Россия-24

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Россия 24»)
Перейти к: навигация, поиск
Россия-24
Российский Информационный Канал «Россия-24»
Rossiya-24 Logo.Png
Страна

РоссияFlag of Russia.svg Россия

Зона вещания

СНГFlag of the CIS.svg СНГ (кроме Украины)
Европа
СШАFlag of the United States.svg США

Время вещания

круглосуточно

Язык вещания

русский[1],
английский[1],
французский[1],
немецкий[1]

Центр управления

Москва

Формат изображения

576i (SDTV)

Тематика канала

Новости

Дата начала вещания

1 июля 2006 года

Заменил

Флаг Украины Черноморская ТРККрыму и Севастополе)

Свидетельство о регистрации СМИ

ЭЛ № ФС 77-48108 от 30 декабря 2011 года[1]

Основатель

ВГТРК

Владелец

ВГТРК

Руководители

Евгений Бекасов (главный редактор)

Ранние названия

«Вести» (1 июля 2006 года — 31 декабря 2009 года)

Сайт

vesti.ru

Доступность
Спутник
Eutelsat Hot Bird 13B/C/D

11034 МГц, SR 27500, FEC 3/4 

Онлайн
live.russia.ru

 

«Россия-24» — российский федеральный государственный информационный телеканал. Входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Начал вещание в июле 2006 года.

История[править | править вики-текст]

15 мая 2006 года — на встрече в Сочи по поводу 15-летия ВГТРК генеральный директор холдинга Олег Добродеев пообещал Президенту России В. В. Путину запустить информационный телеканал[2].

1 июля 2006 года в 19:00 по московскому времени[3] началась трансляция канала в базовом пакете «НТВ-Плюс». Официальное эфирное вещание началось с выпуска новостей, ведущей которого стала Анна Шнайдер[4]. Первым главным редактором телеканала был назначен Дмитрий Медников[5], а главным продюсером — Игорь Шестаков[6].

1 января 2007 года — началось эфирное вещание телеканала, а 7 февраля 2008 года — стартовало вещание на западном побережье США[7].

19 мая 2008 года — начинается бесплатное распространение сигнала телеканала в кабельных сетях Сербии[8].

9 октября 2008 года — начало вещания на эфирной частоте в Киргизии[9].

17 ноября 2008 года — телеканал вошёл в тройку наиболее влиятельных средств массовой информации[10].

1 января 2010 года проведён ребрендинг телеканала путём изменения наименования и логотипа с «Вести» на «Россия-24»[11].

26 октября 2012 года было объявлено о смене главного редактора. На эту должность назначен Евгений Бекасов[12].

6 декабря 2012 года был убит телеведущий «Вести. Кабардино-Балкария» Казбек Геккиев. На канале объявлен траур. Логотип и информационная строка стали чёрно-белые[13]. 22 марта 2013 года в ДТП трагически погиб телеоператор ВГТРК Евгений Лагранж, работавший в итальянском корпункте[14]. 17 июня 2014 года под Луганском погибли журналисты телерадиокомпании — Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Съёмочная группа ВГТРК попала под миномётный обстрел вблизи посёлка Металлист под Луганском. Звукооператор Антон Волошин погиб на месте, а корреспондент Игорь Корнелюк получил тяжёлое ранение и позже скончался в больнице[15][16][17].

4 июля 2014 года стало известно, что вещание канала запрещено в Молдавии до 1 января 2015 года по причине «несоответствия программ канала кодексу телевещания в Молдавии»[18]. Ранее его вещание было приостановлено на территории Латвии, Литвы и Украины[19], но при этом с 1 марта 2014 года телеканал Россия-24 получил эфирные частоты для вещания в Крыму и Севастополе вместо отключенного за долги телеканала "Черноморская ТРК".

Вещание[править | править вики-текст]

Телеканал «Россия-24» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[20].

Критика[править | править вики-текст]

После создания канала большинство экспертов говорило о том, что телеканал является политическим проектом и будет оказывать влияние на общественное мнение перед парламентскими и президентскими выборами 2007 и 2008 годов[21][22], однако в последнее время телевизионные критики говорят о высоком профессиональном уровне канала[23][24].

Скандал, связанный с выборами-2011[править | править вики-текст]

В 2011 году во время выборов в Государственную думу канал «Россия-24» показал кадры с табло, на которых сумма процентов голосов за все партии, поданных в Ростовской области, превышала 146 %.

