Иностранное радиовещание на территорию СССР

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Иностранное радиовещание на СССР («вражеские голоса», также западные радиоголоса) — перешедшее из обыденной речи в советские СМИ идеологическое клише, применявшееся к ряду радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би-би-си», «Радио Ватикана», «Голос Израиля», «Международное канадское радио», «Международное французское радио», «Шведское радио»), вещавших на языках народов СССР в коротковолновом и средневолновом диапазоне. На социалистические страны Восточной Европы вещала радиостанция «Свободная Европа», объединившаяся в 1976 c «Радио Свобода». Деятельность этих радиостанций стала одним из знаковых моментов времён холодной войны. С другой стороны, радиостанции некоторых социалистических стран — КНРРадио Пекина») и АлбанииРадио Тирана») — в своих передачах на русском языке занимались пропагандой политического курса руководства этих стран и критиковали политику КПСС и СССР как «ревизионистскую» и «антимарксистскую».

Иновещательная служба СССР — Московское радио — также вела вещание на иностранных языках на зарубежную аудиторию. Некоторые его трансляции также глушились за пределами СССР, например, передачи на испанском языке начала глушить военная хунта в Чили после государственного переворота в 1973 году (во главе переворота стоял генерал А. Пиночет).

История[править | править код]

Первым начал радиовещание на страны Запада Советский Союз. Если «Московское радио» (позднее — «Голос России») начало вещание на немецком и английском языках в октябре 1929 года, то Би-би-си, к примеру, стала регулярно выпускать передачи по-русски только с 26 марта 1946 года. Позднее появилась речовка «Есть обычай на Руси — ночью слушать „Би-би-си“». «Голос Америки» начал вещание на русском с 1947 года[1]. Итальянское радио и «Радио Ватикана» начали передачи на русском языке в 1948 году, а «Радио Канада» — в 1951 году.

В качестве «общественной», а в действительности официальной, советской реакции на начало вещания западных радиостанций на русском 10 апреля 1947 года в газете «Культура и жизнь» появилась статья Ильи Эренбурга «Фальшивый голос». Протестуя против пропаганды жвачки, Эренбург писал:

Если вы изобрели какие-то надувные жевательные резинки, отчего же вы вместо мирного пускания резиновых пузырей у себя дома распространяете их по всему миру?

Деятельность правительственной радиостанции США — «Голос Америки» — удостоилась особой чести быть увековеченной в художественной литературе: в 1949 году драматург Б. А. Лавренёв написал пьесу «Голос Америки», в которой «дезавуировалась подрывная деятельность американского империализма против советского государства». Эта пьеса обошла все театры страны. В 1950 году писателю была присуждена Сталинская премия.

С 1 марта 1953, незадолго до смерти Сталина (5 марта 1953 г.), начала вещание радиостанция «Освобождение от большевизма» (позднее — просто «Освобождение»), которая с мая 1959 стала называться «Радио Свобода».[1]

«Немецкая волна» существует с 3 мая 1953.[1]

Сеть зарубежного радиовещания в коротковолновом диапазоне, направленного на территорию СССР, постоянно расширялась, достигая в совокупности 50 часов в сутки. Вещание на СССР было организовано не только на русском языке, но и на других языках народов СССР. К примеру, «Голос Америки» передавал ежедневно 16,5 часа программ на русском, украинском, латышском, литовском, армянском и грузинском языках[2]. На зарубежное теле- и радиовещание по всему миру США тратили большие деньги: в 1988 году (конец "холодной войны") американское правительство выделило на эти цели 392 млн долларов, включая 169,6 млн на «Голос Америки», 172,5 млн — на радио «Свобода» и «Свободная Европа»[3].

Глушение[править | править код]

Передачи «Голоса Америки» с февраля 1948 года начали систематически глушить так называемыми «глушилками» (радиостанциями постановки помех) — мощными генераторами электронных шумов. На официальном языке это называлось «радиозащитой» («глушением», «радиоподавлением», «постановкой помех», «радиопротиводействием», «забивкой антисоветских радиопередач», «радиоэлектронной борьбой»). Было построено около 1400 специализированных станций общей мощностью 14 600 киловатт, которые позволяли заглушать до 40—60 % трансляций[2]. В 1960 году ЦК КПСС и Верховный совет СССР приняли постановления «О мерах активного противодействия враждебной радиопропаганде» и «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств». Заграничные пропагандистские агентства пытались прорвать радиозащиту, располагая передатчики ближе к границам СССР и увеличивая их мощность.

