Первая программа ЦТ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Первая программа ЦТ
Первая программа Центрального телевидения Гостелерадио СССР
Последний логотип телеканала (1991 год)
Страна Флаг СССР СССР
Зона вещания Флаг СССР СССР
Время вещания

с 6:30 до 1:00 (пн—сб)

с 8:00 до 1:30 (вс)[1]
Язык вещания Русский
Формат изображения 4:3
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 22 марта 1951 года
Дата конца вещания 27 декабря 1991 года
Причина закрытия Реорганизация Всесоюзной ГТРК в телерадиокомпанию «Останкино»
Заменил Флаг СССР Телевидение им. Горького
Заменён Флаг России (1991—1993) 1-й канал Останкино
Основатель Совет министров СССР
Владелец Гостелерадио СССР
Прежние названия ЦСТ (22 марта 1951 — 13 февраля 1956)
Первая программа ЦСТ (14 февраля 1956 — 1957)
Первая программа ЦТ (1957 — 16 сентября 1991)
Первый канал ЦТ (16 сентября — 27 декабря 1991)
Родственные телеканалы Флаг СССР Вторая программа ЦТ
Флаг СССР Московская программа ЦТ
Флаг СССР Четвёртая программа ЦТ
Флаг СССР Шестая программа ЦТ

«Первая программа Центрального телевидения» (ранее — «Центральная студия телевидения», «Первая программа ЦСТ», «Первая программа ЦТ», «Первый канал ЦТ») — бывший флагманский телеканал, принадлежавший Гостелерадио СССР (1951—1991) и Всесоюзной ГТРК (1991).

Являлся главным по значимости флагманским телеканалом в составе Центрального телевидения Гостелерадио СССР.

История[править | править код]

1951—1987. Монополия Гостелерадио[править | править код]

Вещание[править | править код]

Телеканал начал вещание 22 марта 1951 года после образования «Центральной студии телевидения» на базе телевидения имени Горького. С 1 января 1955 года вещает ежедневно вечером[2]. 14 февраля 1956 года телеканал получил наименование «Первая программа ЦСТ» в связи с запуском вещания «Второй программы ЦСТ». Год спустя получил нынешнее название «Первая программа ЦТ».

В последующие годы вещание канала было распространено на всю европейскую часть СССР, а со 2 ноября 1967 года — на всю территорию страны. В 1971 году Гостелерадио СССР запустило дубль «Первой программы ЦТ» по телевизионной спутниковой сети «Орбита» («Орбита-1») для Урала, Средней Азии и часть Казахстана, учитывающая разницу часовых поясов (+2 часа от московского времени). С 1 января 1976 года ЦТ запустила ещё три дубля («Орбита-2,-3,-4») специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +8, +6 и +4 часа.

Программы[править | править код]

На телеканале выходили новостные передачи, документальные проекты, спортивные трансляции, музыкальные программы, телеспектакли, художественные фильмы, мультфильмы, программы для детей.

Учебные программы на телеканале стали транслироваться с начала 1955 года. Первыми учебными программами, показанными в январе-марте, были циклы передач «Автомобиль» и «О происхождении жизни на Земле»[3]. В эфире канала выходила постоянная рубрика «В помощь школе», включавшая телеуроки для школьников. Позже, в 1965 году из учебных передач был создан отдельный телеканал — Третья программа ЦТ, по тематике являвшийся образовательным[4].

В 1956 году начала выходить программа «Последние известия», с июля 1956 года — два раза в день, в 1960 году стала называться «Новости», с 1 января 1968 года вечерний выпуск «Новостей» стал называться «Время»[3].

В 1960-е гг. появился целый ряд программ, на долгие годы ставших флагманами отечественного телевидения: «Здоровье» (появилась в 1960 г.), «Клуб путешественников» (с 1960 г.), «КВН» (с 1961 г.), «Голубой огонёк» (c 1962 г.), «Кинопанорама» (с 1962 г.), «Музыкальный киоск» (с 1962 г.), «Сельский час» (с 1963 г.), «Кабачок "13 стульев"» (с 1966 г.), «Служу Советскому Союзу!» (с 1967 г.), «В мире животных» (с 1968 г.) и другие.

В 60-е гг. начался выпуск телевизионных художественных фильмов (до этого на ТВ показывали только кинофильмы, первоначально демонстрировавшиеся в кинотеатрах). Сначала телефильмы были односерийными, а затем появились и многосерийные. Первым многосерийным телефильмом стал 4-серийный «Вызываем огонь на себя» (1965 г.)[3][5].

