Царьград ТВ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Царьград ТВ
Tsargrad logo.png
Страна  Россия
Зона вещания интернет-вещание
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Штаб-квартира  Россия, Москва
Формат изображения 16:9 SD
Тематика телеканала новости, политика, экономика, культура, религия
Дата начала вещания 12 апреля 2015 года
1 декабря 2017 года (интернет-вещание)
Аудитория 7 млн. в месяц (2019[1])
Основатель Константин Малофеев
Владелец Медиагруппа "Царьград"
Руководители Дмитрий Скуратов
Слоган Первый русский
«Не боимся говорить правду»
Сайт tsargrad.tv

«Царьгра́д ТВ» — российский информационно-аналитический интернет-телеканал, основанный в 2015 году российским бизнесменом Константином Малофеевым. Выступает с консервативных и монархических позиций[2]. Главная телестудия находится в здании Центрального телеграфа в Москве[3]. Заблокирован на YouTube в 2020 году.

«Царьград ТВ» позиционирует себя как «первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал»[3], тесно сотрудничает с российскими общественными, культурными и религиозными организациями, в частности с Русской православной церковью. На канале критиковалась действующая власть, но не президент РФ Владимир Путин[1].

Руководство и сотрудники канала[править | править код]

Основателем и идейным вдохновителем канала является российский бизнесмен и филантроп Константин Малофеев.

Продюсером телеканала с осени 2014 года по лето 2015 года[3] был американец Джек Хэник, в прошлом — режиссёр на телеканале «Fox News». Впоследствии Хэник занимал должность советника генерального продюсера. До этого Джек Хэник участвовал в круглом столе (организованном Фондом святителя Василия Великого при поддержке Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей) 16 июня 2013 года. Там он сделал «презентацию об изменениях, происшедших в американских СМИ, и о том, как они повлияли на проблему гомосексуальных браков», и поддержал закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних[4], а также познакомился с Константином Малофеевым[5]. Сам Хэник заявлял о своём невмешательстве в редакционную политику телеканала и своей задачей называл графическое оформление[6].

К осени 2015 года на телеканале работало более ста человек. Новостную службу возглавлял журналист Андрей Норкин, собственные проекты также вели генеральный продюсер радиостанции «Коммерсантъ FM» Анатолий Кузичев и писатель Захар Прилепин[3], экономист Юрий Пронько и философ Александр Дугин[7]. Часть сотрудников перешла с телеканала «Радость моя», принадлежавшего украинскому миллиардеру Виктору Нусенкису, закрывшему проект из-за финансовых потерь в ходе вооружённых действий в Донбассе[источник не указан 197 дней].

С апреля 2016 года генеральным директором канала является общественный деятель и журналист Елена Шаройкина.

После ухода Александра Дугина с поста главреда в марте 2017 года Елена Шаройкина стала главным редактором «Царьград ТВ», а заместителем главного редактора стал историк и политолог Михаил Смолин.

С января 2017 года председателем наблюдательного совета телеканала «Царьград» является генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке и бывший глава РИСИ Леонид Решетников[8].

С января 2020 года генеральным директором канала является Дмитрий Скуратов (сын бывшего генерального прокурора России).

История[править | править код]

Телеканал был зарегистрирован в Роскомнадзоре 18 сентября 2014 года.

Телеканал получил название «Царьград», что является отсылкой к старославянскому названию Константинополя — столицы бывшей Византийской империи.

По словам основателя, Константина Малофеева, идеология «Царьграда» основана «на традиционных и христианских ценностях» аналогично американскому «Фокс Ньюс». Чтобы перенять опыт «Фокс Ньюс», в редакцию был приглашён бывший режиссёр новостной службы «Фокс Ньюс» — Джек Хэник (30 апреля 2016 года он вместе с семьёй принял православие[9]).

12 апреля 2015 была выдана лицензия на телевизионное вещание телеканала Царьград. Линейное вещание планировалось запустить летом 2015 года[10]. Редакционным коллективом и главным редактором было принято решение о выходе в эфир 21 ноября 2015 года, в день празднования Собору Архистратига Михаила, Небесного покровителя телеканала. Именно поэтому официальным днем рождения «Царьграда» считается 21 ноября.

Полноценное вещание началось в январе 2016 года и было приурочено к православному празднику Крещения Господня[7].

В конце августа 2017 года издание URA.ru сообщило о возможном закрытии телеканала, ибо он якобы «не смог найти нишу в сегменте провластных медиа», и отсутствии интереса к нему со стороны Вячеслава Володина и Владислава Суркова[2]. Малофеев опроверг эту информацию[11].

На 1 декабря 2017 года было запланировано прекращение телевизионного вещания Царьград ТВ, до этого имевшего охват аудитории в 20 млн человек благодаря присутствию в пакетах кабельных операторов «НТВ Плюс», ГК «Орион», «Акадо» и др. Было объявлено о решении сосредоточиться на интернет-аудитории (согласно пресс-службе телеканала, с августа 2016 года по октябрь 2017 года сайт посетило 13 млн человек, средний возраст составил 35 лет[12]).

Телеканал входил в медиагруппу Царьград, к которой также относились более десятка интернет сайтов (такие как «ОколоКремля», «Сегодня», «Чечня.ру[1]»).

