Россия-1

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Россия (телеканал)»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Россия-1
Общероссийский государственный телеканал «Россия-1»
Изображение логотипа
Страна  СССР (1991)
Флаг России (1991—1993)/ Россия (с 1991)
Зона вещания  СССР
Флаг России (1991—1993)/ Россия
Время вещания круглосуточно
(по понедельникам — с 5:00 до 2:00 в Москве и Московской области в эфирных, спутниковых и кабельных сетях)
Дубль 1 МСК+8 — с перерывом в вещании
Язык вещания русский
Штаб-квартира Москва, 5-я улица Ямского Поля, 19/21
Формат изображения 576i (SDTV)
1080i (HDTV)
Тематика телеканала общая
Дата начала вещания 13 мая 1991 года[1], 17:00
Заменил Флаг СССР 2-я программа Центрального телевидения
Заменён Флаг Украины УТ-2
Флаг Белоруссии РТР-Беларусь
Флаг Литвы TV3
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 76122 от 24 июня 2019 года[2]
Доля аудитории 12,9% (2021 год, Аудитория «Россия, Все 4+»[3])
Основатель ВГТРК
Владелец ВГТРК
Генеральный директор Антон Златопольский
Руководители Игорь Шестаков — главный продюсер
Александр Нечаев — программный директор
Прежние названия РТВ (13 мая — 15 сентября 1991)
РТР (16 сентября 1991 — 31 августа 2002)
Россия (1 сентября 2002 — 31 декабря 2009)
Родственные телеканалы Флаг России Москва 24
Флаг России Моя планета
Флаг России Наука
Флаг России Россия-24
Флаг России Культура
Флаг России РТР-Планета
Флаг России Сарафан
Флаг России История
Флаг России Карусель
Флаг России Мультимузыка
Флаг России Мульт
Голос телеканала Юлианна Шахова (1996)[4]
Юрий Грымов (1996—1997)
Александр Гуревич (1997—1998)
Пётр Кулешов (1998—1999)[5]
Всеволод Абдулов (1998—2000)
Алексей Колган (1998—2000)[6]
Александр Клюквин (с 2000 года)[7]
Андрей Баршев (2000—2006)[8]
Борис Репетур (2002—2008)
Павел Ширшов (2008—2009)
Антон Зайцев (2009)
Анастасия Чернобровина (2009—2011)
Андрей Иванов (с 2010 года)
Алексей Ляпунов (2011)
Юрий Брежнев (2012—2013)
Владислав Копп (2012—2013)
Евгений Стрельцов (с 2014 года)
Слоган «Главный телеканал страны»
Сайт smotrim.ru
Онлайн
smotrim.ru/live  
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

«Росси́я-1» — общероссийский федеральный государственный телеканал, принадлежащий Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Вещает круглосуточно из Москвы. В анонсах и рекламных заставках упоминается как телеканал «Россия».

«Россия-1» является флагманским телеканалом ВГТРК. Имеет единые эфирные окна для всех региональных филиалов ВГТРК, в которых транслируются местные новостные блоки «Вести. Местное время» и программы собственного производства в блоках «Местное время. Суббота» и «Местное время. Воскресенье». В отдельных регионах (республики Башкортостан, Карелия, Татарстан, Удмуртия, республики Северного Кавказа и некоторые другие субъекты РФ с титульными нациями) выделены дополнительные эфирные окна для трансляции программ на национальных языках.

Телеканал имеет версию в формате высокой чёткости (на май 2020 года — только в одном дубле (+0) для зоны вещания «М»).

По состоянию на 2017 год на телеканале работало 335 человек[9].

История

За годы существования телеканала его программное наполнение и информационная политика претерпевали многочисленные изменения.

Россия HD

12 декабря 2012 года ВГТРК запустила тестовое вещание телеканала «Россия HD» в формате высокой чёткости HD на платформе «Континент ТВ»[10][11].

С 26 декабря 2012 года телеканал начал вещание на платформе «Триколор ТВ», а с 28 декабря на платформе «НТВ-Плюс». Официальный запуск телеканала состоялся 29 декабря 2012 года в 18:00 по московскому времени. Он транслировался многими операторами цифрового кабельного и спутникового телевидения России в базовом пакете телеканалов либо в пакете HD-каналов.

С момента начала вещания телеканала и до 30 июня 2016 года его программная сетка не дублировала телеканал «Россия-1», а формировалась из части передач производства ВГТРК в формате HD[12]. До 2015 года главным редактором телеканала являлся руководитель производственно-технологического департамента ВГТРК Алексей Земский[13].

С 1 июля 2016 года вещание телеканала было прекращено, а на его «кнопке» у операторов появился дубль телеканала «Россия-1» (+0) для зоны вещания «М» в формате HDTV.

Вещание

Телеканал «Россия-1» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[14], в рамках которого осуществляются врезки региональных ГТРК в программы телеканала.

Потенциальная аудитория телеканала составляет 98,5 % населения России[15]. Помимо территории России, вещание распространяется за рубежом телеканалом «РТР-Планета» на страны СНГ, а также Западную Европу, Ближний Восток, США[16].

Как преемник Второй программы ЦТ СССР РТР унаследовал его систему распространения по стране, имея дубли относительно московского времени «+0», «+2», «+4», «+6» и «+8». Но в 2000-е годы сетка поясных версий неоднократно изменялась: сначала телеканал имел дубли «+0», «+2», «+3», «+6» и «+9», с 1 апреля 2002 года из-за устаревшей системы спутникового вещания дубль «+2» прекратил вещание[17]. Однако с 7 июля 2003 года была восстановлена прежняя, до 2000 года, система поясного вещания, с дублями «+2», «+4», и «+8».

24 декабря 2017 года в эфире телепрограммы «Вести недели» было объявлено[18], что телеканал добавляет дополнительные часовые версии эфира. Таким образом, в новогоднюю ночь 2018 года телезрители всех 11 часовых поясах во всех 85 субъектах Российской Федерации увидели все программы телеканала, а также обращение президента России и бой курантов в полночь по местному времени, а не со смещением +1 или −1 час для телезрителей, проживающих в «нечётных» часовых поясах, так как на спутник были подняты только временны́е дубли «+0», «+2», «+4», «+6», «+8» для зон вещания М, Г, В, Б и А соответственно. После новогодней ночи система распространения вернулась к прежней схеме (с наличием поясных версий только с «чётными» часовыми поясами). Запуск версий для «нечётных» часовых поясов на постоянной основе произошёл ровно через год, 31 декабря 2018 года[19].

Доля аудитории

Доля аудитории — это соотношение зрителей определённой программы или канала ко всем, у кого в этот момент был включен телевизор.

В 2014 году аудитория канала в возрастной группе телезрителей, старше четырёх лет составляла 13,2 %, то есть среди всех россиян старше четырёх лет, кто включал телевизор около 13,2 % выбирали программы «России 1». В 2015 году — 12,7 %, в 2016 году — 12,9 %. Доля в базовой целевой аудитории возраста «Все 25+» в эти годы была 14,2 %, 13,8 % и 14,0 % соответственно. В 2016 году канал «Россия 1» впервые стал лидером рынка, обогнав «Первый канал» среди зрителей старше четырёх лет с показателями 12,9 % против 12,7 %. Самыми популярными программами в этом году были «Удивительные люди», «Новогодний парад звезд», «София», «Футбол. Чемпионат Европы» и «Финал Евровидения»[20][21][22].

Среднесуточная доля аудитории «Все 4+» в 2017 году составляла 13,2 %. Доля телесмотрения по целевой аудитории «Все 25+» равнялась 14,3 %. С января 2018 года целевой аудиторией «России 1» стали зрители старше 18 лет[23][24]. Самой просматриваемой политической программой была «60 минут», информационной — «Вести недели»[25]

Согласно исследованию РБК, проведённому по данным компании Mediascope в городах с населением от 100 тысяч человек, за 2018 год телеканал занимал первое место в возрастной группе всех зрителей старше четырех лет — среднесуточная доля составила почти 12,9 %, против 11,8 % у «Первого канала». В целевой аудитории «Зрители старше 18 лет» среднесуточная доля телесмотрения снизилась до 13,61 %[26].

По данным ECI Media Management на основе измерений Mediascope в 2019 году канал «Россия 1» сохранил лидерские позиции среди вещателей. Среднесуточная доля аудитории «Все 4+», проживающей в крупных городах с населением более 100 тысяч человек, составила 11,8 %[27].

