Общественное телерадиовещание

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Общественно-правовое вещание»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общественное телерадиовещание (англ. public broadcasting, нем. öffentlich-rechtlicher Rundfunk, фр. Audiovisuel public, итал. Radiodiffusione pubblica) — радиовещание и телевидение основной задачей которого является предоставление общественных услуг (public service)[1].

История[править | править код]

Возникновение идей концепции общественного вещания[править | править код]

Термин «общественное вещание» появился в США для обозначения совокупности университетских и некоммерческих культурно-просветительских радиостанций[2]. До отмены монополии общественных вещателей в Европе в 1984 году необходимости в термине «общественное вещание» не было. По мере отмены этой монополии в право стран Европы регулирующих СМИ был введён как этот термин «общественное вещание» (которым по сути стало называться существовавшее в этих странах государственное вещание[3]), так и само разделение вещания на общественное и коммерческое. По отдельным мнениям концепция «public service broadcasting» и первая модель общественного вещания возникла в Великобритании, где и получила свое развитие. Суть концепции public service заложена в реализации двух основных идей: доступности для каждого независимо ни от чего, служению человеку либо обществу. Применение данной концепции к СМИ связано с появлением радио, а также на тот момент еще компании British Broadcasting Company Ltd – консорциума, которым владели ведущие производители беспроводного приёмника. Исторические события, связанные с появлением Би-Би-Си и выработкой стандартов его деятельности, являются ключом к понимаю концепции public service broadcasting. Речь идет о тех принципах и задачах, которые ставятся перед каждым общественным вещателем ныне. Разработку идей концепции следует приписать комитетам Сайкса (Sykes Committee, — функционировал в 1923 году) и Кроуфорда (Crawford committee — функционировал в 1925) – межведомственным органам, которые были созданы для разрешения актуальных вопросов, связанных с функционированием Би-Би-Си, а также отдельным энтузиастам. Основные идеи, присущие актуальной концепции общественного вещания, можно найти в рекомендациях упомянутых комитетов[1].

Возникновение общественного LW- и AM-радио[править | править код]

Первая в мире общественная радиостанция (Radio Tour Eiffel)[4] была запущена 24 декабря 1921 года на длинных волнах во Франции Министерством почты, телеграфов и телефонов (до этого всё вещание в мире было представлено только тремя частными проводными радиостанциями и американской частной региональной эфирной радиостанцией KDKA), а в течение 1924-1930-х гг. оно же на средних волнах запустила ряд региональных радиостанций. Но уже 6 ноября 1922 года частная радиокомпания CFR (Compagnie Française de Radiophonie — «Французская радиовещательная компания») запустила на длинных волнах первую в стране частную радиостанцию Radiola (с 29 марта 1924 года Radio Paris)[5], а в течение 1924-1930-х гг. на средних волнах частные радиокомпании запустили ряд региональных частных радиостанций[6], 18 октября 1922 года ряд британских частных компаний создали BBC (British Broadcasting Company — «Британская радиовещательная компания»)[7], запустившую в 1922-1924 гг. ряд региональных радиостанций[8], в те же годы ряд немецких региональных радиокомпаний запустили на средних волнах ряд региональных коммерческих радиостанций. Но уже в 1925 году контрольные пакеты акций немецких частных радиокомпаний были национализированы и переданы RRG (Reichsrundfunkgesselschaft — «Имперская радиовещательная компания»)[9] принадлежавшей государственному провайдеру почтовой связи Deutsche Reichspost, а в 1926 году филиал RRG Deutsche Welle GmbH[10] запустил на длинных волнах общенациональную общественную радиостанцию Deutschlandsender[11], 1 января 1927 года BBC была национализирована и передана Министерству почт, телеграфов и телефонов, 9 марта 1930 года она запустила на длинных волнах общенациональную общественную радиостанцию BBC National Programm, а 17 декабря 1933 года была национализирована Radio Paris. После Второй мировой войны в большинстве страны Европы (за исключением Великобритании) была введена монополия общественных вещателей на телерадиовещание.

Послевоенное восстановление[править | править код]

После окончания Второй мировой войны произошло возвращения радиовещания к довоенному уровню — в Великобритании вместо довоенной BBC Regional program была запущена BBC Light programm[12], во Франции вместо Paris National была запущена La programme nationale (позднее France Culture[13]), возобновили вещание региональные радиостанции, вместо Radio Tour Effel — La programme pariesienne, в 1947 году возобновила вещание Deutschlandsender, но в виду того что она оказалась под фактическим контролем прокоммунистических партий (СЕПГ, ЛДП, ХДС восточнонемецких земель), в 1954 году на длинных волнах запускается национальная радиостанция Deutsche langwellesender (c 1962 года — Deutschlandfunk). EAIR была национализирована, Rete rossa и Rete AzzuraProgramma Nazionale и Secondo Programma. В этот период на средних волнах были запущены ряд общественных образовательных радиостанций — бельгийская Brussel 2 в 1946, британская Third program[14], нидерландская Hilversum 2, французская Paris Inter в 1947, португальская Programa 2 в 1948, итальянская Terzo Programma в 1950, датская Programma 2 в 1951, немецкие NWDR 2, hr 2, SDR 2, Bayern 2, немецкая SWF 2 в 1953, греческая Τρίτο Πρόγραμμα в 1954, шведская Programma 2 в 1955, швейцарские SR DRS 2 и Deuxième chaîne.

Возникновение общественного телевидения[править | править код]

Довоенные телеканалы были в основном в столицах, в 1950-е гг. их вещание было распространено на все регионы стран в которых они возникли, одновременно было запущено телевидение в других странах Северной и Центральной Европы, в 1960-е гг. в странах Южной Европы и Азии — нидерландский NTS, датский SR TV в 1951, немецкий NWDR Fernsehen (c 1955 года — Deutsche Fernsehen), бельгийский INR, швейцарский SRG, итальянский Programma Nazionale в 1954, австрийский Fernsehprogram в 1955, шведский RT TV, испанский TVE, португальский RTP, норвежский NRK, финский Suomen Televisio.

Возникновение общественного цветного телевидения[править | править код]

Предпосылки к переходу к двухпрограммному телевещанию возникли ещё до возникновения цветного телевидения — австрийская 2. Programm и западно-немецкая ARD 2 в 1961 году. 21 декабря 1963 года RTF в стандарте SECAM на дециметровых волнах запустил общественный телеканал RTF Télévision 2, 20 апреля 1964 года BBC в стандарте PAL на дециметровых волнах запустил телеканал BBC2, далее происходит запуск общественных развлекательных телеканалов на дециметровых волнах в других странах — нидерландский Nederland 2 в 1964, финский TV-ohjelma 2 в 1965, испанский TVE 2 в 1966, португальский II Programa, шведский TV2 в 1969, бельгийские RTB2 и BRT 2 в 1977 году, ирландский RTÉ 2 в 1978 году.

Возникновения общественного FM-радио[править | править код]

Первые музыкальные общественные радиостанции на ультракоротких волнах были запущены ещё в 1950-х — французская Programme en modulation frequence[15] в 1954, немецкая NDR 3 в 1956, бельгийская Troisième Programme. Однако именно в этот период они были запущены в большинстве стран — датская Programma 3 и немецкая WDR в 1963, шведская Programma 3 в 1964 году, нидерландская Hilversum 3 в 1965 году, британская BBC Radio 1 в 1967 году, немецкая Bayern 3 в 1971, немецкая hr 3 в 1973 году, немецкая SWF 3 в 1975 и немецкая SDR 3 в 1979 году. В Италии и Швейцарии аналогичные общественные радиостанции были запущены через проводное радиовещание.

