ТВ-6

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТВ-6
ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация» («ТВ-6 Москва»)[1]
ТВ-6 лого.svg
Страна Flag of Russia.svg Россия
Зона вещания Flag of Australia.svg Австралия[2]
Flag of Belarus.svg Белоруссия
Flag of Israel.svg Израиль[2]
Flag of Kazakhstan.svg Казахстан
Flag of Canada.svg Канада
Flag of Kyrgyzstan.svg Киргизия
Flag of Latvia.svg Латвия
Flag of Lithuania (1988-2004).svg Литва
Flag of Moldova.svg Молдавия
Flag of Russia.svg Россия
Flag of the United States.svg США[2]
Flag of Uzbekistan.svg Узбекистан
Flag of Ukraine.svg Украина[3]
Время вещания с 6:45 до 1:00 (пн-чт)
с 6:45 до 1:55 (пт)
с 7:15 до 2:15 МСК (сбвс)[4]
Язык вещания русский
Центр управления Москва, ул. Академика Королёва, 12, телецентр «Останкино» (техническая и производственная база)[5],
Москва, улица Ильинка, 15/2, стр.1 (руководство)[6]
Дата начала вещания 1 января 1993 года, 19:00
Дата конца вещания 22 января 2002 года, 0:09
Причина закрытия Ликвидация МНВК
Заменил Флаг России Технический канал
Флаг России Северная корона
Заменён Флаг России НТВ-Плюс Спорт (затем ТВС)
Основатель Эдуард Сагалаев
Тед Тёрнер
Владелец ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация»
Руководители Евгений Киселёв — генеральный директор,
Павел Корчагин — исполнительный директор,
Александр Левин — генеральный продюсер, Григорий Кричевский — руководитель Службы информации
Ранние названия TV-6 Москва (1 января 1993 — 8 января 1995)
ТВ-6 Москва (9 января 1995 — 2 сентября 2001)
Голос канала Александр Рощектаев (1994—1998)
Дмитрий Бобров (1999—2001)
Николай Кузьмин (2001—2002)
Юлия Рутберг (2001—2002)[7]
Слоган Вы смотрите ТВ-6, Ваше телевидение
Сайт Снимок tv6.ru 2002 года ТВ-6

«ТВ-6» — бывший российский (до 1995 года — российско-американский) телеканал, осуществлявший вещание на шестом частотном канале в Москве (в других городах России — на частотах других телеканалов) с 1 января 1993 по 22 января 2002 года.

Создан Эдуардом Сагалаевым и Тедом Тёрнером.

Являлся первым независимым частным телеканалом в России.

Содержание

История[править | править код]

Предыстория[править | править код]

Вещание на 6-м частотном канале в Москве началось в 1970-х годах. Изначально это был слабый передатчик на 100 Вт, который был закреплён за службой оповещения Гражданской обороны. В 1980 году во время Олимпиады в Москве, в 1984 году во время соревнований «Дружба» и в 1986 году во время Игр доброй воли в Москве использовался как технический канал. Во времена Перестройки на канале велись трансляции Олимпийских игр в Сеуле и теннисных турниров Открытых чемпионатов Англии и Франции. Трансляции велись без комментаторов и в полном объёме.

1991—1993. Создание телеканала[править | править код]

Тед Тёрнер в 1993 году

В августе 1991 года было создано АОЗТ «Московская Независимая Вещательная Корпорация» (МНВК), акционерами которой выступили юридические (Правительство Москвы, АОЗТ «Логоваз», «Мосбизнесбанк», Международный нефтяной концерн «Лукойл», Главный центр радиовещания и телевидения РФ, киноконцерн «Мосфильм») и физические (Эдуард Сагалаев, Олег Орлов, Нугзар Попхадзе) лица[8][9][10][11].

1 сентября 1991 года МНВК с подачи тогдашнего премьера правительства Москвы Юрия Лужкова и заместителя министра связи СССР Александра Иванова получила лицензию на вещание. 17 мая 1992 года было достигнуто и подписано соглашение между МНВК и CNN, согласно которому два часа вещания новостей CNN показывались бы в Москве с синхронным переводом на новом канале. На следующий день МНВК начала пробное (тестовое) вещание своего нового телеканала[12]. В этом же году во время визита в Москву американского медиамагната Теда Тёрнера между МНВК и Turner Broadcasting System был подписан договор о создании совместного первого в России частного независимого телевизионного канала, который получил название «TV-6 Москва». Президентом «TV-6 Москва» стал Эдуард Сагалаев, вице-президентом — кинодраматург Виктор Мережко, который лично по доверенности Сагалаева получал первую лицензию на вещание телеканала[13].

В августе 1992 года комиссия по теле- и радиовещанию объявила о проведении конкурса на шестую метровую частоту, даже несмотря на то, что у МНВК уже была своя лицензия, полученная годом ранее сроком на пять лет. Этот шаг был вызван решением Кабинета министров РФ о перерегистрации всех союзных лицензий, полученных до декабря 1991 года[12]. 12 ноября 1992 года МНВК выиграла на конкурсе лицензию на 6-й метровый канал, опередив газету «Аргументы и факты» и радиостанцию «Европа плюс»[14].

1993—1994[править | править код]

Телеканал «TV-6 Москва» впервые вышел в эфир 1 января 1993 года. Первоначальный объём вещания составлял 5 часов в сутки (с 19:00 до 0:00 мск), аудитория — 500 тысяч зрителей на территории Москвы и Московской области[10]. К концу 1993 года вещание увеличилось до 10 часов в день[15]. Большая часть эфирного времени канала состояла из художественных фильмов (рубрики «Кинотеатр ТV6» и «Золотая фильмотека»), мультипликационных фильмов, музыкальных программ и блоков MTV Europe[15] (их показ прекратится в 1995 году) и новостей CNN с синхронным переводом[16]. Включение в сетку вещания новостей CNN подчёркивало аполитичность канала и его сознательную дистанцированность от политических противостояний в России начала 1990-х годов[17]. 3-4 октября 1993 года на телеканале показывали прямую круглосуточную трансляцию CNN, штурма Белого дома[16] с комментарием переводчика Петра Карцева[17].

В первый год своего существования в эфире вместе с «TV-6 Москва» на одной частоте вещал канал «Северная корона», основанный Международным фондом «За выживание и развитие человечества». Он рассматривал своей аудиторией людей, интересующихся проблемами экономики. Несмотря на отсутствие финансирования, в эфир «Северной короны» включались художественные, документальные, научно-познавательные фильмы и развлекательные передачи. Основополагающими целями канала являлись расширение кругозора аудитории и повышение уровня её культуры[18].

Изначально телеканал «TV-6 Москва» задумывался как совместное российско-американское коммерческое партнёрство, в рамках которого Turner Broadcasting System обязалась поставлять для него фильмы и новости, а российская — создать первый в России частный телеканал, который представлял бы интересы Теда Тёрнера в регионах страны[19]. Однако уже в 1994 году договор о создании совместного российско-американского телеканала был расторгнут по инициативе российской стороны, и в июне 1994 года Turner Broadcasting System вышла из состава учредителей «TV-6 Москва»[20][21].

