Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2023 года; проверки требует 1 правка.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2023 года; проверки требует 1 правка.
Исследователь ислама Беннигсен считает, что к началу проповеди Мансура в Чечне большинство чеченской аристократии уже приняло ислам, но большинство простых горцев если и приняло ислам, то лишь формально, продолжая сохранять языческие верования[16]. Не известно, был ли Мансур первым имамом, но чеченский фольклор сохранил предания о его предшественнике, жестоком шейхе Термаоле, который тысячами убивал неверных соплеменников. Исследование могильных плит, которые почитаются как связанные с Термаолом, показали, что на них высечены имена Терма и его родственника Ола из семьи кабардинского происхождения, датируемые временем около 1540 года.[17][неавторитетный источник]
К периоду начала деятельности Мансура в Чечне (Беннигсен считает, что он объявил себя имамом в 1784 году и начал активно проповедовать в 1785) Турция активно вела подготовку к войне с Россией за возвращение Крыма. По мнению Беннигсена, как турецкие, так и русские эмиссары на Кавказе активно пытались заручиться поддержкой горской аристократии, при этом с одной стороны полностью игнорируя простое горское население, а с другой опасаясь, что открытый бунт горцев дестабилизирует обстановку в регионе и вынудит местную элиту отказаться от участия в русско-турецком конфликте. Сложившейся ситуацией мог воспользоваться исламский орден (тарикат) Накшбандия, начавший активно проповедовать ислам среди горцев.[16] Одной из целей тариката было противодействие экспансии Российской Империи в регионе.
Чеченец[18][19], происходил из тейпаэлистанжхой[20][16][21][22]. Отец Мансура — Шаабаз, вместе с братьями Эламхой и Шахабом, переселились в Алды со своего хутора, располагавшегося недалеко от аула Тевзана, приблизительно в 1740-х годах. Территориально хутор предков Мансура располагался там же, где было основано селение Хаттуни спустя почти сто лет[16].
В конце XVIII века Мансур начал проповедовать своё учение среди чеченцев, настраивая их против России. Чеченцы, как пишут современники Мансура, были тем народом, что поддержали его более других[23], вероятно, тут имеется ввиду о поддержке чеченцев Шейха Мансура во время его нахождения среди них. После его перехода в земли черкесов, его основными боевыми товарищами были черкесы.
8 марта 1785 года генерал Петлинг сообщил рапортом генерал-аншефу П. С. Потёмкину, наместнику Кавказа о появлении в чеченских лесах за рекой Сунжей «проповедника». Туда были направлены лазутчики. Одному из них удалось побывать в селении Алды, главном штабе шейха, и там разведать, что окружающее население собирается в Алды и подготавливают выступление на Кабарду «чтобы подчинить их мусульманскому закону». Он выяснил также, что Ушурма (шейх Мансур) уже установил связь с Умаханом Аварским, самым влиятельным из князей Дагестана. В это время полковник Матсен, комендант Владикавказской крепости, доложил генералу Потёмкину, что известный Шейх-Мансур проник в Кабарду и что горцы этого района угрожающе относятся к русским. В это время российские власти пробовали пресечь в начале появляющееся волнение, многократно требуя от чеченцев выдачи проповедника. В продолжении первой половины 1785 года число сторонников имама не переставало увеличиваться. В числе первых выделяются чеченцы ближайших к Алды селений, затем горцы Дагестана (лезгины, аварцы, даргинцы), кумыки и даже горцы, прибывшие из Кабарды и Кубани (черкесы).
В течение лета 1785 года имам пытался вступить в связь с османами и отправил султану первое письмо в котором объявлял себя преданным союзником и сообщал о своём намерении идти против общего неприятеля. Распространялись слухи о предстоящем выступлении войска «газавата». Князь Григорий Потёмкин-Таврический 6 мая 1785 года отдал приказ своему родственнику генералу Павлу Потёмкину, наместнику Кавказа, пленить шейха Мансура «предпочтительно без пролития крови»[16].
Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии[16].