Возникновение общественного спутникового телевидения[править | править код]

1 января 1984 года ZDF запустила первые два общественных спутниковых телеканала — ZDF 2 и ZDF Musikkanal, в тот же день в Германии были запущены первые коммерческие телеканалы RTL+ и PKS, 2 июня TF1, Antenne 2, RTBF, SRG и СBC запустили спутниковый телеканал TV5, 4 ноября был запущен первый во Франции коммерческие телеканалы — Canal+, 1 декабря ZDF, ORF и SRG вместо ZDF 2 запустили телеканал 3sat, 29 марта 1986 года NDR, WDR, SDR, SWF, BR и hr запустили через спутниковое телевидение телеканал Eins Plus, 4 июня 1987 года BBC — BBC TV Europe (позднее был переименован в WS TV, ещё более позднее в BBC World), 30 мая 1989 года France Regions 3, Radio France и INA запустили через спутниковое телевидение телеканал La Sept (позднее — 24 июня 1996 года к ним был добавлен Festival)

Форма собственности и организация[править | править код]

Часть организаций общественного вещания являются акционерными общества все или почти все акции которого принадлежат государству (France Televisions и Radio France во Франции, Rai в Италии, RTVE в Испании, RTP в Португалии, SVT и SR в Швеции, Yle в Финляндии, TVP и PR в Польше, Duna Media в Венгрии, ERT в Греции), часть — государственными учреждениями (BR, hr, SWR, SR, NDR, Radio Bremen, WDR, rbb, MDR, ZDF, DW в Германии, BBC и Channel 4 Corporacion в Великобритании, DR в Дании, NRK в Норвегии, RUV в Исландии, CT, CRo в Чехии, TVR и SRR в Румынии, БНТ, БНР в Болгарии, RTVSlo в Словении, HRT в Хорватии, РТС в Сербии, ТВЦГ в Черногории, МРТ в Македонии), исключением является Швейцария и Нидерланды, организации общественного вещания которых являются общественными организациями. Обычно одно государство располагает одной общественной вещательной организацией, либо двумя, одна из которых осуществляет радиовещание, одна телевизионное вещание. Исключение опять же является Германия в которых в первую общественную вещательную организацию входят 1-й и 3-й телеканалы, ряд менее значимых кабельных и спутниковых телеканалов, все внутринациональные радиоканалы и часть иновещания, а во вторую общественную вещательную организацию — 2-й телеканал и некоторые малозначимые кабельных и спутниковые каналы, Бельгия имеющая два региональных общественных вещателя и Босния и Герцеговина имеющая один общефедеральный общественный вещатель и два региональных общественных вещателя. Исключением являлась Франция в 1975 — 1992 гг, когда существовали три телевизионных общественных вещательных организаций (первые две имели по одному общенациональному телеканалу, третья являлась сетью региональных телевизионных и радиовещательных каналов) и одна общественная радиовещательная организация (объединяла все общественные общенациональные радиоканалы); также исключением являлась Греция в 1982-1987 годах существовали две общественные вещательные организации ЕРТ (1-й телеканал и первые три радиоканалы) и ЕРТ 2 (2-й телеканал и четвёртый радиоканал). Сами по себе практически все общественно-вещательные организации имеют унитарную структуру, кроме того же ARD являющего союзом двух федеральных и нескольких межрегиональных общественных вещательных организаций, и SRG, являющийся союзом 4 межрегиональных вещателей. Кроме того в Сербии наряду с общенациональными общественными вещательными организациями существуют и независимые от них региональные общественные вещательные организации.

Управление[править | править код]

Высшими органами управления общественных вещательных организаций является совет директоров (название может варьироваться в зависимости от национального корпоративного законодательства), члены которого назначаются специальным советом (Rundfunkrat в Германии, Conseil supérieur de l'audiovisuel во Франции, Commissione parlamentare per l'indirizzo generale e la vigilanza dei servizi radiotelevisivi в Италии и др.), который в свою очередь в большинстве случаев формируется парламентом, в ряде стран пропорционально размеру парламентских фракций (в парламентских республиках и парламентских конституционных монархиях, если парламент двухпалатный — обеими палатами) или парламентом и президентом (в парламентско-президентских республиках), в ряде стран такие советы подотчётны парламенту. Исключением является ФРГ где члены этих советов напрямую делегируеются влиятельными общественными организациями (политических партий, профцентров, религиозных объединений и т. д.). Кроме того данные советы осуществляют предоставление лицензий на вещание, определяют размер абонентской платы, осуществляют наблюдение за соблюдением как общественными, так и коммерческими вещательными организациями законов о СМИ и налагают санкции в случае нарушения законов. В Великобритании Совет директоров BBC напрямую формируется Кабинетом министров и назначение оформляется указом короля.

Финансирование[править | править код]

Большинство общественные вещательные организации в большей или меньшей степени финансируются за счёт абонентской платы собираемой со всех граждан страны, обладающих теле- или радиоприёмниками, включая тех, кто не смотрит и не слушает передачи общественного вещания. Абонентская плата может сочетаться как с отчислениями правительства, так и с финансированием за счёт рекламы (Rai, RTE, TVP, PR, ORF, SRG, TVR, RR, ЕРТ), так и с тем и с другим одновременно (ARD, ZDF, BBC, RTBF, RTSH), некоторые вещательные организации (DR, SR, NRK, France Televisions, Radio France) финансируются исключительно за счёт абонентской платы. Отдельные общественные вещатели (Yle, RUV, ERR, RTP, LRT) либо финансируется за счёт отчислений правительства, либо за отчислений правительства и рекламы (RTVE, NOP, Duna Media, БНТ, БНР, TRT, LTV, LR).

Общественные вещатели[править | править код]

Национальные общественные вещатели[править | править код]

Европа[править | править код]

