Комсомольская правда

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Kp.ru»)
Перейти к: навигация, поиск
«Комсомольская правда»
K pravda logo.svg
Передовица газеты «Комсомольская правда» за 23 мая 1930 г.jpg
Передовица газеты за 23 мая 1930 г.
Оригинальное
название

Комсомольская правда

Тип

Информационно-молодёжное издание ВЛКСМ
(1925—1990 гг.),
«всесоюзная ежедневная газета»
(1990—1991),
общественно-политическая газета[1][2]
(с 1992 г.)

Формат

(Газеты): Таблоид А3[3]


Владелец

Холдинг «Медиа-партнёр»

Издатель

АО ИД «Комсомольская правда»

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР (1930—1991)
Flag of Russia.svg Россия (с 1991)

Главный редактор

Владимир Сунгоркин

Основана

13 марта 1925

Цена

Рекомендуемая цена ежедневного выпуска в Москве — 13 рублей, еженедельного («толстушки») — 18 рублей

Главный офис

Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.

Тираж

655 тыс. экз. (ежедневный выпуск), 2,7 млн экз. («Толстушка»)[4][5]

ISSN

0233-433X

Награды

Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Order of the Patriotic War (1st class).svg Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени

Веб-сайт

KP.ru,
страница радиостанции,
страница телеканала

«Комсомо́льская пра́вда» — советская и российская ежедневная[6] общественно-политическая[1][2] газета, а также интернет-издание (с 1998 года), радиостанция (с 2009 года) и телеканал (с 2011 года, закрылся в 2014 году). Входят в издательский дом «Комсомольская правда».

Газета основана 13 марта 1925 года как официальный печатный орган ВЛКСМ.[1][6][7]. Первый номер вышел 24 мая 1925 года[7]. Выходит 6 раз в неделю (кроме воскресенья).[7] Награждена первым орденом Ленина за «активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания»[8]. Впоследствии была также награждена орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени и дважды орденом Трудового Красного Знамени[7].

Сайт «Комсомольской правды» был создан в 1998 году.

В феврале 2009 года вышла в московский эфир радиостанция «Комсомольская правда».

29 августа 2011 запущен телеканал «Комсомольская Правда»[9]. Прекратил вещание в декабре 2014 года.

История[править | править вики-текст]

Газета в СССР[править | править вики-текст]

Создана в соответствии с решением XIII съезда РКП(б) всесоюзная молодёжная газета и официальный печатный орган ЦК ВЛКСМ для освещения деятельности комсомола.[7] Первый номер газеты вышел 24 мая 1925 года[10] и его тираж составил 31 тыс. экземпляров. 14 августа 1925 года ЦК РКП(б) выпустило постановление «О работе комсомола в области печати», согласно которому была поставлена задача сделать из «Комсомольской правды» всесоюзную массовую газету ВЛКСМ.[10] После публикации В. И. Лениным 20 января 1929 в газете «Правде» статьи «Как организовать соревнование», «Комсомольская правда» выступила с призывом к рабочей молодёжи транспорта и промышленности с предложением начать проводить Всесоюзное социалистическое соревнование.[10]

С июля 1932 по июль 1937 года Ответственным (главным) редактором газеты был В. М. Бубейкин, арестованный и расстрелянный в 1937 году по обвинению в участии в антисоветской террористической группе[11]. Реабилитирован 28 декабря 1955.

Изначально до 1991 года газета была печатным органом ЦК ВЛКСМ и ориентировалась на молодёжную советскую аудиторию. «Большая советская энциклопедия» определяла газету как организатора «советской молодёжи в борьбе за выполнение задач, поставленных Коммунистической партией», что она во время «первых пятилеток направляла усилия молодежи на социалистическое строительство, была одним их инициаторов развития социалистического соревнования, поднимала вопросы общего, профессионального и технического образования молодёжи, воспитывала активных борцов за индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию, за укрепление обороноспособности СССР». Отмечалось, что газета «освещает и обобщает опыт работы опыт работы комсомольских организаций, учит молодёжь применять передовые методы труда в промышленности и сельском хозяйстве, освещает жизнь студенчества, пионеров и школьников», а также «большое внимание уделяет вопросам советской литературы и искусства, эстетическому воспитанию юношества» и что «большое место в деятельности издания «занимают проблемы военно-патриотического воспитания молодежи, развития физкультуры и спорта». Отмечалось, что газета «пропагандирует миролюбивую внешнюю политику СССР, освещает международное демократическое движение молодёжи».[7]

В газете присутствовало жанровое разнообразие и печаталось много научно-популярных и приключенческих статей. БСЭ отмечает:[7] «Признание читателей завоевали материалы под рубриками „Страницы Ленинианы“, „Ленинские уроки“, „Слушайте, товарищи потомки“, „Люди с горящими сердцами“, „Письма, дневники, записки нашего современника“, „Отечество“, „В мире прекрасного“, „Проблемы. Полемика. Поиск“, специальные полосы „Клуб любознательных“, „Алый парус“, „Эврика“, „Клуб девяти муз“». Молодые советские писатели и поэты публиковали в «Комсомольской правде» свои произведения.

