Антонов-Овсеенко, Владимир Александрович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая 78.85.203.205 (обсуждение) в 07:07, 9 августа 2010 (→‎Советское время). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Владимир Александрович Антонов-Овсеенко
укр. Володимир Олександрович Антонов-Овсієнко
Период жизни 21 марта 188311 февраля 1938
Прозвище «Штык» и «Ники́та»
Дата рождения 9 (21) марта 1883[1]
Место рождения Черниговская губерния, Чернигов
Дата смерти 10 февраля 1938(1938-02-10)[1] (54 года) или 8 февраля 1938(1938-02-08)[2] (54 года)
Место смерти Москва, Бутырская тюрьма
Принадлежность Российская империя РИ
 РСФСР
 СССР
Годы службы Российская империя 1904-1906
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика 1917-1922
Союз Советских Социалистических Республик 1922-1924
Звание Российская империя подпоручик
Часть Российская империя Колыванский 40-й пехотный полк (1904-1905)
Командовал Союз Советских Социалистических Республик ГлавПУР (1923-1924)
Сражения/войны
Награды и премии Орден Красного Знамени
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Влади́мир Алекса́ндрович Анто́нов-Овсе́енко (укр. Володимир Олександрович Антонов-Овсієнко; наст. фамилия: Овсе́енко, псевдонимы в партии Штык и Ники́та, литературный псевдоним А. Га́льский) (9 (21) марта 1883, Чернигов, Российская империя11 февраля 1938, по другой версии, 10 февраля 1939, Москва) — российский революционер, советский партийно-государственный и военный деятель, подпоручик (дезертировал из армии), публицист украинского происхождения.

Биография

Родился в семье поручика резервного пехотного полка в Чернигове, дослужившегося до чина капитана и умершего в 1902. В 1901 будущий глава военного ведомства окончил Воронежский кадетский корпус и поступил в Николаевское военное инженерное училище, однако отказался присягать «на верность царю и отечеству», объясняя это «органическим отвращением к военщине», и после ареста был выпущен. В 1902 ушёл из дома, некоторое время работал чернорабочим и извозчиком, после чего поступил в юнкерское училище в Петербурге, где присягу все-таки принял. Однако верность ей молодой офицер сохранять не стал: во время русско-японской войны Овсеенко дезертировал из своей части и занялся подрывной работой[3].

Революционная деятельность

Антонов-Овсеенко участвовал в левосоциалистическом крыле революционного движения с 1901, когда он вступил в социал-демократический студенческий кружок в Варшаве. Весной 1902 отправился в Санкт-Петербург, где работал сначала чернорабочим в Александровском порту, а затем кучером в «Обществе покровительства животным». В конце 1902 через болгарского революционера Бориса Спиридоновича Стомонякова, будущего заместителя наркома иностранных дел в Советской России, стал членом РСДРП и создал революционную организацию в пехотном Владимирском военном училище в Петербурге, где он был юнкером. В 1904 окончил Владимирское военное училище и был распределён в Колыванский 40-й пехотный полк, дислоцировавшемся в Варшаве, где основал Варшавский военный комитет РСДРП. В 1905 пытался организовать восстание. Был арестован, но вскоре освобождён. Дезертировал из армии, затем стал членом Петербургского комитета РСДРП. В 1906 пытался организовать восстание в Севастополе, за что был вновь арестован, затем приговорён к смертной казни, с заменой 20 годами каторги. Бежал в Финляндию, затем нелегально действовал в Петербурге. В 1910 эмигрировал во Францию, где примыкал к эмигрантам-меньшевикам, однако после начала Первой мировой войны (1914) выступил против империалистической войны и порвал с ними, став меньшевиком-интернационалистом. Февральская революция позволила Антонову-Овсеенко в июне 1917 вернуться в Россию и вступить во фракцию большевиков.

