Цензура в Белоруссии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Цензура в Республике Беларусь — контроль государственных органов Республики Беларусь за содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, которые власть полагает вредными или нежелательными.

Свободу слова в Белоруссии гарантирует Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты, регулирующие деятельность средств массовой информации. Согласно ст. 33 Конституции, «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются»[1].

Однако, по мнению белорусских и зарубежных критиков президента Александра Лукашенко, его приход к власти в 1994 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ[2][3][4][5]. Основные источники информации для населения — телевизионные каналы Беларусь 1, ОНТ и СТВ находятся под контролем государства, которое, по мнению тех же оппозиционеров и многих зарубежных наблюдателей, проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом. В частности, на государственных телеканалах и радиостанциях не предоставляется слово представителям белорусской оппозиции.

В 2011 году наличие цензуры стало одним из оснований для официального разрыва отношений со страной со стороны Deutsche Bank и Royal Bank of Scotland[6].

В ответ на протесты в Белоруссии (2020–2021) весной 2021 года были приняты поправки в законы о СМИ, массовых мероприятиях, противодействии экстремизму, органах внутренних дел, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс[7]. По мнению экспертов, пакет нормативных актов, с осуждением которого выступил Комитет защиты журналистов, ещё сильнее ущемляет свободу слова и право на распространение информации[7]. По словам Андрея Бастунца, председателя Белорусской ассоциации журналистов, поправки были введены, чтобы узаконить репрессивные практики по отношению ко СМИ, что стали массово применяться с 2020 года при игнорировании норм конституции и международных договоров[7]. Многие формулировки в законах, по мнению экспертов, намеренно размытые, чтобы можно было практически любую непонравившуюся публикацию квалифицировать как правонарушение, например нанесение вреда национальным интересам[7]. При этом, что такое «национальный интерес», определяют чиновники, отождествляя понятие с интересами сохранения режима Лукашенко  (белор.)[7]. В частности, де-факто введён запрет на стримы с несанкционированных акций (при том что получить санкцию на них оппонентам режима немыслимо)[7]. За любую критику властей автор публикации рискует попасть под уголовное преследование по статье о дискредитации Республики Беларусь и получить до четырёх лет лишения свободы[7]. С 2020 года массовыми стали блокировки общественно-политических сайтов, что значительно ударило по их посещаемости и доходам от рекламы[7].

Цензура СМИ[править | править код]

1990-е[править | править код]

В конце 1994 года депутат Верховного Совета Сергей Антончик представил доклад, в котором говорилось о коррупции в окружении президента. Доклад так и не был опубликован, поскольку был запрещен к печати в самый последний момент, и в результате газеты вышли с «белыми пятнами»[8].

1 сентября 1996 года белорусское правительство закрыло «Радио 101.2». Аргументация была следующей: «С целью исключения помех в приёмных каналах ЦС РТС „Алтай“ эксплуатацию передатчика на частоте 101,2 МГц с использованием АФС на опоре по адресу: ул. Коммунистическая, 6 прекратить с 1 сентября 1996 г. Нач. БелГИЭ В. А. Никонов». При этом радиостанции типа «Алтай» работают в диапазоне 300—344 МГц. Впоследствии частота 101,2 МГц была передана пропрезидентской молодёжной организации БРСМ и никаких технических проблем работа на данной частоте не создавала[9].

В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запретил газету «Свабода»[10].

В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя». Главной причиной закрытия президент ЗАО «БДГ» Пётр Марцев назвал невозможность более обеспечить безопасность и нормальные условия работы для журналистов газеты[11].

12 ноября 2001 года хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня  (белор.)»[12].

2000-е[править | править код]

В 2002 году была закрыта газета «Наша Свабода  (белор.)».

24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича  (белор.) к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко  (польск.) — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).

В августе 2002 года было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О деятельности, связанной с проведением исследований и опубликованием результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам и выборам». В соответствии с этим документом была создана комиссия по опросам общественного мнения, которая проводит аккредитацию юридических лиц, претендующих на проведение опросов и публикацию результатов, относящихся к «республиканским референдумам, выборам президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране». Ограничения, по словам депутата Палаты Представителей Игоря Котлярова, касаются не самих опросов как таковых, а публикации результатов. По мнению оппозиционных комментаторов, это связано с существенным расхождением публикуемых результатов исследований и официальными данными, оглашаемыми властями по результатам выборов и референдумов[13].

В мае 2003 года Министерство информации приостановило на три месяца выход «Белорусской деловой газеты» и «БДГ. Для служебного пользования»[14].

19 июня 2003 года первый заместитель министра информации С.Ничипорович подписал приказ о приостановлении выхода «Предпринимательской газеты» на три месяца[15].

В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День»[16].

24 сентября 2004 года еженедельник «Рэгіянальная газета», издающийся в Молодечно, вынужден был приостанавливать свой выход вследствие приказа министра информации Владимира Русакевича[17]. Газета неоднократно подвергалась давлению властей и позже.

25 февраля 2009 года суд Московского района города Бреста признал экстремистским № 7—8 журнала «ARCHE Пачатак». В связи с этим международная организация «Репортёры без границ», отметив, что административное и судебное преследование журнала «ARCHE» началось с момента его создания в 1997 году, заявила, что «данный случай является плохим предзнаменованием для прогресса в области свободы прессы, на который мы надеялись»[18].

В Белоруссии регулярно цензурируются программы российских телеканалов. В частности, из юмористических передач цензоры вырезают шутки о Лукашенко. Например, в июне 2009 года был вырезан сюжет из программы «Прожекторперисхилтон», а в начале 2010-го — из программы «Большая разница»[19][20]. Претензии к цензуре российских телеканалов в Белоруссии высказывал директор редакции иностранного вещания канала «ТВ Центр» Владимир Какашвили[21].

4 июля 2010 года белорусские телезрители не смогли увидеть на телеканале «НТВ-Беларусь» критический фильм об Александре Лукашенко «Крёстный батька», поскольку в Белоруссии он был «вырезан» из трансляции. Директор дирекции телеканала «НТВ-Беларусь» Сергей Булацкий отказался отвечать на вопрос о причинах[22]. Цензура данного фильма не ограничилась телевидением. Номер еженедельной газеты «Наша нива», в котором на первой полосе был опубликован материал под названием «Крестный батька капитулировал» (белор. Хросны бацька капітуляваў), посвящённый ситуации с Таможенным союзом Белоруссии и России, фильмом и реакции белорусских властей на этот фильм[23], не поступил в розничную продажу. При этом он был выпущен обычным тиражом, пришёл подписчикам и поступил в газетную экспедицию. Все попытки редакции выяснить, куда пропала газета после экспедирования, результата не дали[24]. В городе Кричеве сотрудники милиции конфисковали тираж газеты «Свободный город» (белор. Вольны горад), в котором также содержалась информация о фильме[25].

По состоянию на июль 2010 года в Белоруссии официально издаются и распространяются независимая газета «Витебский курьер», оппозиционные газеты «Наша Нива» и «Народная Воля».

12 января 2011 года было закрыто «Авторадио» по причине несоблюдения творческой концепции и распространения в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности. Основанием для таких выводов стали официальные предвыборные ролики кандидатов в президенты Некляева и Санникова, звучавших на этом радио[26].

