Первый канал (Россия)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «1tv.ru»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Первый канал
Акционерное общество
«Первый канал»
Изображение логотипа
Страна  Россия
Зона вещания  Россия
Время вещания круглосуточно
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, телецентр «Останкино»
Формат изображения 576i (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала Общая
Дата начала вещания 24 января 1995 года (учредительное собрание акционеров)[1]
28 февраля 1995 года (зарегистрирован)[2]
1 апреля 1995 года (начало вещания)
Заменил
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 50252 от 7 июня 2012 года[3]
Лицензия на вещание ТВ № 21299 от 10 июля 2012 года
Доля аудитории 10,2% (2021 год, аудитория «Россия, Все 4+»[4])
Основатель
Владелец ВТБ — 32,89 %
Росимущество — 26,11 %
Национальная Медиа Группа — 19,46 %
СОГАЗ[5] — 13,42 %
ТАСС — 6,11 %
Останкино — 2,01 %[6]
Генеральный директор Константин Эрнст
Руководители
Прежние названия Общественное российское телевидение (ОРТ) (1 апреля 1995 — 1 сентября 2002)
Родственные телеканалы
Голос телеканала
Сайт 1tv.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Пе́рвый кана́л» — общероссийский федеральный телеканал. Вещает из Москвы, штаб-квартира канала находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны. Помимо территории России, вещание «Первого канала» распространяется за пределы страны (международная версия — «Первый канал. Всемирная сеть»). Член Европейского вещательного союза до 26 февраля 2022 года. Вещает с 1 апреля 1995 года.

Телеканал был основан 24 января 1995 года под названием «Общественное российское телевидение» (ОРТ) и начал вещание на частоте «1-го канала Останкино», принадлежавшей РГТРК «Останкино» с 27 декабря 1991 года. ОРТ было создано с целью восстановления интереса к первой кнопке российского телевидения и с целью получения необходимого государственного финансирования: основную часть рекламных доходов на первом канале ранее получали производители транслировавшихся телепрограмм и рекламные агентства, независимые от РГТРК «Останкино». Наименование «Первый канал» было получено 2 сентября 2002 года[10]. С 1 июня 2011 года канал перешёл на формат 16:9[11], с 24 декабря 2012 года осуществляется также вещание в формате высокой чёткости HD и многоканальным звуком Dolby Digital 5.1 (только при показе кинопродукции). «Первый канал HD» полностью дублирует сетку вещания основного канала[12].

Основными конкурентами «Первого канала» являются телеканалы «Россия-1» и «НТВ». На канале работает 2443 сотрудника (по состоянию на 2015 год)[2]. На сентябрь 2021 года 32,89 % акций телеканала принадлежит банку ВТБ[13], 34 % акций находятся у представителей Российского государства, 19 % имеет Национальная Медиа Группа, 13 % — страховая компания СОГАЗ[5].

История

ОРТ (1995—2002)

Телеканал «Общественное российское телевидение» (ОРТ) был создан указом Бориса Ельцина № 2133 от 29 ноября 1994 года как замена 1-му каналу телерадиокомпании «Останкино», к началу 1990-х переживавшей глубокий кризис. Финансирование канала было организовано по схеме «частный капитал плюс государство», одним из инициаторов которой был Борис Березовский: 51 % получило Госкомимущество, а 49 % — частные инвесторы[14].

Разработкой концепции, сетки вещания и творческих проектов ОРТ занимались, в числе прочих, Владислав Листьев, который возглавил телеканал (с 25 января 1995 года), и Константин Эрнст. Одним из первых решений Листьева стал временный мораторий на рекламу до разработки новых этических норм — вынужденная мера для устранения последствий недальновидной рекламной политики «Останкино», а также способ привлечь новую аудиторию. 1 марта года Владислав Листьев был убит в подъезде своего дома. Тем не менее 1 апреля 1995 года ОРТ начал вещание без рекламы[15][16].

После смерти Листьева телеканал возглавляли Сергей Благоволин (март 1995 — сентябрь 1997), Ксения Пономарёва (октябрь 1997 — август 1998), Игорь Шабдурасулов (октябрь 1998 — сентябрь 1999). В этот период телеканал оказался вовлечён в ряд политических противостояний, включая президентские выборы 1996 года, выборы в Госдуму III созыва и выборы президента в 2000 году. В освещении второй чеченской войны ОРТ резко критиковал российские власти, что привело к конфликту между Березовским, под контролем которого были все негосударственные акции, и новым руководством страны. Итогом стала продажа 49 % акций более лояльному Роману Абрамовичу[15].

В октябре 1999 года генеральным директором ОРТ стал Константин Эрнст, с 1995 года занимавший пост генерального продюсера[15][17]. До назначения Александра Файфмана генеральным продюсером в июле 2001 года Эрнст совмещал обе должности[18]. 2 сентября 2002 года ОРТ сменил название на «Первый канал»[19].


Телепроекты

Первый канал (2002 — н.в.)

2000-е годы стали периодом стремительного роста рекламного рынка, и «Первый канал», доступный во всех населённых пунктах страны, был одним из главных бенефициаров этого процесса. После экономических пертурбаций 1990-х годов телеканал начал приносить прибыль. К началу 2010-х годов «Первый» занимал первое место по рекламным доходам среди всех российских телеканалов: на него приходилось свыше 20,5 % телерекламы в стране в денежном выражении[31].

В отличие от Березовского, Абрамович не оказывал влияние на политику канала, а принадлежавшими ему акциями голосовали юристы телеканала или сам генеральный директор[15]. Независимость и финансовая устойчивость позволяли «Первому» покупать множество телесериалов и шоу по иностранным франшизам, экспериментировать с форматами, выпускать в эфир творческие проекты и немассовое кино[32].

Телепроекты

Вторая половина 2000-х — первая половина 2010-х стали для «Первого канала» временем экспериментов с контентом с целью привлечь к телесмотрению молодую аудиторию, которая перешла с ТВ в интернет.

Эксперименты оправдали себя: за несколько лет число молодых зрителей «Первого канала» заметно выросло, и в 2012 году году телеканал перешёл с продажи рекламы на аудиторию «старше 18 лет» (значительную часть которой составляли пожилые телезрители) на более привлекательный для рекламодателей диапазон 14—59 лет[38]. В 2012—2013 году канал начал развивать интернет-вещание: запустил канал на YouTube, собственный онлайн-кинотеатр, разместил на сайте видеоплеер и архив передач[31].

Многие шоу, запущенные «Первым» в конце 2000-х — 2010-х годах, продолжили выходить и в 2020-х: это ледовое шоу «Ледниковый период» (с 2007 года, в 2006 году программа называлась «Звезды на льду»)[39], телепередача о моде и стиле «Модный приговор», ведущими которой были кутюрье Вячеслав Зайцев и искусствовед Александр Васильев (с 2007 года), авторская программа Владимира Познера (с 2008 года), «Давай поженимся!» (с 2008 года)[40], передача о здоровье «Жить здорово!» с Еленой Малышевой (с 2010 года)[41], ток-шоу «Сегодня вечером» (c 2012 года)[42] и вокальное телешоу «Голос» (российская версия The Voice). Последнее выходит с 2012 года, с 2014 года его дополнила детская версия «Голос. Дети» (The Voice Kids), с 2018 — «Голос. 60+» (The Voice Senior) для более возрастных конкурсантов[17][43].

События

  • «Первый канал» популяризовал в России международный музыкальный конкурс «Евровидение»[44], а в 2009 году стал его организатором в России[45]. Так, «Первый» взял на себя 70 % расходов на проведение конкурса в Москве[46]. Согласно данным службы телеизмерений канала, прямая трансляция «Евровидения-2009» на «Первом канале» набрала в Москве долю в 73 % — такой процент горожан, смотревших в этот момент телевизор, были зрителями «Первого»[47].
  • Константин Эрнст и команда телеканала продюсировали церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. События на сочинском стадионе «Фишт» получили восторженные отзывы международных комментаторов, которые оценили работу с культурным наследием России[48]. Церемонии открытия и закрытия транслировали «Первый» и телеканал «Россия 1», причём аудитория церемонии на «Первом» вдвое превысила показатель «России»[49].
  • На время проведения в России чемпионата мира по футболу 2018 года «Первый канал» запустил специально созданный спутниковый канал «Первый 4К», где все матчи мундиаля транслировались в формате сверхвысокой чёткости с использованием технологии пространственного звучания Dolby Atmos[50][51].

Доля телесмотрения и целевая аудитория канала

Целевой аудиторией канала являются все телезрители в возрасте от 14 до 59 лет. В 2002 году среднесуточная доля аудитории «Первого канала» составляла 29,9 % — то есть среди всех зрителей, которые смотрели телевизор, 29,9 % выбирали программы «Первого канала», в 2003 — 26,9 %, в 2006 — 21,9 %, в 2009 — 19,6 %, в 2010 — 18,4 %, в 2011 — 17,4 %[52].

Среднегодовые значения доли аудитории «Первого канала» с 2000 по 2012 год[53]
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Показатели, % 26.9 27.6 28.8 25.6 25.7 23.0 21.2 20.9 20.8 18.9 17.9 16.8 13.7

Таким образом, за период 2000—2012 гг. аудитория снизилась почти в два раза — с 26,9 % до 13,7 %. Не смотря на это, в 2012 году среди всех зрителей старше четырёх лет «Первый канал» в сутки смотрело около 28 миллионов человек. В эти годы по доле телесмотрения канал занимал первое место (кроме 2012 года — тогда первое место по итогам года занял канал НТВ).

По данным TNS Russia в мае 2013 года среди зрителей возраста «Все 25-54» среднесуточная доля составляла 25,5 миллионов человек . Показатели средней доли общероссийской аудитории равнялись 14,6 %[54].

По итогам 2014 года среди всех жителей крупных городов, с населением более ста тысяч человек, старше четырёх лет канал смотрели 14,5 % зрителей[55]. 31 декабря 2014 «Первый» собрал наибольшую аудиторию — за эфирный день его смотрели 20,9 % телезрителей[56].

В 2015 году доля среднегодовой аудитории по зрителям старше 18 лет равнялась 14,3 %, в 2016 году — 13,3 % (в категории «Все 4+» — 12,7 %). По целевой аудитории «Все 14-59» показатели составляли 12,6 % и 11,6 % соответственно[57]. Самыми просматриваемыми программами были: новогоднее обращение президента, которое смотрели 13,7 % телезрителей, военный парад 9 Мая (12,1 %), выпуск новостей после парада (11,9 %), и шоу талантов «Лучше всех!» (10,8 %). В 2016 году «Первый канал» впервые с 2012 года уступил лидерство по телесмотрению — первое место занял «Россия 1»[58][59][60].

По информации Mediascope среднесуточная доля аудитории по итогам 2017 года среди всех зрителей старше четырёх лет составляла 12,1 %. В целевой категории «Все 14-59» эти данные равнялись 10,8 %[61][62].

В 2018 году рейтинг канала составлял 10,5 %[63]. А в 2019 году в крупных городах с населением более 100 тысяч человек, в категории «Все 4+» «Первый» смотрели 10,4 % зрителей, а в целевой «Все 14—59» — 8,7 %[64][65].