Страна Вещатель Телеканалы Радиостанции Сайт Канал на YouTube.com
Германия ARD 1-й телеканал (Das Erste) ard.de Архивная копия от 3 октября 2016 на Wayback Machine ARD
ZDF 2-й телеканал (ZDF) zdf.de ZDF
Deutschlandradio Две радиостанции (Deutschlandfunk, Deutschlandfunk Kultur) deutschlandradio.de
DW международный спутниковый телеканал DW TV одноимённая международная радиостанция dw.com DW на русском
DW हिन्दी
DW Indonesia
DW Español
DW Deutsch
Великобритания BBC 1-й (BBC One) и 2-й (BBC Two) телеканалы, 4-й (BBC Alba) телеканал Шотландии Четыре радиостанции (BBC Radio 1, BBC Radio 2, BBC Radio 3, BBC Radio 4), сеть региональных радиостанций BBC Local Radio, международная радиостанция — BBC World service bbc.com BBC
BBC News - Русская служба
BBC News Hindi
BBC News 中文
BBC News Indonesia
BBC News Brasil
BBC America
Франция France Télévisions, холдинг включающий в себя вещатели France 2, France 3, France 5, France 4, Réseau Outre-Mer 1re, France Ô, Francetv pluzz, France Info: и Francetv Sport 2-й (France 2), 3-й (France 3), 5-й (France 5), 14-й (France 4), 19-й (France Ô) телеканалы, 1-е телеканалы заморских департаментов и территорий (Guadeloupe 1re, Guyane 1re, Martinique 1re, Mayotte 1re, Nouvelle-Calédonie 1re, Polynésie 1re, Réunion 1re, Saint-Pierre et Miquelon 1re, Wallis et Futuna 1re) радиостанции заморских департаментов и территорий (Guadeloupe 1re, Guyane 1re, Martinique 1re, Mayotte 1re, Nouvelle-Calédonie 1re, Polynésie 1re, Réunion 1re, Saint-Pierre et Miquelon 1re, Wallis et Futuna 1re) francetelevisions.fr France Télévisions
Radio France Четыре радиостанции (France Inter, France Culture, France Musique и France Bleu), а также три радиостанции доступные только в крупных городах (Le Mouv’, France Info и FIP) radiofrance.fr radiofrance
France Médias Monde международный телеканал France 24 международные радиостанции Radio France internationale и Monte Carlo Doualiya francemediasmonde.com FRANCE 24
Италия Rai 1-й (Rai 1), 2-й (Rai 2) и 3-й телеканалы (Rai 3) Три радиостанции (Rai Radio 1, Rai Radio 2, Rai Radio 3) rai.it Rai
Нидерланды NPO 1-й (NPO 1), 2-й (NPO 2) и 3-й (NPO 3) телеканалы Четыре радиостанции (NPO Radio 1, NPO Radio 2, NPO 3FM, NPO Radio 4) npo.nl
RNW Одноимённая международная радиостанция rnw.org Waza Africa
Huna Sotak | هنا صوتك
HelanOnline
elTOQUE
Люксембург Radio 100,7 одноимённая радиостанция 100komma7.lu
Дания DR 1-й (DR1) и 3-й (DR3) телеканал, спутниковые телеканалы (DR3, DR K, DR Ramasjang, DR Ultra) Три радиостанции (DR Programma 1, DR Programma 2, DR Programma 3), сеть региональных радиостанций DR Programma 4 dr.dk DR
Швеция SVT 1-й (SVT1) и 2-й телеканалы (SVT2) svt.se SVT
SR Три радиостанции (SR Programma 1, SR Programma 2 и SR Programma 3), сеть региональных радиостанций SR Program 4, международная радиостанция SR International sverigesradio.se Sveriges Radio
Норвегия NRK 1-й (NRK1) и 3-й (NRK2) телеканалы, спутниковый телеканал NRK3 Три радиостанции (NRK Programma 1, NRK Programma 2, NRK Programma 3) nrk.no NRK
Финляндия Yle 1-й (Yle TV1) и 2-й (Yle TV2) телеканал Три радиостанции (Yle Radio 1, YleX, Yle Puhe) yle.fi Yle Areena
Исландия RÚV 1-й телеканал (RUV Sjónvarpið) Две радиостанции (RÚV Rás 1 и RÚV Rás 2) ruv.is RÚV
Австрия ÖRF 1-й (ÖRF eins) и 2-й (ÖRF 2) телеканалы, спутниковые телеканалы (ORF III и ORF SPORT +) Девять земельных радиостанций (Radio Wien, Radio Niederösterreich, Radio Oberösterreich, Radio Steiermark Radio Kärnten, Radio Salzburg, Radio Tirol, Radio Vorarlberg), две общенациональные радиостанции (Österreich 1 и Hitradio Ö3), а также одна радиостанция доступная только в крупных городах (FM4) orf.at
Швейцария SRG сеть 1-х (SRF 1, RTS Un, RSI La 1, TR) и 2-х межрегиональных телеканалов (SRF zwei, RTS Deux, RSI LA2), спутниковые телеканалы (SRF info, RTS Info) 3 сети межрегиональных радиостанций (Radio SRF 1, La Première, RSI Rete Uno, RR, Radio SRF 2 Kultur, Espace 2, RSI Rete Due, Radio SRF 3, Couleur 3, RSI Rete Tre) srf.ch
rts.ch
rsi.ch
rtr.ch
swissinfo.ch
Schweizer Radio und Fernsehen
RTS - Radio Télévision Suisse
Radiotelevisione svizzera (RSI)
RTR Musica
SWI swissinfo.ch - English
SWI swissinfo.ch - عربي
SWI swissinfo.ch - Español
SWI swissinfo.ch - Pусский
SWI swissinfo.ch - Português
Ирландия RTÉ 1-й (RTÉ One) и 2-й (RTÉ2) телеканалы Две радиостанции (RTÉ Radio 1, RTÉ 2fm) rte.ie RTÉ - Ireland’s National Public Service Media
Ирландия TG4 4-й телеканал (TG4) tg4.ie TG4
Испания RTVE, холдинг включающий в себя вещатели TVE и RNE 1-й (La 1) и 2-й (La 2) телеканалы Три радиостанции (Radio Nacional, Radio Clásica, Radio 3) rtve.es RTVE
Португалия RTP 1-й (RTP1) и 2-й (RTP2) телеканалы Три радиостанции (RDP Antena 1, RDP Antena 2, RDP Antena 3) rtp.pt RTP
Греция ЕРТ 1-й (ЕРТ 1), 2-й (ЕРТ 2) и 3-й телеканалы (ЕРТ 3) Четыре радиостанции (Πρώτο Πρόγραμμα, Δεύτερο Πρόγραμμα, Τρίτο Πρόγραμμα, ΕΡΑ Σπορ), сеть региональных радиостанций ERA Diktyo, региональные радиостанции Kosmos 93.6, 102 FM и 95.8_FM международная радиостанция Η Φωνή της Ελλάδας ert.gr ΕΡΤ Α.Ε.
Кипр (Республика Кипр) РІК 1-й (PIK 1) и 2-й (PIK 2) телеканалы Три радиостанции (Πρώτο Πρόγραμμα, Δεύτερο Πρόγραμμα, Τέταρτο Πρόγραμμα) riknews.com.cy
Мальта PBS 1-й телеканал (TVM) Две радиостанции (Radju Malta и Radju Malta 2) tvm.com.mt Television Malta
Андорра RTVA ATV RNA andorradifusio.ad RTVA Andorra
Сан-Марино San Marino RTV San Marino RTV Radio San Marino и Radio San Marino Classic smtvsanmarino.sm
Лихтенштейн Radio Liechtenstein одноимённая радиостанция radio.li
Польша TVP 1-й (TVP1), 2-й (TVP2) и сеть 3-х региональных телеканалов (TVP Regionalna) tvp.pl TVP VOD
PR Четыре радиостанции (Polskie Radio Program I, Polskie Radio Program II, Polskie Radio Program III, Polskie Radio Program IV), сеть региональных радиостанций Polskie Radio Regionalna, международная радиостанция Polskie Radio dla Zagranicy polskieradio.pl Polskie Radio
Чехия ČT 1-й и 2-й телеканалы (ČT1 и ČT2) ceskatelevize.cz Česká televize
ČRo Три радиостанции (Radiožurnál, Dvojka и Vltava), сеть региональных радиостанций ČRo Regionální vysílání, международная радиостанция Радио Прага rozhlas.cz Český rozhlas
Словакия RTVS 1-й (Jednotka) и 2-й (Dvojka) телеканалы Три радиостанция (Slovensko, Regina, Devín), международная радиостанция Slovakia International rtvs.sk RTVSOfficial
Венгрия MTVA, холдинг включающий в себя Duna Média 1-й (M1) и 2-й M2 Три радиостанция (Kossuth Rádió, Petőfi Rádió, Bartók Rádió) mediaklikk.hu
Хорватия HRT 1-й (HRT 1), 2-й (HRT 2) телеканалы Три радиоканала (HR 1, HR 2, HR 3), международная радиостанция HRT – Glas Hrvatske hrt.hr Hrvatska radiotelevizija
Словения RTV Slovenija 1-й (TV SLO 1) и 2-й (TV SLO 2) телеканал Три радиоканала (A1, Val 202, Program Ars) rtvslo.si RTV Slovenija
Литва LRT 1-й телеканал (LRT televizija) Две радиостанции (LRT Radijas и LRT Klasika) lrt.lt Lietuvos nacionalinis radijas ir televizija
Латвия LR Три радиостанции (LR 1, LR 2, LR 3) latvijasradio.lsm.lv Latvijas Radio
LTV 1-й (LTV1) и 2-й (LTV7) телеканалы ltv.lsm.lv
Эстония ERR 1-й телеканал (ETV) Две радиостанции (Vikerraadio и Raadio 2) err.ee Eesti Rahvusringhääling
Румыния TVR 1-й (TVR1), 2-й (TVR2) и сеть 3-х региональных телеканалов (TVR3) tvr.ro TVR
Radio România Четыре радиостанции (Radio România Actualități, Radio România Cultural, Radio România Muzical), сеть региональных радиостанций Radio România Regional), а также радиостанция доступные только в Интернете (Radio România Tineret), международная радиостанция — Radio România Internațional; srr.ro
Болгария БНТ 1-й (БНТ 1) и 2-й (БНТ 2) телеканалы bnt.bg BNT Bulgaria
БНР Две радиостанции (Горизонт, Христо Ботев), сеть региональных радиостанций, международная радиостанция — Радио Болгария; bnr.bg Българско национално радио
Сербия РТС 1-й (РТС 1), 2-й телеканалы (РТС 2) Три радиостанции (Радио Београд 1, Радио Београд 2, Радио Београд 3) rts.rs RTS Sajt - Zvanični kanal
Северная Македония МРТ 1-й (МРТ 1), 2-й (МРТ 2) телеканалы Три радиостанции (МР 1, МР 2, МР 3) mrt.com.mk
Черногория РТЦГ 1-й (ТВЦГ 1) телеканал Два радиоканала (РЦГ 1 и РЦГ 2) rtcg.me
Босния и Герцеговина BHRT 1-й телеканал (BHT 1) Одна радиостанция (BHR 1) bhrt.ba BHRT - Radiotelevizija Bosne i Hercegovine
Албания RTSH 1-й телеканал (TVSH) Два радиоканала (Radio Tirana 1, Radio Tirana 2), международная радиостанция Radio Tirana International rtsh.al RTSH - Radio Televizioni Shqiptar
Украина НОТУ UA: Первый, UA: Культура, 24 областных Украинское радио, Проминь, Украинское радио «Культура»[uk] 1tv.com.ua culture.suspilne.media nrcu.gov.ua UA:Перший

Азия[править | править код]

Страна Вещатель Телеканалы Радиостанции Сайт
Япония NHK 1-й NHK General TV и 2-й (NHK Educational TV) телеканалы Три радиостанции (NHK Radio 1, NHK Radio 2, NHK FM), международная радиостанция NHK World Radio Japan nhk.or.jp
Турция TRT 1-й (TRT 1), 2-й (TRT 2) и 3-й (TRT 3) телеканалы Четыре радиостанции (Radyo 1, TRT FM, Radyo3, Radyo Nağme), международная радиостанция Голос Турции trt.net.tr
Корея (Республика Корея) KBS 1-й (KBS1) и 2-й (KBS2) телеканалы Три радиостанции (KBS Radio 1, KBS Radio 2, KBS Radio 3), международная радиостанция KBS World Radio kbs.co.kr
EBS одноимённый 3-й телеканал ebs.co.kr
MBC одноимённый 4-й телеканал imbc.com
Индия DD 1-й (DD National), 2-й (DD News) и 3-й (DD Sports) телеканалы ddindia.gov.in
AIR Две общенациональных радиостанции (AIR National Channel, Vividh Bharati), международная радиостанция AIR External Services allindiaradio.gov.in
Израиль Решут ха-шидур 1-й телеканал (Ха-Аруц Ха-Ришон), 3-й телеканал (33-й канал) Три радиостанции (Решет Алеф, Решет Бет и Решет Гимель) iba.org.il

