новый проект Антона Хрекова «НТВшники», однако раскритиковал сетку юмористического вещания.[237]

В начале сезона 2010—2011 годов НТВ показал выпуск программы «ЧП. Расследование» о Юрии Лужкове под названием «Дело в кепке».[238] Фильм, снятый за одни сутки,[239] обсуждался высшим советом «Единой России».[240] Кулистиков заявил о готовности доказать достоверность фактов, представленных в фильме.[241] После трансляции ещё двух сюжетов похожей тематики на Первом канале и «России-1»,[242] а также ещё одного, более рейтингового,[243] репортажа НТВ «Дорогая Елена Николавна» о жене Лужкова Елене Батуриной[244] Лужков потерял пост мэра Москвы.[245]

В феврале 2011 года права НТВ на показ футбольных еврокубков — Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА — были продлены до 2015 года, при этом число игр, показываемых не только на «НТВ-Плюс», но и на НТВ, планировалось увеличить.[246]

В мае 2011 года с эфира программы «Центральное телевидение» журналиста НТВ Вадима Такменёва Владимиром Кулистиковым был снят сюжет о сокамернике Михаила Ходорковского Александре Кучме.[247] Однако сюжет о Ходорковском, ставший первым за несколько лет, был показан в этой программе в воскресный прайм-тайм 29 мая.[248] Ещё один сюжет передачи — о похищениях и пытках в Чечне — уже в новом сезоне был «отправлен на доработку», хотя некоторые источники утверждали, что причиной невыхода репортажа стало личное распоряжение Кулистикова.[249]

Широкое освещение получили в СМИ действия НТВ в преддверии, в ходе и по окончании выборов в Госдуму 2011 года и президентских выборов 2012 года. 28 ноября 2011 года в офис ассоциации «Голос», сотрудники которой до этого уже дали два интервью телеканалу, ворвалась съёмочная группа[250] во главе с корреспондентом Михаилом Ивановым.[251] На его вопросы об источниках финансирования ассоциации её сотрудники отвечать отказались, а один из них, исполнительный директор Григорий Мельконьянц, снимал происходящее на мобильный телефон, в течение 7 минут 87 раз ответив Иванову вариациями фразы «НТВ — сурковская пропаганда».[250][251] Фраза приобрела большую популярность в Интернете и в итоге попала в готовившийся телекомпанией фильм о «Голосе» «Голос ниоткуда»,[252] рассказывающий о деятельности ассоциации с негативной точки зрения.[253] Мельконьянцем от лица «Голоса» были осуждены методы работы НТВ.[254]

В ночь с 9 на 10 декабря 2011 года стало известно, что ведущий «Сегодня» Алексей Пивоваров отказался вести вечерний новостной выпуск 10 декабря, если в нём не будут освещены акции протеста, проходившие в России в этот день.[255] Руководство НТВ опровергло подобные сообщения,[256] а сюжет о митингах стал главным в 19-часовом выпуске «Сегодня».[257] Несмотря на это, два репортажа, освещавших нарушения на парламентских выборах и реакцию на них в обществе, были сняты с эфира программ «Центральное телевидение» (в этой программе планировалось показать сюжет Павла Лобкова о фальсификациях на выборах[258]) и «Профессия — репортёр», вместе с выпуском ток-шоу «Последнее слово» на эту же тематику.[259] 22 января выпуск «Чистосердечного признания» с критической позиции рассказывал о новогодних каникулах оппозиционеров.[260]

В 2012 году канал покинули несколько журналистов: руководитель праймового вещания Николай Картозия,[261] работавшие под его началом Павел Лобков[262][263] и Антон Красовский,[264][265][266][267][268] Юлия Дежнова,[269] Алексей Егоров, автор «Профессии-репортёр» Катерина Гордеева, шеф-редактор «Итоговой программы» Софья Гудкова, Павел Селин[270], Антон Хреков[271] и ещё ряд закадровых сотрудников.[272][273][274]

Острую негативную реакцию вызвал показанный 16 марта 2012 года выпуск «ЧП. Расследование» «Анатомия протеста», обвинявший участников митингов зимы 2012 года в том, что они получали за это деньги.[275][276][277][278] Сразу после показа передачи сайт телекомпании был атакован хакерами[279] и несколько раз становился недоступным впоследствии.[280][281][282][283][284][285] Показ «Анатомии протеста» стал поводом для проведения двух несогласованных митингов в Москве — 17 марта на Пушкинской площади[286][287] и 18 марта у телецентра «Останкино».[288][289][290] Прозвучали призывы к бойкоту телеканала.[291][292] Разногласия журналистов канала с оппозицией продолжились: в ходе московского «Марша миллионов» Данные, изложенные в «Анатомии протеста», были впоследствии проверены ФСБ по запросу оппозиционера Алексея Навального, в результате, финансирование акций протеста из иностранных источников не было подтверждено[293] . Опровержение на телеканале так и не последовало.

16 апреля 2012 года контракт НТВ с Владимиром Кулистиковым был продлён до 2016 года.[294] Позже он объявил о том, что в будущем телеканал ждёт серьёзная реорганизация, а ряд журналистов — Александр Уржанов, Светлана Селина (шеф-редактор и продюсер «Центрального телевидения», соответственно), Катерина Гордеева — покинули канал из-за конфликта с ним.[295][296] Уржанов до увольнения высказывал сомнения в общем качестве продукции, производимой телекомпанией, а «Анатомию протеста» назвал «позором».[297][296] Ограничения, с которыми сталкивается журналистский коллектив НТВ при выполнении своих обязанностей, были упомянуты Алексеем Пивоваровым на встрече пяти ведущих российских телеканалов с Дмитрием Медведевым.[298]

В ноябре 2012 года произошёл скандал, связанный с прекращением трансляции «Своей игры» из-за низких рейтингов. Однако, благодаря телезрителям программа осталась в сетке вещания, а также было принято решение о том, что в 2013 году произойдёт смена программной политики. Так, программный директор телеканала Александр Нечаев заявил о том, что с 2013 года телеканал откажется от производства некоторых передач, в том числе и «Программы Максимум».[299] По итогам 2012 года телеканалу НТВ впервые в истории удалось опередить по рейтингу «Первый канал».[300]

По результатам исследования компании TNS Gallup Media, среднесуточная аудитория телеканала в Москве с 28 января по 3 февраля 2013 года составило 14,2 % и по сравнению с другими телеканалами стал самым просматриваемым телеканалом за этот срок.[301]

17 апреля 2013 года канал перешёл на широкоэкранное вещание (16:9) в сетях цифрового вещания[302]. НТВ стал вторым среди общефедеральных телеканалов, перешедшим на данный экранный формат. Также переход на широкоэкранный формат произошёл и у родственного канала — НТВ Мир.