2 марта 2011 года в сети Интернет появился список белорусских и зарубежных деятелей культуры и искусства, которых якобы запрещено упоминать и публиковать в белорусских СМИ. Опубликовавший список крупнейший белорусский интернет-портал TUT.BY пишет, что имеет подтверждение ряда СМИ о существовании такого списка, полученного ими в качестве негласного распоряжения[27]. Министр информации Олег Пролесковский назвал список «гнусной фальшивкой»[28]. Но одновременно с тем в стране под всяческими предлогами стали отменяться выступления музыкальных коллективов, включенных в этот список.

С 1 января 2012 года крупнейший государственный оператор кабельного телевидения МТИС прекратил вещание телеканала «Euronews» — последнего не подвергшегося цензуре — без объяснения причин[29][30]. Однако в сетях других кабельных операторов данный телеканал продолжал транслироваться[31].[32][33] Помимо этого был отключен российский телеканал «ТНТ» на всей территории РБ. С 1 июня 2012 года ОАО МТИС возобновило трансляцию «Euronews». Причиной отключения были объявлены разногласия с правообладателями этого новостного телеканала на территории Белоруссии относительно стоимости ретрансляции «Euronews» в кабельных сетях Минска[34].[35].

20 декабря 2014 года были заблокированы доменные имена независимого информационного агентства БелаПАН и сайта naviny.by[36]. В тот же день был заблокирован сайт Onliner.by, пятый по популярности в Белоруссии (см. ниже).

Спецдокладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в Белоруссии Миклош Харасти считает, что за 20 лет в Белоруссии сложилась устойчивая и эффективная система подавления свободы слова, а «независимость средств массовой информации в Беларуси невозможна»[37].

В декабре 2017 года Министерство информации Республики Беларусь заблокировало портал «Белорусский партизан» за публикацию «запрещенной информации».[38] В результате «Белорусский партизан» возобновил работу, изменив домен * .org на * .by.[39]

24 января 2018 года был заблокирован оппозиционный сайт «Хартия’97» согласно решению Министерства информации.[40]

2020—2022 годы[править | править код]

8 августа 2020 года (за день до президентских выборов) по решению Министерства информации был заблокирован сайт afn.by (Агентство финансовых новостей), специализировавшийся на экономических новостях и аналитике[41].

Началом массовых репрессий против белорусских СМИ можно считать сам день выборов — 9 августа. На протяжении трех дней интернет в стране был фактически отключен, читатели не могли получить доступ вообще ни к каким (в том числе государственным) ресурсам. Однако даже после восстановления доступа белорусы не смогли зайти на сайты десятков СМИ. При этом официальной информации об ограничении доступа не было почти две недели[42].

Лишь 21 августа стало известно о решении Министерства информации заблокировать 72 сайта (по другим данным — 73)[43] независимых интернет-ресурсов, в том числе к сайтам СМИ и новостным сайтам (российское информагентство «Регнум», «Радыё Свабода», «Белсат», «by.tribuna.com  (белор.)», «Еврорадио», «Виртуальный Брест», «Про Гомель», «Витебский курьер», могилёвский «Машека» и др.)[44][45][46]. Основаниями для блокировки были названы использование сайтов для координации деятельности по организации массового неповиновения представителям власти и распространение информации, способной нанести вред национальным интересам Республики Беларусь[47].

28 августа 2020 года на основании решения Министерства информации на территории страны заблокирован доступ к информационным ресурсам naviny.by и NN.by (газета «Наша Ніва»), широко освещавшим акции массового протеста[47].

В августе 2020 года ряд независимых газет («КП в Беларуси  (белор.)», «Народная воля», «Свободные новости плюс», «БелГазета») столкнулся с невозможностью печатать или распространять тираж номеров, посвящённых реакции общества на проведение президентских выборов[48]. «Белпочта» и «Белсоюзпечать  (белор.)» отказались распространять издания[49]. Вскоре белорусские типографии и вовсе отказались печатать «Народную волю», «Комсомолку», «СН+»[50][51]. После «Народная воля» печаталась некоторое время в Москве, но московская типография разорвала договор с редакцией, и бумажный выпуск газеты прекратился. 13 ноября 2020 года весь тираж «Народной Воли» (печатался в России) был изъят из редакции неизвестными людьми, не предъявившими документов (предположительно силовики)[52].

С ноября 2020 года на полгода прекратился выпуск «Газеты Слонімской» в связи с изъятием оргтехники и заведением уголовного дела на владельца издания[53][54]. С 2021 года Брестская областная типография отказалась печать «Брестскую газету»[50] (государство владеет или контролирует типографиями, имеющими лицензию на печать газет[55]). Брестская городская прокуратура также вынесла предупреждения двум журналистам «Брестской газеты» за распространение недостоверной информации, не пояснив основания для предупреждения и запретив фотографировать его текст, в том числе журналистку Наталью Пармон не ознакомили с текстом официального предупреждения[55]. У нескольких сотрудников брестского интернет-издания «Першы Рэгіён» изымали технику в рамках расследования уголовного дела за оскорбление Александра Лукашенко[55]. Один из журналистов заявил, что во время допроса он сдал свой телефон в камеру хранения РОВД, а после допроса его переписка в Viber была просмотрена и частично удалена[55]. Всего в 2020 году под разными предлогами было отказано в печати четырём газетам («Свободные новости плюс», «БелГазета», «Газета Слонімская» и «Народная воля»)[55]. На «Народную Волю» и «Свободные новости плюс» подала в суд Белпочта[56].

По состоянию на январь 2021 года ввиду отказа белорусских типографий печатать негосударственные издания, а Белпочты и Белсоюзпечати  (белор.) распространять их, не печатаются «БелГазета», «Народная воля», «Свободные новости плюс» и «Брестская газета»[57][58]. «КП в Беларуси  (белор.)» печатается в России и продаётся только через отдельные магазины, но её тираж с августа 2020 года упал на порядок: со 150 до 39 тысяч экземпляров. С февраля 2021 года «Белсоюзпечать  (белор.)» приняла решение отказать в распространении и «Новаму Часу»[57][58].

С 12 апреля 2021 года по решению Министерства информации Республики Беларусь запрещён к показу канал «Euronews»[59].

В марте 2021 года в одностороннем порядке «Белсоюзпечать  (белор.)» прекратила распространение журналов «Нашай Нівы»: «Наша гісторыя  (белор.)», «Асцярожна: дзеці!  (белор.)» и «Дуду», — «Белкніга  (белор.)», дочерняя сеть магазинов Министерства информации Республики Беларусь, также отказалась их продавать, в апреле то же сделала «Академкнига», которая принадлежит Национальной академии наук Беларуси, также стало известно, что «Белпочта» расторгает договор с их издателем с июля 2021 года[60].

Из-за интервью со Светланой Тихановской от 14 апреля 2021 года негосударственный еженедельник «Intex-press» получил предупреждения Барановичской межрайонной прокуратуры и Министерства информации за «распространение информации, распространение которой запрещено», а главный редактор Владимир Янукевич был дважды оштрафован (за электронную и печатную версию интервью, которое признали экстремистским)[61][62][63]. После публикации распространять газету отказались «Белпочта», частные торговые сети («Белмаркет», «Марцін», «Доброном» и др.), «Белсоюзпечать  (белор.)», а с 9 мая 2021 года Белорусский дом печати отказался и печатать газету[61][64][65].

