Дулебы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Дулёбы»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дулебы
Обрин (авар) в повозке, запряжённой дулебскими женщинами. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Обрин (авар) в повозке, запряжённой дулебскими женщинами. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Тип племя или несколько племён
Этноиерархия
Группа народов славяне
Общие данные
Язык позднепраславянский (предположительно)
Религия славянское язычество
Первые упоминания «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди, «Повесть временных лет»
Предки славяне
Потомки предположительно бужане (волыняне), древляне, поляне и часть дреговичей
Историческое расселение
Западная Волынь, Паннония и Южная Чехия
Государственность
— племенной союз или несколько союзов
— позднее включены в состав Руси

Дуле́бы (церк.-слав. дѹлѣби[1]) или дудлебы — славяне, проживавшие в VIX веках на территории Западной Волыни, Паннонии (южнославянские дулебы) и Южной Чехии (западнославянские дулебы).

В настоящее время среди учёных нет единого мнения, являются ли дулебы в этих трёх регионах единым племенем или тремя отдельными. Самое позднее упоминание дулебов относится к 907 году[1].

Дулебы и дудлебы

[править | править код]

Восточнославянская форма «дулебы» соответствует западнославянской форме «дудлебы» (южно / восточнославянский переход «-dl / tl-» в «-l-», например: мыдломыло, садлосало и др.)[2][3].

Происхождение названия

[править | править код]

Ян Длугош сообщал версию происхождения названия племени от имени князя Дулеба, чьё племя стало зваться дулебами[4]:

Были и другие польские князья, а именно Радим и Вятко, один из которых, а именно Радим, обосновался на реке Соже, другой, Вятко, — на реке Оке, дав свои имена землям и народам: от Радима прозвались радимичи (Radziniczanye), от Вятка — вятичи (Wyaticzanye). Те [славяне], которые сели на реке Буг, назвались дулебами (Dulyebyenye) — от князя их Дулеба, после они стали зваться волынянами, а ныне — лучанами[4].

Длугош в целом следовал «Повести временных лет», в которой, однако, нет имени Дулеб. Длугош продолжил эпонимический ряд, который начинался с Леха — эпонима лехитов. В латинском оригинале хронистом неоправданно была изменена и унифицирована морфологическая модель племенных названий: Radziniczanye, а не «радимичи», Wyaticzanye, а не «вятичи», Dulyebyenye, а не «дулебы»[4].

Существует большое число гипотез о происхождении этнонима *dudlěbi «дулебы»[5]:

  • В. Н. Татищев допускал возможность тождества имени дулебов с названием племени будинов или дудинов из работ Плиния[6];
  • одна из гипотез выводит его из германского *deud(a)-laibaz «народное наследство, имущество народа». Однако по мнению О. Н. Трубачёва, в таком случае, в славянский оно бы перешло как *tjudlebi «чулебы»;
  • Р. Нахтигал и Г. А. Хабургаев предполагали происхождение из германского *dudl-eiba «земля волынок, Волынь», причем Нахтигал считал, что этноним «волыняне» — славянская дословная калька германского названия дулебов[7][8];
  • О. Н. Трубачёв выводил его из германского *daud-laiba «выморочное имущество, наследство умершего» и считал, что он происходит из западногерманского ареала, а именно — из Тюрингии[5];
  • Ш. Ондруш[англ.] выводил его из славянского *dudl-eb «жители долин, низин» с корнем dudla «яма, углубление»[9];
  • В. Д. Королюк предлагал связь с топонимами на -leben в Саксонии и Тюрингии, в первом компоненте заключавшими имя владельца или предка. Королюк придерживался восточногерманской этимологии, что объясняло миграцию племенного названия дулебов, и относил возникновение этого названия к периоду до раннего Средневековья[10];
  • Г. Кунстманн[нем.] считал, что дулебы это древнегреческие долопы (Δόλοπες), жившие на Эпире[11];
  • В. В. Седов разделял западногерманскую этимологию этнонима, рассматривал его как один из праславянских и относил его появление к римскому времени, к ареалу пшеворской культуры[12];
  • Р. А. Агеева упоминает наличие версии о происхождении от антропонима типа Detlef[1][13];
  • С. В. Назин считает, что и древнеславянское *dudlébi «дулебы», и венгерское tôtok «славяне» восходят к тюркскому прозвищу *tatli oba «татское, покоренное оседлое племя», которым тюрки-обры называли местных славян[14][15].

