Кирик Новгородец

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ки́рик Новгоро́дец
Художественное изображение с обложки издания 1980 года
Художественное изображение с обложки издания 1980 года
Дата рождения 1110(1110)
Дата смерти после 1158 (?)
Страна
Род деятельности книжник, мыслитель, математик и, возможно, летописец

Ки́рик Новгоро́дец (1110 — после 1158 (?)) — древнерусский (новгородский) книжник, мыслитель, и, возможно, летописец, диакон (позднее — иеромонах, в схиме получил имя Кирилл) и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136) и «Вопрошания Кирикова» (40—50-е годы XII века)[1]. Первый русский математик, известный по имени[2].

Биография[править | править код]

Согласно автобиографической приписке к «Учению о числах» на момент завершения труда в 1136 году автору было 26 лет[1]: «Рождения моего до сюда бяше лет 26, а месяцев 312, а недель 1300, а дней 9500, без три дни…».

Там же сообщается, что автор являлся монахом Антониева монастыря в Новгороде, где совмещал обязанности дьякона и доместика (то есть руководителя церковного хора при монастырской церкви Рождества Богородицы): «калугер Антонов Кирик, диакон, доместик церкви святыа Богородица»[3].

Сумма заключённых в «Учении о числах» астрономических, математических и календарных знаний, с учётом профессиональных занятий Кирика церковными песнопениями, представляет классический квадривиум, который в средневековье соответствовал высшей образовательной подготовке. Кирик получил подготовку в стенах Антониева монастыря, основанного в 1106 году Антонием, «уроженцем Рима» (ум. 1147), которого историки относят к числу ирландских монахов, рассеянных по Европе.

Из «Вопрошания» известно, что к середине XII века Кирик стал иеромонахом[1] и занимал при главе Новгородской республики архиепископе Нифонте сравнительно высокое положение. Об этом свидетельствует то, что во время посещения Нифонтом Киева в 1147 или 1149 году (или дважды, в оба года) Кирик находился в его свите, встречался и беседовал с главой Русской церкви митрополитом Климентом Смолятичем; содержание беседы он отразил в «Вопрошании». О высоком духовном положении Кирика также свидетельствует то, что он исповедовал не только мирян и монахов, но и священников. О том же говорит факт обсуждения Кириком наедине с Нифонтом острых богословских вопросов еретического характера, чем приводил иерарха в замешательство и даже ярость.

В «Вопрошании» есть место, где Кирик обращается за советом к Нифонту, когда ему принять схиму — сейчас или в старости, склоняясь к первому варианту по причине слабого здоровья: «…но ли боуду лоучии тъгда; но хоуд иесмь и болен». В тот момент Нифонт не дал Кирику благословения на схиму. Толчком к реализации мысли о схиме для Кирика могла быть смерть Нифонта, последовавшая в 1156 году. О произошедшем затем принятии Кириком схимы может свидетельствовать его новое имя Кирилл, под которым он стал известен позже.

Предполагается, что в 50-х годах XII века Кирик был ещё жив. Возможно, до 1156 года он вёл Новгородскую владычную (архиепископскую) летопись, а в 1156—1158 годах написал часть «Вопрошания»[1].

В разных списках имя автора имеет варианты: Кирик, Кюрик, Кюрьяк, Кириак. Исследователи его биографии склоняются к мысли, что он дважды менял имя: при рождении он был назван Константином, в монашестве — Кириком, а в схиме — Кириллом.

Сочинения[править | править код]

  • «Кириково учение, имже ведати человеку числа всех лет» — астрономический трактат, посвящённый вычислениям пасхалий, счёту дней от сотворения мира и т. п. средствами средневековой математики.
  • «Впрашание Кюриково еже впроша епископа ноугородского Нифонта и инех» — было широко известно, служило практическим руководством для священников при отправлении ими духовных обязанностей.

Некоторые исследователи предполагали, что «Учение» и «Вопрошание» составлены разными авторами[4][5], но это не признано большинством учёных[1].

«Учение о числах»[править | править код]

Кирик Новгородец. «Наставление, как человеку познать счисление лет». Рукопись. Лист 345 оборот.

Представляет собой небольшой трактат об исчислении времени, древнейшее сохранившееся русское сочинение по математике, хронологии и пасхалистике[1]. Рассматривается в качестве первой русской оригинальной статьи о календаре, в которой приведены система пасхального вычисления и теоретические основы календарного счёта[2]. Оригинальное название этого произведения: «Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». В тексте «Учения» говорится, что оно написано в Новгороде в 1136 году, между 19 июля (вокняжение Святослава Ольговича) и 1 сентября (наступление 15-го индикта). В арифметических расчётах фигурируют числа до десятков миллионов.

