Первый канал (Россия)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Первый канал
Открытое акционерное общество «Первый канал»
1канал-5.svg
Страна

РоссияFlag of Russia.svg Россия

Зона вещания

РоссияFlag of Russia.svg Россия
ЗемляNewworldmap.svg Земля (как Первый канал. Всемирная сеть)
КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан (как Первый канал Евразия (частично)
АрменияFlag of Armenia.svg Армения (ретранслирует т/к «TV1»)
МолдавияFlag of Moldova.svg Молдавия (как Prime) (частично)
БелоруссияFlag of Belarus.svg Белоруссия (как телеканал ОНТ)

Время вещания

круглосуточно (с 1 октября 2003 года)[1]

Язык вещания

Русский

Центр управления

РоссияFlag of Russia.svg Россия, Москва

Формат изображения

576i 16:9 (SDTV) — для цифрового кабельного и спутникового вещания; 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей
1080i (HDTV)

Тематика канала

общая

Дата начала вещания

1 апреля 1995 года

Заменил

Флаг России 1-й канал Останкино
Flag of Moscow.svg GMS (в России)

Свидетельство о регистрации СМИ

ЭЛ № ФС 77 — 20622 от 1 июня 2005 г.[2]

Основатель

Александр Яковлев
Владислав Листьев (25 января — 1 марта 1995 года)

Владелец

государство 51 %
Национальная Медиа Группа[3] 25 %
Роман Абрамович 24 %

Руководители

Константин Эрнст — генеральный директор, Александр Файфман — генеральный продюсер и заместитель генерального директора, Кирилл Клеймёнов — директор дирекции информационных программ

Ранние названия

Общественное российское телевидение (1 апреля 1995 — 1 сентября 2002)

Родственные каналы

Флаг России Первый канал. Всемирная сеть
Флаг России Дом кино
Флаг России Музыка
Флаг России Время
Флаг России Карусель
Флаг России Телекафе
Флаг Казахстана Первый канал Евразия

Голос канала

Игорь Кириллов (1957—1997, 1997—2001, совместно с Алексеем Неклюдовым)
Анатолий Максимов (1995—2007, 2012)[4][5], совместно с Алекссем Неклюдовым,
Анна Шатилова и Алексей Борзунов (1997—2001, совместно с Алексеем Неклюдовым)
Алексей Неклюдов (с 1998)
Юрий Деркач (2004—2007, заменял Алексея Неклюдова в летнее время)
Андрей Иванов (2009, заменял Алексея Неклюдова в летнее время)
Андрей Бархударов (2010—2013, заменял Алексея Неклюдова в летнее время)

Сайт

1tv.ru

Онлайн
www.1tv.ru

 

Открытое акционерное общество «Первый канал» — крупная российская государственная телекомпания. Обладает наибольшим охватом аудитории РФ (98,8 % населения).[6] Второй по возрасту телеканал СССР и России после петербургского Пятого канала. Вещает из Москвы, штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны.

Первый канал ведёт свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В конце 1991 года Центральное телевидение было заменено Телевидением «Останкино» и был основан 1-й канал Останкино, существовавший до 1995 года. 25 января 1995 года было основано ОРТ. 1 апреля 1995 года был образован Первый канал, в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ, до 1 сентября 2002 года). Первый канал заменил РГТРК «Останкино» 1 апреля 1995 года. Историческое название «Первый канал» было возвращено телеканалу в 2002 году (хотя название ОРТ упоминается на канале и на его сайте вплоть до наших дней). 1 июня 2011 года канал перешёл на вещание в формате 16:9[7].

Телеканал ОРТ («Общественное Российское Телевидение», теперь — «Первый канал») вышел 1 апреля 1995 года на частоте «1-го канала Останкино». РГТРК «Останкино» занимала первый канал с декабря 1991 года. К началу 1995 года РГТРК «Останкино» начала терять свои позиции. Социологические опросы, проводившиеся в тот момент в Москве, показывали, что телеканал значительно уступал в дневное время каналу 2х2, в вечернее время — НТВ. В связи с этим было принято решение закрыть телеканал. ОРТ создавался для того, чтобы восстановить интерес к первому каналу российского телевидения.

Выручка телеканала в 2011 году составила 28,9 млрд руб., чистая прибыль — 2,8 млрд руб.[8] В 2013 году телеканал понёс чистый убыток в размере 1 миллиарда 33 миллионов 782 тысяч рублей.[9]

Содержание

История

Советский период

Первая программа Гостелерадио СССР существовала с 22 марта 1951 по 25 декабря 1991 года. Изначально это был единственный телеканал в СССР, без постоянного вещания, однако со временем появились и другие каналы. Первая Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, такие как программа «Время», так и музыкальные программы, и кинофильмы, советские мультфильмы, а также образовательные программы, такие как «Клуб путешественников» и «В мире животных». Юмористические программы: «Вокруг смеха» и «КВН». Детские: «В гостях у сказки», «Будильник», «АБВГДейка». Телеигры: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». Развлекательные: «МузОБОЗ», «Утренняя звезда», «Голубой огонёк». Общественно-политические программы «Взгляд» и «До 16 и старше». Основные заставки первой программы были неподвижны и беззвучны — на экране отображалась антенна с кругами с подписью внизу «I Программа».

1991—1995

С конца 1991 года «Первая программа» перестала существовать, и её заменил «1-й канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино» — основанного на базе Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев.

В начале 1995 года «Останкино» окончательно потеряло свои, в прошлом лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции. Социологические данные исследования телевизионной аудитории по Москве, проводимые в то время, показывали, что «Останкино» значительно уступало по объёму аудитории в дневное время телеканалу «2х2», а в вечерние часы — НТВ, в связи с этим было принято решение закрыть телеканал. Указом Президента 6 октября 1995 года телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована.

ОРТ и Первый канал

1994—1998 годы. Основание. Завоевание позиций

Общественное Российское Телевидение было создано по инициативе Ассоциации Независимых Телепроизводителей, которая объединяла телекомпании ВИD, АТВ и Класс!. 29 ноября 1994 года Президент Российской Федерации издаёт указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения»[10], согласно которому первый телевизионный канал передавался Акционерному Обществу «Общественное Российское Телевидение». Согласно этому же указу соучредителем и совладельцем Общественного Российского Телевидения становилась РГТРК «Останкино».

Первым Генеральным директором ОРТ стал известный тележурналист Владислав Листьев, который вскоре вводит на своём канале мораторий на рекламу, Председателем Совета Директоров ОРТ стал Председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев, Генеральным продюсером ОРТ стал Константин Эрнст[11], продюсером просветительских и художественных программ — Сергей Шумаков. После убийства Листьева генеральным директором телеканала стал Сергей Благоволин, генеральным директором телекомпании ВИD — Александр Любимов, а Борис Березовский появился в качестве владельца крупнейшей доли акций ОРТ. Были закрыты ряд программ — «Политбюро» и «Дело», ведущим программы «Тема» стал Дмитрий Менделеев, ведущими программы «Час пик» стали ведущие ночного выпуска новостей Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв. Основным политическим ток-шоу стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов. Производителем информационных программ для ОРТ стала ИТА РГТРК «Останкино»[12], при этом она совместно с телекомпанией REN-TV стала производить программу «Версии».

Вещание началось с 1 апреля 1995 года.[13] В первые месяцы вещания мораторий на коммерческую рекламу всё ещё оставался в силе, транслировалась исключительно социальная реклама, в том числе и цикл «Русский проект»[14]. Телекомпания GMS, занимавшая часть эфирного времени 1-го канала Останкино с 1994 года, окончательно завершила своё вещание. 1 октября 1995 года была закрыта программа «Версии», а вокруг REN-TV стала создавать телесеть — Независимая Вещательная Система, и в 1997 году программы REN-TV стали выходить на отдельном, 49-м канале[15]. В сентябре 1995 года были также закрыты телеигра «Пойми меня» и развлекательная программа «Иванов, Петров, Сидоров», производившиеся телекомпанией АТВ, после чего «Пойми меня» стала выходить на НТВ, а «Иванов, Петров, Сидоров» на РТР. После назначения Сергея Шатунова ответственным выпускающим новостных программ телеканала ОРТ одним из ведущих программы «Час пик» стал Андрей Разбаш. 12 октября 1995 года была упразднена РГТРК «Останкино» и ОРТ стало самостоятельно производить информационные программы. В 1997 году были создана компания по производству видеокассет «ОРТ-Видео», а также лейбл «ОРТ-Рекордс».

В 1996 году Дирекцию информационных программ ОРТ возглавила Ксения Пономарёва. Ведущими программы «Время» стали Арина Шарапова и Игорь Гмыза, ведущими дневных новостей Игорь Выхухолев, Александра Буратаева, Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов. В октябре 1996 года, после неудачи на ОРТ аналитической программы «19.59» (аналитическая программа «Воскресенье» была закрыта в апреле 1996 года, после ухода с ОРТ Нелли Петковой, которая заменила в 1995 году прежнего ведущего программы Сергея Алексеева) и закрытия на НТВ программы «Характеры» (заменила собой «Версии», перешедшие в октябре 1995 года на НТВ), на ОРТ вернулся Сергей Доренко, и стал выходить итоговый выпуск программы «Время», получивший название «Информационно-аналитическая программа Время с Сергеем Доренко». В самом конце 1996 года с ОРТ на REN-TV перешёл Дмитрий Киселёв. Андрей Разбаш остался единственным ведущим программы «Час пик». 20 октября 1996 года в Украине ОРТ был заменён на телеканал Интер. Осенью 1997 года ОРТ прекратил показ матчей футбольной Лиги Чемпионов УЕФА, передав права на трансляцию телекомпаниям НТВ и НТВ-Плюс[16].