Передовица газеты 23 мая 1930 года

В течение четырёх лет штатным сотрудником газеты был Владимир Маяковский, который сочинял подписи к карикатурам, давал аншлаги к газетным полосам, а также публиковал свои стихотворения (в 1928 году в газете появилось 46 его стихотворений). В газете публиковались военные очерки Аркадия Гайдара, главы из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия».

С первого дня Великой Отечественной войны газета публиковала фронтовые сводки, огромное количество писем с фронта и на фронт, было организовано 38 выездных редакций на самых важных участках фронта.[10] БСЭ отмечала, что «в годы Великой Отечественной войны 1941—45 мобилизовала юношей и девушек на самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков, трудовой героизм в тылу, воспитывала их в духе беззаветного служения Родине».[7] В 1945 году за заслуги в годы войны «Комсомольская правда» была награждена орденом Отечественной войны I‑й степени[12]. После войны газета создавала выездные редакции в разрушенном Сталинграде на Днепрогэсе и других местах.[10]

При Н. С. Хрущёве газету возглавлял его зять А. И. Аджубей, благодаря которому появились разделы про путешествия, спортивные обзоры и короткие рассказы.[6]

В 1960—1970-х годах в ней работали такие талантливые журналисты, как Юрий Щекочихин, Ярослав Голованов и Василий Песков. Рубрика «Алый парус», где публиковались школьники, дала путёвку в профессию ряду будущих известных журналистов: Борису Минаеву, Андрею Максимову, Андрею Мальгину и другим. По словам Мальгина, «обстановка в „Алом парусе“ была замечательная. Свободолюбивая. Скажу, например, что за год, что я там тусовался, я услышал политических анекдотов, наверное, больше, чем за все годы перестройки»[13]. В 1973 году тираж газеты составлял около 9 млн. экземпляров.[7]

С началом перестройки в газете начали появляться социально-критические статьи, которые ещё больше повысили популярность газеты. В 1990 году «Комсомольская правда» стала ежедневной газетой с самым большим в мире тиражом (22 миллиона 370 тысяч экземпляров)[14].

«Комсомольская правда» первая в стране выпустила цветную газету: 23 февраля 1984 года вышел в свет первый номер приложения к газете — еженедельник «Собеседник». Он стал культовым изданием для тех, кому тогда было 20. Тираж газеты в рекордные сроки достиг 1 млн 350 тыс. экземпляров: об этом, в частности, рассказано в книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где упомянуто и то, что на начало 1990 года сама «Комсомольская правда» с тиражом в 12,5 млн газета занимала по эти показателям второе место в мире, уступая лишь «Труду» и опережая японскую газету «Сахи»[15].

C 1 декабря 1990 года «Комсомольская правда» перестала быть органом ЦК ВЛКСМ, превратившись, согласно выходным данным, во «Всесоюзную ежедневную газету».

В начале 1991 года редакция организовала и провела масштабный конкурс «Мисс пресса СССР», о чём телекомпанией ВИD был снят фильм «Мисс Пресса» для Первого канала[16].

19 августа 1991 года во время августовского путча газета была запрещена ГКЧП, и впервые за всю историю не вышли по графику номера 19 и 20 августа. Но уже 21 августа газета напечатала всю хронику событий путча как исторический документ.

После распада СССР в 1992 году газета была приватизирована и изменила свою концепцию на развлекательную, сохранив название.

В современной России[править | править вики-текст]

Владимир Путин с юбилейным выпуском газеты, 26 мая 2015 года

В 1990—2000-е годы от общественно-политической тематики газета заметно сместила акцент внимания на светскую хронику, жизни знаменитостей и развлечение читателя, став одним из крупнейших «таблоидов». Политический обзор в газете остался, но стал занимать меньше места.

Начиная с осени 1993 года, по пятницам выходит еженедельник «Комсомольская правда — Толстушка»[17] с увеличенным объёмом. Его тираж значительно превышает тираж ежедневного номера и достигает 2,7—3 млн экземпляров. До 2005 года еженедельник выходил по пятницам, затем — по четвергам. В настоящий момент еженедельник выходит по средам.

В августе 2000 года газета первой опубликовала список 118 членов экипажа затонувшей подводной лодки «Курск». В ноябре 2001 года ежедневный выпуск газеты был переведён из черно-белого в полноцветный вариант[18].