Попытка возобновить выпуск «Газеты Слонимской» в мае-июне 2021 года не удалась, так как типографии в Бресте, Пинске и Гродно отказались печатать негосударственные газеты[66].

28 октября 2021 года в стране заблокировали Deutsche Welle, телеканал «Настоящее время» и издание «Настоящее время»[67]. Спустя несколько дней МИД ФРГ обратился к властям Белоруссии с требованием объяснить блокировку сайта DW, а гендиректор издания Петер Лимбург назвал все озвученные ранее претензии «смехотворными»[68].

9 марта 2022 года информационная продукция немецкого издания Deutsche Welle, в том числе телеграм-канал и чат «DW Беларусь» и логотип «DW», в Белоруссии теперь причислена к экстремистским материалам. Такое решение принял суд Центрального района Минска по представлению ГУБОПиК МВД[69].

Репрессии против журналистов[править | править код]

16 сентября 2002 года суд в Минске приговорил редактора газеты «Рабочий» Виктора Ивашкевича к двум годам ограничения свободы по обвинению в клевете на президента.

20 октября 2004 года в Минске была убита журналистка оппозиционной газеты «Салідарнасць  (укр.)» Вероника Черкасова[70].

18 января 2008 года журналист, экс-редактор газеты «Згода» Александр Сдвижков, перепечатавший в феврале 2006 года карикатуры на пророка Мухаммеда из датской газеты Jyllands-Posten (англ.), был приговорён к трём годам колонии за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий[71]. Однако уже 22 февраля 2008 года Верховный суд Республики Беларусь изменил наказание Александру Сдвижкову с трёх лет колонии на три месяца ареста. В результате журналист был освобождён.[72]

В августе 2009 года Иван Роман, корреспондент польского «Радио Рация», получил официальное предупреждение КГБ «о недопустимости незаконных действий» и уголовной ответственности по статье 369-1 УК РБ «Дискредитация Республики Беларусь». Суть претензий состояла в том, что Роман написал, что на гродненском заводе Неман происходят задержки с выплатой зарплаты. Сам факт сотрудники КГБ не отрицали, однако потребовали, чтобы Роман писал, что «несмотря на кризис, зарплаты выплачиваются».[73]

Во время несанкционированного митинга в Минске в день выборов президента 19 декабря 2010 года ряд журналистов был избит и арестован. Против некоторых из них возбуждены уголовные дела. Член Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Александр Отрощенков осуждён на 4 года лишения свободы в колонии усиленного режима[74][75]. Шесть членов БАЖ признаны узниками совести: Наталья Радина, Ирина Халип, Дмитрий Бондаренко  (польск.), Павел Северинец, Сергей Возняк, Александр Федута[76].

19 декабря 2011 года на несанкционированной акции оппозиции сотрудниками милиции в штатском был задержан журналист негосударственной газеты «Новы Час» Никита Бровка.[77] Несмотря на то, что в суде главный редактор издания Алексей Король письменно подтвердил тот факт, что Никита Бровка выполнял задание редакции, журналиста на следующий день осудили на 10 суток ареста.[78] После выхода на свободу Никиту Бровку отчислили с факультета белорусской и русской филологии Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) им. Максима Танка, где он учился на 2 курсе.[79]

Государство, сохраняя монополию на электронные СМИ, а также на системы распространения и печати, ограничивает не только белорусские независимые издания, но и работу корреспондентов иностранных медиа. Заявления на аккредитацию иностранных СМИ МИДом произвольно отклоняются. В результате многие иностранные журналисты вынуждены работать нелегально[80][81].

2020—2021 годы

Внешние изображения
Пострадавшая во время протестов журналистка Наталья Лубневская. Видны бейджи с аккредитацией у двух журналистов и журналистский жилет на Лубневской
Фотожурналист в специальном ярком жилете

Во время и после президентских выборов 2020 года положение независимой журналистики серьёзно осложнилось в результате освещения массовых протестов. По заявлению Белорусской ассоциации журналистов, на улице Кальварийской вечером 10 августа внутренние войска целенаправленно стреляли по журналистам независимых изданий (tut.by и «Наша Ніва»), одетым с яркие жилеты с надписью «Пресса» и имевших бейджи-удостоверения[82]. Независимые журналисты задерживались 10–11 августа Минске, Бресте и Бобруйске[83][84]. Ночью с 10 на 11 августа при неизвестных обстоятельствах исчез главный редактор издания «Наша Ніва» Егор Мартинович (был в журналистском жилете и имел удостоверение): он успел отправить SOS-СМС жене (условный знак о задержании). К 13:30 11 августа информация о его состоянии и местоположении отсутствовала[85][84]. После его исчезновения сайт издания перестал обновляться, а вскоре доступ к нему исчез. Вечером 11 августа во время новых протестов сообщалось о многочисленных случаях изъятия различными государственными формированиями карт памяти фотоаппаратов и видеокамер у журналистов, принуждения к удалению ими сделанных снимков и порчи им фото- и видеоаппаратуры. Журналистов onliner.by задержали в Минске, разбили их камеру, но вскоре отпустили[86][87].

27 августа несколько десятков журналистов собрались на площади Свободы в Минске для освещения готовившейся мирной акции протеста. В самом начале акции около 50 журналистов было задержано: их принудили сесть в милицейские автобусы и увезли в Октябрьское РУВД. В течение нескольких часов у журналистов проверяли документы и содержимое мобильных телефонов. 4 журналиста, отказавшиеся предоставлять доступ к своим мобильным телефонам, были привлечены к административной ответственности за участие в несанкционированном массовом мероприятии. Шведского фотожурналиста Пола Хансена[en] депортировали из страны с запретом въезда на 5 лет[88]. Также была выслана съёмочная группа немецкого телеканала ARD; сообщалось о массовом лишении аккредитации иностранных журналистов (BBC, Радио Свобода, Reuters, Associated Press, Deutsche Welle, RFI)[89][90]. Белорусская ассоциация журналистов потребовала возбудить уголовное дело по статье 198 УК РБ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»[91].

По данным Белорусской ассоциации журналистов, по состоянию на утро 29 августа 2020 года власти 249 раз за 2020 год нарушали права журналистов и препятствовали выполнению ими своей работы[92].

Вечером 13 сентября фотокорреспондентов Владимира Гридина и Александра Васюковича арестовали в минском кафе после воскресной акции протеста, на которой они присутствовали как журналисты. 16 сентября их осудили на 11 суток ареста за участие в несанкционированном массовом мероприятии. В знак протеста многие белорусские интернет-издания 17 сентября заменили иллюстрации на главных страницах сайтов заглушками с информацией об их аресте[93][94][95].

Белорусская ассоциация журналистов собрала 540 случаев, нарушающих, по её мнению, права журналистов, за 2020 год. Всего за год произошло 480 задержаний журналистов в связи с профессиональной деятельностью, десятки ранений и травм, включая по меньшей мере два ранения резиновыми пулями и одно осколочное ранение[96].