В 2020 году телеканал пятый год подряд занял второе место по популярности среди всех зрителей старше четырёх лет. По всей России его рейтинг составил 10,1 %, по крупным городам — 10,6 %; по зрителям старше 18 лет — 10,7 % и 11,0 %, а в возрасте 14-59 лет — 8,7 % и 9,1 % соответственно[66].

31 декабря 2020 года «Первый канал» смотрели 5,2 миллиона человек в сутки. За первые 11 месяцев 2021 года его рейтинг составлял 1,48 %, а доля аудитории — 9,77 % зрителей[67].

Акционеры, руководство, финансовые показатели

Финансовая история

В отличие от полностью государственного ВГТРК, на протяжении большей части своей истории «Первый канал» не полагался на госфинансирование. Регулярно ОРТ, а затем «Первый» получал только субсидии на оплату услуг ФГУП РТРС по распространению в городах с населением менее 100 тысяч человек, а господдержку на производство контента канал получил всего трижды: 3,5 млрд в 2014 и по 3 млрд в 2017 и 2019. В тот же период ВГТРК выделялось по 25—26 млрд рублей ежегодно[32].

Вплоть до 2014 года «Первый» получал большие доходы на растущем рекламном рынке и инвестировал в заказ пилотных эпизодов сериалов, покупку прав на зарубежные форматы телешоу, ставил в эфир неформатные продукты и даже артхаус. Кризис, спровоцированный международными санкциями, в совокупности с большими расходами на права на спортивные трансляции, художественный контент и новостное вещание, которое даже в прайм-тайм выходило без рекламных вставок, сильно ударили по финансовому благополучию телеканала, и «Первый» начал накапливать долги, сумма которых к 2018 году достигли 20 млрд рублей[32].

Консультанты из PwC, приглашённые телеканалом, оценили необходимые для финансового оздоровления «Первого» субсидии в 6,5 млрд рублей в год в 2018—2021 и по 5 млрд в 2022—2025[68], однако искомую поддержку канал получил только в 2020. По итогам того года «Первый» впервые с 2013 года показал чистую прибыль, которая составила 6,3 млрд рублей (в 2013 — 2,7 млрд)[69]. Также в 2020 году для повышения финансовой устойчивости телеканала власти приняли решение отказаться от контрольного пакета и сократить свою долю с 51 % до 34 %[70].

Акционеры

На 2022 год частными акционерами «Первого канала» являются банк ВТБ (32,89 %), «Национальная медиа-группа» (19,46 %) и «Согаз» (13,42 %). Государство владеет 34,23 % и имеет «золотую акцию»[71][72].

Слоганы

  • «Это — Первый!» — 1995 год[73].
  • «Новый год приходит с ОРТ!» — Новогодние праздники 1995—1996, 1997—1998, 2000—2001, 2001—2002[74].
  • «ОРТ — Мечты сбываются!» — Новогодние праздники 1999—2000.
  • «Первый? Посмотрим!» — с 1999 по 2003 год.
  • «Первый пошёл», «Первый на связи» — промокампания по смене названия канала с «ОРТ» на «Первый канал» — август-октябрь 2002 года.
  • «Первый покажет» — с 2003 по 2005 год[75].
  • «Первый рядом» — с 2005 по 2006 год[76].
  • «Формула Первого», «Нас не догонят!» — с 2006 по 2007 год[77][78].
  • «Команда Первого. Асы эфира» — с 2007 по 2009 год[79][80].
  • «Шанс на свежее телевидение», «Право на свежее телевидение», «Пора свежего телевидения», «Время свежего телевидения» — с 2009[81] по февраль 2011 года.

Вещание

Эфирное аналоговое вещание осуществлялось по системе цветного телевидения SECAM до 14 октября 2019 года: в формате 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей и в формате 16:9 — для цифрового и спутникового вещания (до 1 июня 2011 года вещание происходило в формате 4:3).

С ноября 2003 года канал частично перешёл на стереовещание[82]. C 2008 года телеканал имеет собственное интернет-вещание[83].

1 июня 2011 года «Первый канал», первым из федеральных каналов России перешёл в формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового спутникового, кабельного и эфирного вещания)[11]. «Первый канал» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[84].

Помимо версии для московского часового пояса, «Первый канал» имеет десять временных дублей для вещания на восточные и западные регионы России, транслируемых через спутник[85]. В силу наличия дублей в вещании канала имеются случаи, когда некоторые передачи в случае смерти известных людей, появления в сетке вещания внеплановой политической или спортивной прямой трансляции или же каких-либо ЧП оперативно снимаются с эфира в европейской части России, но при этом показываются на других дублях в азиатской части России. Также, в случае объявления регионального (не общегосударственного) траура, независимо от региона траура, оперативные изменения вносятся в сетку вещания для европейской части России.

С 24 декабря 2012 года «Первый канал» начал вещание в формате HD (орбита «Первый канал» (Московское время) +0)[86]. С 16 декабря 2013 года доступен «Первый канал» в формате HD (орбита 3 (Красноярское часовое время) +4). Также имеет официальное интернет-вещание со скрытыми субтитрами в формате HD (орбита «Первый канал» (Московское время)+0), доступное только для жителей европейской части РФ (Московское время +0 −1), для стран Европы и Ближнего Востока (МСК-2 часа/-3 часа), Украины (МСК-1 час/-2 часа).

Первый канал. Всемирная сеть

Вещанием «Первого канала» за рубежом с 1999 по 2002 год занималось ЗАО «ОРТ-международное»[87], а с 2002 года по сей день — ЗАО (с 12 января 2017 года — АО) «Первый канал. Всемирная сеть», чьё вещание охватывает весь мир.

Спутниковое вещание

Спутниковое вещание осуществляется в пакетах «НТВ-Плюс», «Триколор ТВ», «Телекарта», «Спутниковое МТС ТВ», GlobeCast, и спутниковых операторов: Azerspace-1.

Вещание в «Одноклассниках»

С 28 января 2019 года «Первый канал» начал транслировать свой прямой эфир в «Одноклассниках». До этого периода канал не вещал в социальных сетях[88].

Руководители

Генеральные директора

Генеральные продюсеры

Председатели совета директоров

Руководители пресс-службы

  • Григорий Симанович (1995—2000)[102][103]

Руководители аналитической дирекции

Подразделения

Служба генерального директора

Подразделение под руководством Марины Даниелян[105], которое занимается производством «Новогодней ночи на Первом канале»[106]. Образовано в 1997 году. Ранее производило передачи «Старые песни о главном», «Проводы Старого года с Максимом Галкиным», «Весна с Иваном Ургантом», «Прожекторперисхилтон» (выпуски 2008—2012 гг.[107]), «ДОстояние РЕспублики», «Мульт личности», «Yesterday Live», «Настя»[108], «Успеть до полуночи», «Повтори!», «Новенькие» (не вышла в эфир)[109], «Театр эстрады», «Мистер и миссис СМИ», «Прожарка»[110] и др.

Дирекция информационных программ

Подразделение, которое занимается производством информационных программ. Образовано в 1996 году на базе ИТА. По официальной информации, датируемой 2015 годом, больше половины из 2443 сотрудников телекомпании числятся именно в этой дирекции[111]. Располагается на 1-ом этаже телецентра «Останкино»[112]. Производит ежедневные выпуски новостей[113], две версии программы «Время» — одну в формате ежедневной информационной передачи с понедельника по субботу, другую в формате итоговой программы по воскресеньям (последняя ранее выходила под названием «Воскресное Время»), а также аналитический комментарий «Однако». Также принимает участие в производстве прямых трансляций общественно значимых событий и некоторых документальных фильмов, представляющих собой расширенную версию новостного репортажа. В разное время ДИП также производила телепрограммы «Ночные новости» (выходившей также под названиями «Новость дня»[114] и «Ночное „Время“»), «19.59», «Время с Сергеем Доренко», «Новости культуры», «Авторская программа Сергея Доренко», «Времена»[115], «Другое время», «Театр кукол», «Другие новости»[116] и «Толстой. Воскресенье» (вторая версия).

Директора
Заместители директора
  • Михаил Светличный (1995)[127]
  • Ирина Филина (1998—2004)[128]
  • Алексей Бродский (2004—2010)[129][130]
  • Анна Горшкова (с 2011)[131]
Главные продюсеры
Главные режиссёры
Руководитель отдела авторских программ при ДИП
Продюсеры — заместители руководителя отдела авторских программ при ДИП

Дирекция общественно-политического вещания

Подразделение, которое занимается разработкой и доведением до эфира общественно-политических программ и крупных документальных проектов. В настоящее время курирует производство программ «Здоровье», «Человек и закон» и «Часовой». Ранее дирекция производила телепрограммы «Взгляд», «Мы», «Армейский магазин», «Пока все дома», «Служу России», «Один на один», «Пресс-клуб», «Человек в маске», «Час пик», «Тема», «Сельский час», «Документальный детектив»[139], «Как это было», «Жди меня», «Спецрепортаж», «Независимое расследование», «Служу Отчизне!», «Криминальные хроники»[140], «Спецрасследование», «Федеральный судья», «Среда обитания», «Свидетели», «Право на защиту», «Первый класс с Иваном Охлобыстиным», «Своими глазами», «История российской кухни», «Теория заговора», теледебаты кандидатов в депутаты Государственной думы II—III созывов и президенты России (изначально)[141] и другие[142][143][144].

Руководители
Заместители директора
  • Алексей Пищулин (2007—2009)[149]
  • Данила Шарапов (2009—2010)[140]
  • Андрей Сысоев (с 2010)[152]
Главные режиссёры
  • Михаил Павлов (2004—2009)[153]
  • Наталия Гугуева (2009—2013)[154]
  • Людмила Снигирёва (2013—2014)[151]
  • Юлия Ермолина (с 2014)[155]

Дирекция кинопоказа

Подразделение по закупке и доведению до эфира телесериалов[156] и иностранных фильмов, ранее — ещё и по производству новых российских. Изначально существовала как Дирекция кинопрограмм ОРТ[157]. С 1995 по 1998 год функции руководителя подразделения выполнял продюсер, в 1998—2002 годах — директор Дирекции кинопоказа и кинопроизводства. В 2002 году Дирекция кинопоказа и кинопроизводства была разделена на две самостоятельные. Кроме того, тогда же в штатном расписании появилась должность заместителя генерального директора по кинопоказу и кинопроизводству[158], убранная в конце ноября 2005 года вместе с расформированием Дирекции кинопроизводства и созданием компании «Дирекция кино»[159].

Руководители Дирекции кинопоказа
Заместитель генерального директора по кинопоказу и кинопроизводству
  • Анатолий Максимов (2002—2005)
Директор Дирекции кинопроизводства

Дирекция спортивного вещания

Подразделение по производству спортивных трансляций и комментариев к ним, ранее — ещё и спортивных программ. Находится на 11-м этаже телецентра «Останкино»[112]. Основные спортивные комментаторы и ведущие новостей спорта канала в 2000-е годы — Виктор Гусев[166], Константин Выборнов (уволился в 2009 году, далее появлялся на канале уже как приглашённый комментатор)[167], Владимир Топильский, Владимир Гомельский, Андрей Голованов (с 2002 года работал на внештатной основе)[168], Евгений Кузнецов[169], Владимир Гендлин, Геннадий Орлов (во время крупных футбольных турниров) и другие.

