Андроник (Никольский)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Андроник и фамилией Никольский.
Архиепископ Андроник
Архиепископ Андроник
Архиепископ Пермский и Соликамский, Пермский и Кунгурский
30 июля (12 августа1914 — 20 июня 1918
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Палладий (Добронравов)
Преемник Борис (Шипулин)
Архиепископ Омский и Павлодарский
8 (21) марта 1913 — 30 июля (12 августа1914
Предшественник Владимир (Путята)
Преемник Арсений (Тимофеев)
Епископ Тихвинский,
викарий Новгородской епархии
14 (27) марта 1908 — 8 (21) марта 1913
Предшественник Феодосий (Феодосиев)
Преемник Алексий (Симанский)
Епископ Киотоский,
викарий Токийской епархии
5 (18) ноября 1906 — 5 (18) июля 1907
Предшественник викариатство учреждено
Преемник Сергий (Тихомиров)

Деятельность православный священник, религиозный писатель
Имя при рождении Никольский Владимир Александрович
Рождение 1 (13) августа 1870(1870-08-13)
село Поводнево, Мышкинский уезд, Ярославская губерния
Смерть 7 (20) июня 1918(1918-06-20) (47 лет)
близ Перми
Принятие монашества 1 (13) августа 1893
Епископская хиротония 5 (18) ноября 1906
День памяти 7 июня

Награды
орден Святой Анны 1-й степени
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Архиепи́скоп Андрони́к (в миру Влади́мир Алекса́ндрович Нико́льский; 1 (13) августа 1870, село Поводнёво, Мышкинский уезд, Ярославская губерния — 7 (20) июня 1918, Пермь) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Пермский и Кунгурский; духовный писатель; почётный председатель Новгородского и Пермского отделов Союза русского народа[1].

Причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года.

Родился 1 (13) августа 1870 года в семье псаломщика Преображенской церкви села Поводнева Ярославской епархии.

В 1885 году окончил Угличское духовное училище, в 1891 году — Ярославскую духовную семинарию, в том же году поступил в Московскую духовную академию.

1 (13) августа 1893 года пострижен в монашество с именем Андроник, 6 (18) августа 1893 года рукоположён в сан иеродиакона. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении». 22 июля (3 августа1895 года рукоположён в сан иеромонаха.

С 1895 года помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии. С августа 1896 года преподаватель гомилетики, затем инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне. 20 марта (1 апреля1897 года определением Святейшего синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» был возведён в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского монастыря и награждён наперсным крестом.

В сентябре 1897 года назначен членом миссии в Японии. Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Северную Америку вместе с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в миссию, знакомился с современным состоянием христианства — католицизма и православия, посетил древние христианские святыни — катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея. Впоследствии писал, что молитва у мест, освящённых кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви — сделать так, чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас».

Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию. С 5 (17) марта 1899 по 13 (25) января 1900 года ректор Ардонской миссионерской семинарии в сане архимандрита. Уволен от должности по прошению. По приглашению епископа Уфимского Антония (Храповицкого) в 1900 году приехал в Уфу. 16 октября того же года по ходатайству епископа Антония (Храповицкого) назначен ректором Уфимской духовной семинарии, благочинный монастырей епархии.

5 (18) ноября 1906 был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина), получившего известность как миссионер (в 1970 году был причислен к лику святых). Прибыв в Осаку, нашёл православную общину в плачевном состоянии. Храм посещало не более 10 человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. Своё служение епископ Андроник начал с того, что каждый вечер в будние дни посещал дома прихожан, знакомился с их семьями, беседовал, проповедовал, узнавал их нужды. За время служения епископа Андроника в Японии число людей, посещавших храм, значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор. Миссионерские труды в неблагоприятном для Андроника климате вновь привели к ухудшению здоровья, и 5 (18) июля 1907 года Святейшим синодом ему был предоставлен отпуск.

В октябре 1907 года командирован в город Холм (ныне Хелм, Польша) для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной думы. В своих устных и письменных обращениях бичевал «злейшую и пагубнейшую латынскую ересь» (католицизм).

С 14 (27) марта 1908 года епископ Тихвинский, первый викарий Новгородской епархии, товарищ председателя Новгородского отдела Императорского православного палестинского общества.