Неизвестно когда на НТВ ожидается кардинальное обновление эфира. Криминальных программ и сериалов станет намного меньше.[303] Однако их по-прежнему всё ещё очень много.

Логотип[править | править вики-текст]

Телеканал сменил 6 логотипов. Нынешний — 7-ой и 8-ой по счёту. В 1993 году логотип стоял в правом нижнем углу. С 1993 по настоящее время логотип стоит в левом нижнем углу.

Программы[править | править вики-текст]

Сотрудники[править | править вики-текст]

Руководители[править | править вики-текст]

Президенты

Далее должность Президента Телекомпании НТВ была полностью слита с должностью Генерального Директора Телекомпании НТВ.

Вице-президенты
Генеральные директора
Заместители Генерального директора по информационному и общественно-политическому вещанию
Главные редакторы
Главные продюсеры

С 2005 года должность главного продюсера на телеканале была упразднена.[310][311]

Главные режиссёры
Режиссёры-постановщики
Председатели Совета Директоров
Исполнительные директора
Главные редакторы Службы информации
Заместители главного редактора Службы информации
  • Владимир Кулистиков (1996—1997)
  • Пётр Орлов (с 2003)
Директора Дирекции планирования и программ
  • Олег Точилин (1998—2001)
Программные директора
  • Владилен Арсеньев (1993—?)[312]
  • Александр Олейников (2001—2002)[313]
  • Алексей Ефимов (2002—2003)[314]
  • Алексей Земский (2003—2004)
  • Евгений Кучеренко (2004—2008)
  • Александр Нечаев (с 2008)[315]

НТВ-Холдинг[править | править вики-текст]

НТВ-Холдинг был создан в 1997 году. В холдинг вошли:

Генеральные директора
  • Игорь Малашенко (1997—1998)
Исполнительные директора
  • Михаил Шмушкович (2001)

НТВ+[править | править вики-текст]

Компания платного спутникового телевещания НТВ+ основана в 1996 году, и стала одной из первых и самых успешных российских сетей спутникового вещания. Изначально состояла из четырёх каналов (Наше кино, Мир кино, Спорт, Музыка), позднее сеть стала также транслировать передачи каналов Discovery и Fox Kids. В настоящее время в НТВ+ входит несколько сотен каналов.

Критика[править | править вики-текст]

По словам телекритика, обозревателя РИА Новости Сергея Варшавчика, «НТВ целенаправленно работает на свою аудиторию — в основном, мужчин с невысоким образовательным уровнем, как правило, отсидевших или работающих не на руководящих постах в правоохранительных органах. Это, по сути дела, нишевый канал о криминалитете. И с этой точки зрения ждать, что из его эфира уйдут менты, бандиты, продажные чиновники и прочее, и прочее, можно только в том случае, если сменится концепция НТВ или его руководитель. В данном случае — это Владимир Кулистиков[316]

После антипрезидентского фильма о Лукашенко «Крёстный батька», показанного на НТВ 4 июля 2010 года, в Белоруссии решили защититься от НТВ. 6 июля 2010 года Белорусский республиканский союз молодёжи провёл перфоманс «ОСТОРОЖНО! ВОНЯЕТ КАнаЛ НТВ».[317]

В 2010 году интернет-издание Lenta.ru отметило:

В 2001 году, когда в телекомпании НТВ сменился собственник, на улицы Москвы защищать свое телевидение вышли десятки тысяч человек. В 2004 году, когда закрыли «Намедни», российским телезрителям было уже плевать и на Парфёнова, и на НТВ, и на самих себя. Сейчас, реши вдруг власть снова закрыть НТВ, лучшее, на что можно рассчитывать — это митинг поклонников «Глухаря».[318]

Освещение событий на Украине в 2014 году[править | править вики-текст]

В программе «Чрезвычайное происшествие» в феврале 2014 года были продемонстрированы кадры «Радио Свобода», на которых люди в экипировке правоохранительных органов и с жёлтыми повязками на рукавах стреляют из боевого оружия, и диктор говорит следующее: «Если приглядеться, становится понятно: мятежники просто используют экипировку захваченных в заложники сотрудников „Беркута“». Показанные на видео автоматы Калашникова, по мнению журналистов НТВ, давно не используются в МВД Украины и хранятся на складах, которые были разграблены протестующими. Жёлтые повязки же якобы используются ими для опознания своих, и переодетые «боевики» в провокационных целях ведут стрельбу по своим[319].

В качестве примера этого была продемонстрирована раненая медсестра Олеся Жуковская, которая действительно была тяжело ранена в ходе столкновений 20 февраля, о чём успела написать в своём твиттере. Телеканал заявил, что она «скончалась через несколько минут», но в реальности её прооперировали, и на следующий день Жуковская сообщила в социальных сетях, что жива и находится в стабильном состоянии[319].

Заявлениям о том, что на улицах Киева стреляют протестующие, маскирующиеся под бойцов «Беркута», противоречит видео государственного англоязычного телеканала Russia Today, на котором отряд «Беркута» отступает и отстреливается боевыми патронами, прикрываясь металлическими щитами, рядом с ними идут люди в камуфляжной форме. Наступающая оппозиция при этом вооружена дубинками и фанерными щитами[319].

5 марта 2014 года в программе «Сегодня» вышел сюжет об избиении журналиста Сергея Рулева[320]. В нём Рулев рассказывал о нападении на него в марте группы активистов «Майдана», опознавших в нём человека, интервьюировавшего бойцов «Беркута»[321]. Сюжет иллюстрировался, среди прочего, видеозаписью избиения. Позже другие СМИ указали на то, что использованное для иллюстрации видео было снято 20 февраля в Мариинском парке, а избит Рулев был участниками киевского антимайдана[322][323]. При этом демонстрировалось полная видеозапись, отрывки из которой были использованы в сюжете НТВ[324].