Руководители
  • Николай Малышев (1995—2017)[170]
  • Ольга Черносвитова (с 2017)[171]
Заместители директора
  • Борис Скрипко (1995—2003)[172][173][174]
  • Роман Петухов (с 2003)[175]
  • Владимир Гомельский (2010—2016)[176]
Главные редакторы
Режиссёры спортивных трансляций
  • Ян Садеков (1995—2005)[180]
  • Раиса Панина (1995—2005)[181][182]

Дирекция социальных и публицистических программ

Подразделение, которое занимается производством ток-шоу и некоторых документальных программ. Образовано в 2003 году как Студия спецпроектов. В настоящее время производит программы «Закрытый показ», «Модный приговор», «Давай поженимся!», «Познер», «Сегодня вечером», «Мужское/Женское» и «Время покажет». Ранее производила передачи «Основной инстинкт», «Пусть говорят» (и её раннюю версию «Пять вечеров»), «Лолита. Без комплексов»[183], «Судите сами», «Малахов+»[184], «Доктор Курпатов»[185], «Доброй ночи», «В мире людей», «Гордон Кихот», «Общее дело», «Участок», «Жить здорово!» (изначально), «ЖКХ», «Свобода и справедливость», «В контексте», «Гражданин Гордон», «Дёшево и сердито», «Доброго здоровьица!», «Я подаю на развод», «Пока ещё не поздно», «Политика», «Они и мы», «Дело ваше», «Структура момента», «Толстой. Воскресенье» (первая версия), «Таблетка», «Про любовь», «Первая студия», «Бабий бунт», «Право на справедливость», «Проверено на себе» и «Гражданская оборона», а также теледебаты кандидатов в депутаты Государственной думы IV—VIII созывов[186] и президенты РФ[187].

Руководители
  • Наталья Никонова (2003—2009)[188][189]
  • Андрей Писарев (с 2009)[190]
Заместители директора

Дирекция спецпроектов

В 2007 году подразделение было создано для реализации проектов Александра Цекало[195] — спортивной телеигры «Стенка на стенку», пародийного шоу «Большая разница»[196], а также различных концертов («Новогодняя ночь—2008»[196], концерт Михаила Задорнова «С первым смехом!»[197], мюзикл «Красота требует…» и другие). Кроме того, дирекция осуществляла разработку сериала «Обратная сторона Луны», российской версии проекта BBC «Жизнь на Марсе»[198]. Летом 2008 года Цекало по собственному желанию уволился с позиции директора дирекции спецпроектов[199] с целью создания продюсерской компании «Среда»[200], в результате чего дирекция была закрыта[199].

В 2017 году после возвращения на канал продюсера Натальи Никоновой[201] дирекция была снова открыта и в настоящий момент производит программы «Пусть говорят», «На самом деле»[202], «Жить здорово!»[203], «Видели видео?» и «Док-ток», ранее также производила проекты «Эксклюзив», «Семейные тайны»[204] и «У нас все дома».

Руководители
  • Александр Цекало (2007—2008)
  • Наталья Никонова (с 2017)

Дирекция научно-популярных программ

Подразделение занимается подготовкой и доведением до эфира познавательных, научно-популярных программ, документальных проектов. Было образовано в 2002 году. До 2001 года курированием большинства просветительских проектов занимались Сергей Шумаков (как продюсер художественных, развлекательных и просветительных программ) и Лев Николаев (как продюсер научно-популярных программ)[146]. В разное время Дирекция выпускала передачи «Клуб путешественников», «Путешествия натуралиста», «В мире животных», «Здоровье» (в середине 2000-х годов)[205], «Вкус жизни», «Телеканал „Новый день“» и его подпроекты, «Возвращение домой», «Трюкачи», «Братство бомбы», «История песни», «Зверинец», «Код жизни» и другие[206].

Руководители
  • Андрей Цвинтарный (с 2002)[206]
Заместители директора
  • Андрей Сычёв (2002—2003)[207]
  • Елена Левина (с 2003)
Главные режиссёры

Дирекция документального кино

Данное подразделение, образованное в 2002 году, занимается подготовкой и доведением до эфира российских (до 2013 года — также иностранных) документальных проектов об известных личностях или актуальных событиях. Среди наиболее известных: поздние фильмы Павла Шеремета, «Битва за космос», «Раны Цхинвала», «Невероятные истории про жизнь», «Поединки», сюжеты для телемарафона «Всем миром!»[209], «Бродский не поэт» и др[210]. С 2005 по 2012 год этой же дирекции подчинялась линейка документальных фильмов в 22:30 по будням. До 2005 года основным производителем документальных фильмов для неё была телекомпания «Останкино», продюсеры Алексей Пиманов и Сергей Медведев[211].

Руководители
  • Светлана Колосова (с 2002)[210][212]
Заместители директора
  • Андрей Сычёв (с 2003)[207]
Главные режиссёры
  • Александр Михайловский (2002—2013)[213]
  • Наталия Гугуева (с 2013)[214]
Режиссёры озвучивания и дубляжа
  • Ирина Кротик-Короткевич (2003—2013)[215]

Дирекция Главного продюсера музыкальных и развлекательных программ

Подразделение, которое занимается производством музыкальных и развлекательных программ.

Изначально возникла и существовала как Дирекция детского и развлекательного вещания. До 1998 года курированием музыкальных, развлекательных и детских передач занимались соответствующие продюсеры: Юрий Саульский[216] (в 1996 году его сменил Аркадий Буйнов)[217], Сергей Шумаков и Борис Селеннов[146].

В 2003 году дирекция была разделена на Дирекцию художественных, развлекательных и просветительских программ и Дирекцию детских и юношеских программ (последняя была закрыта в апреле 2007 года[218]). В июне 2013 года Дирекция художественных, развлекательных и просветительских программ была присоединена к Дирекции музыкального вещания, образованной в 1999 году, её директором стал Юрий Аксюта[219]. В сентябре этого же года была преобразована в Дирекцию Главного продюсера музыкальных и развлекательных программ.

Руководители Дирекции музыкального вещания (в 1999—2013 годах)
Руководители Дирекции художественных, развлекательных и просветительских программ (в 2003—2013 годах)
Руководитель Дирекции детских и юношеских программ (в 2003—2007 годах)
Руководители Дирекции детского и развлекательного вещания (в 1998—2003 годах)

Дирекция утреннего телеканала

Подразделение, которое занимается подготовкой и производством утренней информационно-развлекательной программы «Доброе утро». Ранее также занималось производством программы «Добрый день» (все версии) и некоторых выпусков «Спецрепортажа»[233][234]. В 2003—2007 годах также существовало схожее по полномочиям подразделение «Дирекция дневного вещания», которое выпускало программы авторства руководителя этого структурного подразделения Ларисы Кривцовой[235][236]: «Большая стирка», «Город женщин», «Встань и иди»[237] и «Большой обед».

Дирекция интернет-вещания и общественных связей

С октября 2000 года на смену должности руководителя пресс-службы пришла Дирекция общественных связей ОАО «ОРТ» (с 2002 — ОАО «Первый канал»)[238]. Она отвечала за координирование работы канала и средств массовой информации, популяризацию его программ и проектов, взаимодействие канала с телезрителем.

Дирекция интернет-вещания была образована в мае 2014 года посредством разделения Дирекции креативного планирования и интернет-вещания на две самостоятельные. Она занималась усилением позиций «Первого канала» в интернете и новых медиа[239].

В апреле 2017 года Дирекция интернет-вещания была присоединена к Дирекции общественных связей, руководителем объединённого подразделения стала Лариса Крымова[240].

Руководители Дирекции общественных связей (в 2000—2017 годах):

Руководители Дирекции интернет-вещания:

  • Илья Булавинов (2014—2017)

Прочие подразделения

  • Служба Генерального продюсера — Александр Файфман
  • Дирекция программ — Сергей Соколов[245]
  • Дирекция креативного планирования — Елена Афанасьева (в 2014—2021 годах)[246][247]
  • Дирекция ОРТ-Дизайн — Дмитрий Ликин (в 1998—2022 годах)[248]
  • Дирекция кинопостпродакшна — Антон Ненашев[249]
  • Дирекция оформления эфира — Алексей Шмаков[250]
  • Дирекция сетей распространения программ — Валентина Удалова[251]
  • Юридическая служба — Дмитрий Орлов[252]
  • Дирекция по рекламе — Сергей Кувалдин
  • Служба стратегических проектов — Ирина Прохорова
  • Дирекция стратегических исследований телеаудитории
  • Дирекция международного вещания («Первый канал. Всемирная сеть»)

Кинопроекты

«Первый канал» участвовал в съёмке и продвижении некоторых российских фильмов:

Первая видеокомпания

Компания была основана при участии ОРТ в 1997 году для собственного производства видеокассет. «ОРТ-Видео» начала свою активную деятельность с издания на видеоносителях французской киноклассики[255]. 2 сентября 2002 года компания была переименована в «Первую Видеокомпанию». С 2004 года компания массово производила DVD-диски.

В репертуар продукции входили отечественные, зарубежные фильмы, классика советского и зарубежного кино, мультфильмы, документальные фильмы, хронометраж программ ОРТ, авторское кино, видеоклипы российских звёзд шоу-бизнеса и эстрады (совместно с «ОРТ-Рекордс»), а также фильмы и сериалы, созданные при непосредственном участии или поддержке канала[256]. В октябре 2011 года компания объявила о своём банкротстве[257].

Параллельно с «ОРТ-Видео» в середине-конце 1990-х годов под эгидой канала также существовали организации с названиями «ОРТ-Рекордс» и «ОРТ-Концерт»[258]. Их рекламные ролики часто появлялись в межпрограммном пространстве телеканала[258] до 2000 года.

Генеральный директор компании в 2004—2012 годах — Екатерина Павлова[259].

Критика

Прогосударственная позиция

Как и другие телеканалы с государственным участием, в освещении общественно-политических тем «Первый» занимает близкую российским властям позицию[260]. Во внешней политике это проявлялось в освещении событий на Украине (оранжевой революции 2004 года, выборов в Верховную Раду в 2007, Евромайдана в 2013—2014 годах)[261][262], во внутриполитических вопросах — в игнорировании деятельности Алексея Навального (в том числе в ходе выборов мэра Москвы в 2013 году)[263][264][265]. Телеведущий Владимир Познер признавал, что сам составлял список людей, которые не могут стать гостями его шоу[260]. Известен случай исчезновения из архива видеосюжета о конкурсе «Краса Чечни-2006» с участием предполагаемой второй жены главы Чечни Фатимы Хазуевой после выхода расследования «Проекта» о семье Рамзана Кадырова[266].

Ошибки в новостном вещании

Наблюдатели отмечали намеренные или сознательные неточности и искажения в материалах «Первого канала». Так, в 2013 году в качестве записи с места падения метеорита в Челябинской области было использовано ютуб-видео газового кратера Дарваза[267], в 2016 году в сюжете об игре Pokemon Go кадры протестов в пригороде Лос-Анджелеса были представлены как иллюстрация коллективной ловли покемонов (канал признал ошибку редакторов)[268], а в 2020 году запись празднования Дня Республики Саха была использована в качестве иллюстрации поддержки поправок к Конституции РФ[269].