В списках имеется нумерация, разбивающая текст на 27 небольших разделов. В разделах 1—5 названо число лет, месяцев, недель и дневных часов, прошедших от сотворения мира до 6644 (1136) года, а также изложена методика подсчётов. Разделы 6—15 содержат учение об индикте, круге солнца, круге луны, «веках» (тысячелетиях), «поновлениях» неба, земли, моря и воды (40-, 60-, 70- и 80-летних циклах), високосных годах, «большом круге» (532 года). В разделах 16—19 снова говорится о числе месяцев (календарных и лунных), недель, дней и часов в году. В разделах 21—27 сказано о «дробных часах» — час делится на 5 «дробных часов», те на 5 «вторых дробных часов» и т. д., вплоть до «седьмых», что, как считается, связано с описанием музыкальных интервалов. Далее приведены дата написания «Учения» (год, индикт, круг солнца и луны), пасхальные расчеты для 6644 (1136) года, краткие сведения об авторе и упоминание, что в период написания сочиения в Византии правил император Иоанн II Комнин, в Новгороде — князь Святослав Ольгович с указанием возраста последнего и архиепископ Нифонт. Текст завершается подсчётом числа лет, месяцев, дней и часов, прошедших с момента рождения Кирика.

В основу «Учения» была положена византийская традиция пасхалистики. Столь же ранние образцы древнерусских пасхалий не известны. Кроме того, в тексте обнаруживается влияние античного наследия, возможно пифагорейской шолы о круговом движении времени. Эти космологические представления были опосредованы христианскими текстами. Кирик мог их почерпнуть, предположительно, из несохранившихся переводных космографических сочинений. В сочинении также имеются свидетельства влияния произведений византийских хронистов[2]. М. Ф. Мурьянов отмечал, что деление часа на 5 частей имеется в трудах английских книжников — Беды Достопочтенного, Симеона Даремского, и Гонория Августодунского. Прослеживается влияние семитысячников, ранних славянских памятников, расписывавщих число месяцев, недель и т. д. в 7000 лет. К этим источникам восходят также утверждения «Учения» о циклических обновлениях стихий. Предполагается, что свои сложные арифметические расчеты автор производил при помощи абака[1].

«Вопрошание Кириково»[править | править код]

Представляет собой каноническое сочинение в вопросно-ответной форме. Написано в 40—50-е годы XII века. Текст также называют «Вопрошание Кирика». Оригинальное название: «Се иесть въпрошние Кюриково, иеже въпроша иепископа ноугородьского Нифонта и инехъ», «Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту». «Вопрошание» известно в трех редакциях, в большом числе списков XIII—XVII веков. По композиции этот текст — длинный список вопросов Кирика, которые тот обсуждал с архиепископом Новгородским Нифонтом, митрополитом Киевскому и всея Руси Клименту Смолятичу и другими лицами. Памятник посвящён вопросам догматически-канонического характера, которые, как предполагается, обсуждались в среде духовенства и прихожан средневекового Новгорода[2]. По жанровой принадлежности «Вопрошание» является произведением канонического права. О популярности памятника говорит включение его в древнерусские Кормчие книги.

Памятник разделяется на тематические разделы: вопросы богослужебной практики, отношение к причастию, пищевые запреты, обращение в православие «латинян», иноверцев и язычников, вопросы телесной и духовной чистоты в отношении к посту и брачным отношениям, взаимоотношения полов в среде мирян и духовенства. Большое внимание уделено вопросам материнства, детства, суеверий, народной религии. Многие вопросы Кирика остались без ответа: «Ти он помолче».

По мнению Т. В. Гимона, большая часть вопросов Кирика обусловлена на реалиями церковной жизни. Так, в ст. 4 речь Кирик спрашивает о допустимости ростовщичества, называет размеры процентов. Нифонт в ответ лишь призывает мирян снижать проценты. В ст. 33 говорится о поклонении роду и рожаницам. С. 40 рекомендует разные сроки поста оглашенных, предшествующего крещению: славяне должны поститься 8 дней, «болгарину, половчину, чюдину» следует соблюдать пост в 40 дней. В ст. 55 затрагивается вопрос о допустимости хоронить умершего с иконой. Эта практика подтверждается археологическим находками. В ст. 65 Кирик спрашивает, нет ли греха в том, чтобы «по грамотам ходити ногами». Речь идёт, вероятно, о берестяных грамотах. В ст. 69 поднимается вопрос о мужчинах, которые открыто или тайно берут наложниц из числа своих рабынь.

Вопросно-ответная форма произведения восходит к переводным византийским по происхождению памятникам, имеющимся в составе Кормчих книг. Чаще всего автором упоминаются правила патриарха Константинопольского Иоанна IV Постника, Василия Великого, патриарха Александрийского Тимофея. Помимо прочего, автор просит дать толкование каноническим правилам, ссылаясь в основном на тексты, известные в составе Ефремовской Кормчей — Древнеславянской Кормчей в 14 титулах без толкований. Источниками произведения были также апокрифические и западные по происхождению источники.