Спустя несколько лет президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов в своей книге «Конец праздника непослушания», процитировал слова Эдуарда Сагалаева: «наши партнёры, которые ехали из провинциального города Атланты и из других провинциальных городов Америки работать к нам в европейскую столицу, приехали с ощущением того, что попали в африканскую страну, где можно на бусы из ракушек выменять право на равное совладение телевизионным каналом, который будет вещать на десятки миллионов зрителей»[22].

Разделяя точку зрения своего руководителя, назначенный Сагалаевым в январе 1993 года генеральный директор «TV-6 Москва» Александр Пономарёв также понимал, что для того, чтобы освоить потенциально очень богатый российский телевизионный рынок, нужны не американские управляющие, а собственная российская команда молодых профессионалов[22]. Первым из них летом 1993 года стал ведущий программы «МузОБОЗ» Иван Демидов, назначенный главным продюсером «TV-6 Москва». Его заместителем стал режиссёр Московской редакции ЦТ Гостелерадио СССР Александр Олейников. Основной задачей Демидова и Олейникова стало создание и развитие канала в новом для России формате развлекательного телевидения. Это закономерно привело к тому, что за сравнительно короткий срок «TV-6 Москва» из московского телеканала стал одним из лидеров федерального телевещания и своеобразной «кузницей кадров» для нового поколения звёзд российского шоу-бизнеса[23]. Спустя полгода генеральным продюсером телеканала становится Кирилл Легат[24].

Осенью 1993 года на канале было создано рекламное агентство «ТВ-6 Медиа», которое по личному приглашению Пономарёва возглавила Лариса Синельщикова[25], одновременно ставшая его заместителем и вице-президентом телеканала «TV-6 Москва». «ТВ-6 Медиа» стало первым телевизионным рекламным агентством, непосредственно входящим в структуру канала и являющимся его собственным инструментом продажи рекламы («sales house»). Это дало агентству возможность самостоятельной работы на рекламном рынке в интересах телеканала «TV-6 Москва» и позволило каналу в кратчайшие сроки перейти на полную самоокупаемость.

1994—1995[править | править код]

В апреле 1994 года «TV-6 Москва» начал вещание на другие регионы России. Этот проект был реализован по принципу сетевого телеканала — собственная частота была только в Москве, во всех остальных городах распространение сигнала «TV-6 Москва» осуществлялось через частоты региональных телекомпаний-посредников, при этом на них же лежала и ответственность за распространение телевизионного сигнала[26][27]. Трансляция канала в аналоговом качестве велась без поправок на часовые пояса, а в отдельных городах она и вовсе шла в записи, или же чередуясь с местными программами[28]. С 1995 по 2002 год во время ежедневных ночных перерывов в вещании через спутник для региональных телекомпаний, находившихся в восточных регионах России, транслировались художественные фильмы и сериалы с целью их ретрансляции в более удобное для зрителей время[29]. Вещание канала в прайм-тайм могло перекрываться передачами местного производства, в связи с чем передачи вечернего блока показывались в записи с разницей по времени от нескольких часов до нескольких дней[30].

В том же году началось производство собственных передач «Кинескоп» и «ПОСТмузыкальные новости»[31]. Затем в эфир были запущены другие оригинальные программы, во многом определившие лицо канала до 2001 года: «Я сама», «ДИСК-канал. Все цвета музыки», «Аптека», «Дорожный патруль», «Моё кино», «Катастрофы недели», «Вы — очевидец», «Профессия», «Сделай шаг», «Мужской клуб» и другие[32][31]. Также значительная часть эфира «TV-6 Москва» была посвящена музыке[33] — в частности, программа Ивана Демидова «МузОБОЗ», ранее выходившая на 1-м канале Останкино и ОРТ, и ток-шоу «Акулы пера», производившееся телекомпанией ВИD[34].

В июле 1994 года в результате закрытия телеканала «Северная корона» «TV-6 Москва» становится единственным вещателем на 6-м частотном канале.

1995—1998[править | править код]

9 января 1995 года латинские буквы в названии канала заменяет кириллица и канал впервые выходит в эфир как «ТВ-6 Москва». В этом же году Иван Демидов становится вице-президентом канала, а Александр Олейников занимает пост руководителя дирекции производства программ (генерального продюсера).

К 1996 году суточный объём вещания телеканала увеличивается до 18,5 часов. В марте того же года впервые создаётся собственная служба новостей и информационная программа «6 новостей»[35], в которой зрители путём телефонного голосования ежедневно определяли «новость дня», о которой делается специальный репортаж в итоговой программе в воскресенье. К этому же периоду относится и появление в эфирной сетке канала информационно-развлекательной программы «Скандалы недели»[36], посвящённой светской жизни, и обзора «Катастрофы недели»[37], где рассказывали об авариях и стихийных бедствиях по всему миру[38][39]. Также в эфир выходила аналитическая программа «Прогнозы недели», позже — «Обозреватель», автором и ведущим которой был молодой журналист Станислав Кучер[40].

Значительную часть эфира канала начинают занимать юмористические программы, наиболее известными из которых являются «Раз в неделю», «Назло рекордам!?», «33 квадратных метра», «О.С.П.-студия» и «В субботу вечером». Помимо этого, зрители ТВ-6 получили эксклюзивную возможность смотреть популярные зарубежные сериалы, такие, как высокобюджетные фантастические («Вавилон-5», «Лексс», «Первая волна») или юмористические («Дежурная аптека», «Грейс в огне», «Третья планета от Солнца», «Женаты... с детьми»). В эфире шли повторы телесериалов, ранее транслировавшихся на других телеканалах («Дикая Роза», «Просто Мария», «Богатые тоже плачут», «Тропиканка», «Никто, кроме тебя», «Эдера» и другие). Кинопоказ канала был преимущественно составлен из советских и иностранных фильмов[41]. Показывались фильмы всех жанров и направлений, от детских фильмов и сказок — до боевиков, триллеров[42] и эротических фильмов[43] итальянского, американского и российского производства[44]. Озвучиванием зарубежных фильмов для телеканала в разное время занимались студии «Фильмэкспорт», «Видеофильм», «Фортуна-Фильм» и «СВ-Дубль», с 2001 — отдел озвучивания телекомпании «НТВ-Плюс», дружественный команде Евгения Киселёва[45]. В поздние годы вещания также закупались официальные или сторонние переводы фильмов от других телекомпаний. Телеканал пользовался широкой популярностью среди молодёжи[46].

15 февраля 1996 года президент МНВК Эдуард Сагалаев был назначен председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании. Предприниматель Борис Березовский получает под собственный контроль 37,5% акций МНВК, столько же остаётся под контролем Сагалаева[47]. Через год, после скандала, возникшего в ВГТРК вследствие неудовлетворительной работы Сагалаева на посту председателя госкорпорации, последний возвращается на ТВ-6, где снова занимает должность президента Московской независимой вещательной корпорации[48].

В сентябре 1997 года в Сургуте на одном из мероприятий, посвящённых региональному промоушену ТВ-6 в регионах, Лариса Синельщикова, ставшая к тому моменту вице-президентом канала по рекламе и PR, знакомится с генеральным директором телекомпании ВИD Александром Любимовым. В ходе частной беседы, состоявшейся между ними на следующий день, Любимов кратко обрисовывает Синельщиковой перспективы развития ВИD как продакшен-компании и предлагает ей подумать о карьере телепродюсера и медиаменеджера. В январе 1998 года Синельщикова принимает его предложение и уходит с ТВ-6 на должность генерального директора телекомпании ВИD.