В периоды разрядки международной напряжённости глушение «вражеских голосов» могло ослабляться или прекращаться (это не касалось, однако, передач «Радио Свобода»). Так в сентябре 1959 года глушение «Голоса Америки» было ослаблено в ходе визита Никиты Хрущева в США, а в 1963 году — после призыва Кеннеди прекратить «холодную войну».

После ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году (см. «Пражская весна») глушение возобновилось в полной мере. Очередной перерыв в глушении «вражеских голосов» (кроме «Радио Свобода») произошёл в 1975 году в связи с проведением Хельсинкской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Глушение возобновилось 21 августа 1980 года в связи с обострением обстановки в Польше и резкой западной критикой ввода советских войск в Афганистан.

В первые годы «перестройки» глушение «вражеских голосов» продолжалось. В экспертном заключении по «делу КПСС» говорится, что постановлением ЦК КПСС от 25 сентября 1986 года было принято решение прекратить глушение передач одних зарубежных радиостанций («Голос Америки», «Би-Би-Си») и усилить глушение других («Свобода», «Немецкая волна»). 23 мая 1987 в Советском Союзе окончательно прекратили глушить радиопрограммы «Голоса Америки» и некоторых других западных радиостанций. Полностью глушение зарубежных радиостанций в СССР было прекращено в конце ноября 1988 года.[4]

Из-за особенностей распространения радиоволн глушение было эффективным только вблизи станций помех, то есть обычно на территории крупных городов и в ближайших окрестностях. В сельской местности помехи практически отсутствовали. Также, глушение обычно не проводилось на частотах, не принятых для радиовещания в СССР и отсутствовавших в советских радиоприёмниках (13.50 — 26.10 МГц). Однако, эти частоты присутствовали в приёмниках, поставляемых СССР на экспорт, которые ограниченными партиями могли встретиться в розничной продаже. Также, обычные бытовые приёмники, производимые СССР, например серия радиоприёмников «VEF» или «Океан», могли быть легко перенастроены («перетянуты») радиолюбителями на частоты, отсутствовавшие с завода.

После развала СССР, многие «вражеские голоса» прекратили свою деятельность, например, «Голос Америки» в 90-е годы перестал вещать на территорию СНГ.

Аудитория[править | править код]

Передачи зарубежных радиостанций рассматривались как альтернативный источник информации, представлявшей гораздо больший интерес, чем официальная советская пропаганда[5], несмотря на низкое качество сигнала из-за глушения.

«Вражескими голосами» увлекалась не только диссидентски настроенная часть интеллигенции и часть молодёжи, интересовавшаяся западной музыкой. Из радиопередач можно было почерпнуть также информацию «нейтрального» характера о политической жизни СССР, например оперативные данные о состоянии здоровья главы советского государства — генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и других членов Политбюро, что часто являлось причиной неожиданных изменений внутриполитического календаря страны. «Вражеские голоса» также более оперативно, более полно и объективно информировали советских слушателей о политической жизни Запада. Познавательными были также передачи из областей науки, культуры, искусства. Кроме того они сообщали информацию о крупных чрезвычайных происшествиях в СССР, будь то железнодорожные, авиационные, морские и прочие техногенные катастрофы. В советской прессе о подобных происшествиях традиционно умалчивалось.

По исследованиям, проводившимся в США, самой значительной была еженедельная аудитория радиослушателей «Голоса Америки» в СССР (в 1980-е годы достигала 30 млн человек), на втором месте шла «Русская служба Би-би-си» с вдвое меньшей аудиторией.