В 2020 году были впервые представлены данные по всей России, а не только по крупным городам. Доля «России 1» среди зрителей старше четырёх лет по всей России составила 11,7 %, по городам с населением более 100 тысяч человек — 12,5 %; в целевой аудитории «Зрители старше 18» лет эти показатели равны 12,5 % и 13,2 % соответственно[28][29]. 31 декабря 2020 года телеканал смотрели в среднем 5,4 миллиона россиян старше четырёх лет, а в новогоднюю ночь с 22:00 31 декабря по 02:00 1 января — десять миллионов зрителей по всей России[29].

За первые одиннадцать месяцев 2021 года в категории «Все 4+» рейтинг «России 1» был равен 1,76 %, доля — 11,52 %. В целевой аудитории «Зрители 18+» доля была 12,27 %[30].

За весь 2021 год средняя доля телесмотрения составила 12,9 %. Среди ежедневных информационно-дискуссионных ток-шоу лидировали «60 минут с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым» и «Вечер с Владимиром Соловьевым». Наиболее востребованными информационными программами были «Вести недели с Дмитрием Киселёвым», «Вести в субботу» Сергея Брилева и эксклюзивная программа «Москва. Кремль. Путин». Самым популярным развлекательным проектом, который выходил раз в неделю, был «Привет, Андрей»[31].

Кинопроекты

Телеканал участвовал в съёмке и продвижении некоторых российских фильмов:

Руководители

Генеральные директора

С мая 1991 по июль 1996 года руководитель телеканала прописывался как его директор, с июля 1996 по апрель 1999 года — как директор телевизионного вещания ВГТРК. С марта 1996 по апрель 2002 года руководитель РТР также выполнял функции генерального продюсера[33][34][35][36] и главного редактора[37].

Директора продюсерского центра ВГТРК

Главные продюсеры

Программные директора

Главные режиссёры

Музыкальные оформители

Дирекции

Дирекция информационных программ «Вести»

Подразделение, которое занимается производством информационных программ. Изначально возникло как Дирекция информационных и общественно-политических программ «Вести»[63][64]. В 1999 году реорганизовано в отдельное ФГУП ГТК «Вести», в 2000 году — в ДИП «Вести» РТР (позже — ГТК «Телеканал „Россия“»). В 2016 году стала частью Объединённой дирекции информационных программ ВГТРК. В настоящее время на телеканале выходят её программы «Вести», «Вести недели», «Вести в субботу» и «Вести. Неделя в городе».

Ранее занималась производством программ «Контрасты», «Вести. Подробности»[65], «Репортёр»[66][67][68], «Вести в 11»[69][70], «Федерация»[71][72], «Зеркало»[73], «Пульс. Правительственные будни», «Красная книга», «Крестьянский полдень»[74], «Москва-Минск», «Международная панорама»[75], «Большой репортаж РТР»[76], «Вести-Москва», «Пролог», «Вести. Дежурная часть», «Специальный корреспондент», «Вести+», «Честный детектив», «Мир на грани», «Пятая студия», «Ревизор», «Вести. Дежурная часть. Спецрасследование», «Расследование Эдуарда Петрова» и др.

Руководители

Студия развлекательных телепрограмм

Создана в 1997 году на базе творческо-производственного объединения «Артель», в 2003 году стала частью Дирекции новых программ и специальных проектов. Занимается производством и курированием программ «Аншлаг»[88], «Измайловский парк», «Петросян-шоу», «Юмор! Юмор! Юмор!», «Дом культуры и смеха», «Парад юмора», «Веселья час», «Голубого огонька на Шаболовке»[89] и «Новогоднего парада звёзд», фестивалей «Славянский базар», «Песня года», «Новая волна», «Юморина», праздничных концертов, а также подготовкой к конкурсу «Евровидение»[90] (до 2013 года — и его детской версии[91]).

Ранее курировала проекты «Звёздная ночь в Камергерском»[92], «На Титанике», новогодние мюзиклы 2004—2014 и 2019 годов, фестивали «Юрмалина»[93] и «Детская Новая волна», программы «Городок», «Горячая десятка», «Утренняя почта», «Комната смеха», «Народный артист»[89], «Не скуЧАЙ!», «Вторая половина»[94], «Смехопанорама»[88], «Кривое зеркало»[88], «Субботний вечер», «Смеяться разрешается», «Место встречи», «Секрет успеха», «Сто причин для смеха», «Лучшие годы нашей жизни», «Добрый вечер с Максимом», «Фактор А»[95], «Вечерний квартал», «Рассмеши комика», «Один в один!», «Живой звук», «Хит», «Это смешно», «Главная сцена», «Улица Весёлая», «Мастер смеха», «Пригласите на свадьбу», «Ну-ка, все вместе!», «Ещё не вечер: Шоу Елены Степаненко» и др.

Руководителем студии с момента её создания по настоящее время является Александр Катанский, продюсером — Геннадий Гохштейн[96].

Режиссёры
  • Игорь Морозов (Хуан Ларра) (1997—2007)[97]
  • Сергей Широков (с 2007 года)[98]

Дирекция главных продюсеров

Начиная с 2002 года все проекты канала, за исключением информационных, спортивных и юмористических программ, находятся в подчинении у главного продюсера телеканала и курируются службами, входящими в данное подразделение. Руководители служб также имеют должности главных продюсеров и заместителей генерального директора.

Служба утреннего эфира

Подразделение, которое занимается подготовкой сюжетов и производством утренней информационно-развлекательной программы «Утро России». (ранее — «Доброе утро, Россия!»)

Руководители

Служба кинопоказа

Образована как самостоятельное подразделение в 1998 году. С момента своего основания до 2014—2015 годов занималась закупкой и доведением до эфира иностранной кинопродукции. В 2003—2007 годах находилась в подчинении у Дирекции программ как её Отдел кинопоказа. С 2008 года, после входа в Дирекцию главных продюсеров и закрытия Отдела кинопроизводства, занималась подготовкой и продюсированием многих отечественных фильмов и телесериалов, выходящих на канале. После её закрытия в сентябре 2019 года её полномочия были переданы уже существующей Дирекции телекино, которую возглавила продюсер компании «Москино» Мария Ушакова[102].

Руководители

Служба документальных фильмов

Образована в 1999 году, в Дирекцию главных продюсеров входит с 2002 года. Специализируется на подготовке и доведении до эфира документальных фильмов.

Руководители

Служба цикловых и тематических программ

Подразделение было основано в сентябре 2003 года и занималось разработкой и доведением до эфира познавательных и развлекательных программ, а также ток-шоу и специальных проектов. Среди запущенных и курируемых передач: «Спокойной ночи, малыши!», «Мусульмане», «Военная программа», «Вся Россия», «Мой серебряный шар», «Субботник», «Форт Боярд», «Частная жизнь»[112], «Суд идёт», «Сельский час», «Формула власти», «Танцы со звёздами» (изначально)[113], «Великолепная восьмёрка», «Танцы на льду», «Ступени», «Ты — то, что ты ешь», «50 блондинок», «Как найти мужа?»[114], «Феномен»[115], «Звёздный лёд», «Ты и я», «Подари себе жизнь», «Кто хочет стать Максимом Галкиным?», «О самом главном» (изначально), «Девчата», «Поединок» (изначально), «Стиляги-шоу», «С новым домом!», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» (изначально), «Минутное дело», «Погоня», «Битва хоров»[116], «Большие танцы», «Наш выход!», «Клетка» и «Артист». Упразднена в сентябре 2015 года[117]. Руководителем службы являлся Искандер Хакимов[118].

Служба сериалов прайм-тайм

Создана в 2007 году. Занимается продюсированием крупных российских многосерийных проектов, выходящих в 21:00. Среди наиболее известных: «Доярка из Хацапетовки», «Приказано уничтожить! Операция „Китайская шкатулка“», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Исаев»[119], «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Земский доктор», «Жизнь и судьба»[120], «Братья по обмену», «Шерлок Холмс», «Екатерина», «Письма на стекле», «Сын за отца», «Людмила Гурченко», «Тихий Дон», «Следователь Тихонов», «Доктор Рихтер» и др. Руководителем студии с момента её создания является Екатерина Ефанова[121].

Служба предпраймовых сериалов

Создана в 2009 году. Занималась продюсированием российских сериалов, выходивших по будням и по выходным в дневное время. Среди запущенных проектов: «Ефросинья», «Институт благородных девиц», «Семейный детектив», «Кровинушка», «Тайны института благородных девиц», «Пока станица спит», «Сердце звезды», «Чужое гнездо», «Последний янычар» и др. Упразднена в декабре 2015 года. Бессменным руководителем подразделения был Алексей Целихин[122].