В понедельник, 13 февраля 2006 года сгорел весь шестой этаж здания, где располагалась московская редакция «Комсомольской правды». Несмотря на пожар, «Комсомолка» осталась работать на улице «Правды». Редакцию перенесли в здание бывшей поликлиники на ул. Правды, 15.

В начале августа 2007 года «Комсомольская правда» сменила адрес и переехала на Старый Петровско-Разумовский проезд (станция метро «Динамо»), где и находится до сих пор. Издательский дом занимает верхние 4 этажа в 6-этажном здании московского швейного объединения «Вымпел» (основано в 1914 году), которое сдаёт значительную часть своих площадей под коммерческие и иные организации.

Главные редакторы[править | править вики-текст]

В редакции (справа: главный редактор В. Н. Сунгоркин), 2010 год

Владелец[править | править вики-текст]

По информации ряда СМИ, которую подтверждает и главный редактор издания Владимир Сунгоркин, с 2007 года владельцем газеты является бизнесмен Григорий Берёзкин, председатель совета директоров группы «ЕСН», которая приобрела её у компании «Проф медиа» и норвежской медиа-группой «A-pressen». Председатель совета директоров конкурирующей медиа группы — ИД «Ашет Филипаки Шкулёв» Виктор Шкулёв утверждает, что «ЕСН», существующая с 1990 года, близка к РАО РЖД и её президенту Владимиру Якунину. Журнал Forbes оценивает состояние Григория Берёзкина в $830 млн.[19][20]

Группа «ЕСН» владеет 60 процентами акций + 1 акцией издательского дома «Комсомольская правда»[21].

Тираж[править | править вики-текст]

Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 млн экземпляров.

За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров, в 48 странах мира. В Европе не уступает по тиражам и соперничает с такими русскоязычными изданиями, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия»[22][23].

Награды[править | править вики-текст]

Страница «Комсомольской правды», контуры комсомольского значка. 50 лет газете «Комсомольская правда». Марка СССР, 1975.
ордена
Премии и рейтинги
  • В январе 2015 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 25,4 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В ноябре 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила награду за 1-е место в конкурсе «СМИротворец-2014» в номинации федеральное радио. Лучшей признали программу «Национальный вопрос»[24].
  • В мае 2014 года радиостанция «Комсомольская правда» получила Всероссийскую премию в области радиовещания Radio Station Awards-2014 (ЛУЧШАЯ НОВОСТНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ СТРАНЫ)[25]
  • В ноябре 2013 года KP.RU возглавил рейтинг российских Интернет-СМИ с 21,5 млн уникальных пользователей в месяц (по данным TNS)
  • В 2013 и 2012 годах KP.RU дважды стал победителем в номинации «Золотой сайт»
  • В 2010 и 2008 годах KP.RU дважды стал победителем «Премии Рунета» в категории «Государство и общество»

Факты[править | править вики-текст]

Высокоширотная полярная экспедиция газеты «Комсомольская правда». Почтовый блок СССР, 1979.
  • В 1979 году газетой была организована «Высокоширотная полярная экспедиция газеты Комсомольская правда».
  • В 2002 году СМИ сообщали об инциденте в Тюмени, когда находившийся в состоянии алкогольного опьянения журналист «Комсомольской правды» полез в драку с музыкантами группы «Чайф»[26][27]. Годом ранее два журналиста газеты подготовили репортаж из вытрезвителя, куда они попали, находясь, по их признанию, в пьяном виде[28]. Стоит отметить, что газета регулярно публикует иллюстрированные репортажи, в которых описывается, как её журналисты и интервьюируемые ими герои занимаются обильным распитием спиртных напитков[29].
  • В 2000 году новооткрытый вид жуков Boreaphilus komsomolkae был назван в честь газеты.
  • В 2012 году медиахолдинг «Комсомольская правда» вошёл в число самых динамично развивающихся частных компаний стран BRICs (по данным отчета «Rough Diamonds» Института исследования быстроразвивающихся рынков, созданного компанией Ernst & Young и Московской школой управления «Сколково»).
  • 18 июля 2012 года Владимир Путин обратился с личным посланием к жителям пострадавших районов Кубани через газету «Комсомольская правда»: «…Знаю, что в Крымске у многих не работает телевидение, новости приходят с опозданием, поэтому решил обратиться к вам напрямую, через газету „Комсомольская правда“…»
  • В 2013 году из-за инициативы ульяновского губернатора использовать в Ульяновской области альтернативный текст для международной образовательной акции «Тотальный диктант» в СМИ разгорелся скандал. Вместо «творчества писателя, активно использующего в своих произведениях ненормативную лексику» был выбран текст Василия Пескова, журналиста «Комсомольской правды».
  • По результатам опроса компании OMI (Online Market Intelligence), специализирующейся на маркетинговых онлайн-исследованиях, «Комсомольская правда» была признана «любимым брендом россиян» в категории «газеты» в 2013 и 2014 годах.

