Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Ржевско-Вяземская операция (1942)»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция
Положение сторон в конце 1941 — начале 1942 годов
Положение сторон в конце 1941 — начале 1942 годов
Дата 8 января — 20 апреля 1942 года
Итог Незавершённая наступательная операция СССР
Противники

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Нацистская Германия

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик И. С. Конев
Союз Советских Социалистических Республик Г. К. Жуков

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Г. фон Клюге

Потери

776 889 человек, из них безвозвратные 272 320, или 25,7 %[1]

Потери группы армий «Центр» (по немецким данным) за январь-март составили: 331 438 чел. убитыми, ранеными, пропавшими без вести [2]

Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция — наступательная операция Калининского и Западного фронтов, проведённая с 8 января по 20 апреля 1942 года. Продолжение советского контрнаступления под Москвой. Одна из самых кровопролитных операций Великой Отечественной войны: всего за четыре месяца боёв потери Красной армии составили около 770 тысяч человек[1]. Общие потери противника — около 330 тысяч солдат и офицеров убитыми, ранеными и пропавшими без вести[2].

Результатом операции стало освобождение Московской, Тульской и ряда районов Калининской и Смоленской областей. Однако, несмотря на очень большие потери советских войск, окружить и уничтожить ржевско-вяземскую группировку вермахта им не удалось.

План операции

[править | править код]

Ставка ВГК в своей директиве от 7 января 1942 года приказала охватывающими ударами армий правого крыла Калининского фронта из района северо-западнее Ржева на Сычёвку, Вязьму и войск левого крыла Западного фронта из района Калуги в направлении Юхнова, Вязи с одновременным наступлением остальных армий Западного фронта на Сычёвку и Гжатск окружить, расчленить и уничтожить основные силы группы армий «Центр» в районе Ржева, Вязьмы, Юхнова, Гжатска.

Севернее, армии левого крыла Северо-Западного фронта (генерал-лейтенант П. А. Курочкин) осуществляли Торопецко-Холмскую операцию.

Южнее, на Брянский фронт (генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) возлагалась задача прикрыть наступление Западного фронта с юга (Болховская операция).

Для завершения окружения вяземской группировки противника Ставка предусматривала высадку 4-го воздушно-десантного корпуса юго-западнее — перерезать железную и шоссейную дороги Вязьма — Смоленск.

Силы сторон

[править | править код]

Советская общевойсковая армия численно соответствовала немецкому 1—1,5 корпусу. Немецкая полевая армия численно соответствовала 0,5—1 советского фронта.

Западный фронт (генерал армии Г. К. Жуков):

Калининский фронт (генерал-полковник И. С. Конев):

Резерв Ставки ВГК:

Помощь советским войскам оказывали многочисленные партизанские отряды и группы, общей численностью около 8000 человек, а также бойцы, оставшиеся с осени 1941 года в окружении (в основном войска 24-й армии)[6].

Группа армий «Центр»:

Ход операции

[править | править код]
Ржевско-Вяземская наступательная операция. Схема.

8 января в наступление перешли ударные группировки Калининского фронта. На следующий день войска левого крыла Северо-Западного фронта (3-я и 4-я ударные армии) начали Торопецко-Холмскую операцию. К середине января войска Калининского фронта глубоко охватили с запада и востока оленинскую группировку, 39-я армия вышла в её тыл, в район Сычёвки.

10 января началось наступление войск Западного фронта. Сломив упорное сопротивление врага, они освободили города Можайск, Верею, Медынь, Киров, Людиново и Сухиничи. Осуществление прорыва обороны противника на правом крыле силами 1-й ударной, 20-й и 16-й армий под Волоколамском и Шаховской с целью выйти на Сычевку и с востока отсечь Ржевскую группировку, а также прорыв в центре Западного фронта создали предпосылки для рассечения обороны врага на вяземском направлении и охвата вяземской группировки противника с юго-востока.

Однако 19 января, вопреки плану Г. К. Жукова, по личному распоряжению И. В. Сталина 1-я ударная армия (В. И. Кузнецов) была выведена из боя и передислоцирована в район Демянска.