Служба специальных линейных проектов

Образована в 2011 году. Подразделение, занимающееся производством ток-шоу «О самом главном», «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Воскресный вечер („Вечер“) с Владимиром Соловьёвым», «60 минут», «Привет, Андрей!» и «Судьба человека». Ранее производила программы «Поединок», «Исторический процесс»[123], «Специальный корреспондент», «Брачное агентство Николая Баскова»[124], «Дело X. Следствие продолжается», «Загадка судьбы», «Вести.doc», «Команда»[125] и «Далёкие близкие».

Руководители

Отдел кинопроизводства

Подразделение образовано в марте 2000 года[129] как Служба кинопроизводства, с 2003 года находилось в подчинении у Дирекции программ как её Отдел кинопроизводства. Занималось производством многих отечественных сериалов, среди которых «Каменская»[130], «Семейные тайны», «Воровка», «Бригада»[131], «Идиот», «Линии судьбы», «Мастер и Маргарита»[132], «Ликвидация» и др., а также ток-шоу «Панорама кино»[133]. Руководил данным подразделением Валерий Тодоровский[134][135]. Основным производителем сериалов для канала в то время являлась фирма Тодоровского «Рекун-ТВ»[136]. После закрытия отдела в конце 2007 года его полномочия были переданы Дирекции кинопоказа.

Объединённая редакция спортивных телеканалов ВГТРК

Образована в 1991 году как творческо-производственное объединение «Арена». Непосредственное участие в создании объединения принимал Алексей Бурков[137][138]. В 1999 году объединение «Арена» было реорганизовано в Студию спортивных программ, в 2003 году, после запуска телеканала «Спорт», — в Объединённую редакцию спортивных программ (с 2010 года — телеканалов) ВГТРК. Занималась производством передач на спортивную тематику, телетрансляций и комментариев к ним[139], в частности — программ «Вести-спорт», «Футбол без границ», «Арена-спорт», «Спорт за неделю», «Футбол России» и др. Ликвидирована 30 сентября 2015 года[140][141].

Руководители
Заместители руководителя
Главные редакторы

Критика

Цензура, необъективность и ложные сообщения в информационных программах

  • Некоторыми журналистами критиковались выпуски программы «Вести» от начала сентября 2004 года о трагедии в Беслане за манипуляцию общественно значимой информацией. В частности, в одном из своих прямых включений тогдашний корреспондент программы Маргарита Симоньян упомянула цифру в «354 заложника», хотя истинное число их было известно изначально и составляло 1128 человек, а также о том, что «террористы не выдвигают требований» (при том, что на самом деле главное требование также было заранее озвучено, им был вывод российских войск из Чечни)[160][161].
  • В апреле 2007 года появилась информация о том, что телеканал подверг цензуре французский документальный фильм о подготовке последних нашумевших цветных революций под названием «Revolution.com. США: завоевание Востока»[162], выпущенный в сентябре 2005 года[163]. По информации газеты «Коммерсантъ» и французской стороны, в результате монтажа содержание фильма было сильно изменено: из него были убраны все нежелательные моменты и комментарии, упоминания оппозиционных организаций, эпизоды, отснятые в российской столице, а также фамилия одного из авторов — Манон Луазо[162]. По подсчётам «Коммерсанта», в перемонтированной версии, показанной на «России» 15 апреля 2007 года, фильм шёл 48 минут с 20:46 до 21:34 (из-за чего пришлось сократить хронометраж шедшей перед фильмом программы «Вести недели» с 1 часа до 45 минут), в то время, как в оригинале фильм шёл 53 минуты 40 секунд[162]. Представители российского телеканала заявили, что фильм был обрезан по предварительному соглашению с французской стороной, а титры были такими же, какими их предоставили французы[162]. Представитель французского агентства САРА в свою очередь же отметил, что телеканал «Россия» нарушил условия жёсткого контракта, по которому в данный фильм не должны были быть внесены никакие изменения[162].
  • В марте 2011 года протоиерей Вячеслав (Пушкарёв), заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви, дал оценку позиции телеканала в освещении конфликта в Ливии:
«…два месяца тому назад Каддафи был надёжным партнёром России, теперь он стал «диктатором» и «убийцей собственного народа». Какая метаморфоза! При всём этом очевиден однобокий подход к освещению проблемы. Наши телеканалы выбрали для себя линию подражания западным СМИ… Получается, что наши журналисты и редакторы являются сторонниками мятежей и государственных переворотов и им наплевать на конституционный строй?.. Наши центральные СМИ пошли на поводу у политики и, нарушая основные нормы журналистской этики, показали всему миру и нам высочайший уровень своего собственного непрофессионализма и ангажированности. Ведь они бессовестнейшим образом стали использовать методику двойных стандартов в своей «работе»… Найдут ли наши СМИ, а особенно канал «Россия» и «Первый канал», в себе силы и решимость признаться в нечестности и попросить прощения у ливийского народа и его лидера? Сомневаюсь»[164].
  • В июне 2013 года МИД Туркменистана обвинил телеканал «Россия-1» и специального корреспондента Евгения Поддубного в непрофессионализме за репортаж «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов» в котором демонстрировались кадры, в которых присутствует якобы гражданин Туркменистана, некий Ровшан Газаков, боевик-командир подрывников[165]. В заявлении МИД Туркменистана отмечается[166]:
«…что подобного рода репортажи, основанные на недостоверной информации, не соответствуют духу позитивно развивающихся туркмено-российских отношений, являются нарушением элементарных норм журналистской этики и рассматриваются туркменской стороной как попытки дезинформировать зрительскую аудиторию».

В самом репортаже пленные члены террористической группировки утверждают, что они приехали из Туркменистана[167]. По данным ряда сетевых СМИ ещё до выхода в эфир телеканала «Россия-1» сюжета «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов» спецслужбы Туркменистана располагали информацией о задержанных в Сирии террористах, кроме того, сотрудники туркменских силовых структур вели активные поиски сообщников членов группировки «Фронт ан-Нусра» в Туркменистане[168].

  • 28 июня 2013 года немецкий общественный телеканал ZDF опроверг обвинения канала «Россия» в оплате поддержки Pussy Riot на немецком гостелевидении. ZDF пришлось отвечать в эфире на чистом русском языке, чтобы избежать трудностей перевода[169].
  • В вышедшей в эфир 28 ноября 2014 года программе «Специальный корреспондент» для демонстрации «аморальности» западных ценностей в области воспитания детей был использован видеоматериал с изображением обнажённых мужчин[170][171][172]. При этом в кадре российского эфира звучал вопрос: «Должна ли детская комната выглядеть таким образом?». 2 декабря 2014 года стало известно, что компания Fathead[en] (США) объявила о намерении судиться с телеканалом «Россия-1», так как на самом деле в оригинале данного видеоролика использовалось изображение монстр-трака[173].
  • 23 мая 2015 года в эфир вышел документальный фильм «Варшавский договор. Рассекреченные страницы», в котором утверждалось, что вторжение войск СССР и стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году было дружественным шагом для защиты страны от угрозы переворота, поддерживаемого Западом и Североатлантическим альянсом[174]. Министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек вызвал посла России Сергея Киселёва для объяснений по поводу этого документального фильма, в МИД Словакии обвинили канал в попытке фальсификации исторических фактов[175][176]. В свою очередь руководитель дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил о соответствии фильма всем канонам журналистики и соблюдении этических норм[177].
  • 10 апреля 2016 года в эфире программы «Вести недели» её ведущим Дмитрием Киселёвым был представлен отрывок из фильма Евгения Попова «Эффект Браудера», премьера которого была назначена на 13 апреля. Согласно фильму, российский политик Алексей Навальный с 2007 года сотрудничал с основателем Hermitage Capital Уильямом Браудером в рамках операции «Дрожь» по подрыву конституционного строя в России[178], которая была разработана ЦРУ ещё в 1986 году[179]. СМИ обратили на ряд странностей, часть из которых была исправлена журналистами ВГТРК: переписка сотрудников иностранных спецслужб на английском языке имела орфографические и грамматические ошибки, один из документов подписан уже ушедшим к тому времени сотрудником спецслужб[180], в переписке есть ответы на вопросы, заданные через несколько лет, голоса Ильи Пономарёва и Навального из аудиозаписи не соответствуют этим политикам (или их невозможно опознать[181][182][183]). Помимо прочего, аудиозапись их разговора сопровождалась шипением, характерным скорее для стационарного телефона, а не для Skype, как то утверждали авторы[184]. Кадры, отснятые каналом в офисе «Фонда борьбы с коррупцией» в Москве, в сюжете «Вестей недели» сопровождались всплывающей плашкой «Киев, Украина»[185]. Сам Навальный, оценивший содержание фильма как выдумку[179], пообещал подать в суд на Дмитрия Киселёва и Евгения Попова по статье «клевета», а также направил в ФСБ запрос с просьбой изъять и проверить на подлинность материалы, которые стали основой фильма Евгения Попова[186].
  • В эфире программы «Вести недели» от 3 июня 2018 года сюжет о визите российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Пхеньян 31 мая[187] был проиллюстрирован изображением, на котором лидеру КНДР Ким Чен Ыну была пририсована улыбка[188]. На официальном снимке она не отображалась, вследствие чего возникло предположение, что редакторы телеканала прибегали к компьютерному фотомонтажу. Ведущий Дмитрий Киселёв после эфира заявил, что «редакция не пользовалась никакими инструментами для редактирования снимка», а во время встречи политиков было сделано большое количество снимков с разными мимическими фазами[189].