По состоянию на 16 января 2021 года, по данным Белорусской ассоциации журналистов, 8 человек содержатся в следственных изоляторах в Минске и Жодино в связи с осуществлением журналистской деятельности[96]. Ряд журналистов числятся подозреваемыми по уголовным делам[96].

18 февраля 2021 года журналистки базирующегося в Польше телеканала «Белсат» Екатерина Андреева и Дарья Чульцова, арестованные 15 ноября 2020 года во время стрима брутального разгона силовиками «Площади Перемен», где до этого был избит Роман Бондаренко, были приговорены судом Фрунзенского района города Минска к 2 годам колонии общего режима[97][98].

2 марта 2021 года суд Московского района города Минска приговорил журналистку TUT.BY Екатерину Борисевич, арестованную 19 ноября 2020 года за освещение обстоятельств смерти активиста Романа Бондаренко, к 6 месяцам колонии, а также штрафу в 100 базовых величин[99].

По уголовному делу за вмешательство в деятельность милиции 12 марта 2021 года был арестован Денис Ивашин, журналист «Новага Часу», что был автором цикла статей «Каго ці што абараняе „Беркут“ у Беларусі» (с белор. — «Кого или что защищает Беркут в Беларуси») и за день до задержания давал интервью каналу «Настоящее время», в котором сообщил о результатах своего журналистского расследования[100].

1 октября 2021 года был задержан (предположительно в Москве) белорусский журналист «Комсомольской правды» Геннадий Можейко; ему было предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь[101].

По данным Белорусской ассоциации журналистов, на 29 декабря 2021 года в Республике Беларусь в неволе находились 32 представителя СМИ[102].

19 января 2022 года суд в Минске присудил два года колонии общего режима по ч.1 ст.342 УК РБ («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них») находящемуся под стражей с начала июня 2021 года политическому заключённому[103], журналисту, блогеру и футболисту Александру Ивулину[104][105][106].

3 марта 2022 года суд Советского района Минска приговорил к 1 году и 6 месяцам колонии общего режима журналиста Олега Груздиловича, который сотрудничал с Белорусской службой «Радио Свобода». Его признали виновным по статье 342 УК РБ («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»). Свою вину журналист не признал. Дело завели после того, как Груздилович лишился аккредитации МИД как журналист Белорусской службы «Радио Свобода» и освещал в 2020 году один из протестных маршей как внештатный корреспондент газеты «Народная воля»[107][108][109][110].

15 марта 2022 года белорусский суд присудил политзаключённым[111][112] сотрудникам интернет-издания «Наша Нiва» главному редактору Егору Мартиновичу и начальнику отдела рекламы и маркетинга Андрею Скурко 2,5 года колонии. Их признали виновными в «причинении имущественного ущерба без признаков хищения, совершенного группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере»[113][114].

Цензура фильмов и литературы[править | править код]

В июле 2009 года в Минске было объявлено о создании контролирующего органа, который будет подвергать тщательной проверке все кинематографические и литературные произведения, поступающие в страну.[115] Без государственной регистрации фильма в Белоруссии невозможно организовать легальный кинопоказ, даже бесплатный[116]. На апрель 2010 года в списке запрещенных к распространению в Белоруссии насчитывалось 107 фильмов. Культуролог и кинокритик Максим Жбанков отмечает, что в современных условиях, когда фильмы распространяются через интернет, запрет теряет смысл, а иногда это дает даже обратный эффект, привлекая интерес к запрещённому[117].

Власть осуществляет давление на членов Союза белорусских писателей[118][119] и цензурирует программы образования с целью недопущения неприемлемых авторов и произведений[120]. Оппозиционные СМИ утверждают также, что существует негласный список деятелей культуры, произведения которых запрещены к исполнению в Белоруссии по политическим мотивам  (белор.), власти отрицают наличие такого списка[121][122]. Оппозиционный сайт Хартия’97 утверждает, что Республика Беларусь является единственной страной в Европе, «где сохраняется политическая цензура в сфере культуры»[116].

В ноябре 2015 года по приказу Министерства информации был уничтожен весь тираж (1000 экземпляров) книги политолога Виталия Силицкого «Долгая дорога от тирании: посткоммунистический авторитаризм и борьба за демократию в Сербии и Беларуси»[123].

В марте 2020 года книга Екатерины Андреевой и Ильи Ильяша «Белорусский Донбасс» была признана экстремистской судом Октябрьского района Минска[124]. Также под запрет попала книга Змитера Лукашука 2020 года «белор. Беларуская нацыянальная ідэя» (с белор. — «Белорусская национальная идея»), составленная на базе интервью журналиста Европейского радио для Беларуси[125].

Цензура в Интернете[править | править код]

9 сентября 2001 года во время проведения очередных президентских выборов в Белоруссии на внешнем интернет-шлюзе РУП «Белтелеком» впервые были заблокированы десятки белорусских общественно-политических интернет-ресурсов, освещавших ход выборов. В первую очередь, речь идет о сайте charter97.org[126].

В мае 2006 года сотруднику организации Институт «Открытое общество» было предъявлено обвинение в незаконной установке VoIP-шлюза сервиса Skype и причинении тем самым вреда национальному оператору связи РУП «Белтелеком» на 100 000 $, поскольку белорусские законы запрещают все звонки по сети, за исключением тех, что проходят через государственного оператора[127].

Начиная с августа 2007 года в белорусских школах началось внедрение специальных технологий по очистке сетевого контента от «нежелательной информации»[128].

Закон «О средствах массовой информации», который вступил в силу 8 февраля 2009 года, наделил правительство правом регулировать деятельность интернет-СМИ[129].

В сентябре 2009 года председатель белорусского Общественного совета по нравственности Николай Чергинец заявил о необходимости слежки за Интернетом для предотвращения пропаганды насилия и распространения детской порнографии[130][131].

14 декабря 2009 года белорусские СМИ опубликовали проект указа «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет». Многие комментаторы сочли данный проект средством усиления цензуры в белорусском сегменте сети. В январе 2010 года Министерство юстиции запретило общественной организации «Таварыства беларускай мовы імя Скарыны» провести мероприятие по публичному обсуждению этого проекта указа[132].

В январе 2010 года Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ  (белор.) получил новые полномочия, позволяющие ему контролировать каналы связи (в том числе и интернет-трафик) для выполнения оперативно-розыскной деятельности[133][134].

1 февраля 2010 года Александр Лукашенко подписал указ № 60, регламентирующий доступ к Интернету, согласно которому интернет-провайдеры обязаны идентифицировать абонентские устройства пользователей, а владельцы интернет-кафе и компьютерных клубов должны будут осуществлять идентификацию посетителей. Также указ регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг[135][136].

29 апреля 2010 года Совет Министров РБ издал постановление № 644 о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещённых на территории Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 1 мая 2010 года. В соответствии с постановлением создан Государственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов. К числу ресурсов, требующих регистрации в реестре, относятся центры обработки данных, каналы связи и интернет-сайты. Регистрации подлежат ресурсы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам[137].

4 июня 2010 года «Агентство финансовых новостей» опубликовало проект совместного постановления Оперативно-аналитического центра и Министерства связи «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещённой к распространению в соответствии с законодательными актами»[138].