«Вопрошание» представляет собой чрезвычайно редкий источник о повседневной жизни древнерусского города, о ранней истории христианства и остатках язычества на Руси. В произведении продолжается практика «вопрошаний» киевских монахов второй половины XI века — Феодосия Печерского, игумена Спасо-Берестовского монастыря Германа, Иакова Черноризца, обращенных к митрополитам — Георгию, Иоанну II. При этом «Вопрошание Кириково» отличается бо́льшим тематическим охватом[1].

Предполагаемая деятельность[править | править код]

Считается, что с именем Кирика связаны отдельные статьи в Новгородской первой летописи, под 1136—1137 или 1132—1156 годами («свод Нифонта», начало реконструируемой так называемой Новгородской владычной летописи). Известие под 1136 годом о вокняжении Святослава Ольговича датировано с уникальной для летописного текста витиеватостью. «Учение о числах» было написано в тот же год и содержит благопожелание Святославу Ольговичу, на основании чего А. А. Шахматов выдвинул предположение, что автором этой летописной статьи являлся Кирик[6]. По мнению Д. С. Лихачёва, Кирик был составителем «Софийского временника», летописного свода 1136 года[7]. По текстологическим наблюдениям А. А. Гиппиуса, свидетельства переработки летописи в 1136 году отсутствуют, однако, согласно лингвистическим наблюдениям, один и тот же автор вёл летопись с 1132 по 1156 год — в епископство Нифонта (1130—1156). Этот период коррелируют со временем создания двух сочинений Кирика (1136 и 40-50-е годы XII века). Некоторые учёные отвергли гипотезу о летописной деятельности Кирика, поскольку в «Учении» не упоминается счёт календами, присутствующий в летописной статье 1136 года (Я. Н. Щапов), в том же сочинении вычисляется пасхальное полнолуние по 19-летним циклам, в то время как в летописи отражены наблюдения за реальными фазами луны, но неточна месяцесловная датировка (Г. Зименс)[1].

В XIX — начале XX века также предполагалось, что Кирик был переводчиком византийского историографического сочинения константинопольского патриарха Никифора, известного на Руси как «Летописец вскоре» и «Пятикнижия» Моисея. Современные исследователи отвергают эту гипотезу[2].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Гимон Т. В. Кирик // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXIV : «Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 167—170. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-039-4.
  2. 1 2 3 4 5 Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец Архивная копия от 25 января 2020 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. 1987. С. 215—217.
  3. Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец : Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 324.
  4. Goetz L. K. Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkmäler Altrusslands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts. Stuttg., 1905. S. 176.
  5. Мурьянов М. Ф. О новгородской культуре XII в. // Sacris Erudiri: Jaarboek voor Godsdienstwetenschappen. 1969/1970. T. 19. P. 415—436.
  6. Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1. Кн. 1. С. 137—138.
  7. Лихачёв Д. С. «Софийский временник» и новгородский политический переворот 1136 г. // Лихачев Д. С.. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 154—184.

Издания сочинений[править | править код]

Литература[править | править код]