Обсценное значение

[править | править код]

В ряде русских говоров (каширских, курских, орловских, рязанских, владимирских, калужских, воронежских) слово дулеб/дулеп имеет значение «неотёсанный, косой, дурак, глупый, болван, простофиля»[16].

Территория аварских поселений с VII по IX века
Местоположение средневековых чешских племён в границах современного государства Чехии

Ф. Ф. Вестберг, опираясь на «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди, «Повесть временных лет», ряд языковых свидетельств и список названий селений, собранный П. Шафариком, считал, что дулебы происходили из Богемии и Паннонии[17]. Д. Е. Алимов, также считает родиной дулебов была Паннония и Богемия, а на Волынь, по его мнению, они распространились лишь в IX веке, в период расширения Чешского княжества при Болеславе I Пржемысловиче[18]. С. В. Конча предполагает, что дулебы происходят из Среднего Подунавья, а на Волынь они бежали от аварского гнёта и именно от них самих в «Повесть временных лет» попало предание о том, как обры (авары) мучили дулебов[19]. А. С. Кибинь считает, что дулебы проживали на Дунае — на территории Аварского каганата, так как до составления «Повести временных лет» (начало XII века), память об обрах отражена исключительно в моравских и болгарских исторических памятниках конца IX века, а сказание об обрах в самой «Повести временных лет» подаётся в контексте истории дунайских славян[20]. С. В. Назин разделяет мнение, что изначально дулебы жили в Паннонии, а затем, или вследствие расширения аварского влияния или их собственного расселения они появились в Чехии, на Волыни и в Прикарпатье[15].

В. Д. Королюк, Б. А. Рыбаков и Л. В. Войтович предполагали, что прародиной дулебов является Волынь, а вторжение обров дало ход расселению дулебов на запад[10][21][22].

Междуречье Вислы и Одры

[править | править код]
Распространение этнонимов «хорваты» и «дулебы» в средние века

А. А. Горский считает, что этот славянский этноним имеет иноязычное происхождение, а значит можно уверенно утверждать, что все его носители имеют общее происхождение[23]. Основываясь на этом тезисе, В. В. Седов предполагал, что славянское племя дулебов уже в римские времена проживало рядом с западногерманскими племенами, в районе Висло-Одерского междуречья, в ареале пшеворской культуры. Позднее в результате широкого расселения славян раннее дулебское племенное образование распалось, и дулебы расселились на Волыни, в Чехии, на Среднем Дунае, между озером Балатоном и рекой Мурой (у Радгоны, то есть современного Радкерсбурга[24]), а также в верховьях Тисы[25], и в Хорватии (на Верхней Драве)[26][27][12]. Р. А. Агеева писала, что дулебы существовали уже в начале VII века, входили в состав известных по античным источникам склавенов и сложились рядом с западно-германскими народами, а позднее расселились на Волыни и в правобережной части Среднего Поднепровья[1].

С. Л. Николаев, принимающий тезис о волынском происхождении дулебов и отождествлении их племенного союза с лука-райковецкой культурой, считает, что существовал позднепраславянский дулебский диалект (дулебский праязык), от которого произошли древневолынский (VIII—XIII века), дреговичский (VIII—XIII века) и древляно-полянский (VIII—XIII века) племенные диалекты. По его мнению, дулебский (припятско-словенский) диалект противопоставлялся сопредельным днестровско-хорватскому, радимичскому и кривичскому диалектам. В то же время, отдельные черты диалекта припятских словен сближает его с диалектом ильменских словен[28][29][30].

Юго-западный диалект на карте чешских диалектов

В настоящее время, дудлебский говор[пол.] (чеш. úsek doudlebský, doudlebské nářečí, doudlebský dialekt) входит в состав юго-западного чешского диалекта.

Археология

[править | править код]

Волынь и Чехия

[править | править код]

Ряд исследователей отождествляют с дулебами часть памятников пражско-корчакской культуры, предшественницы луки-райковецкой культуры. В частности, В. В. Седов идентифицировал с дулебами памятники пражской культуры в восточной части её ареала[1][27]. В таком случае, примечательным кузнечным центром дулебов было Зимновское городище.

С. В. Назин считает, что с дулебами следует отождествлять с кестхельскую культуру, так как ареал кестехельских древностей совпадает с территорией, на которой, судя по топонимическим данным, обитали дулебы: между юго-западной частью озера Балатона и рекой Мурой[14].

Сведения о дулебах имеются в «Повести временных лет» начала XII века, которая упоминает их трижды. В VII веке дулебы подверглись аварскому нашествию:

Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женщинам дулебским: бывало когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех или пять женщин и везти обрина, и так мучили дулебов[31].