С ноября 1997 года вместо программы «6 новостей» стали выходить выпуски новостей стороннего производства («ТСН-6», «Новости дня», «Шесть новостей недели» и «ТСН-Спорт»), которые выпускало информационное агентство «Телевизионная служба новостей» под руководством Александра Гурнова[49]. Но популярностью среди зрителей они не пользовались, вследствие чего через 2 года, в октябре 1999 года договор ТВ-6 и «ТСН» был разорван[50].

1998—2000[править | править код]

Логотип телеканала, использовавшийся с мая 1998 до изменения концепции вещания в сентябре 2001 года

В 1998—1999 годах ТВ-6 переходит на смешанную систему распространения сигнала. К уже имевшимся частоте в Москве и региональным партнёрам-посредникам стали добавляться собственные местные филиалы в городах России в статусе дочерних предприятий МНВК[51] («ТВ-6 Петербург»[52], «ТВ-6 Владимир», «ТВ-6 Кемерово», «ТВ-6 Поморье», «ТВ-6 Пермь» и «ТВ-6 Уфа»)[53]. Все они имели логотип, похожий на аналогичный у федерального вещателя, и собственные передачи, часто являвшиеся местными аналогами уже давно существующих на ТВ-6[54]. Лицензии в таких регионах принадлежали ЗАО «МНВК», у которой к 2002 году насчитывалось 30 собственных частот[28].

14 июня 1998 года происходит реорганизация структуры МНВК. Должность вице-президента, с которой Иван Демидов ранее совмещал исполнение обязанностей заместителя генерального директора, была упразднена. Должность руководителя дирекции производства программ занимает Юлия Меньшова, в то время как Александр Олейников становится директором дирекции планирования и выпуска[55].

Несмотря на экономический кризис, осенью 1998 года телеканал запускает в эфир новые программы «Дорожный патруль. Расследование», «БИС», «Радиохит», «Вечеринка из Центра», «СВ-шоу», «Плейбой». Создаётся утренний телеканал «День за днём» на базе Дирекции утреннего вещания МНВК, генеральным продюсером которой стал Игорь Шестаков[56][57]. Проходит премьера телесериала собственного производства «Чехов и Ко»[58]. Телеканал проводит прямые трансляции и включения с рок-фестивалей, в том числе «Максидрома»[59] и «Нашествия»[60].

В июне 1999 года Эдуард Сагалаев продаёт 37,5 % своих акций МНВК предпринимателю Борису Березовскому, благодаря чему Березовский консолидирует 75 % телеканала «ТВ-6 Москва»[61]. Наряду с ОРТ, «Нашим радио», «Коммерсантом», «Независимой газетой» и REAL Records, ТВ-6 являлся частью медиагруппы Березовского[62].

3 июня 1999 года заместителем генерального директора по информационным и политическим программам становится бывший ведущий программы «Время» Сергей Доренко. Через некоторое время на канал переходит выходец из ВГТРК Эдуард Гиндилеев. Это немедленно сказывается на эфирной политике канала, которая вместо развлекательной начинает приобретать общественно-политическую направленность[63]. Примерно в это же время ТВ-6 меняет своего рекламного партнёра на селлера Video International, поскольку Premier SV не удалось оправиться от последствий кризиса 1998 года[64].

25 октября 1999 года канал по решению акционеров МНВК возобновил производство собственных выпусков «Новостей»[65][66][50]. Вновь созданную информационную службу возглавил Михаил Пономарёв[37]. Вместе с ним в работу новой Службы информации ТВ-6 влились сотрудники, ранее работавшие в «Вестях» государственного канала РТР, в частности, ведущие Александр Сапожников и Анна Павлова[67]. Освещая предвыборную кампанию 1999 года, телеканал положительно оценивал в информационных сообщениях деятельность СПС и «Единства»; деятельность остальных политических партий и блоков освещалась с нейтральных позиций[68].

В конце 1999 года ТВ-6 демонстрировал отрицательную рейтинговую динамику[69]. В начале 2000 года, после дальнейшего сотрудничества с селлером Video International, на канале была снижена доля собственного производства за счёт начала более тесного сотрудничества со сторонними производителями телеконтента[70], а также улучшен кинопоказ[69]. Как следствие, рейтинговые показатели удалось нормализовать[69].

2000—2001[править | править код]

27 августа 2000 года, из-за пожара на Останкинской телебашне, в районе 15:45 вещание телеканала на Москву и Московскую область было прервано[71]. С 31 августа того же года вещание ТВ-6 началось со здания НИИ Радио на улице Казакова[72]. В сентябре 2000 года, уже после пожара, стартовало вещание ТВ-6 на спутниковой платформе «НТВ-Плюс»[73]. Оно будет продолжаться вплоть до января 2002 года.

В конце марта 2001 года генеральным директором ТВ-6 становится бывший первый заместитель председателя совета директоров канала ОРТ Бадри Патаркацишвили. Александр Пономарёв на короткое время занимает должность его первого заместителя, а совет директоров канала возглавляет Игорь Шабдурасулов[74].

14 апреля 2001 года, после назначения Бориса Йордана новым генеральным директором телекомпании НТВ и её перехода под контроль холдинга «Газпром-Медиа», из штата НТВ уволилось более 350 сотрудников, не желающих сотрудничать с новым руководством. Борис Березовский предлагает Евгению Киселёву стать и. о. генерального директора канала ТВ-6, а уволенным с НТВ журналистам — перейти работать на свой канал. 17 апреля подает в отставку Александр Пономарёв. Несмотря на отсутствие комментариев по поводу мотивов этого решения, многие связали его уход с назначением Киселёва[75][76]. За день до этого главный редактор службы информации ТВ-6 Михаил Пономарёв, также написавший заявление об уходе, в интервью радио «Свобода» заявляет, что «ни при каких условиях, как гражданин, как человек, как журналист, просто как human being я не буду работать под руководством Евгения Алексеевича Киселёва»[77].

14 мая 2001 года, сразу же после внеочередного собрания акционеров канала, на котором Евгения Киселёва окончательно утверждают в качестве нового генерального директора, ТВ-6 покидают заместители генерального директора Стелла Неретина, Александр Олейников, Андрей Воскресенский и Иван Демидов, руководитель региональной службы Елена Злотникова и технический директор канала Александр Золотницкий. Все они, кроме Демидова и Олейникова, позднее вместе с Александром Пономарёвым перейдут на канал «Культура», а ещё позже — на телеканал «ТВ Центр» (куда также перешёл и Александр Олейников)[78]. Газета «МК» в своей статье, вышедшей на следующий день с заголовком «БАБское ТВ-6», процитировала слова Александра Пономарёва о сложившейся ситуации: «оправдались мои самые худшие опасения»[79].

