Товарный дефицит

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Това́рный дефици́т (от лат. dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег[1].

Пустые полки магазина в Венесуэле, 2014 г.

Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Причины появления дефицита

[править | править код]

Дефицит товара — это симптом превышения спроса на этот товар над предложением[2]. Эпизоды товарного дефицита возможны и в плановой и в рыночной экономиках. Однако в рыночной экономике с плавающими ценами торговый дефицит считается неравновесным состоянием, которое быстро корректируется рынком путём роста цен, роста объёма производства и падения спроса на товар. С другой стороны, плановая экономика в сочетании с государственным регулированием цен лишена этого естественного рыночного корректирующего механизма, и поэтому в такой экономике возможны случаи долговременного (и даже перманентного) товарного дефицита.[источник не указан 1586 дней] Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман сказал: «Мы, экономисты, знаем не очень много, но мы знаем, как создать дефицит. Если вы хотите создать дефицит, например, помидоров, нужно просто принять закон, по которому розничные торговцы не могут продавать помидоры более чем за два цента за фунт. Мгновенно вы будете иметь дефицит помидоров. То же самое и с нефтью или газом»[3].

Оборотная сторона торгового дефицита в условиях плановой экономики — это появление товаров, на которые регулирующий орган устанавливает завышенные цены или завышенные квоты производства. Такие товары имеют тенденцию скапливаться на складах или на полках магазинов — затоваривание. Сосуществование дефицита и неликвидных товаров привело в СССР к появлению феномена «нагрузки», когда дефицитный товар разрешалось покупать только в комплекте с неликвидным.[источник не указан 1586 дней]

Мнения экономистов

[править | править код]

Существует мнение, что централизованное планирование невозможно в принципе, в частности, из-за огромного количества позиций, подлежащих планированию[4]. Как указывал в начале XX века итальянский экономист В. Парето[5]:

[при планировании] не математика помогала бы экономике, а экономика математике. Если бы действительно можно было знать все эти уравнения, то единственный доступный способ решить их — это наблюдать практическое решение, которое даёт рынок.

Впервые на проблемы экономического расчёта при социализме указал Л. фон Мизес — один из основателей Австрийской экономической школы. В работе, опубликованной в 1920 году, он писал[6]:

Возможность рационального расчёта в рыночной экономике основана на том, что известны цены в денежном выражении, позволяющие такой расчёт осуществлять.

Мизес подчёркивал, что для верного расчёта нужно знать не только цены на конечные продукты, но и на все промежуточные продукты и факторы производства. Он считал, что немыслим никакой другой механизм, кроме конкурентного рынка, способный учесть все возможные обстоятельства[6].

Нобелевский лауреат по экономике Фридрих Август Хайек считал, что отсутствие регулирующего воздействия рыночных цен неизбежно приведёт к диктату производителя[7]:

В социалистическом государстве производство не будет иметь вообще никакой определённой цели. […] Государство будет производить что-нибудь, а потребителям придётся брать то, что произведено.

Исследователь советской политической системы М. С. Восленский[8] указывал, что дефицит товаров народного потребления был закономерным явлением, связанным с недостаточным финансированием лёгкой промышленности (группа «Б»), из-за чрезмерных расходов на тяжёлую и военную промышленность (группа «А»)[9]:

Для экономики [социализма] характерен постоянный кризис недопроизводства [товаров народного потребления]. Он именно постоянный, а не периодический. […] Кризис недопроизводства стал повседневностью экономической жизни соцстран.

Примечания

[править | править код]
  1. Спиридонова Н. В. Теоретический анализ экономических систем: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2013. — С. 123. — 240 с. — ISBN 9785496000352.
  2. Краткий словарь экономиста. — М.: Инфра-М. Н. Л. Зайцев. 2007
  3. «Controls blamed for U.S. energy woes», Los Angeles Times, February 13, 1977, Milton Friedman press conference in Los Angeles.
  4. Q&A: Thomas Sowell, Hoover Institution, Senior Fellow. Дата обращения: 6 февраля 2013. Архивировано из оригинала 21 марта 2013 года.
  5. Pareto V. Manuel d’economie politique. — 2d ed. — 1927. — Р. 233—234. Цит. по: Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. — Челябинск: Социум, 2011. — С. 218.
  6. 1 2 Л. фон Мизес. Экономический расчёт при социализме. Напечатано по-русски в сб.: Мизес Л. Социализм. — М.: Catallaxy, 1994. Цит. по: Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. — Челябинск: Социум, 2011. — С. 172.
  7. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок — Челябинск: Социум, 2011. — С. 192.
  8. Автор широко известного труда «Номенклатура»
  9. Восленский М. Номенклатура. — Гл. 4.
  • «Каждый знает, за кем стоит» — д/ф, 1983 год, Польша, режиссёр Мария Змаж-Кочанович
  • «Что привезли? Жизнь в очередях Польской Народной Республики» — д/ф, 2010 год, режиссёр Конрад Старчевски