Псевдонаучные документальные фильмы

В 2006 году фильм этого канала «Великая тайна воды» вызвал огромный резонанс в обществе, многочисленные споры и критику представителей Русской православной церкви, обвинивших создателей в оккультном и эзотерическом содержании, выдаваемом за науку, а также в дезориентации верующих[190][191]. Георгий Белодуров отметил, что большинство участвующих в фильме «академиков» являются академиками РАЕН[191]. Комиссия по борьбе с лженаукой Российской академии наук крайне резко отозвалась о фильме. В бюллетене комиссии отмечается:

«В апреле 2006 г. телеканал «Россия» показал мастерски снятый фильм «Великая тайна воды», который иначе как пасквилем на мировую науку назвать нельзя. В конце 2006 г. фильм получил три премии «ТЭФИ». Тем самым телевизионных дел мастера убедительно продемонстрировали, что для них самое главное — рейтинг, даже если он достигается ценой грубого обмана. А то, что при этом совершенно беззастенчиво попирается наука, что людям навязываются средневековые представления, организаторам премиального балагана безразлично…»[192]

Освещение событий на Украине

В выпуске телепрограммы «Вести недели» от 8 декабря 2013 года Дмитрием Киселёвым была искажена хронология событий на Евромайдане. По версии телеканала «Россия-1», события на улице Банковой, которые были названы «предысторией крови, которая пролилась»[193], предшествовали силовому разгону Евромайдана, что не соответствует действительности[194]. 15 декабря, в следующем выпуске программы, Дмитрий Киселёв признал допущенную ошибку[195].

25 февраля 2014 года Российская общественная коллегия по жалобам на прессу нашла в сюжете «Украинское вече. Евромайдан: по стопам „цветных“ революций» программы «Вести недели» от 8 декабря 2013 года признаки пропаганды. Члены коллегии признали материал «подгонкой жизни под пропагандистскую „колодку“», сюжет о Майдане в целом, по их мнению, характеризуется «оскорбительно низким качеством» и рассчитан на «неразборчивость, нетребовательность и всеядность информационно зависимой части российского общества». Реплики Киселёва, прозвучавшие в ходе сюжета, коллегия назвала «установочными обобщениями»[196].

1 марта 2014 года в программе «Вести в субботу» был показан сюжет о якобы перестрелке в Симферополе[197], в котором показали «украинских боевиков» с закрытыми лицами и тела российских военных, лежавших неподвижно на земле. Однако зрители обратили внимание на то, что показанные «бандеровцы» были вооружены новейшими российскими автоматами АК 100-й серии и гранатомётами РГ-94, которые состоят на вооружении только в российской армии. Также под «трупами» российских военных в камуфляже не было следов крови. Свидетели съёмок репортажа — съёмочная группа крымскотатарского телеканала ATR — при выяснении событий «перестрелки» были избиты неизвестными. По словам крымскотатарских журналистов, на самом деле в результате стрельбы не было никаких человеческих жертв[198].

10 апреля 2014 года в программе «Вести» вышел сюжет о пострадавшем на Украине от рук радикалов стороннике федерализации, которого зовут Андрей Петков, и у которого диагностировали ожог лица, сотрясение мозга и перелом голени. Однако в этот же вечер, но ранее, в программе «Чрезвычайное происшествие» на НТВ вышел сюжет, в котором журналистам телеканала удалось пообщаться с гражданином Германии Андреем Петховым, получившим ранение во время столкновений у стен обладминистрации города Николаев. Человек заявил, что он был «наёмником Майдана», готовивший к силовым акциям группу из 50 бойцов из Западной Европы. Они выступали на стороне «Правого сектора» и должны были покалечить мирных митингующих. В обоих случаях перед зрителями предстал один и тот же человек, пластырь на носу которого и пятна зелёнки на подбородке были одинаковые[199][200]. Спустя 2 дня в выпуске «Вестей» снова подтвердили собственную версию о Петкове, сторонником которой оказался «народный мэр» Николаева, однако спустя неделю НТВ в новом сюжете со ссылкой на родственников Петкова сообщило о том, что тот стоит на учёте в психдиспансере, у него весеннее обострение и шизофрения. По мнению телеобозревателя Арины Бородиной, «эта история должна войти в учебники журналистики о том, до чего может довести пропагандистский раж[201]». Автор сюжета Антон Лядов продолжил работу на телеканале, став корреспондентом во Франции, и в мае 2016 года был уличён в приписывании интервьюируемым слов, которые они не говорили, в сюжете для программы «Вести недели»[202].

В середине мая в программе «Вести» телеканала в сюжете «Присяга под стволами» о боях под Славянском для демонстрации жестокости украинских военных были использованы кадры с убитым мужчиной из выпуска «Вестей» от 18 ноября 2012 года. Видеосюжет, откуда были взяты эти кадры, был посвящён новости о введении контртеррористической операции в Баксанском районе Кабардино-Балкарии[203][204]. Заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселёв заявил о том, что использование этих кадров было «случайной ошибкой», и исключил вероятность попыток манипуляции аудиторией со стороны журналистов[205]. Ведущий того выпуска «Вестей» Эрнест Мацкявичюс объяснил ошибку редакторов «издержками интернета», после обнаружения которой видео было удалено[206]. Стивен Эннис из службы мониторинга BBC, изучив репортажи «России-1» о боях в Широкино, сделал вывод, что российские журналисты вводят своих зрителей в заблуждение относительно происходящего там. Среди используемых приёмов он отметил манипулирование с видео- и фотокадрами, а также фальсификацию и искажение информации[207].

Критика со стороны литовских властей

В августе 2017 года телеканал «Россия-1» и его международная версия «РТР-Планета» подверглись критике со стороны Литовской комиссии по радио и телевидению за разжигание войны и ненависти посредством ряда передач, выходящих на этих каналах[208]. Литовские власти возмутились содержанием выпуска программы «Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 31 мая 2017 года, в ходе которого лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил «выдвинуть ультиматум прибалтийским государствам, чтобы те отвели все войска НАТО на 300 километров от границ России», а если они этого не сделают, то — «принять определённые меры».

В ответ на обвинения глава Дирекции международных отношений ВГТРК Пётр Фёдоров заявил, что все упрёки в адрес содержания таких программ являются несправедливыми, а мнения экспертов — «свободное выражение людьми своей точки зрения»[208].

Награды

  • Почётная грамота Совета МПА СНГ (26 ноября 2015 года, Межпарламентская ассамблея СНГ) — за активное участие в проведении международного телекинофорума «Вместе», вклад в укрепление дружбы между народами государств — участников Содружества Независимых Государств[209].

