Порховская крепость
Порховская крепость | |||
---|---|---|---|
| |||
Город | Порхов | ||
Год постройки | 1387 | ||
Количество башен | 4 | ||
Количество сохранившихся башен | 3 | ||
|
|||
Медиафайлы на Викискладе |
По́рховская крепость (Порховский кремль) — крепость в центре города Порхов Псковской области. Расположена на правом берегу реки Шелони. Крепостные строения из тёмного известняка сохранились практически полностью, но некоторые участки находятся в аварийном состоянии.
История
[править | править код]Была построена для обороны Новгородской республики от врагов с запада[1].
Первое упоминание о Порховской крепости в Новгородской летописи относится к 1239 году, когда новгородский князь-наместник Александр Ярославович (будущий Невский) укреплял водный путь по Шелони из Новгорода во Псков строительством небольших деревянных блокпостов («городцов»), одним из которых был Порхов. Первые деревоземляные укрепления («старое городище»)[1] были сооружены на возвышенном мысу правого берега Шелони и представляли собой два ряда валов и рвов, причём высота самого высокого из валов в итоге превышала 4 метра с бревенчатой стеной поверху.
В 1346 году великий князь литовский Ольгерд вторгся в новгородские пределы и «взял Лугу и Шелонь на щит» (разорил), а Опоки и Порхов осадил. Свою первую литовскую осаду крепость выдержала[1], хотя «окуп» (контрибуцию) в 300 рублей всё же пришлось выплатить. Поводом к войне послужило хамство одного новгородского посадника, коего сами новгородцы позднее «избиша» в Луге.
В 1387 году из-за усиления опасности[1] на расстоянии чуть более километра от старой крепости, на правом высоком берегу Шелони из местного плитняка была выстроена новая каменная о четырёх башнях крепость. Толщина её стен составляла 1,4—2 м, высота — около 7 м. 15—17-метровой высоты башни имели от 4 до 6 боевых ярусов с деревянными перекрытиями, выступали за линию крепостных стен и могли эффективно фланкировать прясла. Все строительные работы были выполнены в один сезон.
Строительство вели Иван Фёдорович и Фатьян Есифович, о которых неизвестно, были ли они зодчими или посадниками-руководителями[2].
Площадь крепости — 1,8 га, периметр стен около 500 метров; такие размеры делали её одним из самых крупных форпостов Новгородского государства[3].
В 1428 году литовцы под предводительством Витовта вновь осадили крепость, на этот раз осада шла дольше и с применением не натяжных камнемётов, а огнестрельных осадных орудий разных видов и калибров. В осаде участвовал некий мастер Николай, хвалившийся, что его пушка разобьёт и церковь, и крепость; действительно, выстрелом была повреждена одна из башен (по-видимости, Малая[4]) и каменные зубцы на стене (у Никольских ворот[4]), церковь тоже была повреждена (пробита передняя и алтарная стены[4]), но пушка взорвалась, убив мастера, а предположительно перелетевшее через стены ядро убило одного из воевод литовцев и нескольких коней. После обстрела и штурма осаждающих порховцы откупились, уплатив 10 000 рублей[5].
В 1430 году прошёл послеосадный ремонт крепости, была сделана другая каменная стена (по археологическим данным, старые стены при ремонте увеличивали в толщину новой кладкой вдоль внешней стороны). После этого укрепления крепость стала способной выдержать осадную технику[2] и превратилась в одну из первых крепостей в государстве, предназначенных для использования порохового оружия и самими защитниками[6], но больше осад в её истории не было[2] (хотя в 1441 году псковичи, союзники Москвы, стояли три дня под Порховом, не пытаясь штурмовать крепость[6]). В конце XV — начале XVI века крепость утратила оборонное значение из-за перемещения границ[2] и в дальнейшем, по разным версиям, либо использовалась как детинец, либо была застроена осадными дворами[7].
В 1766 году Порховская воеводская канцелярия сообщала, что крепость обветшала, и предлагала её разобрать, чтобы никто не пострадал от падения камней. Смету на слом составить не смогли из-за отсутствия специалистов, и тогда новгородский губернатор Я. Сиверс приказал разломать стену в самых опасных местах[7], что спасло крепость от полного уничтожения. К концу 1770-х годов была разобрана часть главного входа и отбита часть зубцов[8].
Один из последних крупных ремонтов крепости прошёл в 1912 году[9].
