Предвыборные обещания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Communist Novosibirsk (обсуждение | вклад) в 19:55, 12 октября 2021 (→‎Правовые механизмы контроля исполнения политических обещаний: дополнение информацией из других статей). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску

Предвыборные обещания — речевой штамп, закрепившийся за обозначением предвыборных заявлений кандидатов или представителей партий, лозунгов и пунктов программы, озвучиваемых в ходе кампании, содержащих определённые обещания по улучшению жизненных условий избирателей и по самому широкому кругу вопросов, наиболее актуальных для данной территории и целевого электората данного кандидата.

На постсоветском пространстве выражение «предвыборные обещания» чаще употребляется в негативном контексте, в связи с их неисполнением. Периодически звучат призывы и предлагаются конкретные законодательные инициативы, предусматривающие даже введение ответственности за невыполнение предвыборных обещаний[1], а также попытки привлечь политических деятелей по нормам существующего на данный момент законодательства[2].

Само понятие «предвыборного обещания» пока остаётся предельно размытым, а обозначаемые им положения предвыборной программы и заявления относятся больше лишь к средствам предвыборной агитации, а не к юридически значимым нормам обозначающим полноценную гражданско-правовую сделку, а именно обмен голоса избирателя на обязательство кандидата выполнить достаточно конкретные действия (добиться конкретного результата или не допустить определенных последствий).

Правовые механизмы контроля исполнения политических обещаний

Механизмом, позволяющим проконтролировать выполнение определённых обещаний, является императивный мандат в форме обязательных к выполнению наказов избирателей. Сейчас в большинстве стран мира императивный мандат отсутствует, декларируется, что депутат руководствуется только совестью и своими внутренними убеждениями, а процедура отзыва депутата отсутствует. Тем не менее, в России на региональном уровне используется практика сбора депутатских наказов, однако ответственность за их невыполнение в большинстве случаев не установлена.

Следует отметить, что невозможность привлечь избранное лицо к ответственности (неприкосновенность депутата) за его действия или бездействия в рамках срока действия полномочий является одним из основных современных либеральных демократических стандартов, что усложняет введение механизма ответственности за неисполнение предвыборных обещаний.

Прецеденты

Первый прецедент российского права по вопросу о неисполнимости предвыборных обещаний создан в рамках решения суда по Делу № 2-1405/2012 от 28 сентября 2012 г.: «… обещания Курнакова суд расценивает как подкуп избирателей…»[3][4]

Примечания