Отдельное внимание привлекали ошибки в сюжетах, затрагивающих политические темы: Pussy Riot (телеканал всерьёз подал шутку про раздачу денег за поддержку арт-групп из комедийного шоу Roche und Böhmermann немецкого канала ZDF)[270], тему беженцев в Европе (предвзятая подача материала в серии сюжетов о процессе над иракским беженцем, обвиняемым в Австрии в сексуальном насилии над ребёнком)[271], украинские события после политического кризиса 2013—2014 годов (в сюжете о массовой эмиграции украинцев в Россию были использованы кадры с КПП на украинско-польской границе[272], в ходе освещения президентских выборов 2014 года в вечерних новостях была представлена «фейковая» таблица с результатами голосования)[273][274][275]. В 2018 году в сюжете о последствиях смены власти в Киеве для рядовых украинцев в роли участника участника Евромайдана, рассказавшего о невзгодах последних лет, выступил непричастный к событиям белорус. Как выяснилось, чтобы не переснимать дефектную запись, стрингеры попросили коллегу зачитать реплики героя интервью (телеканал принёс извинения)[276][277][278][279][280][281].

Широкую известность приобрела история о мальчике[282], якобы распятом украинскими военными в ходе противостоянии в Славянске, которую рассказала корреспонденту «Первого» беженка Галиной Пышняк[283][284]. После выхода сюжета выяснилось, что рассказ Пышняк не находит подтверждений, содержит нестыковки и является пересказом более ранней публикации в блоге праворадикального публициста Александра Дугина[285][286]. Впоследствии Ирада Зейналова признала в телеэфире, что журналисты не нашли подтверждения словам Пышняк, однако архивный текст сюжета на сайте так и не был исправлен, а сама история превратилась в мем[287][268].

Телефильмы, сериалы и телепередачи

Российские коммунисты неоднократно критиковали фильмы и телесериалы, которые выходили в эфире «Первого канала» за негативное[288][289][290][291][292][293] освещение героев и событий эпохи. В иных обстоятельствах телеканал обвинялся в недостаточно негативном освещении личности Лаврентия Берии, причастного к массовым репрессиям[294][295]. Также объектом критики становились ток-шоу о сверхъестественном, в которых не было сделано акцента на ненаучности предмета обсуждения[296] и академик РАН Леонид Пономарёв[297].

Критика спортивного вещания

В 2000-х годах «Первый канал» подвергался критике за невнимательное отношение к спортивному вещанию[298][299]: трансляции начинались с задержкой[300] и вырезанными гимнами стран-участниц[301][302], прерывались рекламой, матчи выходили в записи в позднее время, а не прямом эфире[303][304]. До 2006 года[305] канал размещал свою рекламу поверх прямых трансляций[306][307], что приводило к конфликтам с организаторами[308][309][310][311] и недовольству зрителей (по меньшей мере, один раз из-за такой вставки в трансляцию не попал забитый гол)[312][313][314][315].

Судебный иск от Endemol

21 апреля 2014 года испанское подразделение телевизионно-продюсерской компании Endemol объявило о намерении подать в суд иск против «Первого канала», так как передача телеканала «Точь-в-точь» копирует оригинальный формат Endemol «Your face sounds familiar» (оригинальное испанское шоу Tu cara me suena)[316]. 2 марта 2014 года в эфир российского телевидения вышли первые выпуски шоу перевоплощений «Точь-в-точь» на «Первом канале» и похожего шоу «Один в один!» на телеканале «Россия-1» (2-й сезон, официальная версия зарубежной программы). Первый сезон программы «Один в один!» выходил на «Первом канале» с 3 марта по 26 мая 2013 года и по итогам года стал одной из самых популярных передач, пропустив вперёд лишь новогоднее обращение президента. В конце января 2014 года правообладатель и производитель — компания «ВайТ Медиа» — заключила контракт на второй сезон «Один в один!» с каналом «Россия-1», объяснив это решение прежде всего задержками в оплате со стороны «Первого канала»[316].

Несмотря на то, что «Первый канал» не обращался за лицензией при создании шоу «Точь-в-точь», по мнению Endemol, эта передача копирует значительную часть оригинала, и его производство и выпуск в эфир нарушают исключительные права компании. Это был один из первых случаев, когда российский телеканал обвинили в копировании западного формата[316]. В октябре 2014 года в СМИ появилась информация о том, что «Первый канал» выиграл дело[317]. Представитель телеканала сообщил, что «российским законодательством не предусмотрен такой охраняемый объект авторского права, как формат, а охраняемые элементы (логотип и музыкальная заставка) не использовались каналом»[317]. Представители компании «ВайТ Медиа» заявили, что остались недовольны данным решением суда и намерены опротестовать его[317].

В начале февраля 2015 года сайт «Первого канала» объявил о втором сезоне проекта, первый выпуск был показан 15 февраля[318]. В мае года появилась информация о том, что создатели шоу «Один в один!» опять подали иск против «Первого канала», сославшись на незаконность копирования формата при производстве и трансляции аналогичного шоу «Точь-в-точь»[319]. В июле 2015 года Верховный суд России рассмотрел иск к «Первому каналу» от испанской компании Gestmusic Endemol и компании «ВайТ Медиа». По мнению заявителей, в проекте используются «практически все ключевые элементы» формата, включая «образы жюри». Истцы также заявили, что, согласно данным опроса, телезрители воспринимают эти две программы как одну и ту же, но под разными названиями. Теперь заявители требовали запретить к показу шоу «Точь-в-точь», а также осуществлять производство любой другой аудиовизуальной продукции на основе принадлежащего Endemol формата[320]. Позже компаниями Gestmusic Endemol и «ВайТ Медиа» в Верховный суд России был подан иск о запрете шоу «Один в один!». Причиной иска стало копирование формата «Your face sounds familiar»[321].

В сентябре того же года вышел третий сезон шоу, а в ноябре 2015 года появилась информация о том, что Верховный суд России не смог запретить шоу «Точь-в-точь». По мнению суда, жалобы истцов были исследованы нижестоящими судами, в них не имеется веских оснований для пересмотра дела в кассационной инстанции[322].

Конфликт с руководством Белоруссии

6 мая 2020 года МИД Белоруссии лишил аккредитации съёмочную группу телеканала[323]. Ранее корреспондент Алексей Кручинин выпустил репортаж, в котором сообщил о «резком ухудшении вирусной обстановки в Белоруссии», основываясь на недоверии к официальной статистике и свежих могилах в городе Столбцы[324]. В Белоруссии подобную тенденциозность назвали «информационной атакой» в связи с «враньём о вспышке COVID-19 в Беларуси»[325]. Ещё раньше 9 апреля в своей подводке к сюжету ведущий программы «Время» Кирилл Клеймёнов заявил о «взрывном росте новых случаев заболевания коронавирусом» с акцентом на панические настроения простых жителей Минска[326].

Судебный иск от RTVI

В феврале 2020 года телеканал RTVI обвинил «Первый канал» в плагиате. По заявлению RTVI, новое шоу «Первого канала» «Док-Ток», ведущими которого являются Ксения Собчак и Александр Гордон, аналогично по названию и формату передаче Doc Talk, выходившей на RTVI с 9 сентября 2019 года[327].

В апреле 2022 года «Первому каналу» был предъявлен судебный иск от RTVI за использование его товарного знака в названии шоу «Док-Ток». RTVI потребовал от «Первого канала» выплатить 60,3 млн рублей за использование товарного знака Doc Talk и 600 тысяч рублей за его указание на сайте, а также не использовать больше это название и удалить все выпуски шоу[328].

Награды

  • В 2002 году студия «ОРТ-Дизайн» получила серебро на конкурсе PromaxBDA за лучшее оформление программ «Новости» и «Время»[329]. В 2008 году эта же студия была удостоена премии «ТЭФИ» за дизайн новой студии информационных программ «Первого канала». В 2009 году — за оформление новостного пространства «Первого канала». Кроме того, персоны и проекты канала также неоднократно были удостоены этой премии.
  • В январе 2013 года «Первому каналу» была вручена награда «Инновации года». Награду вручил крупнейший в мире спутниковый оператор связи Eutelsat. Награда была вручена за то, что канал одним из первых федеральных российских телеканалов перешёл на новый формат высокой чёткости (HDTV), обеспечивающий улучшенное качество изображения и многоканальное объёмное звучание[330].