Приём вещания[править | править код]

Купить ВЭФ-202 не было проблемой…
…а его экспортный вариант VEF-206 с «западным» набором КВ диапазонов попадал к советским слушателям в основном из заграничных и валютных магазинов
Тем не менее, известны исключения (ВЭФ-12 выпуска 1967 года)

Для прослушивания были необходимы радиоприёмники, позволяющие слушать передачи на коротких волнах. Все советские приёмники от II класса и выше и многие III класса имели КВ диапазоны[6][7][8]. Они не были в дефиците, но, как правило, не имели более коротковолнового диапазона, чем 25-метровый (11,65…12,05 МГц). На волнах короче 25 м глушения почти не было, но и соответствующие радиоприёмники достать было труднее. В СССР с 50-х гг. радиоприёмники с диапазонами коротких волн 11, 13, 16 и 19 метров выпускались почти исключительно на экспорт (хотя и появлялись изредка в продаже[9][10]), а импортные были дороги и купить их можно было только в валютных или комиссионных магазинах. Радиоприёмники и магнитолы, завозимые в СССР официально (например, магнтолы «Sharp»), были выпущены специально для СССР, и имели только советские КВ и УКВ-диапазоны.[11] Кроме того, дальнее распространение радиоволн короче 20-25 метров нестабильно — приём заметно ухудшается ночью, особенно зимой, и намного сильнее зависит от солнечной активности, чем на более длинных волнах[12]. Впрочем, для радиомастера или опытного радиолюбителя не составляло большого труда перестроить приемник на другие диапазоны.

Согласно докладу заведующего отдела пропаганды ЦК КПСС по республикам Леонида Ильичёва, в июле 1960 года в СССР имелось порядка 20 миллионов приёмников, способных принимать зарубежное вещание.[1]

За период с 1955 по 1964 количество коротковолновых приёмников у населения Восточной Европы увеличилось втрое[13].

Связь со спецслужбами[править | править код]

Основной целью радиовещания в условиях «холодной войны» была пропаганда, которой спецслужбы противоборствующих сторон уделяли значительное внимание.

В книге Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР» утверждалось, что вещание «вражеских голосов» происходило под патронатом ЦРУ, приводились примеры связей «Радио Свобода» и «Свободная Европа» с ЦРУ.

О том же самом пишет Римантас Плейкис (министр связи Литвы в 1996—1998 г., член парламентского комитета национальной безопасности и обороны Литвы). В 1973 году «Радио Свобода» получила прямое финансирование из бюджета США, минуя ЦРУ. Также «Радио Свобода» и «Свободная Европа» были объединены. Соединительным звеном между Конгрессом, Госдепартаментом и новым объединённым радио «Радио Свобода» стал Совет Международного Радиовещания (Воard for International Broadcasting)[14].

В разоблачениях этих радиостанций сыграли свою роль агенты разведок социалистических стран, в том числе Ю. Марин, работавший с 1972 по 1974 г. под именем К. Неастрова на «Радио Свобода» и Олег Александрович Туманов, работавший в Мюнхене с 1966-го года, на последней должности - старшего редактора «Радио Свобода», эксфильтрированный в СССР в 1986-ом году после ухода на Запад генерала КГБ, Олега Калугина. Разоблачительные свидетельства о деятельности радио «Свободная Европа» были собраны её бывшими сотрудниками — агентами разведок Польши, Чехословакии, Болгарии.

Ограничения[править | править код]

При том, что деятельность вещательных агентств частично курировалась и направлялась спецслужбами, в своей работе они были существенно ими же ограничены. На примере радио «Свобода», «Голоса Америки», русской службы «Би-би-си» можно отметить целый ряд табу. В, частности, им было запрещено:[15]

  • Подстрекать или провоцировать свою аудиторию к бегству из стран проживания в западные страны;
  • Описывать бытовые факторы проживания сбежавших из соцстран на новом месте жительства и озвучивать информацию, которая может вызвать у аудитории потребительские настроения;
  • Озвучивать конкретные обстоятельства предоставления политического убежища ранее сбежавшим (поскольку убежище предоставлялось западными странами в абсолютном большинстве случаев, новости о его предоставлении в эфир не пускали, последней новостью на эту тему, озвученной в эфире могла быть информация о том, что «правительство страны рассматривает возможность предоставления убежища имярек», поэтому, кроме особых случаев, когда степень огласки нивелировала усилия мероприятий цензуры, из сообщений в прессе нельзя понять, было ли оно предоставлено тому или иному беглецу);
  • В ходе интервью со своими собеседниками из соцстран, среди которых легально получившие выездную визу составляли единичные случаи, а большинство были либо невозвращенцами, либо лицами, сбежавшими из соцстран, в эфире запрещалось оглашать конкретные пути и способы бегства, а равно сведения о побеге вообще. Допускались вопросы из разряда: «Когда Вы приехали сюда?», «Как Вам здесь живётся?», отсекались вопросы «Как Вы сюда попали?», — при этом ответы или собственные реплики собеседника, содержащие сведения об обстоятельствах побега, удалялись редакторами перед выпуском интервью в эфир.