С 1911 года почётный председатель Новгородского и Пермского отделов Союза русского народа. Придерживался правых политических взглядов: идеализировал русское средневековье, «веру христианскую и Царя самодержавного» рассматривал как неразрывное «святое, народное, историческое достояние». Автор брошюры «Беседы о Союзе русского народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и стремился обосновать с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Утверждал, что «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

Член синодальной Комиссии по преобразованию духовной школы (1911), делегат I Всероссийского единоверческого съезда (1912).

С марта 1913 года епископ Омский и Павлодарский.

С июля 1914 года — епископ Пермский и Соликамский. 1 (14) июля 1916 года переименован в епископа Пермского и Кунгурского в связи с образованием Соликамского викариатства. С 1915 года — архиепископ. По словам автора его жития, игумена Дамаскина,

его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шёлковых ряс; и хотя был награждён многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве.

В 1916 году по его инициативе в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много ездил по епархии, посещал приходы и монастыри. Был противником Григория Распутина. При посещении Царской ставки в августе 1916 года безуспешно пытался отговорить Николая II от поддержки «старца».

Награждён орденами святой Анны II степени (1901), святого Владимира IV (1905) и III (1910) степени.

25 февраля (10 марта1917 года в кафедральном соборе Перми возглавил хиротонию архимандрита Феофана (Ильменского) во епископа Соликамского, викария Пермской епархии.

5 (18) марта 1917 года, в дни Февральской революции, выпустил воззвание с требованием полного подчинения Временному правительству, возложив в нём вину в «погибели» монархии на «бесчестных царских слуг».

В 1917—1918 годах работал в II, IV, VIII, IX отделах Предсоборного совета, член Поместного собора, участвовал в 1-2-й сессиях, председатель XVII, заместитель председателя X и XX, член I, II, III, V, VII, IX, XIII, XIX отделов, обеспечивал распространение соборных документов и посланий.

Резко негативно отнёсся к приходу к власти большевиков. Ожидая ареста, держал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Святых Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».

Пытаясь бороться с изъятием церковного имущества по Декрету об отделении церкви от государства, Андроник издал 25 января 1918 года воззвание «Всем притчам и православным прихожанам и равно обиженным Пермской епархии», в котором было указано[2]:

Возможно ожидать нападения разбойников или разных захватчиков церковного или монастырского имущества, а равно и самих церквей и обителей. Надо теперь же подготовить население к такой опасности и клятвенно призывать всех как православных к защите церквей и монастырей от насильников и захватчиков, чтобы за попустительство вместе с ними не подвергнуться вечному осуждению от Бога. Предупредить население, что в случае нападения захватчиков будет дан набатный звон колоколов, на который православные должны спешить…

8 февраля 1918 года в пермское подворье Белогорского монастыря явилась комиссия для описи имущества, которую встретили набатом, а прибывшие армейские отряды выстрелами, в итоге в столкновении погибло более 10 человек, а архимандрит и семь монахов были расстреляны[2].

С апреля 1918 года архиепископ, возвратился в Пермь, призывал паству встать на защиту Церкви, анафематствовал посягающих на храмы Господни, на случай своего ареста запретил совершение богослужений, кроме крещения и напутствия умирающих.

В ночь с 15 на 16 июня[3] 1918 года был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми. Убийцы (по некоторым данным, одним из них был Николай Жужгов[4], подробно описавший убийство[3]) требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений (духовенство из страха перед большевиками фактически пренебрегло этим запретом). Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу[3].

Канонизация и почитание

[править | править код]

Имя архиепископа Андроника было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако сама канонизация не была поимённой, а список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов[5].

Был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии в 1999 году. В августе 2000 года прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, день памяти 7 (20) июня. 4 мая 2017 года решением Священного синода Русской православной церкви священномученик Андроник включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.»[6]. На здании храма Митрофана Воронежского в Перми (Комсомольский проспект, 6) помещена мемориальная доска святителю Андронику.

