Эта статья входит в число хороших статей

Квинт Сервилий Цепион (консул 106 года до н. э.)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Квинт Сервилий Цепион
лат. Quintus Servilius Caepio
129—127 годы до н. э.
претор Римской республики
109 год до н. э.
108—107 годы до н. э.
консул Римской республики
106 год до н. э.
105 год до н. э.

Рождение около 150 года до н. э.,
Смерть около 90 года до н. э.,
Смирна, Азия, Римская республика
Род Сервилии Цепионы
Отец Квинт Сервилий Цепион
Мать неизвестно
Супруга Цецилия Метелла (предположительно)
Дети Квинт Сервилий Цепион, Сервилия
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Квинт Серви́лий Цепио́н (лат. Quintus Servilius Caepio; родился, предположительно, в 150 году до н. э., Рим, Римская республика — умер около 90 года до н. э., Смирна, Азия, Римская республика) — древнеримский политик и полководец, консул 106 года до н. э. Принадлежал к высшей аристократии и возглавлял «фракцию» Метеллов в сенате. Удачно воевал в Испании. Во время своего консульства провёл реформу, на время вернувшую сенату контроль над судами и сделавшую его врагами всадников и плебеев. В качестве проконсула подавил восстание в Трансальпийской Галлии, но позже стал главным виновником уничтожения двух римских армий германцами при Араузионе 6 октября 105 года до н. э., так как отказался прийти на помощь консулу Гнею Маллию Максиму. В 103 году до н. э. в связи с этим разгромом стал фигурантом дела об «оскорблении величия римского народа» и о похищении золота Толозы, был осуждён всадническим судом и умер в изгнании.

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Квинт Сервилий принадлежал к знатному патрицианскому роду Сервилиев — одному из шести родов, происходивших из Альба-Лонги[1]. Первый носитель когномена Цепион получил консульство в 253 году до н. э., и в дальнейшем представители этой ветви рода регулярно занимали высшие магистратуры. Апогеем успеха стали три года (142—140 до н. э.), когда консулами последовательно были три брата[2]; младший из них, Квинт Сервилий, стал отцом консула 106 года.

Сервилии традиционно опирались на союз с двумя знатными плебейскими родами — Аврелиями и Цецилиями; возможно, консул 106 года был женат на Цецилии Метелле[3][4].

Начало карьеры[править | править код]

Согласно Цицерону, Квинт Сервилий был «человек смелый и мужественный»[5]. В 129—127 годах до н. э. он служил военным трибуном в провинции Азия под началом Мания Аквилия[6]. В 109 году до н. э. Цепион получил претуру (возможно, его коллегой по этой магистратуре был муж его сестры Квинт Лутаций Катул[7]) и провинцию Дальняя Испания, которой правил когда-то его отец. По истечении срока претуры Квинт Сервилий получил проконсульские полномочия[8], одержал победу над лузитанами[9] и вернулся в Рим только в 107 году до н. э.[10] За военные успехи он был удостоен триумфа[11].

В 106 году до н. э. Квинт Сервилий стал консулом в паре с плебеем Гаем Атилием Серраном[12][13] (известно, что вместе с Цепионом выдвинул свою кандидатуру Квинт Лутаций Катул, но потерпел поражение[14]). На этой должности Квинт Сервилий издал закон, по которому судейские коллегии снова стали формироваться из сенаторов, а не из всадников[15] (lex Servilia de repetundis, давший Валерию Максиму основания назвать Цепиона «защитником сената»[11]); по одной гипотезе, сенаторам теперь принадлежала половина всех мест в коллегиях[16], по другой — все места[17]. Речь в поддержку этого закона произнёс Луций Лициний Красс[18][19][20]. Уже через несколько лет этот закон был отменён, но Цепион уже успел стать объектом ненависти плебса и всадников, что сыграло важную роль в его дальнейшей судьбе[21][5].