До 1971 года (по другим данным, в 1962—1979 годах[8]) в крепости прошли консервационные работы[10]. Первый контракт на реставрацию оказался неудачным (за отведённый срок было выполнено 20 % запланированных работ, были претензии к их качеству). С октября 2020 года над реставрацией работает компания «Таласса», проект был оценен в 142 миллиона рублей. Реставрация должна была начаться с разборов завалов внутри крепости, укрепления существующих стен, восстановления кладки, восстановления деревянных шатров и настилов[9]. Следующий этап планируется завершить в марте 2025 года, на него выделено 49 миллионов рублей[11].
Одним из первых исследователей крепости считается В. А. Богусевич[8], далее крепость изучали П. А. Раппопорт и В. В. Косточкин. В изучении помогала как хорошая сохранность сооружения, так и графические материалы[12].
Расположение и внешний вид
[править | править код]Внутри крепости находятся: Никольская церковь, сад, Краеведческий музей, Музей истории Порховской почты, Памятный знак в честь открытия музейной почты, памятник-бюст Б. П. Калачёву — руководителю порховского подполья.
Крепость стоит на возвышенности на левом берегу реки. Вследствие изгиба Шелони южная и западная стороны крепости защищены водной преградой, с севера к ней подступает непроходимое летом болото, для защиты с востока ранее у крепости был ров, сейчас полузасыпанный и заросший[2].
Восточная сторона, самая уязвимая, защищена тремя башнями, защита северной стороны, более уязвимой зимой, также дополнительно укреплена небольшой башней. Со стороны неприступных стен башни не строились[13]. Два входа в крепость были расположены у башен по краям восточной стороны[13], они выполнены как «захабы» («рукава»). Эти захабы — древнейшие точно датированные сооружения своего рода[14].
Одной стороной южного рукава была стена крепости, а другой — специальная шедшая параллельно стена, то есть вход мог быть обстрелян защитниками с двух сторон[15], а также сверху, через отверстия в балочном перекрытии[16]. Южный вход и Псковская башня не сохранились[15] (башня разобрана в 1876 году[17]).
Захаб у Никольской, северо-восточной угловой башни, состоял из полукруглого помещения перед восточным фасадом башни, проезда в башне, перекрытого каменным сводом, и длинного коридора вдоль северной стены. На месте проёма между башней и коридором теперь сделаны ворота, каменная стена коридора и преддверие входа не сохранились. У Никольской башни изначально было четыре яруса — нижний проездной и три боевых; на 1971 год были видны следы деревянных перекрытий. В восточной и западной стенах были бойницы с прямоугольными амбразурами, некоторые из них позднее заложили. Боевых камер в этих амбразурах нет, они представляют собой расширяющуюся внутрь перекрытую сводом щель. В XVIII веке верх Никольской башни был разобран, на него была поставлена новая колокольня. Войти в башню можно было со стен, с юга и с запада на втором ярусе и с нижнего яруса[16]. На колокольне было семь колоколов без надписей, весом в 82 пудов 15 фунтов, 30 пудов 10 фунтов, 18 пудов 34 фунтов, 7 пудов 10 фунтов, 7 пудов, 3 пуда 35 фунтов и 8 фунтов[18].
Следы, позволяющие отличить кладку 1387 года от кладки 1430 года, можно обнаружить в бойницах башни[16] — виден шов. В новой кладке был сделан герс над входом[19].
Малая башня сохранилась в изначальном виде, так как не была надстроена в 1430 году. Ширина её главного фасада — 7 метров, толщина стен — 1,4 метра. Она прямоугольная в плане, выступает из плоскости стены. Входов в башню со стен нет, предположительно в неё можно было войти, воспользовавшись приставной лестницей. У Малой башни четыре боевых яруса по три узких щелевидных бойницы в каждом. Башня — самое древнее каменное сооружение Новгородской земли, единственный сохранившийся пример доогнестрельного крепостного сооружения. Вместе с ней хорошо сохранился участок стены на юг с остатками боевых зубцов, отсутствующих на других участках[19]. К отличиям от более поздних крепостных укреплений, помимо бескамерных бойниц, относится отсутствие подошвенных бойниц, отсутствие деления на верхнюю и нижнюю части горизонтальной тягой-валиком, прямая стена (не наклонная, не более тонкая кверху). На лицевом фасаде стены видны следы использовавшейся при строительстве технологии: во время строительства леса крепились на «пальцы», брёвна, располагавшиеся на равном расстоянии, после окончания строительства их обрезали, оставив в стене концы, от которых до сих пор остались квадратные углубления. Стена ниже, чем надстроенные участки остальной крепости, она плавно следует очертаниям береговой возвышенности[20].
У западной стены утолщение, сделанное в 1430 году, начинается от входной лестницы; до неё толщина стены — 1,8 м, за лестницей — 4,45 м[20].