17 сентября 1997 года Генеральным директором ОРТ стала Ксения Пономарёва, а Дирекцию информационных программ ОРТ возглавил Александр Любимов (вскоре на должности Генерального директора Телекомпании ВИD его заменила Лариса Синельщикова).

17 ноября 1997 года на частотах ОРТ в Казахстане начал вещание ОРТ-Евразия.

12 февраля 1998 года на собрании акционеров ОРТ ЗАО «Общественное Российское Телевидение» преобразовано из закрытого акционерного общества в открытое[17].

15 октября 1998 года Генеральным директором ОРТ стал Игорь Шабдурасулов, Дирекцию информационных программ ОРТ возглавил Сергей Доренко. Вместо программы «Час пик» стала выходить программа «Здесь и сейчас», ведущим которой стал Александр Любимов, который также занял должность Председателя Совета Директоров Телекомпании ВИD.

В разные времена на ОРТ начинали вещать другие независимые вещатели, например, Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» с программой «Вместе», в которой ведущие разных национальностей пытаются разобраться в актуальных проблемах современности.

1998—2000. Продажа акций Березовского. Сергей Доренко

Дефолт 1998 года очень сильно ударил по телевидению. Было сокращено производство ряда передач и заморожен ряд планировавшихся ранее к запуску телепроектов[18]. В 1999 году произошел Обвал рекламного рынка, была угроза ликвидации ОРТ и всех остальных центральных телеканалов. Одновременно телеканал сменил своего рекламного партнёра — им стало рекламное агентство Видео Интернешнл (ранее рекламное время канала продавало агентство Премьер-СВ)[19][20].

В 1999 году Борису Березовскому принадлежит 49 % акций телеканала. Наряду с ТВ-6, «Нашим радио», газетами «Коммерсантъ» и «Независимая газета», а также звукозаписывающей компанией REAL Records, телеканал вошёл в медиаимперию Бориса Березовского[21].

6 сентября 1999 года Генеральным директором ОРТ стал Константин Эрнст, Дирекцию информационных программ ОРТ возглавила Татьяна Кошкарёва. Сергей Доренко стал вести другую аналитическую программу, получившую название «Авторская программа Сергея Доренко», а "Информационно-аналитическую программу «Время» по субботам стал вести Павел Шеремет, и программа стала называться «Время. Аналитическая программа».[22] Ведущими дневных выпусков Игорь Гмыза и Александра Буратаева. Выпуск новостей в 18.00 был увеличен до 25 минут, программа стала называться «Новости. Вечерний выпуск», ведущей которой стали Жанна Агалакова и Игорь Выхухолев. Программа «Время» стала называться «Время. Информационный канал». В состав информационного канала, помимо основного информационного блока, входили аналитические программы «Здесь и сейчас» Александра Любимова13 января 2000 года) и «Однако» Михаила Леонтьева, блоки спортивной информации с комментатором в студии (впоследствии рубрика была убрана из программы)[23] и прогноз погоды. Ведущими программы «Время» стали Екатерина Андреева и Кирилл Клеймёнов.

Благодаря телеведущему Сергею Доренко в 90-е годы агрессивно и не всегда аргументированно критиковавшему оппозиционных политиков, появилось понятие «телекиллер» («медиакиллер»)[24]. Существуют мнения[25][26], что во время катастрофы лодки «Курск» Доренко выполнял заказ Бориса Березовского.[27]

1 сентября 1999 года вместо ОРТ в Молдове был создан телеканал Prime.

В 2000 году Павел Шеремет перестал вести новостные программы на канале.[28] «Авторская программа Сергея Доренко» стала выходить по субботам. С января по октябрь 2000 года в её таймслоте выходила информационно-аналитическая программа «Время. Воскресный выпуск» с ведущими Екатериной Андреевой и Кириллом Клеймёновым. Программа Любимова «Здесь и сейчас» стала выходить в рамках программы «Время», которая получила название «Время. Информационный канал». Александра Буратаева в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации покинула ОРТ. Также после конфликта с новым руководством канал покинул спортивный комментатор, ведущий программы «Футбольное обозрение» Владимир Перетурин, из-за чего программа была закрыта[29].

Весной 2000 года у двух российских телекомпаний — ОРТ и ТВЦ закончились лицензии на вещание. Лицензия ОРТ истекала 24 мая 2000 года, а лицензия ТВЦ 20 мая 2000 года[30]. После этого телеканалы получили временное разрешение на вещание[31]. В то же время на частоты телеканалов (1 и 3 ТВК в Москве) Министром печати РФ Михаилом Лесиным был объявлен конкурс, который выиграла телекомпания ОРТ (единственным конкурентом ОРТ на конкурсе была телекомпания «РТР-сигнал»). Эфир был сохранён на 5 лет[32][33][34]. За продолжение вещания ОРТ проголосовали все 9 членов Федеральной конкурсной комиссии.[35]

27 августа 2000 года, во время пожара на Останкинской телебашне, вещание ОРТ прекратилось[36] и перешло на частоту телеканала «Столица», одного из двух телеканалов, работавших в то время в Москве. К 30 августа 2000 года удалось наладить вещание «Совместного канала ОРТ+РТР», на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР (ныне — телеканал «Россия») в левом верхнем углу и ОРТ (ныне — «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР».[37] В других городах каналы продолжали вещать по отдельности.[38]

В сентябре 2000 года Борис Березовский продал свою долю (49 % акций) ОРТ[39][40].[28]«Авторская программа Сергея Доренко» была закрыта после увольнения её ведущего, а также громкого скандала с нелицеприятным освещением ОРТ и НТВ трагедии АПЛ «Курск»[41][42].

2000 — настоящее время. «Первый канал»

В сентябре и октябре 2000 года на канале произошла «большая революция», то есть кардинальное изменение сетки вещания. ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть 12 программ[43][44]. 1 октября 2000 года телеканал кардинально сменил оформление. Главный художник ОРТ (Первого канала) Дмитрий Ликин:

« «Мы решили, что время криков прошло. Ну, это как раньше у «новых русских» была мода одеваться от Армани, а потом от этого стали уходить. Все последние годы главным словом в оформлении ОРТ был пафос. Сейчас мы перестали самоутверждаться, что-то выкрикивать, вообще убрали весь этот варварски грубый стиль (пускай и нравившийся телезрителям). Раньше было Общественное российское телевидение, теперь просто Первый канал. Раньше было что-то «главное о старом», а теперь абсолютно новая эстетика. Мы полностью отказались от компьютерной графики, пытаемся снимать оформление, как живое кино. Забавно, но сейчас мы вычищаем все то, чем раньше гордились. Теперь вместо голубей в заставках парит стеклянная установка — «магическое зеркало реальности». Для того чтобы заставить здоровенную штуковину «парить», понадобился специальный кран и тросы. Одна из заставок снималась в аэропорту «Домодедово» — как раз когда приземлился очередной рейс. Толпа, увидев надвигающееся зеркальное сооружение, чуть было не повернула назад в самолет». »

Кроме того, в сезоне 2000—2001 годов было произведено полное обновление эфира, появилось большое количество новых программ, среди них перешедшая с НТВ телеигра «Кто хочет стать миллионером?». Большую роль в формировании рейтинга канала, помимо развлекательных проектов, также играла линейка публицистических и документальных передач, таких, как «Кремль-9», «Человек и закон», «Документальный детектив» и др.[45][46][47] Примерно в то же время на телеканале произошли изменения в дирекции информационных программ[48]. Так, вскоре после закрытия программы Сергея Доренко с поста директора Дирекции информационных программ была уволена Татьяна Кошкарёва. После этого дирекцию возглавил бывший зампредседателя ВГТРК Сергей Горячев[49][50].

22 октября 2000 года была закрыта программа «Время. Воскресный выпуск». До 2003 года на первой кнопке не было собственных воскресных аналитических программ, а вместо них выходило выполняющее функции итоговой программы аналитическое ток-шоу «Времена», ведущими которого стали Владимир Познер и Жанна Агалакова[51]. В этом же году была закрыта программа «Тема». В апреле 2001 года были закрыты программы «Взгляд» и «Здесь и сейчас», а Александр Любимов был назначен Первым заместителем Генерального Директора ОРТ/Первого канала, пробыв на этой должности до весны 2003 года[52].

Телесезон 2001—2002 годов телеканал начал раньше других. В этот период были запущены проекты «Последний герой» (одно из первых реалити-шоу на российском телевидении)[53][54], «Ночная смена», «Большая стирка» (первое ток-шоу Андрея Малахова)[55], «Слабое звено», «Независимое расследование» (перешедшее с НТВ)[56][57], «Сами с усами» и др.[58] 24 сентября 2001 года вместо ночного выпуска новостей стала выходить информационно-аналитическая программа «Ночное время», ведущим которой стал бывший корреспондент канала Андрей Батурин[59]. На канал пришли некоторые звёзды старого НТВ, среди них Дмитрий Дибров[60], Николай Николаев[61], Пётр Марченко[62], Павел Любимцев, а также Арина ШараповаТВ-6[63]). По итогам телесезона 2001 года рейтинги передач ОРТ стремительно выросли.[64]

В октябре 2001 года телеканал покинул продюсер просветительских, развлекательных и художественных программ Сергей Шумаков, запустивший ранее на канале такие программы, как «Кто хочет стать миллионером?», «Большая стирка» и «Доброе утро». После ухода с ОРТ Сергей стал главным продюсером и заместителем гендиректора канала НТВ[65].