5 июля 2010 года перестал быть доступен сайт независимой газеты «Витебский курьер», расположенный на хостинге Витебского филиала Белтелекома. Эксперты заговорили о том, что это результат действия нового указа белорусского президента о зачистке Интернета. Учредители издания были того же мнения[139].

19 декабря 2010 года, в день президентских выборов, был заблокирован доступ на оппозиционные интернет-ресурсы «Хартия'97» и «Белорусский партизан»; по мнению редактора сайта charter97.org, доступ был заблокирован РУП «Белтелеком»[140]. Также был заблокирован протокол защищенных соединений к зарубежным ресурсам, что привело к невозможности работы с сайтами, использующими этот протокол (в частности, не работала почта Gmail)[141].

С 11 апреля 2011 года для государственных и образовательных учреждений заблокирован доступ к оппозиционным ресурсам «Белорусский партизан» и «Хартия’97».

В опубликованном 18 апреля 2011 года докладе правозащитной организации «Фридом хаус» Белоруссия попала в список стран с «несвободным» доступом к интернету и заняла 29-е место среди 37 попавших в доклад стран[142].

В мае 2011 года в список запрещённых сайтов был включён prokopovi.ch, на котором в условиях острого валютного кризиса публиковались курсы валют и предложения об обмене[143][144], а в июне — известный блог Евгения Липковича в Живом журнале ЖЖ-авторlipkovich. По словам представителей генпрокуратуры, причиной запрета доступа к блогу стало «распространение информации деструктивного характера и надругательство над государственными символами»[145][146].

8 ноября 2011 года Совет Республики Национального собрания одобрил поправки в законы об административных правонарушениях, которые, в частности, устанавливают ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за использование в своей коммерческой деятельности зарубежных интернет-ресурсов и ресурсов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также за предоставление интернет-пользователям доступа к информации, запрещенной государственным законодательством[147]. Независимые обозреватели считают, что в случае окончательного утверждения поправок будет нанесён значительный ущерб развитию Интернета в стране[148].

После того, как в августе 2012 г. на сайте Change.org появилась петиция с требованием освободить Антона Суряпина и Сергея Башаримова, арестованных в связи с акцией, известной как «Плюшевый десант», доступ к этому сайту в Белоруссии был закрыт.[149]

С 1 декабря 2018 законодательно запрещены анонимные комментарии и обсуждения. Каждый желающий высказаться обязан подтвердить свою личность с помощью мобильного телефона.

В день президентских выборов 2020 года по всей республике начались проблемы с доступом в Интернет; в первую очередь — к мессенджерам и социальным сетям. Власти обвинили в нефункциональном состоянии Интернета DDoS-атаки из-за рубежа, но независимые технические специалисты считают более вероятным применение государством, обладающим монополией на внешние каналы связи, технологии DPI (Deep packet inspection) и/или намеренного шейпинга[150]. Пользователи начали массово обходить де-факто существующую блокировку с использованием сервисов VPN[151]. Проблемы сохранялись 10 и 11 августа, периодически исчезал доступ к внешним ресурсам, в то время как часть белорусских сайтов открывалась[152]. В сентябре американская компания Sandvine  (англ.) признала, что для блокировки доступа использовалось её программное оборудование, модифицированное сторонним кодом. Оборудование было установлено в Национальном центре обмена трафиком[153].

21 августа 2020 заблокирован доступ к 73 ресурсам (сайты правозащитных организаций, СМИ, прокси-сервисы, почта ProtonMail, один из сайтов Psiphon)[154].

18 мая 2021 года был заблокирован «TUT.BY» и ряд его дочерних сайтов, в том числе зеркала и E-mail сервис[155]. Вместе с рейдом на офис компании не менее 18 сотрудников были арестованы в рамках заведённого уголовного дела по неуплате порталом налогов[156][157].

Российский спортивный сайт «Sports.ru» заблокирован с мая 2021 года[158].

Преследование Википедистов[править | править код]

Редактору Википедии Марку Бернштейну было предъявлено обвинение по статье 342.1 УК Республики Беларусь («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»)[159]. 29 марта решением ряда правозащитных организаций Белоруссии он был признан политическим заключённым[160].

В апреле 2022 г. суд Московского района Бреста приговорил редактора Википедии из Бреста Павла Перникова к 2 годам колонии по обвинению в дискредитации Беларуси (статья 369-1 УК).

Рейтинги свободы прессы и СМИ[править | править код]

Freedom of the Press[править | править код]

Freedom of the Press (англ.) — исследование свободы прессы, которое публикуется организацией «Freedom House».

1 мая 2009 года международная правозащитная организация «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»).[161]

29 апреля 2010 года «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 189/190 место (наряду с Узбекистаном) из 196 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались Куба, Эритрея, Ливия, Мьянма, Туркмения и Северная Корея[162].

1 мая 2012 года в обновлённом докладе о состоянии свободы прессы «Freedom House» поместила Республику Беларусь на 193 место из 197 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались только Эритрея, Узбекистан, Туркмения и Северная Корея[163].

В 2014 Беларусь получила 93 балла и получила 194 место в списке из 199 государств. Составители рейтинга отметили, что хуже, чем в Белоруссии, со свободой слова дела обстоят в Крыму, Эритрее, Туркмении, Узбекистане и Северной Корее.[164]

Worldwide Press Freedom Index[править | править код]

Worldwide Press Freedom Index (англ.) — Всемирный индекс свободы прессы, публикуется организацией «Репортёры без границ».

Репортёры без границ в своих ежегодных отчётах по уровню свободы прессы с 2002 года помещают Белоруссию на позиции в заключительной части сводной таблицы:

Год Положение
Белоруссии
в списке
Изменения Всего
государств
в списке
2002 год 124[165] 139
2003 год 151[166] 27 166
2004 год 144[167] 7 167
2005 год 152[168] 8 167
2006 год 151[169] 1 168
2007 год 151[170] 169
2008 год 154[171] 3 173
2009 год 151[172] 3 175
2010 год 154[173] 3 178
2011 год 168[174] 14 179
2014 год 157[175] 11 180
2015 157[176] 180
2016 157[177] 180
2017 153[178] 4 180
2018 155[179] 2 180
2019 153[180] 2 180
2020 153[181] 0 180
2020 158[182] 5 180

В рейтинге 2011 Белоруссия заняла 168 место из 179 стран — наихудшее за всю историю данного рейтинга. Чуть выше находятся Азербайджан, Шри Ланка, Сомали, Лаос, Египет, Куба (162—167), ниже — всего 11 государств (Мьянма, Судан, Йемен, Вьетнам, Бахрейн, Китай, Иран, Сирия, Туркменистан, КНДР и Эритрея). Все соседи Белоруссии получили более высокий рейтинг — Польша (24 место), Литва (30-31 места), Латвия (50-51 места), Украина (116 место) и Россия (142 место)[174].