Проконсульство[править | править код]

В 105 году до н. э. Квинт Сервилий был направлен с армией и полномочиями проконсула в Нарбонскую Галлию для противодействия германским племенам кимвров и тевтонов, угрожавшим Италии[22]. Он взял восставшую годом ранее Толозу и захватил хранившиеся в местном храме кельтского Аполлона сокровища[23][24], которые по одной из версий античной традиции были вывезены тектосагами из разграбленных Дельф[25]. Источники расходятся в определении ценности находки: Орозий говорит о 110 тысячах фунтов серебра и 100 тысячах фунтов золота[26], Юстин — о 110 тысячах фунтов серебра и 500 тысячах фунтов золота[27], Страбон — о 15 тысячах талантов обоих металлов[25]. Все эти ценности проконсул отправил в Массилию, но в пути охрана была перебита, и «золото Толозы» исчезло. Некоторые античные авторы утверждают, что таким образом сам Цепион присвоил сокровища, и в Риме даже «началось серьёзное расследование»[26][25]. Дальнейшую трагическую судьбу самого Квинта Сервилия, его армии и некоторых его потомков связывают с якобы существовавшим «проклятием золота Толозы»[28][29][25].

Осенью 105 года до н. э. германцы вышли в долину Родана. Путь в Италию защищали две римских армии — проконсула Цепиона и консула Гнея Маллия Максима. Квинт Сервилий должен был подчиняться приказам Максима, но не хотел этого делать — или из патрицианского высокомерия[30] (Гней Маллий был homo novus — совсем незнатный человек, первый консул в своём роду), или потому, что своей должности Максим достиг ценой второго подряд поражения на выборах Квинта Лутация Катула, зятя Цепиона[31]. В результате две армии расположились в разных лагерях на разных берегах реки недалеко от поселения Араузион[32].

Когда приближающиеся германцы уничтожили отряд легата Марка Аврелия Скавра, Гней Маллий начал слать Цепиону «слёзные письма», в которых просил его объединить войска перед лицом превосходящих сил противника. Квинт Сервилий на это не согласился, но всё же перешёл реку, после чего «стал хвастаться перед воинами, что подаст помощь напуганному консулу»[33]; посланников сената, задачей которых было организовать совместные действия двух военачальников, он не стал слушать. Правда, солдаты всё же заставили Цепиона встретиться с Максимом, но это не улучшило ситуацию: участники встречи только «со страшной ненавистью и ревностью спорили между собой»[34][35].

Германцы решили продемонстрировать мирные намерения. Они отправили к римлянам послов, попросивших землю, где можно было бы осесть, сначала у Гнея Маллия, потом у Квинта Сервилия. Последний счёл оскорбительным то, что к нему обратились не в первую очередь, и обошёлся с послами очень грубо; поэтому варвары уже на следующий день (6 октября 105 года до н. э.) атаковали его лагерь. Армия Цепиона была полностью разгромлена, затем та же участь постигла и армию Максима. Германцы захватили оба лагеря[36]. Согласно Публию Рутилию Руфу, в этот день погибло 70 тысяч римлян[37]; согласно другим источникам — 80 тысяч военных и ещё 40 тысяч гражданских из обоза[38][39], а уцелели всего десять человек[40]. Эти явно фантастические данные, тем не менее, говорят о масштабности понесённого поражения[41]. Среди тех, кто смог спастись благодаря бегству, был и Цепион[21].

Изгнание[править | править код]

Разгром при Араузионе вызвал в Риме «великую скорбь… и великий страх, как бы кимвры не двинулись через Альпы и не уничтожили Италию»[42]. Цепион, признанный безусловным виновником гибели двух армий, был немедленно лишён проконсульских полномочий и права заседать в сенате[43]. Источники сообщают о негодовании граждан против полководца, вследствие которого в следующем году были предприняты меры, чтобы сделать реабилитацию Цепиона невозможной: народный трибун Луций Кассий Лонгин провёл закон, предусматривавший для лиц, отрешённых от магистратуры, запрет избираться на любые должности и претендовать на статус сенатора[41].

