Останкино (телерадиокомпания)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» — государственная телерадиокомпания, существовавшая в России с 27 декабря 1991 года по 12 октября 1995 года.

История[править | править код]

27 декабря 1991 года Всесоюзная государственная телерадиокомпания Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина была ликвидирована, а на её технической базе была образована Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (РГТРК «Останкино»)[1]. 6 июля 1992 года утренние и дневные будничные часы четвёртого канала были переданы ВГТРК. Летом 1992 года Эдуард Сагалаев покинул занимаемую им должность в связи с избранием его президентом Московской независимой вещательной корпорации. Вместо него Генеральным директором Российской государственной телевизионной и радиовещательной компании стал Игорь Малашенко, являвшийся до этого политическим директором телекомпании.

31 октября 1992 года Совет Безопасности Российской Федерации принял решение о введении цензуры на информацию об осетино-ингушском конфликте. Председателю Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» Егору Яковлеву и Министру печати и массовой информации Михаилу Полторанину было предписано принять меры по недопущению в СМИ, в телерадиовещании любых сообщений, провоцирующих эскалацию вооруженного конфликта. 23 ноября 1992 года 1 канал Останкино показал сюжет, посвящённый осетино-ингушскому конфликту, в котором, по мнению Председателя Верховного Совета Северной Осетии Ахсарбека Галазова, дана проингушская, то есть «односторонняя», оценка конфликта. 24 ноября 1992 года Егор Яковлев был смещён со своей должности[2][3]. Исполняющим обязанности председателя Российской государственной телевизионной и радиовещательной компании «Останкино» стал Игорь Малашенко, совмещая эту должность с должностью генерального директора телекомпании. 11 января новым Председателем Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» становится Вячеслав Брагин[3]. Для «борьбы с коррупцией и наведения порядка» в Останкино создаётся специальное управление, которое начинает административными методами вмешиваться в творческий процесс. 2 марта Игорь Малашенко ушёл с этой должности[4] сочтя неприемлемым для государственного телевидения поддержку «лишь одной политической группировки, пусть даже и с самым демократическим названием» («Демвыбор») и лишь одной ветви власти — исполнительной[5], и вскоре стал президентом и генеральным директором телекомпании НТВ. Вместе с ним ушла часть журналистов. Новым Генеральным директором РГТРК «Останкино» стал Кирилл Игнатьев, выступивший против создания негосударственной телекомпании НТВ. 3 октября 1993 года в связи с попыткой захвата телевизионного технического центра 1 канал Останкино и 4 канал Останкино прекратили вещание до утра следующего дня[6][7]. Во время предвыборной кампании на 1 канале Останкино было предоставлено неограниченное коммерческое время в эфире председателю Либерально-Демократической Партии России Владимиру Жириновскому. 16 декабря 1993 года Вячеслав Брагин был смещён с поста Председателя Российской Государственной Телерадиокомпании «Останкино»[3].

7 октября 1993 года Радио Подмосковья было выделено в Государственную радиокомпанию «Радио Подмосковья»[8][9]. 22 декабря 1993 года Всемирная английская, французская, испанская, португальская, европейская и азиатская службы были выделено в Российскую государственную радиокомпанию «Голос России» (РГРК «Голос России»), Государственный дом радиовещания и звукозаписи, Московский телевизионный технический центр и Главный информационно-вычислительный центр были выделены из РГТРК «Останкино» в Российский государственный телерадиотехнический центр "Эфир[10][11]. 17 января 1994 года вечерние часы на 4-м канале были переданы Телекомпании «НТВ». 1 апреля 1995 года первый телеканал перешёл Общественному российскому телевидению, а РГТРК «Останкино» стала одним из производителей передач для него. 12 октября РГТРК «Останкино» была ликвидирована.

Телеканалы и радиостанции[править | править код]

Общенациональные телеканалы[править | править код]

Были доступны через эфирное телевидение на МВ (SECAM 1 канал) во всех регионах. Вещал 17 часов по будням.

Региональные телеканалы[править | править код]

Были доступны через эфирное телевидение на МВ (SECAM 3-й и 4-й каналы) в Москве. До лета 1992 года 4-й канал Останкино вещал 16 часов по будням, с лета 1992 года — 2 часа по будням и 16 часов по выходным дням, Московский телевизионный канал вещал 5 часов в день.

Общенациональные радиостанции[править | править код]

Были доступны на СВ и УКВ и через проводное радио во всех регионах. Радио-1 вещала 17 часов по будням, Маяк — круглосуточно.