Глава Ростовского областного избиркома Сергей Юсов заявил, эти данные не имеют отношения к официальным данным Центризбиркома. По словам Юсова, «Во-первых, в Центризбиркоме совершено по-другому были выстроены табло, на которых бежали цифры, во-вторых, все политические партии были расположены строго в том порядке, в котором они были расположены в избирательном бюллетене»[25]. Руководство канала «Россия-24» никак не отреагировало на эти обвинения.

Факты фальсификаций в информационных программах[править | править вики-текст]

На фоне окончания выборов президента Грузии в октябре 2013 года журналист телеканала Наталья Литовко в посвящённой этому событию программе «Факты» рассказала об итогах президентства Михаила Саакашвили. Ведущая заявила о том, что с 2002 по 2013 год ВВП Грузии снизился в 3 раза (с 16 млрд до 5 млрд долларов), по оценке международных экспертов, в стране вырос уровень коррупции, а безработица за этот период выросла с 12,5 % до 15 %[26].

Однако заявленные в передаче цифры не соответствовали действительности: ВВП страны, по данным МВФ, вырос с 3,4 до 15,9 млрд долларов[27], безработица снизилась (2002 год — 15,9 %, 2012 год — 15 %)[источник не указан 220 дней], а в индексе восприятия коррупции Transparency International Грузия за этот период поднялась с 85-го места до 52-го[26].

1 марта 2014 года на телеканале был показан сюжет о якобы перестрелке в Симферополе[28], в котором показали «украинских боевиков» с закрытыми лицами и тела российских военных, лежавших неподвижно на земле. Однако зрители обратили внимание на то, что показанные «бандеровцы» были вооружены новейшими российскими автоматами АК 100-й серии (экспортная версия АК74М, разработана в 1994 году, используется в ряде стран СНГ и дальнего зарубежья) и гранатомётами РГ-94. Под «трупами» российских военных в камуфляже не было следов крови. Свидетели съёмок репортажа — съёмочная группа крымскотатарского телеканала АТР — при выяснении событий «перестрелки» были избиты неизвестными. По словам крымскотатарских журналистов, на самом деле в результате стрельбы не было никаких человеческих жертв[29][неавторитетный источник? 220 дней][30][неавторитетный источник? 220 дней][31][неавторитетный источник? 220 дней].

Сюжет о скандале с Виктором Шендеровичем[править | править вики-текст]

11 февраля 2014 года телеканал «Россия-24» посвятил семиминутный сюжет программы «Вести в 23:00»[32] сатирику Виктору Шендеровичу и его скандальному посту про сочинскую Олимпиаду, где тот сравнил фигуристку Юлию Липницкую с немецким олимпийским чемпионом 1936 года Хансом Вельке. На четвёртой минуте эфира был пущен комментарий бывшего пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик, представленной как «блогер». На фоне её комментария были показаны кадры компромата на Шендеровича[33], снятого скрытой камерой в 2010 году. Тогда при различных компрометирующих обстоятельствах были также засняты лидер национал-большевиков Эдуард Лимонов, экс-лидер ДПНИ Александр Белов, политолог Дмитрий Орешкин, главный редактор журнала «Русский Newsweek» Михаил Фишман и политик Илья Яшин, обращавшийся в Генеральную прокуратуру РФ с требованием найти и привлечь к ответственности организаторов и исполнителей[34].

По мнению политолога Фёдора Крашенинникова демонстрация в прямом эфире видео, сделанного скрытой камерой и вторгающегося в частную жизнь простого человека (не являющегося ни чиновником, ни политиком), свидетельствует о панике в среде государственных журналистов[33].

Освещение событий на Украине[править | править вики-текст]

По мнению Елизаветы Сургановой и Константина Бенюмова из Ленты.ру в ходе освещения событий на Украине «Россия-24» отошла от нейтральной позиции. Так, в своём эфире она сообщала о том, что на Майдане действуют провокаторы, а подразделения «Беркута» — «единственное, что не дает перерасти этому в гражданскую войну». Несмотря на то, что приглашённые эксперты признавали наличие в Киеве мирных протестующих, всех погибших 20 февраля «Россия-24» окрестила боевиками. Журналист телеканала отметил, что не понимает, зачем их тела фотографируют и показывают в эфире украинские СМИ, но добавил, что, «возможно, таким образом, они пытаются вызвать жалость западных политиков». При этом телеканал обвинял иностранные СМИ в перекосе и давлении на украинские власти, которые, по мнению государственных журналистов, говорят лишь о потерях среди протестующих и обвиняют в гибели людей руководство Украины[35].