Дулебы (бужане и волыняне) на карте расселения славян и их соседей в конце VIII века

Ниже указано, что дулебы жили на терриории будущих волынян:

И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Бугу и по Днепру и возле Дуная. Было их множество: сидели по Бугу и по Днепру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая скифь»[31].

В 907 году участвовали в походе Олега на Царьград вместе с другими племенами. Поход закончился заключением выгодного мирного договора.

Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь»[31].

Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X века о племени «дулаба» (араб. دولابة‎) с царем «Вандж-Слава» (араб. وانج صلاف‎). Ряд исследователей видит в этих словах, соответственно, племя дулебов и князя Вацлава (907—935).

Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Вандж-Слава.

Генетические связи

[править | править код]

Дулебская группа

[править | править код]

На восточнославянской территории, ранее предположительно населённой дулебами, «Повесть временных лет» упоминает бужан (волынян), древлян, полян и отчасти дреговичей. Р. А. Агеева предполагает распад дулебов на отдельные этнографические группы к IX веку[1]. В. В. Седов объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в так называемую «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян и возникла VII—IX веках в результате распада праславянского племенного формирования дулебов[32][12]. Аналогичной точки зрения придерживались И. П. Русанова[33], Г. Н. Матюшин[34], В. В. Богуславский и Е. И. Куксина[35]. Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

С. В. Назин допускает, что название племени далеминцев (с X века — гломачей) может восходить к названию племени дулебов. По его мнению, в начале слова произошёл переход дл- в гл- (*dl / *tlgl, kl; то есть на среднесловацко-нижнелужицкий лад), а в конце корня произошло смешение звуков «б» и «м» (как в паре мусульманинбасурман), то есть цепочка изменения слова выглядела так: дулебдулебиндулебинецдалеминецдломачгломач[15].

Дулебский топоформант

[править | править код]

А. Г. Манаков относит к дулебам (волынянам, древлянам, полянам) и дреговичам топоформант -ичи. Он считает, что предшественником этого форманта был -ице (-ица/-ицы)[36].

Топонимы с корнем «дулеб»

[править | править код]

Топонимы и гидронимы с корнями «дулеб», «дулеп», «дудлеб» распространены от Поднепровья через Волынь к Паннонии и Чехии, но определить время и контекст происхождения этих названий крайне трудно[15][13][16][37]:

  • Dulieb — местность в районе Верхней Дравы, упоминаемая в тирольских актах в 1060 году;
  • Duliba — долина в дивосельском Велебите;
  • Duliba — гора в Боснии;
  • Du(d)lieb — местность в Каринтии;
  • Дулебска — поселение у Врбовца в Хорватии;
  • Дулебка — река в Каринтии;
  • Дулеба — река, приток Ольсы;
  • Дулебы — село, которое находится на вышеназванной реке Дулебе;
  • Доудлебы — город в Южной Чехии, упоминаемый Козьмой Пражским среди земель князя Славника;
  • Дудлеба — река в Чехии.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 5 6 Агеева Р. А. Страны и народы : происхождение названий / Отв. ред. Э. М. Мурзаев; АН СССР. М. : Наука, 1990. С. 34.
  2. Этногенез славян по данным топонимии : (историко-географическое исследование) / А. Г. Манаков ; Псковский гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова, Псковский ин-т гос. упр. — фил. негос. образовательного учреждения «Санкт-Петербургский ин-т упр. и права», Псковское отд-ние Русского географического о-ва. — Псков : Логос, 2007. 254 с. : ил., табл.; 20 см; ISBN 978-5-93066-053-1
  3. Славянские древности : часть историческая / соч. П. И. Шафарика; пер. с чеш. [и предисл.] О. Бодянского. Изд. 2-е, испр. М. : Унив. тип., 1847. — 20 см. Т. 2, Кн. 1: Т. 2. Кн. 1. — 1847. — VI, 454 с.
  4. 1 2 3 Ян Длугош, 2004.
  5. 1 2 Трубачев О. Н. Ранние славянские этнонимы — свидетели миграции славян // Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 52—53.
  6. Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Ладомир, 1994—1996. Т. 1. С. 411, 425; Т. 4. С. 94, 392.
  7. Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.
  8. Nahtigal R. Dudleipa (Dudlěba): Dudlěbi — Dulěbi // Slavistična revija. 1951. № 4 (1-2). S. 95—99.
  9. Šimon Ondruš, Studia Academica Slovaca, 3, Bratislava, 1974, 246—247.
  10. 1 2 Королюк В. Д. Дулебы и анты, авары и готы // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 53—59.
  11. Kunstmann H. Die Slawen. Dir Name, ihre Wanderung nach Europe und die Anfänge der russischen Geschichte in historisch-onomastischer Sicht. Stuttgart, 1996. 267 s.
  12. 1 2 3 Седов В. В. Происхождение славян и местонахождение их прародины. Расселение славян в V—VII вв. // Очерки истории культуры славян Архивная копия от 19 ноября 2021 на Wayback Machine. М.: Индрик, 1996. С. 65—66.
  13. 1 2 Кибинь А. С. От Ятвязи до Литвы: Русское пограничье с ятвягами и литвой в X—XIII вв. 2-е издание. М.: Квадрига, 2014. 274 с.
  14. 1 2 Назин С. В. Начальная история славян в этнонимическом и этногеографическом аспектах: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. — М., 2003. — 263 с. Архивировано 26 июля 2021 года.
  15. 1 2 3 4 Назин С. В. Происхождение славян: реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций. — М.: Грифон, 2017. — 279 с. — ISBN 978-5-98862-328-1.
  16. 1 2 Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 5. С. 147—148.
  17. Вестберг Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. Февраль. С. 394—397.
  18. Алимов Д. Е. «Пражская империя» и лендзяне: размышления о появлении славянской идентичности в Восточной Европе // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2018. — № 2 (24). Архивировано 5 августа 2021 года.
  19. Конча С. В. «Дулiбський союз» мiж мiфом i дiйснiстю // Вicник Кïвського нацiонального унiверситету iм. Т. Шевченка. Украïнознавство. 2005. № 9. С. 23—29.
  20. Кибинь Алексей Сергеевич. Дулебы и обры (авары) Повести временных лет // Петербургский исторический журнал. — 2017. — № 3 (15). — doi:10.24411/2311-603X-2017-00010. Архивировано 4 августа 2021 года.
  21. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М.: Наука, 1982. 598 с.
  22. Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье во второй половине І тыс. н. э. Начальные этапы формирования государственности // Rossica antiqua: Исследования и материалы. 2006. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. С. 6-39.
  23. Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004. 392 с.
  24. Нидерле Л. Славянские древности. М.: Новый Акрополь, 2010.
  25. Вернадский Г. В., Древняя Русь. Тверь—М.: Леан, Аграф, 1996. ISBN 5-85929-014-4.
  26. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Наука, 1979. 158 с.
  27. 1 2 Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М.: Языки русской культуры, 1999. 312 с.
  28. Николаев С. Л., Тер-Аванесова А. В., Толстая М. Н. Вокализм полесских говоров в праславянской перспективе. М., 2013.
  29. Николаев С. Л. Полесско-восточнорусские фонетические изоглоссы позднепраславянского происхождения Архивная копия от 29 сентября 2017 на Wayback Machine // Діалекти в синхронії та діахронії: загальнослов’янський контекст. Тези доповідей міжнародної конференції. Iн-т укр. мови НАН України. Київ: КММ, 2014. С. 365—370.
  30. Николаев С. Л., Абраменко О. А., Тер-Аванесова А. В., Толстая М. Н. Системы соотношения gen. и dat.-loc. a-основ в восточно­сла­вянских языках: сравнительно-исторический аспект // Исследования по славянской диалектологии. [Вып.] 16: Грамматика славянских диалектов. Механизмы эволюции. Утраты и инновации. Историко-типологические явления. М., 2013.
  31. 1 2 3 4 5 6 Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI—XII века. (Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). Электронная версия издания Архивная копия от 5 августа 2021 на Wayback Machine, публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  32. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — (Studia Historica). — ISBN 5-94457-065-2.
  33. Русанова И. П. Славянские древности VI—VII вв. — Москва: Наука, 1976.
  34. Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М.: Просвещение, 1996. — ISBN 5-09-004958-0.
  35. Богуславский В. В., Куксина Е. И. Славянская энциклопедия. — Олма-Пресс, 2004. — ISBN 5-224-02249-5.
  36. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: этнокультурная география Запада России и стран Балтии. Псков: ПГПИ, 2004. 296 с.
  37. Войтович Л. В. Восточное Прикарпатье во второй половине I тыс. н. э. Начальные этапы формирования государственности Архивная копия от 17 августа 2021 на Wayback Machine // Русин. 2010. № 3.

Литература

[править | править код]