Региональные радиостанции[править | править код]

Были доступны на СВ и УКВ в Москве. Вещали 16 часов в день.

Международные радиостанции[править | править код]

Была доступна во всех регионах мира на КВ. Вещала 8 часов в день.

Была доступна в Великобритании, США, Канаде, англоязычных государствах Африки, Индии на КВ. Вещала 15 часов в день.

Была доступна во Франции, Бельгии, Швейцарии, Канаде, Гаити, франкоязычных государствах Африки на КВ. Вещала 4 часа в день.

Была доступна в Испании и Латинской Америке на КВ. Вещала 2 часа в день.

Была доступна в Португалии, Бразилии и португалоязычных государствах Африки через КВ

  • Европейская служба (до 1993 года), на итальянском, датском, шведском, норвежском, польском, чешском, словацком, венгерском, румынском, болгарском, сербском, албанском, греческом и турецком языках.

Была доступна в Северной, Восточной и Центральной Европе через КВ. Вещала 7 часов в день.

  • Азиатская служба (до 1993 года), на китайском, японском, корейском, вьетнамском, фарси, пушту, дари, хинди, арабском.

Была доступна в Азии через КВ.

Издания[править | править код]

  • Журнал «Телевидение и радиовещание»

Руководители[править | править код]

Председатели[править | править код]

Генеральные директора[править | править код]

Первые заместители Председателя[править | править код]

Структура[править | править код]

РГТРК «Останкино» возглавлялось председателем, назначавшимся Президентом России. Председатель РГТРК «Останкино» имел несколько заместителей, один из которых курировал телевидение, один — радиовещание.

В РГТРК «Останкино» входили:

  • Главная дирекция программ телевидения
    • Информационное телевизионное агентство (ранее — Студия информационных программ телевидения, более ранее — Главная редакция информации), производило новости, выходившие на 1-й программе, информационную программу «Норма», выходившую в 1991—1994 гг. на 4-й программе, аналитические программы «Итоги» в 1992—1993 гг., «Новости плюс» в 1994—1995 гг. и в «Воскресенье» 1994—1996 гг., совместно с телекомпанией ВИD актуальное интервью «Час пик», актуальный комментарий «Nota bene» в 1994—1995 гг., совместно с телекомпанией REN-TV и Общественным российским телевидением — актуальный комментарий «Версии» в 1994—1995 гг., утреннюю программу «Утро», выходившую на 1-й программе, директора: Борис Непомнящий (1991—1995), Аркадий Евстафьев (1995—1996), главные редакторы Олег Добродеев (1991—1993), Олег Точилин (1993—1996)
    • Студия «Политика» (ранее - Главная редакция пропаганды Центрального телевидения[13])
    • ТПО «Публицист» (ранее — Студия публицистических программ телевидения), директора: Ольвар Какучая (с 1994)
    • Студия кинопрограмм, директор — Владимир Шмаков, главный редактор — Владилен Арсеньев (май 1992—1993)
    • Студия музыкальных и развлекательных программ (ранее — Главная редакция музыкальных и развлекательных программ Центрального телевидения)
    • ТПО «Эксперимент» (ранее — Студия молодёжных программ телевидения, ещё более ранее — Главная редакция молодёжных программ Центрального телевидения), директора: Александр Пономарёв (1992—1993), Андрей Разбаш (с 1993)
    • ТПО «Новая студия» производила совместно с телекомпанией «Авторское телевидение» ряд программ, выходивших преимущественно на 4 программе, директор: Анатолий Малкин (с декабря 1991 года), главные редакторы: Иван Кононов (1991—1994), главный режиссёр: Дмитрий Дибров (5 ноября 1992—1994))
    • Студия детских и юношеских программ
    • Студия научно-популярных и просветительских программ, производила программы «В мире животных», «Клуб путешественников», «Очевидное — невероятное» и др.
    • Студия литературно-художественных программ телевидения
    • Студия литературно-драматических программ телевидения
    • ТПО «Студия М» (ранее — Студия международных программ и видеообмена, ещё ранее — Главная редакция международных программ Центрального телевидения), директора: Александр Любимов (февраль — август 1992), Владимир Сухой (сентябрь 1992 — июль 1994)
  • Главная дирекция программ внутреннего радиовещания
    • ТПО «Маяк» (ранее — Главная редакция информации Всесоюзного радио)
    • ТПО «Радио 1» (ранее — Главная редакция литературно-драматических программ Всесоюзного радио)
    • ТПО «Орфей» (ранее — Главная редакция музыкальных программ Всесоюзного радио)
    • ТПО «Юность» (ранее — Главная редакция молодёжных программ Всесоюзного радио)
    • Студия «Москва» (ранее - Главная редакция программ для Москвы)
    • Студия «Радио Подмосковья»[14] (ранее - Главная редакция программ для Московской области)
  • Главная дирекция программ радиовещания на зарубежные страны (ТПО «Международное московское радио»), координировала работу иновещательных студий (до 1993 года)[15]
    • Редакция всемирного радиовещания на английском языке
    • Редакция радиовещания на русском языке
    • Редакция радиовещания на Европу и Латинскую Америку
    • Редакция радиовещания на страны Азии, Ближнего и Среднего Востока
  • Студия спортивных программ, директор — Сергей Кононыхин (1992—1995)
  • Служба социологического анализа, директор — Всеволод Вильчек (1992—1995)[16]
  • «Союзтелефильм»
  • Совтелеэкспорт
  • Государственный симфонический оркестр телевидения и радиовещания
  • Камерно-вокальный хоровой коллектив «Синтез-капелла»
  • Большой академический хор
  • Академический оркестр русский народных музыкальных инструментов
  • Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения
  • Гостелерадиофонд
  • Государственный дом радиовещания и звукозаписи (до 1993 года)
  • Телевизио́нный техни́ческий центр «Оста́нкино» имени 50-летия Октября (до 1993 года)
  • Главный информационный вычислительный центр (до 1993 года)
  • Журнал Телерадиоэфир
  • Журнал 7 дней