К маю 2019 года «Царьград ТВ» входил в пятёрку наиболее посещаемых сайтов телеканалов по данным «Яндекс.Радара», назвавшем размер аудитории в 7 млн человек, а число просмотров материалов на сайте — к 10 млн в месяц. В пресс-службе «Царьграда» оценивали свою аудиторию в 11 млн уникальных посетителей на сайте телеканала и 10 млн просмотров контента в соцсетях в месяц[13].

В ночь на 28 июля 2020 года видеосервис YouTube, принадлежащий компании Google, заблокировал аккаунт "Царьграда" без возможности восстановления в связи с нарушением закона о санкциях[14]. Телеканал выложил скриншот уведомления о блокировке: «Ваш аккаунт Google был отключен и не может быть восстановлен, так как нарушил экспортное законодательство». «Происшедшее — абсолютная неожиданность для нас: в редакцию не поступало ни предупреждений, ни уведомлений, ни страйков от YouTube»,— говорится в заявлении «Царьград ТВ». В редакции уточнили, что готовят официальное обращение к администрации сайта с требованием восстановления канала, а также иск в суд.[15]

Мнения о телеканале[править | править код]

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов называет телеканал очень «нишевым»:

Трудно определить, где он дополняет аудиторию «России» или «Первого». А если накладывается на общую с ними аудиторию, то какова его доля. Но можно с уверенностью сказать, что время эфирного телевидения заканчивается. Оно становится нерентабельно. Все стало измеряться просмотрами и охватом аудитории. И всё имеет цену. Поэтому и идут сокращения и отказы от спонсорских обязательств[2].

По мнению политолога Ильи Гращенкова, «Царьград ТВ» представляет собой крыло российских ультраправых[2]:

Они помышляли о некотором реваншизме в отношении лево-либеральных идей, которые до 2014 года лежали в основе российских международных отношений. С началом Крымской весны и последовавшей за ней изоляции России в мировом сообществе идеологи правых решили, что с помощью своего медиа можно донести до народа этот спектр идей, связанных с идеологией «осаждённой крепости», преемственности по отношению к византийским традициям и даже возрождением монархии.

Телеканал активно освещал вооружённый конфликт на востоке Украины, информационно поддерживая ДНР и ЛНР. По мнению корреспондента «Financial Times» Кортни Уивер, «Царьград» придерживается антизападных взглядов[5].

Политологи Чихарев И. А. и Чихарев И. И. считают, что телеканал проявляет очевидную симпатию к движению альтернативных правых в США[16].

Одним из наиболее резонансных[2] продуктов телеканала за время его работы стал рейтинг «Топ-100 русофобов-2016[17]» — список «самых ярых ненавистников России по версии экспертов и читателей».

Ещё один резонансный повод «Царьград» подал, разместив на своей странице в Фейсбуке видео, в котором предлагал оплатить билет в один конец для любого гомосексуала, пожелавшего эмигрировать из России[18].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Панкратова, И.. Кибермонархия Константина Малофеева: как устроен бизнес православного милилардера, The Bell (19 ноября 2019).
  2. 1 2 3 4 5 Герейханова А. Православный телеканал могут закрыть. URA.ru, 29.08.2017.
  3. 1 2 3 4 Поворазнюк С. «Может, встать на табуретку и приладить петлю?» Lenta.ru, 14.9.2015.
  4. Лученко К. «Я лично никак не связан с политикой канала». Colta.ru, 07.10.2014.
  5. 1 2 FT Magazine о Константине Малофееве и его православном телеканале. Открытая Россия, 21.10.2015.
  6. Интернет-телеканал «Царьград ТВ» запустят летом. ТАСС, 2.5.2015.
  7. 1 2 Чеснаков Э. Голос большинства: в России запустили консервативное телевидение. // Комсомольская правда. — 12.03.2016.
  8. Путин наградил генерала Леонида Решетникова. tsargrad.tv (26 января 2017). Дата обращения 11 августа 2019.
  9. Jack Hanick and his family have been received into Orthodoxy in Moscow / OrthoChristian.Com (недоступная ссылка). Дата обращения 18 декабря 2017. Архивировано 15 декабря 2017 года.
  10. Интернет-телеканал "Царьград ТВ" запустят летом, ТАСС. Дата обращения 22 ноября 2018.
  11. Гордеев В., Парфентьева И. Малофеев ответил «не дождутся!» на слухи о закрытии телеканала «Царьград». РБК, 30.08.2017.
  12. Елизавета Макарова. Царьград" отключается от эфира «Коммерсант», 23.11.2017
  13. Глобальная интернет-аналитика — Яндекс.Радар. radar.yandex.ru. Дата обращения 11 августа 2019.
  14. YouTube заблокировал аккаунт телеканала «Царьград» без возможности восстановления. Meduza (28 июля 2020). Дата обращения 28 июля 2020.
  15. YouTube заблокировал аккаунт «Царьграда». www.kommersant.ru (28 июля 2020). Дата обращения 28 июля 2020.
  16. Чихарев И. А. и Чихарев И. И. Альтернативные правые в электоральном пространстве: американская и российская проекции // Русская политология. — 2017. — С. 42—48. «…очевидную симпатию к альт-правым проявляет „Аналитическая группа Царьград ТВ“, публикующая материалы и интервью активистов движения».
  17. Царьград аналитическая группа. Топ-100 русофобов-2017 „Царьград ТВ“, 25.12.2017
  18. «Бездна ада»: «Царьград ТВ» предложил гомосексуалам оплатить билеты в один конец в США. «Дождь», 29.06.2017.

Ссылки[править | править код]

  • tsargrad.tv — официальный сайт телеканала