Примечания

  1. Как это было. Подпольные новости превратились в федеральный канал. Независимая газета (29 апреля 2011). Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 26 июля 2020 года.
  2. Телеканал «Россия» (Россия-1). Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (24 июня 2019). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения: 27 ноября 2015. Архивировано 29 сентября 2020 года.
  3. Как изменились рейтинги десяти крупнейших телеканалов за 2021 год. AdIndex.ru (10 января 2022). Дата обращения: 31 января 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  4. Юлианна ШАХОВА — цена Любви.... Журналист (1 марта 2004).
  5. Ставка больше, чем жизнь. Известный телеведущий никогда не участвовал ни в каком шоу. Родная газета (3 октября 2008).
  6. Голос за кадром: художественный образ или пропаганда. Эхо Москвы (20 октября 2007). Дата обращения: 29 декабря 2020. Архивировано 7 марта 2018 года.
  7. ЧЕЙ ГОЛОС ИГРАЕТ В ЯЩИКЕ?. Новая газета (21 сентября 2000).
  8. Привет, оружие! Обзор теленедели. Русский журнал (28 августа 2001). Дата обращения: 6 ноября 2018. Архивировано 7 ноября 2018 года.
  9. Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, проведённой в 2017 году в ГТК «Телеканал Россия».. Вести.Ru (2017). Дата обращения: 17 июля 2018. Архивировано 25 июня 2020 года.
  10. Россия HD. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (13 сентября 2012). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Дата обращения: 27 ноября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. Канал «Россия HD» — на «Континент ТВ» и «Телекарте»! | Континент ТВ (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2012. Архивировано 5 августа 2016 года.
  12. Телеканал «Россия HD» начал вещание. Дата обращения: 30 декабря 2012. Архивировано 31 декабря 2012 года.
  13. Стартовало официальное вещание Россия HD. Сайт «Кабельщик» (20 декабря 2012). — Новости. Дата обращения: 25 июля 2016. Архивировано 28 апреля 2017 года.
  14. Все материалы:: Минкомсвязь России. Дата обращения: 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  15. РТР Медиа - РОССИЯ 1. Дата обращения: 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  16. Телеканал «Россия-РТР». Дата обращения: 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  17. С добрым утром, малыши. Миллионы российских телезрителей заблудились во времени. Дата обращения: 11 июля 2022. Архивировано 18 ноября 2004 года.
  18. Секунда в секунду: "цифра" помогла решить проблему 11 часовых поясов. Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  19. 31 декабря "Россия" развернет вещание для всех часовых поясов страны. Дата обращения: 23 декабря 2018. Архивировано 23 декабря 2018 года.
  20. В 2016 году по аудитории телеканал "Россия 1" впервые обогнал Первый канал, Вести (9 января 2017). Архивировано 9 мая 2021 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  21. «Россия 1» впервые обошла по аудитории «Первый канал» по итогам года, РБК (9 января 2017). Архивировано 3 апреля 2022 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  22. Роспечать: Как изменилась аудитория российского телевидения. AdIndex. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 25 августа 2018 года.
  23. Mediascope определила самый популярный российский телеканал 2017 года, РБК (5 января 2018). Архивировано 3 апреля 2022 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  24. Телеканал «Россия 1» сменит целевую аудиторию в следующем году. AdIndex. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 3 апреля 2022 года.
  25. Лидером телеэфира в 2017 году оказался телеканал "Россия". Российская газета. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 1 апреля 2022 года.
  26. Как изменился топ-5 популярных каналов по итогам года, РБК (7 января 2019). Архивировано 3 апреля 2022 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  27. «Россия 1» в четвертый раз подряд стала самым популярным вещателем, РБК (7 января 2020). Архивировано 26 января 2022 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  28. «Первый канал» в пятый раз уступит «России 1» звание самого популярного, РБК (7 декабря 2020). Архивировано 26 января 2022 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  29. 1 2 Как изменились рейтинги десяти крупнейших телеканалов за 2021 год. AdIndex. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 30 января 2022 года.
  30. Как россияне смотрели телевизор в 2021 году. Инфографика, РБК (23 декабря 2021). Архивировано 5 февраля 2022 года. Дата обращения 1 апреля 2022.
  31. Телеканалы "Россия" и Первый стали самыми популярными в 2021 году. Российская газета. Дата обращения: 1 апреля 2022. Архивировано 27 января 2022 года.
  32. Харюнин, Георгий. Опубликован первый постер фильма «Экипаж». Сайт «Фильм Про» (Filmpro.ru) (31 марта 2015). — Журнал. Дата обращения: 21 сентября 2015. Архивировано 16 октября 2015 года.
  33. Посол науки. Российская газета (20 февраля 1998). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  34. На кинофестивале в Сочи. Борьба самолюбий затихает только в буфете. Коммерсантъ (6 июня 1996). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  35. 1 2 Парфенов. Коммерсантъ (22 апреля 1997). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  36. Утверждено новое руководство РТР. Известия (16 апреля 2002). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано 6 марта 2016 года.
  37. Александр Акопов, главный редактор РТР (рус.), ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» (24 декабря 1997). Архивировано 8 августа 2014 года. Дата обращения 15 августа 2013.
  38. Ушёл из жизни бывший главред "Ленсмены" Сергей Подгорбунский. Forbes (9 февраля 2014). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 19 мая 2021 года.
  39. Реформы на ВГТРК. Российский канал больше не хочет быть вторым. Коммерсантъ (18 сентября 1996). Дата обращения: 5 апреля 2015. Архивировано 11 апреля 2015 года.
  40. Гендиректор РТР Александр Акопов подал в отставку. NEWSru (20 февраля 2002). Дата обращения: 24 февраля 2013. Архивировано 28 июля 2013 года.
  41. Гендиректором РТР стал Антон Златопольский. Коммерсантъ (16 апреля 2002). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  42. "Мы с Добродеевым в одной лодке". Первое интервью нового гендиректора РТР. Коммерсантъ (17 апреля 2002). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  43. Павел Корчагин. Краткая биография. Вести.ру (19 апреля 2002). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  44. Павел Корчагин: «Один из американских продюсеров решил, что это провокация КГБ». Техника кино и телевидения (8 сентября 2020). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 25 августа 2021 года.
  45. «Сериалов на ОТР не будет. Их пока не на что снимать». Известия (18 октября 2012). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  46. НОВОСТИ ВГТРК. Новый взгляд (29 мая 1996). Дата обращения: 26 июня 2017. Архивировано 14 июля 2019 года.
  47. "Россия" перестраивается. Итоги (22 апреля 2002).
  48. Руководитель «Кукол» Василий Григорьев назначен главным продюсером телеканала «Россия». NEWSru (18 марта 2003). Дата обращения: 24 февраля 2013. Архивировано 28 июля 2013 года.
  49. Шумаков Сергей Леонидович. Общероссийский государственный телеканал «Культура». — Лица — Руководство телеканала. Дата обращения: 10 августа 2013.
  50. Медников Дмитрий Юрьевич. База данных «Лабиринт» — демо-версия. Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано 8 августа 2014 года.
  51. Афанасьева, Елена. Не только столичное телевидение. Радио «Эхо Москвы» (19 июля 2015). — Телехранитель. Дата обращения: 26 июля 2015. Архивировано 22 июля 2015 года.
  52. Алексеев, Михаил. Не просто спорт: «Танковый биатлон» станет ещё зрелищнее. Russia.tv (23 июля 2015). — Новости. Дата обращения: 26 июля 2015. Архивировано 23 июля 2015 года.
  53. Смирнов Андрей Вадимович. ProfiCinema. Дата обращения: 24 ноября 2017. Архивировано 23 сентября 2020 года.
  54. РТР укрепили сеткой и мылом. У Александра Акопова — два новых заместителя. Коммерсантъ (19 ноября 2001). Дата обращения: 9 августа 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  55. КУЧЕРЕНКО Евгений Святославович. Лабиринт (10 марта 2008). Дата обращения: 11 ноября 2017. Архивировано 11 ноября 2017 года.
  56. «Логотип канала значит уже гораздо меньше». Коммерсантъ (8 января 2017). Дата обращения: 9 января 2017. Архивировано 9 января 2017 года.