Позже, в 103 году до н. э., Квинт Сервилий был привлечён к суду по обвинению в оскорблении величия; это обвинение было основано на законе, незадолго до того принятом народным трибуном Луцием Аппулеем Сатурнином[17], и должно было рассматриваться специальной комиссией, которая, в отличие от обычных судов, могла даже приговаривать к смертной казни. О намерении осудить и казнить Цепиона говорили открыто[44].

Непосредственным обвинителем был ещё один народный трибун Гай Норбан. Квинта Сервилия обвиняли не только в поражении, но также, вероятно, в казнокрадстве[45]. Судебный процесс стал очередным актом острой внутриполитической борьбы в Риме: осуждения Цепиона добивались ненавидевшие его всадники и политики-демагоги, боровшиеся за уменьшение влияния сената, а на его защиту встал ряд представителей аристократии. Цицерон пишет о «насилии, бегстве, побивании камнями, безжалостности трибуна». Сам принцепс сената Марк Эмилий Скавр, занимавший в конфликте сторону Квинта Сервилия, был ранен камнем в голову; двое трибунов — Тит Дидий и Луций Аврелий Котта, пытавшиеся наложить вето на решение суда, — были насильно согнаны с ораторской трибуны[46]. Цепиона признали виновным в поражении римской армии, и он не только был вынужден отправиться в изгнание, но ещё и потерял всё своё имущество, которое было распродано с торгов; согласно Ливию, такая конфискация произошла впервые в истории Республики[39].

Валерий Максим утверждает даже, что Цепион якобы был приговорён к смерти и казнён: «Тело его, смертоносными ранами палача истерзанное, лёжа на лестнице Гемониевой, с великим отвращением всего бывшего на площади римского народа смотрено было»[11].

В изгнание Квинта Сервилия сопровождал один из народных трибунов 103 года Луций Антистий Регин, до этого освободивший его из-под стражи и подчинявшийся «правилам старинной и тесной дружбы»[47]. Цепион окончил свои дни в Смирне[41].

Обвинитель Квинта Сервилия Гай Норбан сам был привлечён к суду за допущенные во время процесса нарушения (предположительно в 95 году до н. э.); его обвинителем стал Публий Сульпиций[48] (будущий союзник Гая Мария). Но приговор был оправдательным, поскольку выступивший в роли защитника Марк Антоний Оратор смог убедить суд в том, «что упомянутый мятеж Норбана из-за скорби граждан и из-за негодования на Цепиона, потерявшего войско, не мог быть подавлен и разгорелся вполне справедливо»[49]. При этом сын осуждённого, несмотря на старые счёты, позже перешёл на сторону всадников в их противостоянии сенату и даже инициировал судебное преследование Скавра[50].

Потомки[править | править код]

Возможно, Квинт Сервилий был женат на представительнице рода Цецилиев Метеллов — дочери Квинта Цецилия Метелла Македонского[3][51]. В этом случае его свояками были Публий Корнелий Сципион Назика Серапион, консул 111 года, и Гай Сервилий Ватия.

Страбон упоминает со слов Тимагена «дочерей-наследниц» Цепиона, которые, «предавшись разврату, позорно погибли» во исполнение «проклятия золота Толозы»[25]. Но из других источников известна только одна дочь, жена Марка Ливия Друза[1]. Был у Квинта Сервилия и сын того же имени; возможно, именно его противодействие закону Аппулея Сатурнина о хлебных раздачах предопределило судьбу отца[52]. Через сына Квинт Сервилий Старший стал прадедом Марка Юния Брута, убийцы Цезаря.

Значение деятельности[править | править код]

Судебный закон Квинта Сервилия ознаменовал очередной этап в борьбе между сенатом и всадничеством за контроль над судами, начавшийся во времена Гракхов. Вероятно, он был отменён уже через два года, но, согласно одной из гипотез, заставил всадников заключить союз с популярами[53].