В начале 2002 года на ОРТ стали уходить из эфира многие популярные телепередачи, среди них: «Звёздный час», «Зов джунглей», «В поисках утраченного», «Как это было», «Что да как?», «100 %», «Возможно всё» и некоторые другие. Но в то же время появились новые программы, такие как «Русская рулетка», «Народ против», «Шутка за шуткой» и многие другие.[66]

В то же время канал наравне с РТР, НТВ и ТВ-6 активно освещал такие общенациональные и мировые кризисы, как катастрофа и подъём АПЛ «Курск» (август 2000—2001)[67], 11 сентября 2001 года[68][69][70], война в Афганистане[71], террористический акт на Дубровке (23—26 октября 2002 года)[72][73][74], война в Ираке[75], теракт на пивном рок-фестивале «Крылья» (5-6 июля 2003)[76], теракты в метро[77], террористический акт в Беслане (1—3 сентября 2004 года)[78][79].

25 июня 2002 года в Белоруссии ОРТ прекратил свое вещание и был заменён на ОНТ.

29 июля 2002 года на годовом собрании акционеров ОРТ было принято решение о переименовании телекомпании.[80][81][82].

2 сентября 2002 года[83] телекомпания ОРТ поменяла своё название и стала называться ОАО «Первый канал», международное отделение — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», компания по производству видеокассет, впоследствии DVD-дисков — «Первая видеокомпания», а сайт — www.1tv.ru[84]. Причина переименования — смена лица, исчезновение многих передач, много лет выходивших на ОРТ. Концепция вещания осталась прежней — ставка была сделана на массового зрителя и преимущественно на развлекательное вещание, с успехом прошли запущенные телеканалом проекты «Фабрика звёзд» (в сезоне 2002—2003 годов вышло два сезона этого проекта)[85] и «Последний герой»[86]. В то же время телеканал часто критиковался за достаточно слабую информационно-аналитическую составляющую вещания[87][88]. Заместителем генерального директора Первого канала по общественно-политическому вещанию был назначен Олег Вольнов.[89]. Программа «Времена» же немного изменила формат и стала выходить в эфир в 18:00 вместо 22:30[90].

В том же году Первый канал вместе с ДТВ, Rambler Телесеть, телекомпаниями ВИD и АТВ участвовал в конкурсе на частоту телеканала Дарьял ТВ с концепцией своего телеканала. Частота была выставлена на конкурс по причине демонстрации рекламы спиртных напитков и невыхода в эфир на ряде частот, указанных в лицензии[91].

4 сентября 2002 года в Латвии, Литве и Эстонии «Первый канал» был заменён на Первый Балтийский Канал.

В преддверии парламентских выборов 2003 года было запущено авторское ток-шоу перешедшей с ТВС Светланы Сорокиной[92] «Основной инстинкт»[93][94], программа Михаила Леонтьева «Театр кукол»[95] и итоговая информационно-аналитическая программа в лице воскресного выпуска программы «Время», его ведущими стали Пётр Марченко и Андрей Батурин.

С 24 марта 2003 года, в целях «более полного и подробного информирования российских зрителей о последних событиях в Ираке» Первый канал перешёл на круглосуточное вещание, выпуски новостей выходили каждый час[75]. Были задействованы все основные ведущие новостей: Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов, Пётр Марченко, Андрей Батурин, Ольга Кокорекина, Жанна Агалакова, Евгений Агошков, а также Владимир Познер и Светлана Сорокина. Спустя некоторое время круглосуточное вещание было отменено. С 1 октября 2003 года было запущено круглосуточное вещание на постоянной основе[96]. С первого дня вещания ночное вещание формируют американские художественные фильмы. Одновременно был запущен ночной канал публицистических и документальных передач «Новый день»[97], а программа Дмитрия Диброва «Апология» была закрыта по желанию ведущего[98].

В сезоне 2003—2004 годов, на канале произошёл переход на частичное стереовещание.[99] Телеканал становится самым прибыльным среди всех российских телеканалов. Изначально стереовещание на Первом канале начиналось с показа отдельных передач и фильмов.[100][101]. В 2003—2008 годах в левом нижнем углу экрана появлялся логотип стереозвучания в виде двух перекрещённых квадратов[102] — опознавательный знак для передач в формате стерео. Использовался в ряде развлекательных и музыкальных передач, в некоторых фильмах, сериалах, спортивных трансляциях, концертах. В конце 2003 года в эфире Первого канала с успехом прошёл телесериал «Участок», который позволил собрать у экранов большое количество не только любителей сериалов, но и людей, прохладно относящихся к ним. Также, по итогам сезона, Константином Эрнстом были отмечены проект «Розыгрыш» и продолжение «Фабрики звёзд».[103]

В ноябре 2004 года директором Дирекции информационных программ Первого канала был назначен Кирилл Клеймёнов. Заместителем руководителя ДИП назначен Алексей Бродский, работавший в программе «Доброе утро» и исполнительным директором Дирекции информационного вещания канала ТВС. После их прихода начинается реформа информационной службы: в разное время эфир покинули Пётр Марченко, Андрей Батурин, Вячеслав Крискевич, Оксана Ростовцева и др., в эфире в разное время появились Дмитрий Борисов, Юлия Панкратова, Максим Шарафутдинов, Валерия Кораблёва, Анатолий Лазарев, Пётр Толстой, Виталий Елисеев и Наталья Семенихина.

В сезоне 2004—2005 годов, в год десятилетия со дня первого выхода в эфир, Первый канал сохранил первенство среди российских телеканалов, при этом в апреле-мае 2005 года несколько раз уступив лидерство главному конкуренту в лице телеканала «Россия»,[104][105][106] который запустил с января 2005 года в предпраймовое время линейку телесериалов. Это повлекло за собой негативные последствия для Первого канала: канал начал значительно уступать телеканалу в вечернее время,[107] а в сентябре 2005 года предпраймовая сетка канала, сформированная несколько телесезонов назад, подвергнется серьёзным изменениям.[108]

К осени 2005 года была закрыта программа «Ночное время», а ночной выпуск новостей был восстановлен. Воскресный выпуск также претерпел значительные изменения (был увеличен хронометраж с 45 минут до 1 часа, его ведущим стал Пётр Толстой, а программа стала называться «Воскресное Время»)[109] (до этого ведущий говорил «Итоги уходящей недели в воскресной программе Время…»[110]). Вместе с «Ночным временем» из эфира канала ушло ещё несколько передач, запущенных в предыдущих телесезонах.[111][112][113]. С канала уходят Евгений Агошков и Светлана Сорокина[114]. Телеканал выкупил права на трансляцию одного центрального матча в неделю Российской футбольной премьер-лиги и продлил права на трансляцию матчей национальной футбольной сборной[115].

В сезоне 2006—2007 годов в эфире телеканала появился ещё ряд развлекательных проектов, среди которых танцевальное шоу «Звёзды на льду»[116], музыкальное шоу «Две звезды», шоу талантов «Минута славы», развлекательное шоу «Цирк со звёздами», спортивные шоу «Властелин горы» и «Король ринга»,[117] а также проект «Комеди клаб на Первом».[118] Многие проекты оказались успешными и имели продолжения в будущем. С успехом на канале также прошёл и сериал «Ленинград»[119]. По итогам 2007 года Константин Эрнст, генеральный директор канала, отметил из премьер канала «Ледниковый период», «Минуту славы», а также радикально обновленную «Фабрику звезд».[120] Эти проекты также были отмечены в конце сезона 2006/2007 годов не только Эрнстом, но и руководителями других телеканалов.[121]

В 2008 году на месте бывшей концертной студии «Останкино»[122] был запущен новый информационный комплекс. Осуществлен переход с аналогового на цифровое вещание[123]. По итогам телесезона 2007/2008 годов был отмечен запуск новых юмористических шоу «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон».[124][125]

1 апреля 2010 года Первому каналу исполнилось 15 лет.

1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России, перешёл на формат вещания 16:9 (для цифрового и спутникового вещания)[126], а также на 14:9 (для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей). До конца июля показ рекламы происходил в формате 4:3 (некоторые ролики смогли пристроиться к формату Первого). С 1 августа реклама полностью перешла на новый формат Первого канала.

В сентябре 2011 года, в преддверии парламентских выборов 2011 года в эфире канала появилось сразу несколько общественно-политических ток-шоу, среди которых «Свобода и справедливость» Андрея Макарова, перешедшая из эфира РЕН ТВ[127][128], «Гражданин Гордон» Александра Гордона[129] и «В контексте» Максима Шевченко, пришедшая на смену программе «Судите сами».