После прихода команды Евгения Киселёва было уволено большинство ведущих, определявших лицо канала в предыдущие годы его вещания[80][81][82][83][84]. Также серьёзные сокращения пришлись на Службу информации, из которой ушли 50 человек из 85 работавших[85][86]. В результате масштабных увольнений часть старых сотрудников ТВ-6 трудоустроилась на ОРТ и НТВ, в информационной редакции телекомпании осталось только несколько старых корреспондентов[87] и технических сотрудников[88], согласившихся работать с новыми менеджерами. Первый месяц работы ни один бывший ведущий или корреспондент Службы информации телекомпании НТВ не являлся штатным сотрудником информационной редакции ТВ-6[89] — их зачисление в её штат состоялось ровно через месяц, в мае 2001 года[90][91]. Политическая позиция канала в этот период была схожей с той, что была у НТВ до изменения руководства этой телекомпании в апреле 2001 года: пришедшие на ТВ-6 журналисты на новом месте работы не изменили своим прежним взглядам и продолжили давать в эфир репортажи и передачи с жёсткой критикой российских властей, в том числе и по ситуации в Чечне[92].

С июня по сентябрь 2001 года Евгений Киселёв принимает решение о прекращении вещания большинства популярных молодёжно-развлекательных программ, не соответствовавших концепции общественно-политического канала, в который решил превратить ТВ-6 Борис Березовский[93][94]. После «чистки» сетки вещания в ней осталось всего несколько программ, оставшихся от старой концепции вещания ТВ-6, — «День за днём», «Дорожный патруль», «Все в сад!», «Катастрофы недели», «Star Старт», «Сеть», «Моё кино», «Я знаю всё!», «Скандалы недели» (была переименована в «Нравы») и «Вы-очевидец»[95][5]. Команда программы «Наши любимые животные» раскололась, одна часть команды программы перешла на НТВ и делала в утреннем эфире передачу с таким же названием, а другая осталась на канале и сменила название на «Просто звери». Место развлекательных программ заняли сатирические проекты на политические темы «Итого» и «Тушите свет»[96][97]. Лицами обновлённого ТВ-6 стали Марианна Максимовская, Андрей Норкин, Михаил Осокин, Владимир Кара-Мурза, Светлана Сорокина[98][99], Ирина Зайцева[100], Виктор Шендерович[101], Андрей Черкизов[102] и другие[103].

Окончательное изменение эфирной политики канала завершается к сентябрю 2001 года[104][105][106]. 3 сентября телеканал вышел в эфир с новыми логотипом и графическим оформлением межпрограммных заставок и передач[107], разработанными дизайн-студией «Телеателье» под руководством Семёна Левина (бывшего главного художника НТВ)[108]. К середине осени из всех развлекательных проектов на канале остаётся только первое в России реалити-шоу «За стеклом»[109], которое 16 ноября 2001 года журналист Марина Леско в своей статье в газете «Музыкальная правда» охарактеризовала как «свежая подтяжка на старческом лице», добавляя, что «ему место на MTV вместо сериала „Факультет“, а не в отстойнике», подразумевая под последним ТВ-6 под руководством Евгения Киселёва[110].

Одновременно в эфире телеканала резко сокращается число зарубежных сериалов, а их место в эфире занимают российские детективные телесериалы «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия» «Бандитский Петербург» и «Охота на Золушку»[111] из пакета Владимира Досталя[112], ранее транслировавшиеся на НТВ и ТНТ[113][114]. На канале состоялись премьерные показы ставших популярными российских сериалов «Крот»[115], «Чёрный ворон»[111] и «Сыщики». Показ телесериала «Женщина с характером» был прерван из-за банкротства телеканала[116].

По общедоступным данным, переход журналистов с НТВ положительно сказался на рейтингах телеканала — доля ТВ-6 за период с января по декабрь 2001 года увеличилась с прежних 7,82 % в начале года до 16,11 % в конце года[117]. Основные рейтинги телеканалу приносили российские детективные сериалы, новостные и аналитические программы «Сейчас» и «Итоги», информационно-успокоительная программа «Тушите свет»[118][119], другие известные зрителям проекты со старого НТВ[120] и оригинальные программные разработки канала — «Земля — Воздух» и «За стеклом»[121]. Из старых проектов наибольшей популярностью пользовался «Дорожный патруль»[119].

2001—2002. Закрытие телеканала[править | править код]

27 сентября 2001 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск пенсионного фонда «Лукойл-гарант» (входящего в нефтяную компанию «Лукойл», на тот момент контролировавшую 15 % акций «ТВ-6 Москва») о ликвидации ЗАО «МНВК» на основании, что чистые активы телекомпании на протяжении последних 3 лет были ниже минимального размера уставного капитала.

26 ноября 2001 года апелляционная инстанция Московского арбитражного суда оставляет в силе решение того же суда от 27 сентября[122]. 29 декабря 2001 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменяет решение о ликвидации МНВК и направляет дело на новое разбирательство в Московский арбитражный суд. 4 января 2002 года зампред Высшего арбитражного суда Эдуард Ренов в порядке надзора выносит протест на решение Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря[123].

11 января 2002 года президиум Высшего арбитражного суда РФ подтверждает решение нижестоящих судов о ликвидации МНВК. Данное решение было принято за два дня до принятия Государственной Думой РФ закона, запрещающего миноритарным акционерам, каким в данном деле являлся «Лукойл», подавать в суд подобные иски. Против закрытия ТВ-6 выступили Борис Ельцин[124], Михаил Горбачёв[125], Григорий Явлинский[126], Руслан Аушев[125], Вячеслав Володин[125], Ирина Хакамада[127], Борис Немцов[128], Любовь Слиска[129], Ясен Засурский[130], Александр Вершбоу[131], Валерия Новодворская[132] и Владимир Познер[133]. В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге[134] и Самаре проходили стихийные митинги в поддержку телеканала[135].

Александр Пономарёв, на тот момент являвшийся генеральным директором канала «Культура», высказал предположение, что «будет найдено такое решение, когда зрители не потеряют канал, а журналисты будут заниматься своим делом», а ставшая генеральным директором телекомпании ВИD Лариса Синельщикова охарактеризовала сложившуюся ситуацию как «вопрос конфликта собственников, а не политики», добавив, что «закрытие канала, как крайняя мера, говорит о профессиональной беспомощности менеджмента канала и его владельца»[125].

15 января 2002 года на общем собрании трудового коллектива ТВ-6 ведущими журналистами телеканала было принято решение учредить вместо «МНВК» новую телекомпанию в лице ООО «ТВ-6»[136]. Среди учредителей были 36-47 человек из трудового коллектива канала, как из «старого», так и из «нового» состава сотрудников[137]. Гендиректором новой организации был назначен Евгений Киселёв. Первоначально это ООО рассчитывало пройти необходимые юридические процедуры и попросить у Минпечати лицензию на вещание, отобранную у МНВК, а в марте 2002 года оно стало одним из владельцев ЗАО «Шестой телеканал»[138].

Вещание ТВ-6 было отключено в 0:09 мск 22 января 2002 года[139]. В это время в прямом эфире из 5-й студии Останкино шла программа о шансоне и русской блатной песне Владимира Соловьёва «Соловьиная ночь»[140], гостем эфира был Михаил Круг. В полночь Соловьёву отключают микрофон и убирают музыку, но через 20 секунд включают их обратно, и ведущий прощается с телезрителями: «Это ничья не вина. Такая у нас власть, такая у нас жизнь, такое у нас время. Всего вам хорошего!». Спустя несколько секунд картинка из студии сменилась на статичную заставку с логотипом ТВ-6 образца сентября 2001 года (в это время логотип в левом верхнем углу на экран уже не выводился), через несколько минут — на настроечную таблицу. Затем на экране появилась надпись «Нас сняли с эфира», в свою очередь, снова сменившаяся на настроечную таблицу[139]. До официально объявленного по программе конца эфира телеканал должен был показать премьерные выпуски ещё как минимум двух передач — «За стеклом» и «Дорожный патруль». Отключение случилось уже после того, как печатным изданиям и региональным партнёрам была дана сетка вещания ТВ-6 на период с 28 января по 3 февраля 2002 года, которая была бы актуальна в случае иного поворота событий в ночь с 21 на 22 января[141]. Однако печатные издания (в основном московские), подписанные в печать после 22 января, программу телеканала на этот период уже не публиковали[142].