Штурм Зимнего дворца

В. А. Антонов-Овсеенко, 1917, фотография из музея политической истории России

Будучи членом Военной организации при ЦК РСДРП(б), был направлен в Гельсингфорс (Хельсинки) для ведения агитационной работы среди солдат Северного фронта и моряков Балтийского флота, параллельно редактируя газету «Волна». Один из наиболее активных участников Всероссийской конференции фронтовых и тыловых организаций РСДРП(б), проводившейся в июне 1917, Антонов-Овсеенко принял непосредственное участие в организации демонстраций против наступления Керенского, вылившихся в Июльский кризис. После Июльского кризиса арестован Временным правительством и заключён в петроградскую тюрьму «Кресты», где совместно с Фёдором Фёдоровичем Раскольниковым от имени арестованных большевиков составил письменный протест против необоснованного ареста. (В 1920-е годы этот эпизод жизни Антонова-Овсеенко в официальных советских источниках описывался так: «За участие в июльском восстании был арестован Временным правительством и вместе с Троцким заключен в „Кресты“.») После последовавшего освобождения под залог (4 сентября) Центробалт назначил Антонова-Овсеенко комиссаром при генерал-губернаторе Финляндии.

Делегат Всероссийского Демократического совещания и Второго съезда моряков Балтфлота (сентябрь-октябрь 1917), на котором огласил текст воззвания «К угнетённым всех стран». 30 сентября избран в состав Финляндского областного бюро РСДРП(б). Член Организационного комитета и Исполкома съезда Советов Северной области. Участвовал в работе конференции военных организаций РСДРП(б) Северного фронта 15 октября, от которого избран в Учредительное собрание. В своём докладе на заседании Петроградского Совета РСД 23 октября отметил, что гарнизон в целом выступает за установление власти Советов, красногвардейцы заняли оружейные заводы и склады и укрепили внешнее кольцо обороны Петрограда, парализовав действия штаба Петроградского военного округа.

Владимир Александрович Антонов-Овсеенко в качестве секретаря Петроградского Ревкома принимал активное участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде. Именно он возглавлял красногвардейцев, революционных солдат и матросов во время штурма Зимнего дворца, после чего арестовал Временное правительство. На проводившемся параллельно II Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 Антонова-Овсеенко избрали членом Комитета по военным и морским делам при Ленинском Совнаркоме.

Гражданская война

Как специалист в области военного дела (отслужил в 1904-05 в чине подпоручика в Польше) в декабре 1917 Владимир Александрович Антонов-Овсеенко принял командование над красными войсками на юге страны, воевавшими с казаками атамана Каледина и частями Украинской армии, поддерживающими Украинскую Центральную раду. Во главе южной группы войск Советской России Антонов-Овсеенко вступил в Харьков, где съезд Советов провозглашает советскую власть на Украине, после чего передал командование войсками, дислоцированными на Украине, левому эсеру Муравьёву, а сам возглавил борьбу против казачьих войск в качестве командующего советскими войсками Юга России (март-май 1918).

В числе прочего, по личному указанию Антонова-Овсеенко 1 апреля 1918 года в Таганроге был расстрелян отставной генерал Русской Императорской армии П. Ф. Ренненкампф.

После отхода немецких войск Антонов-Овсеенко, будучи с января по июнь 1919 командующим Украинским фронтом, а позже и наркомом военных дел УССР, принял активное участие в военных действиях против армии Украинской народной республики и восстановлении советской власти практически на всей территории Украины. Активно привлекался и к решению вопросов социально-экономического характера: так, когда владельцы харьковских предприятий отказались выплатить рабочим заработную плату, протестуя против введения 8-часового рабочего дня, Антонов-Овсеенко посадил 15 капиталистов в вагон поезда и потребовал миллиона наличными, угрожая в противном случае отправить их на работу в рудники.

Антонов-Овсеенко активно участвовал в подавлении Тамбовского восстания. В 19191920 он пытался бороться с народным недовольством на посту председателя исполкома Тамбовской губернии, а в 1921 — получил чрезвычайные полномочия председателя комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии и активно содействовал Михаилу Тухачевскому в подавлении Красной Армией антибольшевистского восстания крестьян в Тамбовской губернии, известного в советской историографии как «Антоновщина». Вместе с Тухачевским он разработал меры по истреблению непокорных крестьян: семьи восставших (вплоть до грудных детей) брались в заложники и отправлялись в концлагеря; за укрытие повстанцев или их близких расстреливался старший в укрывшей семье; согласно особому приказу расстреливался всякий, кто отказался назвать свое имя. Число жертв красных карателей в Тамбовской губернии огромно даже на фоне уже привычных для советской власти репрессий[4].

