Локон Медузы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Vulpo (обсуждение | вклад) в 04:14, 14 марта 2021 (→‎Источники). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Локон Медузы
Medusa’s Coil
Жанр Лавкрафтовские ужасы
Автор Говард Филлипс Лавкрафт и Зелия Бишоп
Язык оригинала Английский
Дата написания Май 1930 года
Дата первой публикации январь 1939 года
Издательство «Weird Tales»

Локон Медузы (англ. Medusa’s Coil) — рассказ американского писателя Г. Ф. Лавкрафта и Зелии Бишоп, написанный в мае 1930 года. Впервые был опубликован в журнале «Weird Tales» в январе 1939 года, через два года после смерти Лавкрафта. История касается сына владельца американской плантации, который привозит из Парижа новую жену. В нем смешаны элементы мифов Лавкрафта о Ктулху с древнегреческим мифом о Медузе.

Сюжет

Неназванный направляется в мыс Жирардо, штат Миссури, но теряется в незнакомой сельской местности. Он натыкается на заброшенный дом, в котором живет истощенный старик по имени Антуан де Русси (англ. Antoine de Russy). Старик пускает его переночевать и рассказывать историю Риверсайд (англ. Riverside). Раньше здесь проживало в хижинах до двухсот темнокожих сельчан (теперь эта территория была залита рекой). Ночами слышались их пение, смех и игра на банджо, что придавало особое очарование этим краям.

Старик унаследовал поместье от деда, когда женился в 1885 году. У него был сын Дениc (англ. Denis), который год проучился в Медицинской школе Гарварда, а затем увлекся идеей приобщения к французским истокам их рода и убедил Антуана отправить его в Сорбонну, в Париж. Там Денис познакомился с художником Фрэнком Маршем (англ. Frank Marsh) из Нового Орлеана, который сделал его участником мистического культа древней египетской и карфагенской магии. Вместе они изучали тайны Зимбабве и мертвых городов атлантов в области Хаггар пустыни Сахара. Их вера основана на легендах о змеях и обрядах змеиных волос, подобно локонам Медузы и мифам эпохи Птолемея о Беренике.

Денис увлекся главой культа, женщиной по имени Марселин (англ. Marceline), и вскоре женился на ней. В 1916 году он вернулся в домой с женой. Антуан и слуги нашли женщину странно отталкивающей. Марселин была дочерью Маркиза де Шамо (англ. Marquis de Chameaux) и называла себя Танит-Изида (англ. Tanit-Isis). Она, словно, гипнотизировала людей взглядом. а порой она говорила с ведьмой, — Старой Софонисбой (англ. Old Sophonisba). Антуан слышал, что они говорил о Ктулху, Шуб-Нигурат, «Тайнах Старцев», «Неведомом Кадате» и племя Н'бангу (англ. N’bangus).

Однажды Фрэнк Марш приехал к ним в гости и предложил нарисовать портрет Марселин. Когда Денис поехал в город, по делам, тем временем, Фрэнк Марш приступает к рисованию Марселин, которая влюбилась в него. Денис неожиданно возвращается домой и вступает в драку с Френком. Причиной драки стала картина, что открыла правду о том, кто была Марселин:

Я понял, кем она была и какую роль она играла в страшной тайне, пришедшей к нам со времен Ктулху и Старцев — тайне, которая была почти стерта, когда погрузилась в океан Атлантида, но сохранилась в скрытых традициях, аллегорических мифах и запретных полуночных ритуалах. Культ действительно существует, как старая, отвратительная тень того, что философы никогда не смеют упоминать — то, на что намекает «Некрономикон» и отображается в символической форме колоссов острова Пасхи.