С 7:00 мск на частоте канала в Москве и Московской области началась трансляция спутникового канала «НТВ-Плюс Спорт» без рекламы и логотипа вещателя[143][144], затем — с логотипом «Производство НТВ-Плюс» в правом верхнем углу телеэкрана. В остальных регионах было принято решение или переключиться на ретрансляцию других телеканалов[145][146], или же заполнять эфир собственными программами[147]. С января по март 2002 года выпуски новостей «Сейчас», а также некоторых других авторских программ телеканала выходили в эфир в аудиоварианте на радиостанции «Эхо Москвы»[148][149]. После 1 апреля радиотрансляция программ журналистского коллектива канала прекратилась в связи с тем, что он выиграл конкурс на частоту[150].

Мнения о закрытии телекомпании[править | править код]

По словам Бориса Немцова, глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев рассказал ему, что получил от президента Владимира Путина указание закрыть ТВ-6, чтобы избавиться от средства массовой информации, принадлежащего Борису Березовскому. Представители движений «Либеральная Россия» и «Яблоко» Сергей Юшенков и Сергей Иваненко охарактеризовали происходящее с ТВ-6 как наступление на свободу слова[151].

По мнению Юрия Фельштинского, российские власти отняли телеканал у Бориса Березовского за несколько дней до запланированного им показа фильма «Покушение на Россию» о расследовании взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года[152].

После закрытия[править | править код]

На шестой частотный канал был объявлен конкурс, который прошёл 27 марта 2002 года. Конкурс был выигран телекомпанией ТВС, практически состоящей из журналистов нового ТВ-6, но канал просуществовал всего год и также был закрыт. Ставшие популярными программа «Вы — очевидец» (состоявшая из любительских смешных и шокирующих роликов, присылаемых телезрителями)[153] и программа «Дорожный патруль»[154], первоначально возникшие на «ТВ-6», после закрытия канала не перешли вслед за всеми на «ТВС», а переехали на телеканалы «REN-TV» и «РТР» соответственно, где к концу 2000-х годов и были окончательно закрыты. Некоторые сотрудники ТВ-6 в период отсутствия команды Киселёва также перешли на «РТР», «REN-TV» или «RTVi»[155][156], а некоторые вернулись обратно на НТВ[157].

После закрытия ТВС частоту занял государственный канал «Спорт» (ВГТРК), впоследствии переименованный в телеканал «Россия-2». С 31 июля 2015 года лицензией на шестой телевизионный канал и сеть его распространения владеет ООО «Национальный спортивный телеканал», который был продан структурами ВГТРК компании «НТВ-Плюс»[158]. В рамках новой лицензии 1 ноября 2015 года было начато вещание телеканала «Матч ТВ»[159].

Отмена ликвидации МНВК[править | править код]

Судебный пристав Андрей Федорченко, вынесший решение отключить ТВ-6 от эфира, 13 января 2003 года отменил своё решение о ликвидации МНВК и решение о прекращении вещания ТВ-6. Сделано это было по инициативе «Лукойл-Гаранта», по иску которого и была закрыта телекомпания.

Председатель ликвидационной комиссии МНВК Павел Черновалов заявлял о готовности «обращаться в Минпечати с просьбой о возобновлении вещания ТВ-6 на шестом канале». Борис Березовский надеялся вернуть себе отобранную частоту.

Официальной реакции ТВС на эти события не поступало, но в программе «Тушите свет» на этом канале действия властей были названы «издевательством»[160]. Три раза за два года команда Евгения Киселёва была лишена эфира. После прекращения вещания ТВС компания МНВК так и не вышла в эфир и была окончательно ликвидирована к апрелю 2006 года.

После истечения срока действия лицензии МНВК в мае 2007 года единственным владельцем частоты оставалась ВГТРК[161].

Кинопроекты ТВ-6[править | править код]

При непосредственном участии и поддержке ТВ-6 были выпущены и показаны следующие художественные фильмы:

Руководители[править | править код]

Генеральные директора[править | править код]

Заместители генерального директора[править | править код]

Исполнительные директора[править | править код]

Главные (генеральные) продюсеры / руководители службы производства программ[править | править код]

Исполнительные продюсеры[править | править код]

  • Никита Клебанов (2001—2002)

Директор дирекции программ[править | править код]

  • Олег Точилин (2001—2002)[173]

Заместитель директора дирекции программ[править | править код]

  • Людмила Бродская (2001—2002)

Главные редакторы службы информации[править | править код]

Руководители службы кинопоказа[править | править код]

  • Татьяна Воронович (1993—1998)[178]

Руководитель Службы социологического анализа[править | править код]

Руководители Службы спортивного вещания[править | править код]

  • Алексей Ефимов (1994—2000)[181]

Пресс-секретари[править | править код]

  • Ольга Горкина (1997—2001)[182]
  • Татьяна Блинова (2001—2002)[183]

Музыкальные оформители[править | править код]

  • Елена Дединская (1995—1996)
  • Сергей Педченко (2001—2002)[184][185]

С 1993 по 1995 год использовались треки из библиотеки звуков канала TNT образца конца 1980-х годов, с 1996 по 2001 год — из американской музыкальной библиотеки.

Технические директора[править | править код]

  • Александр Золотницкий (1998—2001)[186]
  • Александр Гречишников (2001—2002)[187]

Финансовые директора[править | править код]