Главной причиной ухудшения рейтинга в 2011 году, по мнению организации, стал разгон протестов после переизбрания Александра Лукашенко[183]. В итоговом отчёте «Репортёров без границ» указывается на влияние на итоговый результат ареста более чем ста журналистов и независимых блогеров и увеличения давления на независимые СМИ, а также попытка Лукашенко сделать из СМИ козлов отпущения в свете начавшегося финансового кризиса[183].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
  2. «Индекс цензуры» номинировал сайт charter97.org на премию «Свобода слова» (недоступная ссылка)
  3. Беларусь по трем статьям
  4. Алесь Бяляцкі: Для СМІ ў Беларусі створаны ненармальныя ўмовы працы
  5. Беларусь лидирует в рейтинге «врагов Интернета»
  6. Deutsche Bank официально отказался от сотрудничества с Белоруссией по политическим причинам. Газета.Ru. Дата обращения: 27 октября 2011.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Александр Класковский. Независимые СМИ в Беларуси, похоже, решено выжечь огнеметом (недоступная ссылка). naviny.by (6 мая 2021). Дата обращения: 11 мая 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  8. Владимир Мартьянов, Сергей Олехнович. Беларусь. Совершеннолетие. Год 1994-й.
  9. МОНИТОРИНГ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ: ИЮЛЬ - СЕНТЯБРЬ'96 (недоступная ссылка). Фонд защиты гласности. Архивировано 28 сентября 2007 года.
  10. Календарь событий в прессе в XXI веке
  11. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июня 2007. Архивировано 12 октября 2007 года.
  12. http://pahonia.promedia.by/str/chronika.htm
  13. Предвзятость социологии и правда жизни (недоступная ссылка). «Наше мнение». Дата обращения: 1 июля 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  14. ЗАКРЫТА «БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА», 29.05.2003
  15. Закрыта «Предпринимательская газета» :: Хартия’97 :: Новости :: 24/06/2003
  16. Закрытая газэта «День» 05.08.2003
  17. Правозащитники о приостановке выхода еженедельника «Рэгіянальная газета» (белор.)
  18. «Репортеры без границ» осудили признание номера журнала «ARCHE» экстремистским
  19. «ПрожекторПерисХилтон» попал под обрезание из-за обидчивого президента. «Прожектёры» комментируют (ВИДЕО)
  20. Белоруссия снова «обрезала» российскую телепередачу: там пародийный Лукашенко клянчил денег у «братского народа» (ВИДЕО)
  21. Российские телеканалы недовольны цензурой в Беларуси
  22. Почему белорусы не увидели «Крестного батьку»?
  23. Хросны бацька капітуляваў
  24. «Наша Ніва» з інфармацыяй пра «Хроснага бацьку»: тыраж знік
  25. За «Хроснага бацьку» арыштавалі наклад крычаўскай газэты «Вольны горад»
  26. закрыли за предвыборные ролики Некляева и Санникова (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 декабря 2019. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  27. В Беларусь возвращаются «черные списки»? (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 13 марта 2012 года.
  28. В Минске называют «бессовестной провокаций» информацию о «черном списке» деятелей культуры | Новости на interfax.by
  29. В сети МТИС прекращена трансляция канала «Евроньюс». Naviny.by (1 января 2012). Дата обращения: 1 января 2012.
  30. В Минске отключают Euronews. Euroradio (31 декабря 2011). Дата обращения: 1 января 2012. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  31. Кабельное ТВ. Пакеты и каналы. СООО «Космос ТВ». Дата обращения: 22 апреля 2012.
  32. Экономный пакет каналов (недоступная ссылка). ООО «Аксиома-сервис». Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано 6 марта 2016 года.
  33. Стандартный пакет каналов (недоступная ссылка). ООО «Аксиома-сервис». Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  34. Канал «Евроньюс» возобновляет с 1 июня вещание в кабельных сетях оператора МТИС. БелТА (30 мая 2012). Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  35. Дмитрий Власов. В кабельных сетях оператора МТИС возобновилось вещание телеканала Euronews. БелаПАН (1 июня 2012). Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  36. Заблокированы доменные имена информационного агентства БелаПАН и интернет-газеты Naviny.by (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2014. Архивировано 17 марта 2016 года.
  37. Миклош Харасти обеспокоен атакой властей Беларуси на последний оплот свободы слова — интернет. eurobelarus.info (28 октября 2015). Дата обращения: 3 ноября 2015.
  38. Мінінфарм заблакаваў «Беларускі партызан» за публікацыю «забароненай інфармацыі» (белор.)
  39. «Беларускі партызан» аднавіў працу, зарэгістраваўшыся ў зоне *.by (белор.)
  40. В Беларуси заблокировали оппозиционный сайт «Хартия-97» 24 января 2018
  41. Мининформ распорядился заблокировать новостной сайт afn.by
  42. «Неправильно освещаем события в Беларуси». Хроника (очень длинная) давления властей на независимые СМИ
  43. В Беларуси ограничили доступ к ряду сайтов. Вот список (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 16 мая 2021 года.
  44. Приказ Министерства информации Республики Беларусь от 21 августа 2020 года № 256 «Об ограничении доступа»
  45. В Беларуси заблокирован ряд сайтов. В том числе и СМИ
  46. Среди заблокированных — мегапопулярный спортивный сайт By.tribuna.com
  47. 1 2 В Беларуси ограничили доступ к сайтам naviny.by и NN.by (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 30 августа 2020 года.
  48. PDF-версии газет, у которых проблемы с печатью и распространением
  49. Петрович, Алесь Обыск у издателя: как власти Беларуси давят на независимую прессу в регионах (недоступная ссылка). Deutsche Welle (30 ноября 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 2 декабря 2020 года.
  50. 1 2 Друкарня разарвала дамову з «Брэсцкай газетай» (белор.) (недоступная ссылка). Наша Ніва (30 ноября 2020). Дата обращения: 1 декабря 2020. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  51. ВС Рэжым Лукашэнкі працягвае знішчаць незалежны перыядычны друк (белор.) (недоступная ссылка). Польское радио (30 ноября 2020). Дата обращения: 4 декабря 2020. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  52. Силовики изымают тираж «Народной воли» в редакции
  53. Друкарня адмаўляецца друкаваць незалежную "Брэсцкую газету" (белор.) (недоступная ссылка). Европейское радио для Беларуси (30 ноября 2020). Дата обращения: 1 декабря 2020. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  54. Типография отказывается печатать независимую "Брестскую газету" (недоступная ссылка). Европейское радио для Беларуси (30 ноября 2020). Дата обращения: 1 декабря 2020. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  55. 1 2 3 4 5 Петрович, Алесь Закрытие газет и вызовы в прокуратуру: будни независимых СМИ в регионах Беларуси (недоступная ссылка). Deutsche Welle (7 января 2021). Дата обращения: 20 января 2021. Архивировано 19 января 2021 года.
  56. «Сколько можно?» Как выживают негосударственные газеты (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  57. 1 2 Печатную версию «Брестской газеты» постигла участь «Народной воли», «БелГазеты», «Свободных новостей Плюс» (недоступная ссылка). mediaiq.by. Брестская газета (19 января 2021). Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 19 января 2021 года.