В течение 2012 года в эфире телеканала с успехом стартовали late-night шоу «Вечерний Ургант»[130], а также вокальное шоу «Голос». Финальные выпуски «Голоса» выходили в прямом эфире Первого канала на всех часовых поясах. Оба проекта вызвали массовый интерес не только у старшей, но и у молодой аудитории.[131][132][133] В сентябре 2012 года была закрыта популярная программа «Прожекторперисхилтон».[134]

В сентябре 2012 года впервые за длительное время произошли изменения в программе «Воскресное Время». Вместо Петра Толстого, который вёл воскресную информационно-аналитическую программу на Первом канале на протяжении семи лет[135][136], ведущей программы стала бывший корреспондент канала Ирада Зейналова.[137]

С 2013 года Первый канал, вслед за ВГТРК вышел из состава Академии российского телевидения и, таким образом, прекратил выдвигать свои работы на телевизионный конкурс ТЭФИ «ввиду отсутствия основных конкурентов»[138][139][140].

В первой половине 2013 года были возрождены такие проекты, как «Угадай мелодию»[141] и «Форт Боярд». Стартовали новые форматы развлекательных и игровых шоу: «Куб», «Один в один». Результатом запуска этих телепроектов стало, прежде всего, увеличение рейтинговых показателей телеканала, сохранив лидерство по итогам всего телесезона.[142][143]

7 марта 2014 года Первый канал вернулся в аналоговый эфир Крыма и Севастополя, заменив собой отключённый украинский телеканал 1+1.

В ближайшем будущем телеканал планировал закончить строительство собственного телецентра. Ещё в 2004 году для его строительства был выделен участок площадью 3 га на Олимпийском проспекте[144]. Телеканал обязался спроектировать объект до конца 2008 года, однако позже срок реализации проекта был продлен ещё до 2010 года. В 2012 году было принято решение построить собственный медиапарк на территории завода «Серп и молот», так как территория на Олимпийском проспекте уйдёт для возведения объектов к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года[145].

Хронология названий телеканала

Дата Название
1 апреля 1995 года — 1 сентября 2002 года «Общественное Российское Телевидение (ОРТ)»
30 августа 2000 года — 3 сентября 2000 года (Москва и Московская область) «Совместный канал ОРТ + РТР» (из-за пожара на Останкинской телебашне в Москве)
2 сентября 2002 года — по настоящее время «Первый канал»

Финансовые показатели

2013 года

В 2013 году выручка «Первого канала» увеличилась на 1,6 % до 29,6 млрд руб., а расходы — на 7,3 % до 34,3 млрд руб. Часть расходов «Первый» смог закрыть только с помощью субсидий из федерального бюджета (3,7 млрд руб. на распространение сигнала в малых городах) и 100 млн руб. от Минкультуры РФ на производство социально значимых сериалов. Но в итоге впервые за много лет канал завершил год с чистым убытком, размер которого составил 1,03 млрд руб. В последний раз он был убыточным в 2000 году (1,7 млрд руб.).

Расходы выросли в основном в связи с запуском HD-канала, Олимпиадой в Сочи и ростом стоимости контента. В разделе рисков отчетности «Первого» сказано, что ухудшение ситуации на рынке рекламы чревато снижением его выручки. При этом его расходы могут вновь вырасти из-за затрат на Олимпиаду (основная их часть будет отражена в 2014 году и оплату прав на трансляцию чемпионата мира по футболу в Бразилии[146].

Логотипы

Телеканал сменил 3 логотипа. Нынешний — 4-й по счёту. Располагается в правом верхнем углу. С 12 августа 2005 года логотип не убирается с экрана во время рекламных блоков.

Слоганы

  • «Это — Первый!» — 1995 год.
  • «Посмотрим?!» — с 1999 по 2003 год.
  • «Первый покажет» — с 2003 по 2005 год.
  • «Формула Первого» — с 2006 по 2007 год.
  • «Команда Первого. Асы эфира» — с 2007 по 2009 год.
  • «Шанс на свежее телевидение», «Право на свежее телевидение», «Пора свежего телевидения», «Время свежего телевидения» — с 2009 по февраль 2011 года.
  • С 1 марта 2011 по 2012 год слоган не звучал в эфире.
  • «Всегда на Первом месте» — с 2012 года.
  • «Смотри Первый», «Первый канал для Тебя» — с 1 января 2014 года.

Вещание

Эфирное аналоговое вещание осуществляется по системе цветного телевидения SECAM, формат 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей и 16:9 — для цифрового и спутникового вещания (до 1 июня 2011 вещание происходило в формате 4:3). С ноября 2003 года канал частично перешел на стереовещание.[148]C 2008 телеканал имеет собстственое интернет-вещание. 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл в формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового спутникового, кабельного и эфирного вещания)[7]. Первый канал входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России.[149] Первый канал имеет четыре временных дубля для вещания на восточные регионы России, транслируемых через спутник. В некоторых городах вещает также по радио, из-за расположения частот канала в некоторых городах. С 24 декабря 2012 г. Первый канал начал вещание в формате HD[150].Также имеет интернет-вещание в формате HD.

Первый канал. Всемирная Сеть

Вещанием Первого канала за рубежом с 1999 по 2002 гг. занималось ЗАО «ОРТ-международное»[151], а с 2002 года по сей день — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», чье вещание охватывает весь мир.

Спутниковое вещание

Спутниковое вещание осуществляется в пакетах НТВ-Плюс, Триколор ТВ, Телекарта ТВ, Орион Экспресс, Радуга ТВ, GlobeCast.

Акционеры

По состоянию на апрель 2013 года контрольный пакет телеканала принадлежал государству (Росимущество — 38, 9 %, ФГУП «ИТАР-ТАСС» 9, 1 %, ФГУП "ТТЦ «Останкино» 3, 0 %) — 51 %, 25 % — ООО «РастрКом-2002» («Национальная медиа группа») Юрия Ковальчука, 24 % ООО — «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича[152].

Конфликт Эрнста и Ковальчука

Покупая контрольный пакет акций «Первого канала», лояльный Путину олигарх Юрий Ковальчук рассчитывал не только выполнить «важную политическую миссию», но и получать большую прибыль:

«Несмотря на близость к Путину и огромное количество активов, у Юрия Валентиновича никогда не было простого и надёжного источника денег, как нефтегаз и телеком. Финансовый бизнес — это постоянные схемы и махинации. В общем, сплошная головная боль. Первый канал должен был стать долгожданным простым и понятным деньгогенератором».

[153]

Однако, «деньгогенератора» из «Первого» не получилось — канал оказался убыточным. И причину этого Ковальчук увидел в гендиректоре канала Константине Эрнсте. Дело в том, что большую часть программ «Первому каналу» производит компания «Красный квадрат», принадлежащая гражданской супруге Эрнста Ларисе Синельщиковой, причём канал платит этой студии за программы по сильно завышенной цене (и как следствие этого, больше денег оседает в карманах супругов Эрнста—Синельщиковой):

«То что Красный квадрат оказался чёрным, и не квадратом, а дырой, в которой пропадает его [Ковальчука] кэш, взбесило Ковальчука».

[153]

Между Ковальчуком и Эрнстом состоялся неприятный разговор, в котором Ковальчук пригрозил, что если в «Красный квадрат» будет уходить слишком много денег, бывший учёный-физик «растворит тело талантливого телепродюсера в водах Москвы-реки». Тем не менее, Ковальчук не может убрать Эрнста с занимаемой им должности. У Эрнста также персональные отношения с Путиным (ведь он делал для него многое — от увольнения Доренко в 2000-м году до организации церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи).

Руководители

Генеральные директора

Генеральные продюсеры

Председатели Совета Директоров

Первые заместители Генерального директора

Директора общественных связей

Руководители аналитической дирекции

Дирекции

Дирекция информационных программ

Производством информационных программ для Первого канала занимается Дирекция информационных программ Первого канала. Информационными программами Общественного Российского Телевидения стали «Новости» и «Время», производившиеся совместно с Информационным Телевизионным Агентством до 1996 года, а с 10 марта 1996 года самостоятельно и Версии (ведущий — Сергей Доренко), производившиеся совместно с Телекомпанией REN-TV, закрытые 1 октября 1995 года, аналитической программой оставалось «Воскресенье» (ведущий — Сергей Алексеев, вскоре покинувший ОРТ) производившееся совместно с Информационным Телевизионным Агентством, заменённая программой «19.59», которая также была вскоре закрыта, а с октября 1996 года «Время» (ведущий — Сергей Доренко). Таким образом, в основу информационной службы Общественного Российского Телевидения полностью легла информационная служба Российской Государственной Телерадиокомпании «Останкино».

Главные продюсеры
Заместители директора Дирекции информационных программ
Директора

Дирекция кинопоказа и кинопроизводства

С 1995 года продюсером Дирекции кинопоказа является Анатолий Максимов[169]. С 2002 года дирекцию кинопроизводства возглавляет Джаник Файзиев.

Дирекция спортивных программ

С 1995 года директором Дирекции спортивных программ является Николай Малышев. Основные спортивные комментаторы и ведущие новостей спорта канала в 2000-е годы — Виктор Гусев, Константин Выборнов (уволился в 2009 году), Владимир Топильский, Владимир Гомельский, Андрей Голованов, Владимир Гендлин, Геннадий Орлов (во время крупных футбольных турниров) и другие.

Студия спецпроектов

Подразделение, которое занимается производством ток-шоу для Первого канала («Пусть говорят», «Основной инстинкт», «Судите сами», «Малахов+» и др.[170])

Дирекция музыкального вещания

Подразделение по производству музыкальных программ.