  • Андрей Воскресенский (до 2001)[188]
  • Елена Метликина (2001—2002)[189]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Московская независимая вещательная корпорация (ТВ 6 Москва)
  2. 1 2 3 Блоки и отдельные передачи внутри сетки вещания бывшей международной версии НТВ NTV-International в 2001—2002 годах.
  3. Блоки на телеканале «ЮТАР» в 1997—2002 годах. Полноценная ретрансляция велась в сетях кабельного телевидения.
  4. Данные приведены по состоянию на 2001—2002 годы. Для первых лет вещания телеканала время начала и конца вещания иные.
  5. 1 2 Евгений КИСЕЛЕВ — Общество — Новая Газета
  6. Правовые акты (Нормативная база) Москвы. Распоряжение мэра Москвы № 52-РМ от 24 февраля 1992 года Об использовании здания по ул. Ильинка, 15/2, строение 1. Электронная Москва (24 февраля 1992).
  7. ГОЛОС ЗА КАДРОМ. ТВ Дайджест (12 марта 2003).
  8. Новая телекорпорация испугала коллег богатством. Коммерсантъ (9 декабря 1991).
  9. ИВАН КОНОНОВ. ВЗГЛЯД С «12 ЭТАЖА». Новый Взгляд (19 июля 2017).
  10. 1 2 Идея создания первого частного национального телеканала России — «ТВ-6 МОСКВА», МНВК выставки EX-PO.ru
  11. Интервью Станислава Кучера о создании на ТВ-6 информационной службы
  12. 1 2 В эфир выходит ТВ-6 Эдуарда Сагалаева. Ельцин Центр (2018).
  13. "Вложим столько, сколько нужно". "ЛУКОЙЛ-Гарант" претендует на шестой канал. Коммерсантъ (13 февраля 2002).
  14. Результаты конкурса на 6-ой телеканал. Сагалаеву дали "желтый свет". Коммерсантъ (6 ноября 1992).
  15. 1 2 ТВ-6 расширяет вещание. Для 5 миллионов зрителей на 5 часов увеличили эфир. Коммерсантъ (9 июля 1993).
  16. 1 2 ЧЕЛОВЕК С 12-ГО ЭТАЖА. Труд (4 октября 2001).
  17. 1 2 Евгения Имамова-Стефанчук. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (конец 80-х – 90-е годы), страница 211-212. Московский государственный университет (2000).
  18. Музей радио и телевидения — Тематические и исторические очерки
  19. Игрок доброй воли. В Москву приехал Тед Тернер. Коммерсантъ (12 мая 2000).
  20. КОНЕЦ "звездного" брака?. Аргументы и факты (14 июня 2000).
  21. ВОПРОС-ОТВЕТ. Аргументы и факты (22 марта 1995).
  22. 1 2 «КОНЕЦ ПРАЗДНИКА НЕПОСЛУШАНИЯ». Вышла книга Алексея Симонова о российском телевидении. Новая газета (13 января 2005).
  23. ТВ-6. 1 января 1993. Афиша (6 июля 2011). — История русских медиа 1989—2011. Проверено 26 февраля 2017.
  24. 1 2 ТВ как зеркало общества. Независимая газета (12 марта 2010).
  25. Дни рождения. КоммерсантЪ (10 февраля 2000).
  26. Ъ-Газета — TV-6 меняет политику
  27. Ъ-Власть — Завтра на канале ТВ-6
  28. 1 2 СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО ТВС. Миллионы долларов собрать легче, чем миллионы телезрителей. Московские новости (2002).
  29. Пример телепрограммы от 20 ноября 2001 года. Архив расписаний передач телеканалов и радио (20 ноября 2001). — «ТВ 6 01:35 Дорожный патруль 01:55 Окончание трансляции 05:40 Сериал 'Гражданин начальник', 6 серия».
  30. Папа следит за тем, как его сын занимается сексом. Обзор теленедели. Русский журнал (5 декабря 2001).
  31. 1 2 ИСТОРИЯ ТЕЛЕКАНАЛА "ТВ-6 МОСКВА". ТВ-6 (2001).
  32. «Русский взгляд» Ивана Демидова. Учительская газета (21 сентября 2004).
  33. Женский туалет для Б. Адамса. Независимая газета (28 июня 2002).
  34. Светлана Бодрова: «Мы просто этим жили. И были счастливы». ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ ВДОВЫ СЕРГЕЯ БОДРОВА — О ЛЮДЯХ, КОТОРЫХ МЫ ПОТЕРЯЛИ. И О ТЕЛЕВИДЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Colta.ru (2 ноября 2017).
  35. От этого рок-н-ролла трясло всю страну. Призыв (15 июня 2016).
  36. ЧТО СКРЫВАЕТ ИВАН ДЕМИДОВ. Новый взгляд (22 августа 1997).
  37. 1 2 ТВ6
  38. «Криминальную Россию» на экраны привносили. Как американцы создавали российское телевидение. Lenta.ru (31 января 2017).
  39. Телекомпания ВИД вчера и сегодня // Коммерсантъ, № 156(874), 26 августа 1995 г.
  40. Телезвезды. Станислав Кучер. Интервью одного из главных ведущих «старого» ТВ-6. Meduza (11 марта 2016).
  41. Кино на ТВ: меньше и хуже. Коммерсантъ-Деньги (1 ноября 2000).
  42. Кино на ТВ: 15-21 января. Русский журнал (12 января 2001).
  43. Н-н-н- "да".... Аргументы и факты (13 октября 1999).
  44. Общество ON-LINE. Белгазета (12 февраля 2001).
  45. Медиа-тур по НТВ-ПЛЮС в диалогах. Теле-Спутник (1 мая 2004).
  46. Молодежь предпочитает смотреть передачи ТВ-6, а пожилые – «2x2» и МТК. ФОМ (23 февраля 1996).
  47. КНОПКА-"ШЕСТЕРКА". Московские новости (2003).
  48. Эдуард Сагалаев: я здесь играю не в деньги, а в телевидение. Коммерсантъ (26 марта 1998).
  49. Александр Гурнов: я не люблю работать со своими женщинами. Коммерсантъ (1 ноября 1997).
  50. 1 2 ТСН подала иск к ТВ-6 на 5 млн. долларов. NEWSru (17 октября 2001).
  51. Черный экран на шестой кнопке. Экспресс-анализ реакции из регионов. Среда (1 февраля 2002).
  52. "ТВ-6 Москва" в Питере. Теле-Спутник (1 августа 1999).
  53. ТВ-6 будет работать подпольно. Известия (22 января 2002).
  54. Телеканал “ТВ-6 Москва” в России и в Петербурге. Теле-Спутник (1 апреля 1999).
  55. 1 2 КАДРОВАЯ ПАНОРАМА. В средствах массовой информации. Кто есть кто (1998).
  56. "День за днем" сменила формат. Ведомости (17 февраля 2000).
  57. Новости телекомпаний. Теле-Спутник (1 декабря 1998).
  58. Заканчивается сериал по Чехову. Антона Чехова поставили на деньги. Коммерсантъ (18 сентября 1997).
  59. ТВ 6 ПРЕДСТАВЛЯЕТ: MAXIDROM-99. Новый взгляд (19 июня 1999).
  60. Грядет "Нашествие" на Раменское. Коммерсантъ (3 августа 2001).
  61. ЭДУАРД САГАЛАЕВ ПРОДАЛ АКЦИИ ТВ-6 И ЖДЕТ НОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Правда.ру (3 июня 1999).
  62. ПОП-КОРМ ДО ОТВАЛА. Русская попса укрепляет свои позиции. Новая газета (19 февраля 2004).
  63. Ъ-Газета — «В кремлевский обиход должно войти буквосочетание ТВ-6»
  64. Захват аудитории. Коммерсантъ (9 ноября 2009).
  65. Ъ-Газета — ТВ-6 и ТСН: информационный мир
  66. Ъ-Газета — Новостей на сегодня больше нет
  67. Два основных правила телевидения. Первый канал (14 июня 2001). Архивировано 5 октября 2015 года.