У Средней башни, самой большой башни крепости, подковообразная форма, вогнута западная стена. Стены сложены из крупных блоков серого плитняка, у них сильный уклон кверху[20], амбразуры той же формы, что и в Малой башне, но крупнее. Войти в башню можно было со стены или из нижней части. Изначально в ней было три боевых яруса с перекрытием деревянными балками с отверстиями для подъёмников[21] и лестниц. Во втором ярусе пять бойниц, в остальных по четыре, они расположены в шахматном порядке. Во всех башнях бойницы расположены высоко, в Средней — в 4 метрах над землёй. Изначально стены имели 1,4 м в толщину, после прикладки — 4 метра[10].
Башни («костры») изначально завершались высокими деревянными шатрами; их сняли в 1701 году[10].
На стенах и башнях при строительстве были выложены плитняковыми камнями кресты, как в декоративных целях, так и в качестве символов веры защитников крепости[10].
В 1412 году в крепости построили церковь[5]. Она была перестроена в 1497 году после случившегося в крепости пожара, в 1766 году ветхое пятиглавое здание было сломано и в 1770 году на старом фундаменте построен за 7000 рублей новый крестово-купольный четырёхстолпный одноапсидный храм из известняковых плит, окна которого украшены наличниками с колонками по бокам. Руководил строительством полковник Воронов. До 1782 года (до постройки Троицкого собора) церковь называлась Соборной, после разрушения собора и до 1990 года церковь была кафедральным храмом. К постройке была написана икона святого Николая, которая хранится в Псковском музее-заповеднике. В 1961—1968 годах в церкви была реставрация, несколько десятилетий после неё здание было занято краеведческим музеем[18].
Примечания
[править | править код]- ↑ 1 2 3 4 Алешковский, 1971, с. 46.
- ↑ 1 2 3 4 5 Алешковский, 1971, с. 48.
- ↑ Кирпичников, 1984, с. 210.
- ↑ 1 2 3 Кирпичников, 1984, с. 215.
- ↑ 1 2 Алешковский, 1971, с. 47.
- ↑ 1 2 Кирпичников, 1984, с. 216.
- ↑ 1 2 Кирпичников, 1984, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Кирпичников, 1984, с. 218.
- ↑ 1 2 Строители-недоучки и попытка номер два: Как столичные рабочие меняют старинную крепость в Порхове (20 октября 2021). Дата обращения: 8 февраля 2024. Архивировано 7 декабря 2023 года.
- ↑ 1 2 3 4 Алешковский, 1971, с. 58.
- ↑ Ансамбль Порховской крепости отреставрируют до конца марта 2025 года (14 сентября 2022). Дата обращения: 8 февраля 2024. Архивировано 21 октября 2022 года.
- ↑ Кирпичников, 1984, с. 221.
- ↑ 1 2 Алешковский, 1971, с. 49.
- ↑ Кирпичников, 1984, с. 230.
- ↑ 1 2 Алешковский, 1971, с. 50.
- ↑ 1 2 3 Алешковский, 1971, с. 51.
- ↑ Кирпичников, 1984, с. 240.
- ↑ 1 2 Порхов. Церковь Николая Чудотворца. Дата обращения: 8 февраля 2024. Архивировано 15 июня 2023 года.
- ↑ 1 2 Алешковский, 1971, с. 53.
- ↑ 1 2 3 Алешковский, 1971, с. 56.
- ↑ Алешковский, 1971, с. 57.
Литература
[править | править код]- Панченко И. Я. Порхов. Л.: «Лениздат». 1979 г. (Серия «Города Псковской области»).
- Порхов и его уезд. Сборник дореволюционных публикаций. Сост.: Левин Н. Ф. Псков: ГП «Псковская областная типография». 2005 г.
- Алешковский М. Х. Каменные стражи. — Л.: Лениздат, 1971.
- Кирпичников А. Н., Рябинин Е. А. Исследования средневекового Порхова и его округи // Археологические открытия 1974 года. — М.: Наука, 1975. — С. 18—20.
- Кирпичников А. Н. Каменные крепости Новгородской земли. / Отв. ред. П. А. Раппопорт; ИА АН СССР, Ленинградское отделение. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1984. — 275 с.
- Попов С. Г., Румянцева З. Р. Исследования Порховской крепости в 2014 г. // Бюллетень Института истории материальной культуры Российской Академии наук: охранная археология. — СПб., 2017. — Вып. 6. — С. 103—126.
Ссылки
[править | править код]- Крепость Порхов на «Северных Крепостях» Архивная копия от 7 ноября 2011 на Wayback Machine