20 февраля 2014 года в ходе освещения Евромайдана за комментарием о ситуации в Крыму государственные журналисты обратились к депутату Верховной рады Автономной Республики Крым Леониду Пилунскому (заместитель председателя фракции «Курултай-Рух» и глава Крымского центра прав человека имени Петра Григоренко). Оппозиционный депутат критически отозвался о правящей «Партии регионов» и указал на то, что в автономии нет никаких беспорядков и только местные власти занимаются нагнетанием обстановки. Через полторы минуты его речь пропала из эфира посередине фразы[36], а запнувшаяся ведущая объяснила это неполадками со связью[35]. Сам крымский парламентарий позже рассказал о том, что во время разговора с ним телевизионщики «просто бросили трубку, ничего не объяснив». По его мнению, это свидетельствует о том, что в Москве не желают слышать правду[37].

3 марта российский музыкант Борис Гребенщиков на своей странице в Facebook выразил свое недовольство тем, что телеканал «Россия-24» в сюжете об Украине использовал часть его песни «Поезд в огне». Упрекнув их в том, что «ненавидя одних ради других» они играют на руку дьявола[38].

12 июня 2014 года в сообщении об обстреле Семеновки фосфорными зажигательными снарядами телеканал использовал кадры десятилетней давности из репортажа CNN о бомбардировке войсками США Фаллуджи[39]. Ошибка была исправлена позже, кадры заменены на настоящие[источник не указан 35 дней].

23 февраля 2014 года в эфир телеканала вышла программа «Мнение», в ходе которой российский публицист и общественный деятель Александр Проханов и телеведущая Эвелина Закамская обсуждали политический кризис на Украине. Александр Проханов указал на то, что ему кажется странным, что российские и европейские еврейские организации поддерживают Майдан. Он назвал их поведение слепотой, сравнив с тем, что в Европе до 1933 года «многие поддерживали фюрера», и сейчас «своими руками приближают второй Холокост». На эту реплику Эвелина Закамская, согласно кивая, добавила: «Они и первый приближали так же»[40].

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга от фракции «Яблоко» Борис Вишневский и Александр Кобринский обратились с письмом к руководителю телеканала «Россия-24», где потребовали, как минимум, публичных извинений за произошедшее в программе. Также в письме указано, что высказывание ведущей может подпасть под закон о противодействии экстремизму и УК РФ[41]. По мнению секретаря Союза журналистов России Павла Гутионтова было бы правильнее наказать не ведущую, а лиц, определяющих политику канала[42].

Запрет вещания на территории Украины[править | править вики-текст]

24 июля 2014 года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины объявил, что содержание программ каналов «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «Россия-24», «НТВ-Мир», ТVCI («ТВ-Центр»), «Россия-1», НТВ, ТНТ, «Пятый канал», «Звезда», Рен-ТВ, LifeNews, RT, РБК не соответствует требованиям Европейской конвенции о транснациональном телевидении и ч. 1 ст. 42 закона Украины «О телевидении и радиовещании», тем самым запретив их трансляцию на территории Украины[43][44].

Ограничение вещания российских каналов на Украине было раскритиковано как руководством России, так и самими каналами. МИД России назвал отключение российских телеканалов наступлением на свободу СМИ, а гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст призвал украинские власти отменить решение, "противоречащее нормам международного права и интересам абонентов".
Неоднозначно было это решение воспринято и в Европе — представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович называла приостановку вещания ограничением свободы слова. Однако позже Миятович заявила, что такая практика может быть обоснованной, если она служит "защите фундаментальных ценностей". МИД РФ призвал Миятович избегать в своей деятельности двойных стандартов и избирательного подхода[45].

Скандалы[править | править вики-текст]

8 августа 2014 года во время трансляции байкерского фестиваля «Возвращение», организованного клубом «Ночные Волки» и проходящего в Севастополе, телеканал «Россия-2» вместе с официальным Twitter-аккаунтом новостного канала «Россия-24» показали свастику, составленную участвовавшими в представлении актёрами в чёрном. Само мероприятие было посвящено присоединению к России Крыма. По данным сайта «Крым. Реалии» байкеры, сформировавшие свастику, «хотели указать на события, происходившие в Украине во время Евромайдана»[46].

Логотип[править | править вики-текст]

Телеканал сменил 3 логотипа. Нынешний — 4-й по счёту.

