Магический реализм: различия между версиями

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
[отпатрулированная версия][отпатрулированная версия]
Содержимое удалено Содержимое добавлено
мНет описания правки
Строка 114: Строка 114:
{{Фэнтези}}
{{Фэнтези}}


[[Категория:Жанры фантастики]]
[[Категория:Магический реализм]]
[[Категория:Магический реализм]]

Версия от 19:18, 22 ноября 2015

Магический реали́зм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира[1][2].

В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин «магический реализм» использовался немецким критиком Францем Рохом для описания «новой вещественности» — жанра живописи.

Истоки магического реализма

Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности. Наиболее значимыми авторами являлись:

Магический реализм в литературе

Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот что он писал:

«Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседнев­ная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям»[1].

Позже этот же термин был использован венесуэльцем Артуро Услар-Пьетри для описания работ некоторых латиноамериканских писателей. Кубинский писатель Алехо Карпентьер (друг Услара-Пьетри) использовал термин «lo real maravilloso» (приблизительный перевод — «чудесная реальность») в предисловии к своей повести «Царство земное» (1949). Идея Карпентьера заключалась в описании своего рода обостренной реальности, в которой могут появляться выглядящие странно элементы чудесного. Произведения Карпентьера, а также Хорхе Луиса Борхеса, Габриэля Гарсия Маркеса, Хулио Кортасара, Мигеля Анхеля Астуриаса[3] оказали сильное влияние на европейский бум жанра, который начался в 60-е годы XX века.

В современной европейской литературе представителями магического реализма можно назвать Джонатана Кэрролла, Одри Ниффенгер, Марка Хелприна[3], Милорада Павича и Горана Петровича.

В русской литературе классиками магического реализма считаются Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Булгаков и Абрам Терц.

Русскоязычные авторы — представители магического реализма

Элементы магического реализма

  • Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.
  • Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.
  • Многочисленные детали сенсорного восприятия.
  • Часто используются символы и образы.
  • Эмоции и душевные порывы человека как социального существа часто описаны очень подробно.
  • Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.
  • Меняются местами причина и следствие — например, персонаж может страдать до трагических событий.
  • Содержатся элементы фольклора и/или легенд.
  • События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.
  • Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
  • Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.

Магический реализм в изобразительном искусстве

Магический реализм — это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом. В 1925 году критик Франц Рох использовал этот термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов, которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности. Согласно определению Роха, другие важные аспекты магического реализма в живописи включают:

  • Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим
  • Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионистской тенденции укорачивания объекта
  • Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.

Художники — представители магического реализма

Магический реализм в кинематографе

Хотя термин редко употребляется в теории кинематографии, многие фильмы следуют канонам магического реализма. Например в фильме Тима Бёртона «Крупная рыба» история близка к реальности и только истории и воспоминания содержат магические элементы, которые, в большинстве случаев, могли бы произойти в реальности[2][4][5]. Другими классическими примерами магического реализма в киноискусстве могут служить фильмы Акиры Куросавы «Сны», «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы, «Амаркорд» Федерико Феллини[источник не указан 3267 дней], «Лабиринт фавна» Гильермо дель Торо[4], фильмы «Загадочная история Бенджамина Баттона»[2][6], «Запределье»[2][6], «Зелёная миля»[2], «Быть Джоном Малковичем»[2][6], «День сурка»[2][4].

В кино, как в остальных жанрах искусства, можно проследить связь магического реализма с экспрессионизмом.

Примечания

Литература

Ссылки