  58. 1 2 «Все типографии отказались печатать». «Брестская газета» приостанавливает выпуск бумажной версии (недоступная ссылка). TUT.BY (19 января 2021). Дата обращения: 19 января 2021. Архивировано 19 января 2021 года.
  59. Мінінфарм забараніў тэлеканал «Еўраньюс». Замест яго запускаюць расійскую «Победу» (белор.) (недоступная ссылка). Наша Ніва (12 апреля 2021). Дата обращения: 12 апреля 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  60. «Акадэмкніга» адмовілася прадаваць часопіс пра беларускую гісторыю (белор.) (недоступная ссылка). Новы Час (14 апреля 2021). Дата обращения: 23 апреля 2021. Архивировано 23 апреля 2021 года.
  61. 1 2 Мінінфарм вынес папярэджанне газеце Intex-press за інтэрв'ю з Ціханоўскай, а «Белсаюздрук» адмовіўся яе прадаваць (белор.) (недоступная ссылка). Наша Ніва (5 мая 2021). Дата обращения: 5 мая 2021. Архивировано 5 мая 2021 года.
  62. Интервью Светланы Тихановской изданию Intex‑Press признали экстремистским материалом (недоступная ссылка). Медиазона (29 апреля 2021). Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  63. «Это же не обычное дело»: как в Бресте главного редактора «Интекс-пресс» за интервью с Тихановской опять судили (недоступная ссылка). Брестская газета (5 мая 2021). Дата обращения: 6 мая 2021. Архивировано 6 мая 2021 года.
  64. “Белпошта” не ўключае Intex-press у падпісны каталог, гандлёвыя сеткі адмовіліся прадаваць газету ўжо цяпер (белор.) (недоступная ссылка). Белорусская ассоциация журналистов (28 апреля 2021). Дата обращения: 28 апреля 2021. Архивировано 28 апреля 2021 года.
  65. Шок! «Белорусский дом печати» отказался печатать газету Intex-press (недоступная ссылка). Intex-press (9 мая 2021). Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 10 мая 2021 года.
  66. Друкарні адмовіліся друкаваць недзяржаўную "Газету Слонімскую" (белор.). Европейское радио для Беларуси (4 июня 2021). Дата обращения: 4 июня 2021. Архивировано 4 июня 2021 года.
  67. В Белоруссии объяснили, почему заблокировали сайт Deutsche Welle. РИА Новости (28 октября 2021). Дата обращения: 9 ноября 2021.
  68. Гендиректор DW высказался против решения властей Белоруссии о блокировке ряда СМИ. ТАСС (29 октября 2021). Дата обращения: 9 ноября 2021.
  69. Продукцию Deutsche Welle признали в Беларуси экстремистской
  70. Belarusian Journalist Stabbed To Death In Minsk (англ.). Радио «Свобода». Дата обращения: 19 октября 2018.
  71. Сдвижков получил три года колонии за карикатуры на пророка Мухаммеда
  72. Адвокат Сдвижкова подтвердила информацию о том, что он вышел на свободу
  73. Правда-матка vs правда-батька (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 августа 2009. Архивировано 27 августа 2009 года.
  74. http://baj.by/m-p-viewpub-tid-1-pid-10106.html Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine Жанна Литвина: «В Беларуси побиты все рекорды по репрессиям против журналистов…»
  75. Lists of Journalists and BAJ members Beaten and Detained in Minsk (UPDATED ON 29/01/2011!) (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
  76. Члены БАЖ — узники совести (недоступная ссылка)
  77. Задержан внештатный корреспондент «Новага часу»
  78. Пазаштатнага карэспандэнта «Новага часу» Мікіту Броўку асудзілі на 10 сутак
  79. Беларусь: независимые СМИ под давлением
  80. Нарушения свободы СМИ в Беларуси. Отчет FIDH об ограничениях политических и гражданских прав после президентских выборов 2010 г.
  81. «Рэпарцёры без межаў»: Беларускі рэжым стварае ўмовы, каб незалежная журналістыка знікла сама сабой (белор.). ЕвроБеларусь (27 сентября 2014). Дата обращения: 28 сентября 2014.
  82. БАЖ: На Кальварийской
  83. Второй день протестов в Беларуси. Первый погибший и баррикады (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
  84. 1 2 В Минске пропали фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» и главред «Нашай Нівы». Пострадали несколько журналистов (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 13 сентября 2020 года.
  85. О задержанном главном редакторе газеты «Наша Ніва» до сих пор ничего не известно
  86. Много техники и силовиков, отобранные у фотографов СМИ флешки. Что происходит 11 августа в городах страны. Онлайн (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 9 сентября 2020 года.
  87. В Бресте ОМОН жестко задержал корреспондента TUT.BY, в Минске на Пушкинской силовики напали на других журналистов (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
  88. В Минске массово задержали журналистов СПИСОК
  89. Съемочную группу немецкого телеканала ARD лишили аккредитации и депортируют из Беларуси (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 30 августа 2020 года.
  90. Работающих в Беларуси на иностранные СМИ журналистов массово лишают аккредитации
  91. ОО "БАЖ" требует от СК возбудить уголовное дело за воспрепятствование законной профессиональной деятельности десятков журналистов
  92. Рэпрэсіі супраць журналістаў у Беларусі ў 2020 годзе (табліца, абнаўляецца)
  93. Сегодня изображения на главной странице TUT.BY выглядят так. Почему? (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 сентября 2020. Архивировано 19 сентября 2020 года.
  94. По 11 суток ареста дали фотокорреспондентам. Они делали репортажи, суд признал их демонстрантами (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 сентября 2020. Архивировано 18 сентября 2020 года.
  95. Беларуские СМИ убрали фото с главных страниц в знак солидарности с арестованными фоторепортерами
  96. 1 2 3 Рэпрэсіі супраць журналістаў у 2020 годзе (табліца, спіс арыштаваных)
  97. Журналисток телеканала "Белсат" приговорили к двум годам лишения свободы
  98. Журналистки «Белсата» получили по 2 года колонии
  99. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу. TUT.BY (2 марта 2021). Дата обращения: 2 марта 2021.
  100. «Ён змагаўся за праўду». Чым вядомы Дзяніс Івашын, якога затрымаў КДБ, і пры чым тут Украіна (белор.) (недоступная ссылка). БелаПАН. Радыё Свабода (15 марта 2021). Дата обращения: 20 марта 2021. Архивировано 20 марта 2021 года.
  101. Пропал в Москве, нашелся на Окрестина
  102. ЦИФРЫ ГОДА. Преследование журналистов и медиа в Беларуси в 2021 году
  103. Заявление о признании политическим заключённым Александра Ивулина
  104. Александра Ивулина приговорили к двум годам колонии
  105. Как звезд беларусского YouTube швыряют за решетку: Ивулин – 11-й из тех, кто получил реальный срок, но 2-й по числу подписчиков (впереди только Тихановский)
  106. Писаренко про Ивулина: «Герой оказался за решеткой. Он так популяризировал беларусский футбол, как АБФФ не сможет никогда»
  107. Журналист Олег Груздилович получил полтора года колонии
  108. Белорусский журналист Груздилович получил 1,5 года колонии за работу на протестной акции
  109. Заявление ПЦ "Весна" о признании политическим заключённым журналиста "Радыё Свабода" Олега Груздиловича
  110. В Минске задержан журналист "Радыё Свабода" Олег Груздилович
  111. Заявление о признании Егора Мартиновича политическим заключённым