Америка, Африка и Океания[править | править код]

Страна Вещатель Телеканалы Радиостанции Сайт
Канада CBC англоязычнный эфирный телеканал CBC Television, франкоязычный эфирный телеканал ICI Radio-Canada Télé, англоязычный спутниковый телеканал CBC News Network, франкоязычный спутниковый телеканал le Réseau de l’information Две англоязычные радиостанции (CBC Radio One, CBC Radio Two), 2 франкоязычные радиостанции (ICI Radio-Canada Première, ICI Musique), международная радиостанция (Radio Canada International), англоязычная цифровая радиостанция (CBC Radio 3), франкоязычная цифровая радиостанция (Bandeapart.fm) англоязычный cbc.ca, франкоязычный ici.radio-canada.ca
США PBS Одноименный второстепенный телеканал pbs.org
NPR Одноимённая радиостанция npr.org
VOA Одноимённый Международный спутниковый телеканал Одноимённая радиостанция voanews.com
Австралия ABC 1-й телеканал (ABC) Две радиостанции (Radio National и Classic FM) abc.net.au
SBS 7-й телеканал (SBS) Две радиостанции (SBS Radio 1 и SBS Radio 2) sbs.com.au
Новая Зеландия Radio New Zealand Две радиостанции (Radio New Zealand National и Radio New Zealand Concert) radionz.co.nz
TVNZ 1-й (TV One) и 2-й (TV2) телеканалы tvnz.co.nz
Māori Television Второстепенные телеканалы maoritelevision.com
Южная Африка SABC 1-й (SABC 1), 2-й (SABC 2) и 3-й (SABC 3) телеканал Две радиостанции на английском (SAfm, 5FM), радиостанции на языках народов Южной Африки sabc.co.za

Бывшие национальные общественные вещатели[править | править код]

Страна Бывшие общенациональные вещатели Телеканалы/Радиостанции Причины ликвидации Годы существования
Франция ORTF 1-й, 2-й и 3-й телеканалы, четыре радиостанции Разделение на TF1, Antenne 2, France Régions 3, Radio France 1939 — 1975
TF1 1-й телеканал Приватизация 1975 — 1987
Radio France Internationale международная радиостанция объединение с France 24 во AEF 1986 — 200
Германия Deutschlandsender Одна радиостанция (Deutschlandsender) Объединение Германии, в 1933 — 1945 и в 1952 — 1989 гг как государственный вещатель 1926 — 1994
Deutscher Fersehrundfunk 1-й (DFF 1) и 2-й телеканалы (DFF 2), позднее 3-й телеканал (Ost 3) Объединение Германии, в 1934 — 1945 (DFR) и 1952 — 1989 гг. как государственный вещатель 1934 — 1992
RBI международная радиостанция Объединение Германии, в 1934 — 1945 гг. (Deutsche kurzwellesender) и в 1959 — 1989 гг. — государственный вещатель 1929 — 1990
Бельгия INR Две радиостанции разделён на BRT и RTB 1930 — 1960
Нидерланды NRU Три радиостанции объединён с NTS в NOS 1947 — 1969
NTS 1-й и 2-й телеканалы объединён с NRU в NOS 1951 — 1969
RCE Одна радиостанция объединён с RNE 1978 — 1980
Португалия RTP 1-й и 2-й телеканалы объединён с RDP в RTP 1955 — 2004
RDP Три радиостанции объединён с RTP в RTP 1935 — 2004
Греция ЕРТ 2 1 телеканал и 1 сеть региональных радиостанций объединён с ЕРТ 1982 — 1987
Польша PRT 1-й и 2-й телеканалы, три радиостанции разделение на TVP и PR, в 1952 — 1989 гг. как государственный вещатель 1925 — 1992
Чехословакия CST 1-й и 2-й телеканал разделён на CT и STV, в 1957 — 1989 гг. государственный вещатель 1957 — 1992
CSRo Три радиостанции разделён на CRo и SRo, в 1923 — 1945 гг. коммерческий вещатель, в 1948 — 1989 гг. государственный вещатель 1923 — 1992
Словакия STV 1-й и 2-й телеканалы объединён с SRo в RTVS 1992 — 2011
SRo Три радиостанции объединён с STV в RTVS 1992 — 2011
Венгрия MTV 1-й и 2-й телеканал объединение с MR в Duna Media 1957 — 2015
MR Три радиостанции объединение с MTV в Duna Media, в 1983 — 1945 гг. как коммерческий вещатель, в 1949 — 1989 гг. как государственный вещатель 1893 — 2015
Duna TV спутниковый телеканал объединение с MTV и MR в Duna Media 1992 — 2015
Эстония ETV 1 телеканал объединён с ER в ERR 1990 — 2007
ER Две радиостанции объединён с ETV в ERR 1990 — 2007
Румыния RTR 1-й и 2-й телеканалы, три радиостанции разделение на TVR и Radio Romania, в 1946 — 1989 гг. как государственный вещатель 1928 — 1994

Общественные вещатели автономий[править | править код]

Страны Интернациональные общественные вещатели Телеканалы Радиостанции Сайты
Великобритания Channel 4 одноимённый 4-й телеканал, спутниковые телеканалы E4, More4, 4seven, 4Music channel4.com
Великобритания, Уэльс S4C одноимённый 4-й телеканал s4c.cymru
Бельгия (Валлония) RTBF 1-й (La Une) и 2-й (La Deux) телеканалы, спутниковый телеканал La Trois Три радиостанции (La Première, VivaCité, Musiq'3), международная радиостанция RTBF International rtbf.be
Бельгия (Фландрия) VRT 1-й (Één) и 2-й (Canvas) телеканал, спутниковый телеканал Ketnet Три радиостанции (Radio 1, Radio 2, Klara) vrt.be
Бельгия (Немецкоязычное сообщество Бельгии) BRF Две радиостанции (BRF 1 и BRF 2) brf.be
Дания (Фарерские острова) KVF 1-й телеканал (SvF) Одна радиостанция (ÚF) kvf.fo
Дания (Гренландия) KNR knr.gl
Сербия, Воеводина РТВ 1-й телеканал (РТВ 1) Одна радиостанция (Радио Нови-Сад 1) rtv.rs
Сербия, Косово РТК 1-й телеканал (РТК 1) Одна радиостанция (Радио Косова) rtklive.com
Босния и Герцеговина (Республика Сербская) РТРС Televizija Republike Srpske Radio Republike Srpske rtrs.tv
Босния и Герцеговина RTVFBiH FTV Federalni Radio rtvfbih.ba

Наднациональные общественные и полуобщественные вещатели[править | править код]

Страны Интернациональные общественные вещатели Телеканалы Радиостанции Сайты
Европейский союз Euronews Euronews Euronews Radio euronews.com
Euronews по-русски
euronews (en français)
euronews (deutsch)
Франция, Бельгия, Швейцария, Канада TV5 Monde международные спутниковые телеканалы TV5 Monde, TV5 Monde+, TV5 Monde+Afrique, TV5 Monde+Jeunesse, TV5 Monde+Documentaire tv5monde.com
Канада TV5 Québec Canada одноимённый телеканал и телеканал Unis tv5.ca и unis.ca
Франция и Германия Arte спутниковый телеканал (Arte) интернет-радиостанция (Arte Radio) arte.tv
Нидерланды и Бельгия BVN одноимённый международный спутниковый телеканал bvn.tv

Региональные общественные вещатели[править | править код]