  57. ТЕЛЕНОВОСТИ ОТ… — Общество — Новая Газета. Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  58. Участниками акции "ЯРоссия" в Калининграде стали свыше 700 человек. Vesti.ru (11 июля 2016). Дата обращения: 23 мая 2018. Архивировано 24 мая 2018 года.
  59. Официальный сайт Антона Батагова — раздел «Реклама и ТВ». Дата обращения: 24 апреля 2022. Архивировано 2 февраля 2020 года.
  60. Официальный сайт Антона Батагова — раздел «Жизнь». Дата обращения: 4 июля 2015. Архивировано 29 июня 2015 года.
  61. Об Александре Петрунине — «Он был как взрыв!» | Colta.ru. Дата обращения: 4 июля 2015. Архивировано 5 июля 2015 года.
  62. Официальный сайт Александра Салоида. Дата обращения: 4 июля 2015. Архивировано 26 сентября 2015 года.
  63. ЛИЛЛЕВЯЛИ Марина Николаевна. Лабиринт (20 ноября 2004). Дата обращения: 5 июля 2017. Архивировано 3 сентября 2017 года.
  64. Ирина Петровская. Последний из могикан. — Известия, 28 сентября 1996. — «С утра на даче, где живёт артист и где в тот день готовились к приему друзей, стали раздаваться звонки: "Это "Вести" (НТВ, ОРТ и т.д.)"... Особенно поразили вопросы двух милых девушек из "Вестей"... В конце концов жена Зиновия Ефимовича [Гердта] Татьяна Александровна не выдержала и отчитала юных корреспонденток: как можно ехать на съемку человека, ничего о нем не зная?!...».
  65. Информация без нотации. Российская газета (6 февраля 1998). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  66. Фонд помощи хосписам «Вера». Первые хосписы в России съёмка 1994 года. YouTube (25 мая 2015). — «14:28-14:33 — Студия "Репортёр", 1994. Дирекция информационных программ». Дата обращения: 14 июля 2021. Архивировано 16 июля 2021 года.
  67. Специальные репортажи для "Вестей". Российская газета (13 февраля 1998). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  68. МИХАИЛ ДЕГТЯРЬ ЕСТ, СПИТ И ЛЮБИТ, КАК РЕПОРТЕР. ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ В РАДИОЭФИРЕ (недоступная ссылка). Новая газета (28 марта 2002). Дата обращения: 17 мая 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  69. Нам с крыши видно всё.... Российская газета (30 декабря 1995). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 23 мая 2021 года.
  70. Крыша для романтиков. Российская газета (4 октября 1996). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  71. "Федерация" находит адресата. Российская газета (27 февраля 1998). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  72. "Парламентарий" в роли парламентёра. Российская газета (6 ноября 1997). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  73. Все решают кадры. И деньги. Чтобы догнать конкурентов, каналу "Россия" необходимо увеличить финансирование втрое. Сегодня (29 апреля 2000).
  74. День России вместе с "Российской газетой". Российская газета (26 сентября 1997). Дата обращения: 31 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  75. 10 лет спустя Александр Гурнов реанимирует "Международную панораму". Сегодня (3 июня 2000).
  76. Елена МАСЮК РЕШИЛА ПОКИНУТЬ НТВ ЕЩЁ В МАРТЕ. Антенна-Телесемь (12 июня 2000).
  77. Службу новостей телеканала «Рен-ТВ» возглавил гендиректор государственного «Радио России». Информационное агентство NEWSru.com (11 апреля 2007). Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  78. Отсчет утопленников. С уходом Сванидзе и Пономарева РТР потеряет лицо. Сохранит ли его правительство и президент.... Известия (16 февраля 1999). Дата обращения: 21 января 2021. Архивировано 29 января 2021 года.
  79. Раф ШАКИРОВ открывает карты. Новая газета (14 февраля 2000). Дата обращения: 25 июля 2020. Архивировано 25 июля 2020 года.
  80. Таратута, Юлия. В журнале The New Times идёт редакторская правка, Газета «Коммерсантъ», № 135 (1 августа 2007), С. 5. Архивировано 22 февраля 2014 года. Дата обращения 15 февраля 2014.
  81. Из "Вестей" пропавший. В информационной службе РТР сменился генеральный директор. Коммерсантъ (3 октября 2000). Дата обращения: 5 апреля 2015. Архивировано 8 июля 2017 года.
  82. Мила Кузина. У «Вестей» новый руководитель. «Известия» (16 июля 2004). — Культура. Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
  83. Главный редактор «Вестей» смещён c должности. Lenta.ru (3 июня 2002). Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  84. Владимир Кулистиков. Биография. «РИА Новости» (20 мая 2012). — Справки. Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
  85. Участники встречи с руководством и членами коллектива Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Президент Российской Федерации, официальный сайт (13 мая 2006). Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано 11 августа 2014 года.
  86. Евгений Ревенко возглавит дирекцию информационных программ «России-1». Lenta.ru (25 октября 2012). Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано 16 августа 2013 года.
  87. В ВГТРК поступила новая информация. Госхолдинг реорганизует новостную службу (недоступная ссылка). Коммерсантъ (8 июля 2016). Дата обращения: 9 июля 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  88. 1 2 3 Смех и деньги. Forbes (3 февраля 2005). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  89. 1 2 Красно-бело-голубой огонек. Огонёк (16 декабря 2005). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  90. Сестры Толмачевы решили штурмовать «Евровидение» песней Филиппа Киркорова. День рождения поп-короля пал жертвой евродолга. Московский комсомолец (18 марта 2014). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  91. На детское "Евровидение" от России поедет москвичка Валерия Енгалычева. 13-летняя девочка серьезно рассчитывает на победу. Комсомольская правда (3 июня 2012). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  92. РТР хочет, чтобы все позабыли «Старые песни о главном». Коммерсантъ Деньги (3 декабря 1997). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  93. СМИ: Задорнов + Пугачева = новый скандал. Утро.ру (20 июля 2004). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  94. Игорь Николаев женится в отместку Наташе Королевой?. Комсомольская правда (28 августа 2003). Дата обращения: 7 июня 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  95. "Фактор "А" сказал "Б". Вести-Москва (2 февраля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  96. Фестиваль «Юморина» выдаст в Сочи рекордный объем шуток. Вести-Сочи (17 сентября 2015). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 26 сентября 2020 года.
  97. Леонтьев не любит съёмки сзади, а куры боятся Долину. О тайнах и курьёзах закулисья телевизионных концертов нам рассказывает главный режиссёр отдела спецпроектов Российского телевидения Хуан Ларра. Комсомольская правда (26 марта 2001). Дата обращения: 14 марта 2018. Архивировано 14 марта 2018 года.
  98. Десять секретов "Голубого огонька". Vesti.ru (26 декабря 2008). Дата обращения: 14 марта 2018. Архивировано 14 марта 2018 года.
  99. Александр ОЛЕЙНИКОВ: «Мне есть чем гордиться и чего стыдиться» — Известия Архивная копия от 25 апреля 2021 на Wayback Machine 30 августа 2002
  100. "РОССИЯ": ДОБРОЕ УТРО НАЧНЕТСЯ ПОСЛЕ ПОЛУНОЧИ. ТВ Дайджест (10 сентября 2004). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 6 ноября 2019 года.
  101. Программа «Утро России» отмечает десятилетний юбилей. ТВ Дайджест (24 августа 2012). Дата обращения: 6 ноября 2019. Архивировано 6 ноября 2019 года.
  102. Производство кино на канале "Россия 1" возглавила Мария Ушакова. Кинобизнес сегодня (25 октября 2019). Дата обращения: 30 июня 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
  103. Второй канал опять меняет лицо. Коммерсантъ (21 августа 1998). Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано 8 октября 2017 года.
  104. СЕРИАЛЫ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ. Труд (28 июня 2001). Дата обращения: 1 января 2019. Архивировано 2 января 2019 года.
  105. Телевизионные кадры. Время новостей (20 ноября 2001). Дата обращения: 24 ноября 2017. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  106. Всё о современных российских сериалах. Часть 2 (недоступная ссылка). SNC (3 мая 2017). Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано 17 октября 2017 года.
  107. Режиссер-документалист Виталий Манский. Радио Свобода (7 августа 2005). Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 30 января 2018 года.
  108. Работа с документами. Российская газета (5 июня 2008). Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 12 августа 2020 года.
  109. Соловьёв Владимир Геннадьевич. Лабиринт. Дата обращения: 16 июня 2017. Архивировано 19 декабря 2017 года.