Поражение при Араузионе, виновником которого источники единодушно называют Квинта Сервилия, даже в том случае, если сообщения о 80 тысячах погибших являются преувеличением, имело катастрофические последствия для римской армии. В 105 году до н. э., по подсчётам П. Брюнта, у Рима было всего одиннадцать легионов[54]; таким образом, при Араузионе вооружённые силы Республики были уничтожены почти полностью, так что их пришлось создавать едва ли не с нуля[55].

Этот разгром повлёк за собой серьёзные политические последствия. Перед лицом германской угрозы осознание дефицита хороших полководцев в Республике в целом и в среде сенатской аристократии в частности привело к беспрецедентному успеху «нового человека» Гая Мария, избиравшегося консулом пять раз подряд (104—100 годы до н. э.). Скомпрометированная «фракция» Метеллов существенно ослабла, а на первый план выдвинулись политики-популяры Луций Аппулей Сатурнин и Гай Сервилий Главция[55]. Сенатские роды второго плана (Лутации, Аврелии, Юлии и другие), группировавшиеся ранее вокруг Цецилиев и Сервилиев, восприняли ослабление «фракции» и особенно осуждение Цепиона как сигнал о необходимости поменять покровителей и в последующие годы поддерживали Мария[56].

В художественной литературе[править | править код]

Квинт Сервилий Цепион действует в романах Милия Езерского «Марий и Сулла» и Колин Маккалоу «Первый человек в Риме».

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Geiger J., 1973, р.143.
  2. Бэдиан Э., 2010, с.167.
  3. 1 2 Münzer F., 1920, s.252-253.
  4. Бэдиан Э., 2010, с.174.
  5. 1 2 Цицерон, 1994, Брут, 135.
  6. Broughton T., 1951, р.505-507.
  7. Broughton T., 1951, р.546.
  8. Broughton T., 1951, р.549.
  9. Евтропий, 2001, IV, 27, 3.
  10. Münzer F., 1942, s.1783.
  11. 1 2 3 Валерий Максим, 1772, VI, 9, 13.
  12. Fasti Capitolini, 106 до н. э..
  13. Broughton T., 1951, р.553.
  14. Бэдиан Э., 2010, с.170.
  15. Тацит, 1993, Анналы XII, 60.
  16. Münzer F., 1942, s.1783-1784.
  17. 1 2 Короленков А., Смыков Е., 2007, с.85.
  18. Цицерон, 1994, Брут, 161; 164.
  19. Цицерон, 1994, Об ораторе II, 216.
  20. Цицерон, 1993, В защиту Авла Клуенция Габита, 140.
  21. 1 2 Цицерон, 1994, Об ораторе II, 199.
  22. Broughton T., 1951, р.557.
  23. Моммзен Т., 1997, с.131.
  24. Короленков А., Смыков Е., 2007, с.74.
  25. 1 2 3 4 5 Страбон, 1994, IV, 1, 13.
  26. 1 2 Орозий, 2004, V, 15, 25.
  27. Юстин, 2005, XXXII, 3, 10.
  28. Авл Геллий, 2007, III, 9, 7.
  29. Юстин, 2005, XXXII, 3, 11.
  30. Короленков А., Смыков Е., 2007, с.74-75.
  31. Бэдиан Э., 2010, с.173.
  32. Орозий, 2004, V, 16, 1.
  33. Граний Лициниан, XXXIII, 11.
  34. Орозий, 2004, V, 16, 2.
  35. Моммзен Т., 1997, с.131-132.
  36. Короленков А., Смыков Е., 2007, с.75.
  37. Граний Лициниан, XXXIII, 12.
  38. Орозий, 2004, V, 16, 3.
  39. 1 2 Тит Ливий, 1994, Периохи, 67.
  40. Орозий, 2004, V, 16, 4.
  41. 1 2 3 Münzer F., 1942, s.1785.
  42. Орозий, 2004, V, 16, 7.
  43. Rosenstein N., 1990, р.124-128.
  44. Моммзен Т., 1997, с.133-134.
  45. Gruen E., 1968, р.162.
  46. Цицерон, 1994, Об ораторе II, 197.
  47. Валерий Максим, 2007, IV, 7, 3.
  48. Бэдиан Э., 2010, с.166.
  49. Цицерон, 1994, Об ораторе II, 124.
  50. Бэдиан Э., 2010, с.178.
  51. Бэдиан Э., 2010, с. 181.
  52. Бэдиан Э., 2010, с.165.
  53. Селецкий Б., 1973, с.146.
  54. Brunt P., 1971, р.348.
  55. 1 2 Егоров А., 2014, с.61.
  56. Бэдиан Э., 2010, с. 171—172; 190.