Формальным обоснованием данного обстоятельства служило стремление поддержания существующего статус-кво в отношениях с СССР и странами советского блока. Фактически же, указанные мероприятия самоцензуры были направлены на ограничение потока беглецов из соцстран, поскольку радиостанции не отвечали за последствия своей пропаганды, а нагрузка на встречу прибывших, их содержание, питание, проживание и другие расходы, а также отвлечение людских ресурсов на работу с прибывшими, их адаптацию и обустройство на новом месте, ложились на государственный аппарат и прежде всего на те же самые спецслужбы, которым приходилось расходовать значительную часть своего бюджета на второстепенные и третьестепенные статьи расходов, которые не были предусмотрены их основным функциональным назначением, а заодно отвлекать большое число своих сотрудников для решения несвойственных им задач. Если от бегства высокопоставленных дипломатов и военных, учёных представителей закрытых отраслей науки, была большая польза и это направление работы представляло для спецслужб определённый интерес, то практическая ценность от бегства рядовых обывателей, неудовлетворённых своей жизнью, кои составляли большинство перебежчиков, была близкой к нулевой. Расчёт в вещании на иностранную аудиторию был построен на создании критической массы недовольных внутри самих соцстран и воспитании аудитории идейно настроенных на сотрудничество с западными структурами не меняя при этом места жительства, а не на приёме всех желающих оттуда сбежать. Попытки отдельных лиц инициировать снятие этого табу в законодательном порядке встречали стойкое сопротивление со стороны спецслужб и структур государственного аппарата[15][16].

«Вражеские голоса» в постсоветской России[править | править код]

Работа западных радиостанций, вещавших на СССР, продолжалось какое-то время и после распада СССР, но в связи с крахом социалистической системы и распадом СССР и, с другой стороны, в связи с установлением свободы слова в Восточной Европе, потребность в широкомасштабной пропагандистской деятельности через иностранное радиовещание резко уменьшилась, и финансирование радиостанций значительно сократилось. Кроме того, как показывают социологические исследования, население постсоветских стран проявляет гораздо меньший интерес к радио вообще и к иновещанию, в частности. На первое место в СМИ-предпочтениях аудитории вышло телевидение и Интернет, а среди радиостанций на первом месте находятся FM-радиостанции музыкального и развлекательного формата. Вместе с тем возникло международное спутниковое телевидение, а по мере перехода с аналогового спутникового телевидения на цифровое и международное спутниковое радиовещание, в начале 1990-х появились иноязычные спутниковые телеканалы (английский BBC World Service Television в 1991, немецкий DW TV в 1992 году, франко-итальянский Euronews в 1993 году), а в конце 2000-х началось на каналах youtube, в том числе и на русском языке (телевизионная версия Euronews была запущена ещё в 2001 году). Радио «Свобода» прекратило русскоязычное вещание на коротких волнах 26 июня 2016 года, русская служба «Голоса Америки» — 27 июля 2008 года, русская служба BBC — 26 марта 2011 года, русская служба «Немецкой волны» — 30 июня 2011 года, русская служба RFI — в 2015 году, RCI (CBC) — в июне 2012 года, иновещание RAI на иностранных языках было полностью прекращено ещё в 2007 году, спустя некоторое время русские службы BBC, Немецкой волны и Голоса Америки также прекратили аудиовещание через спутниковое телевидение и Интернет, оставив только версии сайта на русском языке, видеоканалы на Youtube (большая часть восточноевропейских служб международных вещателей была во второй половине 2010-х либо закрыта, либо оставлен только сайт на языке службы без аудиовещания), RFI ещё в 2000-х - начале 2010-х наоборот увеличила аудиовещание через интернет до псевдокруглостуточного (несколько оригинальных часовых радиоблоков в день и повторы их каждый час), русская служба RCI была вообще упразднена одновременно с уходом с коротких волн. Менее влиятельные вещатели Европы (Радио Прага, SRo6 Slovakia International, Радио «Болгария», Радио Швеция, Радио Финляндия) полностью ушли с коротких волн, оставив аудиовещание через интернет в виде одного радиоблока в день, Польское радио для заграницы, также покинув короткие волны, объединило все радиоблоки восточноевропейских служб в псевдокруглосуточную радиостанцию в интернете (несколько оригинальных получасовых радиоблоков в день и повторы).