См. также

Примечания

  1. Отчёт о результатах проверки АО «Общественное российское телевидение» в части деятельности Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным пакетом акций АО «Общественное российское телевидение»
  2. 1 2 Годовой отчёт открытого акционерного общества «Первый канал». Сервер раскрытия информации: Интерфакс. Дата обращения: 2 января 2017. Архивировано 3 января 2017 года.
  3. Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Первый канал. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (7 июня 2012). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 27 августа 2016 года.
  4. Как изменились рейтинги десяти крупнейших телеканалов за 2021 год. AdIndex.ru (10 января 2022). Дата обращения: 31 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  5. 1 2 СОГАЗ получил бывший пакет Абрамовича в «Первом канале». РБК (3 февраля 2021). Дата обращения: 6 февраля 2021. Архивировано 7 февраля 2021 года.
  6. НМГ приобрела 4% акций «Первого канала» у компании Романа Абрамовича. Интерфакс (26 августа 2018). Дата обращения: 26 августа 2018. Архивировано 26 августа 2018 года.
  7. 1gasartobi.ge/. Дата обращения: 1 декабря 2017. Архивировано 2 декабря 2017 года.
  8. ТЕЛЕДИАЛОГ. Несколько вопросов о жизни телевидения. Комсомольская правда (28 февраля 2000). Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 29 ноября 2020 года.
  9. Тв Дайджест. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 5 июня 2012 года.
  10. Первый канал 20 лет в эфире. Дата обращения: 2 января 2017. Архивировано 24 декабря 2016 года.
  11. 1 2 Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал. Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 22 марта 2016 года.
  12. Первый канал первым из общедоступных федеральных начал вещание в режиме HD. Первый канал (24 декабря 2012). Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  13. ВТБ стал акционером «Первого канала». Дата обращения: 8 сентября 2021. Архивировано 8 сентября 2021 года.
  14. Андрей Чернаков, Наталия Мандрова. Эфирное создание по имени ОРТ. Коммерсантъ (28 марта 1995). Дата обращения: 1 июня 2022.
  15. 1 2 3 4 Арина Бородина. Первые кнопки России. Коммерсантъ (4 апреля 2005). Дата обращения: 30 июня 2022.
  16. 1 2 Василий Гуляев. РОССИЙСКОЕ ТВ: Эпоха становления. Mediasat (26 мая 2015). Дата обращения: 1 июня 2022.
  17. 1 2 3 4 Максим Сухагузов. «У нас, видите ли, страна довольно старомодная»: 20 лет Первому каналу. Афиша (1 апреля 2015). Дата обращения: 1 июня 2022.
  18. Константин Эрнст потеснился. Комсомольская правда (6 июля 2001). Дата обращения: 1 июня 2022.
  19. Первый канал омечает 25-летие. Кино-театр.ру (1 апреля 2020). Дата обращения: 1 июня 2022.
  20. Ролики из социальной рекламы "Русский проект" покажут в "Иллюзионе" 22 августа. ТАСС (20 августа 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  21. «Русскому проекту» 20 лет. Sostav (1 апреля 2015). Дата обращения: 1 июня 2022.
  22. Андрей Иванов. Леонид Парфёнов: лучшие проекты мэтра российского телевидения. Teleprogramma.pro (29 февраля 2016). Дата обращения: 1 июня 2022.
  23. 1 2 Василий Гуляев. РОССИЙСКОЕ ТВ: от выборов до дефолта. Mediasat (27 мая 2015). Дата обращения: 1 июня 2022.
  24. 1 2 Василий Гуляев. РОССИЙСКОЕ ТВ: начало XXI века. Mediasat (28 мая 2015). Дата обращения: 1 июня 2022.
  25. Григорий Овиденко. СОБЫТИЕ. Хотите стать участником новой игры ОРТ?. Комсомольская правда (31 июля 2001). Дата обращения: 1 июня 2022.
  26. Валентина Пескова. Круто ты попал. Woman Hit (23 декабря 2002). Дата обращения: 1 июня 2022.
  27. Анастасия Шадская. «Крестный отец» Якубовича и Пельша: сколько передач запустил Владислав Листьев?. Пятый канал (10 мая 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  28. Время первых: Первому каналу — 25 лет!. кинорепортёр (1 апреля 2020). Дата обращения: 1 июня 2022.
  29. Путин наградил директора Первого канала одним из высших орденов. Радио Свобода (6 февраля 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  30. Джошуа Яффа. New Yorker: «Креативный директор Кремля». Сеанс (23 декабря 2019). Дата обращения: 1 июня 2022.
  31. 1 2 3 Телевизионный рынок и video-on-demand в России. KVG Research (2013). Дата обращения: 1 июня 2022.
  32. 1 2 3 Анастасия Якорева, Пётр Лохов. Очень плохие бизнесмены. Как интернет, пропаганда и амбиции Константина Эрнста сделали глубоко убыточным Первый канал — и что с ним теперь будет. Meduza (18 декабря 2019). Дата обращения: 1 июня 2022.
  33. Ирина Петровская. «Закрытый показ» открывается. Новая газета (14 октября 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  34. «Закрытый показ» Александра Гордона вернётся к телезрителям после восьмилетнего перерыва. Кино-театр.ру (7 октября 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  35. Павел Шеремет. Это вам не шуточки. Коммерсант (5 октября 2009). Дата обращения: 1 июня 2022.
  36. Сергей Беднов. Не перевелись еще пижоны в нашем отечестве. Труд (22 августа 2014). Дата обращения: 1 июня 2022.
  37. Дарья Клюйко. Без страха осуждения. Как зоотехник Константин Эрнст стал самым влиятельным человеком на российском ТВ. lady.tut.by (6 февраля 2020). Дата обращения: 1 июня 2022. Архивировано 6 марта 2021 года.
  38. Ксения Болецкая. Реклама подорожает из-за изменения целевой аудитории. Ведомости (10 июня 2011). Дата обращения: 1 июня 2022.
  39. Василий Гуляев. РОССИЙСКОЕ ТВ: время «первых ласточек». Mediasat (30 мая 2015). Дата обращения: 1 июня 2022.
  40. «Давай поженимся!» празднует юбилей. StarHit (17 октября 2013). Дата обращения: 1 июня 2022.
  41. Baza: На Первом канале закрывается программа «Жить здорово!». Бизнес Online (20202-03-30). Дата обращения: 1 июня 2022.
  42. Цискаридзе заменит Галкина в роли ведущего шоу «Сегодня вечером» 7 мая. РБК (2 мая 2022). Дата обращения: 1 июня 2022.
  43. Главное на телевидении с 2010 по 2019 год: от расцвета реалити и шоу талантов до кадровых перестановок. Вокруг.ТВ (31 декабря 2019). Дата обращения: 1 июня 2022.
  44. Анна Качкаева. Можно ли считать конкурс "Евровидение" барометром настроений в Европе?. Радио Свобода (23 мая 2005). Дата обращения: 1 июня 2022.
  45. Елена Афанасьева. «Евровидение» — за час до старта. Эхо Москвы (10 мая 2009). Дата обращения: 1 июня 2022.
  46. Екатерина Дробинина. "Евровидение-2009": подсчитали, прослезились. Русская служба BBC (14 мая 2009). Дата обращения: 1 июня 2022.
  47. "Евровидение - 2009" смотрели 73% московских телезрителей. Интерфакс (18 мая 2009). Дата обращения: 1 июня 2022.
  48. Максим Макарычев. Церемонию открытия Олимпиады в Сочи называют лучшей в истории. Российская газета (9 февраля 2014). Дата обращения: 1 июня 2022.
  49. Сергей Соболев. Закрыли не хуже, чем открыли. Коммерсантъ (24 февраля 2014). Дата обращения: 1 июня 2022.
  50. Первый канал запускает 4К-версию в рамках ЧМ-2018. Кабельщик (13 июня 2018). Дата обращения: 1 июня 2022.
  51. Первый канал покажет футбол в формате Ultra HD на платформе «Орион». Телеспутник (13 июня 2018). Дата обращения: 1 июня 2022.
  52. Доля «Первого канала» упала за год на 1%. www.cableman.ru. Дата обращения: 22 мая 2022.
  53. Шариков А.В. Динамика содержания показа и просмотров на российских телеканалах в 2000-2012 гг // Наука телевидения. — 2013. — Вып. 10. — С. 66–88. — ISSN 1994-9529.
  54. Снимок экрана: что смотрела страна. Forbes.ru. Дата обращения: 22 мая 2022.
  55. Звезды экрана: самые эффективные российские телеканалы. РБК. Дата обращения: 22 мая 2022.
  56. В новогоднем эфире «Первый канал» опередил «Россию 1». РБК. Дата обращения: 22 мая 2022.
  57. "Россия 1" впервые обогнала "Первый канал" по среднегодовой доле аудитории. www.cableman.ru. Дата обращения: 22 мая 2022.
  58. Смотрящие сменили лидера. www.kommersant.ru (8 января 2017). Дата обращения: 22 мая 2022.
  59. Роспечать: Как изменилась аудитория российского телевидения. AdIndex. Дата обращения: 22 мая 2022.
  60. Как «Первый канал» уступил первенство «России 1». Ведомости. Дата обращения: 22 мая 2022.
  61. Mediascope определила самый популярный российский телеканал 2017 года. РБК. Дата обращения: 22 мая 2022.
  62. У «Первого» доля второго. Газета РБК. Дата обращения: 22 мая 2022.
  63. Р. И. А. Новости. "Россия 1" возглавила рейтинг по среднесуточной доле аудитории. РИА Новости (20191225T1741). Дата обращения: 22 мая 2022.
  64. «Первый канал» окончательно проиграл борьбу за внимание россиян: свежий рейтинг телеканалов. ura.news. Дата обращения: 22 мая 2022.
  65. «Россия 1» в четвертый раз подряд стала самым популярным вещателем. РБК. Дата обращения: 22 мая 2022.
  66. «Первый канал» в пятый раз уступит «России 1» звание самого популярного. РБК. Дата обращения: 22 мая 2022.
  67. Назван самый популярный среди россиян телеканал. Lenta.RU. Дата обращения: 22 мая 2022.
  68. Первый канал просит из бюджета 11,5 млрд рублей для стабилизации финансового положения. Деловой Петербург (19 ноября 2018). Дата обращения: 1 июня 2022.
  69. «Первый канал» стал прибыльным впервые за семь лет. Lenta.ru (9 апреля 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  70. Тимур Батыров. Государство откажется от контрольного пакета в «Первом канале». Forbes (22 декабря 2020). Дата обращения: 1 июня 2022.
  71. ВТБ вновь стал акционером «Первого канала». Коммерсантъ (20 марта 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  72. Тимур Бордюг. ВТБ и «Согаз» станут акционерами «Первого канала». Ведомости (22 марта 2021). Дата обращения: 1 июня 2022.
  73. Матадор, убивший двух зайцев. Независимая газета (6 июля 2007). Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  74. НОВЫЙ ГОД ПРИХОДИТ С ОРТ!. ОРТ (31 декабря 2001). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 17 августа 2021 года.
  75. Смотрим телевизор. Как от канала отличить канал. Радио Свобода (1 сентября 2003). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  76. Смотрим телевизор. Каким будет телесезон 2005 - 2006? Размышляют - Арина Бородина, обозреватель газеты "Коммерсант", Сергей Варшавчик, обозреватель "Независимой газеты", Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино". Радио Свобода (26 августа 2005). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  77. Первый канал запустил новую серию промороликов «Формула Первого». Первый канал (20 июня 2007).
  78. ЛЮБИТЬ СЕБЯ. И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЗАИМНОСТЬЮ. Труд (14 июля 2007). Дата обращения: 30 сентября 2019. Архивировано 30 сентября 2019 года.
  79. «Батя» приземлился. Корпорация «МиГ» провела промоакцию и поменяла генерального директора. Время новостей (2 октября 2007).
  80. Первый канал подготовил сюрприз для своих зрителей. Первый канал (10 ноября 2007). Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 7 марта 2016 года.
  81. Очень свежее ТВ. Известия (3 сентября 2009). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  82. Начало стереовещания на Первом
  83. Телевидение уходит в интернет. Телевизионные каналы пытаются завоевать интернет-аудиторию. Газета.Ru (6 февраля 2008). Дата обращения: 29 марта 2022. Архивировано 10 мая 2021 года.
  84. Медведев утвердил список общедоступных теле- и радиоканалов. Известия (24 июня 2009). Дата обращения: 4 мая 2013. Архивировано 8 июня 2013 года.
  85. Зоны вещания Первого канала. Первый канал. Официальный сайт. Дата обращения: 9 марта 2019. Архивировано 15 апреля 2019 года.
  86. Первый канал начал вещание в формате High-Definition (24 декабря 2012). Дата обращения: 25 декабря 2012. Архивировано 27 декабря 2012 года.