  112. Заявление о признании Андрея Скурко политическим заключённым
  113. Егору Мартиновичу и Андрею Скурко дали по два с половиной года колонии
  114. Сотрудников «Наша Ніва» Андрея Скурко и Егора Мартиновича приговорили к 2,5 годам колонии — столько и просило обвинение
  115. Цензура по-белорусски
  116. 1 2 Белорусский Минкульт запретил телеспектакль «Тутэйшыя». Хартия-97. Дата обращения: 21 августа 2012.
  117. Минкульт обновил список запрещенных фильмов (Весь список). Хартия-97. Дата обращения: 21 августа 2012.
  118. Белорусские писатели: Такого массового преследования не было со сталинских времен
  119. Охота на писателей
  120. Минобразования выступает против оппозиционно настроенных писателей (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 мая 2007. Архивировано 26 декабря 2007 года.
  121. Фурс В. Списка запрещенных фильмов на самом деле нет?. Гавары Праўду. Дата обращения: 21 августа 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  122. В Белоруссии опубликовали «черный список» деятелей искусства. Московский комсомолец. Дата обращения: 21 августа 2012. Архивировано 18 октября 2012 года.
  123. В Белоруссии уничтожили книгу об общности режимов Лукашенко и Милошевича
  124. В Минске судили книгу «Белорусский Донбасс». Признали экстремистской (недоступная ссылка). Белсат (26 марта 2021). Дата обращения: 27 марта 2021. Архивировано 27 марта 2021 года.
  125. В Минске судят парня — за «хранение» книги, изъятой до того, как в ней нашли «признаки экстремизма» (недоступная ссылка). TUT.BY (1 апреля 2021). Дата обращения: 4 апреля 2021. Архивировано 4 апреля 2021 года.
  126. Сайту Хартии — 10 лет
  127. Белоруссия: использование Skype карается законом (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 июня 2019. Архивировано 7 ноября 2011 года.
  128. В белорусских школах Интернет поддадут цензуре
  129. Лукашенко закрутит интернет-гайку к Новому году ng.ru
  130. Чергинец предлагает перекрыть в Беларуси сайты с пропагандой насилия
  131. Общественный совет по нравственности будет искоренять детскую порнографию (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 сентября 2009. Архивировано 6 сентября 2009 года.
  132. Власти запретили обсуждение указа о цензуре интернета
  133. Хартия’97: Лукашенко создал спецслужбу для интернета
  134. БДГ: Оперативно-аналитический центр при президенте будет заниматься оперативно-разыскной деятельностью
  135. Лукашенко обуздал Интернет, news.mail.ru (2 февраля 2010).
  136. В Беларуси ужесточен контроль за интернетом, delfi.ee (2 февраля 2010).
  137. В Беларуси объявлена госрегистрация всех интернет-ресурсов, ej.by (6 мая 2010).
  138. Белорусские власти разработали порядок блокировки сайтов в интернете — проект
  139. Ад ночы заблаканавы сайт «Віцебскага курьеру» // Белорусская ассоциация журналистов, 06.07.2010 (недоступная ссылка)
  140. Оппозиционные белорусские сайты не загружаются, Белорусские новости (19 декабря 2010).
  141. В Беларуси заблокирован протокол защищённых соединений к зарубежным ресурсам, TUT.BY (19 декабря 2010). Архивировано 20 декабря 2010 года. Дата обращения 19 декабря 2010.
  142. Беларусь отнесли к группе стран с «несвободным интернетом» (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 апреля 2011. Архивировано 21 апреля 2011 года.
  143. Валюты нет. Прокопови.ча заблокировали
  144. Генпрокуратура запретила чиновникам заходить на сайт Prokopovi.ch
  145. Блог Ліпковіча заблакаваны ў Беларусі - Наша Ніва: першая беларуская газета (белор.). Наша ніва. Дата обращения: 5 июня 2011.
  146. ЖЖ Липковича заблокировали в Беларуси. Хартия-97. Дата обращения: 5 июня 2011.
  147. Белорусским коммерсантам запретили использовать зарубежные интернет-ресурсы, Lenta.ru (08.11.2011)
  148. Маразм: в Беларуси отменили интернет Архивная копия от 10 ноября 2011 на Wayback Machine, Белорусский партизан (08.11.2011)
  149. Д.Лавникевич. Сайт «перемен» закрыли из-за плюшевых мишек
  150. Что происходит с интернетом в Беларуси — мнение технических специалистов (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2020. Архивировано 11 августа 2020 года.
  151. Белорусы обсуждают проблемы с интернетом. Народные способы пробиться в сеть
  152. Интернет в Беларуси работает все так же: местами
  153. Интернет в Беларуси блокируют с помощью оборудования американской компании Sandvine
  154. В Беларуси заблокированы 73 ресурса, среди них – сайты Радыё Свабода, Еврорадио, "Медиазона.Беларусь"
  155. Belarus raids top news site in widening crackdown (англ.). BBC News (18 мая 2021). Дата обращения: 19 мая 2021.
  156. TUT.BY: Independent Belarus media website blocked after series of raids (англ.). Euronews (18 мая 2021). Дата обращения: 18 мая 2020.
  157. TUT.BY, «Трибуна» и еще 9 медиа, которые забанили в Беларуси, – вот как их читать. by.tribuna.com  (белор.) (19 мая 2021). Дата обращения: 19 мая 2021.
  158. МГ У Беларусі заблакавалі Sports.ru (белор.). Белсат (22 мая 2021). Дата обращения: 22 мая 2021. Архивировано 22 мая 2021 года.
  159. На аўтара «Вікіпедыі» Марка Бернштэйна завялі крымінальную справу (белор.). Наша Ніва (26 марта 2022). Дата обращения: 26 марта 2022.
  160. Заява беларускай праваабарончай супольнасці аб прызнанні 13 новых палітычных зняволеных. Правозащитный центр «Весна» (29 марта 2022). Дата обращения: 29 марта 2022.
  161. https://web.archive.org/web/20090520232850/http://www.freedomhouse.org/uploads/fop/2009/FreedomofthePress2009_tables.pdf
  162. FREEDOM OF THE PRESS 2010 — TABLE OF GLOBAL PRESS FREEDOM RANKINGS
  163. Freedom of the Press 2012
  164. В рейтинге свободы слова Беларусь находится в последней десятке (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 апреля 2015. Архивировано 2 мая 2015 года.
  165. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2002
  166. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2003
  167. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2004
  168. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2005
  169. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2006
  170. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2007
  171. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2008
  172. Press Freedom Index 2009
  173. Press Freedom Index 2010
  174. 1 2 Press Freedom Index 2011/2012 (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 января 2012. Архивировано 3 марта 2016 года.
  175. Press Freedom Index 2014 (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 мая 2014. Архивировано 14 февраля 2014 года.
  176. WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  177. 2016 WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  178. 2017 WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  179. 2018 WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  180. 2019 WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  181. 2020 WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  182. 2021 WORLD PRESS FREEDOM INDEX.
  183. 1 2 2011-2012 World Press Freedom Index  (PDF)

Ссылки[править | править код]

клуба Беларуси «Пресса под прессом»]

независимых СМИ]