Заметные публикации[править | править вики-текст]

  • В 1982 году в «Комсомольской правде» был начат цикл публикаций Василия Пескова «Таёжный тупик», рассказывающий о жизни найденной в 1978 году в Хакасии семьи староверов Лыковых, добровольно ушедших от связи с внешним миром.
  • В 1982 году газета опубликовала статью «Рагу из синей птицы», написанную по письму видных деятелей культуры. В статье критике была подвергнута популярная в то время рок-группа «Машина времени». Статья стала заметным событием в контексте борьбы с молодёжной музыкой и субкультурой, вызвав возмущение аудитории.
  • В 2017 году газета «Комсомольская правда» и другие СМИ, входящие в Издательский дом, анонсировали знаковый проект — возрождение традиций публикации романа с продолжением в периодическом печатном издании с поддержкой современных медиа: интернет-сайта, интернет-радио, блога, электронной книги, аудиокниги и бумажной книги. Старт проекта 14 марта, в Международный день числа "пи". «Комсомольская правда» представила российской и мировой русскоязычной аудитории историко-приключенческий роман Дмитрия Миропольского "Тайна трёх государей"; ISBN 978-5-4470-0262-6; масштабное расследование хитросплетений российской и мировой истории. Из аннотации:

«Тайна трёх государей» продолжает лучшие традиции произведений Александра Дюма, Умберто Эко и Дэна Брауна — при всей разнице перечисленных авторов. Это одновременно историко-приключенческий роман, лихой детектив, политический триллер и даже философский трактат — для такого сплава жанров существует название «инфотейнмент»: развлечение с информацией, тюнинг читательских мозгов.

Действие увлекательного сюжета разворачивается в современном Санкт-Петербурге. Молодой учёный рассказывает случайному знакомому, отставному майору, про исследование, посвящённое сходству биографий и деятельности трёх российских государей — Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Но оказывается, историк потревожил гораздо более древнюю тайну, которую пытаются разгадать уже 2600 лет.

Историк и майор вынуждены скрываться от преследователей — мистического ордена, секретных служб и мировой закулисы. Автор приглашает читателей следить за опасными и увлекательными приключениями героев, балансирующих на грани жизни и смерти, встречающих дружбу и предательство, запутавшихся в клубке исторических парадоксов — и в конце концов открывающих величайшую тайну всех времён, которую хранили библейские пророки, апостолы и три российских государя.

Оценки[править | править вики-текст]

Положительные[править | править вики-текст]

В. В. Тулупов в 2001 году отмечал, что несмотря имевшие место сложности объективного и субъективного характера «газета выдерживает конкурентную гонку и, пережив увлечение низкопробной «желтизной» (хотя рецидивы этой «болезни» наблюдаются), постепенно движется к статусу читабельной массовой молодёжной газеты». А также указывает на то, что «ироничный стиль, который особенно был характерен для „Комсомолки“ конца 80-х — начала 90-х (прежде всего это проявлялось в заголовках), сохранился, но исчезли желчь, стёб, журналисты стали более ответственно подходить к слову».[31]

Критика[править | править вики-текст]

«Комсомольская правда»

Нынешнюю «Комсомольскую правду» часто критикуют за тенденциозную подачу материала и за публикацию «уток». Критики относят газету к жёлтой прессе, а иностранные издания называют «Комсомольскую правду» «пропагандистской бульварной газетой» в связи с тем, что на страницах издания никогда не встречается критика действующей власти[32].

Согласно lenizdat.ru в декабре 2007 года студенты-организаторы акции «Блевотный пикет» в Санкт-Петербурге в своём письме заявили, что намерены подать в суд на журналиста Комсомольской правды Артема Скрябикова, поскольку посчитали изложенные его в репортаже обвинения организаторов пикета в работе конкурентов «Севзапмолока», продуктом которого отравились эти студенты, клеветой и фантазией журналиста. По мнению организаторов акции Скрябиков не мог видеть в соседнем кафе некоего «солидного мужчину», который инструктировал студентов, поскольку по их словам в кафе сидели только студенты и поэтому журналист мог слушать разговор только через стекло кафе. Поэтому организаторы акции задались вопросом: «Этот журналист успешно отснял сам пикет, почему тогда он не снял на фото или видео того самого „солидного мужчину“ и сам процесс „инструктажа“?»[33].