Страна Региональные общественные вещатели Телеканалы Радиостанции Сайт
Германия, Бавария BR 3-й телеканал (Bayerisches Fernsehen) Четыре радиостанции (Bayern 1, Bayern 2 , Bayern 3 и BR Klassik), а также одна радиостанция, доступная только в крупных городах (B5 Aktuell) br.de
Германия, Гессен hr 3-й телеканал (hr fernsehen) Четыре радиостанции (hr1, hr2-kultur, hr3, hr4, а также Две радиостанции доступные только в крупных городах (hr info и You FM) hessenschau.de
Германия, Баден-Вюртемберг и Рейнланд-Пфальц SWR 3-й телеканал (SWR Fernsehen) 2 земельных радиостанции (SWR1 Rheinland-Pfalz и SWR1 Baden-Württemberg), 2 межземельных радиостанции (SWR2 и SWR3), а также Две радиостанции доступные только в крупных городах (SWRinfo и Dasding) www.swr.de
Германия, Саарланд SR 3 земельные радиостанции (SR 1 Europawelle, SR 2 Kulturradio, SR 3 Saarlandwelle), а также Две радиостанции доступные только в крупных городах (103.7 UnserDing и Antenne Saar) sr.de
Германия, Северный Рейн-Вестфалия WDR 3 телеканал (WDR Fernsehen) 3 земельные радиостанции (WDR 5, WDR 3, WDR 4), а также Две радиостанции доступные только в крупных городах (WDR 2 и 1 Live) wdr.de
Германия, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург, Мекленбург-Передняя Померания NDR 3-й телеканал (NDR Fernsehen) Четыре земельные радиостанции (NDR 90,3, NDR 1 Niedersachsen, NDR 1 Welle Nord, NDR 1 Radio MV), две межземельные радиостанции (NDR 2, NDR Kultur), а также две радиостанции доступные только в крупных городах — NDR Info и N-Joy) ndr.de
Германия, Бремен Radio Bremen Четыре радиостанции Bremen Eins, Bremen Vier и Bremen Zwei и Bremen Next radiobremen.de
Германия, Берлин, Бранденбург rbb 3-й телеканал (rbb Fernsehen) Две земельные радиостанции (Radio Berlin 88,8 и Antenne Brandenburg), две межземельные радиостанции (Radio Eins, Kulturradio), а также две радиостанции доступные только в крупных городах (Fritz и Inforadio) rbb-online.de
Германия, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия MDR 3-й телеканал (MDR Fernsehen) Три земельные радиостанции (MDR 1 Radio Sachsen, MDR Sachsen-Anhalt, MDR Thüringen), две межземельные радиостанции (MDR Jump и MDR Kultur), а также две радиостанции доступные только в крупных городах (MDR Aktuell и MDR Sputnik) mdr.de
Канада Télé-Québec одноимённый телеканал telequebec.tv
Канада Knowledge Network одноимённый телеканал knowledge.ca
Канада TVOntario одноимённый телеканал tvo.org
Нидерланды RTV Noord TV Noord Radio Noord rtvnoord.nl
Нидерланды RTV Drenthe rtvdrenthe.nl
Нидерланды RTV Oost rtvoost.nl
Нидерланды Omroep Gelderland TV Gelderland Radio Gelderland omroepgelderland.nl
Нидерланды RTV Utrecht rtvutrecht.nl
Нидерланды Omroep Flevoland TV Flevoland Radio Flevoland omroepflevoland.nl
Нидерланды RTV Noord-Holland rtvnh.nl
Нидерланды Omroep West TV West Radio West omroepwest.nl
Нидерланды Omroep Zeeland omroepzeeland.nl
Нидерланды Omroep Brabant omroepbrabant.nl
Нидерланды L1 l1.nl
Испания, Андалузия RTVA 7-й телеканал (Canal Sur) Canal Sur Radio, Radio Andalucía Información, Canal Fiesta canalsur.es
Испания, Арагон CARTV 7-й телеканал (Aragón TV) Aragón Radio и Aragón Radio 2.com cartv.es
Испания, Астурия RTPA 7-й телеканал (TPA7) RPA rtpa.es
Испания, Балеарские острова EPRTVIB 3-й телеканал (IB3) IB3 Ràdio ib3tv.com
Испания, Канарские острова RTVC 7-й телеканал (Televisión Canaria) Canarias Radio La Autonómica rtvc.es
Испания, Кастилья-ла-Манча RTVCM 7 телеканал (Castilla-La Mancha Televisión) RCM rtvcm.es
Испания, Каталония CCMA 3-й телеканал (TV3) Catalunya Ràdio, Catalunya Informació, Catalunya Música, ccma.cat
Испания, Экстремадура CEXMA 8-й телеканал (Canal Extremadura Televisión) Canal Extremadura Radio canalextremadura.es
Испания, Галисия CRTVG 7-й телеканал (Televisión de Galicia) Radio Galega и Radio Galega Música crtvg.es
Испания, Мадрид EPRTVM 7-й телеканал (Telemadrid) 7 Onda Madrid Radio и 8 Onda Madrid Radio telemadrid.es
Испания, Мурсия RTRM 7-й телеканал (La 7 Televisión Región de Murcia) Onda Regional de Murcia и OR Música de Murcia rtrm.es
Испания, Край Басков EITB 7-й телеканал (ETB 1) Radio Euskadi, Euskadi Irratia, EiTB Musika, Radio Vitoria eitb.eus
Испания, Валенсия RTVV 9-й телеканал (Nou) Nou Ràdio, Sí Ràdio rtvv.es
Босния и Герцеговина (Боснийско-Подринский кантон) RTV Goražde одноимённый телеканал радиостанция Radio Goražde rtvbpk.com
Босния и Герцеговина (Добой) RTV Doboj одноимённый телеканал радиостанция Radio Doboja rtvdoboj.com
Босния и Герцеговина (Унско-Санский кантон) RTV Cazin одноимённый телеканал Radio Cazin rtvcazin.ba
Босния и Герцеговина (Герцеговино-Неретвенский кантон) RTV Jablanica одноимённый телеканал Radio Jablanica
Босния и Герцеговина (Приедор) RTV Kozarska Dubica одноимённый телеканал Dub Radio rtv-kd.com
Босния и Герцеговина (Унско-Санский кантон) RTV Sana одноимённый телеканал Radio Sana radiosana.ba
Босния и Герцеговина (Тузланский кантон) RTV Živinice одноимённый телеканал Radio Živinice rtvzivinice.tv
Босния и Герцеговина (Зеницко-Добойский кантон) RTV Zenica одноимённый телеканал Radio Zenica rtvze.ba
Босния и Герцеговина (Сараевский кантон) RTV Vogošća одноимённый телеканал Radio Vogošća rtvvogosca.ba
Босния и Герцеговина (Зеницко-Добойский кантон) RTV Visoko одноимённый телеканал Radio Visoko rtv-visoko.ba
Босния и Герцеговина (Унско-Санский кантон) RTV USK одноимённый телеканал Radio USK rtvusk.ba
Босния и Герцеговина (Тузланский кантон) RTV TK одноимённый телеканал Radio TK rtvtk.ba
Босния и Герцеговина (Среднебоснийский кантон) RTV Bugojno одноимённый телеканал Radio Bugojno [1]
Босния и Герцеговина (Тузланский кантон) RTV 7 Tuzla одноимённый телеканал Radio 7 rtv7.ba
Босния и Герцеговина (Восточное Сараево) RTV IS одноимённый телеканал Radio Istočno Sarajevo rtvis.tv
Босния и Герцеговина (Приедор) RTV Prijedor одноимённый телеканал Radio Prijedor
Босния и Герцеговина (Источно-Сараево) TV Rudo одноимённый телеканал
Босния и Герцеговина (Сараевский кантон) TVSA одноимённый телеканал tvsa.ba
Босния и Герцеговина (Тузланский кантон) RTV Lukavac одноимённый телеканал Radio Lukavac rtvlukavac.ba
Сербия (Шумадийский округ) РТВ Крагујевац одноимённый телеканал rtk.co.rs
Сербия (Мачванский округ) РТВ Шабац ТВ Шабац Радио Шабац tvsabac.co.rs
Сербия (Борский округ) RTV Bor одноимённый телеканал Radio Bor rtvbor.rs
Сербия (Расинский округ) RTV Kruševac одноимённый телеканал rtk.rs
Сербия (Пчиньский округ) RTV Vranje одноимённый телеканал rtv-vranje.rs
Сербия (Рашский округ) RTV Raška одноимённый телеканал rtv.raska.rs
Сербия (Рашский округ) RTV Novi Pazar одноимённый телеканал rtvnp.rs
Сербия (Белград) Студио Б одноимённый телеканал одноимённая радиостанция rtvnp.rs
Сербия (Нишавский округ) NTV одноимённый телеканал ntv.rs
Сербия (Южно-Банатский округ) RTV Pančevo одноимённый телеканал
Сербия (Южно-Бачский округ) TV Petrovec одноимённый телеканал tvpetrovec.com
Сербия (Южно-Бачский округ) Новосадска телевизија одноимённый телеканал

Бывшие региональные общественные вещатели[править | править код]

Страна Бывшие региональные общественные вещатели Телеканалы/Радиостанции Причины ликвидации Годы существования
Германия NWDR Две радиостанции Разделение на WDR и NDR 1945-1954
Германия, Берлин SFB 3-й телеканал, одна радиостанция Объединение с ORB в RBB 1992 — 2003
Германия, Бранденбург ORB 3-й телеканал, четыре радиостанции Объединение с SFB в RBB 1992 — 2003
Германия, Баден-Вюртемберг SDR 3-й телеканал, четыре радиостанции Объединение с SWF в SWR 1945 — 1998
Германия, Рейнланд-Пфальц и Баден-Вюртемберг SWF 3-й телеканал, четыре радиостанции Объединение с SDR в SWR 1945 — 1998