Части 16-й армии (К. Рокоссовский) были передислоцированы на юг. Это было связано с тем, что 10-я армия генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова должна была овладеть Кировом и выйти на железную дорогу Вязьма — Брянск, а затем содействовать развитию наступления на Вязьму, действуя по разобщенным направлениям в полосе шириной до 120 км. 10-я армия 11 января освободила Киров, но через четыре дня подверглась сильному контрудару немецких войск. В результате её соединения были отброшены к северу от Людиново, к северо-западу и северо-востоку от Жиздры, где перешли к обороне. Управлению и штабу 16-й армии было приказано перейти в район Сухиничей, принять в свое подчинение соединения и части 10-й армии, организовать противодействие врагу и восстановить утраченное положение. Это задача была выполнена 29 января.

Войска 20-й армии (Андрей Власов) преодолеть оборону противника и завершить рассечение Ржевско-Вяземской группировки не смогли и перешли к обороне. Идея наступать на всех фронтах, провозглашённая И. В. Сталиным 5 января 1942 года, но не подкреплённая ресурсами, привела к потере инициативы, срыву контрнаступления под Москвой и неоправданным жертвам под Ржевом.

В центре полосы наступления Западного фронта действовали 5-я и 33-я армии. 14 января 5-я армия освободила Дорохово, 17 января — Рузу, 20 января — Можайск, 22 января — Уваровку. Но затем 5-я армия была вынуждена остановиться из-за недостатка сил и в течение всего февраля она вела кровопролитные безуспешные бои на реке Воря. Советские войска вышли к Васильковскому узлу сопротивления немцев и ценой тысяч солдатских жизней удерживали этот рубеж. Урочище вблизи дороги, идущей от посёлка Уваровка в сторону села Семёновское, получило название «Долина смерти».

Адольф Гитлер снял с постов командующего 4-й танковой армией генерал-полковника Э. Гёпнера (8 января), командующий 9-й армией генерал-полковник Адольф Штраус 15 января был сменён генералом Вальтером Моделем. 20 января на посту командующего 4-й армией Кюблера сменил Готхард Хейнрици.

Бойцы 11-го кавалерийского корпуса в наступлении.

В результате энергичных мер нового командующего 9-й армией В. Моделя был закрыт прорыв в обороне западнее Ржева и перерезаны коммуникации 39-й армии, части сил 29-й армии и 11-го кавалерийского корпуса.

22 января Ставка передала в состав Калининского фронта 3-ю и 4-ю ударные армии Северо-Западного фронта.

К исходу 25 января 29-я армия была отрезана от главных сил и более двух недель вела бои в окружении.

27 января в районе Вязьмы десантировалась 8-я воздушно-десантная бригада. Однако после того как немецкая авиация нанесла удары по аэродромам и уничтожила транспортные самолёты, выброску и высадку последующих эшелонов десанта пришлось отменить.

Наступление войск Западного фронта (33-й армии, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и 4-го воздушно-десантного корпуса) на Вязьму, начавшееся 26 января во взаимодействии с 11-м кавалерийским корпусом Калининского фронта, успеха не имело. В итоге 1-й гвардейский кавалерийский корпус и высаженный десант оказались в глубоком немецком тылу, где до конца июня 1942 года совместно с партизанами вели упорные боевые действия.[7][8][9]

Немецкий танк PzKpfw IV на затопленной дороге в лесу, март 1942 года

1 февраля была восстановлена должность главнокомандующего западным направлением, на которую был назначен генерал армии Г. К. Жуков, сохранивший пост командующего Западным фронтом. Ставка потребовала завершить разгром основных сил группы армий «Центр». В это же время немецкое командование подтянуло подкрепления, которые во взаимодействии с авиацией отбили атаки советских войск на Вязьму. Одновременно противник нанёс сильные контрудары по коммуникациям выдвинувшихся вперёд 33-й, 39-й и 29-й армий, войска которых вынуждены были в начале февраля перейти к обороне.

В ночь на 18 февраля командующий Калининским фронтом И. С. Конев отдал приказ на прорыв 29-й армии из окружения. Выход из окружения был завершён, в основном, к 28 февраля. Но из окружения вышли и присоединились к 39-й армии лишь 5200 человек (из них 800 раненых), окружённые дивизии 29-й армии почти полностью были уничтожены в Мончаловских лесах.