  • Призыв ко всем православным христианам (4 марта 1917 г.) // РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Отд. 3. Ст. 5. Д. 12. Л. 98а.
  • Отчет обер-прокурору Синода // ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 96.
  • Письма // Православный благовестник. 1898. № 11; 1899. № 1.
  • Миссионерский путь в Японию. Казань, 1899.
  • Воспоминания о преосвященном Николае, миссионере Японии // Православный собеседник. 1900. № 10.
  • Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви // Там же. 1902. № 9 (Странник. 1896. Т. 2).
  • О проповеди Христа в Японии // Церковные ведомости. Приб. 1903. № 3.
  • Миссионерский год в Японии. (Из дневника). Вып. 1—2. Уфа, 1904.
  • К сведению воспитанников Уфимской ДС и их родителей // Уфимские ЕВ. 1905. № 24.
  • Чего желать для нашей духовной школы. Уфа, 1905.
  • Речь при наречении во епископа // Православный благовестник. 1906. № 31.
  • В память русских воинов, умерших в далекой Японии // Там же. 1907. № 1.
  • Беседа с православными христианами о присутствии многочисленных старообрядцев в церкви с. Белебелки Старорусского у. // Новгородские ЕВ. 1908. № 41.
  • Беседы о Союзе Русского Народа. Старая Русса, 1909;
  • Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл Царского Самодержавия. Старая Русса, 1909.
  • Станем добре, станем со страхом, вонмем. Новгород, 1910.
  • Божественный бисер под сатанинской оболочкой (Из пастырских наблюдений) // Кормчий. 1912. № 20.
  • Размышления епископа // Голос церкви. 1913. Февраль-апрель; М., 1913.
  • Слово при открытии миссионерских курсов // Томские ЕВ. 1913. № 16.
  • Приходи к началу богослужения; Христианское правило жизни для всеобщего счастья // Омские ЕВ. 1913. № 18, 21.
  • [13 статей] // Омские ЕВ. 1914. № 1-4, 6, 10, 15.
  • Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915.
  • Весенний призыв к духовенству епархии позаботиться о солдатских семьях // Пермские губернские ведомости. 1915. 22 февраля. № 51.
  • О мире всего мира; О чем умоляет нас армия?; Бодрость духа у нашего воинства на фронте // Там же. 1916. 25 февраля, 26 апреля, 21 июля. № 43, 91, 159.
  • Наш священный долг перед родиной и перед великой армией // Духовная беседа. 1915. № 10.
  • При погребении геройски павшего на войне офицера; О сквернословии; Суеверие есть тяжкий грех // Там же. 1916. № 1, 11.
  • Наша церковно-народная жизнь как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии). Изд. 2-е. Пермь, 1916.
  • Всё для армии // Пермские ЕВ. 1915. № 20.
  • Церковная школа призывается заготовлять овощи для наших защитников // Там же. 1916. № 10.
  • Новая жизнь в глубинах народной души; О покаянии; Духовные доктора и духовные фельдшера; Речь; К предстоящему Учредительному собранию; Призыв к духовенству; Напутствие направляющимся в действующую армию; Вниманию духовенства и православных прихожан; Архипастырское послание // Там же. 1917. № 4-10, 14/15, 24/25, 33/34.
  • Архипастырское настойчивое обращение; К духовенству; Перед лицом психологии современной разрухи // Там же. 1918. № 1-3, 7/9.
  • О Церкви, России / Составитель В. Королев. Фрязино, 1997;
  • Творения. Книга I: Статьи и заметки. Тверь, «Булат», 2004. — 512 стр.
  • Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. Тверь, «Булат», 2004 год — 464 стр.
  • Как должно жить и действовать русским людям. М., 2006 (2-е изд.).
  • Пишу от избытка скорбящего сердца. М., 2007.
  • Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве — в связи с вопросом об искуплении. М.; Фрязино, 2008.
  • Проповеди, переписка с В. Н. Львовым и архиеп. Арсением (Стадницким) // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). 2-е изд., испр. и доп. / Сост., предисл. и комм. М. А. Бабкина. М., 2008. 137—144.

Примечания

[править | править код]
  1. Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — С. 32—34. — 680 с. — ISBN 978-5-93675-139-4. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  2. 1 2 Шевырин С. А. Становление репрессивных органов в первые годы советской власти (на примере Пермской губернии) // Становление советской государственности: выбор пути и его последствия: Материалы XIV международной научной конференции. Екатеринбург, 22-25 июня 2022 г. — М.: Политическая энциклопедия; Президентский центр Б. Н. Ельцина, 2022. — С. 348—349.
  3. 1 2 3 Топография террора: история политических репрессий Архивная копия от 10 мая 2021 на Wayback Machine / Сост. С. Шевырин. — С.-Петербург: Издательство «Маматов», 2012. — 240 с. — С. 44—48.
  4. Сост. В. М. Хрусталев, Л. А. Лыкова. Скорбный путь Михаила Романова: от Престола до Голгофы. Документы, материалы следствия, дневники, воспоминания. — Пермь, 1996. — С. 231.
  5. Кострюков А. А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года Архивная копия от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 52, 56.
  6. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года. Архивная копия от 4 мая 2017 на Wayback Machine Патриархия.ru.

Литература

[править | править код]