4 апреля 2014 года в вечернем новостном выпуске НТВ вышел сюжет «Одесских врачей вынуждают отдавать зарплату на нужды украинской армии». В нём говорилось, что врачей Одессы в «добровольно-принудительном порядке» вынуждают перечислить однодневный заработок в пользу Министерства обороны Украины, подтверждением этого стало выступление в эфире Андрея Тихомирова, представленного российскими журналистами врачом областного онкологического диспансера. Местное издание Думская.net обратилась за разъяснениями к курирующему здравоохранение заместителю одесского губернатора Сергею Калинчуку, который опроверг информацию телеканала НТВ. По его сведениям, врач Андрей Тихомиров в областном онкологическом диспансере не работает, что подтвердил и главврач диспансера Николай Добровольский[325].

10 апреля в программе «Чрезвычайное происшествие» вышел эксклюзивный сюжет, в котором журналистам телеканала НТВ удалось пообщаться с гражданином Германии Андреем Петховым, получившим ранение во время столкновений у стен Николаевской областной администрации. Петков заявил, что он был «наёмником Майдана», готовил к силовым акциям группу из 50 бойцов из Западной Европы. Они выступали на стороне «Правого сектора» и должны были покалечить мирных митингующих. Однако в этот же вечер на российском государственном телеканале Россия-1 вышел сюжет о пострадавшем от рук радикалов стороннике федерализации, которого также зовут Андрей Петков и у которого диагностировали ожог лица, сотрясение мозга и перелом голени. В обоих случаях перед зрителями предстал один и тот же человек[326][327]. Спустя 2 дня в выпуске Вестей снова подтвердили собственную версию о Петкове, сторонником которой оказался "народный мэр" Николаева, однако спустя неделю НТВ в новом сюжете со ссылкой на родственников Петкова сообщило о том, что тот стоит на учете в психдиспансере у него весеннее обострение и шизофрения. По мнению телеобозревателя Арины Бородиной, эта история "должна войти в учебники журналистики о том, до чего может довести пропагандистский раж[328]".

Вещание НТВ в других странах мира[править | править вики-текст]

НТВ-Интернешнл[править | править вики-текст]

НТВ-Интернешнл — телеканал, являвшийся международной версией НТВ с января 1997[329] по апрель 2001 года. После разгона НТВ в апреле 2001 года NTV-International отказался подчиняться новому руководству большого канала НТВ и стал транслировать программы другого российского телеканала — ТВ-6 и передачи НТВ, оставшиеся на канале после событий апреля 2001 года. С 2002 года получил название RTVi.

НТВ Мир[править | править вики-текст]

НТВ-Мир — это международная, лицензионно очищенная версия НТВ, специально подготовленная для зарубежных зрителей. Начала вещание в декабре 2001 года.

НТВ-Канада[править | править вики-текст]

НТВ-Канада — это канадская, лицензионно очищенная версия НТВ, специально подготовленная для канадских зрителей. Вещает исключительно в Канаде. Вещание началось в январе 2006 года на месте НТВ-Мир.

НТВ-Америка[править | править вики-текст]

НТВ-Профит[править | править вики-текст]

НТВ-Профит — совместная кинокомпания НТВ и продюсерской компании «Профит», занимавшаяся съёмкой и распространением фильмов и телесериалов, а также прокатом зарубежных фильмов. Изначально входила в холдинг «Медиа-Мост». Среди работ НТВ-Профит — Вор и Восток-Запад, номинировавшиеся на «Оскар», Мама, Цирк сгорел, и клоуны разбежались, «Поклонник», «Хочу в тюрьму», сериалы «День рождения Буржуя» и «День рождения Буржуя 2» и др. Позже компании разорвали контракт и сейчас занимаются производством кино и телесериалов по отдельности.

НТВ-Дизайн[править | править вики-текст]

НТВ-Дизайн — компания, которая специализируется на производстве телевизионного дизайна и компьютерной графики для каналов НТВ и ТНТ.

Книги об НТВ[править | править вики-текст]