Общественные продюсерские центры, провайдеры, архивы, ретрансляторы[править | править код]

Страна Общественные продюсерские центры, провайдеры, архивы, ретрансляторы Функции Сайты
Франция Arte France Продюсерский центр для Arte arte.tv
INA архив программ institut-national-audiovisuel.fr
CFI архив программ cfi.fr
Германия Arte Deutschland TV GmbH продюсерский центр для Arte arte.tv
Италия, Южный Тироль RAS ретранслятор общественных телеканалов (Das Erste, ZDF, BR Fernsehen, 3sat, Arte, KiKA, ORF eins, ORF 2 Tirol, SRF 1, SRF 2, ранее в аналоговом режиме только ORF eins и ORF 2 Tirol) и радиостанций (Bayern 1, Bayern 2, Bayern 3, BR Klassik, B5 aktuell, Deutschlandfunk Kultur, WDR KiRaKa, Österreich 1, Radio Tirol, Hitradio Ö3, FM4, Radio Swiss Classic, Radio Swiss Jazz, Radio Swiss Pop, в аналоговом режиме только Österreich 1, Radio Tirol, Hitradio Ö3) ras.bz.it
Нидерланды AVROTROS Продюсерский центр avrotros.nl
KRO-NCRV Продюсерский центр kro-ncrv.nl
NTR Продюсерский центр ntr.nl
NOS Продюсерский центр nos.nl
MAX Продюсерский центр omroepmax.nl
BNN Продюсерский центр bnn.nl
VARA Продюсерский центр vara.nl
VPRO Продюсерский центр vpro.nl
EO Продюсерский центр eo.nl
Швеция UR Одноимённая радиостанция ur.se
Монако Monaco Media Diffusion ретранслятор коммерческих радиостанций mmd.mc

Бывшие общественные провайдеры, продюсерские центры, архивы программ, ретрансляторы, медиа-холдинги[править | править код]

Страна Бывшие общенациональные вещатели Функции Причины ликвидации Годы существования
Германия RRG холдинг для Deutschlandsender, Weltrundfunksender, DFR и региональных вещателей создание ARD 1926 — 1960
Франция Société française de production продюсерский центр Приватизация 1975 — 2001
Франция TéléDiffusion de France провайдер эфирного телевидения и радиовещания Приватизация 1975 — 2002
Нидерланды KRO продюсерский центр объединён с NCRT в KRO-NCRV 1925 — 2014
NCRV продюсерский центр объединён с KRO в KRO-NCRV 1924 — 2014

Общественное и государственное телерадиовещание[править | править код]

В праве большинства стран отсутствует определение государственного телерадиовещания соответственно и отсутствует противопоставление общественного вещания и государственного. После принятия Федеральным конституционным судом ФРГ «1-го вещательного решения» в немецком языке за общественным вещанием закрепились словосочетание «Öffentlich-rechtlicher Rundfunk»[16], а за государственным — «Staatlicher Rundfunk», к последнему относят государственные вещательные организации ряда стран если они используется в качестве средства пропаганды правительства, правящей партии или группы правящих партий, вещатели подвергающие правительственной цензуре и вещатели к общественно-политическому эфиру которых не допущена оппозиция[17]. При этом сами словочетания «Staatlicher Rundfunk» и «Öffentlich-rechtlicher Rundfunk» в самом 1-м вещательном решении отсутствуют, а присутствует довольно абстрактная формулировка «... Rundfunk weder dem Staat noch einer gesellschaftlichen Gruppe zu überlassen...». Также в рекомендациях ООН о международной статистики в области радио и телевидения термин «Государственное вещательное учреждение» (Public service broadcasting institution) определяется как «вещательное учреждение, созданное или получившее разрешение на основании законодательного акта или постановления (центрального или федерального правительства, правительства штата, провинции, местных органов управления и т. д.) и являющееся автономным органом», тогда как термин «правительственное вещательное учреждение» (Government broadcasting institution) — «вещательное учреждение, руководство которым во всех отношениях осуществляется правительством (центральным или федеральным, правительством штата, провинциальным, местным и т.д.), прямо или через созданное им отдельное учреждение»[18][19].

В странах имеющих общественное телерадиовещание государственное телерадиовещание в большинстве случаев представлено только кабельными парламентскими телеканалами (La Chaîne parlementaire (Франция), Camera dei deputati (Италия), ARTV (Португалия), Canal Parlamento (Испания), Senato Italiano (Италия), Βουλή Τηλεόραση (Греция), Houses of the Oireachtas Channel (Ирландия)), Knesset Channel (Израиль). Исключением является Израиль, где наряду c общественным вещателем IBA, существует государственное телевидение в виде радиостанций Министерства обороны Галей Цахаль и Гальгалац. В Греции в 1966—1982 гг. наряду с общественной вещательной организацией ЕІРТ (с 1975 г. — ЕРТ), существовала государственная вещательная организация — YENED, вещавшая на втором телеканале и через сеть региональных радиостанций.

В настоящий момент государственными вещателями являются:

Страна Вещатель Телеканалы Радиостанции Сайт Канал на YouTube.com
Корея (КНДР) KCBS KCBS Интернет-поддержка отсутствует Интернет-поддержка отсутствует
Корея (КНДР) PBS PBS, PBS FM Интернет-поддержка отсутствует Интернет-поддержка отсутствует
Корея (КНДР) KCTV KCTV Интернет-поддержка отсутствует Интернет-поддержка отсутствует
Корея (КНДР) VOK VOK vok.rep.kp Канал отсутствует
Китай (КНР) CCTV CCTV1, CCTV2, CCTV3 cctv.com
Китай (КНР) CNR The Voice of China, China Business Radio, Music Radio, YouRadio FM 101.8 cnr.cn
Китай (КНР) CRI одноимённая международная радиостанция cri.cn
Вьетнам VTV VTV1, VTV2, VTV3 vtv.vn
Вьетнам VOV VOV1, VOV2, VOV3, VOV4, VOV5, VOV6 vov.vn
Лаос LNT
Лаос LNR одноимённая радиостанция
Куба ICRT Cubovision, Tele Rebelde, Radio Enciclopedia Radio Reloj tvcubana.icrt.cu radioreloj.cu cmbfradio.cu radioenciclopedia.cu rhc.cu Архивная копия от 10 февраля 2021 на Wayback Machine
Иран IRIB IRIB TV1, IRIB TV2, IRIV TV3 irib.ir
Россия Всероссийская ГТРК 2-й телеканал (Россия-1) Две радиостанции (Радио России, Маяк) russia.tv
radiorus.ru
radiomayak.ru
[2]
radiounost.ru
vesti.ru
rtr-planeta.com
cultradio.ru
radiovesti.ru
Россия 24
Радио «Маяк»
Россия Первый канал одноимённый 1-й телеканал 1tv.ru Первый канал
Россия ТВ Центр одноимённый телеканал tvc.ru TV Center
Россия Москва Медиа Одна радиостанция (Радио Москвы) moscowmedia.net
Россия RT Международный телеканал Международная радиостанция rt.com RT на русском
RT Arabic
RT en Español
RT
RT Documentary
Белоруссия НГТРК Республики Беларусь 1-й телеканал (Беларусь 1) Три радиостанции (Первый национальный канал Белорусского радио, Культура, Столица) tvr.by
belarus2.by
radio1.by
radiokultura.by
radiostalica.by
3belarus.by
[3]
Белтелерадиокомпания
Телеканал Беларусь 1
Беларусь 3
Белоруссия Второй национальный канал 2-й телеканал (ОНТ) ont.by Телеканал ОНТ
Белоруссия Столичное телевидение 3-й (РТР-Беларусь) и 4-й (СТВ) телеканалы ctv.by CTVBY
Катар Al Jazeera Международный спутниковый телеканал aljazeera.net

Специализация общественных вещателей[править | править код]

В большинстве стран обычно 1-й общественный телеканал (ARD, ZDF, BBC One, France 2, Rai 1) является информационно-развлекательным (несколько выпусков новостей за день и кино), 2-й общественный телеканал (BBC Two и Rai 2) — развлекательно-информационным (один выпуск новостей за день и кино), 3-й общественный телеканал (France 3, Rai 3, TVP Regionalna, TVR 3; существует только в более-менее крупных странах, исключения — Великобритания, Испания (двухпрограмное основное общественное телевидение), Нидерланды (3-й общественный телеканал — общенациональный)) является сетью региональных информационно-развлекательных телеканалов (несколько выпусков региональных новостей в день и кино), 1-й общественный радиоканал — информационно-развлекательный (несколько выпусков новостей в день и музыка), 2-й общественный радиоканал — развлекательно-информационный (один выпуск новостей в день и музыка), 3-й и 4-й общественные радиоканалы — развлекательными. Однако общественное вещание (как и коммерческое в тех странах в которых оно существует наряду с коммерческим) менее политизировано чем коммерческое вещание в тех странах где не существует общественного вещания (США и др.) — выпуски новостей на общественных каналах более короткие чем на коммерческих телеканалах США (исключением является общественный вещатель BBC с более длинными выпусками новостей). Просветительские и образовательные общественные телеканалы появились намного позже (чаще всего в 2000-е гг.) и занимают только второстепенные частоты (ZDFkultur, Rai 5, TVP Kultura, TVR Cultural), либо вещают через кабель, исключением являются Франция где общественный образовательный канал (France 5) вещает на 5-м телеканале и Великобритания где общественный образовательный канал (BBC Four) в вещает на 9 канале.