  87. С сегодняшнего дня началось вещание нового спутникового телеканала «ОРТ — Международное». Первый канал. Официальный сайт (27 сентября 1999). — Новости — Общество. Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  88. «Первый канал» начал вещание в «Одноклассниках». Дата обращения: 28 января 2019. Архивировано 28 января 2019 года.
  89. 1 2 3 4 5 "До последнего момента мы не знали, выйдем ли в эфир". ОРТ — пять лет. Коммерсантъ (30 ноября 1999). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
  90. Волошина подпёрли верным кадром. В Кремль вернулся Игорь Шабдурасулов. Коммерсантъ (4 сентября 1999). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  91. Старые песни без главного. Российская газета (9 апреля 1999). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  92. В чём сила духа россиян?. Российская газета (6 мая 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  93. Константин Эрнст передал свои продюсерские полномочия Александру Файфману. 1tv.ru (15 июля 2001). Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 3 января 2015 года.
  94. ОРТ отморозили под выборы. Ведомости (22 февраля 2000). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано 8 марта 2016 года.
  95. Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский
  96. Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Эрмитажа. NEWSru (14 сентября 2001). Дата обращения: 12 февраля 2013. Архивировано 28 июля 2013 года.
  97. Председателем Совета директоров «Первого канала» избран глава аппарата правительства РФ. Newsru.com (31 августа 2005). Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  98. Вице-премьер Собянин избран главой Совета директоров «Первого канала». NEWSru (17 февраля 2009). Дата обращения: 12 февраля 2013. Архивировано 28 июля 2013 года.
  99. Вкратце. Ведомости (18 февраля 2009). Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 7 февраля 2012 года.
  100. Председателем совета директоров Первого канала стал ректор МГИМО. Newsru.com (23 июня 2011). Дата обращения: 27 декабря 2011. Архивировано 5 марта 2012 года.
  101. Глава ЦСКА Орешкин возглавил совет директоров Первого канала. Он займется финансовым оздоровлением. Sports.ru (22 декабря 2020). Дата обращения: 24 декабря 2020. Архивировано 22 декабря 2020 года.
  102. Сократят ли "Поле чудес"?. Аргументы и факты (16 сентября 1998). Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  103. Шерлок Холмс попал под суд. Коммерсантъ (22 апреля 2000). Дата обращения: 28 августа 2016. Архивировано 7 мая 2016 года.
  104. Марат Гельман будет заниматься на ОРТ аналитикой и PR. NEWSru (17 июня 2002). Дата обращения: 12 февраля 2013. Архивировано 28 июля 2013 года.
  105. Даниелян Марина Виленовна. Академия российского телевидения.
  106. Первые на Первом. Первый канал (28 июня 2008). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 6 июля 2017 года.
  107. Арефьев, Егор. «Прожекторперисхилтон» возвращается 4 марта. Комсомольская правда (20 февраля 2017). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  108. Арефьев, Егор. Анастасия Заворотнюк сделала шоу имени себя. Комсомольская правда (27 сентября 2012). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  109. Владимир Кара-Мурза: Как телевидение убивает молодые таланты. Собеседник (23 мая 2014). Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
  110. Федотова, Инна. Леонид Ярмольник: «Мой главный проект последних лет — внук Петька» (недоступная ссылка). Телепрограмма (16 марта 2016). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  111. Первый канал. 20 лет в эфире. Первый канал (1 апреля 2015). Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 24 декабря 2016 года.
  112. 1 2 Состояние ТВ: Как устроено «Останкино». Афиша (23 мая 2012). Дата обращения: 23 января 2018. Архивировано 24 января 2018 года.
  113. Их профессия - новости. Новые Известия (7 апреля 1999). — «Нас пригласили в дирекцию информационных программ, где выпускают программы "Время" и "Новости"».
  114. Антон Верницкий. Дирекция информационных программ. Комментатор. Первый канал (5 июля 2014).
  115. НЕПОДВЕДЕННЫЕ «ИТОГИ». Новая газета (30 июля 2001). Дата обращения: 9 июня 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  116. Он открыл эфир «НТВ-Плюс», работал с Уткиным, а теперь ведет утро на Первом. Политика ему противна. Sports.ru (14 января 2019). Дата обращения: 15 января 2019. Архивировано 30 марта 2019 года.
  117. Андрей Васильев о работе с Березовским, «распятом мальчике» на Первом и о том, как быть идеальным главредом. Дождь (25 октября 2014). Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 9 ноября 2017 года.
  118. Конец связи. Умерла Ксения Пономарёва, первый главный редактор "Коммерсантъ-Daily". Коммерсантъ (17 августа 2016). Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 10 ноября 2017 года.
  119. Андрей Васильев: мне больше нравилось НТВ. Коммерсантъ (14 июня 1997). Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  120. Васильев и Любимов. Информация Первого канала теперь зависит от Александра Любимова. Коммерсантъ (14 октября 1997). Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано 14 июля 2020 года.
  121. Свято место. Российская газета (20 марта 1998). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  122. Сергей ДОРЕНКО: «НАДО ПОКАЯТЬСЯ? ПОЖАЛУЙСТА!» Бывший телекиллер считает, что на «Эхе» занимается тем же, чем на ОРТ, только вот «московский образованный класс» этого не понимает. Новая газета (28 сентября 2006).
  123. Из молодых, да ранних. Бизнес&Балтия (13 января 1999). Дата обращения: 20 июля 2018. Архивировано 20 июля 2018 года.
  124. На ОРТ поменяли информационное начальство
  125. Кирилл Клейменов вернулся на Первый. Дата обращения: 19 ноября 2010. Архивировано 4 марта 2015 года.
  126. Кирилл Клейменов возглавил «Новости» «Первого канала»
  127. Телевидение — это террариум единомышленников. Утро.ру (20 января 2003). Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  128. ФИЛИНА Ирина Владимировна. Академия российского телевидения.
  129. Кирилл Клеймёнов чистит авгиевы конюшни. И это только начало. Пресс-Атташе (17 декабря 2004). Дата обращения: 22 октября 2017. Архивировано 5 августа 2018 года.
  130. Клейменов продолжает чистить авгиевы конюшни. Клейменов попросил своих журналистов «выйти на уровень хотя бы Третьего канала». Пресс-Атташе (13 января 2005). Дата обращения: 22 октября 2017. Архивировано 24 апреля 2018 года.
  131. «Все имеют право на редакционную политику». Высшая школа экономики (16 марта 2017). Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  132. Ксения Пономарёва: Мне нужна ещё неделя. Коммерсантъ (19 марта 1996). Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано 13 сентября 2016 года.
  133. Ярошенко, Александр. Калерия Кислова: Главный кадр — за кадром, Российская газета — Неделя, № 7307 (141) (2 июля 2017). Архивировано 17 августа 2017 года. Дата обращения 16 августа 2017.
  134. Лучшие на Первом!. МИТРО (20 мая 2009). Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  135. У главного режиссера дирекции Первого канала угнали машину. Росбалт (5 апреля 2011). Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  136. По ту сторону «Времени». Комсомольская правда (1 ноября 2014). Дата обращения: 2 августа 2017. Архивировано 3 августа 2017 года.
  137. Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1316 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Президент России, официальный сайт (27 ноября 2006). — Документы. Дата обращения: 3 сентября 2017. Архивировано 13 ноября 2020 года.
  138. Авторы номера. Знание, понимание, умение (1 января 2007). Дата обращения: 2 декабря 2017. Архивировано 3 декабря 2017 года.
  139. Юрий Никифоров. Первый канал (21 ноября 2005).
  140. 1 2 Биография на сайте «Первого канала» (недоступная ссылка). Первый канал. Дата обращения: 25 марта 2015. Архивировано 26 августа 2014 года.
  141. Теледебаты так и не состоялись. Коммерсантъ (14 июня 1996). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  142. Мельман А. Олег Вольнов: День начинается ночью // Московский комсомолец. — 2002. — 21 ноября. Архивировано 1 октября 2022 года.
  143. Любимов наконец получил назначение. Коммерсантъ (19 июля 1997). Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  144. Данила Шарапов. Первый канал.
  145. Антипов Василий Иванович. KM.ru. Дата обращения: 30 мая 2017. Архивировано 2 октября 2017 года.
  146. 1 2 3 ОРТ начинает вещание. Руководство ОРТ. Коммерсантъ (1 апреля 1995). Дата обращения: 30 мая 2017. Архивировано 10 сентября 2017 года.
  147. 3 июля в 14.00 состоится виртуальная конференция, посвящённая открытию новой версии официального сайта ОРТ. Теле-Спутник. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 10 октября 2016 года.
  148. Партии пожеребились впустую. Прямой эфир с первого раза поделить не получилось. Коммерсантъ (5 ноября 2003). Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано 9 октября 2016 года.
  149. 1 2 Алексей Пищулин. Первый канал.
  150. В «Первый класс» с Иваном Охлобыстиным. Эхо Москвы (22 января 2012). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  151. 1 2 Людмила Кажуро-Снигирева. Первый канал. Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 20 февраля 2017 года.
  152. Можно ли сегодня извлечь уроки из революции 1917 года?. Законодательное собрание Вологодской области (6 апреля 2017). Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 10 ноября 2017 года.
  153. Михаил ПАВЛОВ: «Продаётся то, что покупается». Литературная газета (26 сентября 2012). Дата обращения: 29 марта 2022. Архивировано 18 августа 2021 года.
  154. Высоцкий победил всех, кроме себя... На Первом канале - день памяти великого поэта, барда и актёра. Комсомольская правда (27 января 2011). Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  155. Юлия Ермолина. Первый канал.
  156. «Сериал „Фарго“ — это слишком тонко, зато „Тест на беременность“ — искренний и сделан с любовью». Глава кинопоказа Первого канала Сергей Титинков впервые рассказал, как выбирают телекино, которое потом будут ставить в эфир сразу после программы «Время» [видео]. Комсомольская правда (18 августа 2015). Дата обращения: 12 октября 2019. Архивировано 12 октября 2019 года.
  157. Завершился первый этап конкурса, объявленного ВГТРК. Музыкальная правда (24 мая 1996). Дата обращения: 9 июня 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  158. Из всех искусств для кино важнейшим является ТВ?. Эхо Москвы (27 ноября 2005). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  159. Фаст-худ. Огонёк (31 августа 2009). Дата обращения: 12 октября 2019. Архивировано 12 октября 2019 года.
  160. НА ОРТ ЭРОТИКИ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. "Мы точно знаем свою аудиторию", - утверждает Анатолий Максимов, командующий кинопоказом на Общественном российском телевидении. Независимая газета (3 ноября 2001).
  161. Томатный сок становится кровью. Известия (30 марта 2003).
  162. «Ночной дозор» заказал «Первый канал». Деловой Петербург (6 июля 2004). Дата обращения: 12 октября 2019. Архивировано 12 октября 2019 года.
  163. Стоп в кадре. Коммерсантъ (4 июня 2008). Дата обращения: 9 июня 2017. Архивировано 11 октября 2013 года.
  164. Сергей Титинков, руководитель дирекции кинопоказа: "Мы не до конца знаем нашего зрителя. Уверенности нет никогда, есть расчёт и надежда". Сноб (1 апреля 2015). Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 10 марта 2016 года.
  165. Широкоэкранное наступление. Российские фильмы потеснили западные в прокате. Коммерсантъ (6 октября 2005). Дата обращения: 9 июня 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  166. Слово комментаторам. Какой чемпионат Вам интереснее комментировать?. Советский спорт (8 августа 2007). Дата обращения: 1 декабря 2018. Архивировано 29 ноября 2018 года.