  68. Направленность упоминаний политических партий/движений. Полит.ру (8 декабря 1999).
  69. 1 2 3 КОРОБКА ИЗ-ПОД РЕЙТИНГА — Общество — Новая Газета
  70. НЮАНСЫ "ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА". Труд (28 июня 2001).
  71. ТВ СЫГРАЛО В ЯЩИК. Московский комсомолец (28 августа 2000).
  72. На Останкинской телебашне идут работы по восстановлению централизованного вещания НТВ. NEWSru.com (31 августа 2000).
  73. 20 лет НТВ-Плюс. Comnews (2016).
  74. 1 2 3 Бадри Патаркацишвили возглавил ТВ-6. Lenta.ru (29 марта 2001).
  75. Киселёв додавил Пономарёвых. Независимая газета (20 апреля 2001).
  76. "ЧТО Ж ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ...". Труд (28 июня 2001).
  77. Главный редактор службы информации ТВ-6 Михаил Пономарев объясняет, почему он написал заявление об уходе с телеканала. Радио «Свобода» (16 апреля 2001).
  78. Телевидение большого города: Как будет меняться канал ТВЦ. Эхо Москвы (2 апреля 2006).
  79. БАБское ТВ-6. Московский комсомолец (15 мая 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  80. Звезды ТВ-6 готовы покинуть поле брани // KP.RU
  81. Звезды НТВ вернутся в родные пенаты? // KP.RU
  82. Березовский торгует беглецами с НТВ? // KP.RU
  83. Крупенин и Турубара остались не у дел // KP.RU
  84. СТАВКИ РАСТУТ. КТО БОЛЬШЕ?. Труд (16 августа 2001).
  85. Бывшие новостники с ТВ-6 ушли работать на НТВ. NEWSru.com (23 апреля 2001).
  86. Ъ-Новости — НТВ готово трудоустроить сотрудников ТВ-6
  87. ТВ 6. Григорий КРИЧЕВСКИЙ. Огонёк (27 января 2002).
  88. Журналисты ТВ-6 идут работать на НТВ. РБК (19 апреля 2001).
  89. Ъ-Газета — Евгений Киселев сел на шестую кнопку
  90. Не ТВ. Еще не телевидение, уже не телевидение - в таком положении на сегодняшний день оказались старая и новая команды НТВ после пасхального раскола. Аналитика (30 апреля 2001).
  91. ТВ-6: "кинули" всех. Аргументы и факты (23 января 2002).
  92. Независимые российские репортеры получают контроль над телеканалом. Los Angeles Times (1 августа 2001).
  93. «Я сама» уходит с ТВ-6? // KP.RU
  94. Многоканальные новости. Московский комсомолец (17 мая 2001). Архивировано 8 июня 2013 года.
  95. Новый телевизионный сезон (ПО ТЕЛЕФОНУ). Эхо Москвы (26 августа 2001).
  96. ТВ-6 — это НТВ сейчас. Независимая газета (29 сентября 2001).
  97. ХРЮН БЕЗ ЛЬВА И ЛЕВ БЕЗ ХРЮНА… Новая газета (21.05.2001)
  98. Светлана Сорокина оформляет трудовую книжку на ТВ-6 // KP.RU
  99. "ЧТО Ж ТЫ СДЕЛАЛА, ПОДЛАЯ...". Труд (28 июня 2001).
  100. Теленовости. Кого потеснит Европа?. Независимая газета (8 сентября 2001).
  101. ИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК — ТОЛЬКО ТЕЛЕВИЗОР! — Общество — Новая Газета
  102. Парфенов против Киселева, Новоженов против Черкизова. Со следующей недели НТВ и ТВ-6 начинают новые телесезоны, поделив передачи «старого НТВ» по-братски. Комсомольская правда (1 сентября 2001).
  103. Следите за рекламой. НТВ и ТВ-6 формируют новые сетки вещания. Время новостей (18 мая 2001).
  104. Алчность Коха. Борьба за рейтинг в новом телесезоне будет жёсткой, как никогда. // «Новая газета», № 65 / 10.09.2001.
  105. ВКЛ. И ВЫКЛ. - Общество - Новая Газета. Проверено 28 апреля 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  106. Смирнов, Сергей Сергеевич. ТВС: история одного коллапса. Медиа альманах, издательство НП "Партнерство фак. журналистики" (апрель 2007).
  107. СЕМЕН ЛЕВИН: "ДИЗАЙНЕР - ЭТО МИССИОНЕР". Труд (18 июля 2002).
  108. Семен ЛЕВИН: "Чувствую себя режиссёром театра". Известия (17 мая 2002).
  109. ТВ-6 СУЕТИТСЯ, КАК ВСЕ ПРОИГРЫВАЮЩИЕ. Труд (1 ноября 2001).
  110. Издательский Дом «Новый Взгляд» " БОЛЬНЫЕ КЛЕТКИ ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА
  111. 1 2 Дайте спорта!. Стрингер (9 мая 2002).
  112. Бархатная революция. Ведомости (20 сентября 2002).
  113. «Менты» придут на ТВ-6 в субботу // KP.RU
  114. Ъ-Власть - Новая информационная война. Проверено 29 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  115. Ночной эфир. Эхо Москвы (5 августа 2001).
  116. Куда теперь бедным «Ментам» податься?. Комсомольская правда (23 января 2002).
  117. Ъ-Власть - О времена, о вести!. Проверено 29 марта 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  118. "Итоги" с Евгением Киселевым √ самая популярная информационно-аналитическая программа. NEWSru.com (4 октября 2001).
  119. 1 2 monitoring.ru. Москва: аудитория телевидения (сентябрь) // Практический маркетинг : журнал. — М.: Агентство Би Си Ай Маркетинг, 2001. — № 10. — ISSN 2071-3762. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  120. Медиаитоги 2001 года. Со-Общение (2002).
  121. Телега без лошади — Архив публикаций МК
  122. Канал построен. Итог ликвидации ТВ-6: двухлетняя кампания по «равноудалению» олигархов завершилась «равноприближением» к власти нового поколения магнатов. Еженедельный журнал (21 января 2002).
  123. Ъ-Власть — Трое без лица
  124. Борис Ельцин: нельзя допустить развала ТВ-6. NEWSru.com (30 декабря 2001).
  125. 1 2 3 4 Руководители российских телекомпаний о ликвидации ТВ-6. Независимая газета (15 января 2002).
  126. Телевизионные войны в России: деньги, «заказы», власть над правом. День (6 февраля 2002).
  127. Прямая речь. Вчера в полночь было прекращено вещание ТВ-6 на всей территории России. Коммерсантъ (23 января 2002).
  128. Немцов: прекращение вещания ТВ-6 – продолжение беззакония. Коммерсантъ (22 января 2002).
  129. Возможное перераспределение полномочий между верхней и нижней палатами парламента; ситуация вокруг телекомпании ТВ-6; важнейшие законопр. Эхо Москвы (24 января 2002).
  130. "ТВ-6" - говорят Борис Березовский, Борис Немцов, адвокаты и журналисты. Радио Свобода (11 января 2002).
  131. В США обеспокоены судьбой ТВ-6. NEWSru.com (28 декабря 2001).
  132. Валерия Новодворская вступилась за Григория Пасько и журналистов ТВ-6. NEWSru.com (26 января 2002).
  133. Владимир Познер о ситуации вокруг "ТВ-6". Радио Свобода (22 января 2002).
  134. "Боже, верни нам ТВ-6!". Прошли митинги в защиту опальной телекомпании. Коммерсантъ (23 января 2002).