В январе 2014 года «Лента.ру» отметила, что «газета перевела на русский язык шуточную новость про 37 человек, якобы погибших в Колорадо от передозировки марихуаны», которая была опубликована в блоге сатирических новостей The Daily Currant (англ.). В новости рассказывалось о том, что после принятия в штате Колорадо закона о легализации марихуаны уже в первый день 2014 года от передозировки этим наркотиком в штате погибли 37 человек, среди которых The Daily Currant был назван 29-летний Джесси Пинкмана — «бывший продавец метамфетамина из Альбукерке, который недавно переехал в Булдер [город в Колорадо], чтобы открыть там легальный магазин по продаже марихуаны». «Лента.ру» отмечает, что «Джесси Пинкман — один из главных персонажей сериала „Во все тяжкие“, который по сюжету действительно производит и продает метамфетамин» и указывает, что «в заметке цитируется хирург Джек Шепард — персонаж сериала „Остаться в живых“», который «говорит в материале, что в больницы Колорадо поступают люди с гипоспадией (врожденный порок развития наружных половых органов у мужчин) и триметиламинурией (синдромом рыбного запаха)». «Лента.ру» обращает внимание на то, что и The Daily Currant и «Комсомольская правда» в своей новости сослались на колорадскую газету The Rocky Mountain News (англ.), которая действительно существовала до 2009 года.[34].

«Meduza» отмечала, что в октябре 2016 года в разделе «Политика» был опубликован текст в колонке внештатного автора блогера Сергея Лелеки с подзаголовком «Наш колумнист — о шутках над техническим состоянием уникального авианосца», посвящённый походу российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море. В нём, критикуя позицию Антона Носика и Сергея Пархоменко, был пассаж, что «если кто решил стать военным экспертом, то вылечить от этого смогут только в газовой камере». Вскоре текст колонки на сайте газеты и в фейсбуке Лелеки были отредактированы, а фрагмент — удалён, исправления были согласованы с автором[35].

Журналист и медиаобозреватель Игорь Яковенко назвал газету «одним из самых позорных явлений российской прессы», охарактеризовав редакцию как «инкубатор по выведению подонков». Критик обвинил издание в публикации заказных и клеветнических материалов, связав деградацию «Комсомолки» с деятельностью Владимира Сунгоркина[36].

Статья «Порнуха вороной масти»

В пятничном отдельном выпуске газеты «Комсомольская правда» от 1994 года вышла статья «Порнуха вороной масти», посвящённая попытке режиссёров-любителей снять в августе того же года в Битцевском парке сцену из немецкого порнофильма «Екатерина», в которой Императрица совокупляется с жеребцом. В оригинальном фильме сцена полностью показана не была, поэтому режиссёры-любители решили снять то, что не было показано в оригинале. Статья имела большой общественный резонанс, и считается первой чисто бульварной статьёй в современной российской прессе, своеобразной вехой в становлении свободной прессы[37][38][39][40]. Статья вышла в отдельном, пятничном выпуске газеты в новом формате (т. н. «толстушка», из-за уменьшения формата, но увеличения числа страниц), который был выпущен, так как газета лишилась госдотаций в 1992 году и стала фактически нежизнеспособной[39]. По воспоминаниям Владимира Мамонтова, который руководил подготовкой к публикации данной статьи[40], эта статья стала переломной вехой и в самом издательстве, где на тот момент боролись две группы редакторов: консерваторы, которые хотели сохранить направленность газеты, заняв денег у корпорации «Газпром», и новые редакторы, которые таким образом отстаивали гласность и свободу слова:

Утро. Планёрка. Только что вышел номер «с конём». Главный мрачен, как на похоронах. «Вот куда ведут нас горе-новаторы, — говорит он со вздохом. — Вот под кого они „Комсомолку“ заставят ложиться». «Тут некоторые собрались под Газпром ложиться, — парировали новаторы-коневоды, — а это ещё хуже!»

По воспоминаниям Владимира Мамонтова[40] новаторы в редакции газеты победили, и статья была опубликована. Однако, вскоре оказалось, что подобного рода публикации избыточны[41], и «Комсомольская правда» больше к таким темам и подобным публикациям не возвращалась. По оценке Владимира Мамонтова эта публикация являлась «детской болезнью становления свободной прессы в отдельно взятой газете». Однако Ирина Добашина в статье «Феномен бульварной прессы» написанной по материалам личных бесед с бывшей колумнисткой «Большого города» Алёной Лыбченко и опубликованной в газете «Новый взгляд» в публикации «Феномен бульварной прессы» от 10 декабря 2009 года[39] считает, что эта статья и определила дальнейшую политику издания, обеспечивая высокие рейтинги «Комсомольской правды».