Программы[править | править код]

Информационные[править | править код]

Общественно-политические и публицистические[править | править код]

Музыкальные и развлекательные[править | править код]

  • Поле чудес (производство ВИD)
  • Киностеп (производство АТВ)
  • L-клуб (производство ВИD)
  • Как стать богатым
  • Счастливый случай (производство РГТРК «Останкино»)
  • МузОБОЗ (производство ВИD)
  • Новые обыватели (производство АТВ)
  • Ночь, улица, фонарь, тусовка
  • Площадка обоза (производство ВИD)
  • Поп-культура (производство АТВ)
  • В мире джаза
  • 50x50 (производство РГТРК «Останкино» и ТПФ «50x50»)

Детские[править | править код]

Научно-популярные и просветительские[править | править код]

Художественные[править | править код]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 331 «О телерадиокомпании „Останкино“». Официальный интернет-портал правовой информации (27 декабря 1991). Проверено 27 декабря 2014.
  2. Воробьёв, Александр, Самошин, Сергей. Егор Яковлев: я ухожу с тяжёлым сердцем, Коммерсантъ, № 44 (25 ноября 1992). Проверено 27 декабря 2014.
  3. 1 2 3 Бородина, Арина, Куцылло, Вероника. Человек неотсюда, Коммерсантъ-Власть, № 3 (27 января 2003), стр. 11. Проверено 27 декабря 2014.
  4. Воробьёв, Александр. Председатель «Останкино»: политической суеты не замечаю, Коммерсантъ, № 38 (3 марта 1993). Проверено 27 декабря 2014.
  5. Воробьёв, Александр. Гендиректор «Останкино» подал в отставку, Коммерсантъ, № 32 (23 февраля 1993). Проверено 27 декабря 2014.
  6. Ъ-Газета — Хроника событий
  7. Октябрь уж отступил. В. Куцылло. Журнал «Власть», № 38 (541) от 29.09.2003.  (Проверено 23 августа 2009)
  8. Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 n 1014 "Об организации Государственной радиовещательной компании «Радио Подмосковья»
  9. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ «РАДИО ПОДМОСКОВЬЯ»
  10. О создании холдинговой компании "Российский государственный телерадиотехнический центр «Эфир» и Российской государственный радиовещательной компании «Голос России»
  11. Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Российская государственная радиовещательная компания «Голос России» (ФГБУ РГРК «Голос России») — «Главная редакция информации в городе Хабаровске» г. Хабаровск
  12. ГЛАВА 8 МЕЖДУНАРОДНОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ
  13. Новые черты обретала радиопублицистика.
  14. РАДИОСТАНЦИИ
  15. РЕДАКЦИИ «ГОЛОСА РОССИИ»
  16. Памяти Всеволода Вильчека. Независимая газета (22 февраля 2006).

Источники[править | править код]