Руководители

Музыкальные оформители

Телеведущие канала

Программы

Первый канал сочетает в себе элементы информационного и развлекательного канала. Благодаря его широкому охвату аудитории, многие из его программ стали очень известны.

Служба новостей Первого канала считается одной из крупнейших на российском телевидении по объёму репортёрского корпуса. Многие программы и сотрудники отмечены профессиональными премиями журналистского сообщества. Главной информационной программой Первого является программа «Время» (1968-н.в.), выходящая 40 лет и удостоенная двух премий ТЭФИ за «Лучшую информационную программу». Первый канал остаётся лидером по числу телевикторин и телеигр. Самой долгоживущей викториной является «интеллектуальное казино» «Что? Где? Когда?», уникальное изобретение Владимира Ворошилова, впервые появившееся на телеэкране в 1975 году. Более 23 года на Первом канале выходит телеигра капитал-шоу «Поле чудес» с ведущим Леонидом Якубовичем. (ранее с Владиславом Листьевым)

Первый канал выпускает большое количество развлекательных, юмористических и музыкальных телепередач. Он обладает эксклюзивными правами на трансляцию игр Клуба Весёлых и Находчивых (старейшей российской молодёжной передачи, идущей с перерывами с 1961 года).

В утреннем эфире Первого выходит информационно-развлекательный канал «Доброе утро».

Кинопроекты Первого канала

Первый канал участвовал в съёмке и продвижении некоторых российских фильмов:

Канал также участвовал в работе над историко-художественным фильмом Андрея Кравчука «Адмиралъ».

Судебные иски

21 апреля 2014 года испанское подразделение телевизионно-продюсерской компании Endemol объявило о намерении подать в суд иск против «Первого канала», так как передача телеканала «Точь-в-точь» копирует оригинальный формат Endemol — «Your face sounds familiar[172]».

Шоу перевоплощений «Точь-в-точь» вышло на «Первом канале» 2 марта, в тот же день на телеканале «Россия 1» вышел первый выпуск второго сезона похожего шоу под названием «Один в один», являющегося официальной версией зарубежной программы. Дебютный сезон «Один в один» показывал «Первый канал», оно стало самой популярной передачей года, но второй сезон производитель отдал «России», объяснив это решение прежде всего задержками в оплате со стороны Первого канала[172].

Несмотря на то что «Первый канал» не обращался за лицензией при создании шоу «Точь-в-точь», по мнению Endemol эта передача копирует значительную часть оригинала, и его производство и выпуск в эфир нарушает исключительные права компании. Будущий иск может стать одним из первых случаев, когда российский телеканал обвиняют в копировании западного формата[172].

Критика

По поводу ситуации на канале экс-ведущий «Взгляда» Александр Политковский высказывается довольно жёстко[173]. По его мнению: «Это семейный бизнес, когда из левого кармана — „Первого канала“, которым руководит Эрнст, деньги перекладывают в правый — „Красный квадрат“ Синельщиковой».

Необъективность и ложные сообщения в информационных программах

Служба новостей Первого канала часто обвиняется в предвзятой проправительственной точке зрения. По словам критиков[174][175], неоправданно большую часть эфирного времени в новостях Первый канал уделяет информации о деятельности государственной власти[176].

  • В программе «Время» от 20 сентября 2009 года был показан заведомо ошибочный перевод президента США Обамы, в дальнейшем телеканал никоим образом не комментировал эту ситуацию. Вскоре после выпуска программы в YouTube был выпущен ролик[177], демонстрировавший сильную разницу между переводом государственного телеканала и истинной речью.
  • Высказывались сомнения в непредвзятости телеканала в освещении конфликта в Ливии 2011 года[178].
  • В ноябре 2011 года в репортаже программы «Воскресное время» о выступлении Владимира Путина после боя Фёдора Емельяненко с американцем Джеффом Монсоном был вырезан свист, который, по мнению многих журналистов, был адресован премьер-министру РФ[179]. Ведущий программы Пётр Толстой заявил о том, что свист не был направлен против Путина[179].
  • 21 октября 2012 года в программе Воскресное время вышел сюжет Антона Верницкого о выборах в координационный совет оппозиции, в рамках которого был показан разговор с Евгением Гришковцом, в котором он раскритиковал оппозиционеров. 22 октября на своём сайте писатель заявил о том, что не давал никакого интервью Первому каналу, а его слова были взяты из записи беседы с корреспондентом екатеринбургского интернет-портала и вырваны из контекста[180].
  • 3 февраля 2013 года в программе Воскресное время вышел репортаж под названием «Виртуальные отношения как повод для реальных проблем, или новый вид зависимости — от соцсетей», посвящённый Татьяне Козленко (бортпроводнице, которую уволили за публикацию фотографии с нецензурным жестом на своей странице в социальной сети). В репортаже Первый канал приводит скриншот её страницы в социальной сети «ВКонтакте». Но при этом из интерфейса соцсети пропало левое меню со ссылками на разделы, а вместо верхней панели с логотипом появилась синяя панель с надписью «Facebook» и предложением войти в свой аккаунт (эта панель видна пользователям Facebook, не вошедшим в свой аккаунт). Кроме того, в адресной строке браузера, в котором якобы открыта страница Козленко, значится адрес «www.facebook.com»[181].
  • 15 февраля 2013 года в новостном сюжете о падении метеорита в Челябинской области Первый канал показал видео, на котором якобы видна воронка от столкновения небесного тела с землей. Комментируя видео с горящей воронкой, ведущий выпуска новостей заявил, что это кадры с того места, в котором, возможно, упал метеорит. Однако видео, переданное Первым каналом, было загружено ещё в 2007 году. Судя по описанию, на нём показан газовый кратер в Туркмении под названием Дарваза. После того, как поступили сообщения о падении метеорита в Челябинской области, на YouTube стали появляться копии этого ролика с комментариями, что это якобы кадры с места происшествия. Позже Первый канал удалил ролик, однако пользователи твиттера сохранили скриншот страницы.[182].
  • 28 июня 2013 Немецкий госканал ЦДФ (ZDF) опроверг обвинения Первого канала в оплате поддержки Pussy Riot на немецком гостелевидении. ZDF пришлось отвечать в эфире на чистом русском языке, чтобы избежать трудностей перевода.[183]
  • 10 июля 2013 года в новостном сюжете Первого канала, посвящённые кандидатам в мэры Москвы, которые были перечислены лишь 5 из 6 кандидатов (Сергей Митрохин, Михаил Дегтярёв, Николай Левичев, Иван Мельников и Сергей Собянин), которые успели зарегистрироваться. Канал забыл про оппозиционера Алексея Навального, который отдал все необходимые документы в Мосгоризбирком для регистрации кандидатом на выборах мэра Москвы[184].
  • Во время освещения украинского Евромайдана журналист Первого канала Виталий Кадченко сообщил о том, что снесённый в ходе протестов в Киеве памятник Владимиру Ленину входил в список всемирного наследия ЮНЕСКО[185]. Однако, в данный перечень от Украины включены следующие объекты: Софийский собор, Киево-Печерская лавра, архитектурный ансамбль исторического центра Львова, геодезическая арка Струве, Резиденция митрополитов Православной церкви Буковины и Далмации, группа деревянных церквей карпатского региона Польши и Украины, а также Херсонес Таврический[186].
  • 2 марта 2014 года на фоне событий украинского и крымского кризисов телеканал выпустил сюжет о массовом бегстве украинцев в Россию, согласно которому за последние две недели границу перешли свыше 140 тысяч человек. При этом видеосюжет был проиллюстрирован кадрами с КПП Шегини — села в Львовской области, через которое проходит трасса Львов — Пшемысль[187].
  • 25 мая 2014 года, в день президентских выборов на Украине, в программе «Воскресное время» ведущая Ирада Зейналова продемонстрировала на экране таблицу, являющуюся, по её словам, «странной картинкой», которая якобы «появилась на центральном сервере ЦИК Украины несколько минут назад». По этим данным, победителем в первом туре является Дмитрий Ярош с 37,13 %, на втором месте Петр Порошенко с 29,63 %, третьей стала Юлия Тимошенко с 11,42 %. Однако к вечеру 26 мая на странице сайта ЦИК Украины никаких данных об итогах голосования отсутствовали. Сама «таблица с результатами голосования» существенно отличается от страницы сайта ЦИКа, и вдобавок содержит фактическую ошибку — кандидат Сергей Тигипко там представлен как Тигипко С. А., хотя его отчество — Леонидович[188]. На следующий день в своих новостных программах телеканал утверждал, что его ведущая была введена в заблуждение «хакерской атакой на сайт ЦИК». Однако сам ЦИК ни о какой атаке не заявлял, и данные о победе Яроша опубликовало только российское государственное СМИ[189].
  • 12 июля 2014 года в вечернем эфире «Первого канала» появился сюжет, в котором в центре временного размещения беженцев с Украины некая Галина Пышняк рассказала о публичной казни маленького ребёнка и жены ополченца ДНР вступившими в Славянск украинскими военными[190] Находящиеся в городе журналисты, как и опрошенные ими несколько десятков жителей не подтвердили эту информацию, по словам населения украинские военные ведут себя предельно корректно и привезли гуманитарную помощь[191][192][193]. Советник главы МВД Украины Антон Геращенко сообщил, что Галина Пышняк ведёт асоциальный образ жизни и была умышленно использована для дискредитации украинских военнослужащих[194]. Российский писатель и публицист Дмитрий Быков сравнил этот телесюжет с делом Бейлиса.[195]