  167. Выборнов: уйти с Первого канала - это моё решение. Чемпионат.ру (17 октября 2009). Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 5 октября 2016 года.
  168. «Мне неуютно было комментировать “Ледниковый период”». Московские новости (19 августа 2013). Дата обращения: 25 октября 2016. Архивировано 24 октября 2016 года.
  169. Когда виноват… комментатор. Век (10 ноября 2014). Дата обращения: 13 октября 2016. Архивировано 14 октября 2016 года.
  170. Николай Малышев. Первый канал (24 февраля 2016). Дата обращения: 19 марта 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.
  171. Руководство. Первый канал. Дата обращения: 6 октября 2016. Архивировано 3 октября 2016 года.
  172. «Часто бокс смотрят женщины, которым нравится, как полуголые мужчины бьют друг друга до крови». Московские новости (5 августа 2013). Дата обращения: 20 мая 2017. Архивировано 8 октября 2017 года.
  173. Борис Скрипко – комментатор на телеканале Матч-ТВ. СпортОбзор. Дата обращения: 20 мая 2017. Архивировано 19 мая 2017 года.
  174. Что вы подумали, когда на стадионе в Тбилиси погас свет?. Комсомольская правда (15 октября 2002). Дата обращения: 21 мая 2017. Архивировано 19 февраля 2005 года.
  175. Итак, после некоторого затишья казанский боксёр Вадим Токарев вновь на авансцене. Kazved (5 марта 2004). Дата обращения: 20 мая 2017. Архивировано 4 сентября 2017 года.
  176. В Ригу заглянет телекомментатор Гомельский. Vesti.lv (21 августа 2011).
  177. Сегодня начинаются Олимпийские игры. РИА Новости (13 августа 2004). Дата обращения: 16 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  178. Конов не будет работать на «Матч ТВ». Он стал главредом дирекции спортивного вещания Первого канала. Sports.ru (7 ноября 2017). Дата обращения: 16 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  179. Василий Конов. Facebook. — «ОАО «Первый канал». Заместитель Директора дирекции - главный редактор Дирекции спортивного вещания · С 7 ноября 2017 г. по 29 декабря 2018 г.».
  180. «Канадец уложил Харламова — лицо разбито, майка разорвана. В следующем матче наши отомстили». Главный режиссер спорта в СССР. Спорт-Экспресс (23 апреля 2021). Дата обращения: 9 июня 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  181. Показывает Шаболовка. Маленькие тайны больших спортивных телетрансляций. Гудок (13 марта 2008). Дата обращения: 9 июня 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  182. ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ, АКТ ВТОРОЙ. Труд (11 августа 2008). Дата обращения: 9 июня 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  183. Опять про это. Труд (6 июля 2006). Дата обращения: 5 мая 2017. Архивировано 30 августа 2017 года.
  184. Продюсер Наталья Никонова: «Кем была Жасмин, пока не случилось скандала?». Известия (27 февраля 2007). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  185. Ток-шоу — это война. Наталья Никонова, руководитель студии спецпроектов Первого канала, рассказала о тайнах популярных ток-шоу. Комсомольская правда (25 октября 2007). Дата обращения: 5 мая 2017. Архивировано 31 августа 2017 года.
  186. Телеканалы определили время для агитации и дебатов кандидатов в Госдуму. Лента.ру (16 августа 2016). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 17 августа 2016 года.
  187. Первые теледебаты кандидатов в президенты РФ пройдут 6 февраля. Бизнес Online (2 февраля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  188. Наталья Никонова с «Первого канала» стала генеральным продюсером «Пятого». Gazeta.Spb (12 октября 2009). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  189. Наталья Никонова: «У каждой женщины свой Малахов». Лениздат.ру (27 сентября 2007). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  190. Писарев Андрей Андреевич. Лабиринт (7 июля 2016). Дата обращения: 1 октября 2016. Архивировано 10 ноября 2017 года.
  191. СМИ: Институт сторонников «Единой России» возглавят общественники. Взгляд (21 марта 2016). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 16 августа 2021 года.
  192. 1 2 О поощрении организаторов выборов и иных участников избирательного процесса. ЦИК России (6 июня 2018). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  193. В рамках 39-го ММКФ пройдёт IX питчинг дебютантов. Мир фестивалей (7 июня 2017). Дата обращения: 28 октября 2017. Архивировано 10 апреля 2020 года.
  194. Мастер-класс креативного продюсера Первого канала. Институт кино и телевидения (ГИТР) (14 октября 2019). Дата обращения: 15 декабря 2019. Архивировано 15 декабря 2019 года.
  195. Александр Цекало займётся спецпроектами на Первом канале. Sostav.ru (26 июня 2007). Дата обращения: 30 августа 2017. Архивировано 11 августа 2017 года.
  196. 1 2 Елена Афанасьева. Телехранитель. Развлекательное не значит пустое. В гостях: Александр Цекало. Эхо Москвы (17 февраля 2008). Дата обращения: 23 декабря 2019. Архивировано 28 февраля 2008 года.
  197. Михаил Задорнов. Бренд сивой кобылы. Росбалт (6 января 2012). Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 1 октября 2017 года.
  198. Андрей Ванденко. Есть ли жизнь в телевизоре (недоступная ссылка). Итоги (19 ноября 2012). Дата обращения: 8 февраля 2014. Архивировано 20 ноября 2012 года.
  199. 1 2 Александр Цекало уволился с поста замгендиректора «Первого канала». Коммерсантъ (30 июля 2008). Дата обращения: 13 мая 2017. Архивировано 12 августа 2017 года.
  200. О компании «Среда». Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Дата обращения: 30 августа 2017. Архивировано 13 декабря 2016 года.
  201. Озвучена причина ухода Малахова с Первого канала: слишком много политики. Московский комсомолец (3 августа 2017). Дата обращения: 30 августа 2017. Архивировано 30 августа 2017 года.
  202. Борисов доказал профпригодность, а Малахов ушёл не сам. Комсомольская правда (17 августа 2017). Дата обращения: 30 августа 2017. Архивировано 30 августа 2017 года.
  203. Участники 2017. Комитет индустриальных телевизионных премий (6 июня 2017). — Участники. — «Просветительская программа. Участники — «Жить здорово!» Производитель: Дирекция спецпроектов АО „Первый канал“». Дата обращения: 18 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.
  204. Вместо Шепелева — Тимур Еремеев? Кто станет новым ведущим «На самом деле». Собеседник (19 февраля 2020). Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  205. Цензура опасна для «Здоровья». Новые Известия (23 июля 2004). Дата обращения: 6 декабря 2019. Архивировано 6 декабря 2019 года.
  206. 1 2 Андрей Цвинтарный. Директор Дирекции научно-популярных программ. Первый канал (24 февраля 2016). Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.
  207. 1 2 Андрей Сычёв. Первый канал.
  208. Известный режиссёр и новый репатриант Аркадий Коган на презентации «Селком TV»: как делается телевидение и почему нам интересно его смотреть? (недоступная ссылка). Ботинок (11 декабря 2016). Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.
  209. Телемарафон "Всем миром" собрал более 575 миллионов рублей для пострадавших от паводка (недоступная ссылка). NEWSru.com (30 сентября 2013). Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано 24 февраля 2017 года.
  210. 1 2 Светлана Колосова. Директор Дирекции документального кино. Первый канал (24 февраля 2016). Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 20 сентября 2017 года.
  211. Сергей Медведев: «Моё положение меня устраивает». Независимая газета (11 февраля 2005). Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 12 июня 2018 года.
  212. В новом сезоне конкуренция между телеканалами обострится. Газета (3 сентября 2003). Дата обращения: 3 января 2019. Архивировано 4 января 2019 года.
  213. Александр Михайловский. Первый канал.
  214. «Кустурица – человек, который смог не превратиться в гламурного имиджевого персонажа» (недоступная ссылка). Телекритика (2 декабря 2013). Дата обращения: 20 сентября 2017. Архивировано 21 сентября 2017 года.
  215. Ирина Кротик-Короткевич. Первый канал.
  216. Кто заказывает музыку?. Российская газета (8 декабря 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  217. Он заказывает музыку. Российская газета (31 мая 1996). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  218. Александр Школьник: Моя работа — новости. Broadcasting (25 сентября 2007). Дата обращения: 11 ноября 2019. Архивировано 17 августа 2021 года.
  219. Юрий Аксюта, главный продюсер музыкального и развлекательного вещания: «За дверями Останкино скрывается вселенная бесконечного стресса». Сноб (1 апреля 2015). Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 10 марта 2016 года.
  220. В утреннем эфире «ОРТ» появилась обновлённая версия программы «Утренняя Почта» с новой ведущей Ларисой Грибалевой. ОРТ (10 ноября 1999). Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано 27 августа 2016 года.
  221. Сыграть из ящика. Новая газета (13 марта 2003). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 15 августа 2021 года.
  222. ТВС увольняет своих за долги. Собеседник (29 января 2003).
  223. Юрий Аксюта: Речь о свободе. Московский комсомолец (5 июня 2003). Дата обращения: 6 сентября 2015. Архивировано 6 февраля 2016 года.
  224. «Фабрика звёзд» с обратной стороны. Лениздат.ру (20 октября 2004). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 16 сентября 2017 года.
  225. Аркадий Фатеев назначен одним из Директоров Первого канала. Первый канал (22 января 2008). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 14 января 2019 года.
  226. Дирекция детских и юношеских программ Первого канала разрабатывает концепцию ежедневного часа детских программ. НИА «Нижний Новгород» (6 октября 2003). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 15 декабря 2018 года.
  227. Александр Школьник: «РСН собирает аудиторию из надёжных, успешных и нескучных людей». Известия (4 марта 2008). Дата обращения: 21 августа 2019. Архивировано 21 августа 2019 года.
  228. Сначала малыши посмотрят Доренко. Сегодня (3 октября 1998).
  229. Ведущий детских передач Сергей Супонев погиб от дорогой игрушки. В субботу его снегоход врезался в дерево. Комсомольская правда (11 декабря 2001). Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 22 ноября 2017 года.
  230. У смерти — звёздный час. Московский комсомолец (28 декабря 2001). Дата обращения: 21 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  231. Человек из телевизора. Валдис Пельш. Эхо Москвы (13 апреля 2002). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 20 июля 2020 года.
  232. Это не «Розыгрыш» — Валдис Пельш вернулся в «Угадайку». Российская газета (25 октября 2003). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано 8 апреля 2017 года.
  233. В городе слепых. Российская газета (7 июля 2000). Дата обращения: 14 июля 2021. Архивировано 29 июля 2021 года.
  234. Весь мир - в "тарелке". Труд (23 августа 2000). Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 17 сентября 2017 года.
  235. Конференция с Ларисой Кривцовой. Первый канал (15 апреля 2004).
  236. Степанова, Надежда. Эпоха скандальных ток-шоу уходит в прошлое, Известия (30 августа 2004). Архивировано 17 сентября 2017 года. Дата обращения 23 июля 2017.
  237. Лариса Кривцова: "Самые перспективные люди – это женщины". Собеседник (8 февраля 2005). Архивировано 12 февраля 2005 года.
  238. Игорь Буренков. Первый канал (10 марта 2004).