  • В 2002 году на свет появилась книга Виктора Шендеровича «Здесь было НТВ», в которой автор описал давление на НТВ со стороны властей и последующую смену руководства. В книге две части: первая — собственно «Здесь было НТВ», вторая — «Куклиада» — повествует об истории программы «Куклы».
  • В 2004 году вышло второе издание книги, получившее название «Здесь было НТВ, ТВ-6, ТВС …и другие истории». К тексту первого издания добавился рассказ о событиях, произошедших с журналистским коллективом НТВ после их ухода с канала.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. По вторникам с 1:40 до 5:55 для аналоговых сетей Москвы предусмотрена ночная профилактика
  2. НТВ переходит на круглосуточное вещание. НТВ (5 октября 2004 года). Проверено 12 августа 2011 года. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  3. Перечень наименований зарегистрированных СМИ
  4. Аргументы и Факты Душат не свободу слова, а… зрителя
  5. Боец репортёрского спецназа. Новые известия (6 августа 2004). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  6. ЖИЗНЬ: «НТВ-Плюс Спорт» потерял руководителя
  7. Ведущий «Независимого расследования» ОРТ Николай Николаев: Я думал, меня будут убивать прямо в эфире // KP.RU
  8. Павел Лобков: не подниму тост ни за здравие, ни за упокой НТВ РИА Новости, 10 октября 2013 года
  9. История НТВ
  10. Об эксплуатации восьмого частотного канала телевидения (г. Москва)
  11. Всемирный день телевидения
  12. Подводя «Итоги»: Евгений Киселёв о 15-летии НТВ Новое время, № 41 от 13 октября 2008 года
  13. НТВ: люди и легенды: Евгений Киселёв о «старом» и «новом» НТВ Новое время, № 33 (301) от 14 октября 2013
  14. Пресс-конференция рук-ва Ren-TV и НТВ — Газета «Коммерсантъ», № 178 (896), 27.09.1995
  15. Леонид Парфенов провел "Героя дня". NEWSru.com (16 апреля 2001).
  16. «Гусинский мне прямо говорил, что если он не получит „Связьинвест“, то посадит меня»
  17. Олигархи сер. 2 часть 1 — Выборы Ельцин Путин Березовский см на 03:41
  18. Lenta.ru: Гусинский, Владимир.
  19. Олигархи сер. 2 часть 1 — Выборы Ельцин Путин Березовский см на 03:09
  20. Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 1995 года № 1036 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  21. Ситуация вокруг 4-го канала Коммерсант.
  22. Журнал Теле-Спутник. Проверено 19 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 20.09.1996 № 1386
  24. 1 2 Тема дня — Хронология — НТВ готовится подать встречный иск
  25. Эволюция НТВ: рейтинги — наша профессия. РИА Новости, 10 октября 2013 года
  26. Огонек: За чашкой утреннего кофе. Огонек. Проверено 20 июля 2013. Архивировано из первоисточника 25 июля 2013.
  27. Новый телеканал начинает вещание. Коммерсант. Проверено 29 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2013.
  28. ФОМ > НТВ утром и днем
  29. Ъ-Газета — НТВ
  30. Елена Масюк: «Как я не съела собаку» Московский комсомолец (14 апреля 2005)
  31. Показ скандального фильма отменён. Место "Последнего искушения Христа" займет "Иисус из Монреаля". Коммерсантъ (24 апреля 1997).
  32. Под властью рейтинга и денег. Независимая газета (17 января 2001).
  33. Журнал Теле-Спутник
  34. Скелет в шкафу. МК-Бульвар (7 июля 2003).
  35. Новости NEWSru.com:: Сколько стоит телевидение?
  36. ВЕЩИЙ ОЛЕГ ОТМСТИТ НЕРАЗУМНЫМ? — Общество — Новая Газета
  37. В КОМАНДЕ ДОБРОДЕЕВА - ПОПОЛНЕНИЕ. Труд (26 мая 2000).
  38. ДУЭТ РТР И ОРТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕСИНА - Общество - Новая Газета
  39. Новости NEWSru.com :: Жириновский требует запретить вещание НТВ
  40. Основные этапы в противостоянии телекомпании НТВ и властей
  41. Настройте ваши телевизоры…на выборы. Аргументы и факты (4 мая 1999).
  42. Lenta.ru: В России: В центральных офисах холдинга «Медиа-Мост» проводятся обыски
  43. Lenta.ru: В России: Против "Группы Мост" возбуждено уголовное дело
  44. Lenta.ru: В России: Общественный совет НТВ будет формировать Горбачев
  45. Дело Владимира Гусинского
  46. Проекты Правого Клуба
  47. www.fom.ru Почему освободили В.Гусинского?
  48. http://www.espch.ru/content/view/22/25/ Европейский суд по правам человека. Решение по делу В. А. Гусинского. (Письменная форма. Дело за номером 70276/01)
  49. Доступ ограничен
  50. Война с олигархами
  51. Гонки на выживание: телевизионщики не стесняются в средствах, чтобы выжить конкурентов из эфира. Время новостей, 22 августа 2000 года.
  52. Курская аномалия. К 10-летию со дня гибели подводной лодки «Курск», «Московский комсомолец», 19.08.2010.
  53. Останкинская башня сгорела от стыда. Независимая газета, 1 сентября 2000 года.
  54. Людмила Романова, Алла Тучкова, Марина Ланда. Без архива и торговой марки. Независимая газета (4 апреля 2001). Проверено 14 августа 2010. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  55. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=360883 Издание Коммерсант: Журнал «Власть» № 3(506) от 27.01.2003
  56. Вера Цветкова. А караван идет…. Независимая газета (20 апреля 2012). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  57. Мифы для легковерных. Труд (12 апреля 2001).
  58. Кто и почему разваливает НТВ? Комсомольская правда (5 апреля 2001)
  59. Как вам день без НТВ? Комсомольская правда (5 апреля 2001 года)
  60. http://www.cjes.ru/actions/view_action.php?id=245
  61. «Спор хозяйствующих субъектов» в апреле 2001 года: как Россия потеряла независимое НТВ. NEWSru (14 апреля 2011). Проверено 3 мая 2012. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012.
  62. Новости NEWSru.com :: Журналисты НТВ, оставшиеся на канале, избрали свой редакционный совет
  63. Мосправда
  64. NewsRU.com :: Из НТВ уже ушли 200—250 сотрудников, NEWSru (16 апреля 2001)
  65. Новости NEWSru.com :: «Куклы» остаются на НТВ, а спортивная редакция уходит
  66. № 4 (294) / Антикризисный менеджер