Стрелковое подразделение Красной Армии ведет бой в г. Юхнов.

В течение 18—23 февраля в тыл немецких войск в районе западнее Юхнова было сброшено с парашютами 7373 человека из состава 9-й и 214-й воздушно-десантных бригад. В ночь на 24 февраля они начали наступательные действия. Им удалось на отдельных направлениях продвинуться на 20-25 км навстречу 50-й армии и занять ряд населённых пунктов. Но вскоре они подверглись сильным ударам немецкой авиации и контратакам и были вынуждены перейти к обороне.

В течение второй половины февраля и марта 1942 года 43-я армия безрезультатно пыталась пробить коридор к 33-й армии. Навстречу прорывающимся частям группы Белова 14 апреля наступала 50-я армия Западного фронта. Но уже 15 апреля, когда до окружённой армии Ефремова оставалось не более 2 километров, немцы отбросили части 50-й армии, и наступление захлебнулось[10].

С вечера 13 апреля всякая связь со штабом 33-й армии теряется. Вопреки плану штаба Западного фронта и распоряжению Г. К. Жукова выходить на Киров, И. В. Сталин лично даёт М. Г. Ефремову разрешение на выход по кратчайшему пути на Угру, где остатки армии попадают в засаду. Армия перестаёт существовать как единый организм, и отдельные её части пробиваются на восток разрозненными группами. 17 или 18 апреля раненый М. Г. Ефремов покончил жизнь самоубийством.

В конце марта — начале апреля войска Калининского и Западного фронтов предприняли ещё одну попытку разгромить ржевскую, оленинскую и вяземскую группировки и соединиться с войсками, действовавшими в тылу противника в районе Вязьмы, но опять без успеха.

16 апреля 1942 года Ф. Гальдер записал в дневнике:[11] «Русская 33-я армия ликвидирована…»

20 апреля войска получили приказ о переходе к обороне на рубеже Ржев, Гжатск, Киров, Жиздра.

24 июня 1942 года остававшиеся в живых воздушные десантники 4-го корпуса и кавалеристы группы Белова вышли из окружения на соединение с войсками 10-й армии.

Бои 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса в окружении продолжались до середины июля 1942 года, когда они были окончательно разгромлены (операция «Зейдлиц»). Командующий 39-й армией генерал-лейтенант И. И. Масленников был эвакуирован, его заместитель генерал-лейтенант И. А. Богданов погиб в окружении.

С 1 января по 30 марта 1942 группа армий «Центр» потеряла более 330 тыс. человек — около половины личного состава. Общие потери советских войск в операции составили 776 889 человек, из них безвозвратные 272 320, или 25,7 %[1].

В частности, за два с половиной месяца боёв (со 2 февраля) личный состав 33-й армии уничтожил 8700 солдат и офицеров противника, 24 танка, 29 орудий и другую военную технику. Безвозвратные потери 33-й армии за этот же период составили более 8000 человек, в том числе во время выхода из окружения — около 6000 бойцов и командиров. Прорваться к своим войскам в составе небольших групп смогли всего 889 человек[12].

Несмотря на незавершённость, операция имела важное значение в ходе общего наступления Красной армии. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80—250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей. Результатом операции стало образование Ржевско-Вяземского выступа.

Тактическая группа немцев на марше.

Американский историк Дэвид Гланц[a] проводит аналогию с другими наступательными операциями РККА в зимне-весенний период 1941-42 годов, также закончившимися неудачно при значительных потерях. К таким операциям, по мнению Гланца, относятся[14]:

Причиной неудач советских наступлений, по мнению Гланца, стала общая недооценка Ставкой ВГК сил вермахта и переоценка возможностей Красной армии, а также распыление сил РККА на множество направлений[15][b].