В ужасе Денис убивает Марселин, а затем видит, что ее «жуткие локоны грубых черных волос» убили Френка, «обвиваясь вокруг него, как питон». Денис во всем признался отцу, а потом покончил с собой. Антуан закопал их тела в подвале, вместе с локонами волос Марселин. Антуан подходит к концу рассказа и предлагает посмотреть на её картину:

Эти своды и колонны ада, где происходили Черные Мессы и Шабаши Ведьм... её струящиеся черные волосы покрывали гниющее тело, но сами нисколько не испортились. В этих вязких, волнообразных, маслянистых, изгибающихся кольцах темной змеи не было ничего человеческого. Мерзкая независимая жизнь утверждала себя в каждом неестественным скручивании и сворачивании, и впечатление от её волос было как от бесчисленных голов рептилий, слишком яркое, чтобы оказаться иллюзией.

Рассказчик достает пистолет и стреляет в картину, которая, по словам старика, навлекла проклятие: «Она и эти волосы выползают из могил, Бог знает, с какой целью!» Рассказчик уезжает на машине и замечает, что дом охвачен пламенем. На пути он встречает фермера, который говорит, что старик давно исчез, а дом сгорел шестью годами ранее. Рассказчик вспоминает еще одну ужасную деталь, которую он узнал, когда увидел портрет Марселин:

Проклятая Горгона или Ламия имела призрачное, туманное, но заметное для глаз гения родство со своей почитательницей из Зимбабве. Неудивительно, что у нее была связь с той старой ведьмой — ведь в обманчиво незначительной пропорции в жилах Марселин текла негритянская кровь.

Вдохновение

Лавкрафт часто упоминает представителей разных народов, которые продолжают магические традиции предков, а магия в его произведениях всегда связана с космосом. На протяжении всего своего творчество Лавкрафт описывает связь Древних богов, тайных культов, внеземных существ и народов населяющих Страну снов. В рассказе «Карающий Рок над Сарнатом» (1919 года) Лавкрафт впервые пишет о связи людей из «Мира яви» и темнокожих кочевников из Страны снов. В рассказе «Ужас в Ред Хуке» (1924 года) он намекает на родство людей с восточной внешностью и кочевников из Страны снов. В 1927 году Лавкрафт начал работать над повестью «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», где говориться, что люди с восточной внешностью являются потомками богов, а темнокожие невольники Ньярлатхотепа являются внеземными существами. В 1930 году, во время написания «Локон Медузы», Лавкрафт работал над написанием повести «Шепчущий во тьме», где описываются инопланетные существа, посещающие Землю, которым поклоняются люди и служители тайных культов.

Марселин упоминает: Вавилон, Египет, Атлантиду, Му, Лемурию, Р'льех, Юггот.

Связь с другими произведениями

В рассказе «Картина в доме» Лавкрафт впервые описывает сюжет о доме с призраками в окружении сельской местности Новой Англии («Стране Лавкрафта»).

В рассказе «Склеп» юноша увлекся историей своего рода и стал одержим духом предка.

В рассказе «Праздник» описан языческий ритуал и цитируются строки из «Нерономикона».

В рассказе «Зов Ктулху» художники по всему миру видят одинаковые видения, а также упоминается культ Ктулху в Новом Орлеане и Р'льех.

В повести «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» описана Страна снов.

В рассказе «Артур Джермин» упоминается племя Н’бангу

В рассказе «Ужас Данвича» упоминаются легионы тьмы из другого измерения.

В повести «Шепчущий во тьме» упоминается Шуб-Ниггурат.

В повести «Тень над Иннсмутом» описана семья Марш, а также упоминается Р'льех.

Колдуны из Франции упоминаются в рассказах: «Алхимик», «Музыка Эриха Цанна», «Герберт Уэст — реаниматор», «Заброшенный дом» и романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».

Источники

Lovecraft, H. P.; Bishop, Zealia. "6". Medusa's Coil

Joshi, S. T.; Schultz, David E. (2001). An H.P. Lovecraft Encyclopedia. Greenwood. p. 166. ISBN 0313315787.

Callaghan, Gavin (2013). H. P. Lovecraft's Dark Arcadia: The Satire, Symbology and Contradiction. McFarland. p. 217. ISBN 0786470798.

Lovecraft, H. P. (1944). Derleth, August (ed.). Marginalia. Arkham House. p. 84.