Общественное телерадиовещание в мире[править | править код]

Общественное телевидение и радио в Великобритании[править | править код]

В Великобритании все юридические лица являются корпорациями, все учреждения являются подразделениями других юридических лиц, парламент может возложить своим постановлением («статутом») на какую-либо корпорацию выполнение тех или иных задач (такие корпорации называются «статутными корпорациями»), даже если такая корпорация не имеет участников, а её руководящие органы назначаются королём по предложению кабинета министров. Так Британская вещательная корпорация (British Broadcasting Corporation, BBC) (создана в 1926 году), являясь статуторной корпорацией, передаёт основные телепрограммы «BBC One» и «BBC Two», несколько специализированных телепрограмм, основные радиопрограммы «BBC Radio 4», «BBC Radio 2», «BBC Radio 3» и «BBC Radio 1» и несколько специализированных радиопрограммы. Высший орган BBC – Совет директоров (BBC Trust), назначаемый королём по предложению Кабинета Министров. Совет Директоров BBC назначает Исполнительный комитет (Executive Board) и Генерального директора (Director-General). Финансируется BBC за счёт обязательного налога на радиоприёмники и телевизоры (Television licence). Нормативно деятельность BBC регулируется хартией. Корпорация 4-го канала, также являясь статуторной корпорацией передаёт основную телепрограмму «Channel 4» и несколько специализированных телепрограмм.

Общественное телерадиовещание в Германии[править | править код]

В немецком праве учреждения делятся на полноправовые (т. е. являющиеся юридическими лицами, напр. общественно-правовые вещательные учреждения), частично-правовые и неправовые (т. е. являющиеся подразделениями других юридических лиц, напр. школы являющиеся подразделениями общин), т. о. в Германии юридическими лицами могут быть как корпорации (которые делятся на корпорации общественного права и корпорации частного права), так и учреждения, причём полноправовые учреждения общественного права как и корпорации общественного права могут учреждаться только законами. Также законы могут возлагать выполнение тех или иных функций на юридические лица частного права (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью).

Так согласно Вещательному кодексу 1925 года каждое из 9 акционерных обществ («Остмаркен-Рундфунк», «Шлезишес Функштунде», «Миттельдойчер Рундфунк», «Функштунде», «Нордишер Рундфунк», «Вестдойчер Рундфунк», «Зюдвестдойчер Рундфункдинст», «Зюддойчер Рундфунк»») и 1 общество с ограниченной ответственностью («Дойчес Штунде ин Байерн») передавало по одной окружной радиопрограмме, руководство каждым из них осуществлял наблюдательный совет (Aufsichtsrat)[20][21][22][23][24][25][26][27][28], часть членов которого назначались Рейхсминистерством почты, часть — правительствами земель охватываемых вещанием, часть — частными акционерами, обмен радиопередачами осуществляло общество с ограниченной ответственностью «Рейхс-Рундффунк-Гезельшафт»[29], руководство которым осуществляло общее собрание состоящее из представителей вещательных обществ. Общество с ограниченной ответственностью «Дойче Велле» (Deutsche Welle GmbH) передавало одну общегосударственную радиопрограмму, члены наблюдательного совета которого назначались административным советом «Рейхс-Рундффунк-Гезельшафт» и статс-министерством Пруссии. Вещательной кодекс изданный в 1932 году реорганизовал все вещательные акционерные общества в общества с ограниченной ответственностью, все члены их наблюдательных советов назначались только имперским министерством почты и правительствами земель охваченных вещанием, финансирование их стало осуществляться за счёт средств получавшихся от вещательного сбора (Rundfunkgebühr), собиравшегося со всех владельцев радиоприёмников.

Согласно земельным вещательным законам и вещательными межземельным договорам введённым в действие в западных землях после 1949 года и в восточных землях после 1990 года 8 учреждений общественного права («Вещание Берлина и Бранденбурга», «Центрально-Немецкое вещание», «Северно-Немецкое вещание», «Вещание Бремена», «Западно-Немецкое вещание», «Гессенское вещание», «Саарландское вещание», «Юго-Западное вещание» и «Баварское вещание»), совместно передают[30] федеральную телепрограмму «Эрстес Дойчес Фернзеен» (Erstes Deutsches Fernsehen) и каждое в отдельности по одной местной телепрограмме и по несколько местных радиопрограмм. Руководство каждым из них осуществляет вещательный совет (rundfunkrat), часть членов которого назначались ландтагом земель или ландтагами земель охваченных вещанием, остальные — общественными организациями. Учреждение общественного права «Второе немецкое телевидение» (Zweites Deutsches Fernsehen) передаёт[30] федеральную телепрограмму «ZDF», руководство им осуществляет телевизионный совет (fernsehrat), часть членов которого назначаются бундестагом, часть — ландтагами всех земель, остальные — общественными организациями. Корпорация общественного права «Вещание Германии» (Deutschlandradio) передаёт федеральные радиопрограммы «Дойчландфунк» (Deutschlandfunk) и «Дойчландфунк Культур» (Deutschlandfunk Kultur), руководство ей осуществляет радиовещательный совет (hörfunkrat). Учреждение общественного права «Немецкая волна» вещает на заграницу, руководство ей осуществляет вещательный совет. Все эти учреждения финансируются за счёт средств от вещательного сбора[31][32][33] (86%), размер которого определяют премьер-министры земель на основании выводов комиссии из 16 экспертов, доходы от рекламы (реклама может составлять не более 20 минут в день) у общественно-правовых вещательных учреждений составляю около 2%, остальные доходы идут от продажи телефильмов другим вещательным организациям[34].

Общественное телевидение и радио во Франции[править | править код]

Во Франции, как и в Германии юридическими лицами могут быть как корпорации, так и учреждения, при этом в отличие от британского и немецкого права корпорации могут быть только частного права, любые учреждения могут учреждаться как законами, так и декретами и ордонансами Президента, ордонансами правительства, приказами министерств и ведомств.Так в 1939-1945 гг. публичное учреждение «Национальное вещание» (Radiodiffusion nationale) передавало национальные радиопрограммы «Радио Пари» (Radio Paris) и «Радио Тур Эйффель» (Radio Tour Eiffel), 11 областных радиопрограмм и одну телепрограмму, в 1945-1949 гг. публичное учреждение «Французское вещание» (Radiodiffusion française), а в 1949-1964 гг. публичное учреждение «Французское радио и телевидение» (Radiodiffusion-télévision française) передавали национальную программу (Le Programme National), парижскую телепрограмму (Le Programme Parisien), радиопрограмму (Paris-Inter), 8 областных радиопрограмм и 1 телепрограмму, в 1964-1974 гг. публичное учреждение «Управление французского радио и телевидения» (Office de radiodiffusion-télévision française) передавало радиопрограммы «Франс Энтер» (France Inter), «Франс Кюльтур» (France Culture) и «Франс Мюзик» (France Musique), 13 областных радиопрограмм и 3 телепрограммы, в Бельгии с 1977 года государственные учреждения «Франкоязычное бельгийское радио и телевидение» (Radio-télévision belge de la Communauté française) и «Фламандское радио и телевидение» (Vlaamse Radio- en Televisieomroeporganisatie) передают по 2 теле- и 3 радиопрограммы.

Также как законами, так декретами и ордонансами государственных органов могут учреждаться юридические лица частного права в форме анонимных обществ, так с 1975 года во Франции акционерные общества «ТФ 1» (в 1986 году приватизировано), «Антенне 2» (с 1992 года «Франс 2») и «Франс Регион 3» (с 1992 года «Франс 3») передают по одной национальной телепрограмме («Франс Регион 3» также региональные телепрограммы), акционерное общество «Радио Франс» передаёт основные национальные радиопрограммы «Франс Энтер», «Франс Кюльтур», «Франс Мюзик» и региональные радиопрограммы, а позднее начала передавать специализированные радиопрограммы «Мув», «Франс Энфо» и «Франс Блю»[35][36], с 1986 года акционерное общество «Радио Франс Интернациональ» (в 2008-2013 гг. — «Аудиовизуэль экстериор де ля Франс», с 2013 года «Франс Медиа Монд») вещает на заграницу. Руководство каждым из этих акционерных обществ осуществляет Президент-Генеральный директор, назначаемый Высшим советом аудиовизуала (Conseil supérieur de l'audiovisuel) (орган-предшественник в период третьей республики Высший совет передач (Conseil Supérieur des Emissions), в период четвёртой республики — Центральный совет радиовещания (Conseil central de la Radiodiffusion)[37]), треть членов которого в свою очередь назначается Сенатом, треть — Национальным Собранием, треть — Президентом. Все три акционерных общества финансируются за счёт аудивизуального сбора (Redevance audiovisuelle), собираемого со всех владельцев телевизоров и радиоприёмников.

