Израильское управление телерадиовещания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Решут ха-шидур
רשות השידור
Страна

ИзраильFlag of Israel.svg Израиль

Зона вещания

Израиль

Язык

иврит, арабский

Дата основания

1947

Дата начала вещания

1948 (радио)
1968 (телевидение)

Дата прекращения вещания

2017

Владелец

государство

Ключевые фигуры

Шимон Элькабац

Прежние названия

Голос Хаганы
(1947—1948)
Коль Исраэль
(1948—1951)
Шерут ха-шидур
(1951—1965)

Сайт

iba.org.il

Здание Ромема. Штаб-квартира IBA в Иерусалиме.

«Решут ха-шидур» (ивр.רָשׁוּת השׁידוּר‏‎, англ. Israel Broadcasting Authority, IBA, "Управление вещания") — израильская государственная телерадиокомпания, работающая с 1947 года до закрытия и замены на корпорацию «Кан» (означает «Здесь»; полное название: «Таагид ха-шидур», то есть «Общественное вещание Израиля»). Замена произошла 15 мая 2017 года.

История[править | править вики-текст]

PBS (1936 - 1948)[править | править вики-текст]

В марте 1936 года была создана Палестинская телерадиовещательная служба (Palestine Broadcasting Service, PBS, «Решут ха-шидур ха-палестини»), 30 марта она запустила на средних волнах ивритоязычную радиостанцию Голос Иерусалима («Коль Ерушалаим»). Первая трансляция была осуществлена из студии, располагавшейся в иерусалимской гостинице «Палаз».

Коль Исраэль (1948 - 1951)[править | править вики-текст]

В 1947 году Хагана запустила подпольную радиостанцию Голос Хаганы («Коль ха-Хагана»), 14 мая 1948 года она была переименована в Голос Израиля («Коль Исраэль»), а Голос Иерусалима была присоединена к ней. В 1950 году Коль Исраэль на коротких волнах запустила международную радиостанцию «Голос Циона Диаспоре» («Коль Цион ла'Голa»). Русская редакция (ныне самая большая уже в рамках радиостанции "Решет Клитат Алия"), была создана Виктором Граевским (известным польским журналистом, передавшим на Запад доклад Хрущёва на XX съезде КПСС[1]) в 1958 году, и он стал её первым директором.

Шерут ха-шидур (1951 - 1965)[править | править вики-текст]

В 1951 году радиокомпания Голос Израиля была переименована в Шерут ха-шидур (Israel Broadcasting Service, IBS, "Служба вещания"). В 1960 году израильское радио стало двухпрограммным - Шерут ха-шидур на средних волнах запустила радиоканала Решет Бет, радиостанция Голос Израиля была переименована в Решет Алеф.

Решут ха-шидур (1965 — 2017)[править | править вики-текст]

6 июня 1965 года IBS была переименована в Решут ха-шидур, в том же году было введено финансирование телерадиокомпании за счёт абонентской платы. В 1968 году Решут ха-шидур запустила первый в Израиле телеканал - Ха-телевизия ха-клалит (הטלוויזיה הכללית - "Генеральное телевидение"). В 1971 году началось глушение передач Коль Цион ла'Голa, и это прекратилось лишь в 1988 году. В 1976 году израильское радио стало трёхпрограммным - Решут ха-шидур на ультракоротких волнах запустила радиоканал Решет Гимель, позднее Решут ха-шидур запустила на средних волнах арабоязычную информационно-развлекательную радиостанцию Решет Далет, а за «Голосом Циона Диаспоре» закрепилось название Решет Хей. В 1985 году арабский отдел организации был удостоен престижной премии Израиля за его особый вклад в жизнь общества и государства. В сентябре 1991 года было создано Второе управление телерадиовещания в результате чего Решут ха-шидур лишилась монополии на теле- и радиовещание в стране (4 ноября 1993 года оно запустило Второй канал)[2], Ха-телевизия ха-клалит был переименован в Ха-Аруц Ха-Ришон ("Первый канал"). 26 мая 1991 года в Израиле на ультракоротких волнах Решут ха-шидур запустила иноязычную радиостанцию «Решет Клитат Алия», предназначенную для репатриантов. В 2002 году был создан интернет-сайт, и с 2004 года на нём ведутся прямые передачи. В 2004 году было решено закрыть Решет Хей как отдельную радиостанцию и передавать передачи радио «Решет Клитат Алия» на коротких волнах на весь мир. Считая себя преемником PBS, «Коль Исраэль» отметил в 2006 году 70-ю годовщину со дня первого выхода в эфир[3]. В 2008 году, с раcширением Интернета не было более необходимости в коротковолновых передачах, поскольку стало возможно слушать радио с помощью компьютера, и они прекратились. В мае 2010 года была запущена версия Первого канала в стандарте разложения 1080i.

Закрытия[править | править вики-текст]

В течение последних лет множество проблем обрушилось на IBA. В 2014 году израильский парламент принял закон, по которому с 31 марта 2015 году IBA расформировывается и вместо неё будет создана другая организация, ведающая общественным вещанием[4] (По другому взгляду на это событие, IBA будет закрыта и вновь открыта уже в реорганизованном виде[5].) Также планировалось, что с 31 марта будет отменён налог на телеприёмник, но впоследствии отмена была отложена[5]. В стечении времен налог был отменён. 1 октября 2016 IBA должен был быть закрыт и вместо него должен был начать работать Таагид Ха-шидур. 19 июля 2016, Бениамин Нетанияху заявил что смена на Таагид откладывается на Январь 2018 года, за что получил критику со стороны политиков и прессы.[6]. Позже результатом переговоров запуск Таагида был назначен раньше 2018, а именно 30 апреля 2017.[7] Раньше был вариант досрочного запуска 1 января[8] (позже менялось на 15 мая 2017).

Медиа-активы[править | править вики-текст]

Телеканалы[править | править вики-текст]

Доступны были через эфирное (цифровое (DVB-T) на ДМВ, ранее - аналоговое (PAL) на МВ), кабельное, спутниковое телевидение, IPTV и интернет.

HD-телеканалы[править | править вики-текст]

  • Первый канал HD - информационно-развлекательный канал в стандарте разложения 1080i.

Радиостанции[править | править вики-текст]

Доступны были через эфирное радиовещание (эфирное аналоговое радиовещание на УКВ (УКВ CCIR), Решет Алеф, Решет Бет и Решет Далет на СВ[9]), эфирное (цифровое (DVB-T на ДМВ) на МВ), кабельное, спутниковое телевидение, IPTV и интернет.

Управление и финансирование[править | править вики-текст]

Управление[править | править вики-текст]

Решут ха-шидур являлся израильским общественным вещателем, автономным от государственных органов[10] с 1947 по 2017. Деятельность было основана на Законом об "Решут ха-шидур" 6 июня 1965 года.

Финансирование[править | править вики-текст]

Финансировался преимущественно за счёт налога собираемого с каждого домохозяйства, которое имеет телевизор. (Причём телевизор мог и не использоваться для просмотра общественного телевидения, а только для кабельного, спутникового и для просмотра видеозаписей.) По состоянию на 2014 год налог составлял 345 шекелей (100 долларов) в год[2].

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

Ссылки[править | править вики-текст]