В 1970-е — первой половине 1980-х гг. продолжилось увеличение объёма выпускавшегося в эфир контента. Из появившихся программ наибольшую популярность получили: «Человек и закон» (с 1970 г.), «Песня года» (с 1971 г.), «От всей души» (c 1972 г.), «Очевидное — невероятное» (с 1973 г.), «Утренняя почта» (с 1974 г.), «АБВГДейка» (с 1975 г.), «Что? Где? Когда?» (с 1975 г.), «В гостях у сказки» (с 1976 г.), «Вокруг смеха» (с 1978 г.) и другие. В 1974 г. вышла в эфир информационно-аналитическая программа на темы международной политики «9 студия». Увеличился выпуск телефильмов (среди них — «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Рождённая революцией», «ТАСС уполномочен заявить» и многие другие). Чаще стали закупать зарубежные телесериалы — как производства социалистических стран, так и западных (например, польский сериал «Четыре танкиста и собака», английский «Сага о Форсайтах»)[3].

1987—1991. Годы перестройки и закат ЦТ[править | править код]

В годы Перестройки председателем Гостелерадио стал Александр Аксёнов. Руководили обновлением Центрального телевидения СССР заместитель Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию Леонид Кравченко, Главный редактор Главной редакции молодёжных программ Гостелерадио Эдуард Сагалаев, редактор Главной редакции молодёжных программ «Взгляд» Гостелерадио Анатолий Лысенко. В 1987 году появились ежедневная утренняя информационная развлекательная программа «60 минут», ведущими которой стали Олег Добродеев, Борис Костенко, Евгений Киселёв, Сергей Алексеев, Михаил Осокин, Ирина Мишина, Татьяна Миткова, Сергей Доренко, и вечерняя информационно-развлекательная программа, выходившая по пятницам раз в две недели «12 этаж», ведущим которой стал Эдуард Сагалаев.

В 1987 году программа «60 минут» была переименована в «90 минут», а позже «120 минут». Вместо программы «12 этаж» стали выходить программы «Взгляд», выходившей по пятницам, ведущими которой стали Влад Листьев, Александр Любимов, Александр Политковский, а главным редактором этой программы стал Анатолий Лысенко и «До и после полуночи», выходившей по субботам, ведущим которой стал Владимир Молчанов. Через год Эдуард Сагалаев был назначен Главным редактором Главной редакции информации Гостелерадио.

В 1989 году Председателем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию стал Михаил Ненашев. В этом году была создана информационная программа «Телевизионная служба новостей», выходившая в эфир ежедневно поздно вечером, ведущими которой стали ведущие программы «120 минут», которая стала называться «Утро», информационно-аналитическая программа «7 дней», ведущими которой стали Эдуард Сагалаев и Александр Тихомиров, программа «Пресс-клуб», выходившая еженедельно по понедельникам, ведущей которой стала Кира Прошутинская, и в этом же году стала выходить ещё одна (наряду с «До 16 и старше») программа для подростков — «Марафон 15», создателем которой стал Сергей Супонев.

В 1990 году программа «7 дней» была закрыта, новым Главным редактором Главной редакции информации стал Ольвар Какучая, а Эдуард Сагалаев был назначен директором Четвёртой программы. В конце 1990 года были созданы негосударственные телекомпании — «ВИD» вокруг программы «Взгляд», которая начала производство телепередачи «Поле чудес» (нелицензированный аналог американской телеигры «Wheel of Fortune») и музыкальной программы «МузОБОЗ», выходившей еженедельно по понедельникам после вечерних новостей, ведущим которой стал Владислав Листьев, АТВ вокруг программы «Пресс-клуб», ставшая выпускать программу «Намедни» и развлекательную программу «Оба-на», выходившей еженедельно, ведущим которой стал Леонид Парфёнов, и REN-TV вокруг программы «До и после полуночи», кроме того позже эта телекомпания стала производить документальную программу «Тайна старой площади», выходившую в прайм-тайм.

В феврале 1991 года была создана Всесоюзная государственная телерадиокомпания, объединившей Центральное Телевидение и Всесоюзное Радио а также местные телерадиокомпании, председателем которой стал Леонид Кравченко[6], а Михаил Ненашев стал Министром печати и информации СССР (в Министерство печати и информации СССР вошли Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию и Государственный комитет СССР по печати). Программы «ТСН», «Взгляд», «Пресс-клуб», «До и после полуночи» были закрыты. Часть ведущих ТСН (Евгений Киселёв, Юрий Ростов) стали ведущими «Вестей», выходивших в эфир на втором канале и производившиеся Всероссийской государственной телерадиокомпанией, а бывший заместитель Главного редактора Главной редакции информации Олег Добродеев стал Главным редактором Дирекции информационных программ Российского телевидения.