Примечания

[править | править код]

Комментарии

[править | править код]
  1. В ноябре 2015 Дэвид Гланц был награждён медалью Министерства обороны России «За укрепление боевого содружества» за объективное освещение роли Красной армии во Второй мировой войне[13].
  2. Сталинская доктрина «Наступления по всему фронту» применялась и в дальнейшем в ходе войны, что зачастую приводило к неоправданным потерям при ограниченных результатах[16].
  1. 1 2 3 Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил / Под ред. Г. Ф. Кривошеева. Дата обращения: 1 марта 2009. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года.
  2. 1 2 Human Losses in World War II. Heeresarzt 10-Day Casualty Reports per Army/Army Group, 1941 (BA/MA RW 6/556, 6/558) Архивная копия от 25 октября 2012 на Wayback Machine
  3. 29-я армия первого формирования. (недоступная ссылка)
  4. 39-я армия первого формирования. Дата обращения: 1 марта 2009. Архивировано из оригинала 9 августа 2008 года.
  5. Исаев А. В. Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова. — Москва: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 369. — 384 с. — 8000 экз. — ISBN 5-699-10769-X.
  6. Свердлов Ф. Д. Партизаны // Ошибки Г. К. Жукова. — Москва: Монолит, 2002. — ISBN 5-85868-114-X. Архивировано 13 ноября 2011 года.
  7. Белов П. А. Пятимесячная борьба в тылу врага. // Военно-исторический журнал. — 1962. — № 8. — С.55-75.
  8. Гальдер Ф. Военный дневник. — М., 1971. — Т. 3. Кн. 2. — С. 256.
  9. Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Энциклопедия в 12 томах. Т. 3. Битвы и сражения, изменившие ход войны. — М.: Кучково поле, 2012. — 864 с., 26 л. ил., ил. ISBN 978-5-9950-0269-7. Председатель главное редакционной комиссии генерал армии С. К. Шойгу. — С. 226—227.
  10. Глеб Таргонский. [www.apn-spb.ru/publications/article4935.htm Ржевская битва и «чёрные копатели» с НТВ]
  11. Ф. Гальдер. Военный дневник. Т. 3. — С. 230.
  12. Сафир В. Примечания // Первая мировая и Великая Отечественная. Суровая правда войны. — М.: Полководцы Отечества, 2005. — 352 с. — 600 экз. — ISBN 5-88933-026-5. Архивировано 27 февраля 2015 года. со ссылкой на ЦАМО Ф.388. On. 8712. Д. 179. Л. 70-71
  13. Американского военного историка наградили медалью Минобороны России Архивная копия от 26 октября 2020 на Wayback Machine // Лента.ру, 15.02.2016
  14. Glantz, 2001, p. 30.
  15. Glantz, 2001, pp. 26—30.
  16. Glantz, 2001, p. 27.

Литература

[править | править код]
  • Герасимова С.А. Ржев 42. Позиционная бойня. — Москва: Яуза, Эксмо, 2007. — 320 с. — 5100 экз. — ISBN 978-5-699-23772-2.
  • Мельников В.М. Трагедия и бессмертие 33-й армии. — Москва: Патриот. — (в 2-х томах). — 1000 экз.
  • Михеенков С. Е. Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М. Г. Ефремова. 1941—1942. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 351 с. — (На линии фронта. Правда о войне). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9524-4865-0.
  • Мельников В. М. Их послал на смерть Жуков? Гибель армии генерала Ефремова. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 736 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-36163-2.
  • Митягин С. Д., Ляпин В. И. Тайна шпыревского леса. — ООО «Русавна», 2006.
  • Пережогин В. А. Совместные действия партизан с войсками в ходе Ржевско-Вяземской операции. // «Военно-исторический журнал». — 1987. — № 2. — С.26-32.
  • Свердлов Ф. Д. Ошибки Г. К. Жукова. — Москва: Монолит, 2002. — ISBN 5-85868-114-X.
  • Хазанов Дмитрий. Ржевский рубеж // АвиаМастер : журнал. — 2001. — № 06. — С. 3—12.
  • David Glantz. The Soviet-German War 1941-1945: Myths and Realities: A Survey. (англ.) // 20th Anniversary Distinguished Lecture at the Strom Thurmond Institute of Government and Public Affairs. Clemson, South Carolina. (sti.clemson.edu). — 2001. Архивировано 11 октября 2001 года.

Публикации

[править | править код]