Срединный путь

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Серединный Путь»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Буддизм
Практика
Дхамма
Срединный путь
В переводе на
Английский Middle Way
Пали मझ्झिमापटिपदा
Majjhimāpaṭipadā
Санскрит मध्यमा प्रतिपद
Madhyamāpratipada
Китайский 中道
Японский 中道
ちゅうどう
Вьетнамский Trung đạo
中道
Тибетский དབུ་མའི་ལམ།
Umélam
Корейский 중도
中道

Срединный путь (санскр. मध्यमा प्रतिपद, IAST: madhyamā pratipada; пали मझ्झिमापटिपदा, IAST: majjhimā-paṭipadā; тиб. དབུ་མའི་ལམ། Umaylam; кит. 中道, пиньинь zhōngdào, палл. чжун дао; яп. 中道 тюдо) — восьмеричный путь, указанный Буддой и ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары с помощью аспектов мудрости, нравственности и духовной дисциплины.

В более концептуальной форме срединный путь — это буддийское понятие, заключающееся в стремлении воздерживаться от категоричных противоположных утверждений и в попытке найти «срединное решение» всех вопросов, которое принесёт наиболее благоприятные для буддиста результаты. Наиболее известным примером проявления срединного пути является поиск середины между страстями и наслаждениями с одной стороны и стремлением причинить себе вред и страдание с другой[1][2].

Суть понятия

[править | править код]

Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между аскетизмом и наслаждениями, не впадая в крайности[3]. В начальный период духовных поисков Будда следовал аскетической практике в её крайней форме, но затем признал ошибочность данного подхода, указав на необходимость поддержания здоровья тела с помощью регулярного принятия пищи и воды[4].

Тем не менее Будда не полностью отвергал аскетические практики, указывая, что решение о том, допускается ли применять подобные практики или нет, должно приниматься в зависимости от того, каким образом они воздействуют на сознание человека. Если омрачения частично исчезают, а состояние сознания становится более благоприятным (например, менее сонливым и более бодрым[5]), то подобные практики «должны применяться», отмечал Будда. Это связано с тем, что главной задачей срединного пути является уничтожение омрачений. Поэтому срединный путь также не является указанием на «умеренность в желаниях» в виде поиска баланса между религиозной и обычной жизнью. В учении Будды подобные желания также связаны с омрачениями[4].

Проявлением срединного пути также могут служить безответные вопросы, на которые Будда отказывался отвечать, и теория взаимозависимого возникновения в контексте перерождений. В последнем случае указывалось, что нет какой-либо неизменной души с одной стороны, но также ошибочна точка зрения и о том, что не существует какого-либо бытия после смерти с другой[6]. Существовали и другие взгляды (диттхи), на ошибочность которых указывал Будда с помощью срединного пути[4].

Срединный путь не является предопределённым и догматическим, а поиск срединного пути не является лёгким и происходит у последователя со значительными усилиями. Часто внешние условия могут меняться, поэтому буддисту необходимо искать новый центр тяжести в каждой новой ситуации. Буддолог В. Г. Лысенко сравнивает подобный поиск с напряжённой попыткой пересечь минное поле, где предыдущий шаг не гарантирует правильность последующего[7][4].

В махаяне срединный путь трактуется в целом как середина между любыми двумя крайностями, полярными мнениями и как середина между каждыми парами «да» и «нет». В учении школы Нагарджуны это понимается как ошибочность противоположных утверждений «нечто есть» и «ничего нет». Это понимание является следствием осознания взаимозависимого возникновения, пустоты и отсутствия собственной природы у всех вещей[8]. В качестве получившего известность «срединного пути восьми „не“» Нагарджуна подразумевал следующие отрицания: «Нет смерти, нет рождения, нет разрушения, нет постоянства, нет единственности, нет множественности, нет ухода и нет прихода». Буддолог Д. Т. Судзуки видел явное сходство между данными восьми «не» и таковостью, также описываемой Ашвагхошей через ряд отрицаний[9]. Также с помощью срединного пути в школе Нагарджуны указывалось на тождественность сансары и нирваны, которые формируют весь окружающий мир, содержащий в себе природу Будды[6].

В Махапаринирвана-сутре срединный путь описывается следующим образом[10]:

Пустое — все рождения и смерти. Не-пустое — Великая Нирвана. Даже не-Я относится к рождениям и смертям. Я называется Великой Нирваной. Если постигаешь, что всё пусто, но не постигаешь не-пустоты, это не называется Срединным Путём. Даже если постигаешь не-Я всего сущего, но не постигаешь истинного Я, это тоже не называется Срединным Путем. Срединный Путь — это природа Будды.

В китайской школе Тяньтай срединный путь трактовался не как середина между двумя крайностями, а как их единство[11].

Шестой чаньский патриарх Хуэйнэн рассматривал процесс нахождения срединного пути с помощью снятия 36 пар оппозиций между различными противоположностями (например, «Если вас спросят о „профане“, то скажите что-нибудь о „святом“ и наоборот»). Так как многие оппозиции можно рассматривать и как производные оппозиции, основатель чаньской школы Линьцзи Линьцзи Исюань выражал процесс снятия всех оппозиций более коротко и решительно с помощью снятия одной корневой оппозиции: «Бей их обоих — и Будду и Мару». Подобная рекомендация была также связана с «весьма радикальными и эффективными методами перестройки нормальных психических структур» в чаньской школе[12].

Понятие «срединного пути» вводится в этой сутре в качестве идеологемы, наряду с «четырьмя благородными истинами», образующими каркас буддийского учения.

Примечания

[править | править код]
  1. Лысенко, 2011, с. 651—652.
  2. Корнев, 1992, с. 95.
  3. Дюмулен, 2003, с. 23.
  4. 1 2 3 4 Лысенко, 2011, с. 652.
  5. Лысенко, 2004, с. 191—192.
  6. 1 2 Лысенко, 2011, с. 653.
  7. Лысенко, 2004, с. 182—183, 193.
  8. Андросов, 2011, с. 343.
  9. Судзуки Д. Т. Основные принципы буддизма махаяны / Пер. с англ. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2002. — С. 116—117. — 382 с. — ISBN 5-02-026180-7.
  10. Литвинцев О. С. Социальные аспекты «Махапаринирвана-сутры» // Буддийские тексты Китая, Тибета, Монголии и Бурятии (социально-философский аспект) / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2012. — С. 31—32. — 176 с. — ISBN 978-5-9793-0469-4.
  11. Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Отв. ред. М. Т. Степанянц, Абаев Н. В.. — Новосибирск: Наука. СО РАН, 1995. — С. 107. — 224 с. — ISBN 5-02-030757-2.
  12. Абаев Н. В. Соотношение теории и практики в чань-буддизме: на материале «Линь-цзи лу» IX в. до н. э.: Диссерт. на соиск. уч. степени кандидата историч. наук / Научн. рук.: доктор исторических наук Н. Ц. Мункуев. — Академия наук СССР, Институт востоковедения. — М., 1977. — С. 114—115. — 181 с.

Литература

[править | править код]