Вокруг прославленного имама с репутацией проповедника начали группироваться многочисленные отряды, которые к концу 1785 года составляли войско до 10 000 бойцов, главным образом чеченцы и дагестанцы. Перед лицом такой опасности, русское командование вынуждено было перевести свои силы на защитное положение. Авангардная линия войск, блокирующих горы, была размещена, мелкие укреплённые пункты оставлены и все русские силы перемещены в три больших гарнизона с базами в Моздоке, Кизляре и Екатеринодаре. Блокирование гор, таким образом, было снято. С другой стороны, силы, дислоцированные в Грузии, были отозваны на Кавказскую линию. Турецкие власти в Анапе и Согугаке, которые внимательно наблюдали за ходом событий сообщают о растерянности русского командования. Комендант Сунжук-калы писал в сентябре 1785 года[16]:
«После ихнего разгрома, русские войска укрепились в гарнизонах… Объятые смятением готовятся сосредоточить войска и боеприпасы с постов лёгких в более сильные укрепления.» Он сообщает также, что даже по всей кубанской линии против турецкой линии, русские войска заняли оборонительные позиции, сконцентрировали свои силы и разрушили мосты. Война вспыхнула на всем протяжении «Кавказской линии», от Кубани до Терека. Донесения начали приходить от всех комендантов крепостей. Шейх Мансур тут же попытался попробовать свой успех в июле 1785 года, он спустился на равнины и начал наступление на крепость Кизляр, ключевую позицию на «Каспийской линии» и главную военную базу русских войск против Дагестана[16].
Его войска произвели 15 июля 1785 г., первый штурм, который был отбит; но они все же захватили форт Карга, расположенный в нескольких верстах от Кизляра. 29 июля они безуспешно атаковали форт Григориполь, затем начали свою попытку против Кизляра. Несмотря на ожесточённые штурмы, которые продолжались три дня (19 — 21 августа 1785 г.), артиллерия гарнизона Кизляра отбила все атаки и, на рассвете 22 августа войска имама отошли в горы. Так закончилась полупобедой единственная попытка горцев перенести войну на территорию противника.[16] Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления Потёмкина, (Григориполь, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию[9].
Гасан Алкадари приводит выписки из текста письма аварского правителя Уммахана Шейху Мансуру[16]:
Во времена когда появился знаменитый религиозный деятель Мансур, он начал проповедовать законы шариата в Чечне, и возжелал на примере Чечни также и в Дагестанском округе воплотить свои планы. Умахан решил воспрепятствовать этому, запрещал слушать проповеди Шейха Мансура Аварскому народу. Мне самому довелось видеть старую книгу в которой было письмо написанное от Уммахана Мансуру которое содержит следующее послание: «Много почитаемый Шейх Мансур, в своих призывах ты желаешь, чтобы я и народ Дагестанский вместе с народом Чечни направились в Крым воевать с русскими, чтобы послужить исламу. Но у русских огромные силы. Воинство намеревающиеся выступить против них должно обладать хотя бы равной силой и обладать военными навыками необходимые для ведения долгой и затяжной войны. Дагестанский народ не обладает таким воинством. Чтобы содержать воинов они должны в течение недели совершать набеги в Грузию с небольшими затруднениями, захватывать добычу и быстро возвращаться. Такими хитростями они здесь и живут. Известно такими методами перед Российской империей успехов не достигнуть, это может стать гибелью для Дагестанского народа. Поэтому я не могу тебе ни чем помочь.
Проповедник Шейх Мансур в 1199 (1785) году в период правления султана Абдул-Гамида был назначен Турецкой державой в Чеченский и Дагестанский округ, чтобы собрать ополчение из мусульман, поднять народы этих округов на священную войну. В дальнейшем вмешаться в войну между Россией и Турцией возникшую в то время в Крыму. Шейх-Мансур будучи человеком известным среди мусульман и владеющий религиозным учением благородных нравов, был влиятельной фигурой среди народов Чечни и Дагестана как это выясняется из призывов и писем написанных в стихотворной форме, в книгах той эпохи[16].
Но аварский хан Уммахан пресекал любую связь дагестанцев с Шейхом Мансуром, запрещал помогать или вступать в союзники Шейху Мансуру, так же, как и Шамхал Тарковский, Казикумухский и Кюринский хан и его сын Сурхай-хан[28].
После неудачи под Кизляром шейх Мансур потерял многих последователей. Сам он нашёл убежище среди кумыков, поселившись в кумыкских сёлах, где начал собирать новое войско[29][30]. Для того чтобы собрать новое войско он направил гонцов во все уголки Кавказа, с призывом встать под его знамёна и прибыть к Моздоку для борьбы с империей. На его призыв откликнулось 20 тысяч, среди которых были кабардинцы, кумыки, чеченцы и аварцы. Узнав о планах горцев, русское командование выдвинуло им навстречу 4-тысячное войско под командованием полковника Нагеля. Ему была поставлена задача разгромить горское войско до того как они соберутся в указанном месте[31][32][33]. Произошедшее с 30 октября по 2 ноября 1785 года близ татартупских развалин, недалеко от нынешнего осетинского села Эльхотово сражение вошедшее в историю как Татартупское, по причине своих беспорядочных действий горцы потерпели поражение и были вынуждены отступить в свои владения. Поражение внесло раздор в ряды горцев. Кумыки отступили в свои владения, аварцы и чеченцы устроили между собой резню, а кабардинцы вскоре объявили о покорности русским и направили им в поддержку свой отряд для действий против турок. Сам шейх Мансур перебрался за Кубань[34][35][36].