Критика медицинских телепередач

  • В ноябре 2006 года генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту было направлено письмо архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова), в прошлом врача, где была раскритикована редакционная политика ведущего российского телеканала, которая, по его мнению, является «вакханалией лженауки, мракобесия и оккультизма». Критике подверглись «Доброе утро» и «Малахов+». В письме митрополит Никон просил генерального директора «Первого канала» прекратить производство передач, пропагандирующих оккультные антинаучные знания и методы оздоровления на своем телеканале.
  • В одном из выпусков программы «Здоровье» ведущая программы Елена Малышева убила крысу для проведения эксперимента. Это вызвало сильное негодование у зрителей Первого канала[196].
  • В своей программе «Жить здорово!» от 25 ноября 2011 года Елена Малышева, обсуждая свойства пчелиного мёда, сказала, что он в 100 раз калорийнее сахара и назвала этот продукт источником канцерогенов при условии, что мёд будет растворён в кипятке, чем вызвала широкий общественный резонанс среди пчеловодов и людей, неравнодушных к мёду, которые начали сбор подписей в знак протеста[197].
  • В одном из выпусков «Жить здорово!» Елена Малышева подняла тему испускания газов во время оргазма, что вызвало большой общественный резонанс. Особую пикантность передаче придавала любительская видеозапись, в полной мере демонстрирующая обсуждаемую проблему[198].

Критика развлекательных телепередач и «реалити-шоу»

По поводу телепрограмм Первого канала, очень часто в адрес его руководства пишутся открытые письма с протестами. Также происходят сборы подписей и негативных мнений в интернете.

  • Один из известных скандалов случился с программой «Минута славы». Во втором сезоне выяснилось, что под вымышленными именами и биографиями простых людей в программе участвуют профессиональные артисты. Победитель состязаний Дмитрий Булкин, «автослесарь из Кубинки», оказался артистом цирка «Дю Солей» из Канады, работавшим на площадках Лас-Вегаса. А участница Ирина Казакова, «продавщица цветочного магазина», была мастером спорта международного класса по гимнастике[199][200][200]. В результате этого председатель Комиссии по защите прав граждан в области общественной морали и духовной жизни Общественной палаты Тульской области Валерий Владимирович Отставных написал открытое письмо Константину Эрнсту с просьбой наказать сотрудников канала и аннулировать результаты второго сезона конкурса, а также принести публичное извинение от имени Первого канала всем телезрителям и участникам проекта[201], чего сделано не было.
  • Ещё одно подобное письмо было направлено по поводу программы «Пусть говорят». 24 марта 2011 года в программе был затронут конфликт между администрацией интерната для детей с инвалидностью и волонтерскими организациями. После выпуска правозащитники, выступавшие в программе на стороне детей, направили открытое письмо Константину Эрнсту с протестом в адрес Андрея Малахова. Малахов был обвинен в попытке повысить свою популярность и побольше заработать на детской проблеме. Под письмом подписались ряд известных педагогов[202]. В сентябре 2012 стало известно, что Илья Резник готовит иск против программы за клевету и причинение вреда здоровью[203].
  • Отдельной критике подверглись многие программы Первого канала, такие, как «Давай поженимся», «Рубик Всемогущий», «Документальный детектив»[204][205], «Южное Бутово», «Детектор лжи», «Прожекторперисхилтон», «Большая разница».
  • 25 апреля 2013 года в СМИ сообщили о том, что в 2012 году телеканал сфальсифицировал итоги международного шоу «Большие гонки». В версии финала, показанной в декабре во всех странах, кроме России, победу одержала сборная Казахстана. Однако в версии «Первого канала» для российских зрителей чемпионов было сразу два: Россия и Казахстан. Капитан российской команды Анна Шатилова, подтвердила, что было отснято две версии финала. Пресс-служба «Первого канала» не дала никаких комментариев СМИ, попросив их прислать официальный запрос[206][207].

Кинопроекты

Критика телефильмов на исторические темы

При содействии Первого канала был снят ряд фильмов на тему советской эпохи и царской России. Критике подвергся ряд телесериалов. Кроме того, ставится под сомнение ценность ряда кинопроектов канала за низкий художественный уровень.

Большую часть негодования вызвал телесериал «Диверсант» о событиях Великой Отечественной войны. В фильме были задействованы известные актёры Владислав Галкин, Алексей Бардуков и Кирилл Плетнёв. В телесериале были явно сфальсифицированы исторические факты и допущено огромное количество киноляпов. Телесериал вызвал критику со стороны ветеранов войны и других телезрителей.

«Посмотрев на странных мечущихся недоумков, которых к тому же зверски тиранят собственные негодяи-военачальники, молодой телезритель может растерянно спросить: „А что вообще мы будем праздновать 9 мая?“ Верю, что не спросит, потому что не одной продукцией эрнстовского канала жив человек. И всё же почему К. Эрнст приглашает именно таких сценаристов, пестует именно такие сюжеты? Почему чёрный миф о войне получает прописку на главном телеканале страны, им исподволь вводится в массовое сознание? Почему на это тратятся государственные деньги? Безответные вопросы, которые позволяют задуматься. Не происходит ли самое страшное, когда у народа хотят отнять Победу, извратить священные смыслы. И что ещё должны вытерпеть наши ветераны, сидя у своих телевизоров?».

—«Литературная газета» от 15 сентября 2005 года, комментарий А. Смирнова

За искажение исторических данных критике подверглись телесериалы «Брежнев», «Есенин», «Гибель империи» и ряд других проектов Первого канала.

Резкой критике со стороны украинских телезрителей подвергся телесериал «72 метра». Виктор Баранов, глава киевской организации Союза писателей Украины, негативно отозвался на появление фильма, найдя в нём признаки украинофобии[208]. А национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали признала, что художественный фильм «72 метра» имеет «признаки пропаганды национальной розни, унижения и оскорбления украинской и русской наций»[209].

Документальное кино

Некоторые документальные фильмы канала обвиняются в предвзятости и необоснованности высказанных идей:

Некачественные спортивные трансляции

В 2002 году известный тренер Валерий Газзаев[216] и 2010 году Евгений Ловчев[217] отметили весьма посредственное качество спортивных трансляций на этом канале: трансляции начинаются с задержкой на 10-15 минут и частыми рекламными вставками, подчас транслируются в записи[218] в позднее время[219][220].

«Футбол в частности и спорт в общем на этом канале уже давно не являются любимым ребенком, которого взращивают правильно – так, чтобы в будущем он и приносил тот самый рейтинг. В этом году матчи нескольких туров премьер-лиги там не были показаны, сейчас трансляции уже чемпионата мира будут начинаться со стартовым свистком. Накладки тут неизбежны – может случиться и так, что реклама или шоу про суд наложится на первые минуты игры».

Также, в последнее время о плохом качестве трансляций отзываются и зрители канала[221]. Однако директор Дирекции спортивного вещания канала Николай Малышев неоднократно говорил, что на перенос трансляций на позднее время повлияли неудачные выступления российских спортсменов[222].