  67. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ лишилось ведущих журналистов, технических служб и сериалов
  68. Ъ-Газета — Программа ТВ [вторник, 17 апреля]
  69. Многоканальные Новости — Издания Мк
  70. Сорокина на распутье — Издания МК
  71. АЛЧНОСТЬ КОХА — Общество — Новая Газета
  72. В столице эпидемия теледежа вю. Комсомольская правда (6 августа 2001).
  73. Березовский торгует беглецами с НТВ? Комсомольская правда (20 апреля 2001 года)
  74. Кому принадлежит программа Впрок? Владимир Сафронов и многие другие ведущие НТВ хотят уйти вместе со своими программами
  75. Мятежники на распутье. Московский комсомолец (17 апреля 2001). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  76. ОРИГИНАЛ И ДУБЛИ. Труд (4 мая 2001).
  77. Антон Xреков: Я был «голосом» Киселёва — Издания МК
  78. Lenta.ru: Масс-медиа: «Сегодня в полночь» возвращается на НТВ, но без Кара-Мурзы
  79. НТВ помолодело лицом. Комсомольская правда (6 июля 2001). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  80. «Большие амбиции на маленькой поляне» — Известия
  81. Киселёв о себе, Украине и России
  82. Недоверие. 1-11
  83. Крошка Цахес — История Путина от начала до конца
  84. Новости NEWSru.com :: Татьяна Миткова избрана главным редактором НТВ
  85. 1 2 Новости NEWSru.com :: Евгений Киселёв вернулся в Совет Директоров НТВ
  86. Новости NEWSru.com :: 20 сентября будет рассмотрен иск, оспаривающий включение Евгения Киселёва в Совет директоров НТВ
  87. Новости NEWSru.com :: Вяхирев, Кох и Кулистиков избраны в Совет директоров НТВ
  88. Новости NEWSru.com :: Суд признал недействительным решение собрания акционеров НТВ о включении в совет директоров телекомпании Евгения Киселёва
  89. НТВ не продается
  90. У "Газпрома" нет денег на НТВ
  91. Новости NEWSru.com :: Акции НТВ хотят купить три банка: два российских и Deutsche Bank
  92. СМИ.ru | Будет ли на НТВ «Новое Теле Видение»?
  93. Ъ-Газета - НТВ сменит заставку. Проверено 29 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  94. Ъ-Власть - Новая информационная война. Проверено 29 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  95. НТВ стало «Новым Теле Видением», заявляет генеральный продюсер канала. NEWSru (23 августа 2001). Проверено 3 мая 2012. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012.
  96. Очная ставка с НТВ - Известия
  97. Труд: «СВОБОДА СЛОВА» В «ОПАСНОМ МИРЕ»
  98. Жесткое время
  99. Парфёнов: программа «Намедни» будет про то, меняется ли жизнь, «к лучшему ли, к худшему ли», Newsru.com, 07.09.2001.
  100. Lenta.ru: Масс-медиа: Коха в "Газпром-Медиа" заменил Йордан
  101. Телега без лошади — Архив публикаций МК
  102. В новогоднюю ночь за зрителя будут бороться далеко не все телеканалы. NEWSru (31 декабря 2001). Проверено 3 мая 2012. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012.
  103. Новый год встречали с «Огоньком» и «Курсантами» — Известия
  104. Наталья Яшина. НТВ отказалось от «Больших денег». Независимая газета (18 октября 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  105. Новости NEWSru.com :: Лига чемпионов больше не будет бесплатной?
  106. Телерейтинг. Когда Роналдо — не Изаура… Советский спорт, 17 июля 2002, № 124(15808)
  107. Ъ-Газета - Лига Чемпионов переходит с ОРТ на НТВ
  108. Новости NEWSru.com :: НТВ на распутье: показывать или нет Лигу чемпионов?
  109. Цены на трансляции ждут в России Советский спорт, 10 декабря 2002, № 225/48(15925)
  110. «Пока не придёт Абрамович» - Известия
  111. ОТЕЛЬ ЧИНОВНИЧЬИХ СТРАСТЕЙ - Общество - Новая Газета. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 27 марта 2013.
  112. Новости NEWSru.com :: Минпечати наказало НТВ за несвоевременный показ эротики. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 27 марта 2013.
  113. Новости NEWSru.com :: Федеральная конкурсная комиссия продлила лицензию на вещание телекомпании НТВ. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 27 марта 2013.
  114. ТВ-6 откроет не Киселёв, а старик Хоттабыч Комсомольская правда (31 мая 2002 года)
  115. НТВ получило новый срок Газета.ru (3 июня 2002 года)
  116. Переключая каналы - Известия
  117. ХОЛОДНАЯ КУПЕЛЬ ЙОРДАНА. Журналисты НТВ стали заложниками непрофессионализма менеджеров. Новая газета (9 января 2003).
  118. Информационных программ на НТВ станет больше. NEWSru (3 сентября 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  119. Ъ-Газета — НТВ вышло на пять минут. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2013.
  120. Lenta.ru: Масс-медиа: Новым гендиректором НТВ стал Николай Сенкевич
  121. Lenta.ru: Масс-медиа: Команда НТВ отказала в доверии новому назначенцу "Газпрома"
  122. Lenta.ru: Масс-медиа: Руководство НТВ: Решение правления канала не имеет юридической силы
  123. Новости NEWSru.com :: НТВ выразило недоверие новому главе канала. Татьяна Миткова в эфир не вышла
  124. Lenta.ru: Масс-медиа: Леонид Парфёнов: "Ну что может наработать Земский?!"
  125. Lenta.ru: Масс-медиа: Правление телекомпании "НТВ" обратилось с открытым письмом к ОАО «Газпром»
  126. Lenta.ru: Масс-медиа: Глава "Газпром-Медиа" попытался уладить конфликт на НТВ. Безуспешно
  127. Lenta.ru: Масс-медиа: Леонид Парфёнов уходит из эфира НТВ
  128. Lenta.ru: Масс-медиа: Информационная служба НТВ получила нового начальника
  129. И РЕЙТИНГ, ПАРАДОКСОВ ДРУГ - Общество - Новая Газета. Проверено 29 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2013.
  130. Программное обеспечение. Коммерсантъ (16 декабря 2003). Архивировано из первоисточника 9 июня 2013.
  131. КАНАЛЫ БУДУТ ПЛОМБИРОВАТЬ! А эфир — использовать для усыпления?. Новая газета (11 марта 2004).
  132. Снова жалко НТВ
  133. Новости NEWSru.com :: На телеканале НТВ начались массовые увольнения
  134. Такое вот Нормальное ТелеВидение
  135. Доктор Сенкевич умывает руки
  136. Новости NEWSru.com :: Программа "Страна и мир" отправлена в экстренный отпуск