Источники и литература[править | править код]

Источники[править | править код]

  1. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 308 с. — ISBN 978-5-288-04267-6.
  2. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. — СПб., 1772. — Т. 2. — 520 с.
  3. Авл Геллий. Аттические ночи. Книги 1 - 10. — СПб.: Издательский центр "Гуманитарная академия", 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-93762-027-9.
  4. Граний Лициниан. Римская история. Сайт «Attalus». Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 27 ноября 2015 года.
  5. Евтропий. Бревиарий римской истории. — СПб., 2001. — ISBN 5-89329-345-2.
  6. Тит Ливий. История Рима от основания города. — М.: Наука, 1994. — Т. 3. — 768 с. — ISBN 5-02-008995-8.
  7. Павел Орозий. История против язычников. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 544 с. — ISBN 5-7435-0214-5.
  8. Страбон. География. — М.: Ладомир, 1994. — 944 с.
  9. Тацит. Анналы // Тацит. Сочинения. — СПб.: Наука, 1993. — С. 7-312. — ISBN 5-02-028170-0.
  10. Цицерон. Брут // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 253-328. — ISBN 5-86218-097-4.
  11. Цицерон. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 75-272. — ISBN 5-86218-097-4.
  12. Цицерон. Речи. — М.: Наука, 1993. — ISBN 5-02-011169-4.
  13. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. — 493 с. — ISBN 5-288-03708-6.
  14. Fasti Capitolini. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 26 ноября 2015. Архивировано 16 апреля 2013 года.

Литература[править | править код]

  1. Бэдиан Э. Цепион и Норбан (заметки о десятилетии 100—90 гг. до н. э.) // Studia Historica. — 2010. — № Х. — С. 162-207.
  2. Егоров А. Юлий Цезарь. Политическая биография. — СПб.: Нестор-История, 2014. — 548 с. — ISBN 978-5-4469-0389-4.
  3. Короленков А., Смыков Е. Сулла. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 430 с. — ISBN 978-5-235-02967-5.
  4. Моммзен Т. История Рима. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — Т. 2. — 640 с. — ISBN 5-222-00047-8.
  5. Селецкий Б. Римские всадники в последний период движения Сатурнина // Вестник древней истории. — 1973. — № 1. — С. 145-153.
  6. Broughton T. Magistrates of the Roman Republic. — New York, 1951. — Vol. I. — P. 600.
  7. Brunt P. Italian Manpower. 225 B.C. - 14 A.D.. — Oxford, 1971.
  8. Geiger J. The Last Servilii Caepiones of the Republic // Ancient Society. — 1973. — № IV. — С. 143-156.
  9. Gruen E. Roman Politics and the Criminal Courts, 149-178 В.С.. — Cambrige, 1968. — 337 с.
  10. Münzer F. Römische Adelsparteien und Adelsfamilien. — Stuttgart, 1920. — P. 437.
  11. Münzer F. Servilius 49 // RE. — 1942. — Т. II А, 2. — С. 1783-1786.
  12. Rosenstein N. Imperatores Victi: Military Defeat and Aristocractic Competition in the Middle and Late Republic. — Los Angeles, Oxford: UNIVERSITY OF CALIFORNIA PRESS, 1990. — 224 с. — ISBN 9780520069398.

Ссылки[править | править код]