  110. Союз кинематографистов России провел Всероссийское совещание по развитию документального кино и возрождению кинолетописи страны. Министерство культуры Республики Бурятия (17 января 2018). Дата обращения: 10 апреля 2018. Архивировано 11 апреля 2018 года.
  111. В рамках 40-го ММКФ пройдет Московский питчинг дебютантов. Союз кинематографистов России (10 апреля 2018). Дата обращения: 10 апреля 2018. Архивировано 11 апреля 2018 года.
  112. Рассаживайтесь поудобнее в карете прошлого. Комсомольская правда (4 декабря 2003). Дата обращения: 9 октября 2017. Архивировано 9 октября 2017 года.
  113. Прямая речь. Почему Андрея Малахова заменили на Елену Проклову, или Прощальные гастроли «Принципа домино». МК-Бульвар (29 мая 2006). Дата обращения: 9 октября 2017. Архивировано 9 октября 2017 года.
  114. Би-би-си заинтересована в российском рынке СМИ. РИА Новости (27 февраля 2008). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  115. Александр Любимов бросил "Взгляд" вперед. И теперь с помощью экстрасенса Ури Геллера пытается повлиять на Олимпиаду. Российская газета (1 августа 2008). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  116. Осенью на федеральных каналах вышло более 350 премьер. Variety (15 февраля 2013). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  117. Как «Мусульмане» ушли с российского телевидения. Кавполит (29 января 2016). Дата обращения: 15 сентября 2017. Архивировано 16 сентября 2017 года.
  118. Программа "Мусульмане" - первое пятилетие. Совет муфтиев России (12 февраля 2007). Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано 8 октября 2017 года.
  119. От молодого Штирлица до страдающего Мессинга. Известия (1 сентября 2009). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  120. Виктор Матизен — Сергей Урсуляк. Выяснять отношения с социализмом. Искусство кино (12 декабря 2012). Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано 8 октября 2017 года.
  121. «Существуют два хороших человека: один перед телевизором, другой – в телевизоре». Cinemotion (9 сентября 2010). Дата обращения: 24 апреля 2022. Архивировано 4 декабря 2020 года.
  122. Игорь Щёголев вручил государственные награды представителям российских СМИ и работникам отрасли. Минкомсвязь России (3 ноября 2011). Дата обращения: 8 октября 2017. Архивировано 8 октября 2017 года.
  123. Третий - лишний. На канале "Россия 1" в новой программе "Исторический процесс" убрали судью. Российская газета (11 августа 2011). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 25 декабря 2017 года.
  124. Николай Басков соединит сердца на «России 1». ВГТРК запускает в эфир телесвата по следам телесвахи Первого канала. Известия (28 февраля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  125. Рамзан Кадыров ищет помощника через телевизор. Комсомольская правда (6 июля 2016). Дата обращения: 25 декабря 2017. Архивировано 26 декабря 2017 года.
  126. Продюсер «России 1»: Для «Прямого эфира» наступает новая история. Лениздат (4 мая 2013). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  127. Продюсер «Прямого эфира» не выдержала ухода Бориса Корчевникова с поста ведущего. Teleprogramma.pro (26 апреля 2017). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 5 июня 2019 года.
  128. Озвучена причина ухода Малахова с Первого канала: слишком много политики. Московский комсомолец (3 августа 2017). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 30 августа 2017 года.
  129. ТЕЛЕПУЗИКИ. МК-Бульвар (25 ноября 2002). Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  130. Как "замылить" сериал. Новые планы Российского канала. Сегодня (2 декабря 2000).
  131. Валерий Тодоровский: "Сериал не может быть элитарным, но он должен быть качественным". Film.ru (7 августа 2001). Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  132. «Мастер и Маргарита» и другие сериалы телеканала «Россия». Эхо Москвы (18 декабря 2005). Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  133. ВСЕ О КИНО. Труд (11 октября 2001). Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  134. Валерия Тодоровского в жизни интересует только кино. Антенна-Телесемь (2000). Дата обращения: 4 мая 2019. Архивировано 4 мая 2019 года.
  135. ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ: Я НЕ ВЛАСТЕН НАД "СТРАНОЙ ГЛУХИХ". Труд (9 августа 2001). Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  136. Снимают все. Коммерсантъ Business Guide (Киноиндустрия) (6 июня 2007). Дата обращения: 13 мая 2018. Архивировано 14 мая 2018 года.
  137. Ъ-Газета - «Он навсегда войдет в историю телевидения». Дата обращения: 29 марта 2013. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  138. 17 лет запуску канала «Спорт»: идею продавил Кикнадзе, готовились всего месяц, врубили вместо оппозиционного ТВС. Sports.ru (12 июня 2020). Дата обращения: 15 июня 2020. Архивировано 21 октября 2020 года.
  139. Монитор. "Милан" вновь увидим из Петербурга. Красная звезда (3 сентября 1994). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 1 февраля 2021 года.
  140. Сотрудникам спортивных телеканалов ВГТРК объявлено о массовом сокращении. NEWSru.com (1 июля 2015). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 7 июня 2021 года.
  141. Телеканал «Россия» уволил всех сотрудников спортивной редакции. Мир новостей (1 июля 2015). Дата обращения: 21 марта 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  142. Телекомментатор Геннадий Орлов: «Почему вас так беспокоят иностранные фамилии?». Спорт день за днём (6 июля 2012). Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  143. Владимир Гомельский: «Сделает сын что-то неправильно, я его уродом называю. Это мой лексикон». Eurosport (4 августа 2015). Дата обращения: 25 июня 2019. Архивировано 25 июня 2019 года.
  144. 20 лет на ТВ. Клуб поклонников Алексея Попова (12 мая 2012).
  145. ХОККЕЙ. ЗА БОРТИКОМ. Спорт-Экспресс (18 марта 2000). Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 22 октября 2021 года.
  146. На РТР стартовала «Формула-1». На Российском телевидении начался показ нового сезона самой престижной автомобильной гонки «Формула-1». Комсомольская правда (5 марта 2001).
  147. ФУТБОЛ. ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ФУТБОЛ НА ТВ. ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ. Спорт-Экспресс (21 июля 2001). Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 21 октября 2021 года.
  148. Дэвис. Русский — Известия. Дата обращения: 28 апреля 2019. Архивировано 1 июля 2016 года.
  149. Неизвестный герой. Дата обращения: 31 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  150. Комментировать матчи чемпионата мира на ВГТРК будут Стогниенко, Казаков, Трушечкин и Градиленко. Euro-Football.ru (29 мая 2010). Дата обращения: 3 марта 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  151. Дмитрий Анисимов: "ВГТРК не планирует показывать НХЛ". Советский спорт (16 августа 2013). Дата обращения: 1 декабря 2018. Архивировано 1 декабря 2018 года.
  152. Александр Тащин: "ВГТРК не собирается транслировать РФПЛ". Советский спорт (18 июля 2014). Дата обращения: 1 декабря 2018. Архивировано 1 декабря 2018 года.
  153. "Спартак"-"Карлсруэ" не покажут. Матчи "Спартака" с "Карлсруэ" мы можем не увидеть. Коммерсантъ (20 ноября 1997). Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  154. Сегодня "Спартак" играет не для российского зрителя. Коммерсантъ (12 августа 1998).
  155. Второй человек после Суареса. Часть 2. Спорт день за днём (2 апреля 2015).
  156. «Арену» отправляют на биржу труда?. Комсомольская правда (14 сентября 1999). Дата обращения: 13 декабря 2020. Архивировано 13 ноября 2021 года.
  157. На РТР появится баскетбол. Комсомольская правда (14 января 2002). Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 5 марта 2021 года.
  158. Победа, которую мы не увидели. Главные российские телеканалы плюнули в душу российским болельщикам, не показав финал Кубка Дэвиса. Комсомольская правда (6 декабря 2002). Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 18 января 2021 года.
  159. Дмитрий Губерниев возглавил «российский» спорт. Дата обращения: 21 сентября 2017. Архивировано 22 сентября 2017 года.
  160. Пятая колонка: зачем нагнетать или как российские каналы молчали про Кемерово. Настоящее время (26 марта 2018). Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано 8 января 2019 года.
  161. Беслан: вопросы без ответа. Радио Свобода (1 сентября 2015). Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано 8 января 2019 года.