  135. Владимир Кара-Мурза: "Мы переживем временный разгром независимой прессы". Известия (23 января 2002).
  136. Журналисты ТВ-6 учредили ООО "ТВ-6". Коммерсантъ (16 января 2002).
  137. В ООО "ТВ-6" ВОШЛИ КАК ЧЛЕНЫ «КОМАНДЫ КИСЕЛЕВА», ТАК И ЧЛЕНЫ «СТАРОГО» ТВ-6. НО 63% РОССИЯН ЭТО АБСОЛЮТНО БЕЗРАЗЛИЧНО. Правда.ру (24 января 2002).
  138. Годовое собрание ООО "ТВ-6" провалено. Лениздат (1 апреля 2003).
  139. 1 2 Программы телекомпании ТВ-6 больше не выходят в эфир
  140. Прекращено вещание телеканала ТВ-6. NEWSru (22 января 2002). Проверено 12 февраля 2013. Архивировано 18 февраля 2013 года.
  141. Телепрограмма на 28 января 2002 года. Архив расписаний передач телевидения и радио (28 января 2002). — «ТВ 6 - Москва 05:45 Дорожный патруль 06:00 Сейчас 06:10 День за днем 06:30 Сейчас».
  142. Программа ТВ [пятница, 25 января]. Коммерсантъ (25 января 2002). — «ТВ-6 Вещание телеканала ТВ-6 прекращено».
  143. ФЕВРАЛЬ. РЕЙТИНГ ТЕЛЕПРЕССЫ — Общество — Новая Газета
  144. Спорт! и ничего, кроме спорта - Газета - Советский спорт. «Советский спорт» (23 января 2002). — Газета. Проверено 21 сентября 2013.
  145. Вместо ТВ −6 в Челябинске транслируется " Euronews "
  146. НТВ присыпали, ТВ-6 закопали / Идеи и люди / Независимая газета
  147. ТВ-6 ВЛАДИМИР ОСТАЕТСЯ ВЕРНЫМ ТВ-6. ТВ-6 Владимир (25 января 2002).
  148. «Эхо Москвы» предоставляет свой эфир новостям ТВ-6. NEWSru (22 января 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  149. Владимир Кара-Мурза-ст.: Венедиктов мужественно держит удар помощницы. Собеседник (18 декабря 2015).
  150. ВОЗВРАТ МОНЕТЫ. МК-Бульвар (17 июня 2002).
  151. Московский комсомолец, 23 января 2002 года
  152. «Покушение на Россию» после смерти Литвиненко, Инна Дубинская, Голос Америки, 23 ноября 2010
  153. «Очевидец» Иван Усачев покинул команду Киселева. Комсомольская правда (14 февраля 2002).
  154. Немцова отстранили от переговоров по ТВ-6 за излишнюю болтливость. NEWSru (14 февраля 2002). Проверено 15 февраля 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  155. Андрей Норкин: "Я ощутил на себе, что такое быть главным редактором". Независимая газета (7 июня 2002).
  156. Либеральные хроники: «Какая свобода слова?! Все делается ради денег!». Журналист НТВ Андрей Норкин выпустил книгу безжалостных мемуаров. Комсомольская правда (18 января 2017).
  157. Евгений Киселев: я привык к любым гадостям. Коммерсантъ-Власть (4 июня 2002).
  158. ФАС согласовала первую из трех сделок по запуску «Матч ТВ». РБК, 1 сентября 2015 года
  159. ООО «Национальный спортивный телеканал», лицензия Роскомнадзора № 26973 от 31 июля 2015 года
  160. ТВ-6 и свобода слова
  161. Арина Бородина. Телеканал «Спорт» сыграет на легальном поле. Коммерсантъ № 115 (3691) (4 июля 2007). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 5 июня 2012 года.
  162. 1 2 ТВ-6 покажет "Бедную Сашу". Коммерсантъ (24 декабря 1997).
  163. В фильме «Сестра-3» вместо Салтыковой сыграет Салтыков. Комсомольская правда (6 декабря 2000).
  164. ТЕЛЕНОВОСТИ ОТ…. Новая газета (20 ноября 2000).
  165. И текут куда надо каналы. В 2001 году у основных телекомпаний остается масса нерешенных проблем. Время новостей (29 декабря 2000).
  166. Евгений Киселев занял ТВ-6. Коммерсантъ (19 апреля 2001).
  167. КАДРОВАЯ ПАНОРАМА в средствах массовой информации. Кто есть кто (3 июня 1999). Архивировано 27 ноября 2013 года.
  168. Новости. "Тихий" Гиндилеев вернулся незаметно. На ТВ-6. Коммерсантъ (21 июля 1999).
  169. Киселев уволил информационную службу ТВ-6. Газета.ру (18 апреля 2001).
  170. НОВОЕ ЛИЦО ТВ-6. ЮРИДИЧЕСКОЕ. Руководство телекомпании досрочно отказалось от лицензии на вещание в пользу журналистского коллектива. Новая газета (17 января 2002).
  171. Новая телепередача о кино. На VI канале предпочитают "мини". Коммерсантъ (4 сентября 1993).
  172. ТВ-6 — это НТВ сейчас. Независимая газета (29 сентября 2001).
  173. "Судьба ТВ-6 зависит от того, какой будет новая "партия власти". Радио Свобода (28 ноября 2001).
  174. Владислав Флярковский уходит из эфира. Коммерсантъ (17 октября 1998).
  175. Евгений Киселев для канала ТВ-6 стал Борисом Йорданом. Независимая газета (17 апреля 2001).
  176. Михаил Пономарев ушел с поста главного редактора ТВ-6. Lenta.ru (18 апреля 2001).
  177. Президент с большим коэффициентом импровизации. 24 декабря Владимир Путин поговорит со страной. Коммерсантъ (20 декабря 2001).
  178. ТВ-6 Сагалаев. Коммерсантъ (24 декабря 1997).
  179. Воскресают страхи на Руси. Независимая газета (15 октября 2004).
  180. Памяти Всеволода Вильчека. Независимая газета (22 февраля 2006).
  181. СПОРТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Спорт-Экспресс (7 декабря 1996).
  182. ГОРКИНА Ольга Юрьевна. Лабиринт (27 июня 2003).
  183. Журналисты ТВ-6 все же выйдут в эфир. Известия (22 января 2002).
  184. Педченко Сергей Валерьевич. РАО.
  185. Сергей Педченко. Профессионалы.
  186. Александр Золотницкий: «Хороший технический директор учится всю жизнь». Ovideo (10 ноября 2009).
  187. Отдел кадров, 5 - 19 июня. Лениздат (20 июня 2007).
  188. Воскресенский Андрей Анатольевич. ТВЦ (12 октября 2007).
  189. История телеканала "ТВ-6 МОСКВА". ТВ-6 (15 февраля 2002).

Дополнительная литература[править | править код]

  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992—2008. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-699-33297-7.

Ссылки[править | править код]

Предшественник:
Флаг СССР Технический канал
и Флаг России Северная корона
Вещал на 6-й метровой частоте в Москве
1 января 1993 — 22 января 2002
Преемник:
Флаг России НТВ-Плюс Спорт
Предшественник:
нет
Вещал на 49-й дециметровой частоте в Нижнем Новгороде вместе с каналом «Стрежень»
7 мая 1995 — 22 января 2002
Преемник:
Флаг России ТВ-3
Предшественник:
нет
Вещал на 27-й дециметровой частоте в Самаре совместно с каналом «РИО»
24 июня 1994 — 22 января 2002
Преемник:
Флаг России ТВС
Предшественник:
нет
Вещал на 32-й дециметровой частоте в Красноярске вместе с каналом «Афонтово-32»
1 октября 2001 — 22 января 2002
Преемник:
Флаг России НТВ-Плюс Спорт