Во время попытки государственного переворота по распоряжению самопровозглашённого ГКЧП все телеканалы Всесоюзной ГТРК отказались от обычной эфирной сетки, заменив все программы (за исключением информационных) показом балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

27 августа 1991 года новым председателем Всесоюзной государственной телерадиокомпании был назначен Егор Яковлев, а первым заместителем председателя и генеральным директором — Эдуард Сагалаев[7]. Коллектив программы «Телевизионная служба новостей» вернулся на первый канал, на его базе была создана новая информационная служба канала, (получила название Информационное телевизионное агентство, директором был назначен Борис Непомнящий, ранее старший редактор программы «Время», главным редактором Олег Добродеев) в которую вошла часть коллектива новостей Всесоюзной государственной телерадиокомпании.

Также возобновили выход в эфир программы «Взгляд», «Пресс-клуб», «До и после полуночи».

В рамках реорганизации телевизионных активов Центрального телевидения, связанных с прекращением вещания «Второй программы ЦТ», 16 сентября 1991 года телеканал прошёл ребрендинг и получил название «Первый канал ЦТ»[8], сменился логотип и заставка. С этого момента часть программ «Первого канала ЦТ» также стала выходить в повторах на «Четвёртой программе ЦТ».

Прекратил своё существование 27 декабря 1991 года в связи с ликвидацией Всесоюзной ГТРК и образованием Российской государственной телерадиокомпании «Останкино». Переименован в «1-й канал Останкино».

В большинстве печатных изданий программ передач вместо названия «Первый канал ЦТ» указывалось название «Первая программа». Название «Первая программа» продолжало указываться в печатной сводке программ передач вплоть до 2 февраля 1992 года уже после того, как канал сменил название на «1-й канал Останкино». Печатные издания, подписанные в печать после 31 января 1992 года, название «Первая программа» для обозначения «1-го канала Останкино» уже не использовали[9].

Хронология названий телеканала[править | править код]

Дата Название
22 марта 1951 — 13 февраля 1956 «ЦСТ»
14 февраля 1956 — 1957 «Первая программа ЦСТ»
1957 — 16 сентября 1991 «Первая программа ЦТ» (продолжал упоминаться в эфире до 27 декабря 1991)
16 сентября — 27 декабря 1991 «Первый канал ЦТ» (в эфире упоминался редко)

Мнения[править | править код]

«В отличие от нынешнего российского ТВ, советское ставило перед собой цель воспитать гармоничного, морально ответственного человека, к тому же умного. Одних образовательных и учебных телепрограмм в СССР было больше десятка. Причем они охватывали самую разную аудиторию — от самых маленьких граждан до пожилых.[3]»

Примечания[править | править код]

  1. Данные приведены на конец 1991 года
  2. История советского телевидения: от первых опытов до «Останкино» // Ferra.ru, 29 сентября 2014
  3. 1 2 3 4 5 Фёдор Раззаков. Гибель советского ТВ. Книга 1. Тайны телевидения. От Сталина до Горбачёва, 1930—1991. — М.: Эксмо, 2009. — 528 с. — ISBN 978-5-699-33296-0.
  4. Егоров Вилен Васильевич. Телевидение: Страницы истории. — М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. Советское ТВ: заметки из будущего. 60-е: время надежд и ожиданий // Mediasat, 12 марта 2015
  6. Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик от 8 февраля 1991 г. № УП-1441 «О создании Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании» (недоступная ссылка). Портал LawRussia.ru (1 ноября 2007). — Правовой навигатор. Дата обращения 28 октября 2016. Архивировано 29 октября 2016 года.
  7. Масленцин, Кирилл. Егор Яковлев: смотрите, я ЦТирую, Коммерсантъ-Власть, № 35 (2 сентября 1991). Дата обращения 27 декабря 2014.
  8. wek.ru:Алексей Пищулин, генпродюсер телеканала Rambler
  9. Телепрограмма на на неделю с 3 по 9 февраля 1992 года. Правда.

Литература[править | править код]

Предшественник:
Флаг СССР Телевидение имени Горького
Вещал на 1-м метровом канале в Москве
22 марта 195127 декабря 1991
Преемник:
Флаг России (1991—1993) 1-й канал Останкино