Оскорбление чувств верующих

7 октября 2002 года газета опубликовала статью «Московский монастырь оказался борделем». Пресс-служба московской общины францисканцев выступила с заявлением, в котором подвергла газету критике, заявив что та, используя метод дутой сенсации, напечатала клевету на католиков-францисканцев[42]. 23 декабря 2002 года Большое жюри Союза журналистов России на своём заседании рассмотрело обращение настоятеля католического ордена францисканцев в России Г. Цероха. В своём решении в лице председательствующего, сопредседателя Большого Жюри М. А. Федотова жюри подняло вопрос журналистской этики издания[43]:

« Заголовок статьи, её содержание, тональность, а также сопровождающий её коллаж не соответствуют реальному положению дел и создают у читателей превратное представление о данной религиозной организации и характере её деятельности. Хотя автору было известно, что в данной квартире не находится никакой религиозной общины, однако в статье неоднократно акцентируется внимание на том, что «любитель эротической экзотики может посетить монастырь и весело провести время в компании молоденьких „монашек“». В явном противоречии с реальностью автор пишет: «А это действительно что-то новенькое на рынке столичных сексуальных услуг». Построенная в таком духе статья представляет собой довольно типичный пример циничного конструирования псевдо-сенсационной публикации на основе произвольного истолкования тривиального квартирного спора. В результате получилась статья, откровенно оскорбляющая чувства верующих, что не делает чести такой массовой газете как «Комсомольская правда». »
Политический коллаж

Заместитель главного редактора «Комсомольской правды» Леонид Захаров в № 125 от 26 августа 2008 года на 5-й странице с обличительными комментариями опубликовал фотографию Пола Маккартни, которому президент Украины Виктор Ющенко якобы подарил рубаху с надписью «Спасибо тебе, Боже, что я не москаль!».[44]. Впоследствии украинский ЖЖ-блогер Игорь Бидан из Кременчуга было выяснено, что подаренная рубаха была белой, а надпись добавлена в фотографию средствами редактора изображений[45]. Позже Захаров признал ошибку, удалил статью и опубликовал опровержение[46]. По мнению главного редактора газеты «Новый Днестровский курьер» Сергея Ильченко[значимость факта?], «Сайт „Комсомольской правды“ вообще перенасыщен грубыми провокациями такого рода — он откровенно работает на конфронтацию между Украиной и Россией»[47].

Заказные публикации

В 2001 году журналисты газеты «Ведомости» Елена Евстигнеева, Сергей Рыбак со ссылкой на данные PR-агентства Promaco PR/CMA причислили «Комсомольскую правду» к числу 12 изданий, где за публикацию заказных статей (именуемых на журналистском жаргоне «джинсой») принимают денежное вознаграждение[48].

Домыслы и факты о Н. К. Рерихе

26 марта 2009 года в ответ на публикации в мартовских номерах еженедельного издания «Комсомольской правды» («Толстушка») цикла статей журналиста Евгения Черных о долларе («Почему доллар правит миром», «Какая валюта может сменить доллар: юань, евро или амеро?», «Масоны захватили власть над долларом и миром?»), Игорь Кокарев из г. Кирова написал открытое письмо в газету: «Н. К. Рерих не был дизайнером однодолларовой купюры», в котором на основе доказательств опровергались искажённые и неверные факты статьи о причастности Николая Рериха к созданию американской однодолларовой купюры 1928 года[49][неавторитетный источник? 247 дней].

Ответ газеты на письмо до сих пор не был дан.[источник не указан 247 дней]

«Акт Магнитского»

14 декабря 2012 года в 16:00 по московскому времени главному редактору газеты «Комсомольская правда» Владимиру Сунгоркину пришло факсимильное сообщение из посольства США в РФ, согласно которому действие его визы аннулируется из-за подписания президентом Бараком Обамой закона Магнитского. Скан уведомления разместила у себя блоге в Твиттере главный редактор телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян, а затем он был опубликован на сайте газеты.[50].

Подлинность этого документа была сразу же поставлена под сомнение главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым в своём блоге в Твиттере, так как указанный в письме вице-консул Алета Ковенски работает консулом США в Туркмении, а бланк, на котором написано уведомление, отличается от тех, которые обычно использует посольство США в РФ в своей переписке. Помимо этого, закон был подписан Бараком Обамой только в 21:00 по московскому времени, и за пять часов до этого не имел никакой значимости. Параллельно номер визы Сунгоркина, указанный в письме, отличался от подлинного[51].

Журналисты Эха Москвы связались с сотрудниками американского посольства, и те сообщили о том, что никаких писем Сунгоркину не отправляли. После этого заметка о визе Сунгоркина на сайте КП была удалена, ибо он оказался жертвой розыгрыша[52].

Статья Ульяны Скойбеды

13 мая 2013 года на сайте «КП» была опубликована статья Ульяны Скойбеды «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“». В ней колумнист прокомментировала пост Гозмана на сайте «Эха Москвы», в котором политик раскритиковал выход на телеэкраны сериала про контрразведывательные организации СМЕРШ. Скойбеда упомянула, что либералы начали активно обсуждать эту тему в интернете, называя НКВД «преступной террористической организацией» и ставя Сталина наравне с Гитлером[53].