Факты

Награды

  • В 2002 году студия «ОРТ-Дизайн» получила серебро на конкурсе PromaxBDA за лучшее оформление программ «Новости» и «Время»[225]. В 2008 году эта же студия была удостоена премии «ТЭФИ» за дизайн новой студии информационных программ Первого канала. В 2009 году — за оформление новостного пространства Первого канала. Кроме того, персоны и проекты канала также неоднократно были удостоены этой премии. В январе 2013 года Первому каналу была вручена награда «Инновации года». Награду вручил крупнейший в мире спутниковый оператор связи Eutelsat. Награда была вручена за то, что канал одним из первых федеральных российских телеканалов перешёл на новый формат высокой чёткости (HDTV), обеспечивающий улучшенное качество изображения и многоканальное объёмное звучание.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. По вторникам раз в неделю для аналоговых сетей Москвы и Московской области предусмотрена ночная профилактика с 1:45 до 6:00
  2. Перечень наименований зарегистрированных СМИ
  3. Национальная Медиа Группа
  4. Тв Дайджест
  5. озвучивал в основном киноанонсы
  6. Реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию
  7. 1 2 Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал
  8. Ксения Болецкая, Максим Товкайло. В Росимуществе «Первый канал» назвали худшей из госкомпаний. // vedomosti.ru. Проверено 26 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
  9. Константин Эрнст раскрыл бухгалтерскую отчетность: госдотации выросли, прибыль исчезла. «Первый канал» в прошлом году получил убыток более 1 млрд рублей. Интернет-газета Знак
  10. DocumID 43783.html
  11. Что Первый канал сделал первым
  12. Ъ-Газета — ОРТ начинает вещание
  13. На первое-сюрприз. Известия (30 марта 2007). Архивировано из первоисточника 17 июня 2013.
  14. Как начиналось вещание ОРТ
  15. Ъ-Газета — Прямая речь
  16. Ъ-Газета — НТВ
  17. Телерадиокомпании и медиа-холдинги
  18. ОРТ создает гибрид Доренко с Познером
  19. Есть телевизор — подайте трибуну! :: Выпуск № 66 :: Журнал «Компания» — деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно
  20. ОРТ-98: новый передел телевизионного рекламного рынка. Коммерсантъ (31 марта 1998). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  21. «Поп-корм» до отвала — Общество — Новая Газета
  22. Екатерина Барабаш. Прощай, оружие!. Независимая газета (20 сентября 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  23. TV, ты меня не любишь? — Газета— Советский спорт
  24. ПОЧЕМ СОВЕСТЬ? — «Труд»
  25. Ъ-Власть - Первые кнопки России. Проверено 30 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 11 мая 2013.
  26. «Курская» аномалия — Общество МК
  27. Владимир Кара-Мурза: "У Эрнста и меню - фастфуд, и продукты не первой свежести". Собеседник (1 апреля 2014).
  28. 1 2 Павел Шеремет: «Каждую программу делаю как последнюю». Независимая газета (17 января 2014).
  29. Сборная России по футболу
  30. Lenta.ru: В России: Частоты вещания ОРТ и ТВЦ выставлены на конкурс
  31. Lenta.ru: В России: ОРТ и ТВЦ придется пройти конкурс, чтобы продолжить вещание
  32. Lenta.ru: В России: ОРТ выиграло конкурс на право вещания на первом канале
  33. Первая на первом :: Выпуск № 116 :: Журнал «Компания» — деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно
  34. РОБИНЗОН ПРОВЕЛ КОНКУРС КРАСОТЫ — Общество — Новая Газета
  35. Многоканальные новости. Московский комсомолец (25 мая 2000). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  36. Lenta.ru: БЕЗ ТВ: Все центральные каналы российского телевидения прекратили вещание
  37. В Москве началось совместное вещание ОРТ и РТР
  38. Каналы ОРТ и РТР вещают на территорию РФ, за исключением Москвы и Московской области
  39. КОНСТАНТИН ЭРНСТ: «ТРУДНО БЫТЬ ПЕРВЫМ». Огонёк (2 апреля 2001).
  40. В Москве проходит встреча будущих учредителей компании «ТелеТраст»
  41. Ъ-Газета — Другое телевидение
  42. Авторскую программу Доренко действительно сняли с эфира. NEWSru (9 сентября 2000). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  43. Многоканальные новости. Московский комсомолец (21 сентября 2000). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  44. Гриднева, Наталья. C 1 октября зрители ОРТ не увидят 12 программ. Страна.ру. ОРТ (15 сентября 2000). Проверено 16 августа 2014.
  45. Ртуть поднимается, рейтинг падает. Новая газета (1 июня 2000). Архивировано из первоисточника 7 июня 2013.
  46. Телевидение, которое хочется потрогать руками. Новая газета (24 апреля 2000). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  47. Ищите пятый угол — Известия
  48. ОРТ сделают государственным телеканалом номер один. NEWSru (4 декабря 2001). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  49. Меньшова-Большова и никакой романтики. Московский комсомолец (7 сентября 2000). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  50. Журнал Теле-Спутник
  51. Познер и Агалакова идут на смену Доренко?. Публикации — Первый канал
  52. Новости NEWSru.com :: Александр Любимов и Николай Николаев покидают «Первый канал»
  53. Телевидение для всех Независимая газета, 6 октября 2001
  54. Политика На Телевидении Кончилась, Оболванивание Продолжается — Общество — Новая Газета
  55. АЛЧНОСТЬ КОХА — Общество — Новая Газета
  56. Телега без лошади — Архив публикаций МК
  57. Осеннее обострение. МК-Бульвар (1 октября 2001).
  58. ТЕЛЕ ПРЕТ-А-ПОРТЕ — Общество — Новая Газета
  59. ОРТ клонировало программу «Время»
  60. Дибров ушел на ОРТ делать телеигру и ночной эфир. NEWSru (24 апреля 2001). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  61. Труд: Николай Николаев: Расследование Продолжается
  62. Юлия Бордовских готовит собственный проект на НТВ
  63. Арина Шарапова будет вести утреннее шоу на ОРТ
  64. № 51 (289) / Время Матадора
  65. Сергей Шумаков возглавил телеканал «Культура» — Известия
  66. БРЕНДОВОЕ ВРЕМЯ — Общество — Новая Газета
  67. Гонки на выживание: телевизионщики не стесняются в средствах, чтобы выжить конкурентов из эфира. Время новостей, 22 августа 2000 года.
  68. Жанна Агалакова, телеведущая ОРТ: В нашей редакции чуть не случилась такая же паника, как в Штатах // KP.RU
  69. Олег Аронсон. Телевидение и катастрофа. Независимая газета (15 сентября 2001). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  70. БЕЗ РЕЙТИНГА — Общество — Новая Газета
  71. ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ОСТАВАИТЕСЬ С НАМИ - Общество - Новая Газета. Проверено 28 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  72. В СТРОГОМ РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ — Общество — Новая Газета
  73. ЭФИРНОЕ БРЕМЯ — Общество — Новая Газета
  74. Ъ-Газета — Как телеканалы показывали теракт
  75. 1 2 Ъ-Газета — Война на российских телеканалах
  76. ГАРИК СУКАЧЕВ ПЛАКАЛ, НО ТЕЛЕЗРИТЕЛИ ЭТОГО НЕ УВИДЕЛИ — Общество — Новая Газета
  77. Ъ-Газета — Террористическая сетка
  78. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ЗАЛОЖНИК ЦЕНЗУРЫ — Общество — Новая Газета
  79. Ъ-Газета — Эфирная зона особого внимания
  80. На собрании акционеров ОРТ принято решение о переименовании телекомпании — Первый канал
  81. Константин Эрнст предлагает переименовать ОРТ в Первый канал
  82. Ъ-Газета — У «Первого канала» все останется старым. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2013.
  83. С 1 по 16 сентября 2002 года в конце телепрограмм стороннего производства продолжалось указываться старое название телеканала — ОРТ; в ряде печатных изданий до середины 2000-х годов продолжалось указываться название «ОРТ» вместо «Первый канал».
  84. У ОРТ появился новый сайт. NEWSru (29 ноября 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  85. ПОЛУФАБРИКАТЫ — Общество — Новая Газета
  86. «Мы думаем об изменении качества юмористических программ» — Известия
  87. «Курская» аномалия — МК — Общество
  88. Переключая каналы — Известия
  89. Олег Вольнов: День Начинается Ночью — Издания Мк
  90. Первый канал станет общественным развлекательным телевидением — Известия
  91. Конкурс на частоту ДТВ признан несостоявшимся и перенесен на будущий год. NEWSru (27 ноября 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  92. "Слабое звено" предвыборного года. Независимая газета (4 марта 2003).
  93. «ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ» СВЕТЛАНЫ СОРОКИНОЙ — Общество — Новая Газета
  94. Светлана Сорокина уйдет с ТВС на «Первый канал» после Нового года. NEWSru (25 декабря 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  95. НОВОСТИ ТЕЛЕКАНАЛОВ — Общество — Новая Газета
  96. Ночной сон отменяется
  97. «За последние десять лет документальный телепродукт был вымыт с экрана» — Известия
  98. МНОГИЕ ПРОГРАММЫ, НА КОТОРЫЕ ДЕЛАЛАСЬ СТАВКА, НЕ ДОТЯНУЛИ ДО КОНЦА СЕЗОНА — Общество — Новая Газета
  99. Впервые на российском ТВ. Стереозвук на Первом канале
  100. Журнал Теле-Спутник. Проверено 21 января 2013. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013.
  101. Стереозвук на Первом канале
  102. Влетает в оба уха и в копеечку
  103. Константин ЭРНСТ: «Нас не догонят!» — Известия
  104. Ъ-Газета — «Главная негативная тенденция — похожесть друг на друга»
  105. Ъ-Газета — Игра в кнопки
  106. Александр Файфман: «Я боюсь, что „Кривое зеркало“ будет ещё долго приносить рейтинг» — Известия
  107. Ъ-Газета — Телелидеры
  108. Телелидеры с Ариной Бородиной Газета «Коммерсантъ», № 177 (3261), 21.09.2005
  109. Ъ-Газета — «Первый канал» приобрел лицо Толстого
  110. Петр Толстой поменяет «Третий канал» на «Первый»
  111. Павла Любимцева заменит Любовь Полищук // KP.RU
  112. Дроздов по-домашнему — Известия
  113. Светлана Сорокина на 1-м канале: ток-шоу «Основной инстинкт»
  114. В новом телевизионном сезоне зрители не увидят многих программ и ведущих
  115. Футбольную сборную выставят на тендер — Известия
  116. НА СУРОВЫХ БЕРЕГАХ ГЛАМУРА — Общество — Новая Газета