  162. 1 2 3 4 5 «Россию» пугают крупными купюрами. ВГТРК обрезала французский фильм о цветных революциях. Коммерсантъ (20 апреля 2007). Дата обращения: 27 мая 2015. Архивировано 27 мая 2015 года.
  163. Чего испугалось российское телевидение. Расшифровка окончания фильма, не попавшего в эфир канала «Россия». Новая газета (18 апреля 2007). Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  164. Об информационной войне Архивная копия от 3 февраля 2012 на Wayback Machine // voskres.ru
  165. Туркменский МИД уличил российское ТВ в непрофессионализме. Архивная копия от 10 апреля 2021 на Wayback Machine // lenta.ru (25 июня 2013 года)
  166. Российский новостной канал дезинформировал аудиторию. Дата обращения: 15 августа 2015. Архивировано 9 мая 2016 года.
  167. Евгений Поддубный: «Сирийский джихад превращает оппозицию в радикалов». Архивная копия от 26 августа 2013 на Wayback Machine // vesti.ru (23 июня 2013 года)
  168. Спецслужбы Туркменистана открещиваются от «сирийского террориста», но активно разыскивают его подельников Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // fergananews.com (25 июня 2013 года)
  169. Кремлёвские СМИ опять попались на лжи // Росбалт
  170. Канал «Россия 1» использовал фейковое видео для демонстрации гей-пропаганды в США. Новая газета (30 ноября 2014). — «В рамках передачи «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия 1» 28 ноября был продемонстрирован сюжет, в котором использовалось смонтированное видео для демонстрации разложения западных ценностей. Запись передачи доступна на официальном сайте телеканала.». Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 2 декабря 2014 года.
  171. «Россия-1» увидела развратную Норвегию в фейковом ролике с порноплакатами игры Team Fortress 2 Архивная копия от 2 декабря 2014 на Wayback Machine «Tjournal», 30.11.2014
  172. Зеленский М. Канал «Россия 1» использовал фейковое видео как пример гей-пропаганды среди детей в США Архивная копия от 3 декабря 2014 на Wayback Machine // Slon.ru, 30.11.2014.
  173. Компания Fathead (США) намерена судиться с телеканалом «Россия-1». Радио «Свобода» (2 декабря 2014). — «Компания Fathead, специализирующаяся на выпуске спортивных и развлекательных переводных картинок, чьи интересы и авторские права были нарушены в российской телевизионной передаче, заявила, что не потерпит нарушений, допущенных в отношении её материалов и будет законными средствами добиваться наказания виновных.». Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 2 декабря 2014 года.
  174. Владимир Кара-Мурза-ст. Политзаказ выше здравого смысла. Собеседник (12 июня 2015). Дата обращения: 2 июля 2020. Архивировано 22 октября 2020 года.
  175. Словакия раскритиковала показанный на российском телевидении фильм о Пражской весне Архивная копия от 2 июня 2015 на Wayback Machine // NEWSru.com, 01.06.2015.
  176. ВГТРК отвергла претензии Чехии и Словакии к фильму «Варшавский договор» Архивная копия от 3 июня 2015 на Wayback Machine // РБК, 02.06.2015.
  177. «Это проблема Европы, а не России»: ВГТРК ответила Чехии и Словакии на критику российского фильма о Пражской весне Архивная копия от 2 июня 2015 на Wayback Machine // NEWSru.com, 02.06.2015.
  178. ВГТРК показала фильм о Навальном с «прослушкой» его телефонного разговора Архивная копия от 13 апреля 2016 на Wayback Machine // РБК, 13.04.2016.
  179. 1 2 Артём Филипенок, Илья Рождественский. ВГТРК назвала Навального платным агентом Браудера Архивная копия от 14 апреля 2016 на Wayback Machine // РБК, 10.04.2016
  180. Елена Мухаметшина. Разоблачительный фильм о Навальном — это реакция на панамское досье, уверены эксперты Архивная копия от 13 апреля 2016 на Wayback Machine // Ведомости, № 4053, 12.04.2016.
  181. Галя Скляревская. Росспропаганда начала наступление на Латвию Архивная копия от 24 апреля 2016 на Wayback Machine // «Детектор медиа», 14.04.2016.
  182. Фильм российского ТВ о Навальном: 4 причины сомневаться Архивная копия от 13 апреля 2016 на Wayback Machine // «Настоящее время», 11.04.2016
  183. Навальный сотрудничает с разведкой. Что в этом странного? Архивная копия от 13 апреля 2016 на Wayback Machine // «Meduza», 11.04.2016.
  184. «Вести недели» и «Время» получили ТЭФИ. Вспоминаем 5 главных фейков в исполнении сегодняшних лауреатов. The Insider (3 октября 2017). Дата обращения: 26 октября 2017. Архивировано 27 октября 2017 года.
  185. Навальный подал в суд на Киселёва за сюжет «Вестей недели». Политик намерен защищать свои честь и достоинство. Московский комсомолец (11 апреля 2016). Дата обращения: 16 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
  186. Настя Берёзина, Елизавета Антонова. Навальный попросил ФСБ проверить «секретные документы» из сюжета ВГТРК Архивная копия от 16 апреля 2016 на Wayback Machine
  187. Ким Чен Ыну в программе Киселёва "пририсовали" улыбку. Радио Свобода (4 июня 2018). Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 26 июня 2018 года.
  188. «Россия 1» пририсовала улыбку Ким Чен Ыну. Meduza (4 июня 2018). Дата обращения: 4 июня 2018. Архивировано 27 июля 2018 года.
  189. Дмитрий Киселёв отрицает, что в его программе пририсовали улыбку Ким Чен Ыну. Говорит Москва (радиостанция, 2014) (4 июня 2018). Дата обращения: 5 июня 2021. Архивировано 5 июня 2021 года.
  190. Пикалев А. «Плесень» — кушать подано! // сайт РАЦИРС
  191. 1 2 Белодуров Г. Фильм «Вода»: документальная ложь Архивная копия от 7 июля 2012 на Wayback Machine // Журнал «Нескучный сад»
  192. Э. П. Кругляков. Лженаука — путь в Средневековье. Бюллетень «В защиту науки», № 2. Дата обращения: 26 января 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  193. Дмитрий Киселёв. Украинское вече. «Вести недели». Выпуск от 08.12.2013 (8 декабря 2013). — Евромайдан: по стопам «цветных» революций. Дата обращения: 20 декабря 2013. Архивировано 20 декабря 2013 года.
  194. Дмитрий Киселёв наврал россиянам, что разгон Евромайдана был после штурма Банковой. Информационное агентство УНИАН (9 декабря 2013). — Последние новости. Дата обращения: 20 декабря 2013. Архивировано 21 декабря 2013 года.
  195. В России признали программу Киселёва о разгоне украинского Евромайдана «прямой дезинформацией» Архивная копия от 3 сентября 2014 на Wayback Machine // Обозреватель
  196. Коллегия по жалобам на прессу уличила Дмитрия Киселёва в пропаганде, Lenta.ru (25 февраля 2014). Архивировано 25 февраля 2014 года. Дата обращения 25 февраля 2014.
  197. Перестрелка в Симферополе 1 марта 2014 на YouTube
  198. Блогеры разоблачают ложь «Вестей»: «бандеровцы» вооружены новейшим российским оружием. Наша Ніва (2 марта 2014). Дата обращения: 2 марта 2014. Архивировано 2 марта 2014 года.
  199. Российские телеканалы уличили в искажении информации о событиях на Украине. Эхо Москвы (11 апреля 2014). Дата обращения: 18 декабря 2014. Архивировано 15 августа 2014 года.
  200. Два лица Петхова из Николаева: версии российского ТВ. Русская служба Би-би-си (11 апреля 2014). Дата обращения: 18 декабря 2014.
  201. Бородина А. Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды. Блог Снимок экрана. Forbes (3 июля 2014). Дата обращения: 18 декабря 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  202. Елена Серветтаз. «Непрофессионально и неубедительно» — Арина Бородина о «французском» сюжете ВГТРК Архивная копия от 4 февраля 2017 на Wayback Machine «RFI», 24.05.2016
  203. Владимир Кара-Мурза: Изгнание Радзинского и страх за путинский режим. Собеседник (28 мая 2014). Дата обращения: 2 июля 2020. Архивировано 8 августа 2020 года.
  204. «Россия 1» выдала видео с Северного Кавказа за съёмки «жертв» Нацгвардии Украины. Дата обращения: 18 мая 2014. Архивировано 18 мая 2014 года.
  205. Дмитрий Киселёв назвал «случайностью» кадры с Северного Кавказа в сюжете «России 1» про Украину. Дата обращения: 19 мая 2014. Архивировано 19 мая 2014 года.
  206. Александров, Даниил. «Россия 1» объяснила видео с Северного Кавказа в сюжете про Украину «издержками интернета». Сайт «Slon.ru» (20 мая 2014). — Быстрый Слон. Дата обращения: 20 мая 2014. Архивировано 21 мая 2014 года.
  207. Как российское ТВ обманывает зрителя про Украину Архивная копия от 8 сентября 2015 на Wayback Machine // «BBC Украина», 23.04.2015.
  208. 1 2 Владимир Кара-Мурза-ст.: "Культура" и Литва против пропаганды. Собеседник (1 сентября 2017). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 3 сентября 2017 года.
  209. Постановление Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 26 ноября 2015 года № 56 «О награждении Почётной грамотой Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств»

Литература

Ссылки