  137. Lenta.ru: Масс-медиа: Руководство НТВ сняло с эфира сюжет о книге "Байки кремлевского диггера"
  138. КРЕМЛЕВСКИЙ ДИГГЕР НЕ ПРОШЕЛ ФЕЙС-КОНТРОЛЬ — Общество — Новая Газета
  139. Новости NEWSru.com :: Глава НТВ запретил Парфёнову давать в эфир сюжет о книге про Путина
  140. Новости NEWSru.com :: На НТВ сняли с эфира материал о Путине
  141. Ъ-Газета - "Просьба была из разряда тех, в которых нельзя отказать"
  142. Новости NEWSru.com :: С эфира НТВ сняли интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева (ТЕКСТ сюжета)
  143. Ъ-Газета - "Выйти замуж за Зелимхана"
  144. Lenta.ru: Масс-медиа: Руководство НТВ уволило Леонида Парфёнова
  145. Новости NEWSru.com :: Леонида Парфёнова уволили с НТВ. Программа и сайт «Намедни» закрыты, помещения опечатаны
  146. Леонид Парфёнов — герой дня
  147. ЛЕТНИЕ РАСПРОДАЖИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НАЧАЛЬНИКОВ. «Газпром-Медиа» затеял кадровые перестановки. Новая газета (8 июля 2004).
  148. Lenta.ru: Масс-медиа: "Газпром" избавил НТВ от Сенкевича
  149. Новости NEWSru.com :: Гендиректор «Вестей» Кулистиков вернулся на НТВ на место Сенкевича
  150. Lenta.ru: Масс-медиа: На НТВ закрыты программы «Личный вклад» и «Свобода слова»
  151. Lenta.ru: Масс-медиа: Гендиректор НТВ пока не решил, что делать со «Свободой слова»
  152. Ъ-Газета — НТВ минус
  153. 1 2 3 4 Новости NEWSru.com :: На НТВ заморожены почти все информационные проекты. Герасимов ушел. Его место предложено Митковой
  154. Lenta.ru: Масс-медиа: Савику Шустеру предложили курировать документальное кино
  155. Lenta.ru: Масс-медиа: Татьяна Миткова стала заместителем гендиректора НТВ
  156. Новости NEWSru.com :: Татьяна Миткова и Михаил Осокин могут уйти из эфира нового НТВ
  157. Lenta.ru: Масс-медиа: Программным директором НТВ стал человек с "России"
  158. Левин хочет поднять то, что у НТВ опустилось — Издания МК
  159. Lenta.ru: Масс-медиа: На НТВ возвращается главный продюсер Левин
  160. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ призвало "варяга" возглавить "криминальный отдел"
  161. НТВ переходит на круглосуточное вещание // НТВ.Ru
  162. Lenta.ru: Масс-медиа: Кулистиков объявил на НТВ «ледниковый период»
  163. НОВОСТИ — НАША УСЛОВНОСТЬ — Политика — Новая Газета
  164. Намедни на НТВ чистили сетку
  165. Много шоу из ничего. Независимая газета, 10 июня 2005 года.
  166. Новости NEWSru.com :: Ведущий программы НТВ "Страна и Мир" Алексей Пивоваров отстранен от эфира
  167. Новости NEWSru.com :: Алексей Пивоваров возвращается в программу «Сегодня в 22:00»
  168. Lenta.ru: Масс-медиа: Главный продюсер НТВ Александр Левин покидает компанию
  169. Новости NEWSru.com :: Ведущие новостей на НТВ отказываются работать с Татьяной Митковой, вынуждая ее уйти с канала
  170. Сергей Варшавчик. Осокин сослан в отхожие места. Независимая газета (22 июля 2005). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  171. Михаила Осокина уберут из «прайм-тайм» НТВ NEWSru (20 июля 2005)
  172. НТВ закрывает эфир ночных новостей с Михаилом Осокиным NEWSru (12 января 2006)
  173. Lenta.ru: Масс-медиа: Ведущий Михаил Осокин снят с эфира НТВ
  174. Lenta.ru: Масс-медиа: Осокина убрали из эфира НТВ из-за сериалов
  175. Lenta.ru: Масс-медиа: Новогодняя зачистка эфира
  176. Гендиректор НТВ Кулистиков пообещал найти новую работу для ведущего Михаила Осокина NEWSru (13 января 2006)
  177. Михаил Осокин будет делать на НТВ «грандиозный» исторический проект NEWSru (18 января 2006)
  178. Lenta.ru: Масс-медиа: Осокин сделает на НТВ новый амбициозный проект
  179. Телеведущий Михаил Осокин ушел с НТВ. Он будет вести программы RTVi NEWSru
  180. Lenta.ru: Масс-медиа: Михаил Осокин уходит с НТВ на RTVi
  181. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ попрощалось с Михаилом Осокиным
  182. Сергей Варшавчик. НТВ не выдержит двоих. Независимая газета (13 января 2006). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  183. Ъ-Газета — Катастрофы как зеркало новостей
  184. Ъ-Газета - Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной
  185. ТВ конструирует нашу жизнь. Какую?. Независимая газета (15 января 2008).
  186. Опознать по особым приметам. Известия (20 июня 2007). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  187. Ъ-Газета - Кнопочная дисциплина
  188. Телеканалы информацию заменяют идеологией — Известия
  189. Неизбежные параллели. Время новостей (26 декабря 2006).
  190. Ты не поверишь!. Независимая газета (1 февраля 2008). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  191. Владимир Кара-Мурза: Сейчас НТВ — желтейший канал, над которым серьезные люди смеются | Журналисты. Ру — публикации статей, рецензии, проба пера
  192. КОЛЮЧАЯ ЛЕНТА. Почему сериал «Зона» возмутил нынешних тюремных начальников и понравился бывшему. Новая газета (22 июня 2006).
  193. Телелидеры с Ариной Ъ-Бородиной. 16-22 января. Коммерсантъ (25 января 2006).
  194. «Зона» НТВ. Независимая газета (8 февраля 2006).
  195. НТВ переносит время показа сериала "Зона": по некоторым данным, по распоряжению Путина. NEWSru.com (8 февраля 2006).
  196. НТВ-Минус. Огонёк (27 августа 2006).
  197. 1 2 Lenta.ru: Масс-медиа: Асет Вацуева уволилась с НТВ
  198. Lenta.ru: Масс-медиа: Телеведущий НТВ Антон Хреков уходит из вечерних новостей
  199. Lenta.ru: Масс-медиа: Пивоваров расскажет на НТВ "обо всем, что летает"
  200. Lenta.ru: Масс-медиа: Замену Вацуевой нашли на татарском канале
  201. Новости NEWSru.com :: Скандал на НТВ: Сюжет о жизни Абрамовича снят с эфира
  202. Новости NEWSru.com :: НТВ перенес показ сюжета об убийстве Магомеда Евлоева
  203. Lenta.ru: Масс-медиа: На НТВ перенесли показ сюжета о Магомеде Евлоеве
  204. Lenta.ru: Россия: Скандальный фильм о Жириновском сняли с эфира НТВ. Проверено 11 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