Тем не менее, выражение «вражеские голоса», иногда всё ещё употребляется в прессе[17][18]. Новый руководитель Совета управляющих по телерадиовещанию США Уолтер Айзексон (бывший глава CNN и журнала Time) призывает выделить Совету ещё больше денег «Голосу Америки» и ряду других новостных организаций, чтобы противостоять усилиям публичной дипломатии «врагов» Америки, которыми, по его определению, являются Иран, Венесуэла, Россия и Китай: «Мы не можем позволить, чтобы наши враги общались с миром лучше нас, уже имеются Russia Today»[19]

На территорию Крыма и ДНР/ЛНР вещает украинское радио и телевидение, эти передачи можно принимать в ближайшей к Украине северной части полуострова. Также, Украина ведёт радиовещание, в основном политического направления, в диапазоне средних волн. Учитывая, что в России радиовещание в этом диапазоне свёрнуто, а у населения остался огромный парк радиоприёмников без FM-диапазона, принять на них сегодня, на русском языке, можно только иновещание, к которому теперь относятся и украинские радиостанции. При хорошем прохождении, украинское средневолновое вещание принимается даже в Сибири.

Иновещание на Россию в XXI веке[править | править код]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Елена Дунаева. Радиодиверсия провалилась. «Вражеские голоса» прекращают эфирное вещание и уходят в Сеть. Lenta.ru (21 июня 2011). Архивировано 17 февраля 2012 года.
  2. 1 2 Пыжиков, 2002.
  3. http://spbu.ru/disser2/277/disser/Disser_FedorovOD.pdf С. 108
  4. Плейкис, 2002.
  5. Елена Дунаева: Радиодиверсия провалилась — Lenta.ru
  6. Государственный стандарт на радиовещательные приемники (ГОСТ 5651-51)
  7. Радиоприемники и радиолы на лампах
  8. Радиоприемники и радиолы на полупроводниковых приборах
  9. «Сокол-307»
  10. Сетевой ламповый радиоприёмник второго класса «Янтарь»
  11. У В. Высоцкого: «Вон дантист-надомник Рудик, у него приемник „Грундиг“. Он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ»
  12. Бунин С. Г., Яйленко Л. П. Справочник радиолюбителя-коротковолновика. — Киев: Техника, 1984.
  13. BBC World Service: 80 years of international broadcasting
  14. Радиоцензура // agentura.ru
  15. 1 2 Voice of America and Liberty: Strange Policies.  (англ.) // Hearings on Federal Government’s Handling of Soviet and Communist Bloc Defectors before the United States Senate Permanent Subcommittee on Investigations, Washington, D.C., October 8, 1987. — P. 6 {406}.
  16. Bamford, James. Books of The Times; The Labyrinthine Morass of Spying in the Cold War.  (англ.) // New York Times. — July 4, 2003.
  17. Матвеева А. Общественная палата выступила против «вражеских голосов». Газеты и телеканалы проверят на предмет разжигания ксенофобии // RBC daily. — 17.04.2006.
  18. Кодачигов В., Москва «Альфа» заглушила вражеские голоса // КоммерсантЪ. — 16.07.2005. — № 130. Архивировано 11 января 2012 года.
  19. Josh Rogin. New BBG chief wants more money to combat “enemies” such as China and Russia (англ.). Foreign Policy (5 October 2010). Архивировано 3 июня 2012 года. — (перевод Иносми)

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]