Награды и премии[править | править вики-текст]

  • 18 ноября 2008 года — телеканал стал лауреатом конкурса «Лучшая телекомпания года», проводимого Национальной ассоциацией телерадиовещателей[47].
  • 26 сентября 2009 года — телеканал стал лауреатом премии «ТЭФИ—2009» в номинации «Специальный приз Академии Российского Телевидения»[48][49].
  • 15 октября 2009 года — телеканал стал лауреатом премии «Золотой луч» в номинации «Информационный канал»[50].
  • 20 ноября 2009 года — на церемонии Hot Bird TV Awards телеканал получил специальный приз Eutelsat[51].
  • 9 декабря 2012 года — телеканал стал победителем Всероссийского конкурса журналистских работ в рамках IV Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения людей МЧС России «Созвездие мужества» в номинации «Лучший документальный фильм или репортаж» за фильм «Москва, МЧС. Как всё начиналось»[52].
  • 6 декабря 2013 года — победителями Всероссийского конкурса журналистских работ в рамках V Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения людей МЧС России «Созвездие мужества» стали: в номинации «За профессиональное освещение деятельности МЧС РФ» — главный редактор Евгений Бекасов, в номинации «За профессиональные журналистские качества и информационную поддержку МЧС РФ» — журналист и ведущая Екатерина Гринчевская[53].