  205. Новости NEWSru.com :: НТВ объяснило, почему с эфира снят специальный репортаж Андрея Лошака о коррупции (ВИДЕО)
  206. Lenta.ru: Масс-медиа: Нет здесь офиса
  207. Lenta.ru: Масс-медиа: На НТВ приостановили съемки репортажа о положении гастарбайтеров
  208. Тележурналист Андрей Лошак вынужден приостановить работу над сюжетом о положении гастарбайтеров в Москве
  209. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ и ТНТ покинули телеакадемию
  210. НТВ и ТНТ покинули состав учредителей телепремии ТЭФИ — Новости — Новая Газета
  211. Ъ-Газета - Телеакадемия несет потери
  212. Lenta.ru: Масс-медиа: Познер раскрыл причины ухода НТВ и ТНТ из телеакадемии
  213. Lenta.ru: Масс-медиа: Путин раздал тележурналистам ордена
  214. Президент России|УКАЗЫ-НАГРАЖДЕНИЕ-ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ
  215. Lenta.ru: Масс-медиа: Кремль тайно наградил телевизионщиков медалями
  216. Президент России
  217. Ъ-Газета — Раздача впридачу
  218. «В Кремль должен ходить руководитель каждой большой корпорации». Коммерсантъ (4 июня 2007).
  219. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ построит в Останкино светящийся телецентр
  220. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ получит новое 15-этажное здание
  221. Lenta.ru: О рекламе: НТВ уступил "Домашнему" по темпам роста выручки
  222. Lenta.ru: Масс-медиа: Мэрия разрешила НТВ построить телецентр в Останкино
  223. Lenta.ru: Масс-медиа: Союз журналистов потребовал объяснений от НТВ
  224. Новости NEWSru.com :: Зрители НТВ не увидят "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым", но "У барьера" он пока останется
  225. Lenta.ru: Масс-медиа: «Реальная политика» Глеба Павловского ушла из эфира
  226. Lenta.ru: Масс-медиа: Воскресный вечер на НТВ обойдется без Владимира Соловьева
  227. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ разрешили не участвовать в агитации на президентских выборах
  228. Lenta.ru: Масс-медиа: Павловский уйдет из "Реальной политики" после инаугурации президента
  229. 1 2 “Мы переходим на содержательное вещание!” - Новости общества и общественной жизни - МК
  230. Lenta.ru: Масс-медиа: Мистер Паркер станет "современным Салтыковым-Щедриным" на НТВ
  231. Lenta.ru: Масс-медиа: В новом телесезоне россиян ждут «Десантура» и «Южное Бутово»
  232. «Сеанс Кашпировского», Штирлиц и футбол — Общество — Интерфакс
  233. На российском ТВ появится новая дискуссионная программа — Новости общества и общественной жизни — МК
  234. На НТВ появилась новая дискуссионная программа — Оксана Нараленкова — «„Поздний разговор“ Константина Симонова» — Российская газета — На НТВ появилась новая дискуссионная программа
  235. Lenta.ru: Масс-медиа: Конкуренты похвалили работу НТВ в прошедшем телесезоне
  236. Труд: ЛОБКОВ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ
  237. Ъ-Газета - Владимир Кулистиков, генеральный директор НТВ
  238. Lenta.ru: Политика: НТВ показал антилужковский фильм "Дело в кепке"
  239. Lenta.ru: Политика: "Дело в кепке" сняли и смонтировали за сутки
  240. Lenta.ru: Политика: Высший совет "Единой России" обсудит "Дело в кепке"
  241. Lenta.ru: Политика: Гендиректор НТВ пообещал ответить за антилужковские сюжеты
  242. Lenta.ru: Политика: Антилужковские сюжеты показали по Первому каналу и "России 1"
  243. Lenta.ru: Масс-медиа: "Дорогая Елена Николавна" обошла по рейтингам "Дело в кепке"
  244. Lenta.ru: Политика: Виктор Батурин уличил Лужкова в лицемерии
  245. Lenta.ru: Политика: Юрий Лужков отправлен в отставку
  246. Lenta.ru: Масс-медиа: Матчи Лиги чемпионов будут чаще показывать по НТВ
  247. http://lenta.ru/news/2011/05/26/tvinterview/
  248. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ выпустил сюжет о Ходорковском в воскресный прайм-тайм
  249. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ объяснил снятие с эфира сюжета о пытках в Чечне
  250. 1 2 Lenta.ru: Масс-медиа: Съемочная группа НТВ ворвалась в офис наблюдателей
  251. 1 2 «Сурковская пропаганда» во весь «Голос» - Политика - Новая Газета
  252. После скандала с «Голосом» НТВ покажет обличительный фильм со словами о «сурковской пропаганде» — Газета.Ru | Новости дня
  253. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ показал разоблачительный фильм об ассоциации "Голос"
  254. Lenta.ru: Масс-медиа: Замглавы "Голоса" написал открытое письмо руководству НТВ
  255. Lenta.ru: Масс-медиа: Телеведущий НТВ поставил условие своего выхода в эфир
  256. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ опровергло сообщения об ультиматуме телеведущего
  257. Lenta.ru: Масс-медиа: Федеральные каналы показали сюжеты о митингах
  258. Lenta.ru: Масс-медиа: Эфир без правил
  259. Lenta.ru: Масс-медиа: Умолчать о главном
  260. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ показал "разоблачительную" передачу об отдыхе оппозиционеров
  261. Lenta.ru: Масс-медиа: С НТВ ушел директор праймового вещания
  262. Lenta.ru: Масс-медиа: Павел Лобков ушел с НТВ
  263. С Павлом Лобковым не стали продлевать контракт
  264. Lenta.ru: Политика: Телеведущий НТВ возглавил предвыборный штаб Прохорова
  265. Новости NEWSru.com :: Телеведущий Красовский об уходе с НТВ: «Не хочу» быть на канале, где «увольняют моих друзей» и «снимают заказные сюжеты»
  266. Lenta.ru: Масс-медиа: Вслед за Павлом Лобковым с НТВ ушел Антон Красовский
  267. Lenta.ru: Масс-медиа: Красовский обсудит новый контракт с НТВ после президентских выборов
  268. Lenta.ru: Масс-медиа: Антон Красовский окончательно ушел с НТВ
  269. Ведущая новостей спорта ушла с НТВ: надоело «пукать в никуда». NEWSru (5 марта 2012). Проверено 3 мая 2012. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012.
  270. Павла Селина уволили с телеканала НТВ — Новости — Новая Газета
  271. Ъ-Газета - Политика посвежеет лицом. Проверено 12 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