  • К[алайдович] К. [Ф.] Прибавление к статье «О времени перевода нашей Библии» // Труды Общества любителей российской словесности. — М., 1823. — Ч. 3. — С. 169—173.
  • Кирик // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. — СПб., 1896—1918. — Т. 8. — С. 646—647.
  • Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины : Тексты и заметки. — М., 1912. — С. 257—270.
  • Смирнов С. И. Древнерусский духовник : Исследование по истории церковного быта. — М., 2004. — С. 180—227.
  • Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М.—Л. : 1947. С. 203—204, 211—212, 442.
  • Зубов В. П. Кирик Новгородец и древнерусские деления часа // Историко-математические исследования. — Вып. 6. — 1953. — С. 196—212.
  • Щапов Я. Н. Кирик Новгородец о берестяных грамотах // Советская археология. — 1963. — № 2. — С. 251—253.
  • Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. — М., 1978 (по указ.).
  • Раик А. Е. К вопросу о делении часа у Кирика Новгородца // Историко-математические исследования. — Вып. 16. — 1965. — С. 187—189.
  • Мурьянов М. Ф. О новгородской культуре XII в. // Sacris Erudiri: Jaarboek voor Godsdienstwetenschappen. 1969/1970. T. 19. P. 415—436.
  • Мурьянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца // Вопросы истории астрономии. — М., 1974. — Сб. 3.
  • Симонов Р. А. О композиционной структуре «Учения» Кирика Новгородца (1136 г.) // Историко-математические исследования. — Вып. 18. — М., 1973. — С. 264—277.
  • Симонов Р. А. Кирик Новгородец — ученый XII в. — М. : Наука, 1980. — 112 с.
  • Симонов Р. А., Цыб С. В. К изучению древнерусской календарной традиции : «Индекта» и сентябрьские эпакты в «Учении» Кирика Новгородца // Проблемы источниковедения истории книги. — М., 1997. — Вып. 1. — С. 4—12; Парфененков В. О. Древнерусское сочинение XII в. «Вопрошание Кирика» : История текста : АКД. — СПб., 1999.
  • Симонов Р. А. Естественнонаучная мысль Древней Руси : Избранные труды. — М., 2001. — С. 37—88.
  • Симонов Р. А. «Учение» Кирика Новгородца // Письменные памятники истории Древней Руси. — СПб., 2003. — С. 110—111.
  • Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси : По данным средневековой книжной культуры. — М., 2007. — С. 37—53, 306—335.
  • Симонов Р. А. О возможности/невозможности участия Кирика в новгородском летописании // Вспомогательные исторические дисциплины — источниковедение — методология истории в системе гуманитарного знания : Материалы XX междунар. науч. конф., Москва, 31 янв. — 2 февр. 2008 г. — М., 2008. — Ч. 2. — С. 590—594.
  • Симонов Р. А. Роль Кирика Новгородца в культуре Руси : (К 900-летию со дня рождения) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2010. — № 4 (42). — С. 70—83.
  • Симонов Р. А. Кирик Новгородец — русский ученый XII в. в отечественной книжной культуре. — М. : Наука, 2013. — 400 с. — Серия «Научно-биографическая литература». isbn 978-5-02-035597-2
  • Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца из собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1985. — Т. 40. — С. 379—384.
  • Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX в. и их отражение в памятниках славяно-русской письменности : («Летописец вскоре» Константинопольского патриарха Никифора). — СПб., 1998. — С. 54—58. (ППС; 97(34)).
  • Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы : Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев : Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • Турилов А. А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов — «семитысячников» // Естественнонаучные представления Древней Руси. — М., 1988. — С. 27—38.
  • Турилов А. А. Ответы Георгия, митр. Киевского, на вопросы игум. Германа — древнейшее русское «вопрошание» // Славяне и их соседи. — М., 2004. — Вып. 11. — С. 211—262.
  • Макарий, митрополит. История русской церкви. — 1995. — Кн. 2 (по указ.).
  • Гиппиус А. А. Лингво-текстологическое исследование Синодального списка Новгородской первой летописи : АКД. — М., 1996. — С. 23.
  • Гиппиус А. А. «Русская правда» и «Вопрошание Кирика» в Новгородской кормчей 1282 г. : К характеристике языковой ситуации древнего Новгорода // Славяноведение. — 1996. — № 1. — С. 48—62.
  • Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // Новгородский исторический сборник. — 1997. — Вып. 6 (16). — С. 40—41.
  • Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг.). — СПб., 1996. — С. 306—310.
  • Голубинский Е. Е.. История русской церкви. — Т. 1. Пол. 2. — С. 356—357, 362—365, 420, 423—428, 432, 434—437, 444—445, 449—450, 453, 456—459, 474—475, 477—478.
  • Зименс Г. Вычисление Пасхи в Новгороде в XII в. // Новгородский исторический сборник. — 1997. — Вып. 6 (16). — С. 121—127.
  • Славова Т. Календарни текстове в България през ранното средновековие: 2. Палейният календар и «Учение имже ведати человеку числа всех лет», приписвано на Кирик Новгородец // Slavia. 2000. Roč. 69. N 3. S. 267—289.
  • Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV—XVII вв. — СПб., 2002. — С. 70—74, 325.
  • Гимон Т. В. Как велась новгородская погодная летопись в XII в.? // Древнейшие государства Восточной Европы, 2003 г. — М., 2005. — С. 316—352.
  • Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения : К 870-летию «Учения Кирика Новгородца». — М., 2006.
  • Кузенков П. В. Календарно-пасхалистические традиции в Византии и на Руси в XI—XII вв. : Сопоставление календарных трактатов Михаила Пселла (1092 г.) и Кирика Новгородца (1136 г.) // Вестник церковной истории. — 2006. — № 2. — С. 133—156.
  • Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец : Ученый и мыслитель. — М., 2011.
  • Баранкова Г. С. «Неведомых словес изложено Георгием, митр. Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному поведающу» : Вопросы подлинности памятника и особенности его языка // Религии мира : История и современность, 2006—2010. — СПб., 2012. — С. 15—43.
  • Кирик Новгородец и древнерусская культура. — Вел. Новгород, 2012. — Ч. 1—2. Часть 2.

Ссылки[править | править код]