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 3 4 5 Российский Информационный Канал «Россия-24» (Россия-24). Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (30 декабря 2011). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Проверено 30 мая 2014.
  2. Добродеев пообещал президенту русский CNN. Lenta.ru (15 мая 2006). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  3. Первый в России круглосуточный канал «Вести» выходит в эфир. Ежедневная интернет-газета «Брянск.ru» (1 июля 2006). — Медиа. Проверено 25 августа 2013.
  4. ВГТРК запустила информационный канал «Вести». Lenta.ru (2 июля 2006). Проверено 25 августа 2013.
  5. Олег ДОБРОДЕЕВ: "МАШИНА РАБОТАЕТ. НИКТО НЕ ВЯКАЕТ". Редактор нового информканала «Вести-24» понимает, чем ему придется заниматься. Новая газета (10 июля 2006).
  6. 1 июля ВГТРК выпустит в эфир российский информационный канал «Вести». Останкино.РУ - портал о телевидении (30 июня 2006). Проверено 4 июня 2013. Архивировано из первоисточника 5 июня 2013.
  7. Михаил Солодовников. «Вести» пришли на Западное побережье США. Вести.Ru (7 февраля 2008). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  8. В Сербии будут смотреть «Вести» бесплатно. Вести.Ru (19 мая 2008). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  9. Телеканал «Вести» вышел в Бишкеке. Вести.Ru (9 октября 2008). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  10. Деловые круги больше всего ценят «Вести-24». Радио «Маяк» (17 ноября 2008). Проверено 6 июня 2013. Архивировано из первоисточника 6 июня 2013.
  11. Альперина, Сусанна. Многоликая Россия, «Российская газета» (30 декабря 2009). Проверено 12 февраля 2014.
  12. Евгений Бекасов назначен главным редактором «России 24». Вести.Ru (26 октября 2012). Проверено 4 июня 2013. Архивировано из первоисточника 5 июня 2013.
  13. Олег Добродеев выразил соболезнования родным и коллегам Казбека Геккиева. Вести.Ru (6 декабря 2012). Проверено 6 июня 2013. Архивировано из первоисточника 6 июня 2013.
  14. Ушёл из жизни Евгений Лагранж. Вести.Ru (22 марта 2013). Проверено 6 июня 2013. Архивировано из первоисточника 6 июня 2013.
  15. К зданию ВГТРК несут цветы и свечи в память о погибших журналистах. Россия-24
  16. СБ ООН требует расследовать гибель журналистов на востоке Украины. Русская служба Би-би-си
  17. К зданию ВГТРК люди несут цветы и свечи в память о погибших на Украине журналистах. Первый канал
  18. Балан, Валерий. В Молдавии запретили вещание телеканала «Россия-24». РИА Новости (4 июля 2014). — В мире. Проверено 4 июля 2014.
  19. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок .D0.97.D0.B0.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82 не указан текст
  20. Телеканалы в составе пакета РТРС-1. Официальный сайт ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). — Партнёры. Проверено 23 марта 2014.
  21. Кремль выводит в эфир новый предвыборный ресурс. Общая газета (22 июля 2007). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  22. Manfred Quiring. Putin-News rund um die Uhr (нем.). Die Welt (3. Juli 2006). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  23. Слава Тарощина. Раздвоение телевизора. Газета.Ru (1 декабря 2009). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  24. «Другое», кабельно-спутниковое телевидение в борьбе с традиционным ТВ за зрителя, деньги и влияние. Час прессы. Смотрим телевизор. Радио Свобода (30 ноября 2009). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  25. ЦИК возмутился предварительными итогами выборов с явкой в 146%, попавшими в эфир «России 24». Газета.Ru (9 декабря 2011). — Хроника дня. Проверено 6 июня 2013. Архивировано из первоисточника 7 июня 2013.
  26. 1 2 #ВГТРКЛЖЕТ. Как «Россия 24» наврала про ВВП Грузии. Slon.ru, 29.10.2013.
  27. Report for Selected Countries and Subjects IMF.org
  28. Перестрелка в Симферополе 1 марта 2014
  29. Блогеры разоблачают ложь «Вестей»: «бандеровцы» вооружены новейшим российским оружием. Наша Ніва (2 марта 2014). Проверено 2 марта 2014. Архивировано из первоисточника 2 марта 2014.
  30. Перестрелка в Симферополе — это инсценировка, организованная спеслужбами России — разоблачение блогера из РФ. 0652.ua.
  31. Российский блогер разоблачил инсценировку перестрелки в Симферополе. Свободная Россия.
  32. Вести в 23:00. Эфир от 11 февраля 2014. Вести.Ru (11 февраля 2014). — Общество. Проверено 12 февраля 2014.
  33. 1 2 Компромат на Шендеровича оказался для государства важнее ОНФ. Информационное агентство «ПолитСовет» (12 февраля 2014). — Новости. Проверено 12 февраля 2014.
  34. Тяжлов, Иван. Скандальные видеоролики с оппозиционерами посмотрит Генпрокуратура РФ, Газета «Коммерсантъ», № 74 (27 апреля 2010), стр. 6. Проверено 12 февраля 2014.
  35. 1 2 «Так называемые демонстранты». Что говорят о событиях на Украине в российских и западных СМИ. Lenta.ru (21 февраля 2014).
  36. #ДАЛАДНО! «Россия 24» взяла интервью в прямом эфире у «неправильного» депутата. Slon.ru (21 февраля 2014).
  37. «В Москве не хотят знать правду. Ваши пропагандисты пытаются нам объяснить, что происходит у нас». Slon.ru (27 февраля 2014).
  38. Гребенщиков упрекнул «Россию 24» в игре на руку дьяволу // Lenta.ru
  39. «Россия 24» проиллюстрировала бомбардировку Семёновки запрещенным оружием кадрами с Ближнего Востока
  40. ВГТРК: «Евреи снова приближают Холокост». Информационное агентство NEWSru.co.il (25 февраля 2014). — В мире. Проверено 23 марта 2014.
  41. Депутаты петербургского ЗакСа просят гендиректора «России 24» наказать ведущую за антисемитизм. Интернет-портал «ЖурДом» (24 марта 2014). — Новости. Проверено 24 марта 2014.
  42. Ведущую «России-24» требуют уволить за комментарий о холокосте. Деловой портал «BFM.ru» (24 марта 2014). — Новости. Проверено 24 марта 2014.
  43. МВД Украины решило контролировать запрет вещания российских каналов. Взгляд. Проверено 28 декабря 2014.
  44. Зміст програм «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Россия 24» і «ТВ Центр-Іnternational» («ТVСІ») не відповідає українському та європейському законодавствам (архив, текст решения)
  45. Суд Киева может запретить вещание на Украине 4 российских каналов. РИА Новости. Проверено 28 декабря 2014.
  46. «Россия 2» показала свастику с байкерского шоу в Крыму
  47. «Вести» - победитель конкурса «Лучшая телекомпания года». Вести.Ru (18 ноября 2008). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  48. Победители «ТЭФИ-2009» в номинациях категории «Лица» (DOC). Фонд «Академия Российского телевидения». — Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ». Проверено 6 сентября 2013.
  49. Сусанна Альперина. Северная сто «Лица». «Российская газета» (27 сентября 2009). — Телевидение. Проверено 6 сентября 2013.
  50. «Вести» - лауреат премии «Золотой луч». Вести.Ru (15 октября 2009). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  51. 2009 Winners List. Hot Bird TV Awards (20 ноября 2009). Проверено 2 января 2010. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012.
  52. Церемония награждения победителей IV Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», организованного МЧС России, прошла в Московском дворце молодежи 9 декабря. Официальный сайт МЧС России (9 декабря 2012). — Созвездие мужества 2012. Проверено 7 декабря 2013.
  53. Пучков наградил лауреатов V фестиваля «Созвездие мужества». Сетевое издание «Интерфакс—Россия» (6 декабря 2012). — Москва — Спецпроекты МЧС. Проверено 7 декабря 2013.

Ссылки[править | править вики-текст]