Ульяна Скойбеда заявила, что либералы намеренно «переоценивают и оплёвывают всё, что связано с войной» и «ведут нас от Победы — к лузерству». Заканчивается статья журналистки словами: «А, знаете, ведь деятельность либералов, в таком случае — подрывная. Диверсионная. Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРША?[53]».

Днём 15 мая фраза в подзаголовке «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем» была заменена на «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног». Скриншот оригинального варианта сохранился в социальных сетях. Кроме того, фраза про «абажуры» выдаётся и в поиске на сайте «Комсомольской правды»[53].

Колонка вызвала скандал в интернет-сообществе. Писатель Борис Акунин отметил, что «вообще-то, по современным европейским нормам, это уголовная статья и запрет издания». Ранее статьи Скойбеды о писательнице Дине Рубиной и рестораторе Алексее Кабанове, убившем свою жену, также вызывали возмущение общественности[53].

16 мая Роскомнадзор вынес предупреждение газете «Комсомольская правда» за материал «Политик Леонид Гозман заявил: „Красивая форма — единственное отличие СМЕРШ от СС“», ибо там допущены высказывания, нарушающие требования Федерального закона «О средствах массовой информации» и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»"[54]. Вечером 18 мая на сайте КП Ульяна Скойбеда принесла извинения за свою статью, где признала, что «в полемическом запале допустила некорректное высказывание»[55].

Освещение украинских событий с 2014 года

По мнению lenizdat.ru «Комсомольская правда» «в освещении российско-украинского конфликта придерживается пророссийской позиции, чему ярко свидетельствуют многочисленные материалы», а также пишет, что «заголовки других материалов говорят сами за себя»: «Киев начал карательную операцию против восставшего Славянска», «Карательную операцию Киева в Донбассе координируют США», «Украиной рулят девять уголовников и клиент психбольницы», «Люстрация — майдана иллюстрация»"[56]. 28 марта 2014 года на фоне крымского и украинского кризисов главный редактор газеты Владимир Сунгоркин в эфире программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что не готов предоставить в своём издании трибуну противникам Виктора Януковича и политики РФ, так как «мы защищаем национальные интересы»[57].

Старший редактор slon.ru Михаил Зеленский отмечал, что 22 апреля президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении более 300 сотрудников российских СМИ «за объективность при освещении событий в Крыму», который однако не был выложен в публичный доступ. Около ста наград получили сотрудники ВГТРК, более 60 — журналисты «Первого канала», по несколько десятков — представители НТВ, RT и Life News. Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин получил орден «За заслуги перед Отечеством» четвёртой степени[58]. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» он подтвердил факт получения награды, из его газеты награды также получили Дарья Асламова, Александр Коц и Дмитрий Стешин[59].

16 января 2016 года в прямом эфире программы «Вождь» на радио «Комсомольская правда» ведущая Диана Кади в знак политического протеста сожгла флаг украинской праворадикальной организации «Правый сектор».[60] Данный поступок вызвал неоднозначную реакцию — в частности, представители[кто?] украинской общественности обвинили[значимость факта?] Кади в неуместном акционизме.[61][неавторитетный источник? 247 дней]