  272. Гендиректор НТВ прокомментировал слухи о новых увольнениях: «Ничего личного, только бизнес». NEWSru (25 апреля 2012). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  273. НТВ отвечает на слухи об увольнении сотрудников: заявлений не писали, а вообще, это внутренние дела. NEWSru (24 апреля 2012). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  274. Lenta.ru: Масс-медиа: Шеф-редактор «Итоговой программы» уволилась с НТВ
  275. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ разоблачил подкуп массовки на митингах оппозиции
  276. Сюжет НТВ о митингах оппозиции взорвал рунет
  277. Пользователи Facebook и «ВКонтакте» обвинили НТВ во вранье
  278. Оппозиция ответит на фильм НТВ «Анатомия протеста» митингом
  279. Хакеры атаковали сайт НТВ после показа фильма про оппозицию
  280. Lenta.ru: Интернет: Упал сайт телеканала НТВ
  281. Lenta.ru: Интернет: Сайт НТВ вновь заработал
  282. Lenta.ru: Интернет: Сайт НТВ ушел в офлайн
  283. Lenta.ru: Интернет: Сайт НТВ возобновил работу
  284. Lenta.ru: Интернет: НТВ отчитался об одиннадцатичасовой атаке на сайт
  285. Twitter / @putinvzrivaet: Успешно взорван сайт телек …
  286. Lenta.ru: Политика: Митингующие на Пушкинской площади назначили «марш миллиона» на 6 мая
  287. На Пушкинской площади прошла акция в поддержку политзаключенных. 17.03.2012
  288. Народ против НТВ и ОМОНа — Радио Свобода
  289. Lenta.ru: В России: У телецентра «Останкино» задержали около 100 человек
  290. У телецентра в Останкине задержано около 100 протестующих. Грани.ру. 18.03.2012
  291. Борис Немцов. Что делать с НТВ. «Эхо Москвы», 17.03.2012
  292. Бойкот НТВ. «Путин должен уйти». 17.03.2012
  293. «Дождь»: Навальный получил ответ ФСБ: «Анатомия протеста» лгала — госдеп не платил за Болотную. 14.01.2013
  294. Lenta.ru: Масс-медиа: НТВ продлил контракт с Кулистиковым до 2016 года
  295. Lenta.ru: Масс-медиа: Группа журналистов покинет НТВ из-за конфликта с гендиректором
  296. 1 2 Lenta.ru: Масс-медиа: Шеф-редактор «Центрального телевидения» ушел с НТВ
  297. dao_b: Александр Уржанов. Креативный продюсер программы «Центральное телевидение» на НТВ
  298. Lenta.ru: Масс-медиа: Алексей Пивоваров рассказал президенту о цензуре на НТВ
  299. НТВ одумалось? «Своя игра» остается, «Программа максимум» закрывается - Быстрый Slon. Проверено 7 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 25 июля 2013.
  300. НТВ поднялся за счет криминала и сериалов - Известия. Известия. Проверено 26 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 25 июля 2013.
  301. TNS: Результаты исследований > Данные по аудитории СМИ > Рейтинги СМИ - ТВ. Проверено 11 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2013.
  302. НТВ начало вещание в формате 16:9
  303. НТВ ждут кардинальные перемены » ТелеВести.Ру - ТВ, Новости телевидения, ТВ, Все о телевидении в Москве и России, Масс-медиа, Новости интернета, Новости радио. Проверено 9 июля 2013. Архивировано из первоисточника 25 июля 2013.
  304. До 9 сентября 2001 года этот логотип был использован на брендированных репортёрских микрофонах, в ряде печатных изданий.
  305. Ъ-Газета — Старый кадр НТВ не испортит
  306. Главный продюсер НТВ Александр Левин покидает компанию. Lenta.ru (19 мая 2005). Проверено 3 мая 2012. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012.
  307. Александр Левин устал от неудач — Известия
  308. «Сегодня» теряет людей — Известия
  309. Смена телевизионных кадров | LOZINSKI10.NAROD.RU
  310. Ъ-Газета - НТВ будет работать без главного продюсера. Проверено 29 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  311. Левин, гоу хоум. Московский комсомолец (20 мая 2005). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  312. Журнал Теле-Спутник. Проверено 19 января 2013. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2013.
  313. На НТВ готовится перегруппировка руководящего состава. NEWSru (18 марта 2002). Проверено 3 мая 2012. Архивировано из первоисточника 28 мая 2012.
  314. Теленяня MTV :: Выпуск № 508 :: Журнал «Компания» — деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно
  315. Новым заместителем гендиректора НТВ стал бывший директор по маркетингу компании «Первый канал. Всемирная сеть» — Новости Медиа Атлас
  316. Пресс-конференция телекритика Сергея Варшавчика, Lenta.ru, 08.09.2010.
  317. Сторонники Лукашенко устроили акцию протеста против очерняющих фильмов НТВ, Newsru.com, 06.07.2010.
  318. Крик немого. Леонид Парфёнов констатировал смерть российского ТВ, Lenta.ru, 26.11.2010.
  319. 1 2 3 «Так называемые демонстранты». Что говорят о событиях на Украине в российских и западных СМИ. Lenta.ru (21 февраля 2014).
  320. Несвобода слова - на Майдане избили журналиста. «Сегодня». НТВ (5.03.2014). Проверено 10 марта 2014.
  321. Юрчук, Александр. Топаз, дай команду — 2 або знову про журналістську етику  (укр.), Пресса Украины / uapress.info (7.3.2014). Проверено 10 марта 2014.
  322. Информационная война: В Крыму отключают украинские телеканалы. Телеканал «24» (7.3.2014). Проверено 10 марта 2014.
  323. НТВ: журналист Рулев пострадал от рук сторонников Евромайдана, АТН (7.3.2014). Проверено 10 марта 2014.
  324. «Топаз» - дай команду! Я человек Зинченко!. Youtube (20.02.2014). Проверено 10 марта 2014.
  325. Несуществующий одесский врач «пожаловался» телеканалу НТВ на военные поборы (видео). Думская.net (04.04.2014). Проверено 4 апреля 2014.
  326. Российские телеканалы уличили в искажении информации о событиях на Украине
  327. Два лица Петхова из Николаева: версии российского ТВ
  328. Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды
  329. С дядей Мишей у телевизора. Грустная история Час (8 октября 2001 года)

Ссылки[править | править вики-текст]

Предшественник:
Флаг России 4-й канал Останкино
Вещает на 4-м метровом канале в Москве
17 января 1994 — настоящее время
Преемник:
нет