  117. С телеаналитиками – о былом. Независимая газета (27 июля 2007).
  118. «Комеди Клаб» переезжает на Первый канал? // KP.RU
  119. Ъ-Газета — Телелидеры 19—25 февраля
  120. На Первом канале будет меньше примитивного юмора и больше спорта - Эрнст - Известия. Проверено 28 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  121. "Попробуйте нас догнать!". Коммерсантъ (26 июня 2007). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  122. Огонек: Гиперболоид Первого
  123. У Первого канала новая новостная студия
  124. "Люди ждут новых слов". Коммерсантъ (2 июля 2008). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  125. Следуя своим курсом. Независимая газета (27 июня 2008).
  126. Переход Первого канала на формат 16:9 1 июня 2011
  127. Ъ-Газета — Ток-шоу Андрея Макарова выходит в эфир на «Первом канале»
  128. 2. Ток-шоу «Свобода и справедливость». Независимая газета (30 декабря 2011). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  129. Александр Гордон: Не хочется на площадях «египетского футбола» — Сусанна Альперина — «Гражданин Гордон, пройдемте на площадь!» — Российская газета — На …
  130. `Вечерний Ургант` – в эфир Первого канала выходит первое в России найт-шоу - Первый канал. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  131. НТВ поднялся за счет криминала и сериалов - Известия. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  132. Ъ-Газета - Прямой эфир. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  133. Ъ-Газета - Рейтинги телегода. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  134. ТНТ и «Первый» не поделили топовых ведущих Гарика Мартиросяна и Сергея Светлакова - РБК daily. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  135. Ъ-Газета - Политика посвежеет лицом. Проверено 12 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013.
  136. Жестокий бартер. Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  137. Lenta.ru: Медиа: Первый канал назвал преемницу Петра Толстого в "Воскресном времени". Проверено 27 марта 2013. Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013.
  138. Первый канал: Первый канал не будет принимать участие в ТЭФИ-2013
  139. Интерфакс: Последние дни ТЭФИ?
  140. «Первый канал» отказался от участия в ТЭФИ - Известия. Проверено 5 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  141. Валдис Пельш: Деньги у Первого канала буду вырывать зубами! | Шоу бизнес | Собеседник.ру. Проверено 12 апреля 2013.
  142. `Первый` снова первый - Публикации - Первый канал. Проверено 12 июня 2013. Архивировано из первоисточника 7 июля 2013.
  143. Снимок экрана: что смотрела страна | Forbes.ru. Forbes. Проверено 3 июля 2013. Архивировано из первоисточника 7 июля 2013.
  144. Media Guide :: Новости :: Лужков разрешил «Первому каналу» построить собственный телецентр
  145. «Первый канал» может построить телецентр на территории завода «Серп и Молот» — В городе : Недвижимость / infox.ru
  146. «Первый канал» впервые за много лет оказался в убытках
  147. На репортёрских микрофонах не использовался. Квадраты с аббревиатурой «ОРТ» отображались только в интро-заставках и рекламных заставках 1997 года, а также в печатных изданиях. С января 1997 по ноябрь 1998 года в вечернее время для некоторых регионов России и при некоторых обстоятельствах стоял «серый» логотип. Во время тушения пожара на Останкинской телебашне 27-29 августа 2000 года (для Москвы и Московской области) логотип стоял в верхнем левом углу (вещание шло на частоте «Столицы»)
  148. Начало стереовещания на Первом
  149. Медведев утвердил список общедоступных теле- и радиоканалов. Известия (24 июня 2009). Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  150. Первый канал начал вещание в формате High-Definition (рус.) (24.12.2012). Проверено 25 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 27 декабря 2012.
  151. С сегодняшнего дня началось вещание нового спутникового телеканала «ОРТ — Международное». — Первый канал
  152. Cоциальный (нефинансовый) отчет. Первый канал
  153. 1 2 Передел Первого: Спрут Ковальчука-Михайлова против клана Ротенберга-Эрнста Руспрес, 20.06.2014
  154. Константин Эрнст передал свои продюсерские полномочия Александру Файфману
  155. Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский
  156. Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Эрмитажа. NEWSru (14 сентября 2001). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  157. Председателем Совета директоров «Первого канала» избран глава аппарата правительства РФ
  158. Вице-премьер Собянин избран главой Совета директоров «Первого канала». NEWSru (17 февраля 2009). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  159. ВЕДОМОСТИ — Вкратце
  160. Председателем совета директоров Первого канала стал ректор МГИМО
  161. Новости телекомпаний
  162. Смена телевизионных кадров
  163. Александр Цекало стал заместителем гендиректора Первого канала по спецпроектам
  164. Первый канал. Официальный сайт. Лица. Лариса Крымова
  165. Марат Гельман будет заниматься на ОРТ аналитикой и PR. NEWSru (17 июня 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013.
  166. На ОРТ поменяли информационное начальство
  167. Кирилл Клейменов вернулся на Первый
  168. Кирилл Клейменов возглавил «Новости» «Первого канала»
  169. Анатолий Максимов — биография
  170. Первый канал. Основной инстинкт
  171. СЫГРАТЬ ИЗ ЯЩИКА — Общество — Новая Газета
  172. 1 2 3 Endemol подаст в суд на „Первый канал“ за шоу „Точь-в-точь“
  173. Секреты «Первой» кнопки — ВЕДОМОСТИ
  174. Включили телепреемника Новая Газета
  175. Центр Экстремальной Журналистики // novayagazeta.ru
  176. ТАКОГО ОБРАЩЕНИЯ МЫ ПРОСТО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕМ — Общество — Новая Газета
  177. YouTube — Ложь Первого канала
  178. http://www.voskres.ru/kolonka/pushkarev.htm voskres.ru — «Об информационной войне»
  179. 1 2 Радио Свобода: Свист признали несодержательным
  180. Гришковец обвинил «Первый канал» в искажении его слов об оппозиции
  181. Первый канал пририсовал «ВКонтакте» логотип Facebook
  182. Первый канал поверил в «утку» о воронке от челябинского метеорита
  183. Кремлевские СМИ опять попались на лжи
  184. Первый канал не указал Навального среди кандидатов в мэры Москвы, сдавших документы в МГИ
  185. В Киеве оппозиция практически полностью блокировала правительственный квартал 09.12.2013
  186. Памятник Ленину на бульваре Шевченко в Киеве не был под охраной ЮНЕСКО Ukrnews.com
  187. «Первый канал» рассказал о массовом бегстве украинцев в Россию, показав польский КПП
  188. Первый канал показал «фейковые» данные о победе Яроша на президентских выборах
  189. Пока Путин молчит
  190. Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца
  191. «Первый канал» выдал в эфир «свидетельство» публичной казни ребёнка в Славянске
  192. Журналисты не нашли подтверждение сюжету «Первого канала» о распятом в Славянске ребёнке
  193. Жители Славянска — о скандальном сюжете Первого канала (ВИДЕО)
  194. МВД хочет закрыть въезд в ЕС Эрнсту и ещё 300-м «журналистам» из РФ
  195. Дмитрий Быков: Зачем ТВ, Александр Дугин и Галина Пышняк распяли мальчика
  196. Убийство животного в прямом эфире Первого Канала, Россия — lovi.tv
  197. Сбор подписей в защиту мёда! | Пчеловодство современности | Видео о пчеловодстве
  198. Елена Малышева одобрила испускание газов во время оргазма | Woman.ru
  199. Новое дело — Нижний Новгород Городской выпуск Статьи газеты: «Минута славы» — сплошной обман!
  200. 1 2 «Минута славы» — сплошная фикция! // Экспресс газета
  201. Передача «Минуты славы» — это обман
  202. Мама. Ру :: Андрея Малахова обвинили в создании шоу из трагедии детей :: Новости>
  203. Адвокат Ильи Резника готовит иск в суд на программу Андрея Малахова — АН-online
  204. «Советская Россия» — независимая народная газета
  205. ДЕЛО ЛИМОНОВА: ЗАВИСИМОЕ ТЕЛЕ-РАССЛЕДОВАНИЕ — Общество — Новая Газета
  206. Первый канал показал россиянам альтернативную версию соревнований «Больших гонок»: победил не Казахстан
  207. «Первый канал» уличили в обмане
  208. РИА «Новый регион — Киев»
  209. Национальная экспертная комиссия Украины(недоступная ссылка с 31-05-2013 (480 дней))
  210. УНА-УНСО намерена подать в суд в связи с фильмом «Война 08.08.08. Искусство предательства»
  211. Фильм Первого канала о том, как Запад отпиливал Чечню, назвали «идеологической кувалдой»
  212. Как отличить научно-популярный фильм от подделки?
  213. Грани. Ру // Общество / Религия / РПЦ возмущена показом фильма «Евангелие от Иуды»
  214. Русская линия / Новости / Диакон Андрей Кураев: «Фильм по „Евангелию от Иуды“ столь же антинаучный, сколь и антихристианский»
  215. О хамском поведении первого канала
  216. Газзаев недоволен качеством трансляций матчей сборной на «Первом канале» // NEWSru.com
  217. Ловчев раскритиковал Первый канал за отношение к футболу и чемпионату мира
  218. Андрей Вдовин. Накануне передела. Газета «Время новостей», № 119 (3 июля 2003). — Крупным планом. Проверено 10 декабря 2013.
  219. Против ОРТ возбуждено дело о нарушении закона о рекламе
  220. Почему нас держат за полуночников? — Новая Газета
  221. Отжать кнопку
  222. Директор дирекции спортивного вещания «Первого канала» Николай Малышев: «Спорт уступает фильмам и „смехопанорамам“» — Известия
  223. День без рекламы? Переживём! — Первый канал
  224. Российские телеканалы откажутся от рекламы в День Победы
  225. ОРТ стало победителем международного конкурса в рамках конференции по дизайну и новым технологиям — Первый канал

Литература

  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992-2008. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-699-33297-7.
Предшественник:
Флаг России 1-й канал Останкино
Вещает на 1-й метровой частоте в Москве
1 апреля 1995 — настоящее время
Преемник: