Великое отступление 1915 года

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Inctructor (обсуждение | вклад) в 17:58, 5 мая 2016 (→‎Преамбула: оформление). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Великое отступление 1915 года
Основной конфликт: Восточный фронт Первой мировой войны
Немецкая кавалерия входит в Варшаву 5 августа 1915 года
Дата 27 июня14 сентября 1915 года
Место Польша, Галиция
Итог Отступление русских войск из Польши и Галиции
Противники

 Российская империя

 Германская империя
Флаг Австро-Венгрии Австро-Венгрия

Командующие

Флаг России Николай Николаевич Младший (до 23 августа 1915 года)
Флаг России Николай II (с 23 августа 1915 года)

Германия Эрих фон Фалькенхайн
Германия Эрих Людендорф
Германия Пауль фон Гинденбург
Флаг Австро-Венгрии Иосиф Фердинанд Тосканский

Великое отступление — стратегическое отступление русской армии из Галиции и Польши летом-осенью 1915 года с целью выиграть время, необходимое для наращивания военной промышленности, подготовки и пополнения резервов.

Оценка германским верховным командованием обстановки и его планы

Отход русских армий из Польши.
Продолжение отступления русских армий.

В германских военных кругах было распространено убеждение, что рядом сильных ударов можно принудить Россию к сепаратному миру, а затем сосредоточить войска для победы на западном фронте. К числу сторонников такого мнения принадлежал фельдмаршал П. фон Гинденбург.

Высшее военное командование Германии этого мнения не разделяло. Начальник генерального штаба генерал Эрих фон Фалькенгайн считал, что «опыт Наполеона достаточно красноречив, чтобы его повторять, тем более, что Наполеон проделал его в условиях несравненно более благоприятных, чем в настоящее время».

Германское командование трезво оценивало создавшееся положение: на повестке дня теперь были дальнейшие попытки русских прорваться в Венгрию, а вместе с ними не прекращались просьбы австро-венгров о поддержке. Огромные потери русских войск в тяжёлых зимних боях в Карпатах, которые они несли при своих «расточительных» атаках, могли быть пополняемы лишь плохо обученными людьми. Были многочисленные признаки, свидетельствовавшие о начавшихся недостатках в оружии и боевых припасах. Тем не менее, угроза с их стороны для австро-венгерского фронта, даже при этих условиях, была значительна.

Простое усиление австрийцев немецкими войсками на Карпатах не принесло бы желаемого результата — в этом случае, сохранялась угроза прорыва русских на участке, занимаемом австрийскими войсками.

Верховное германское командование поставило цель нанести удар, в результате которого русские силы были бы ослаблены на долгое время. Начальник генерального штаба генерал Э. фон Фалькенгайн остановился на направлении между верхней Вислой и Карпатскими горами. Естественные преграды, с которыми в дальнейшем предстояло иметь дело, а именно péки Вислока и Сан — конечно, не могли быть сравниваемы с Вислой.

При обеспечении соответствующего превосходства в силах в успехе можно было не сомневаться. В этих целях сюда назначаются самые надёжные в боевом отношении части, снабжённые самыми крупными образцами артиллерии, какие только можно было применить в условиях действия в горах; боевые припасы и миномёты в количестве, какое только удастся доставить. Сюда же привлечено много офицеров, получивших опыт в современных условиях ведения войны на Западе. Для обеспечения тайны все приготовления велись в строжайшем секрете. Во главе предназначенных для прорыва частей поставлен генерал А. фон Макензен с начальником штаба полковником фон Сектом. Под его командование поступили 11-я германская армия из восьми немецких пехотных дивизий, двух австрийских пехотных и одной кавалерийской, и пять австро-венгерских пехотных, одна кавалерийская и одна немецкая пехотная дивизии (4-я австрийская армия)[1].

Горлицкий прорыв и начало отступления русских войск

Горлицкая операция, начатая Макензеном 2 мая 1915 в 10 ч. утра, стала первым тщательно подготовленным наступлением германской армии на Восточном фронте, который на время стал для немецкой Ставки главным театром военных действий. Она была «артиллерийским наступлением» — против 22 русских батарей (105 орудий) Макензен имел 143 батареи (624 орудия, включая 49 тяжёлых батарей, из которых 38 тяжёлых гаубиц калибра 210 и 305 мм). Русские же на участке 3-й армии имели только 4 тяжёлые гаубицы. Всего превосходство в артиллерии в 6 раз, а по тяжёлой артиллерии в 40 раз. Свою роль сыграла недооценка немецкого генерального наступления главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта генералом Н. И. Ивановым, несмотря на неоднократные просьбы об усилении его войск со стороны командующего 3-й Армии ген. Радко-Дмитриева — 3-й Кавказский арм. Корпус был передан тогда, когда германский прорыв стал свершившимся фактом, 6 мая Иванов и Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич требовали от 3-й Армии активного наступления, но время для контрнаступления было безвозвратно упущено, армия отступала к реке Сан. За шесть суток глубина прорыва достигла 40 км.

После Горлицкого прорыва войска русских армий к 14 мая отошли на реку Сан. Макензен вынужден был на 10 дней прервать наступление для устройства тыла и переброски на Сан тяжёлой артиллерии. В боях 24 мая — 2 июня германцы овладели Перемышлем и средним Саном. На нижнем Сане 27 мая успех одержали русские войска. 7-15 июня австрийцы, пытавшиеся через Днестр выйти в тыл Львову, были отброшены к Стрыю с огромными потерями.

12-14 июня Макензену удалось сбросить русских с позиции Мосциска — Любачев, что открыло прямую дорогу на Львов. 9(22) июня русские войска оставили Львов.

К 13(26) июня Макензен со своими 12½ австро-германскими корпусами перегруппировывается для удара в северном направлении. 13-16(26-29) июня русские отбивают атаки на сильной позиции р. Танев — Рава-Русская и затем добровольно отходят несколько к северу. В первой половине июля наступление Макензена в сильной степени затормозилось, русские контратаки начали иметь значительный успех. Макензен приостановил своё наступление до 15 июля и подтянул 3 германских дивизии из состава Южной армии.

3 июня немцы заняли Перемышль, 22 июня — Львов и вынудили русские войска оставить к середине июня Галицию и отойти на рубеж Холм — Владимир-Волынский, 20 км западнее Брод, 15 км западнее Бучача.

22 июня (5 июля) состоялось совещание русского командования в Седлеце. Было решено беречь живую силу и выигрывать время для развёртывания военной промышленности в тылу путём постепенного отступления. 25 июня 3-я Армия была передана в состав Северо-Западного фронта и, таким образом, в подчинение её главнокомандующего генерала М. В. Алексеева было передано семь армий (10-я, 12-я, 1-я, 2-я, 5-я, 4-я, 3-я).

На Северо-Западном фронте 30 июня (13 июля) — 4 (17) июля на реке Нарев в районе Прасныша произошло немецкое наступление, окончившееся полной неудачей.

«Польский мешок»: Фалькенгайн и Гинденбург против Алексеева

После поражения, нанесённого русским в Галиции, фактически руководивший германским войсками на Западном и Восточном фронтах генерал Э. фон Фалькенгайн должен был выбрать один из двух вариантов развития кампании 1915 года: 1) наступать на Волынь; или 2) повернуть острие немецкого наступления севернее и завоевать Царство Польское. Замысел состоял в попытке устроить русским очередные «Канны» в духе фельдмаршала графа А. фон Шлиффена на пространстве, ограниченном реками Висла и Буг. Требовалось осуществить обхват и окружение семи русских армий.

2(15) июля возобновилось наступление группы Макензена. После тяжёлых боев русские войска отступили на линию Ивангород — Люблин — Холм. 9(22) июля германские войска переправились через Вислу севернее Ивангорода. Русский контрудар задержал наступление противника, но 22 июля (4 августа) Варшаву и Ивангородскую крепость пришлось оставить. 7(20) августа пала Новогеоргиевская крепость. Отход русских войск проходил организованно, и ни одна часть не была обойдена немцами с флангов и не попала в окружение, единственное исключение — гарнизон Новогеоргиевской крепости, который не получил от главкома вовремя приказ покинуть крепость. Генерал Алексеев предугадал замысел Гинденбурга совершить обхват правого фланга русских войск со стороны реки Неман и усилил виленское направление.

В связи с начавшимся ударом противника со стороны Нарева русское верховное командование приняло решение об отходе на линию Ломжа — Остров — Опалин, а затем на линию Осовец — Влодава.

Согласно директиве Ставки от 4 (17) августа ис состава Северо-Западного фронта был выделен Северный фронт, которому было поручено прикрытие путей к Петрограду из Восточной Пруссии и со стороны Балтийского моря.

22 августа русские войска оставили крепость Осовец (эвакуировали гарнизон и заминировали подходы к крепости и саму крепость), в тот же день была оставлена крепость Ковно, 13(26) августа эвакуировали Брест-Литовск и Олиту, а 2 сентября — оставили с боями и Гродно.

23 августа Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего, а начальником штаба Ставки Верховного главнокомандования вместо Н. Янушкевича стал М. Алексеев.

Виленская операция

Овладев Ковно, немцы попытались взять Вильно. Но в упорных встречных боях у Вильно в конце августа-начале сентября германское наступление захлебнулось. Тогда немцы сосредоточили мощную группировку в районе Свенцян (севернее Вильно) и нанесли оттуда удар на Молодечно, пытаясь с севера выйти в тыл русских войск и захватить Минск. Из-за угрозы окружения русским 3 (16) сентября пришлось оставить Вильно. Однако к 19 сентября (2 октября) Свенцянский прорыв был ликвидирован.

Фронт стабилизировался на линии Рига — Двинск — Барановичи — Пинск — Дубно — Тарнополь.

Итоги

В течение лета 1915 года русская армия оставила Галицию, Литву, Польшу. Однако стратегический план разгрома вооружённых сил России не удался. Успех Германии обошелся очень недешево, о чём свидетельствуют её потери. Потери Германии убитыми и умершими за период великого отступления: 67 290 человек; общие потери Германии (убитые и умершие, раненые, пленные и пропавшие без вести): 447 739 человек.

За всю кампанию 1915 года на Восточном (русском) фронте. Потери Германии убитыми и умершими: 95 294 человек. Общие потери Германии (убитые и умершие, раненые, пленные пропавшие без вести): 663789 человек[2].

Существуют расчетные данные и по потерям Австро-Венгрии. В их основе лежат данные, приведенные Борисом Урланисом в работе «Войны и народонаселение Европы»[3]. Они приведены по фронтам. Но без разбивки по годам. Тем не менее, зная ход войны, можно оценить ориентировочные потери и по годам. По Урланису на русском фронте число убитых и раненых Австро-Венгрии в 1914—1918 гг. было 2 724 000. Как указывает И. Н. Новикова со ссылкой на архивный документ (РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 166. Л. 47), число пленных к 1 марта 1916 немцев и австро-венгров в России было чуть больше 1 млн человек. Подавляющее большинство как раз австро-венгры, а не немцы. Так что для австро-венгров получится около 1 млн.

По данным Бориса Урланиса[3] в 1915 году Россия в среднем за месяц теряла убитыми, пленными и ранеными 207 тысяч человек, что за 5 месяцев Великого отступления дает 1,035 млн человек.

Большое отступление стало тяжёлым моральным потрясением для солдат и офицеров русской армии, правящих кругов и населения страны. Атмосферу отчаяния и упадка душевных сил, охватившего русскую армию в 1915, передал генерал А. И. Деникин в своей книге воспоминаний «Очерки русской смуты»:

«Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость — физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть…»

Примечания

  1. Стратегический очерк войны 1914—1918 гг. Ч. 4. Составил А. Незнамов. М., 1922
  2. Данные по потерям Германии взяты из следующего источника: The Blood Test Revisited: A New Look at German Casualty Counts in World War I. James H. McRandle, James Quirk. The Journal of Military History, Volume 70, Number 3, July 2006, pp. 667—701 (Article)
  3. 1 2 Войны и народонаселение Европы, Издательство Социально-экономической литературы, М. 1960

Ссылки

  • Деникин А. И. «Очерки русской смуты»
  • Stanley Washburn. Victory in defeat; the agony of Warsaw and the Russian retreat  (англ.)
  • Stanley Washburn. The Russian campaign, April to August, 1915  (англ.)
  • Johnson, Douglas Wilson (1916). "The Great Russian Retreat". Geographical Review. 1 (2). American Geographical Society: 85—109. doi:10.2307/207761. JSTOR 207761. {{cite journal}}: Шаблон цитирования имеет пустые неизвестные параметры: |month= and |coauthors= (справка)  (англ.)