20 сентября 1787 года отряд полковника Ребиндера (армии Потёмкина) атаковал главный лагерь шейха Мансура из 600 арб, стоявших вагенбургом между реками Урупом и Лабой. После упорного сопротивления Мансур был выбит оттуда. 21 сентября Мансур попытался обратно отбить вагенбург. 22 сентября Мансур снова напал на русских и снова неудачно. С 13 октября по 2 ноября отряд Текелли численностью 12 тысяч чел. совершил рейд за Кубань против остатков войск шейха Мансура[37].
В октябре 1788 года генерал-аншефТекели предпринял экспедицию к крепости Анапа в которой находился гарнизон состоящий из горцев и турок. Руководил обороной крепости Мансур. После ожесточенного боя штурмующие отступили[38]. В начале 1790 года отряд под руководством генерал-поручикаЮ. Б. Бибикова совершил второй поход к крепости Анапа, который завершился полным поражением. Отряд потерял почти половину личного состава и отступил. В итоге из 8-тысячного отряда Бибикова в живых осталось только 2 тысячи человек[39][40].
После победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-паши на берегу Кубани силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в построенной турками крепости Анапа, которая готовилась к обороне.[41] 22 июня 1791 года, во время штурма российскими войсками Анапы, Мансур был ранен[42], а после взятия Анапы и отчаянного сопротивления[43] был пленён[44][45][46][43][47][48][49][50][51][52][53][54][55][56][57][58][59][60] (или сдался в плен[61][34][35][36]). Штурм, проводившийся генералом Гудовичем был кровопролитнейшем, защитники Анапы были истреблены практически поголовно. Оставшиеся в живых сторонники Шейха Мансура говорили что он был душой всей обороны. В последние минуты боя, Мансур вместе с 16 своими приверженцами, заперся в землянке, но был окружен и взят в плен.[62] После этого он был немедленно, под конвоем, отправлен в Петербург[63][64][65]. Отношение к Мансуру было не как к пленному, а как к бунтовщику («опасному политическому преступнику»). Он допрашивался много раз секретарем «тайной экспедиции», а затем, по указу Екатерины, данному 15 октября 1791 года полковнику Кулебякину, коменданту Шлисельбургской крепости, был приговорен к пожизненному заключению в этой крепости «за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи»[66].
Сего апреля 14-го из объявленной экспедиции отпущенное повеление здесь мною оное получено 15 числа о погребении и о вывозе ис крепости на Преображенскую гору тела находящегося в сей крепости секретного арестанта Шиха Мансура. Исполняя оное повеление сего месяца в шестое на десять число пополудни в двенадцатом часу вышеписанного Ших Мансура тело ис крепости поручиком Юхаревым вынесено и прямо водою на Преображенскую гору отвезено, где оное и погребено, о чём сим Правительствующего Сената Тайной экспедиции покорнейше имею честь донесть.
У Шейха Мансура было два родных брата: Танти и Тыча. Он был женат на Чачи, от которой у него, на момент его ареста, было трое детей — сын Яса (8 лет), и две дочери Рагмет (4 года) и Намет (1 год)[16][68][69][70]. В одном из столкновении с царскими войсками погиб родной брат Шейха Мансура[71].
В 1838 году в своей книге «Путешествие в Черкесию» Эдмонд Спенсер зафиксировал посвящённую шейху Мансуру песню, исполняемую местными бардами, и описал Мансура как героя всего Кавказа[72].
↑Принадлежность шейха Мансура к накшбандийскому ордену ставится под сомнение к.и.н. Д. В. Овсянниковым.
Источники
↑ 123Фурман Д. Е. Чечня и Россия: общества и государства. — М.: Права человека, 1999. — с. 427
↑ 12Алироев И. Ю., Сайдулаев М. М. Чеченцы! Кто они? — М. : Агент, 1999. — с. 167
↑ 12Алексеев И. Л. Мир Ислама: История, Общество, Культура. — М. : Издательский дом Марджани, 2009. — с. 347
↑ 123Даудов А. Х. Национальная государственность горских народов Северного Кавказа, 1917—1924 гг. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. университета, 2009. — с. 222
↑Индрисов Ю. М., Абдусаламов М. Б. Кумыкские феодальные владения в контексте развития и краха теократического проекта имама Мансура в 1785—1786 годах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4.
