Специальная военная операция: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[отпатрулированная версия][отпатрулированная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
(имя автора стёрто)
частичная отмена: какое-то непонятное сглаживание углов
(имя автора стёрто)
чтобы не нарушать нейтральность, нужно избегать отождествления СВО = эвфемизм, тем более в преамбуле
Метка: отменено
Строка 1: Строка 1:
{{о|эвфемизме|вторжении России в Украину в 2022 году|Вторжение России в Украину (с 2022)}}
{{также|Вторжение России на Украину (с 2022)}}
'''«Специальная военная операция»''' (также «'''спецоперация»'''; сокращённо '''«СВО»''') — пропагандистский [[эвфемизм]], созданный руководством Российской Федерации и используемый пророссийскими источниками для описания [[Вторжение России на Украину (с 2022)|вторжения России на Украину]] в 2022 году<ref name=":0">{{Статья|ссылка=https://www.russian-election-monitor.org/Second-Front.html|автор=Maxim Alyukov, Maria Kunilovskaya, Andrei Semenov|заглавие=Пробуксовка пропаганды и похищение языка оппозиции|год=2022|язык=|издание=Russian Election Monitor|месяц=8|число=30}}</ref>.
'''«Специальная военная операция»''' (также «'''спецоперация»'''; сокращённо '''«СВО»''') — термин, ввёдённый руководством Российской Федерации и используемый пророссийскими СМИ для описания [[Вторжение России на Украину (с 2022)|военных действий, начатых Россией на востоке Украины в 2022 году]].

С официальной российской точки зрения, этот термин является единственно правильным применительно к фактическим событиям и намерениям властей. Согласно другой точке зрения, доминирующей на Украине и в странах Запада, данный термин — пропагандистский [[эвфемизм]]<ref name=":0">{{Статья|ссылка=https://www.russian-election-monitor.org/Second-Front.html|автор=Maxim Alyukov, Maria Kunilovskaya, Andrei Semenov|заглавие=Пробуксовка пропаганды и похищение языка оппозиции|год=2022|язык=ru|издание=Russian Election Monitor|тип=сайт|месяц=8|число=30}}</ref>, создающий у населения России ложное представление о происходящем в регионе.


== Возникновение ==
== Возникновение ==

Версия от 18:01, 2 апреля 2023

«Специальная военная операция» (также «спецоперация»; сокращённо «СВО») — термин, ввёдённый руководством Российской Федерации и используемый пророссийскими СМИ для описания военных действий, начатых Россией на востоке Украины в 2022 году.

С официальной российской точки зрения, этот термин является единственно правильным применительно к фактическим событиям и намерениям властей. Согласно другой точке зрения, доминирующей на Украине и в странах Запада, данный термин — пропагандистский эвфемизм[1], создающий у населения России ложное представление о происходящем в регионе.

Возникновение

Практика использования эвфемизмов при освещении наступательных войн была распространена в СССР и РФ до вторжения на Украину, что связано с нежеланием информировать с позиции агрессора собственных граждан о ведении государством захватнических войн. Историческими примерами являются советско-финляндская война в 1939 году и война с Грузией в 2008 году, которые официально назывались «освободительным походом в Финляндию» и «специальной операцией по принуждению к миру» соответственно[2][3].

В течение 2011—2022 годов Россия упала в рейтинге свободы прессы с 142 на 155 место, что свидетельствовало о значительном государственном контроле над средствами массовой информации[1].

24 февраля 2022 года спустя 6 часов после начала российского вторжения на Украину российское правительство ужесточило цензуру, официально затребовав от СМИ пользоваться исключительно материалами, предоставляемыми российскими государственными источниками. В дальнейшем под давлением правительства множество организаций покинули страну, либо были закрыты. Доступ к интернет-ресурсам, которые отказались следовать требованиям, российские власти попытались заблокировать[1].

Применение

В российской пропаганде термин «специальная военная операция» используется для замены определения «война на Украине». Российские власти и государственные СМИ тщательно избегают употребления слова «война» и вместо этого говорят о «специальной военной операции»[3], телеканалы стараются избегать термина «война» в контексте Украины, используя его, однако, в выражениях наподобие «газовая война» или «информационная война»[1]. Однако некоторые ключевые фигуры пропаганды впоследствии намеренно или случайно использовали термин «война» для описания боевых действий на Украине; «правило» впервые было нарушено телеведущим Владимиром Соловьевым во время радиопередачи в начале ноября 2022 года[4].

Использование термина «война» в контексте вторжения на Украину вместо эвфемизма может привести к преследованию со стороны российских властей на основании «закона о фейках», принятого 4 марта 2022 года, так как «война» не соответствует официальной позиции России, в связи с чем, согласно закону, является дезинформацией[2].

Пародирование

Термин из-за своей природы как явного эвфемизма стал интернет-мемом. К примеру, вирусным стал мем с обложкой романа Льва Толстого «Война и мир» с искажённым названием «Специальная военная операция и мир». Другим примером пародирования является политическая сатира, посвящённая введению санкций против России в связи с вторжением: «Дорогие русские друзья! Это не санкции, это специальная финансовая операция. Мир пытается спасти вас»[5].

Оценки

Доцент Гронингенского университета Константин Горобец отмечает, что, в отличие от «войны», термин «специальная военная операция» представляет Украину в качестве колонии России, не предполагает равноправия, использует «язык полицейской деятельности». По мнению исследователя, нарратив термина является империалистическим из-за того, что он предполагает, что Россия применяет силу в пределах своей собственной территории, частью которой является Украина; это включает в себя элемент двусмысленности[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Maxim Alyukov, Maria Kunilovskaya, Andrei Semenov. Пробуксовка пропаганды и похищение языка оппозиции // Russian Election Monitor : сайт. — 2022. — 30 августа.
  2. 1 2 Российский новояз // Charles University Digital Repository. — 2022. — 22 июня.
  3. 1 2 3 Kostia Gorobets. Russian “Special Military Operation” and the Language of Empire (амер. англ.). Opinio Juris (24 мая 2022). Дата обращения: 2 апреля 2023.
  4. Thomas Kika. Russian state TV admits "war" and "special military operation" are the same (англ.). Newsweek (29 января 2023). Дата обращения: 2 апреля 2023.
  5. Lucia Chudá. Precedentné výrazy V. Putina v mémoch a ich funkcia v politickom diskurze (словенск.) // Jazyk a politika. Na pomedzí lingvistiky a politológie VII. — 2022. — ISBN 978-80-225-4987-5.