  239. "Первый канал" создал дирекцию по усилению позиций компании в интернете. Сибирское агентство новостей (24 мая 2014). Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано 13 сентября 2017 года.
  240. «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» ОБЪЕДИНИТ ДИРЕКЦИИ ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ (недоступная ссылка). Медиапрофи (13 апреля 2017). Дата обращения: 16 апреля 2017. Архивировано 17 апреля 2017 года.
  241. Гимн в законе остаётся всё ещё советским, а не российским. Коммерсантъ (28 декабря 2000). Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано 6 февраля 2016 года.
  242. "Первый канал": жертва чужой зависти или собственного самодовольства. Радио Свобода (30 июля 2007). Дата обращения: 10 мая 2015. Архивировано 18 мая 2015 года.
  243. Первый канал. Официальный сайт. Лица. Лариса Крымова. Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 13 марта 2016 года.
  244. НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ – НОВЫЙ PR-ДИРЕКТОР. Мир тесен (2 июня 2007). Дата обращения: 21 ноября 2019. Архивировано 17 августа 2021 года.
  245. Соколов Сергей Сергеевич. Международная академия телевидения и радио.
  246. КРУПНЫЙ ПЛАН: Елена Афанасьева, глава дирекции креативного планирования «Первого канала»: «Нужно самим идти туда, где потребитель готов получать твой контент». AdIndex (13 ноября 2014).
  247. Константин Эрнст увольняет людей за похвалу шоу «Игра». Пострадала топ-менеджер «Первого канала». На «Первом» нельзя сомневаться в величии КВН. Палач (18 декабря 2021).
  248. «Меня учили, что каждая человеческая жизнь — бесценна». Дмитрий Ликин 24 года был главным художником Первого канала. Из-за войны с Украиной он уволился. Мы с ним поговорили. Meduza (19 марта 2022).
  249. Антон Ненашев, «Первый канал»: Как поднять бабла. Sostav.ru (13 июня 2019).
  250. Алексей Шмаков: Эта работа научила меня говорить «нет». Сноб (1 апреля 2015).
  251. Валентина УДАЛОВА. ИКС-Медиа.
  252. Политика "Первого канала" по отношению к кабельщикам. Телеспутник (апрель 2006).
  253. Полнометражный мультфильм «Незнайка и Баррабасс» представлен зрителям. Первый канал (17 августа 2004).
  254. «Первый канал» переключился на мультфильм. Сказка Леонида Филатова пойдёт в прокат. Коммерсантъ (4 апреля 2008). Дата обращения: 30 января 2018. Архивировано 30 января 2018 года.
  255. Первая Видеокомпания. apoi.ru. Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 12 октября 2016 года.
  256. Мост-радио, Мост-видео. Ведомости (14 марта 2000). Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 27 сентября 2016 года.
  257. "Первая видеокомпания", основанная телеканалом ОРТ, решила обанкротиться. Право.ру (31 октября 2011). Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 29 октября 2017 года.
  258. 1 2 Интервью с главой ОРТ-Рекордс. Иосиф Пригожин: пиратов мы возьмём на работу. Коммерсантъ (8 мая 1998). Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 3 октября 2016 года.
  259. КРУПНЫЙ ПЛАН: Пиратов побьют рублём. Ведомости (5 апреля 2006). Дата обращения: 2 октября 2016. Архивировано 11 октября 2016 года.
  260. 1 2 Джошуа Яффа. New Yorker: «Креативный директор Кремля». Сеанс (23 декабря 2019). Дата обращения: 10 июня 2021.
  261. Юкраина против Якраины. Коммерсантъ (29 ноября 2004).
  262. Телелидеры 2-8 апреля. Коммерсантъ (11 апреля 2007).
  263. Первый канал не указал Навального среди кандидатов в мэры Москвы, сдавших документы в МГИ // Московский комсомолец, 10.07.2013
  264. Навальный сдал подписи, попал в автозак и погулял по Москве: как это было. Московский комсомолец (10 июля 2013). Дата обращения: 10 июня 2021.
  265. Истёк срок подачи заявок для регистрации кандидатов на выборах мэра Москвы. Первый канал (10 июля 2013). Дата обращения: 10 июня 2021.
  266. С сайта Первого канала исчез сюжет с 14-летней предполагаемой женой Кадырова, Радио Свобода (9 апреля 2021).
  267. Первый канал поверил в «утку» о воронке от челябинского метеорита // Лента.ру, 15.02.2013
  268. 1 2 Первый канал объяснил, почему выдал протестующих за ловцов покемонов «Русская служба Би-би-си», 07.2016
  269. Російський Перший канал видав архівні кадри хороводів у Якутії за святкування поправок до Конституції, Детектор медиа (6 июля 2020).
  270. Сергей Косяков. Телеканал ZDF по-русски объяснил российским СМИ шутку про Pussy Riot. DW (1 июля 2013). Дата обращения: 10 июня 2021.
  271. Илья Коваль. Как беженца, обвиняемого в Австрии в изнасиловании, «оправдал» только Первый канал «Deutsche Welle», 27.10.2016
  272. «Первый канал» рассказал о массовом бегстве украинцев в Россию, показав польский КПП // Newsru.com, 02.03.2014
  273. Михаил Зеленский. Первый канал показал «фейковые» данные о победе Яроша на президентских выборах // Slon.ru
  274. Лола Тагаева, Илья Шепелин. Пока Путин молчит // Slon.ru
  275. Каналы правды: как ошибается российское телевидение. РБК (11 ноября 2014). Дата обращения: 10 июня 2021.
  276. Первый канал уличили в очередном "фейке". NEWSru.com (7 декабря 2018).
  277. Мне стыдно, это позор! Белорус объяснил, как сняли фейк Кремля о бедном украинце. Обозреватель (8 декабря 2018).
  278. Первый канал выдал белоруса за замерзающего украинца. Настоящее время (7 декабря 2018).
  279. Илья Варламов. Как Первый канал придумывает новости (7 декабря 2018).
  280. В России Первый канал выдал белоруса за нищего украинца: видео. Liga (7 декабря 2018).
  281. Первый канал извинился за белоруса, изображавшего разочарованного украинца с "майдана". Правда.ру (7 декабря 2018).
  282. «Спасибо, мой Первый. Я стараюсь успеть за тобой!». Простую историю Юлии Чумаковой, автора сюжета о распятом мальчике, исследовала Александра Соколова. Colta.ru (6 августа 2015).
  283. Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца
  284. ТВ, леденящее душу. Всё показанное по телевизору — правда, а правда — всё показанное по телевизору. Новая газета (17 июля 2014).
  285. Елизавета Сурганова. Страшнее фантазии: как Первый канал отреагировал на обвинения во лжи «Forbes», 22.12.2014
  286. Вера Кичанова «Первый канал» оправдался за сюжет о «распятом мальчике» «Slon.ru», 22.10.2014
  287. Покушение на Победу. Полемическое обозрение. Советская Россия (21 октября 2004).
  288. Исторические ляпы в сериале «Диверсант: конец войны» (недоступная ссылка — история ). Новое пламя (24 июня 2008).
  289. Нам не показали, как Брежнев уложил медсестру в постель. Комсомольская правда (1 апреля 2005).
  290. «Про это» – и про то. Независимая газета (13 июля 2007).
  291. Сергей Есенин на Первом канале: Пальцы в рот - и весёлый свист?. Комсомольская правда (7 ноября 2005).
  292. Телелидеры с АРИНОЙ Ъ-БОРОДИНОЙ. Коммерсантъ (20 апреля 2005).
  293. …А товарищ Берия вновь вошёл в доверие. Шизофреническая программная политика ТВ не даёт составить определённое представление о «забытых вождях». Новая газета (26 мая 2017).
  294. Владимир Кара-Мурза-ст.: Реабилитация Берии – преступление. Собеседник (26 мая 2017).
  295. Архиепископ Никон просит Эрнста прекратить мракобесие на Первом канале от 20.11.06 Архивная копия от 31 марта 2008 на Wayback Machine // Агентство национальных новостей
  296. Пономарёв Л. И. Телемистика // Наука и жизнь. — М.: АНО Редакция журнал «Наука и жизнь», 2008. — № 11. — ISSN 1683-9528.
  297. Газзаев недоволен качеством трансляций матчей сборной на «Первом канале» (17 октября 2002). // NEWSru.com
  298. Ловчев раскритиковал Первый канал за отношение к футболу и чемпионату мира. NEWSru.com (12 июня 2010).
  299. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 7. Sports.ru (24 марта 2019).
  300. "У Евгения Петросяна появился опасный конкурент". Радио Свобода (19 июня 2006).
  301. 5 выводов по матчу Австрия — Россия. Сборная России продолжила череду невыразительных выступлений в отборочном цикле к Евро-2016 (недоступная ссылка). Mail.ru (16 ноября 2014). Дата обращения: 16 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  302. Андрей Вдовин. Накануне передела. Газета «Время новостей», № 119 (3 июля 2003). — Крупным планом. Дата обращения: 10 декабря 2013.
  303. Почему нас держат за полуночников?. Новая Газета (17 февраля 2003).
  304. Мы в эфире. Как показывали сборную России по футболу на ТВ. Часть 6. Sports.ru (23 марта 2019).
  305. Должен ли Ярцев подать в отставку?. Радио Свобода (17 октября 2004).
  306. Русский футбол начала двухтысячных. Часть I. Курение на тренерской скамейке, реклама во время матчей на Первом и другие события нашего футбола начала двухтысячных. Sports.ru (12 апреля 2014).
  307. Футбольная реклама. ОРТ не хочет мириться с FIFA. Коммерсантъ (14 июля 1998).
  308. Против ОРТ возбуждено дело о нарушении закона о рекламе. NEWSru.com (20 декабря 2002).
  309. Первый канал оштрафовали из-за рекламы. Министерство по антимонопольной политике считает, что ее в эфире слишком много. Комсомольская правда (15 января 2003).
  310. "Первый канал" оштрафован за рекламу масла и алкоголя. Вслух.ру (14 июля 2004).
  311. ОРТ оправдывается перед футбольными болельщиками. Русский телеграф (10 июля 1998).
  312. Телевидение. Таланты и полупоклонники никак не поймут друг друга. Московская правда (18 октября 2002).
  313. Аргентинские впечатления Бориса Сопкина. К итогам регулярного чемпионата России. Ташкентский "Пахтакор" среди лидеров азиатского футбола. Появится ли в России трасса "Формулы-1"?. Радио Свобода (6 апреля 2003).
  314. Спортдиректор «Лацио» забивал России Газзаева. Гол не показали в лайве – Первый канал врубил рекламу прямо во время матча. Sports.ru (4 ноября 2020).
  315. 1 2 3 Endemol подаст в суд на „Первый канал“ за шоу „Точь-в-точь“. slon.ru (21 апреля 2014). Дата обращения: 23 апреля 2014. Архивировано 5 марта 2016 года.
  316. 1 2 3 «Первый канал» выиграл суд по шоу «Точь-в-точь» у испанской компании. Ведомости (2 октября 2014). Дата обращения: 4 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  317. Точь-в-точь. О проекте. Первый канал. Дата обращения: 19 февраля 2017. Архивировано 20 марта 2016 года.
  318. «Точь-в-точь» — не «Один в один» или спор за концепцию. Дата обращения: 19 мая 2016. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  319. Испанцы просят Первый канал запретить шоу «Точь-в-точь». Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  320. Шоу Один в один попадёт под запрет. Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  321. Верховный суд не запретил показ шоу «Точь-в-точь» Первого канала. Дата обращения: 19 мая 2016. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  322. МИД Белоруссии лишил аккредитации съёмочную группу «Первого канала». Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 10 мая 2020 года.
  323. Проведение массовых мероприятий привело к резкому ухудшению вирусной обстановки в Белоруссии. Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 8 мая 2020 года.
  324. Информационная атака на Беларусь. 7 фейков в одном сюжете федерального канала России. Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 10 мая 2020 года.
  325. В Белоруссии произошёл взрывной рост новых случаев заболевания коронавирусом. Дата обращения: 6 мая 2020. Архивировано 12 мая 2020 года.
  326. «Совпадение»: Первый канал и Собчак обвинили в копировании. Газета.Ру. — новость. Дата обращения: 20 июня 2022.
  327. RTVI подал в суд на «Первый канал» из-за шоу Собчак и Гордона. РБК. — новость. Дата обращения: 20 июня 2022.
  328. ОРТ стало победителем международного конкурса в рамках конференции по дизайну и новым технологиям. ОРТ (20 июля 2002).
  329. Первый канал получил приз «Инновации года». Первый канал (30 января 2013). Дата обращения: 2 января 2017. Архивировано 3 января 2017 года.

Дополнительная литература

Ссылки