↑Алиева С. И. Г. Некоторые аспекты азербайджано-кумыкских связей //Вестник Чувашского университета. – 2012. – №. 1
↑Савенко, Г. П. Религиозный фактор и его роль в обосновании террористической деятельности на Северном Кавказе: исторический опыт и современная практика / Г. П. Савенко ; Ставропольский государственный университет // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. — 2007. — № 8(39), вып.4. — С. 108—113
↑Янин В.Л.Отечественная история: К-М: (рус.). — Большая российская энциклопедия, 2000. — С. 477. — (Отечественная история: история России с древнейших времен до 1917 года : энциклопедия в пяти томах).
↑Т. М. Айтберов и Ш. М. Хапизов. Эпиграфические источники по истории распространения ислама в Чечне (XVI‑XIX вв.). Известия СОИГСИ № 20(59), 2016, стр. 19-21.
↑Очерк о жизни и деятельности первого имама Чечни Мансура-Ушурма (1785—1791) 1930 г. Движение Шейха Мансура-Ушурма
↑«Чеченцы: история и современность» / Составление и общая редакция Ю. А. Айдаева. — Москва: Мир дому твоему, 1996. — 150 с
↑XX Научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки: 6-7 апреля 1999 г. : тезисы докладов Лицевая обложка Николай Николаевич Дьяков, Андрей Алексеевич Жуков, Борис Николаевич Мельниченко Изд. С.-Петербургского университета, 2000 — Всего страниц: 174
↑Петер Симон-Паллас. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 г (рус.) / В. Аталиков. — Нальчик: М. и В. Котляровых, 2010.
↑Джон Баддели. Завоевание Кавказа русскими. 1720—1860. — 1908. — / Пер. с англ. Л. А. Калашниковой. — М. [L.]: Центрполиграф (Longmans, [1908]), 2011. — ISBN ISBN 978-5-227-02749-8..
↑Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Годы изданий 1871-1888, TOM II.
«Чеченцы оставили Мансура. Неудача под Кизляром сильно подействовало на сообщников Мансура , теперь ясно видевших, что предсказания его не сбываются и его последователи терпят лишь одни неудачи. Чеченцы решились оставить своего имама, который принужден был покинуть свою родину и скрыться в кумыкских селениях. Последний найдя себе приют в селении Эндери, не терял еще надежду на лучшую будущность и вербовал себе новую толпу хищников. Все искатели приключений находили у него приют и выслушивали хвастливые обещания. Жители селения Казанищ, Губден, Хунзаха, Эрпели, Карабудахкента, Каякента и др. по партиям или в одиночку стекались к имаму. Мансур, не дождавшись прибытия обещанных им чеченских войск , отправился на речку Ярыксу»
↑История русской армии. 1812-1864,гг. Военно-историческая библиотека). — СПБ; ООО «издательство «Полигон», 2003. С. 457
«В августе 1785 года Мансур вместе со своим войском нападает на Кизляр, но не сумев захватить, отступает. Эта неудача сильно подействовала на приверженцев Мансура, они отказались участвовать в его войске. Но кавказское начальство того времени не сумело воспользоваться этим озлаждением и Мансур вскоре усилился. Найдя себе приют в селении Эндирей в сентябре 1785 года, после августовского нападения на Кизляр, он не терял еще надежду на лучшее будущее и вербовал себе новых сторонников, осенью нападения возобновились»
↑Все Кавказские войны России: самая полная энциклопедия / А. Куликов, В. Рунов. — М.: Эксмо, 2013. — 605
↑ 12История СССР с древнейших времен до наших дней. — Серия 1. С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. — Том 3. Превращение России в великую державу. Народные движения XVII—XVIII вв. / Редколлегия тома: Л. Г. Бескровный и др. — М.: Наука, 1967. — 748 с. — с. 648.
↑ 12Стрежнев И. К студеным северным волнам: А. С. Пушкин и Беломорский Север: литературно-краеведческие очерки Северо-Западное книжное издательство, 1989.
↑ 12Гасаналиев М. Шейх Мансур (Ушурма) как руководитель освободительного движения (статья). — Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. — 2011. — № 2. — с. 18—21.
↑Никита Филатов, Александр Сергеевич Пушкин. Этюд со смертельным исходом Библиополис, 1993
↑Саид-Хасан Хамзатович Мусхаджиев, Мускхаджиев С. Х (Саид-Хасан Хамзатовых). Исламский узел Кавказской войны: идеол. и полит. аспекты освободит. движения на Сев. Кавказе (конец XVIII-первая пол. XIX в.) МГТУ, 2006
↑Ливен А. Чечня: Трагедия российской мощи. Первая чеченская война 2019, ISBN 978-5-91244-218-6
Александр Беннигсен.Народное движение на Кавказе в XVIII в. (Священная война Шейха Мансура (1785—1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях) // (рус.). — Махачкала, 1994. — 5000 экз.