В 1920 году у него родился сын Антон - в будущем известный российский историк и публицист.

Советское время

В ходе Гражданской войны Антонов-Овсеенко стал опытным партийным функционером, и его навыки помогли ему стать в 19221924 начальником Политуправления РВС республики. Он активно выступал против усиления власти Сталина, считая его деспотом, стремящимся к личной диктатуре[источник не указан 5458 дней]. Поэтому Владимир Александрович поддержал Льва Троцкого, с которым у него наладились хорошие отношения, и примкнул (в 1923-27) к троцкистской «левой» оппозиции, в 1928 под давлением был вынужден порвать с ней. В это время он занимал должности полпреда в ряде восточноевропейских стран, включая Чехословакию1924), Литву1928) и Польшу1930). В 30-е годы ему на некоторое время было разрешено работать на разнообразных должностях, связанных с юриспруденцией, включая должности прокурора РСФСР (с 1934) и наркома юстиции РСФСР (с 1937). В должности прокурора РСФСР Овсеенко способствовал установлению практики вынесения приговоров «по пролетарской необходимости».

Во время Гражданской войны в Испании был генеральным консулом СССР в Барселоне (19361937): через этот город проходило большинство военных грузов из СССР для испанских коммунистических формирований. Оказал большую помощь республиканским войскам как военный советник. Сборник документов, условно названный «Дневником Антонова-Овсеенко», свидетельствует о том, что он пытался выступать в защиту оппозиционных сталинской линии анархо-синдикалистов и марксистов из ПОУМ, контролировавших антифашистское движение в Каталонии, за что был назван Хуаном Негрином «большим каталонцем, чем сами каталонцы». После возникшего конфликта с советским генеральным консулом Негрин даже собирался подать в отставку.

В конце 1937 Антонов-Овсеенко был отозван из Испании, после чего арестован НКВД в ходе кампании Большого террора в СССР 13 октября 1937. 8 февраля 1938 приговорён ВКВС СССР к расстрелу «за принадлежность к троцкистской террористической и шпионской организации». Расстрелян 11 февраля 1938 года в Бутырской тюрьме.

Реабилитирован посмертно в 1956 году.

Память

В честь В.А. Антонова-Овсеенко названа одна из крупнейших улиц в Самаре и Воронеже, а также - в Москве (Пресненская управа) и в Санкт-Петербурге (Невский район).

Адрес местожительства в Москве

1932-1937 : Новинский бул., д.25 кор.1 (Дом Наркомфина), кв. 49

Сочинения

  • Антонов-Овсеенко В. А. Под вымпелом Октября. — М.: 1923.
  • Антонов-Овсеенко В. А. В семнадцатом году. — М.: 1933.
  • Антонов-Овсеенко В. А. Записки о гражданской войне. — М.:, — Л.: 1933.

Библиография

  • Ракитин А. В. А. Антонов-Овсеенко. — Л.: Лениздат, 1989. — 351 с.

Также Антонов-Овсеенко упоминается как близкий друг Максима Исаева в произведении Юлиана Семёнова «Приказано выжить».

Примечания

  1. 1 2 Deutsche Nationalbibliothek Record #127423818 // Gemeinsame Normdatei (нем.) — 2012—2016.
  2. Library of Congress Authorities (англ.)Library of Congress.
  3. Черная книга имен, которым не место на карте России. / Сост. С.В. Волков.- М.: Посев, 2005, с. 11 ISBN 5-85824-155-7
  4. С.В. Волков. Черная книга имен, которым не место на карте России. М.: "Посев", 2005, с. 11-13 ISBN 5-85824-155-7

Ссылки