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 НИЭ, 2003, с. 83.
  2. 1 2 Иванищева, 2015, с. 69.
  3. Raucous Russian Tabloids Thrive
  4. Охват аудитории газеты «Комсомольская правда»
  5. Обнародованы данные о нераспроданных тиражах «Комсомолки» и АиФ
  6. 1 2 3 Komsomolskaya Pravda // Encyclopædia Britannica
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 БСЭ, 1973.
  8. Ордена «Комсомольской правды»
  9. «Комсомольская правда запустила собственный телеканал»
  10. 1 2 3 4 5 Ганичев, 1973.
  11. Списки жертв. 1937. Октябрь
  12. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты. РИА Новости (24 мая 2010). Проверено 21 сентября 2010. Архивировано 12 февраля 2012 года.
  13. Андрей Мальгин. Щекочихин. — «Эхо Москвы», 4.07.2013
  14. Русская книга рекордов и достижений «Диво»: Периодика. Самые большие тиражи
  15. «Влад Листьев. Пристрастный реквием» ISBN 978-5-905629-27-3, страница 68
  16. ГАЗЕТА «НОВЫЙ ВЗГЛЯД»
  17. НИЭ, 2003, с. 84.
  18. История // KP.RU — Москва
  19. Жигулёв И. Умный, хитрый, мутный. Mеduza (2 июня 2017). Проверено 3 июня 2017.
  20. Рената Ъ-Ямбаева, Наиля Ъ-Аскер-Заде, Екатерина Ъ-Гришковец Олег Дерипаска поделился кадрами с Григорием Берёзкиным. Группу ЕСН возглавила экс-гендиректор «Базэла» Гульжан Молдажанова // Газета «Коммерсантъ», № 193 (4248), 16.10.2009. С.
  21. Русские издания за рубежом
  22. У «Известий» самый большой тираж среди качественных газет
  23. Радио «Комсомольская правда» победило в конкурсе «СМИротворец-2014»
  24. Радио премия рунета
  25. Пьяный журналист избил барабанщика «Чайфа»
  26. Новости музыки 2004 год
  27. В вытрезвитель мы попали, нас «обогрели, обласкали»
  28. Ветеран президентского пула журналистов Вячеслав Терехов: «Я в Кремле и подсматриваю, и подслушиваю»
  29. Кто рулит «мировым правительством» // KP.RU
  30. Тулупов, 2001, с. 41.
  31. Народ против «жёлтой» прессы // Эхо Москвы
  32. Организаторы Блевотного пикета намерены подать в суд на «Комсомолку» // lenizdat.ru, 24.12.2007
  33. «КП» поверила в шуточную новость про смерть от марихуаны // Лента.ру, 13.01.2014
  34. «Комсомольская правда» удалила из колонки фразу про «лечение в газовой камере» «Meduza», 24.10.2016
  35. Яковенко, Игорь Человек, 20 лет топящий мир в дерьме. Новая хроника текущих событий (29 мая 2017). Проверено 30 июля 2017.
  36. Лагутина О. В.. Массовая, «Желтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий, Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. (2013. № 2). Проверено 1 июля 2014.
  37. Кузина М. «Порнуха вороной масти». Газета.ру. Проверено 1 июля 2014.
  38. 1 2 3 Добашина И. Феномен бульварной прессы. «Новый Взгляд» (10 Декабрь 2009, №11). Проверено 1 июля 2014.
  39. 1 2 3 «Порнуха вороной масти». Комсомольская правда (6 Марта 2003,). Проверено 1 июля 2014.
  40. По словам Мамонтова: «а уж от такой свободы слова с читателями просто несварение желудка приключается».
  41. «Комсомольская правда» опубликовала скандальную статью «Московский монастырь оказался борделем»
  42. Решение Большого жюри Союза Журналистов России № 24 от 23 декабря 2002 года «Об обращении настоятеля Католического ордена Францисканцев в России Г. Цероха в связи с передачей „Человек и закон“, подготовленной телекомпанией „Останкино“ и вышедшей в эфире „Первого канала“ 11.10.2002 г., и публикацией „Московский монастырь оказался борделем“ в газете „Комсомольская правда“ от 07.10.2002 г.»
  43. См. копию статьи: Николай Пидступный. Ложь «Комсомольской ПРАВДЫ»? Фотофакт // Высокий вал: Черниговская общеполитическая газета, 29.08.2008.
  44. Леонид Захаров. «Рубаха-битл»: как это было // Комсомольская правда, 29.08.2008.
  45. Сергей Ильченко. Обыкновенные PRoвокаторы // Лента ПМР: Информационное агентство Приднестровья, 28.08.2008.
  46. Евстигнеева Е., Рыбак С. Донкихоты от PR — Агентство Promaco рискнуло своей репутацией, чтобы проучить прессу // Ведомости, 21.02.2001
  47. Главред «Комсомолки» заявил о приостановке его визы из-за «закона Магнитского» // Lenta.ru, 15.12.2012
  48. Главред «Комсомольской правды» стал жертвой розыгрыша// Эхо Москвы
  49. Письмо главреду «Комсомолки» от посольства США оказалось подделкой // Lenta.ru, 15.12.2012
  50. 1 2 3 4 «Комсомольская правда» удалила пассаж про абажуры из либералов // Лента.ру, 15.05.2013
  51. Роскомнадзор вынес предупреждение «Комсомолке» // Лента.ру, 15.05.2013
  52. Ульяна Скойбеда: «Я всегда буду защищать нашу Победу, но за „абажуры“ приношу извинения» // Комсомольская правда
  53. «Комсомолка» удалила статью о похищении своей журналистки // lenizdat.ru, 28.04.2014
  54. Особое Мнение, Владимир Сунгоркин 28.03.2014. // Эхо Москвы
  55. Путин наградил 300 журналистов «за объективность при освещении событий в Крыму» // slon.ru, 05.05.2014
  56. Существует ли объективность СМИ в условиях войны? Эхо Москвы, 07.05.2014
  57. Ведущая Радио «КП» в прямом эфире сожгла флаг «Правого сектора»] // Комсомольская правда, 16.01.2016
  58. Блог Александра Барабошко

Литература[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]