Общественное телевидение и радио в Италии[править | править код]

Общественный вещатель Италии – Rai (Radiotelevisione Italiana – Итальянское радио и телевидение) является акционерным обществом 99% акций принадлежат государству. Создан 27 августа 1924 года. Высший орган управления Rai – Административный совет (Consiglio di Amministrazione), избирается Парламентской комиссией общего руководства и контроля радиовещательных и телевизионных служб (Commissione parlamentare per l’indirizzo generale e la vigilanza dei servizi radiotelevisivi), избираемой в свою очередь парламентом. Административный совет Rai избирает Генерального директора Rai (Direttore Generale). Финансируются за счёт обязательного налога на радиоприёмники и телевизоры (Canone televisivo). Rai принадлежат 1 (Rai 1 – информационно-развлекательный), 2 (Rai 2 — развлекательный) и 3-й телеканалы (Rai 3 – региональный информационно-развлекательный), доступны через эфирное (цифровое и аналоговое (до отключения всех аналоговых каналов в стране)), спутниковое, кабельное, мобильное, IPTV и интернет, три радиостанции (Rai Radio 1 – информационно-развлекательная, Rai Radio 2, Rai Radio 3 — музыкальные, доступны через FM, DAB, интернет и проводное радиовещание).

Общественное телерадиовещание в России[править | править код]

В советском праве также как и во французском праве все учреждения являлись юридическими лицами, но в отличие от него деление предприятий на акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью отсутствовало (лишь новеллами изданными в конце советского периода были введены такие виды юридических лиц как «товарищество с ограниченной ответственностью», «акционерное общество закрытого типа» и «акционерное общество открытого типа»), законодательное регулирование вещания также отсутствовало, а его деятельность регулировалась постановлениями Совета Министров и приказами его подведомственных органов. Так до 1991 года Центральное телевидение и Всесоюзное радио являлись подразделениями Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию[38][39], правами юридическое лица в форме государственных предприятий обладали только творческое объединение «Экран», Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября и Государственный дом радиовещания и звукозаписи. После создания в начале 1991 года в качестве органа по надзору в сфере СМИ Министерства печати и информации СССР, на базе Гостелерадио СССР указом президента СССР 8 февраля 1991 года была создана Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания с зафиксированными правами юридического лица, а 27 декабря на её базе уже указом президента РФ — Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (РГТРК «Останкино»). 27 января 1995 года она, Телевизионный технический центр, ИТАР-ТАСС, Государственный комитет РФ по управлению имуществом и частные акционерные общества учредили закрытое акционерное общество «Общественное российское телевидение», начавшее передавать одноимённую телепрограмму 1 апреля 1995 года, одновременно РГТРК «Останкино» (в 2002 года переименовано в «Первый канал») отказалась от телевизионного вещания, продолжая некоторое время ещё осуществлять радиовещание и производство программ для различных организаций, а 12 октября она была ликвидирована.

В российском праве (гражданский кодекс издан в 1994 году) как и во французском учреждения являются юридическими лицами, при этом в отличие от французского права присутствует такая разновидность юридических лиц как «унитарные предприятия» занимающие промежуточное положение между учреждениями и обществами с ограниченной ответственностью, законодательное регулирование вещания в России осуществляет закон РФ «О средствах массовой информации», который не предусматривает создание каких либо вещательных организаций, при этом Правительство РФ (а в прошлом и Совет Министров СССР) и органы исполнительной власти субъектами РФ являются учредителями вещательных организаций. Так постановлением Президиума Верховного Совета СССР 14 июня 1990 года была создана Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), своим постановлением от 1998 года Правительство РФ объявило себя её учредителем и присвоило ей статус государственного унитарного предприятия, в 2013 году оно же учредило в форме автономной некоммерческой организации ещё одну вещательную организацию «Общественное телевидение России»[40][41], ставшую передавать одноимённую телепрограмму.

Кроме них на протяжении всей истории вещания общественное вещание в России представлено русскоязычными иновещательными службами зарубежных общественных вещателей — Голос Америки, Немецкая волна, Всемирная служба Би-би-си, RFI и др. В настоящий момент это видеоканалы:

Видеоканал Вещатель Канал на YouTube Страница в VK
Голос Америки VOA Голос Америки Голос Америки
DW (Russian) DW DW (Russian) DW (на русском)
BBC Russian BBC BBC Russian BBC Russian
SWI swissinfo.ch — Pусский SRG SSR SWI swissinfo.ch — Pусский SWI swissinfo.ch — Pусский

и международные русскоязычные радиослужбы:

Радиостанция Вещатель Страница на сайте вещателя
Международное радио Франции France Médias Monde Международное радио Франции
Заграничное радио Испании RTVE Заграничное радио Испании
Голос Греции ЕРТ Голос Греции
Радио Польша PR Радио Польша
Радио Прага CR Радио Прага
Международное радио Словакии RTVS Международное радио Словакии
Интеррадио Румыния SRR Интеррадио Румыния
Радио Болгария БНР Радио Болгарии
Голос Израиля IBA Голос Израиля
Международное радио Тайваня RTI Международное радио Тайваня
Всемирное радио KBS KBS Всемирное радио KBS
Всемирное радио Японии NHK Всемирное радио Японии

Также на территории России через качественные радиоприёмники на длинных или средних волнах доступны иноязычные общественные радиостанции — Radio România Actualități, Radio Iași, Radio Târgu Mureș, Radio Cluj, Radio Timișoara, Radio Constanța, Radio Antena Satelor, Kossuth Rádió, PR Program 1, ČR Dvojka, МР 1, Горизонт, Radiozurnal, BBC Radio 4.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Денис Иванов. Научное и нормативно-правовое определение общественного вещания // Право.UA. — 2016. — № 3. — С. 89–94., ПРАВО.UA (25 ноября 2016). Архивировано 19 января 2018 года. Дата обращения 19 января 2018.
  2. Радиовещание
  3. Весь мир на первой кнопке
  4. Tour-Eiffel
  5. RadioParis
  6. Chronologie
  7. British Broadcasting Company
  8. How it all began (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2017. Архивировано 11 июня 2011 года.
  9. 15.5.1925: Reichsrundfunkgesellschaft
  10. LangweLliges Radio
  11. Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум»
  12. Radio
  13. Concours Baptême RTF 64
  14. BBC Third Programme Radio Scripts
  15. Les premières radios diffusées en FM en France
  16. Die Rundfunkurteile des Bundesverfassungsgerichts (нем.)
  17. В ФРГ нет и никогда не было государственного телевидения
  18. Рекомендация о международной стандартизации статистики в области радио и телевидения
  19. Recommendation concerning the International Standardization of Statistics on Radio and Television
  20. Ostmarken-Sendebezirk (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 августа 2017. Архивировано 3 июня 2012 года.
  21. Norddeutscher Sendebezirk
  22. Niederdeutscher Sendebezirk
  23. Mitteldeutscher Sendebezirk
  24. Schlesischer Sendebezirk (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 августа 2017. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  25. Westdeutscher Sendebezirk
  26. Südwestdeutscher Sendebezirk
  27. Süddeutscher Sendebezirk
  28. Bayerischer Sendebezirk
  29. Reichs-Rundfunk-Gesellschaft m.b.H. (RRG)
  30. 1 2 БСЭ, ст. «Федеративная Республик Германия»
  31. Телевидение, которым управляет общество
  32. Общественно-правовое вещание в Германии
  33. Есть ли в Германии государственное телевидение?
  34. Геофактор: Как финансируется телевидение ФРГ? (21.12.2012)
  35. Отмена рекламы на государственных телеканалах: проблемы и перспективы
  36. Реформа общественного телевидения Франции (недоступная ссылка)
  37. Les programmes
  38. БСЭ. ст. «СССР», разд. «Радиовещание и телевидение»
  39. Дело АО ОРТ
  40. Призрак свободы. Медведев подписал указ о создании общественного телевидения. Каспаров.ру, 17.04.2012
  41. Общественное телевидение как надежда на лучшее / Независимая газета

Ссылки[править | править код]